Рембрандт Святое Семейство
Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Писал "Святое семейство и Рембрандт Харменс ван Рейн в 1645 году. На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит игру светотени.
Все произведения Рембрандта и в частности картину «Святое семейство» отличает присущая художнику нравственность, душевность, которые на полотне отчетливо чувствуются как что-то явственно присутствующее.
Тщательность проработки как отдельных героев, так и толпы в целом далека от сухости: как в обрисовке действия обилие подробностей не заслоняет главного, так и в самом перспективном светотеневом решении отдельные мотивы, бесчисленные нюансы штриха, формы и освещенности подчинены общему замыслу и господствующему в гравюре мощному контрасту темного и светлого. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Столь смелое сочетание группового портрета с военными воспоминаниями Нидерландской революции отпугнуло некоторых заказчиков.
Считаю, что копия, в общем-то получилась неважно. Оно доносит до нас человеческие эмоции. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Потом, после замечаний М. М. Девятова подготовил живописную среду: мягкую, коричнево-зеленоватую, почти не выходя на белила.
Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Результат был обескураживающий, сбил весь рисунок. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Передний ангелочек изображенный между головой Марии и левым верхним углом картины, парит, широко расставив ручки и ножки, весь напряженный, стараясь не шуметь, чтобы не нарушить покоя спящего. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. На лице – улыбка.
Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции. Он думает, что мечтал сделать сына птицей высокого полета, а тот выбрал простое мастерство. Грунт – синтетический с масляно-смоляной имприматурой, кроющей. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта.
Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном.
Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Ее сюжет навеян одним из библейских сказаний, воспроизведенным в "Книге пророка Даниила", о борьбе чудовищ, символизирующих злые силы, угрожающие еврейскому народу. (Ред. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники. Борода его слегка серая от седины. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь.
Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе».
С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Гений (77396) Рембрандт умер в возрасте шестидесяти трех лет, Хендрикье умерла на два года раньше. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи – матери, отца, сестры и автопортреты. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием.
Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В центре площади находится памятник Рембрандту. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Вводя новые штрихи, Рембрандт постоянно сокращает количество света, меняет направление его и концентрацию, производит перегруппировку освещенных и затененных поверхностей.
Это было новой большой трагедией в жизни мастера. Совершенство живописного языка Рембрандта сказывается и в трактовке фигур и в тех огромных возможностях, которые он извлекает из сравнительно ограниченного количества цветов.
Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям. Его лицо безмятежно, ему снится что-то хорошее. Она подходит к изображенной в центре листа деревне справа за ней мы видим ярко освещенный солнцем спокойный, безветренный пейзаж. Всех, кого он любил, все, к чему он стремился. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа».
Смелое воображение мастера не пришлось по вкусу заказчикам и дело довели до суда. – Подчеркнуто Девятовым). Лессировки хорошо ложатся только по работанной поверхности. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности.
В то время как за приоткрытой дверью на заднем плане слева, почти неразличимая в темноте, Сарра подслушивает речи Бога и недоверчиво усмехается, заслышав предсказание о рождении сына у нее, старухи. Брак сблизил его с состоятельными кругами общества. Начал все неправильно. Также я научился организовывать палитру.
А Рембрандт ищет что-то свое. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой.
Сплетая пальцы, они как бы изображают молитвенный жест этого существа, на месте головы которого сияет магический диск. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки.
Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей и ему не приходит в голову, что его могут порицать. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы8 иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса иногда дело было ровно наоборот8. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.
В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. А тут Всевышний отнимает у Рембрандта все. Народный рассказ, напечатанный во Франкфурте-на-Майне в 1558-ом году, был переведен почти на все языки Западной Европы и был хорошо известен Рембрандту. Он решает стать художником. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника.
Он видит и понимает многое, очень многое и все, что он видит, вызывает у него лишь скрытую горькую усмешку. – Строго говоря имприматурой называется полупрозрачный мутноватый сероватый (с различными оттенками) слой краски, нанесенный на белый грунт.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
Художник за работой и ничто не может нарушить его единения с миром образов, создаваемых его наблюдательностью и фантазией. У Рембрандта по сухому сделаны темные, очень прозрачны мазки.
Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Такова сила света снаружи.
