Пуссен Царство Флоры

Картина Николя Пуссена Царство Флоры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Сюжет для своего полотна «Царство Флоры», которое было написано в 1631 году, Никола Пуссен почерпнул в поэме Овидия «Метаморфозы». Картина «ЦАРСТВО ФЛОРЫ» НИКОЛЯ ПУССЕНА (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами МЕТАМОРФОЗ ОВИДИЯ изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини ФЛОРЫ. А все вместе – жизненный цикл рождения, гибели и нового рождения в мире, который так метко и светло представлен Пуссеном на картине «Царство Флоры».

А. с. пушкина покажут картину «Царство Флоры» великого мастера XVII столетия, родоначальника стиля классицизм в живописи Николы Пуссена.

Пологу вторит строгость архитектурного фона, но показательно, что Пуссен не вполне справился с перспективным построением: правая стена как бы вывернута (по Ю. Золотову) на плоскость, а капители пилястров размещены несообразно замковому камню арки. Они кружатся в хороводе под аккомпанемент лиры, на которой играет старик. Сюбле имел прямое отношение к Фронде, с кругом либертенов (включая Нодэ и Гассенди) общался в Париже и Пуссен. По описанию Беллори, Пуссен вёл в Риме почти аскетический образ жизни. Огромную сумму в 2000 скуди он завещал наследнику семейству Даль Поццо— Фердинандо. По-видимому, выбор «Метаморфоз» имел глубокое мировоззренческое значение. Зрелый Пуссен назвал этот метод «алфавитом живописца»39.

Все они расположились вокруг богини Флоры, которая воплощает цветение и молодость. По сравнению с ранними вариантами Пуссен увеличил формат картин и расширил их по горизонтали (соотношение длины к ширине 6:4 против 5:4 первой серии), что позволило сделать композиции более монументальными. Важнейшим следствием второго явления в столицу для Пуссена стало знакомство с Александром Куртуа (Alexandre Courtois), камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки. Хотя изначально она замышляла убийство рыцаря, волшебницей овладевает страсть. Безмятежна и природа.

Картина освещена улыбкой Флоры и светом исходящим от Аполлона. Композиционное построение картины, с его внешней простотой, в своем роде образцово для классицизма. За ними КЛИТИЯ, ревнивая возлюбленная АПОЛЛОНА, ставшая ГЕЛИОТРОПОМ.

  • Описание картины «Царство Флоры»
  • Царство Флоры, Никола Пуссен, 1630-1631
  • Царство Флоры (картину называют также Метаморфоза растений)
  • Никола Пуссен, Царство Флоры, 1631
  • Картина Царство Флоры Николя Пуссена
  • Презентация на тему: Царство Флоры 5 класс

Ю. Золотов также считал, что искусство Пуссена противостояло Контрреформации, а накануне кончины он явно высказывал не христианские взгляды. Сам Пуссен держит руку на папке, по-видимому, с рисунками— атрибуте его ремесла. Латинское название— буквально: «И в Аркадии я»— допускает множественное толкование. Любви антиохийской царевны, амазонки Эрминии к рыцарю-крестоносцу Танкреду посвящено эрмитажное полотно (1630-е). Знаменитый пейзажный цикл Четыре времени года выполнен художником в последние годы жизни (1660—1664, Париж, Лувр). А из его крови появились белые гвоздики.

Как правило, дружеские визиты привязывались к утренним часам. Этот круг объединяло тяготение к классической античности45. Затем, в 1647 году он исполнил вторую серию по мотивам первой90. В частности, ранняя картина Пуссена «Венера и Адонис» известна в трёх вариантах, ни один из которых не считался оригиналом. В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной. «Соборование» было начато в 1644 году, а в марте 1648 года был закончен «Брак», на котором завершилась и серия.

С точки зрения Ю. Золотова, качество этой картины не слишком высоко. Сюжеты «Семи таинств» относятся к самой консервативной части католической иконографии. Эти решения, описанные в письме 1642 года Сюбле де Нойе, Ю. Золотов предлагал называть пуссеновским «конструктивизмом». В письме от 8 августа, адресованном Кассиано даль Поццо, Пуссен не скрывал радости: он испросил разрешения вернуться в Рим, чтобы забрать жену и был отпущен «до следующей весны»115.

Второй автопортрет датирован юбилейным 1650-м годом, художник охарактеризовал себя просто «живописцем из Андели». В раннем варианте (1628—1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир. Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен. Упрекали Пуссена и в «недостаточном богатстве» оформления175176.

Здесь Пуссен передает философские размышления на темы смерти и бренности бытия. Вся эстетика Пуссена прямо противостояла барокко, он не скрывал негодования от вошедших в моду плафонов, пространство которых «прорывало» свод. Сохранилось письмо Теста с просьбой Пуссену о помощи, что показывает и статус французского художника. Однако круг общения Пуссена был иным— более «эзотерическая» культурная среда, наследники классических гуманистов. Картина упоминается в инвентаре 1722 г. Эта картина под названием «transformazione de fiori» подробно описана в книгах XVII века Беллори и Фолибьена. Неопределённое положение Пуссена продолжалось до 1655 года121. Сюжет картины «Смерть Германика» основан на второй книге «Анналов» Тацита: славный полководец пал в Сирии от яда завистливого императора Тиберия. На выставке было представлено 99 работ, в том числе 63 картины, 34 рисунка и 2 эстампа.

  • Никола Пуссен Царство Флоры 1631
  • Картина Никола Пуссена «Царство Флоры»: описание
  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • Галереи, серии картин, портретов
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Некоторые из них уже сильно пострадали и нуждались в сложных реставрационных работах.

Струящаяся из головы ГИАЦИНТА кровь превращается в опадающие лепестки чудесных синих цветов гиацинтов. В королевской коллекции Пуссен впервые мог познакомиться и с античным искусством22.

  1. 33 Восхитительныи трепет времени
  2. Французский художник Никола Пуссен
  3. Гастроли шедевра классицизма из Дрезденской галереи
  4. Выставка: «Никола Пуссен «Царство Флоры»
  5. Отправить запрос на изготовление копии
  6. Описание картины Николы Пуссена «Царство Флоры»

Однако Беллори утверждал, что «Я» в сочетании с черепом означает Смерть, которая властвует повсюду, даже в блаженной Аркадии. «Царство Флоры» – одна из ранних работ, написанных Пуссеном по прибытии в Рим в 1624. Важнейшим первоисточником биографии Никола Пуссена является сохранившаяся переписка— всего 162 послания1. По-видимому, это должно означать, что обнажённый Юпитер в венке (но с дубинкой на плече) и мучители— язычники и варвары.

Описание картины 
«Царство Флоры»

Даже Ноев ковчег («Зима») может интерпретироваться как Церковь, то есть Тело Христово147. Миф о самовлюбленном Нарциссе известен всем, а вот нимфу ошибочно называют Эхо. Документы также свидетельствуют, что Пуссен хорошо зарабатывал: за «Мученичество св. Основным парижским заказчиком Пуссена, в конечном итоге, оказался кардинал Ришельё. Э. Блант также предлагал и символику четырёх времён суток, но она крайне неочевидна. Линии сходятся в центре, где находится голова воина на фоне базы правой колонны. Тем не менее, нельзя отрицать, что выбор как минимум трёх сюжетов тесно связан с христологией: Он— новый Адам («Весна»), Сын человеческий, сын Иессея, внук Руфи («Лето»), а равно сын Давида, владыки Ханаанского («Осень»).

