Работы Эдварда Мунка
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
Некоторые исследователи У. Бишофф. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
- Как смотреть картины Эдварда Мунка
- Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- 7600 произведений Эдварда Мунка в свободном доступе
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».
Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка.
Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Изображенное существо лишено защитной оболочки и каждое воздействие внешних сил заставляет его испытывать невероятные мучения. Его поза выражает подавленность или отчаяние.
Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Вскоре семья переселилась в столицу.
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
- Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
- 5 шедевров Эдварда Мунка в 5 музеях
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Известно, что после изменения живописной манеры художнику стало трудно продавать свои картины. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.
Только на кровати светится яркое покрывало. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. В нем многое привлекало внимание. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».
В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу». За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.
В 80-е гг. Ребенком он пережил смерть матери, а затем старшей сестры Софи. Достоевского «Преступление и наказание». Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Так, женщина в картинах «Фриза» – это первая Женщина, это – Ева.
- Эдвард Мунк – краткая биография
- Эдвард Мунк: «Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы»
- История древнего Хорезма в 5 экспонатах Музея Востока
- 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
В его судьбу вторглась война. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Осенью он едет в Париж. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу.
Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. На смену приходит пафос утверждения жизни.
- Все Картины Эдварда Мунка по алфавиту
- Детство и юность норвежского художника
- Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
- Память и отражение в мировой культуре
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии.
Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Его так же растащили на майки, брелоки и комиксы. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету.
- Биография и творчество художника
- Нервные срывы и лечение болезни
- Портреты как передача человеческой души
- Творчество в последние годы жизни
- «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
- Травля критиков и непонимание публики
- «Расставание» : боль от разрыва отношений
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В 1940-м, когда нацисты оккупировали Норвегию, Мунк отказался сотрудничать с коллаборационистским правительством Квислинга.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Реакцией на новые впечатления стали картины «Больной ребенок», «На следующий день», «Переходный возраст» (известные во многих повторениях). Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.
Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Мунк проявлял интерес к зарождавшемуся Рабочему Движению.
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины
- Эдвард Мунк – норвежский художник
- Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка
- В Штутгарте Эдвард Мунк сам расскажет о своей жизни
- Мадонна Мунка установила рекорд
- Норвегия чествует Эдварда Мунка
- Крик Мунка появится на почтовой марке
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Середина 1880-х годов ознаменовалась серьезным поворотом в его жизни и в художественных воззрениях.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Шел он не как все. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ».
- Карнавал в Кельне: как его понять
- Немецкие марки для русских большевиков
- Профессиональный лжец и другие необычные вакансии в Германии (фото)
- Первая мировая – бойня, на которой щадили вражеских солдат
- Немецкий монах наладил производство джина (фото)
- Сколько зарабатывают в Германии с высшим образованием
Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Маленькие бессильные руки, узкие плечи.
Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни.
- Как открыть свою фирму в Германии
- На связи: как заключить договор в Германии
- Очей очарованье или Прощальная краса немецких ландшафтов (фоторепортаж)
- Как празднуют день Святого Мартина в Германии
- Где пробовать колбаски или Вкусные достопримечательности Германии
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. В сущности его картины 80-х гг. Поиски заняли целых два года. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. И всегда это изображение только полной луны: художник был убежден, что луна бывает только круглой и отказывался признавать, что месяц – тоже луна. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания.
- Всемирное наследие: Паломническая церковь Вискирхе – шедевр стиля рококо
- Словари и энциклопедии на Академике
- Напишите отзыв о статье Мунк, Эдвард
- Отрывок, характеризующий Мунк, Эдвард
Лицо человека — застывшая безликая маска. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. Природа для Мунка — особый мир, живущий по своим законам, та одухотворенная среда, в которой протекает жизнь человека.
Это были первые опыты художника.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Она оставила детям прощальное письмо полное глубокого религиозного чувства, которое потом отец им часто зачитывал. С тех пор смерть навсегда вошла в жизнь пятилетнего, в то время, Эдварда. Много картин находится в Бергене.
«Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие.
Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения.
В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».
Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.