Художник прибегает к диагональной композиции. – Отмечено Девятовым: «. ») стал класть их на серое, то есть выпустил промежуточный этап вплавления цвета в подмалевок, до локального. Первым делом поскоблил. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. Старался делать так же. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Ее открытость и бесконечная доброта помогли Рембрандту пережить все навалившиеся беды. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров).
Слово дамба, по-голландски "дамм", вошло в название многих городов Амстердам, Роттердам, а центральная площадь Амстердама до сих пор так и называется – Дамм. Это верно. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки. Так, Генрих Альдегревер, ученик Дюрера, не раз выгравировал монаха, предающегося блуду с монахиней в лесу, которого вооруженный человек, гонитель католических пороков, обличитель прогнивших римских нравов, застигает в самый ответственный момент совокупление служило правому делу.
Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. С описанной нами группы из трех женщин между зрителем и Христом начинается шествие печальных фигур.
Аристотель погружён в глубокое раздумье внутренний свет, кажется исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку8. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. В третий раз стал писать в коричнево-зеленоватой среде, но еще не освоившись, допустил ряд грубостей в виде разрывав света (в книге и воротнике Марии). Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда.
– Видимо имеется ввиду аэросил – порошок, стабилизируюший (в большей степени) лак для лессировок. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Его образ полон глубокой внутренней значительности.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Но относительное обилие персонажей нисколько не мешает восприятию главного содержания этой легендарной сцены у Рембрандта – это прекрасное изображение освещенного солнцем готовящегося к питию Бога в светлых одеждах и его ангелов и аппетитного угощения. Пейзажные офорты Рембрандта поражают своей близостью с искусством нового времени, по суммарности восприятия они во многом предвосхищают произведения пейзажистов девятнадцатого века, в первую очередь, Шарля Добиньи, годы жизни 1817-1878-ой и импрессионистов, заявивших о себе в 1874-ом году. Но внешне он совершенно спокоен.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. (Ред. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче.
Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.
Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха. Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс.
Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Лицо каждого героя его полотен словно живое. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика.
Он не собирается на ней жениться и его не интересует, что Хендрикье страдает из-за того, что стала причиной скандала. «Святое семейство» его кисти отличается от остальных работ этой же тематики тем, что на нем представлен бытовой момент. Его интересует не внешнее действие, а внутреннее.
Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Лекции М. М. Девятова). Нужно постараться научиться этому у него. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Он ими как бы рисует. Из-под повязки видны его гениталии. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Голова святого Иосифа напоминает произведения Косты.
Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть. Нужно иметь лессировочную пасту, как сказал М. М. (Ред.
Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. «Автопортрет с золотой цепью» принадлежит к ранним автопортретам художника и написан накануне женитьбы.
Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Дела шли все хуже. От его неслышного дыхания вздымаются вверх легкие газовые занавески слева от окна, но все остальные предметы и даже бумаги справа и штора слева, остаются в полной неподвижности. Кроющий (непрозрачный) слой краски различных цветов (кроме белого) или же пигмент, добавленный в грунт – все это называется цветным грунтом).
Творец словно изображал на холсте не просто лицо, а душу, внутренний мирСтиль в котором писал свои творения Рембрандт – это классицизм. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. (Ред. Не хочешь оставаться на мельнице – не надо. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов нередко в лице апостола угадываются черты самого художника8.
Эта Семья – неколебимая постройка. Всех сковал холод. У Серова все в воздухе, касания очень мягки.
Пишу лоб и волосы. Солнце низко висит перед наступлением ночи. Топором он ровняет какую-то заготовку, низко склонившись к ней. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью.
Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.
Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Впервые познакомился с лессировками. Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь. Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Поток людей кажется бесконечным.
У него внимательный и веселый вид. На его противоположном берегу, линия которого протягивается от дороги, угадываются скрытые густой, но невысокой, местами приземистой растительностью, одинокие хижины бедняков и слева от них – парусная лодка и сеновал. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Это самая счастливая пора и в личной жизни художника: он встречает Саскию ван Эйленбюрх, которая становится его самой большой любовью, моделью его полотен, матерью его сына Титуса.
Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. – Подчеркнуто Девятовым). Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. (Ред.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.