Хотя Пуссен на картине изобразил трагические моменты из жизни древнегреческих героев, но полотно наполнено радостью жизни и поэзией. Эвридика же отпрянула от змеи, отбросив кувшин, в позе её выражен страх. 5 ноября президент Академии прочитал пространную речь о картине Пуссена «Сбор манны», которая окончательно ввела римского затворника в академическую традицию, связав его с Рафаэлем в преемственности. Оба автопортрета снабжены пространными латинскими надписями.

Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. Из сопоставления следует, что описание Беллори неточно. П. Мариетт отмечал, что идей у художника всегда было великое множество и один сюжет рождал «бесчисленное количество замыслов» беглых эскизов было для него достаточно, чтобы закрепить то или иное решение. Смилака представлена с вьюнком, а Клития— с гелиотропом.

Луки (её ректором был Пьетро да Кортона) и, вероятно, был одним из лидеров антибарочного движения в Риме, в которое входили и болонские академисты89. Собственно королевские заказы были чрезвычайно неопределёнными. Основой сюжета вновь послужили овидиевы «Метаморфозы»: герои, погибая, обращаются в цветы. Перечисленное не исключало мистических и даже оккультных мотивов.

Решение сюжета было целиком авторское, античных атрибутов здесь представлено немного66. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, П. создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма («Смерть Германика», около 1628 институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко («Мученичество свыше Эразма», около 1628—29, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. Пуссен мог читать на латинском языке (в том числе сочинения по философии и свободным искусствам), но не говорил на нём, однако, по утверждению Беллори итальянским языком владел так, «словно родился в Италии»123. Ведь, согласитесь, не часто у нас встречаются выставки одного холста.

Зарисовки свидетельствовали, что он внимательно изучал также оригиналы в Станцах Ватикана и вилле Фарнезина. Пуссен, по-видимому, демонстрировал, что слава Христова просветлит всё человечество92. Свет на этой картине льётся от центра и Орион направляется навстречу нему.

Подход Пуссена к библейским сюжетам, несомненно, был вдохновлён христианской экзегезой. Его покровительство позволило 30-летнему художнику спокойно работать и развиваться3435. Равным образом, он отвергал перенапряжение форм и их конфликт впоследствии это легло в основу противостояния «пуссенистов» и «рубенсистов». Адонис смертельно ранен, но при этом довольно спокойно рассматривает своё ранение.

Предметом его первостепенного интереса были античные руины и скульптуры. Она не сохранилась, но в 1638 году мастер повторил полотно, хранящееся ныне в Вене. Сразу за Нарциссом стоит Клития, которая наблюдает за колесницей Аполлона.

Впрочем, 20 марта был подписан контракт о предоставлении Пуссену жалованья в 1000 экю, звания Первого живописца короля и назначения на общее руководство живописными работами во вновь возводимых королевских строениях. Сама площадка действия обрамлена перголой, типичным атрибутом сада того времени. Латинские надписи явно подчёркивают торжественность самого изображения. На следующий день Пуссену было отправлено личное королевское послание, в котором об условиях не говорилось, художнику предоставлялось лишь звание Ординарного живописца, а об обязанностях неопределённо утверждалось, что он должен «способствовать украшению королевских резиденций».

Дело в том, что еще с первых лет боевых действий холсты были убраны из музея и спрятаны в хранилища. Пуссен изобразил всех семерых нисейских нимф, поместив их перед пещерой Ахелоя. В верхней части картины Бог Солнца, правит своей колесницей под небесным сводом.

Это правда Вот и «Царство Флоры» можно изучать часами. У фонтана помещена герма Приапа, отсылающая к овидиевым «Фастам», где, собственно и описан сад Флоры77. Именно Лебрен первым заявил, что Пуссен соединил графическое мастерство и «естественное выражение страстей» Рафаэля с гармонией красок Тициана и лёгкостью кисти Веронезе. «Рождение Адониса» демонстрирует все ведущие черты стиля Пуссена вообще.

Издание писем художника, выпущенное Дидо в 1824 году, биограф Пуссена— Поль Дежарден— именовал «фальсифицированным»3. Ее одеяние зеленого цвета, а голову, как и положено, украшает цветочный венок.

Один из этих рисунков, а именно «Рождение Адониса», был описан Беллори и послужил основой для идентификации этой серии. В своей картине Пуссен изображает Флору в танце, грациозно парящей и разбрасывающей цветы. Позади него, слева, стоит ГИАЦИНТ, возлюбленный Аполлона, которого бог случайно убил диском.

У Никола Пуссена было двойственное отношение к теории искусства и он неоднократно заявлял, что его дело не нуждается в словах. По-видимому, не меньше, чем Писание, Пуссена вдохновляли «Метаморфозы» Овидия, в которых также сильны аллегории годичного цикла. Распродажей домашнего собрания Дюге занимался ещё в 1678 году149. Муза, стоящая рядом с Аполлоном — живое олицетворение прекрасного.

На портрете исполненном для Пуантеля (ныне в Берлинской картинной галерее, воспроизведён в начале статьи), Пуссен именует себя «римским академиком и первым ординарным живописцем короля Галлии». На первом плане Нарцисс любуется своим отражением в сосуде с водой, который держит нимфа. Высказывалось предположение, что одним из источников Пуссена была гравюра Джованни Баттиста Фонтана «Диана, преследующая Ориона».

Ю. Золотов отмечал, что «Битвы» характерны ещё и главенством декоративного принципа. В самом конце 1640-х годов Пуссен исполнил два автопортрета. В 1626 года в расчётных книгах кардинала Франческо Барберини впервые фиксируется имя Пуссена в связи с получением гонорара за картину «Разрушение Иерусалима».

Об отношениях сына с родителями не осталось никаких свидетельств во всяком случае, уехав в Италию, он полностью порвал всякую связь с малой родиной, а родных именовал «грубыми и невежественными»13. Вопрос о религиозности Пуссена также до конца не разрешён исследователями. Рядом стоит Гиацинт – друг Аполлона. Зима изображает потоп, гибель жизни. Очевидно, что если бы Пуссен делал простую иллюстрацию к библейскому тексту, за «Весной» должна была сразу следовать «Зима», а «Осень» предшествовать «Лету».

Действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе. 1627). В данном каталоге была сдвинута хронология многих произведений художника и опровергнута теория «поворота от человека к природе», поскольку к пейзажному жанру Пуссен обратился ещё в 1630-е годы199.

Среди персонажей представлены Нарцисс, Клития, Аякс, Адонис, Гиацинт и сама Флора, танцующая с амурами. Пространство в картине решено сложно: Орион движется от гор к морскому берегу и как раз находится у начала крутого спуска (его масштаб передан фигурами двух путников, виднеющихся только наполовину). «Мое естество, — отмечал он, — влечет меня искать и любить вещи прекрасно организованные избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Беллори утверждал, что Пуссен сам признавал, что являлся «студентом» Даль Поццо и музея и даже исполнял для собрания зарисовки античных памятников. Беллори считал главным достоинством этой картины «размышление над естественными действиями (итал. azione)». Для археологических изысканий Пуссен обратился к трактату А. Бозио «Подземный Рим» (1632).

Пуссен получил возможность работать в больнице и изучать анатомию. Хотя ещё Беллори отметил влияние на Пуссена «Чумы по Фригии» Маркантонио Раймонди, к которому восходят и глубинная композиция с лестницей и жесты отчаяния изображённых персонажей, объяснения требует мотив такого обращения. Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок.

Образ Христа, который современники сочли едва ли не языческим, на самом деле был попыткой решить в классических формах традиционный (византийский, а не католический) образ Христа Пантократора и напрямую продолжал концептуальные эксперименты Пуссена, начатые в «Смерти Германика»105. Любовь Эрминии уподобляется героическому подвигу. Было найдено более семисот произведений.

