Преображение Господне Рафаэль

Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Картина Рафаэля Санти Преображение Господне: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения — картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом.

Описание картины рафаэля санти «преображение господне»

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Логично предположить, что путь на Голгофу (на юг) начинался с самой северной точки Израиля (горы Ермон). Это пророки Моисей и Илия.

Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот.

Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).

Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. вы можете запросить все в системе с коробкой. 1:27-28). Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.

  1. Преображение Господне: фрески и картины
  2. Преображение – 1518-1520 Рафаэль Санти картины
  3. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  4. Картина Рафаэля «Преображение» (описание)
  5. Рафаэль (Преображение Господне)
  6. Преображение Господне в иконографии и в живописи

Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне».

Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7.

  1. Преображение Господне (фрагмент)
  2. Преображение Господне в русской живописи
  3. Картина Преображение Господне Рафаэля Санти
  4. Преображение Господне – картины иконы и фрески
  5. Преображение Господне глазами художников

А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». От автора:У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка».

Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. придать ей еще большей убедительности. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока.

  1. Рафаэль Санти Преображение: описание
  2. Записки переводчика с Андреем Десницким
  3. Рафаэль Санти Преображение Христово
  4. Живой Журнал Олега Алиева: "Геральдика и Жизнь"
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. Филиал Лувра открывается в Абу-Даби

В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.

Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно.

  1. Альбертина — самый посещаемый музей Вены
  2. ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
  3. Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела
  4. Преображение (Рафаэль) Информацию О
  5. Описание картины Рафаэля Санти «Преображение Господне»
  6. Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке

«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Рафаэль похоронен в Пантеоне. Расположенная на территории монастыря церковь Преображения была освящена патриархом Иерусалимским Кириллом в день Преображения Господня в 1862 году. Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены.

В Венеции в пяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко стоит белоснежная церковь Сан-Сальвадор. Я описываю одно произведение — вы угадываете название. 17:2). Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Возможно это прием, ранее не встречающийся в его живописи, Рафаэль изобрел во время работы над театральными декорациями.

  • Преображенские истории владыки Саввы
  • Яблочный Спас в 2012 году – 19 августа
  • Преображение Господне 19 августа в 2012 году: ничто доброе в человеке не пропадет

В описании видения пророка Иезекииля сияние исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления.

Преображение Господне: 
фрески и картины

Женщина изображена в холодных тонах, с голубой накидкой на розовом, залитом солнцем одеянии, в позе figura serpentinata, с плечами и бёдрами, развёрнутыми в противоположных направлениях, напоминающая Леду с утраченной картины Леонардо да Винчи, копию которой Рафаэль делал во Флоренции. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе.

Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Это запрещение для тех монастырских братьев (монастырей), где оно существует. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е.

Согласно Евангелиям, когда на следующий день Иисус спустился с горы, Его встретила толпа, которая была явно еврейской, на что указывало присутствие в ней книжников (Мк. 9:14, Лк. 9:37), в то время как непонятно, откуда появилась еврейская толпа в языческом регионе. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи.

Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий.

Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. Христос появляется в вихре белого света. 17:5).

Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света.

7:15). Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Виноград едим три раз в неделю на трапезе: в понедельник, среду и пятницу. Картина написана в 1511-12 годах маслом на дереве, в 1802 году переведена на холст, имеет размеры 320х193 см. Это произведение предшествует такому шедевру всех времен и народов, как Сикстинская Мадонна. Картина была заказана папским историком и секретарем Сиджизмондо деи Конти для римской церкви Санта Мария Арачели в 1511 году в честь избавления от смерти, когда в его дом в Фолиньо упал метеорит. До 1565 года картина находилась в алтаре церкви святой Марии в Риме, где был захоронен заказчик, а после перевезена в церковь святой Анны монастыря в Фолиньо. В 1797 году Мадонну ди Фолиньо вывезла в Париж наполеоновская армия, где она хранилась некоторое время. После падения Наполеона возвращена в Рим, где в 1958 году была произведена реставрация.

Данный запрет на распространяется на инжир прошлогоднего урожая, который едим. Санти использовал знаменитую историю из библии. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале.

Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении.

Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. Появилось облако, осенившее всех и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф.

В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. И театра далеко не в последнюю очередь. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.

чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. Н. В. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200.

Радовались и Апостолы ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Большую безвкусицу трудно даже вообразить.

В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. Шумно потому, что многолюдно.

А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Если кто из братьев съест виноград раньше праздника Преображения, то за своё непослушание получит запрещение: «не есть виноград весь месяц август (то есть до 1 (14)сентября», так как нарушил заповеданный устав, таким образом и все остальные научаться соблюдать устав святых отцов. Сам центральный персонаж – не столько Сын Божий, сколько человек, готовящий себя к смертельному испытанию.

Радовались Пророки ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья. На первом плане помещены апостолы, которые возлежат в различных позах в ожидании сошествия Христа. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа.

Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены. Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Выше: что вы искали.

Мандорла в православной иконографии Преображения— это символ того Божественного мрака, в который вошёл Моисей на горе Хорив, о чём писал Григорий Нисский в сочинении «О Жизни Моисея законодателя». Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. Итак, сыграем в «угадайку».

Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. 9:37). Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. Чем ближе пространство мандорлы ко Христу, тем она темнее, а чем от него дальше, тем больше в ней света. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности.

Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. Францисканский мужской католический монастырь появился в начале XX века, монастырь известен базиликой Преображения Господня, построенной по проекту Антонио Барлуцци. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). На знаменитой картине Джованни Беллини (см.

На горе Фавор расположены два действующих монастыря, православный и католический. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. А можно к этому событию подойти со стороны его воздействия на человека, подробно разглядеть, кто как реагирует на небывалое – это случай Рафаэля и его мастерской.

Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». 9:1). Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание.

Ослепленные ярким сиянием ученики остались на краю горы, поражённые произошедшим чудом Преображения. Согнувшись в коленях, Пётр закрывает лицо руками от ослепляющего света. Иаков облокотился на камень, поднеся руку к поражённым сиянием глазам. Иоанн, пятясь назад, старается защитить глаза рукой, чтобы не ослепнуть. Их фигуры написаны в уменьшенном масштабе, что позволило художнику композиционно связать их с землей. Слева, вопреки евангельскому источнику, изображены по просьбе кардинала Джулио Медичи две фигуры у дерева. Одна из них, по всей видимости, святой Лаврентий, покровитель великого деда заказчика. Обе фигуры слабо освещены и не нарушают единства действия. Такой устав (запрещение) существует и по отношению к инжиру и к другим плодам, в тех местностях, где они созревают. Нижняя часть картины, согласно иконописной традиции, представляет эпизод, который непосредственно следовал за сошествием Христа с горы: Рафаэль изображает чудо исцеления больного эпилепсией мальчика. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей.

У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). Многообразие поз и жестов выражает различные чувства персонажей и подчеркивает индивидуальность каждого из них. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный.

Возможность изучить картину получили многие известные художники. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Наконец, в Евангелии от Марка (Мк. 9:30) сообщается, что после Преображения Иисус с учениками проходили Галилею, что также говорит в пользу горы Ермон, а не Фавор. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио.

На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы.

Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану.

Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. Именно с горы Преображения началось Его восхождение на Голгофу.

Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. Внимание. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными.

Во-вторых, хронология предшествующих событий (Мк. 8:22, Мк. 8:27, Мк. 9:2) говорит, что Иисус с учениками двигался на север к Ермону, а не на юг, к Фавору.