Видно только верхнее его полушарие, поскольку нижний край изображения проходит как раз по его экватору. Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки. Перестав быть модным портретистом, он стал видеть зорче, круг его наблюдений расширился. Но все, что Спиноза облекал в научную форму философских трактатов, Рембрандт видел и передавал как художник.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Устало подогнув левое колено, он стоит, опершись локтем левой руки о прямоугольный каменный выступ стены. С удивлением, восторгом и долей недоверия к изображаемому, мы видим – в творчестве Рембрандта в первый и последний раз – самого Бога-отца. Совокупление изображено с необходимой точностью.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Холст, масло, 117х91. Эрмитаж. На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной. Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан.
Из глубокой темноты светятся белые бороды и головы стариков их одежда подобна ночному свежевыпавшему снегу. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Он старается умерить силу ударов своего топора. С картины смотрит лицо молодого, очень уверенного в себе человека.
Удивительна ее судьба. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее.
Можно проследить бег кисти. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень.
К тому же эта работа дала кое-что в смысле живописной культуры. Законом общества признавалась борьба всех против всех.
Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже. Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Но затем, придавая слишком большое значение лессировкам (понимая под этим акварельный метод наложения чистых красок на белое, доводя тон постепенным наложением новых слоев) (Ред. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Но она словно сосредоточивает общие чувства этих людей, чьи высокие фигуры в левой половине офорта мы скорее угадываем, чем видим.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им.
Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Каждый может убедиться, что Господь нисходит к людям в человеческом образе и пьет с ними вино, отдавая дань радости и понимания своему творению. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. (Ред. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти.
Тряпка может оставлять ворсинки, вот таким образом лучше пользоваться рукой). Сваненбург был в то время местной знаменитостью. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.
А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. В прошлом столетии будапештское «Святое семейство» вместе с другой «Мадонной» находились в собственности лорда Дадли-Уорда. Мать склоняется над ним, оторвавшись от чтения, прикрывает колыбель от яркого света, который тревожит младенца, заодно удостоверяясь, что с ним все в порядке. Так, он дважды пишет «Святое семейство».
Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики. Получается не очень и течет краска. Солнце скоро скроется и от этого люди задумались – задумались ни о чем, переживая то повседневное мгновение, когда на берегу канала каждый сталкивается с величием солнечного ритма. Трудно сказать, знал ли он в точности, кто такой, например, святой Доминик, понимал ли всю символику изображения.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие.
Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус.
Старец Симеон, повернувшись в профиль лицом направо, опустился на колени, держа в руках малютку Христа, завернутого в тряпье вокруг головки младенца пышет узкое загадочное пламя. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Она стала верной спутницей мастера, матерью его сына, любимой моделью. Рембрандт продолжает здесь традицию изображения евангельской сцены в жанровом, то есть бытовом плане. Игру физиономии, которая в один миг озаряет всю историю души и которую один Шекспир видел с такой же непостижимой ясностью.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Рембрандт, сидя среди учеников, один, два, три раза выгравировал натурщика в фас, профиль, со спины, стоящим, сидящим на диванной подушке на полу, на высоком табурете, чтобы всем было хорошо его видно. Бог создал море, а голландцы – берега.
Это тень ее плеч и головы. За большими решетчатыми окнами, занимающими всю левую половину противоположной стены, видны покачивающиеся деревья и кажется, что слышен легкий шорох под вечерний ветерок. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. В легком наклоне массивной головы направо от зрителя опять чувствуется напряжение – и снова оно сдерживается силой исходящей, как кажется, от мощного затылка. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Тонкие пальцы этой руки, выглядывающие из-за незастегнутого пальто на груди, свесились вниз со светской небрежностью.
В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством.
Все, кого он любил, кто делил с ним радости и невзгоды, ушли в мир иной, а он остался здесь Картины из прошлого сменяют одна другую. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы7. На нем написано лишь равнодушие. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство.
Она сама стала зимой. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. И опять же семья его поддерживает.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Они прописаны коричневым тоном и потом цветом как бы вытягиваются из глубины. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Во-первых, ошибки в технологии, писал по неподготовленной поверхности, писал на пинене.
Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. (Ред. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Как мы знаем, в годы Второй Мировой войны по особому распоряжению гитлеровского правительства художественные ценности галереи, в том числе "Сикстинская мадонна" Рафаэля и "Автопортрет Рембрандта с Саскией" и другие были вывезены и спрятаны в нескольких тайниках, абсолютно непригодных для хранения живописи.
Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается.