Своеобразие живописи Пуссена, несомненно, отчасти граничит с тем, что в ней сохраняются следы двух противоположных движений (в сторону идеальности и в сторону натуралистической имитации) и того материала, в котором движение к идеальности осуществляется и для которого он не предназначен, — воска54. Жрец в белых одеждах показывает на обломки ложного бога, а живые торопятся убрать мёртвых. Фигуры молодых людей похожи на античные скульптуры. Дата рождения Никола Пуссена в точности не известна. Сюжет луврской картины «Триумф поэта» (Париж, Лувр) как будто граничит с аллегорией — увенчание лавровым венком юного поэта в присутствии бога Аполлона и Каллиопы, музы эпической поэзии. Все фигуры составлены в тесную группу, занимающую практически всю композицию полотна. Гравюры с картин и фресок Рафаэля художник копировал ещё на родине, не оставил он этой практики и в Италии.

Среди них выделялся приапический идол, найденный у Порта Пиа. Действие картины происходит в саду на фоне фонтана и перголы (специального навеса для вьющихся цветов), которые образуют своеобразную сцену. Именно этот момент и запечатлел художник. При этом в живописи Рафаэля господствовали пластические формы и линия. В 1640—1642 П. работает в Париже при дворе Людовика XIII («Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора», около 1641—42, Художественный музей, Лилль).

Царлина, перенести на живопись177. Это Хронос, римлянам известный как Сатурн.

В 1612 приехал в Париж. Но прежде всего— о содержании.

Идол же при этом был чудесным образом разбит на куски. Действие дилогии происходило, соответственно, в Афинах и в Мегаре. Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов. Новизна «Чумы в Азоте» заключалась в том, что художник впервые включил в одно полотно множество главных и второстепенных эпизодов, свободно вписанных в единое пространство.

Для своих образованных заказчиков в 1630-х годах Пуссен исполнил значительное число полотен на античные мифологические и литературные темы, такие как «Нарцисс и Эхо» (Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Институт искусств) и цикл картин по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобождённый Иерусалим»: «Армида и Ринальдо» (ГМИИ, Москва) «Танкред и Эрминия» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Окончательное завещание было заверено 21 сентября 1665 года, оно аннулировало предыдущее, от 16 ноября 1664 года, составленное после смерти жены и заменившее волю 1643 года (там всё имущество переводилось на Анн-Мари Пуссен). В условиях, когда протестанты и гуманисты непрестанно атаковали католическую церковь за склонность к коррупции, обращение к первоистокам христианства выражало и мировоззренческую позицию91. При этом копирование идеальной модели осуществляется красками. Со 2 апреля по 29 июня 2015 года в Лувре проходила выставка «Пуссен и Бог».

Подавляющее большинство его картин написано на историко-мифологические сюжеты. Источником мифологического пейзажа явилась X песнь «Метаморфоз» Овидия.

Прижизненные воспоминания о Пуссене оставили также римский художник Джованни Баттиста Пассери (опубликованы лишь в 1772 году) и Бонавентюр дАргонн. Все это полнится жизнью и беззаботностью. Эти последние части— от художника и им нельзя научиться. Пуссена также представили маркизу Саккетти, но он не проявил интереса.

В 1640-х годах Пуссен стал брать заметно больше церковных заказов, что могло быть граничит с его мировоззренческими исканиями (о которых ничего не известно), так и с конкретной ситуацией на рынке искусства. Бородатый пастух указывает пальцем на высеченную на надгробии надпись «Et in Arcadia ego», его юный спутник в смятении, а пастушка— зрелая женщина— задумчива и серьёзна. По Ю. Золотову, данный сюжет был вообще чрезвычайно редким в живописи XVII столетия, но Пуссен явно им дорожил исполнив два варианта этой картины, сходное по сюжету полотно «Парнас» и ряд зарисовок.

В «Аркадских пастухах» символы смерти волновали героев, в «Рождении Вакха» поющие нимфы не замечают ни гибели Нарцисса, ни трагедии Эхо. 1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок. Пуссен полностью отказался от темных фонов.

Сочетание же языческих и христианских сюжетов было абсолютно обычным для искусства XVII столетия и нет оснований делать некие глубокие выводы без прямых свидетельств самого Пуссена. Беллори утверждал, что в Вечном городе француз обосновался весной 1624 года. Причины, по которым между 1648—1651 годами Пуссен обратился к пейзажному жанру, неизвестны однако количество и качество исполненных работ таково, что используется термин «пейзажный взрыв».

Ещё ранее, в 1836 году, статую Пуссена установили во Французской академии наук197. В памяти поколений остались искусство художника и неразрывно слитый с ним его образ в созданном им позднем «Автопортрете» (1650, Париж, Лувр). По мнению Ю. Золотова, данная композиция развивала один из мотивов «Аркадских пастухов».

Когда же сознание вернулось к нему, он бросился на собственный меч. Композиция является как бы сценической площадкой, ограниченной гермой Приапа и аркой перголы. Мать— Мари де Лезман (Marie de Laisement) — была вдовой вернонского прокурора, у неё была дочь Маргарита. А. С. Пушкина». Сюжет картины «Армида и Ринальдо» извлечён из XIV песни поэмы Тассо: Армида находит Ринальдо спящим на берегу Оронта. Впрочем их общение не было близким и ограничилось всего тремя визитами.

Искания Пуссена прошли сложный путь. По мнению П. Дежардена, это «настоящая агиография». Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела». «Весна»— земной Рай, время перед Грехопадением и дарованием Закона «Осень»— Земля Ханаанская, живущая по Божественному Закону «Лето»— время отпадения от Закона «Зима»— конец времён и Страшный суд.

Для «Рукоположения» был избран эпизод вручения ключей апостолу Петру, а таинство брака было обручением Иосифа и Марии. По Ю. Золотову, это заметно при созерцании картины «Моисей источающий воду из скалы», поздний вариант которой 1649 года был описан Беллори (с гравюры) и ныне хранится в Эрмитаже. Никола Пуссен родился на хуторе Вийер (Villers) в двух с половиной милях от Лез-Андели в Нормандии8. Из ее правой руки рождаются цветы, а сам жест задает движение на картине. Первым важным заказом этого периода стало «Мученичество св.

Флора – старинная итальянская богиня цветов, в аллегориях четырех времен года она олицетворяет весну (превращение греческой богини цветов Хлориды в римскую Флору – сюжет знаменитого полотна Сандро Боттичелли «Весна»). Смысловой центр композиции – танцующая Флора в тунике зеленого цвета.

Одним из наиболее загадочных для потомков и исследователей Пуссена полотен были «Аркадские пастухи» исполненные по заказу кардинала Джулио Роспильози— будущего нунция в Испании и Папы Римского79. Кураторы выставки «Пуссен и Бог» (2015)— Николя Милованович и Микаэль Санто— поставили вопрос о глубинной вере и побудительных импульсах живописи художника. Адонис (анемона) с копьем и охотничьими собаками отодвигает плащ, чтобы открыть свое раненое бедро. Он носил с собой записную книжку и в момент появления замысла делал первичный набросок. Значение имущества Пуссена для своего времени и последующих эпох огромно.

Ю. Золотов отмечал, что диспуты о живописи Пуссена во французской Академии живописи зачастую сводились к оценке, насколько сюжет картины точно передаёт литературный первоисточник, что именовалось «правдоподобием»4. Пуссен редко изображал страдания Христа. После этого французский художник решительно отказался от монументального жанра и полностью перешёл к так называемой «кабинетной живописи», рассчитанной на частных заказчиков.

Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве. За влюбленной парой мы видим Адониса с собаками, он держит в руках копье.

