Рембрандт Портрет Старушки Описание

Описание портрета старухи рембрандт

Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Судьба этих произведений сложилась по-разному. Около 1658-го года или несколько позже Рембрандт написал картину Давид и Саул (длина сто шестьдесят четыре, высота сто тридцать один сантиметр).

Хендрикье, не обладавшую светскостью Саскии, он чаще писал в простых нарядах. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. На портретах она изображена не позирующей, а «наедине с собой» и ее лицо выражает самую разную гамму чувств: усталость, грусть, тревогу, неуверенность, задумчивость, чутко уловленные любящим ее художником. Популярные в Голландии заказные портреты создавались с мемориальной целью. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви.

  • Также рекомендуем приобрести аксессуры для марок
  • Пинцет прямой, узкий, стандартный 12 см
  • Кулисы для хранения и пересылки марок

Но вот буря тяжких переживаний улеглась и он снова обрел душевное равновесие. На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота из которого удалены внутренности. В русле этой традиции оценивались и два экспонируемых полотна.

Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Она словно уходит в свою жизнь.

Давать, ничего не получая взамен. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Она представляет собой старость таковой, какая она есть на самом деле.

На лице – печать далекого воспоминания. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Волосы змейками сбегают на круглые, упругие груди. Необычайная духовная значительность свойственна этим образам. Он восстановил дисциплину среди своих учеников и снова принимает у себя друзей. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Неизвестность мучительнее любого зла.

К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Ван Людик мучительно медленно рылся в карманах своего плаща. Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. Часть из них и сегодня находится в Эрмитаже (помимо представленных на выставке полотен, это Портрет поэта Иеремиаса де Деккера (1666) и Молодая женщина перед зеркалом (1657).

Также рекомендуем 
приобрести аксессуры 
для марок

Едва ли не самый замечательный портрет в ряду тех, которыми представлено в собрании Эрмитажа богатейшее портретное наследие Рембрандта это Портрет старика в красном, написанный около 1652-1654-го годов (его высота сто восемь, ширина восемьдесят шесть сантиметров). Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. Наступает мрак. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Ее взгляд действительно старческий. В аукционном каталоге была лишь обозначена ее принадлежность к «кругу Рембрандта».

Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Ее проявления – зримые, незримые, осязаемые, воображаемые – сама действительность. Он ставит своей задачей создать индивидуальный женский образ со всеми его специфическими особенностями в определенной драматической ситуации, в момент сильного переживания. Несмотря на далеко небезупречную сохранность, этот автопортрет – один из самых величественных и мощных (его высота сто тридцать четыре, ширина сто восемь сантиметров). В ранних произведениях художника преобладает барочная — патетическая, темпераментная, риторическая — живопись с обилием натуралистических деталей («Жертвоприношение Авраама», 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Ослепление Самсона», 1636, Франкфурт-на-Майне, Институт Шределя) при этом художник придерживается традиционных сюжетов и иконографии.

Все имущество, все издержки и доходы предприятия они, по условиям договора, делят пополам. Портрет Николаса Рутса 1631Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться. Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. 1657) повзрослевший юноша запечатлен в поэтически приподнятом настроении. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Внутренне Петр полон волнения, неуверенности, тревоги. А как же дом, его дом.

Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. Он знал, что ему следует забыть свое блестящее прошлое, свою мечту о счастье. Одетая в темные одежды она походит на вдову, которая скорбит по своему супругу.

Человек и его душевное состояние – так можно было бы охарактеризовать эти фигуры. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Взгляд ее опущен вниз.

Чем кончилась эта история, неизвестно, но случай очень характерен. Он глубоко уважал талант Рембрандта. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Он ничего больше не услышит и не увидит он мертв и тело его стынет в безмолвии. Об этом свидетельствует не только значительное снижение количества групповых портретов у Рембрандта, но и то обстоятельство, что целый ряд его учеников (в том числе Флинк, Мас и другие), не только покидают мастерскую учителя, но и решительно меняют свою ориентацию и становятся на путь помпезного фальшивого стиля и так называемой светлой живописи.

