Последний День Помпея Картина
Давно знакома нам с вами картина Карла Брюллова ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ, но подробно мы её не рассматривали. Захотелось узнать её историю и рассмотреть полотно в деталях. Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея историю ее создания исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства. Картина «Последний день Помпеи» познакомила Европу с могучей русской кистью и русской натурой, которая способна в каждой области искусства достичь почти недосягаемых высот.
Как нельзя ярче эту идею отражает картина «Последний день Помпеи» имеющая в своей основе реальные исторические факты. Элемент несет главнуюидею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти. «последний день Помпеи» — одна из самых известных картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799 — 1852). Называется статья "Шедевр и трагедия или история одной картины" и посвящена гениальной картине Карла Брюллова "Последний день Помпеи". Сейчас картина Последний день Помпеи находится в городе Петербурге, в Русском музее.
В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи». Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением вРиме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины. Полотно «Последний день Помпеи» выставляется в зале 14 Михайловского дворца, где находятся и другие картины Карла Брюллова, а также несколько произведений Ивана Айвазовского («Девятый вал», «Волна» и другие)95.
Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи
В 1851 году картина «Последний день Помпеи», находившаяся до этого времени в Академии художеств, поступила в Эрмитаж19, где она находилась в зале русской школы. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Но кому именно они молятся. Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время, дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»103.
Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»155. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок.
Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского — об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»64. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»53. Страстный вулканолог, он был буквально влюблен в Везувий и даже построил на склоне вулкана виллу, чтобы с комфортом любоваться извержениями. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено.
Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»105108. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»111.
Оттого-то персонажи его картины разбиты на семейные группы. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»51. Поэты посвящали ему стихи. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия.
Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. На верхней площадке — там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»124. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)91. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Однако самым известным оказался Карл, написавший в1833 году полотно «Последний день Помпеи»— главное произведение своей жизни.
Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла.
М-7267. Г-176)135. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. И картины и мастера. Доминирующий цвет на картине – красный.
По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «избражает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»125. Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ97.
Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. При этом, по словам Амброзоли, в произведении Брюллова «все предметы расположены так прилично и соединены с такой уверенностью в искусстве, с такой свежестью и столь далеко от всякого рабского подражания, что каждый невольно принуждён сказать: вот художник, который абсолютно владеет своим искусством. »153. Художник родился в 1799 году в семье, которая, начиная с прадеда, была связана с искусством.
Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Жених уносит бесчувственную невесту. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма.
Упавших затаптывали идущие следом. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран.
Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень», – писали тогда в газетах. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года — в частном собрании)141. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Эти валы были сделаны из фанеры на деревянном каркасе, которая была обтянута искусственной замшей8990.
Картина «Последний день Помпеи»: описание
Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Вокруг рушатся здания.
После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Группа Плиния с матерью была введена художником под впечатлением свидетельств очевидца извержения Везувия — Плиния Младшего, который описал происходившие события в письме к историку Тациту. Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. — М., 1952.
По случаю прибытия живописца в помещении Академии художеств был организован праздничный приём, состоявшийся 11 июня 1836 года82. Весь город стекался дивиться ей»9. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой61 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»62. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины.
1827. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»64.
Сын скульптора французского происхожденияПоля Брюлло, Карл был одним изсеми детей всемье. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. 15734, также из собрания Остроухова)131132. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина — чудо. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года40: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи».
«Последний день Помпеи» картина Брюллова
Например, разрушения Содома или египетские казни. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)130. – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии.
Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»84. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Осознав, что эта группа может сыграть значительную роль для раскрытия замысла, в дальнейшем художник перенёс её на первый план, внеся изменения в жесты и позы матери и её дочерей104. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Это называется «КЛАССИЦИЗМ».
Описание картины «Последний день Помпеи»
Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»158. И был успех. Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»50. Трагически мрачен день катастрофы.
В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. На картине почти каждый пытается кого-то спасти, ободрить, поддержать. В сущности, художник совершил то, чему давно полагалось быть в исторической живописи и что было уже достигнуто в родственном жанре — в бытовой живописи (у А. Г. Венецианова) и в смежном искусстве — в литературе (в творчестве Пушкина и декабристов). Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами.
Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. После этого художник начал изучать исторические документы. За обильным пеплопадом полностью скрылось солнце и наступила кромешная тьма.
Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе69. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях74. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали.
Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. В ранних вариантах композиции мать, поднявшая руку к небу и её дочери находились на заднем плане и были показаны со спины. Рядом с лошадью расположилась толпа.
История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
Итальянский литератор Франческо Амброзоли издавший в 1833 году брошюру с подробным описанием полотна «Последний день Помпеи», писал, что картина Брюллова «заслужила всеобщее удивление» в Риме и Милане и «одна она была бы достаточна для того, чтобы составить славу великого живописца»152. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым, «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Центральная фигура холста — упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок.
Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»35 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины36. Каждый образ на картине уникален. К счастью, они спасаются. Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной.
«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
Эти красавцы – воины гордо прогуливались по улицам Помпеи, со смехом, читая надписи на стенах домов, которые им оставляли многочисленные поклонницы. Священник — «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»120. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67.
Навстречу им движутся обезумевшие от страха люди, которые, наоборот, пытаются найти спасение внутри гробницы. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей Доменико Марини103, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне — в Новгородском музее-заповеднике)121122. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Почему.
Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. В письме к Анатолию Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Лучшие представители русской культуры восторженно приветствовали прославленное полотно: А. С.
Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Кто мог их раскидать. Отзывы критиков ошеломляли. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы.
Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»164. В картине переплетаются две темы – высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. Им некому помочь. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «по правую сторону упавшей женщины — жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»105108.
Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины98. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монуменальной эпопеи»13.
И лишь немногим удалось спастись. Ж-5081)136137. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »58. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»83.
Последний день Помпеи: хроника событий
Люди и их реакция на происходящее показаны довольно однообразно. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании.
Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью64. Неподалёку от них стоит христианский священник. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»101.
Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. В одной из комнат были найдены скелеты женщины и собаки. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»60.
Последний день Помпеи – математика и искусство
На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »7980. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно6614. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке.
По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского8687. Гай Плиний, переживший всё это в облегченном варианте в Мезиме описывает случившееся: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »57. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти.
Брюллов, впервые посетивший раскопки в 1827 г., очень точно передал ощущение сопереживания событиям двухтысячелетней давности, которое охватывает всякого, кто приезжает в Помпеи: «Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы //. Засыпавший его пепел как бы снял слепок с его тела ученые залили в эту форму гипс и получили скульптурное изображение погибшего помпеянина. Можно себе представить, какой шум, какой грохот раздавался в засыпанном доме, когда оставленный в нем или отставший от других человек вдруг обнаруживал, что через окна и двери выйти уже нельзя он пытался прорубить топором проход в стене не найдя здесь пути к спасению, он принимался за вторую стену, когда же и из этой стены ему навстречу устремлялся поток, он, обессилев, опускался на пол. Дома, храм Изиды, амфитеатр – все сохранилось в неприкосновенном виде. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий.
Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова
Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами.
А где, как ни в Италии этим заниматься. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Народ неспешно занимался своими делами, обсуждая последние новости. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города.
Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне3641. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова — «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства».
Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень72. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей.
У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением — «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями.
Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. 24 августа начинался как самый обычный день в жизни Помпеи.
Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). «Мир все же гармоничен в своих основах» – это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте.
Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»156. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»2930.
Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"
Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи».
По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». собр. Его братья Павел, Иван иФедор тоже стали живописцами, абрат Александр— архитектором. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени70 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года71). Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники85. Девушка рядом несет светильник.
Описание картины последний день помпеи
Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). соч.
Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». «У Брюллова, — говорил Гоголь, — является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы» (Гоголь Н. В. Вместе с полотном, прибывшим в российскую столицу в июле, туда же была доставлена и заказанная в Париже золочёная деревянная рама16, причём владельцу картины пришлось ходатайствовать о беспошлинном пропуске холста, подрамника и рамы65. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова — будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Анны 3-й степени.
Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Полн. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»).
Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
Плиний проплыл мимо Геркуланума, людей на берегу в тот момент можно было еще спасти, но он стремился скорее увидеть извержение во всей красе. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья.