Очевидной чертой творческого процесса Пуссена была его осмысленность. Натурализм и «вещественность» Караваджо отталкивали Пуссена, Фелибьен цитировал фразу «он явился, чтобы погубить живопись».

История искусства могла бы не досчитаться многих полотен Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Джорджоне, «Сикстинской мадонны» Рафаэля и других живописных шедевров. На полотне трижды повторён мотив спасения ребёнка. По-видимому, в 1634—1637 годах Пуссен участвовал в дискуссии о барокко в Академии Св.

Пуссен подошёл к работе как истинный новатор, построив изображение чуда диалектически. В 1632 году Пуссен был избран членом Академии Святого Луки74. И начать, как мне кажется, стоит с самой общего и краткого, а именно формата. Передача индивидуального сходства не препятствует созданию глубоко обобщенного образа.

И я был молод, красив, счастлив и беззаботен – помни о смерти. Это мечты о возвращении человека в лоно невинности, в лоно природы, причем воображаемый естественный человек чужд естественной грубости: он сохраняет почти балетное изящество и удивительную деликатность чувств. Марина (бистр, перо, около 1622—24, Королевская библиотека, Виндзор). Таким образом, это тип автопортрета для потомков, выражающий формулу non omnis moriar («нет, весь я не умру»)139. «Причастие» трактовано как изображение Тайной вечери, причём апостолов Пуссен расположил на ложах, как и было принято в те времена. Картина «Рождение Вакха» известна по описанию Беллори, который подчеркнул, что сюжет её двойной— «Рождение Вакха и смерть Нарцисса». Строгий мечтатель — так можно было бы назвать Пуссена.

Пуссен делал выписки из сочинений Цакколини (приспосабливая его музыкальную доктрину к живописи) и Витело иногда теоретизировал в письмах. Похожим образом было исполнено и «Вознесение Богородицы» 1650 года.

Веласкес в «Менинах» изобразил себя непосредственно во время творческого акта. Пуссен гордился тем, что по сравнению с первой серией очень оригинально решил «Покаяние», в частности описывал оригинальный сигмовидный триклиний. Перед ней мы видим и других мифических героев. Оно должно быть благородным, ни одно из его качеств не может быть получено от мастера. В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой. Имеющиеся между ними параллели слишком общи и случайны, чтобы иметь решающее значение.

В сохранившихся работах, примыкающих к «Битвам», композиции Пуссена точно так же лишены глубины, а передний план их перегружен фигурами. За ними – Адонис в сопровождении собак, он с удивлением взирает на кровоточащую рану. Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира. Уже в Париже он на сходный мотив исполнил фронтисписы к сочинениям Вергилия и Горация. Примечательны строения на горизонте, одно из них явно напоминает римский Замок св.

В процессе написания картины Пуссен пользовался услугами натурщиков158.

Его картины стали цениться и многие желали иметь у себя хотя бы повторение. Однако и Беллори и Фелибьен были апологетами академического классицизма. В 1640-х годах существенно поменялось жанровое соотношение в живописи Пуссена.

Нет сомнений, однако, что в «Четырёх сезонах» подчёркнутая необычность ландшафта раскрывает Христа, присутствующего во всём мироздании и каждой его детали. Беллори утверждал, что Пуссен исполнил несколько иллюстраций для поэмы Марино «Адонис», сохранившихся в римской библиотеке кардинала Массими38. Все действующие лица расположены подобно рельефу. Нигде нет спасения. Ранненого в поединке Танкреда поддерживает его верный друг Вафрин. Марино был связан с неортодоксальными мыслителями Италии, в том числе Джордано Бруно и Джулио Ванини идеи последнего в какой-то степени повлияли на образный строй и содержание поэмы «Адонис».

Друзьям он откровенно писал, что, кажется, совершил безрассудство98.

В то время как Флора, окружённая амурами, рассыпая цветы танцует в центре картины, Аякс бросается на свой меч (у Гомера Аякс наделён неистово-воинственным характером). Гений Пуссена, по Н. Миловановичу и М. Санто, позволял оригинально излагать и придавать поэтическую форму распространённым в искусстве его времени сюжетам, которые само по себе затем воздействовали на круг интеллектуалов. Теория модусов предполагала определённые правила изображения для каждого типа сюжетов. За нею находятся знаменитые своей грациозной красотой юноши: возлюбленный Венеры Адонис (с копьём) и любимец Аполлона Гиацинт. По замечанию Т. Каптеревой, «художественная жизнь французской столицы отличалась в то время большой пестротой и отсутствием крупных и своеобразных живописцев»18.

Эпитафию на надгробии составил Беллори153. «Весна» (в этом пейзаже изображены Адам и Ева в раю) — это цветение мира, детство человечества. Её главной целью был новый взгляд на религиозную живопись французского классика200. воск оказывается в слое идеальности, которому он культурно не принадлежит. Примечательно, что все детали (включая мраморную колонну) имеют соответствие в тексте поэмы93. Даже некоторая сложность интерпретаций не лишает полотно легкости восприятия.

Важнейшим из патронов Пуссена был Кассиано даль Поццо их отношения, судя по сохранившейся переписке, были близки к сервитуту, хотя художник и не жил в доме покровителя. Но Пуссен выразил в этом идиллическом сюжете идею быстротечности жизни и неизбежности смерти. Пуссен не был педантом и доверял глазомеру, не применяя точной разметки полотна.

Аллегории Пуссена адресовались напрямую властям как эталоны надлежащего поведения и справедливого правления и их символическое восприятие иногда не имело ничего общего с замыслом самого автора118. Он касается раны на своей голове, которую ему случайно нанес божественный друг. Оригинальное цветовое решение и расположение фигур в картине создает ощущение гармонии, спокойствия и красоты.

Ю. Золотов писал, что в этих фигурах проявились одновременно непринуждённость и обусловленность внутренней закономерностью действия. Оригиналы писем хранятся во Французской национальной библиотеке2. Окончательным центром композиции стал сам Германик, к которому обращены все остальные фигуры их жесты и движения (у изголовья— жена и дети, слева— воины). Петра— главного храма католической церкви. С их точки зрения, Пуссен— «художник-художник, сила души которого проявлялась в споре аскетичной манеры и творческой свободы гения кисти»189. В то же время в «Битвах» сильно барельефное начало, что, по-видимому, не случайно: Пуссена привлекла возможность продемонстрировать анатомические познания.

Картина построена на излюбленном художником контрасте синего, красного и оранжево-желтого. Фреар де Шамбре в 1650 году опубликовал трактат «Параллели между древней и современной архитектурой», в котором буквально превозносил Пуссена. Она изображена словно в танце, являясь воплощением легкости и красоты. В письме 2 августа 1655 года упоминается, что в Риме нет художников, равных Пуссену, несмотря на «ошеломительную» стоимость его полотен. «Царство Флоры» сам автор именовал «Садом» богини Беллори называл картину «Превращением цветов».

Отмечаемая всеми без исключения «сдержанность» манеры Пуссена коренилась в его личности и выражалась на практике в отстранённости как от вкусов французского королевского двора, так и контрреформационного Ватикана причём отстранённость с течением времени только возрастала181. Пуссен стремился в Италию изучать античное и ренессансное искусство.

Нарцис смотрит на зеркальную поверхность воды в сосуде, который держит нимфа Эхо. Ниже располагается широкое дерево, обвитое зеленью и чистейшие струны фонтана. А в 1955 году в ГМИИ им. В 1626 году в его мастерской квартировали Пьер Меллен, братья Франсуа и Жером Дюкенуа. Пуссен воплотил этот жанр как эпический, а Лоррен— как идиллический130. «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» не упоминается в биографических источниках.