Рембрандт не видел Италии и не советовал и другим туда ездить. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. В жизни Рембрандта, как и в его живописи, много теней и темных углов. В 2015 году в Нью-Джерси была обнаружена картина Рембрандта «Пациент в обмороке» («Аллегория обоняния», 1624). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Это возвышает даму, она здесь немного монументальна. И фон картины золотистый, мерцающий. Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Однако, некоторые картины Рембрандта, привезенные из Франции в 1781 году, со временем покинули Россию (среди них Отречение апостола Петра (1660), Портрет Титуса (1660/65).

Победа осталась за нью-йоркским музеем. Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Теперь, когда гость ушел, гнев прорвался сквозь почерневшие струпья души. Гендрикье Стоффельс является вдохновительницей луврской Вирсавии, 1654-ый год. Но их усилия оказались тщетными.

С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. – Надо только продать часть коллекции и дать Адриану денег. И если так, то каких же слуг царь посылает, как ее ведут во дворец. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств8.

Только Толстой выглядит в поздней прозе обедненным, выхолощенным. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт. Сын повёрнут к нам спиной. Пластически проработанная, замкнутая по силуэту, величественная фигура видной нам по пояс сидящей женщины, господствует над отдаленным, холодно застывшим, лишенным жизни, окутанным голубоватой дымкой пейзажем с высокими скалами и вьющимися среди них водными потоками. Эту картину американцы не взяли напрокат в Европе, как это было со знаменитой Моной Лизой (Джокондой) Леонардо да Винчи, а купили на аукционе. Не удивительно, что с середины XVIII века их долгое время считали парными портретами.

Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Если в начале XX века считалось, что сохранилось около восьмисот работ художника, то в современном авторитетном каталоге A Corpus of Rembrandt Paintings (1982 – 2014) их насчитывается всего 346. Левая рука Рембрандта легко, одними пальцами, придерживает простой деревянный посох. Образ старой женщины – это образ-судьба.

Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Глаза ее темны. Однако, некоторые картины Рембрандта, привезенные из Франции в 1781 году, со временем покинули Россию (среди них Отречение апостола Петра (1660), Портрет Титуса (1660/65). Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Дела шли все хуже. Человек и его душевное состояние – так можно было бы охарактеризовать эти фигуры. Мужицкий нос, не ставший ни капельки изящнее, даже после того, как на него, словно кулак, обрушилась боль.

Тогда он отказался от классического способа расположения лиц на групповой портрете и создал картину, в которой присутствует динамика и движение. Но почему. Государственный музей, Амстердам Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессеобращения Голландии к протестантизму. Нет. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Помимо интереса, на лице его можно было прочитать изумление, подозрительность, зависть.

175, 5 x 210, 5 см. В инвентарях их называли Философами, Учеными, Сивиллами, Пророчицами. Голову ее покрывает шляпа черного цвета.

И всё же, несмотря на своё мастерство и заслуги, мир и общество были жестокими даже в те времена. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. На этом шедевре лучше всего можно изучить манеру Рембрандта трактовать тело. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.

Руководил сбором Филипс де Конинк. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее». Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах. Холод приятно подбадривает его. Еще сильнее внутренняя сосредоточенность, погруженность в себя и подлинная любовь Рембрандта к своей модели, его скрытая грусть выражена в другой московской картине – так называемом Портрете жены брата (высота семьдесят четыре, ширина шестьдесят три сантиметра). Когда наступит время уходить из этого мира, ей не будет страшно.

Были у Титуса и собственные картины. С внешней стороны это был почтенный человек, любивший свой дом и домашнюю жизнь, свое место у очага, привязанный к семье, по натуре больше супруг, чем любовник, однолюб, не выносивший ни холостой жизни, ни вдовства (в силу каких-то не вполне выясненных обстоятельств он был трижды женат) и, разумеется, домосед. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Взгляд его упал на фарфоровые статуэтки.