Получается лучшая гармония красок. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. Мунк вырос в очень религиозной семье. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Здесь он проживёт остаток жизни.
Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
По замечанию Майкла Мармора, профессора Школы Медицины Стэндфордского университета, «Мунк был глубоко напуган глазным кровоизлиянием. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Образ продается и покупается до сих пор.
«Название картины, это последнее, о чем я думаю, когда пишу», – говорил Мунк. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»).
Само название также появилось не сразу. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».
Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. На его фоне изображены мужчина и женщина. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать).
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). В конечном счёте, Мунка пришлось изолировать от общества. В клинике он провёл семь или восемь месяцев и познакомился с талантливым психиатром доктором Линде. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».
Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». В уединенном месте, в маленьком городке Крагере он купил дом для своих картин и для себя. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет.
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Эдвард Мунк «Крик» (1893). Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи.
Он издает вопль. Только на выставке 1918 года впервые прозвучало это название – «Фриз жизни». В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Разве нельзя допустить, что именного этого и хотел художник-экспрессионист – бередить, а не успокаивать души обывателей. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел».
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.
В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Мунк наделяет природу значительностью, в ней появляется что-то необычное, завораживающее, возвышающее ее над обыденностью.
Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Эти картины показывают две противоположности – мужчину и женщину. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. De gustibus non est disputandum.
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
Он был чрезвычайно подозрителен и во всём искал происки врагов выходил из себя, когда кто-либо говорил что-то поперёк. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Любовников как будто скрывает мгла. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Уже в середине 80-х гг. Хрен редьки не слаще. Через портрет он всегда исследовал душу человека.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза – такой перед нами предстает женщина в картинах «Мадонна», «Вампир», «Пепел».
В течение 1909-1916 гг. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Всего он провёл там более полугода.
Портреты художника – исследование человеческой души. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Создана картина в Берлине. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности.
Картон, масло, темпера, пастель. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Разве вы не знаете, что луна круглая. ».
Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
120, 5 141 см. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Здесь он получал заказы и продавал свои произведения.
Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. В 1889 году Мунк снова уехал в Париж и на этот раз пробыл за границей около двадцати лет. Они запечатлены и в письмах художника, книгах современников, его высказываниях, насыщенных острыми, подчас парадоксальными мыслями. Холст, масло.
64, 5 54 см. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия». В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка.
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании11. Графика Мунка поражает разнообразием техники.
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Делал несколько шагов. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Он оставил после себя огромный архив.
Роман продлится около шести лет и разрыв с ней принес первое душевное расстройство художника. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Правы все. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. В него вошло около трехсот листов. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Хрупкое здоровье Мунка затрудняло полноценное обучение, но ему удалось получить образование в Королевской школе рисования в Христиании (ныне Осло).
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа».
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25.
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Живое побеждает смерть. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях42. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Богема стала для него второй семьей.
Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны27. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки.
Силуэт кричащего интерпретируют по-разному, сравнивая то со скелетом, то с эмбрионом или даже сперматозоидом. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Это место стало его прибежищем на последующие 20 лет, куда он стремился возвратиться всякий раз, когда чувствовал себя на грани. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.
Настоящий скандал вызвали выставки Мунка 1889 и 1892 годов в Христиании, а в Берлине группа художников во главе с А. фон Вернером даже отказалась принять на выставку произведения Мунка, что послужило толчком к расколу и организации Нового Сецессиона. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Она называлась «Дорога никуда».
Портреты художника — исследование человеческой души. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Рядом с ней — мать. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть.
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Продуктивная карьера художника перемежалась с попойками, кутежами, несчастными любовями, нервными срывами и тесной дружбой с такими литературными деятелями, как Август Стриндберг.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»4: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада5. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.
Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Сам Мунк, был болезненным ребенком.
В Ауле также находятся два больших холста: История и Альма Матер. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
Он был очень религиозным человеком. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями — пронзительными полосами желтого, красного и синего. Холст, масло. Ранние работы Мунка были основаны на французском реализме.
Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Безрадостным, глухим к чужому несчастью представляется художнику мир, который он воплощает в веренице символических образов.
Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Осенью он едет в Париж. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». Даже тогда, когда он стал художником с мировым именем, покупались в основном его ранние произведения. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». На первом варианте небо написано в багряных тонах. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.
ориентация норвежского искусства меняется. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Этот человек – сам художник. Это было воплощение его собственной изоляции, отчаянного одиночества, потери смысла жизни. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. им была написана картина Рабочие на пути домой.
Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. В 1900-х гг. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу.
В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. В 1921-1922 гг. Мунк практически не использоваал прямых линий. Он казался странным.
Эдвард Мунк родился в 1863 году. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас».
На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Холст, масло. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Что за чертовщину они там плетут. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Свои произведения автор сравнивал с музыкой. На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов10. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом28.
Останавливался, думая о чем-то. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Все вокруг мрачно и бледно. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет.
Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Проект остался нереализованным. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Состав цикла не был постоянным. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет.
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.
Всего он провёл там более полугода. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Палитра ярких цветов подразумевает символ безграничного животворящего света.
Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. В Германии у Мунка было много друзей.
Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году52. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого ирреального, наделяя их мрачной символикой. М., 2007.
Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. 91 73, 5 см. В этих картинах, пересеченных извилистой линией берега, с волнующимся за нею морем, под кронами деревьев развертывается вся жизнь с ее радостями и печалями. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Большинство работ этого времени написаны им во время приездов в Норвегию.
В них запечатлен духовный путь мастера. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.
Пластический язык обретает исключительную силу. По другую сторону деревянной балюстрады Мунк представляет устрашающую стихию прибрежного пейзажа и реки. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. 119, 5 118, 5 см.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна.
Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Здесь он прожил около семи лет (1909-1915), написал несколько зимних пейзажей и получил возможность заниматься росписью актового зала (Аула) столичного университета. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Лишь немногие избранные допускаются сюда. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Всего он провёл там более полугода.
Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Данная тема оставалась одной из главных на протяжении всей жизни Эдварда Мунка. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией.
Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. В этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий. В 1916 году он купил дом в Экелю.
Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Его заслугой является превращение гравюры в самостоятельную область национальной художественной культуры. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.
В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Но больше всего его раздражали пальцы. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Мунк.
«Европейский» период в творчестве Мунка окончился в 1909 году, когда он навсегда поселился в Норвегии. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. По степени известности мотива Крик можно сравнить разве что с Джокондой да Винчи.
Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению7. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый.
Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. «Я почувствовал крик Природы»). На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Его портреты превосходно отражали характер человека.
Они свободны от излишней повествовательности. Он называл это «лошадиным лечением». Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Доведенный почти до умопомешательства, он видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. В 1897 году начинается его роман с Туллой Ларсен, дочерью богатого купца из Христиании. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.
Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Согласно замыслу автора, роспись Аулы символизирует неисчерпаемые силы жизни. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.
носят пейзажный характер. Много картин находится в Бергене. Ей 26 лет и она замужем.
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. На второй картине пейзаж наоборот, – элегантен. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели.
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Хотяперспективные сокращения и присутствуют на дальних планах, ее фантастические краски еще более усиливают общее впечатление условности построения плоскостного картинного пространства. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.
Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет.
Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)28. После некоторых колебаний и противоречий, проект Мунка был принят и осуществлен в 1916г.
Первая дата – 1888–1889 годы. Но он поступил в технический колледж, где проявил способности к физике, химии и математике. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа.
В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»29 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца30. Фигура мужчины – в самом углу картины. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком.
Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Большую роль в его искусстве играли литография и гравюра на дереве, меньшую — офорт, в основном занимавший его вначале.
Мунк упорно учился. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Мунк также верил, что когда-то лун было две.
Его творчество резко изменилось. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Оборачивался, как бы ища другой дороги.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. Художник страдал бессонницей и паранойей. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единое одухотворенное целое их извечная гармония. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. В 1913-15гг.
Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Его краски стали резче и интенсивнее.
В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.
Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке6. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»).
.