«Флора» — картина на сюжет из поэмы Овидия «Метаморфозы», где описываются всевозможные изменения, произошедшие с миром со времен его сотворения. Микаэль Санто— куратор выставки «Пуссен и Бог» (Лувр, 2015) — замечал, что Пуссен в образе Христа на вечере представил не только Церковь, которая христианами понимается как Его тело, но и человека— первого священника и мученика, Спасителя всего человечества. По мнению Т. Каптеревой, картина «Вдохновение поэта» (написанная между 1635—1638 годами)— пример того, как отвлечённая идея реализовывалась Пуссеном в глубоких, обладающих силой эмоционального воздействия образах. После его смерти, по желанию возлюбленной Афродиты из капель его крови выросли великолепные цветы анемоны. Одновременно его биограф Беллори разъяснял, что художник стремился написать книгу, в которой обобщил бы свой опыт, но откладывал это намерение к моменту, «когда не сможет больше работать кистью». Спереди справа изображена пара: белокурый юноша Крокус и Смилака, ставшая вьюнком.

Кавалер, как и Пуссен, недосягаемым образцом искусства считал творчество Рафаэля36. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода («Моисей иссекающий воду из скалы», Эрмитаж, Ленинград «Элиазар и Ревекка», Лувр, Париж обе — около 1648 «Аркадские пастухи» или «Et in Arcadia ego», 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж «Отдых на пути в Египет», около 1658, Эрмитаж, Ленинград). По-видимому, это намёк на текст Овидия— факел Гименея чадил, предвещая несчастье. Луврской выставке предшествовал научный коллоквиум 1958 года (СССР на нём представлял М. В. Алпатов), материалы которого были изданы в двух томах.

На полотне много персонажей и все они фигурируют в рассказе Овидия. Более жизнерадостным является «Пейзаж с Диогеном», основанный на стаффажном эпизоде из трактата Диогена Лаэртского: увидев, как мальчик черпает воду горстью, философ-киник оценил согласие этого способа с природой и отбросил свою чашу как явное излишество133.

Наверху— на небесах— чудо по молитве святого совершает Христос. В мюнхенском полотне господствуют различные оттенки серого, с которыми изысканно контрастируют сине-голубые и ярко-красные тона. Пейзаж залит пламенеющим блеском вечерней зари. Однако это могло быть и влиянием Россо Фьорентино, тосканского живописца, который работал в Фонтенбло58. Беллори и Зандрарт отмечали, что Пуссен в частных разговорах с друзьями и поклонниками был весьма красноречив, но почти никаких следов эти рассуждения не оставили169. Он писал мифологические картины, умышленно противопоставляя их современности.

Конфликт Вуэ и Пуссена был и конфликтом официозного барокко, которое символизировало мощь совершенной монархии и камерного интеллектуального стиля, востребованного в среде «Республики учёных», чьи неформальные кружки и культурные интересы восходили к эпохе Ренессанса103. «Пейзаж с Полифемом» был исполнен для Пуантеля в 1649 году. Вокруг нее те персонажи мифа, которые, умерев, превратились в цветы. Это позволило художнику придать фигурам выразительность.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Действительно, на этой гравюре охотник также показан на возвышении и окружён облаком. Вода, хлынувшая на землю, неумолимо поглощает все живое.

Тогда же в мае он обучал молодых художников, как обмерять античные статуи149. Обстоятельства его жизни после возвращения из Франции неизвестны, неизвестно и по какой причине, ещё не достигнув 50-летия, он составил завещание (30 апреля 1643 года). Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет П. (1650, Лувр, Париж). К нему обращены движения наяд, составляющие ритмическое взаимодействие. Послание кардинала Пуссену не сохранилось, но во фрагменте ответного письма Пуссен излагал свои условия: 1000 экю годового жалованья, столько же на переезд в Париж, сдельный гонорар за каждую законченную работу, обеспечение «подобающего жилища», гарантия, что художника не привлекут к росписям плафонов и сводов, контракт на 5 лет. По Беллори, поэт приютил художника в своём доме, «деятельно помогая ему в сочинении сюжетов и передаче эмоций» статус его при этом не определялся.

Развивая принципы идеального пейзажа, П. представляет природу воплощением совершенства и целесообразности он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии («Пейзаж с Полифемом», около 1649, Эрмитаж, Ленинград «Орион», около 1650—55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира. Этот подход был представлен именами Э. Панофского и Э. Гомбриха. Это соотносится с его постоянным мотивом жизни по природе и разуму143. «Чума» стала во многих отношениях новаторской для Пуссена. В конце 1623 П. — в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме.

«Весна»— это Эдемский сад с Адамом и Евой, «Лето»— моавитянка Руфь на поле Вооза, «Осень»— посланцы Моисея возвращаются из земли Ханаанской (Чис. 13:24), «Зима»— всемирный потоп. «Пейзаж с Полифемом» (1649, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) воспринимается как торжественный гимн природе. Это, по-видимому, свидетельствует, что Пуссена не интересовала теологическая символика. От переписки с коллегами-художниками также почти ничего не осталось170. Это позволяет понять соответствующие пассажи в переписке.

Также именно Лебрен пытался найти античные иконографические прототипы персонажам полотен Пуссена, заложив традицию академической «подгонки неабсолютной натуры». О детстве и юности будущего художника почти не осталось сведений.

Если верить Шантелу, он долго рассматривал полотна, а затем указав на лоб, сообщил, что «сеньор Пуссино работает отсюда». В итоге он вернулся в родительский дом и, видимо, вновь поступил к Варену. Пуссен (Poussin) Никола (1594 июнь, Лез-Андели, Нормандия, — 19. 11. 1665, Рим), французский художник. Ее золотистые волосы повторяют танец богини, а голубая лента передает движение.

Тогда цикл виден в правильной последовательности: «Весна»— Воздух, дыхание Бога, давшее жизнь Адаму «Лето»— Огонь, солнечное тепло, дарующее урожай «Осень»— Земля, чудесное плодородие земли Ханаанской Зима— Вода и всемирный потоп. Когда Бернини увидел эту картину (во Франции в 1665 году), она напомнила ему колористику и композиции Тициана. Фигуры размещены свободно, а интервалы между ними ритмически выразительны. В тот момент в Риме находилось множество французских художников, в том числе Клод Лоррен. Важной составляющей отношений Даль Поццо и Пуссена была возможность для художника пользоваться «Музеем-картотекой»— собранием документов, памятников и свидетельств, освещавших все стороны жизни, быта, культуры и политики античного Рима86.

Все осеняет чудесное темно-голубое небо с легкими белыми облаками. Слева изображен Аякс Великий, герой Троянской войны. Судя по описанию, сделанному в мае 1665 года художником А. Брейгелем, Пуссен в последний год своей жизни не занимался живописью, но продолжал общаться с людьми искусства, прежде всего, К. Лорреном, с которым мог и «выпить стакан доброго вина».

Художнику были заказаны две картины для его парадного кабинета, в том числе аллегория «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора». Известности «Четырёх сезонов» способствовало то, что «Лето» и «Зима» были избраны для лекций в Королевской академии живописи в 1668 и 1671 году как наглядные образцы для обучения молодых художников. Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню.

Пуссену в ней посвящены 136 страниц in-quarto. Кавалер дАженкур в 1728 году добился установки бюста Пуссена в Парижском Пантеоне194. Пуссен стал первым учителем Гаспара Дюге, который затем взял его фамилию. Александр Куртуа владел коллекцией гравюр с картин итальянцев Рафаэля и Джулио Романо, которая восхитила Пуссена20. 17 декабря все благополучно прибыли в Париж99100. Цветовая гамма насыщенная, но сдержанная, её определяют тёплые золотистые тона.