Теперь все ученики уходят, все до одного. Для Рембрандта это было ещё одним ударом.

контексте таких произведений отождествление изображенного лица играло важную роль. В «Портрете старушки» удивительным образом сочетаются живописное богатство и простота. Этот молчаливый диалог, поддержанный еще и теневым контрастом (Христос и сотник выделены более детальной штриховкой) и тем, что фигура коленопреклоненного римлянина помещена ниже ряда легионеров слева и учеников Христа справа, а фигура Христа – выше.

В 1780 году был составлен подробный рукописный каталог его живописного собрания, включавший 119 номеров. Положив ногу на ногу, она замерла на выгибающейся в глубину скамейке из красного мрамора, поверхность которой почти полностью закрыта – справа от Вирсавии измятыми желтоватыми простынями, а слева (то есть в центре картины) богатыми парчовыми одеждами, усыпанными мерцающими золотыми блестками. И сколько новых, животворных мыслей черпал он из славных, задушевных бесед с ними. Тело, которое он изображает (вероятно, тело Гендрикье), не отличается ни гармоничностью пропорций, ни изысканностью позы.

И она пошла к нему, как сказано в Библии. Они злятся и зарекаются когда-либо впредь переступить порог рембрандтовской мастерской. Едва ли не половину из них составляли портреты стариков. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Именно таковой ее пытался изобразить Рембрандт. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.

Именно «Анатомия доктора Тулпа» сумела принести Рембрандту первое признание публики, после чего состоятельные люди Амстердама стали наперебой делать заказы на портреты. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Дела шли все хуже. Он обучался рисунку и живописи, подавал надежды и был гордостью отца. Движениями художника управляют далекие неведомые силы. Представителям голландского патрициата Рембрандт казался опасным ниспровергателем основ. Поэтическая метафора Петр-скала (Петр по-гречески означает камень) – получает неожиданное и неосознанное выражение в статуарности его фигуры.

Rembrandtplein) в честь великого художника. На них облик конкретного человека был увековечен для его будущих потомков. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Его красивые золотисто-рыжеватые локоны мягко спадают на плечи из-под берета. Так знаменитая рембрандтовская светотень достигает одной из вершин своей выразительности. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете.

В последние годы творчества художник усилено работал на стирании грани дистанции между портретируемым и живописцем, пытался по большей части уловить внутренний мир модели, этот портрет является тому примером. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Характерно, что в те дни, когда происходила распродажа имущества, на улице Бреестрат антиквар де Рениальме продавал купленные ими произведения Рембрандта по исключительно высокой цене – до тысячи пятисот золотых флоринов (в частности, за такую сумму была продана картина Рембрандта Иисус и блудница). Возвышающийся над освещенной частью площадки световой конус видится в виде полыхающей трапеции, по краям которой располагаются тысячи пляшущих, жестких, словно незаконченных, штрихов, рисующих беспокойные, причудливые, угловатые, порой зловещие фигурки.

Кожа старушки напоминает цвет дерева. Хендрикье тоже полюбила художника. Однако это не портреты, хотя написаны с натуры. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Он забрался слишком высоко, стремясь с самого неба сорвать плоды прекрасного.

Рембрандт часто рисовал сына и в этих портретах живет ощущение свершившегося чуда. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Необычайная духовная значительность свойственна этим образам.

Портрет старушки, 1654. Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).

Она спокойно встретит свою судьбу. Той теснейшей взаимосвязи между композиционным построением, скользящим (будничным) светом и динамикой психологического потока в портретном образе, на которой основано решение этой задачи. Рембрандт также написал маслом портрет еврейского врача и поэта Эфраима Хизкияху Буэно (Бонуса умер в 1665 г. картина хранится в Амстердаме, Государственный музей) и сделал его офортный портрет (1647). В эти тяжелые и переломные для любого человека годы, Рембрандт пишет картину «Ночной Дозор», которая принесла ему настоящую славу и является до сих пор одной из самых ярких картин всего его творчества. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне.

Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Рембрандт приходил к нему, чтобы погасить часть взятой у него когда-то ссуды. Да, зверь, пьяница, сумасшедший.

Эти черты поражали убедительностью, спорящей с самой природой. Горькое одиночество сквозит в согбенной фигуре, наполовину поглощенной мраком. Эта непосредственная апелляция к зрителю, который из свидетеля драмы превращается в ее невольного участника, не имеет аналогии в других рембрандтовских гравюрах и перекликается с последними живописными полотнами Рембрандта, преисполненными таким же трагизмом и просветленностью, внутренней растроганностью и человечностью (картина Давид и Урия). Колорит картины построен на сочетании бело-оранжевых (одежда и борода Иакова, лицо Аснат), оливково-зеленых (тюрбан и одежда Иосифа, платье Аснат) и оранжево-золотистых тонов (одеяло, драгоценности, стена).

Она растила и воспитывала своих детей и внуков. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Среди новых поступлений числились одиннадцать работ Рембрандта (атрибуции некоторых позднее изменились). Но он еще ничего не сказал. Судя по костюмам героев, это образы библейских Исаака и Ревеки, для которых художнику, возможно, позировали, сам Титус (мужской образ напоминает Титуса изображенного на картине Портрет Титуса в большом берете, 1663, Галерея Далвичского колледжа, Лондон, хотя и выглядит старше) и девушка из семейства Эйленбюрх. Четыреста флоринов. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Она прожила долгие годы, радуясь жизненным моментам и печалясь.

В 1911-ом году дом Рембрандта был реставрирован и открыт как музей. Не удивительно, что с середины XVIII века их долгое время считали парными портретами. Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. Фигуры разбойников корчатся в агонии. Рембрандт огляделся. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены.

скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. На протяжении сорока лет он покупал работы старых мастеров. С точки зрения художественности – верх совершенства. Все они выполнены до 1652 года, когда скончался Адриан. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа – все глубоко продумано.

Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Он чувствует, что к нему возвращаются силы. Между солдатом и апостолом стоит видная нам по пояс щуплая миловидная девушка-служанка. Кресло на столько глубокое, что на картине видны лишь его подлокотники. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. У нее были свежие губы и яркий цвет лица. И одновременно напряженно нарастает в картине звучание красного цвета.

Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина. Забыл, погруженный в другие заботы, увлеченный своим творчеством, мечтами и планами. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.

Их владелец, граф Бодуэн (1715-1797), сделал военную карьеру, но в парижских кругах получил известность как гравер-любитель и страстный коллекционер. Краски лежат на холсте густыми мазками. Мы не знаем, что выражает его лицо. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.

Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы. Заказов становилось все меньше. Фамильный герб или надпись с указанием возраста помогали идентифицировать модель.

Хендрикье тоже полюбила художника. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.

Свет есть, он за туманами и мраком, окружающими землю мрак колеблется и рвется. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Портрет Брейнинга по глубине психологического анализа и синтетической силе обобщения сложного, многогранного характера напоминает (при всем различии их духовного облика) шекспировский облик Гамлета. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. «Христос исцеляющий больных» или «Лист в сто гульденов» – это офорт (разновидность гравюры – ред. ) Рембрандта примерно 1646 года изображая события из Евангелия от Матфея 19.

Они как живые. Участь мастера. Христос (посередине) исцеляет больных, слева на заднем плане – книжники и фарисеи обсуждают друг с другом человека, на которого они смотрят несколько пренебрежительно, Петр (с бородой) пытается остановить женщин, которые хотят, чтобы их дети получили благословение, но Иисус жестом их велит пропустить. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Холст не сопротивляется более.

Образ лишен статичности: кажется, что Брейнинг живет, меняется у нас на глазах. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет. В дни таких крушений Рембрандт вновь обретал себя самого. Видно только, что она очень сосредоточена и её тяготит какая -то мысль, которая не даёт ей покоя. Его так и подмывало немедленно предпринять что-то. Ему чуждо зазнайство, чужда гордость созданиями своего гения.