У Джулио Бонасоне, ученика Джулио Романо, распутство рядится в одежды античной культуры: изображена физическая любовь, но это не противозаконно, так как любовью занимаются боги. Хотя Рембрандт еще очень молод, у него появляется много учеников. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Вскинутая было правая рука расслабленно падает, направленный вверх и влево от нас взгляд меркнет – силы женщины иссякают.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Он просил за них сто гульденов.
Льняное масло растер рукой (тыльной стороной), лишнее снял тряпочкой. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. В тесной комнатке, в соломенной колыбели, укрытый одеяльцем спит Христос.
Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Я много понял в организации холста. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Для него художник – это такой же ремесленник. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.
Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Может, нужно было жениться на Хендрикье. – Подчеркнуто Девятовым). К тому же я слишком понадеялся на лессировки.
На лбу – несколько напряженных поперечных складок. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Какой великолепный лист, где ослепительный белый свет, вливающийся в пространство за листом бумаги, сталкиваясь с наступающей изнутри, справа и внизу, кромешной тьмой, создает самую мощную игру светотени на лице и руках Рембрандта. – После того, как работа напиталась маслом (минут 15) лишнее масло необходимо убирать (особенно на тех участках, которые могут остаться незаписанными) иначе впоследствии работа покроется желтыми пятнами, так как без пигмента масло сильно желтеет.
В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
У меня же в фон уже попала изумрудка, в лицо – кадмий желтый. Хендрикье Стоффельс сначала была служанкой в доме художника. Скоро гроза пойдет и здесь. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей.
Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Любовь привела его сюда. В то время Рембрандту было все интересно. Но несмотря на все эти ошибки, я считаю, что работа принесла мне много пользы.
В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Это было так не похоже на художников того времени. Душевное потрясение, отчаяние, страх и одиночество достигают здесь трагического подъема такой могучей духовной силы, что вызывают драматические отзвуки в природе – бурные тучи и потоки дождя проходят над землей, небо и земля приходят в колебание, горный замок с прямоугольной черной башней на заднем плане, слева, кажется колеблющимся. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Пот, подобно крови, стекает с него на землю.
В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье.
В настоящее время она хранится в Нью-Хейвене (США) в Галерее Йейлского университета. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии.
На протяжении 1640-х гг. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. В живописи Рембрандта наступает период покоя. Обе сцены выражают одинаковое любопытство. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
– таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.
Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Картина маленькая.
В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.
И когда в девятнадцатом веке черезмерно возбужденная чувствительность, бешеная погоня за неуловимыми оттенками, беспощадное искание истины, прозрение далей и тайных пружин человеческой природы искали предтеч и учителей, то Бальзак и Делакруа смогли найти их в лице Рембрандта и Шекспира.
Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу).
Что до развязной позы юноши, она означает, что эстамп в корне отличается от академических этюдов, бесстрастно изучающих тело мужчины и женщины в намерении постичь человеческую анатомию во всей ее полноте. Ну, также рыхловат рисунок. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты.
Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Борода подстрижена характерно, залихватски. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Он ищет внутренний свет изменяющий личность. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. На протяжении всей своей жизни Рембрандт написал великое множество автопортретов. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Волосы абсолютно не получаются. Критики обращают огромное внимание на светотени.
Эти штрихи лишают фигуру Товия материальной определенности, оставляя от всего образа лишь напряжение и одухотворенность большого чистого чувства предстоящей радости или великой муки. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения». Как будто хочет сказать зрителю, что перед ним только иллюзия, сказка из другого мира, похожего и непохожего на мир реальный. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров).
Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Пример, как нужно начать – некоторые фигуры в «Блудном сыне».
Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Вот вам диалог неба и земли.
Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. (Ред. Младенец стал старше.
Работа прошла довольно скованно. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Сделаны они очень свободно и легко, в некоторых местах чуть чиркает кистью.
Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. Его населяли в основном ткачи.
Перед утопающей в зелени деревьев группой домов много плоской почвы, горизонт – граница с небом – снова, приблизительно, на середине. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Здесь главное – успеваемость, ну а за самую большую провинность может последовать разве что письменное замечание.
Кепи сидит несколько набекрень. В архитектуре господствуют горизонтальные и вертикальные плоскости и ребра, параллельные и перпендикулярные по отношению к изобразительной поверхности картины, что делает здание мало интересным для глаз зрителя и заставляет его сосредоточиться на людях. На самом же деле дата (1495 год) находилась на другой картине лорда Дадли-Уорда, которая тоже сохранилась, – это так называемая «Мадонна Гамбаро».
Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать.
Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. В последний день перед Великим постом пекли блины, которые, прежде чем съесть, подкидывали до потолка. Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии. Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес. Заказов становилось все меньше. Откуда взялась его тяга к религиозной живописи.
Природа этого света таинственна и непонятна. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге.
Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Вместе с ангелочками из глубины верхнего левого угла вливается поток от третьего источника света – это станет абсолютно ясным, если мы посмотрим на границу тени, бегущей по страницам книги на коленях Марии. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Ради любимого человека Медея оставила царскую семью, родину, бежала в далекую и чуждую ей Грецию. Взгляд скользит поверх него.
Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. Но их усилия оказались тщетными. Ну что ж, это его путь. А когда он получает увечье, теряет руку, его место занимает второй брат, которому тоже нравится быть мельником.
На нем дымится жертва. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Он чувствовался во всем.
По улице ходили шествия с тремя волхвами. Но внешняя нищета не делает его озлобленным. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Если мы еще отодвинем полог, мы не увидим ничего кроме живописи, в которую может вписаться весь мир: Христос, юная девушка, размышляющий старец, пейзаж – тысячи и тысячи обличий, которые способно принимать живое. И это не замедлит отразиться в творчестве мастера. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета.
Слетевший к Иисусу ангел, опустившись на одно колено, нежно подхватывает Бога-сына под руки, сложенные в молитве и шепчет ему слова утешения. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. – Подчеркнуто Девятовым). Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Она страстно любит Язона, она мать двух его детей.
То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. На заднем плане, под увешанной инструментами стеной, плотничает Иосиф.
Остальная часть храма вся заполнена множеством знатных лиц выше их расположился хор – десятка два видных нам по пояс певчих, славящих юную брачную чету. Можно подумать, будто чья-то рука только что слегка отодвинула полог, чтобы показать спокойное семейство в своей комнате, вернее, в своей лавке, поскольку через большую витрину с сетчатой деревянной рамой струится неяркий уличный свет.
Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Я обвиняю. » (2008)12. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. И все касания различны – это не прием, а пытливое наблюдение.
Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника. (Ред. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. (далее) заданный автором черносотенный лучший ответ это ссылкассылкародился в Лейдене в 1606 году.
Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Рембрандт «Святое семейство и ангелы», 1645. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. – Подчеркнуто Девятовым). расхождения художника с буржуазным обществом нарастают.
Мост через канал пуст. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век.
Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини.
Жизнь текла согласно установленному веками укладу. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. Осел с сидящей на нем закутанной в тряпье женщиной с младенцем на руках, придерживающей поклажу, послушно следует за тщедушным хозяином. Мы угадываем, с какими усилиями пытается продвинуться поближе к исцелителю, еще не видя его, безногий калека, в спину которого упираются босые ноги лежащего на спине и завернутого в тряпье положенного на самодельную тачку умирающего. Итак, перед нами – Голландия.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Утраты следуют одна за другой: сначала умирает Хендрикье, совсем еще молодая и полная сил, потом сын Титус.
Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений. Уже после смерти жены он завершает одну из своих последних работ – «Автопортрет за мольбертом». Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается. Но юноше учеба показалась неинтересной.
То же сверкает в уголках глаз. Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан. Он становится самым популярным портретистом города.
В старой специальной литературе это описание было неправильно понято: так как эти картины перепутали, то полагали, что дата стоит на будапештской картине «Святое семейство», в результате чего будапештская картина была отнесена к более ранним произведениям Франчи. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.
Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Рембрандт ван Рейн по всему своему складу был ближе к великому голландскому философу-гуманисту Бенедикту Спинозе, с которым он, может быть, встречался и который учил, что человек через познание законов мира идет к свободе, к природе и, преодолевая эгоизм, приходит ко всеобъемлющей любви. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). – Отмечено Девятовым).
Внезапно распахнулись и поднялись к верхним углам картины зацепленные за карниз зеленые занавеси и глазам зрителя открылось видение чистой красоты изображенное во весь рост, окруженное золотистым сиянием шествующая к нам по клубящимся белым облакам Мария, бережно и любовно несущая на руках младенца Христа. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Действие происходит ночью в темной спальне.