Фабулы как таковой у картины нет, в неё главенствует мотив созерцания. Гастроль приурочена к 60-летию «Выставки картин Дрезденской галереи в ГМИИ им. К наследию Микеланджело и Тинторетто Пуссен остался абсолютно равнодушен55. Датировки всех этих полотен и их повторений чрезвычайно различны.

23 января 1628 года датирована первая сохранившаяся расписка самого Пуссена за «картину с разными фигурами». Классицистическое кредо П. выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 в. учении о «Модусах», определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений). Все детали рождают чувство глубокого драматизма, что, видимо и имел в виду Беллори125.

В коллекции Виндзорского замка сохранились 11 графических листов (9 горизонтальных и 2 вертикальных) и 4 батальные сцены. На малой родине художника— в Вийере— на месте предполагаемого дома его отца, был установлен памятник Пуссену с подписью Et in Arcadia ego11. Аббат Фуке— брат сюринтенданта финансов — для украшения Во-ле-Виконта обратился к Пуссену.

Рыбак с удочкой, услышав крик Эвридики, оглядывается на неё. Высказывалось предположение, что сюжет был навязан художнику заказчиком. Эти письма написаны по-французски и не претендуют на высокий литературный стиль, являясь важным источником повседневных занятий Пуссена.

Сфинкс олицетворяет «неясность вещей загадочных». Однажды жена обманула его: вместо младенца Зевса подсунула мужу запеленутый камень. Эразма» для Собора св. Исследователи XXI века в большей степени склонны проводить христианскую интерпретацию творчества Пуссена, особенно его философских пейзажей, созданных на склоне лет «для себя», вне всякого влияния вкусов и требований заказчиков. Много позднее Кассиано даль Поццо даже призывал Пуссена «оставить в покое мраморы»50.

Центральный персонаж— ослеплённый Орион— движется на ощупь, хотя им руководит поводырь. В 1658 году для Пассара был исполнен «Пейзаж с Орионом». Существует также версия, что на ритмическое построение композиции сильно повлиял так называемый «Саркофаг Мелеагра», который Пуссен мог видеть на Римском Капитолии68.

Равным образом ни один из современников не упоминал о каком-либо аллегорическом подтексте картин данного цикла, каких-либо требованиях заказчика или чём-то подобном144. «Смерть Германика» демонстрировала необычайно интенсивную эволюцию Пуссена как художника и мастера70.

В таком случае следует допустить, что Пуссен глубоко изучал экзегезу Августина Блаженного. Судя по размерам и композиции, пару ему составляет «Пейзаж с Гераклом» (хранящийся в ГМИИ), но о последнем не упоминается в источниках. Ренессансные интересы Пуссена были сосредоточены на творчестве Рафаэля и Тициана.

Она стала подсолнечником (по латыни Helianthus annuus), который поворачивает свои цветки вслед за солнцем. Таким образом, стиль и манера, по Пуссену, должны быть адекватны природе сюжета180. Из его крови появились гиацинты. Незадолго до кончины к Пуссену приехал внучатый племянник из Нормандии, но вёл себя настолько нагло, что художник отослал его назад. Первым серьёзным заказом от Сюбле де Нойе было «Чудо святого Франциска Ксаверия» для новициата иезуитского коллежа.

Однако первые биографы не упоминали об ученичестве у Варена. Венчание прошло 1 сентября 1630 года в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина. Об аналогичных трудностях писал и сам Пуссен, обращаясь к Шантелу. По мнению К. Богемской, во французской живописи XVII века возник жанр «идеального пейзажа», который представлял эстетический и этический ценный образ бытия и человека в их гармонии. А. С. Пушкина, Москва все три — около 1625—27 «Царство Флоры», около 1631—1632, Картинная галерея, Дрезден «Танкред и Эрминия»). Писанием копий полотен Пуссена занимался некто Кароселли73.

Небо заволакивают тёмные облака их тень ложится на гору, озеро и деревья135. Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление. Согласно К. Кларку, композиция «Аполлон, коронующий Вергилия», предписанная заказчиком изначально была такова, что даже талант Пуссена-рисовальщика «не мог сделать этот тип тела интересным»106.

Главный литературный источник сюжета о Флоре – «Метаморфозы» Овидия. После разметки делался первый подмалёвок жёсткой круглой кистью. Композиция строго продуманная, симметрична и ритмически уравновешена.

Единственным биографом, который датировал пейзажи, был Фелибьен и архивные находки второй половины XX века подтвердили его надёжность: к пейзажам Пуссен обращался ещё в 1630-е годы и к этому же периоду относил их автор жизнеописания129. За Нарцисоом мы видим Клитию, которая по преданию была наказана отцом за прелюбодейство. Геоцинт изображенный на картине с грустью рассматривает эти цветы. «Битвы» настолько отличались от прочих римских произведений Пуссена, что выдвигались теории, что он исполнил их ещё во Франции.

Контрастом стало увлечение Пуссена «Вакханалиями» Тициана, которые он видел в Венеции и несколько образцов которых хранились в Риме. Людовик XIII при встрече откровенно заявил, что Пуссен составит конкуренцию Вуэ (дословно он сказал: фр. Voil, Vouet est bien attrap, «Ну вот, теперь Вуэ попался»101), что вновь вызвало опасения художника. Условия были чудовищными. Никола Пуссен — одно из главных действующих лиц французского классицистического искусства.

Картина была благосклонно принята не только заказчиками, но и простыми римлянами62. Из Филострата был заимствован образ Пана играющего на флейте в роще наверху. Беллори именовал композицию «Счастье, подвластное смерти» и классифицировал сюжет как «моральную поэзию» не исключено, что такие интерпретации исходили от самого Пуссена. Вряд ли найдется человек, знакомый с творчеством великого художника Николы Пуссена и при этом не слышавший о его «Царстве флоры».

П. всё чаще увлекают образы природы. На луврской картине сюжет решён весьма торжественно, что легко объяснимо: путто держит в руках «Одиссею», а у его ног лежат «Энеида» и «Илиада» муза, таким образом, — это Каллиопа. Первые биографии Пуссена опубликовали его римский друг Джованни Пьетро Беллори, который занимал пост библиотекаря королевы Христины Шведской и Андре Фелибьен, познакомившийся с художником в Риме, в период пребывания в должности секретаря французского посольства (1647 год), а далее— на посту королевского историографа. («Похищение сабинянок», 2-й вариант, около 1635 «Израильтяне, собирающие манну», около 1637—39 обе — в Лувре, Париж).

Здесь все соразмерно, легко читается с первого взгляда и все значительно. На грунт наносились углем или мелом общие контуры фигур, групп и архитектурных деталей. Я вообще сторонник небольших экспозиций. Никола Пуссен (фр. Nicolas Poussin в Италии его именовали Никколо Пуссино (итал. Niccol Pussino) 1594, Лез-Андели, Нормандия— 19 ноября 1665, Рим)— французский художник, один из основоположников живописи классицизма.

По сообщению Роже де Пиля (1699), около трёх месяцев молодой Пуссен провёл в мастерской фламандца Фердинанда ван Элле, но расстался с ним, поскольку ван Элле специализировался на портретах— жанре, который и впоследствии мало интересовал художника. Картина «Парнас» явно исполнена под влиянием фресок Станцы делла Сеньятура. Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры. Секретарь и брат жены Жан Дюге получал вдвое меньше. Тяжёлая работа привела к болезни, от которой Пуссен оправлялся почти год.