Да, такова моя участь, Саския. На самом раннем портрете Титуса (1655) он изображен еще ребенком, который сидит за высоким пюпитром, подперев рукой подбородок и то ли что-то пишет, то ли рисует в толстой тетради. Среди новых поступлений числились одиннадцать работ Рембрандта (атрибуции некоторых позднее изменились).

Жизненное соединение идеального с реальным придаёт образам портретов Рембрандта новую глубокую правдивость. Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом. Через посредничество агента императрицы Екатерины II, барона фон Гримма (1723-1807), граф сделал предложение русскому двору приобрести у него пинакотеку для Эрмитажа. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден).

Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. И вот он лишен того, что ценил. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Он уже не здесь.

Как заметил скульптор Огюст Роден (годы жизни 1840-1917-ый): Красоту у Рембрандта рождают контрасты между обыденностью физической оболочки и внутренней одухотворенностью. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Это и есть «круг Рембрандта».

Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. На лице выражена горесть.

Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину «Возвращение блудного сына». Эти черты поражали убедительностью, спорящей с самой природой. Художник больше уделяет внимание рукам, одежде, а лицо пожилого мужчины почти закрыто.

Этот портрет Рембрандта отличается особой психологической глубиной. Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 1606—1669)— голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи6. Этот юноша, похожий на итальянца – всего лишь паж Пилата. Он ярко раскрывает сущность искусства Рембрандта-портретиста. Это Негритянка (длина шестнадцать, высота восемь сантиметров).

Суммарное, целое, основное – вот что интересует теперь Рембрандта в портрете. Чикагская картина Девушка в североголландском платье (высота сто, ширина восемьдесят четыре сантиметра) – редкая разновидность поколенного портрета. На них облик конкретного человека был увековечен для его будущих потомков. Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ». Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Не прогремела ли с плачем и торжеством Героическая симфония Бетховена. Рембрандт неоднократно писал портреты и делал портретные эскизы евреев («Голова молодого еврея», 1647–48, Берлин, Государственный музей «Сидящий старый еврей», 1653–54, там же «Старик в кресле», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) изображал сцены из еврейской жизни (так называемая «Еврейская невеста», 1663–65, Амстердам, Государственный музей — вероятно, библейский сюжет офорт «Синагога», 1648).

Картина «Урок анатомии доктора Тюльпа» принесла ему известность и признание среди художников и ценителей живописи. У Карраччи Рембрандт заимствовал пластически совершенную форму лежащей обнаженной женщины. Ночной Дозор — это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Жизнь проходила, время бежало. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию.

Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Счастливцы католики. Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу (сыну от первого брака с Саскией)его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта (он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери) и за это была отлучена от церкви. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.

Развивая свой замысел, осуществленный еще в эрмитажной Данае, Рембрандт дает в Вирсавии еще более совершенное решение той задачи, которую он, собственно говоря, впервые ввел в мировую живопись: воплотить не только чувственное очарование обнаженного тела женщины, но, в первую очередь, сделать его носителем эмоциональных и духовных ценностей. Даже при беглом взгляде на эрмитажные картины очевидна их композиционная близость. Гравюры, выполненные в технике сухой кисти (рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте) с удовольствием скупались (самые знаменитые «Христос исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе») и приносили Рембрандту серьезный доход. Рембрандт поднял голову. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). На протяжении сорока лет он покупал работы старых мастеров. И угасает она в одну из грозовых ночей.

Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. В творчестве Рембрандта (1606-1669) и его учеников изображения старых, умудренных жизнью людей занимают особое место.

Между тем, в основе обеих картин лежит общее ядро. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Она привлекает и притягивает меня и я должен ее изобразить вот этими руками, этой рукой. Нужно работать.

Рембрандт опустился в глубокое кресло, держа в руке документ и глядя на ван Людика.