25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Искусствовед Магдалина Ракова писала, что в группе матери с дочерьми присутствуют и простота пластической конструкции и ясность психологической коллизии. Он (К. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.
О сюжете картины «Последний день Помпеи»
Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Вблизи вулкана слышался страшный грохот и происходили непрерывные подземные толчки, ощущавшиеся и в Мизено (примерно в 30 км от Помпеи), где находилась семья Плиния. Пустоты, которые образовались в лаве, сохранили контуры некоторых тел: вот с колесницы упала женщина, вот дочери и мать, вот молодые супруги. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю.
В начале января 1836 года77 (по другим данным, в конце декабря 1835 года78) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. С. 111. ). Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов). Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением.
Казалось, что город скрылся с лица земли. По мнению Амброзоли, сравнение таланта Брюллова с мастерством его знаменитейших итальянских предшественников вполне допустимо: в его полотне можно усмотреть и монументальность Микеланджело и грации Гвидо, «иногда художник напоминает Рафаэля иногда кажется, что в нём снова ожил Тициан». У него совсем не такая толпа, как на улице.
Каждый большой художник нарушает существующие правила. Они заглушают его своею красотою»150. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. В мире науки (историки-декабристы и представители буржуазной исторической школы) все, после 1812 года, говорили о народе. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»165. Он посещает раскопки.
В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Драматизма и напряжённости Брюллов достиг при помощи игры светотени и элементов романтизма, которые наблюдаются в позах и поведении людей. Автопортрет и портреты подруги. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. «Культура. РФ» вспомнила, как создавалось это полотно.
Анализ картины «Последний день Помпеи»
Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830 г. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»477. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Среди них — один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. ». Толпа беглецов.
На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. В июле 1827 года в путешествие из Рима в Неаполь отправился Карл Брюллов4. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»154.
Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. Был найден скелет человека поистине геркулесовского сложения он также оказался не в силах защитить жену и четырнадцатилетнюю дочь, которые бежали впереди него: все трое так и остались лежать на дороге.
Чувство сопереживания, охватывающее нас перед картиной, сродни тому, что мы испытываем в театре, когда происходящее на подмостках трогает нас до слез и слезы эти отрадны сердцу. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.
Выйдя за город, мы останавливаемся. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Т. 18. Под ударами заступа открывались картины гибели семей, ужасающие людские драмы. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».
Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас111. Герцен сравнивал неотвратимые силы природы с деспотической российской властью тем самым, он видел в картине иносказание и метафору, которые, возможно и не входили в сознательные цели художника74. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади.
А в 1862 году в Новгороде была поставлена скульптура лучшим деятелям культуры, посвященная тысячелетию России. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»46. Например, он не стал использовать набросок, на котором был нарисовал вор, снимавший украшения с упавшей женщины. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий.
Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»59. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные — юноши»114.
Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше.
В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции.
Фото шедевра в статье детально показывает, как молодой отец воздевает в мольбе руку к небу. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры.
В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»31. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. 3175)131. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника.
Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»5556. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.
Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri). В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках – свитки папируса, в мастерских – инструменты, в банях – стригилы (скребки). Карл метался между впитанной в Академии классикой с её идеально-возвышенными принципами и новой эстетикой романтизма. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года.
Описание картины Последний день Помпеи
Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких.
Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем.
«Последний день Помпеи»: история создания картины
Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»45. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»11996. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»3696.
Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа63 и другие. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже.
Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Идеальное начало Брюллов, в соответствии с эстетикой романтизма, находит не в сфере героических дел на благо отечества, а в мире личных, человеческих чувств. Стержень этот. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.
Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины.
Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развите человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей — художник попытался изобразить народ. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева. Критики дружно бранили Брюллова. «Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам.
Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»4344. Так, нарушив их и отказавшись от одного героя в центре картины, Брюллов сохранил все остальные: фронтальность и замкнутый характер композиции, ее деление в глубину на три плана, распределение действующих лиц по группам, скомпонованным в виде «академических треугольников».
Конечно, такая работа требовала много времени. Прибывшие туда картины и другие эспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура.
Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Извержение Везувия. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ73. Однако позднее и туда проникали серные пары.