В то же время критики-классицисты считали этот цикл «трудным» и даже «недостаточно законченным», в чём видели творческий упадок художника на закате его дней. В Риме Пуссену, который добился некоторой известности на родине, вновь пришлось начинать всё с начала. Развитие мастера очевидно: несколько «Вакханалий» демонстрируют тонкость цветовых решений— явное влияние венецианской школы61. В одной композиции были объединены два источника: «Метаморфозы» Овидия и «Картины» Филострата, причём в овидиевой поэме данные мифологические события последовательно следуют один из другим и позволяют художнику построить сюжетный мотив на контрасте141. Гравировал их Клод Меллан.

Для Андре Фелибьена, приехавшего в Рим в 1647 году секретарём французского посольства, Пуссен уже был величайшим авторитетом в мире искусства и он начал записывать его суждения. Сюжеты картин Пуссена на темы античных мифов и примеров высокой гражданственности древних Греции и Рима воспринимались как политические выпады против режима Регентства. Ныне они интерпретируются как эскизы для овидиевых «Метаморфоз»— это самые ранние сохранившиеся произведения Пуссена. Также выделяются благодарные старцы, приникшие к воде. В этих акцентах находят выражение внутренние переживания героев. Скончался и похоронен в Риме.

По другой версии, знакомство с Куртуа произошло ещё в 1612 году21. Сюжет «Пейзажа с Полифемом», по-видимому, также восходит к «Метаморфозам» Овидия— их XIII песне, в которой Галатея рассказывает о влюблённом в неё Полифеме. Как и обычно, это не мифологическая иллюстрация, а самостоятельная поэтическая структура.

Действительно, сюжет полотна весьма многоплановый. Цикл «Четыре времени года» рассматривается как своего рода живописное завещание Пуссена. Другая влюблённая парочка, Крокос и Смилакс, расположилась справа на переднем плане. Четвёрка лошадей бога солнца, на которую смотрит Кифия, виднеется над облаками в зодиаке.

На берлинском автопортрете Пуссен явил себя в образе академика, на что указывает чёрная мантия, в руке он держит книгу, подписанную по-латыни «О свете и цвете» (лат. De lumine et colore). Художник изобразил четырех женщин, олицетворяющих наслаждение, богатство, бедность и труд. Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии» — напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце. Однако на «Похищении сабинянок» обнаружены следы перспективной разметки свинцовым карандашом. Vita di Pussino из книги Беллори была издана на французском языке только в 1903 году. Согласно греческому мифу, Хронос был до Зевса царем богов.

Ангела, над ним поднимаются клубы дыма. Для Пуссена это бы отвлекало зрителя от основной темы картины. Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников.

Если под «Я» понимать усопшего, главный смысл картины переносится в конфессиональную плоскость и она напоминает о вечном счастье в царствии Небесном. Основой послужило Второе послание к коринфянам (2Кор. 12:2), но при этом решение сюжета было нехарактерным для Пуссена, зато имело множество параллелей в искусстве барокко, для храмовой архитектуры которого мотив прорыва в иную— высшую реальность— позволял достигать множества эффектов.

Впрочем, в окончательный вариант эти детали не вошли. Жесты воинов (один сдерживает плач) создают общую атмосферу суровой скорби. Его сопровождал Кассиано даль Поццо, впоследствии— один из главных покровителей художника. Все эти картины утрачены2324.

Костелло187188. Шурин Жак Дюге для заработка и в рекламных целях стал заказывать гравюры с произведений Пуссена и с 1650 года они стали продаваться и в Париже.

Поскольку ведущим элементом стиля Пуссена всегда была композиция, Ю. Золотов отмечал, что в «Царстве Флоры» много перемен по сравнению с римскими работами предшествующего десятилетия. Вообще положение клиентов было разным: например, в 1637 году художник Пьетро Теста, также исполнявший заказы Даль Поццо, просрочил рисунки с античных памятников, после чего вельможа заточил его в башню. Первоначально Пуссен был обласкан властями предержащими. Тем не менее, лебреновская трактовка осталась на века и была использована ещё в 1914 году в монографии В. Фридлендера, в которой отдельная глава была посвящена «модусам» Пуссена4.

Крупнейшей работой 1640-х годов для Пуссена стала вторая серия «Семи таинств», написанная по заказу того же Шантелу. Творческая практика оказалась гораздо шире нормативных положений доктрины. Картина также известна под названием «Весна», а сам Пуссен называл ее «Садом цветов». Беллори описывал её как аллегорию Живописи (на что указывает диадема), а обнимающие её руки символизировали дружбу и любовь к живописи.

Цветовое решение «Вдохновения» вообще ближе всего «Триумфу Флоры», особенно эффектом золотистых бликов. Около 1618 года он отправился в Рим, но добрался лишь до Флоренции. Уходящий из жизни Германик принимает клятву верности и мщения от римских легионеров, суровых, сильных и полных достоинства людей.

В письме Шантелу от 20 ноября 1662 года он заявил, что посылаемое ему полотно «Христос и самарянка» является последним. Илер Падер в 1654 году посвятил Пуссену панегирик в поэме «Говорящая живопись» и в том же году Пуссен вошёл в число тех 14 академиков Святого Луки из числа которых выбирался глава Академии122. Сюжет его взят из поэмы Тассо Освобожденный Иерусалим. Только в середине XX века выяснилось, что «Замечания о живописи», то есть так называемые «модусы» Пуссена, — не что иное, как выписки из античных и ренессансных трактатов4. По этой причине чрезвычайно сложно судить о мировоззрении Пуссена. В диссертации Тодда Олсона (Мичиганский университет, 1994) доказывалось, что парижские неудачи Пуссена и его конфликт с кругом Вуэ имели не эстетическую, а политическую природу.

Слева – царь Аякс, потерявший разум по воле Афины и пронзивший себя мечом (капли его крови превратились в белые гвоздики). Идея энциклопедической выставки Пуссена впервые была отрефлексирована и реализована в СССР в 1955—1956 годах (Музеем изобразительных искусств и Эрмитажем). Столичные художники не слишком терпимо относились к «чужакам», борясь с ними, в том числе путём штрафов и судебных исков. Петра и Марцелла, где пять персонажей сидят за дуговидным столом рисунок подписан «Трапеза первых христиан». Никола Пуссен – французский художник, родоначальник живописи классицизма.

В 1648 году по заказу Серизье Пуссен исполнил два пейзажа с Фокионом: «Перенесение тела Фокиона» и «Пейзаж со вдовой Фокиона». В античной образной системе, творчески воспринятой Пуссеном, образность «Вдохновения» можно воспринимать как дифирамбическую. В этом контексте было зачитано письмо Пуссена о «модусах», хотя сам художник не пытался приспособить теорию музыкальных ладов для иерархии произведений изобразительного искусства. («Спящая Венера», Картинная галерея, Дрезден «Нарцисс и Эхо», Лувр, Париж «Ринальдо и Армида», Музей изобразительных искусств им.

На пересечении диагоналей помещён некий монумент, смысл которого неясен исследователям. Цветовая гамма построена на зелёных и серых тонах и «отличается вялостью». Сразу после пассажа о покровительстве Даль Поццо в биографии Беллори идёт описание цикла «Семь таинств».

Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают П. вернуться в Рим. Тон Пуссена в последующих апрельских письмах 1642 года становился всё резче. Трагическая «Зима» — последнее произведение художника.

С 1640-х гг. Новые работы свидетельствовали об интенсивных поисках в области раскрытия трагического в живописной сцене. С кардиналом они сотрудничали до самого отъезда художника в Париж в 1640 году75. В «Соборовании» персонажи представлены в древнеримских одеяниях, как и в «Крещении».

Более четко классицистические принципы П. выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. На другом холсте изображена женская фигура, о смысле которой ведутся споры. Их полемика началась в связи с анализом картины «Аркадские пастухи».

