Прачка Оноре Домье Описание Картины
Репродукция картины Прачка художника Домье Оноре, артикул: 27113
Двадцати девяти лет от роду Жан-Клод приехал в Марсель и обосновался там, занявшись стекольным делом (1767). В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Иными словами, ежедневно пятьдесят тысяч человек смотрели комедийные спектакли, слушали стихи и песни В Марселе в ту пору жили двести пятьдесят тысяч человек, значит, у Льва Толстого были все основания говорить, что пятая часть населения этого города ежедневно пополняет свое образование, «подобно тому, как в амфитеатрах пополняли свое образование греки и римляне».
Яркий луч света освещает толпу людей, ринувшихся вслед за вожаком композиция подобна стреле, пронзающей мрак (Восстание, ок. Эти настроения умиротворенности, тишины и покоя пронизывают его лирические картины: «Пастушка овец» (1863, Париж, Лувр), «Молодая пастушка» (1872, Бостон, Музей изящных искусств). Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». Яворская. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». В работах художника нельзя не заметить и его проницательного ума: разумный гротеск, лишенный язвительности, неприятие к крайностям, которое усиливает ужас «Улицы Транснонен». Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862).
Картинки и картины художников мира
Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Она присутствовала при бракосочетании своей дочери с поэтом-стекольщиком (27 декабря 1801 года). Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации).
Той же силы воздействия достигают листы, в которых Домье раскрывает классовую борьбу, показывая роль рабочего класса: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда.
Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. Домье не довольствуется первыми достижениями. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам.
По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). И каждый раз полное перевоплощение, полная самоотдача. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц.
В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа. В различных музеях находится около десяти версий этого произведения.
Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа».
Художник Оноре Домье картины и карикатуры
Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Тогда он принялся за грандиозный труд, над которым работал в течение всей жизни – серия литографий, состоящая примерно из 4000 листов, большинство из которых были опубликованы в журнале «Charivari»: одни составили знаменитые серии («Робер Макер», 18361838 «Купальщики», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Служители правосудия», 1845-1848 «Квартиросъемщики и домохозяева», 1848), другие – были сгруппированы под заголовками «Новости» или «Все, что угодно».
Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Прочитайте текст и переведите его письменно. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. «Надо быть человеком своего времени», 160— любил говорить Домье.
Описание картины Оноре Домье «Прачка»
Его вдова, также уроженка Антрево, намного пережила его. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Сын мастера-стекольщика.
Героями работ живописца становились представители простого народа, жизнь которых проходила в постоянном нелегком труде за каждый кусок хлеба. Он ввел в живопись новые образы, трактовал их с необычайной силой выразительности. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).
- Описание Картины Оноре Домье Прачка
- Каталог постеров Постер, плакат: Картина Прачка
- Каталог постеров Картина Прачка
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Все Картины Оноре Домье по алфавиту
Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». При кажущейся простоте композиция строго продумана. Острые политические рисунки распространялись даже отдельными листами, а в 1832 году художник Домье угодил на полгода в тюрьму за карикатурное изображение короля Луи Филиппа. В серии картин, посвященных «Дон Кихоту», реализм Домье достигает особенной обобщающей силы. Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. Устранитесь от ошибочных представлений о покаянии в грехе и печали по его поводу.
Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте. «Вот она, бессознательная школа, подкопавшаяся под принудительную школу и сделавшая содержание ее почти ничем». Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг.
- Купить, заказать: Картина Прачка, постер, плакат
- Картина Бремя (Прачка) – Оноре Домье
- Словари и энциклопедии на Академике
Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Еще раньше появилось произведение, в котором сказался уже подлинный мастер: это — лист с 15 портретами в форме театральных масок. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. 1848, Прага, Национальная галерея).
Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Сюжет был чрезвычайно важен для мастера.
– Возвращение патриарха Никона. Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней». Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Д. — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города.
А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. В «Любителе эстампов» дан образ поглощенного страстью к искусству героя. Домье показал Ратапуаля двояко.
Ветер почти сбивает их с ног, но они упорно продолжают идти вперед. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания Парижа. 1849, Глазго, Художественная гал. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут.
Художник создает не иллюстрацию тяжести труда прачки, а монументальный образ драмы жизни. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр». Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839 – 1842), «Пасторали» (1845 – 1846), «Лучшие дни жизни» (1843 – 1846).
Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков черного цвета, различные по характеру штрихи и пятна, а также прекрасно ими тировать карандашный рисунок и набросок тушью. По всей вероятности, ей довелось качать на своих коленях маленького Оноре, так как умерла она 5 марта 1818 года. Ведь не прошло и года, а уже написана огромная картина и в ней ожила история. Такова литография Законодательное чрево (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (18491850, один из вариантов Бостон, Музей изящных искусств другой Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд.
Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. С материнской стороны Домье тоже марселец — «приальпиец». Умер Жан-Клод Домье в 1801 году на улице де Тионвиллуа. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Чаша его переживаний переполнилась до краев. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана.
Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Обобщая формы, мощно моделированные светотенью, подмечая характерные движения, Домье добивается глубокой эмоциональности и выразительности образа, героизированного и в то же время лирического. В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Но «добрые буржуа» прошли мимо прекрасной Республики, правительство не дало ему награды и по прежнему художник обречен был на бедность.
Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Волынский пишет о литографии «Улица Транснонен»: «Луч яркого света как бы вырывает из полумрака фигуру расстрелянного, нарисованную со всей беспощадностью нагой правды, в то время как фигура убитой женщины – быть может, его жены – окутана мглистой тенью. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Герман.