Вот таким образом для картины позировали итальянцы, прямые потомки древних помпеян. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»120. Три года велась работа над огромным полотном.
На картине вам не удастся найти главного героя. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод — «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Россия торжествовала.
Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»
Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)139140. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины — упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»10596. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Внутри каждой царят любовь, верность, долг, великодушие.
Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».
Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Картина была подарена Демидовым Николаю I, который ненадолго поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции».
Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. Сыновья, которые уносят своего отца. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Зато вулкан оказал человечеству неоцененную услугу – он как бы законсервировал жизнь того времени, сохранив в первозданном виде жилища знати, стенные росписи, мозаичные полы, картины, цветы. Другого живописца — Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»28.
Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова.
Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Мать стремится укрыть детей. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его.
Где находится «Последний день Помпеи»
В 1832 году, незадолго до своей смерти, мастерскую Брюллова посетил шотландский писатель Вальтер Скотт, который провёл у полотна несколько часов. уже хорошо расчищена, что позволяло живописцу с максимальной точностью реконструировать на полотне архитектуру. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника — в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»150151.
Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. С этим связана и забота художника об исторической верности архитектуры, одежд, деталей и, разумеется, о национальном облике героев «Помпеи».
Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру.
Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы».
Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид — детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)116. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. И когда наконец люди поняли, что им угрожает, было уже слишком поздно. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана.
Описание настроения картины Последний день Помпеи
По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ142 2) графический эскиз из ГРМ133 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)143 4) 1-й графический эскиз из ГТГ144 5) живописный эскиз из ГТГ145 6) графический эскиз из МИХМ146 7) 3-й графический эскиз из ГТГ147 8) живописный эскиз из ГРМ148. Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья— и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила.
– лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». В различных проявлениях классического искусства очень часто изображались трагические сцены. Народ, гонимый страхом, / Под каменным дождём, под воспалённым прахом, / Толпами, стар и млад, бежит из града вон»74.
Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»75. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Вспышки молний освещают лишь передний план. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня — Юлия Самойлова34. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года.
Картина принесла Брюллову мировую известность. 3176). Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей.
Что пережили эти люди – закованные, беспомощные, в те часы, когда кругом все гибло. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель.
Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»136. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)
Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Может быть их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне.
Его там просто нет. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. Неизвестно, когда и каким будет следующее. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло.
Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»3696. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14.
Но в картине ощущается и еще нечто, противостоящее хаосу катастрофы: непоколебимый стержень в сотрясающемся до основ мире. Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Алесандрии»104. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Они былибы нестерпимы, еслибы явились ухудожника градусом ниже Брюллова, ноунего они облечены втугармонию идышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы». Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет.
- Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- На стыке классицизма иромантизма
- Брюллов-театральный постановщик
- Центральная и левая часть холста
- Коллекция Государственного Русского музея
По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»126. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Яркое солнце заливало улицы города. С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения».
Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов.
- Словари и энциклопедии на Академике
- ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
- Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»
К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. В них описан день, покрытый мглой, толпы мечущихся людей, не знающих, куда им бежать, крики, стоны. Ж-11809, поступил в 1992 году от В. П. Тарасова) — возможно, один из немногих сохранившихся живописных этюдов к картине138. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины.
По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.
Восприятие извержений Везувия как грандиозных спектаклей, поставленных самой природой, появилось уже в 18-м столетии – создавались даже специальные машины имитирующие извержение. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)80. Слухи об извержении тотчас долетели до Рима, все, кто мог, бросились в Неаполь — поглядеть на диковинное зрелище.
Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro». Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства.
Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла.
Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла.
Скульптор Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»4849. Какие муки должна была испытать эта собака, прежде чем околела. Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур. Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)27, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санкирико28. Только к осени 1833 года работа была завершена54. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом28. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной.
Группа новобрачных, расположенная у правого края полотна, представляет собой одну из наиболее печальных сцен в картине. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми23. В его облике чувствуется стремительность и инерция движения, которое привело его в гущу событий, происходящих на улице Гробниц. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи».
Извержение произошло 24 августа 79 года, в результате чего из 20 000 населения города погибло 2 000 человек. Вся опасность становилась ясной лишь постепенно. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»166.
Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова34. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога.
Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.