Центральное действо обрамляют слева и справа группы из трёх дев, беседующих между собою. Однако М. Алпатов и Ю. Золотов критиковали иконологический подход, как восходящий к традиционной академической трактовке Пуссена как «послушного иллюстратора»186. Дело в том, что в огромных, плотно увешанных живописью залах (так часто бывает в Третьяковке на Крымском валу) редко удается сосредоточиться, погрузиться в смысл, в настроение, нырнуть даже в сам мазок, прочувствовать его смачную ширь или, наоборот изящество, незаметность, дымчатость. В композиции можно найти известные параллели «Царству Флоры», а техническое решение уравновешивание сцен, с расположением их на дополнительных оптических осях, аналогично142. Первоначальный графический набросок с этим решением сохранился в Берлине.

Через все творчество Пуссена проходит тема жизни и смерти. Фигуры на холсте как бы выводятся на плоскость силуэтами, создавая причудливый узор. Единство композиции определяется одинаковым цветом обнажённых фигур воинов, что в известной степени близко решениям школы Фонтенбло. Возможно, что это одна из «Вакханалий», в которых совершенствовался художник. На охоте его растерзал кабан и из капель его крови выросли анемоны. Он покинул Пуату и чтобы выплатить неустойку по контракту исполнил несколько пейзажей для замка Клиссон в Нижней Луаре изображения святых Франциска и Карла Борромео для церкви капуцинов в Блуа, а также «Вакханалию» для графа Шиверни в том же городе.

Когда в 1782 году Пуссену был установлен бюст в Риме, на постаменте была помещена латинская надпись— «художнику-философу»195. По завещанию, душу свою Пуссен препоручал Пресвятой Деве, апостолам Петру и Павлу и ангелу-хранителю шурину Луи Дюге оставлял 800 скуди, второму шурину Жану Дюге— 1000 скуди, племяннице (дочери сестры жены) 20 скуди и дом со всей обстановкой другой племяннице— 1000 скуди их отцу Леонардо Керабито— 300 скуди и так далее155. Иными словами, невозможно говорить об упадке творчества Пуссена.

Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626—1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. В техническом отношении Пуссен пережил существенную эволюцию, границей в которой являлся 1640 год. Вокруг нее порхают Амуры, осыпая всех сидящих прекрасными цветами. Чуждый карьеризма и внешнего успеха, Пуссен прожил достойную, благородную жизнь. Фелибьен также подчёркивал уважение Пуссена к цветовым решениям венецианского классика.

Однако вынесение всей композиции на передний план делало невозможным использование центральной перспективы60. Пейзаж на заднем плане, скорее, фон, нежели окружающая среда94. В списке упоминаются около 400 графических произведений и эскизов. Центральный эпизод здесь типологически близок картине «Пейзаж с человеком, убитым змеёй». Сюжет вновь был ветхозаветным (1Цар. 5:1-6): филистимляне, захватив Ковчег Завета, поставили его в своей столице в капище Дагона, за что Господь Бог наслал на них чуму. Ему предсказали, что его свергнет собственный сын.

Каждый пейзаж имеет символическое значение. С точки зрения И. Е. Прусс, в парижских работах Пуссен «мучительно преодолевал собственные устремления» и это приводило к явным творческим неудачам109. Курьёзный случай произошёл с картиной «Ревекка у колодца», которую критик упрекнул в том, что на полотне отсутствуют верблюды из канонического первоисточника при этом на данном обсуждении присутствовал лично основатель Академии Кольбер. Всю свою жизнь Пуссен писал очень медленно исключительно в одиночку19. Гиакинт (гиацинт) поднимает руку к своей голове. Первым было написано «Вознесение святого апостола Павла», второй вариант того же сюжета на увеличенном холсте был написан в 1649—1650 годах для Лувра.

Ю. Золотов отмечал, что сам момент чуда для современного зрителя отодвинут на второй план. Жан Дюге описал и художественные произведения, оставшиеся от Пуссена. Виктор Кузен рассматривал Пуссена в одном контексте с Эсташем Лесюэром и привязывал их к идеалу «христианского спиритуализма», ключом к которому являлся цикл «Семь таинств». Марк Фумароли также не сомневался в искренности религиозных чувств художника, тогда как Тюилье полагал, что в собственно религиозных полотнах Пуссена отсутствует «благодать»189.

По Ю. Золотову, романтизированная версия биографии сглаживала «острые углы» парижской жизни Пуссена17. «Чума в Азоте» была одной из заметных удач Пуссена того времени: в Риме с картины была снята копия, а Беллори включил её описание в биографию художника.

Марино считал очевидным глубокое внутреннее сродство между живописью и поэзией и опубликованный в Париже в 1623 году «Адонис» в какой-то степени реализовывал эти постулаты. Точная дата прибытия Пуссена в Италию неизвестна. После откровенных угроз, последовавших в августе, 28 октября 1640 года Пуссен выехал из Рима, в сопровождении Шантелу и его брата. Рим-Париж, 1580—1660». Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (1628—1629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности.

Судя по сообщениям Зандрарта, Пуссен особенно близко дружил с Клодом Лорреном. Вдобавок итальянец стремился доказать влияние на Пуссена итальянской академической школы5. Впрочем, он довольно быстро перебрался на улицу Паолина— во французской колонии в Риме, о чём также свидетельствуют приходские записи. Адонис и Гиацинт показывают на свои раны. Пуссен же представил себя с атрибутами ремесла, но в процессе творческого раздумья.

В собрании Даль Поццо было около пятидесяти картин Пуссена87. Шесть картин по заказу Даль Поццо Пуссен исполнил в Риме, а седьмую— «Крещение»— увёз в Париж и передал заказчику только в 1642 году. Впрочем, в счёт неустойки от контракта у Пуссена отобрали дом в Тюильри. Ж. Тюилье в дальнейшем подготовил полный научный каталог картин Пуссена. Эразма» он получил гонорар в 400 скуди, «Смерть Германика»— 60, «Царство Флоры»— 100 и за «Чуму в Азоте»— 110 скуди (за «Похищение сабинянок» Пьетро да Кортона получил 200 скудо). Юноша на переднем плане, склоняющийся над своим отражением в воде, – Нарцисс.

На полотне два пастуха и пастушка обнаружили в лесной чаще заброшенную гробницу с черепом, лежащим на ней и смотрящим пустыми глазницами на героев. Вместе они в 1616 году вновь прибыли в Париж. Предположительно, Никола получил образование в латинской школе иезуитов в Руане. Эти сюжеты были весьма популярны в католической историографии времён Контрреформации, однако Пуссен обращался к ним чрезвычайно редко. В собрании Эрмитажа сохранился и набросок Пуссена с росписи из Катакомб св.

По-видимому, Пуссен был обычным для того времени клиентом, обязанным своему патрону «личным служением»37. Объединение в одном сюжете радости бытия, безмятежности и мотива неизбежной смерти полностью отвечало всей образной системе Пуссена. Апполон, находясь в горе превратил капли крови своего друга в геоцинт. Естественно, что эта работы вызвала нападки. Образы объединены общими строем чувств.

Далее он перешёл к Жоржу Лаллеману, но также не сошёлся с ним характерами. Мари происходила из разбогатевшей крестьянской семьи и была неграмотна.

После кончины Пуссена эти картины видел Бернини. Это открывало простор для самых фантастических интерпретаций: так, в сложном символизме картины «Et in Arcadia ego» различные авторы усматривают близость Пуссена к хранителям тайны крестной смерти Христа, которую он зашифровал или что он являлся посвящённым, которому было известно местонахождение Ковчега Завета193.