Картина «Ноша» характеризуется истинно романтической напряженностью. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Сгибаясь под тяжестью ноши, прачка заботливо поддерживает ребенка. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
К лучшим пейзажам Коро относится «Воз сена» (1860, Москва, ГМИИ), в котором тончайшие цветовые нюансы передают влажную атмосферу, облачное небо с голубыми просветами, лужи на дороге поело только что прошедшего дождя, далекий простор поля, уже освещенного лучом солнца, мерное движение повозки с сеном. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Женщина и ее малолетний ребенок выбиваются из последних сил, преодолевая ярость стихии. Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Женщина и ее малолетний ребенок выбиваются из последних сил, преодолевая ярость стихии.
Яворская. Ее поза говорит не только о былой женской грации и легкости, но и о нежности к ребенку, с которой она помогает ему преодолеть высокую ступеньку. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей.
Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Сама Луиз Сильви была уроженкой Гапа, ее родители — Франсуа и Анна Агийон. Там же он и умер 14 мая 1795 года. 1848, Прага, Национальная галерея). Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу.
Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Возможно внесение незначительных изменений, таких как замена рамки или перефокусировка изображения, чтобы оно идеально соответствовало проекту, однако запрещается вносить в него какие-либо изменения, которые могут нанести вред целостности оригинального произведения (модификация форм искажения, резка изменение цветов, добавление элементов и т. д. ), если от художника предварительно не получено письменное разрешение.
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. В тени распласталась женщина. В различных музеях находится около десяти версий этого произведения.
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве. С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой. В различных музеях находится около десяти версий этого произведения.
Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. «Так начинают и так кончают», — написал Курбе в объяснении к этой картине. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Сюжет был чрезвычайно важен для мастера. Среди шума и криков балагана он чувствует себя бесконечно одиноким, никому не нужным.
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856 – 1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858 – 1860). Калитина.
С революцией 1830 г. и в еще большей мере с революцией 1848 г. было связано творчество Оноре Домье (18081879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. Художник создает не иллюстрацию тяжести труда прачки, а монументальный образ драмы жизни.
Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. Подчас художник применяет особый прием — помещает персонажи против света, подчеркивая остроту их характерных силуэтов. Таким образом достигается эффект скульптурности масс.
Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. В эти дни в Лувре был вернисаж Салона. (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Что касается живописи, то Домье называют служителем «чистого искусства», далеким от перипетий современного бытия. Используя подчас повторяющиеся темы, неоднократно изображая уличные или железнодорожные сценки, адвокатов, бродячих акробатов, артистов и любителей искусства («Любитель эстампов», Париж, Пти Пале), художник с удивительным чувством человека и его состояния проникал в суть индивидума, отбросив каноны реализма. Глубоко лирична, эмоциональна по ощущению природы «Колокольня в Аржантее» (18581860, Москва, ГМИИ) с тонко прочувствованным настроением ранней весны, прохладного ветерка, подгоняющего влажные облака.
Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. В тени распласталась женщина. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу.
Глубоко лирична, эмоциональна по ощущению природы «Колокольня в Аржантее» (1858—1860, Москва, ГМИИ) с тонко прочувствованным настроением ранней весны, прохладного ветерка, подгоняющего влажные облака. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка. I. Афанасия и Кирилла в Кремле. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846).
Эта литография была выставлена в витрине фирмы Обер и собрала много народа. Таковы, к примеру, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение.
В конце 60-х гг. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале). Таков цикл «Прачки» (1850—1860). С революцией 1830 г. и в еще большей мере с революцией 1848 г. было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. Волынский пишет о литографии «Улица Транснонен»: «Луч яркого света как бы вырывает из полумрака фигуру расстрелянного, нарисованную со всей беспощадностью нагой правды, в то время как фигура убитой женщины – быть может, его жены – окутана мглистой тенью. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка. Ветер почти сбивает их с ног, но они упорно продолжают идти вперед. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера.
Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Классические черты можно обнаружить в его сдержанности, в продуманной композиции, где автор подчас использовал фризовую схему («Игроки в шахматы», ок. Картина «Ноша» характеризуется истинно романтической напряженностью.
В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. Одни составили знаменитые серии («Робер Макер», 18361838 «Купальщики», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Служители правосудия», 1845-1848 «Квартиросъемщики и домохозяева», 1848), состоящая примерно из 4000 листов, другие – были сгруппированы под заголовками «Новости» или «Все, что угодно» – которым над работал в течение всей жизни – серия литографий, Тогда он принялся за грандиозный труд, большинство из которых были опубликованы в журнале «Charivari». Он работал в Карикатуре с 1831 по 1843 г. (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в Шаривари с 1835 по 1874 г., выпустив карандаш из рук лишь за пять лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза. В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа».
Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). После 1835 г., с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари».
Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. Ветер почти сбивает их с ног, но они упорно продолжают идти вперед. Листы Домье трагично выразительны. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом.
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», — писал художник. Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Д. как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.
В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). I. Эта двойственность стиля дополнена мечтательным характером Домье, способностью к прорицанию, что сближает его с Гойей и выражает лиризм, которым дышат все его воспоминания о театре («Криспен и Скапен», ок. Под рисунком подпись: Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки. Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Страшным пятном выплывает из мрака фигура мёртвого мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу.
Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49. В годы запрета на политические карикатуры творчество Домье состояло из социально-бытовых карикатур и иллюстраций к различным книгам. В 1841 – 1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Оноре Домье.
В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Краски положены сочным плотным слоем. — со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя.
Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. 1863, Париж, Музей Орсэ). Сюжет был чрезвычайно важен для мастера.
На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Именем Оноре он был назван в честь деда, выходца из Нижних Альп. Здесь художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. Художник создает не иллюстрацию тяжести труда прачки, а монументальный образ драмы жизни. Женщина и ее малолетний ребенок выбиваются из последних сил, преодолевая ярость стихии.
На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.