Рембрандт Три Креста
«три креста» (англ. B78 Christ crucified between the two thieves 1653) – один из самых знаменитых офортов Рембрандта имеет пять. Видео уроки бесплатно Рембрандт, «Три креста» для начинающий и практикующих зрителей которые желают обучатся дома. Три Креста – гравюра и сухая живопись пункта голландским художником Рембрандтом ван Риджном, который изображает распятие на кресте Иисуса Христа. В музее выставлены почти все гравюры великого Рембрандта — 250 из 280, великолепные автопортреты художника, рисунки изображающие его родителей, жену и сына Титуса, чудесные виды Амстердама и его окрестностей. Но, может быть, самая значительная доска Рембрандта – это лист «Три креста» (ок.
Три креста (гравюра Рембрандта)
В нем нет мастерства, в нем нет живописи, в нем – жизнь. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Но любопытнее всего, что этот метод аналогичен и временной структуре офорта.
В результате этой разработки глубина всей многофигурной сцены сведена к минимуму. Плоскости под Христом и всадником не складываются ни в какие реальные формы. Это мы и находим в поясном луврском автопортрете 1660-го года (высота сто одиннадцать, ширина восемьдесят пять сантиметров). Однако в отличие от Трех крестов Рембрандт в этой гравюре идет к окончательному результату постепенно, как бы нащупывая конечную цель, будучи все время неудовлетворен каждой из стадий (недаром существует сравнительно мало оттисков каждого состояния: Рембрандт словно бы все время помнил о малотиражности сухой иглы и оставлял возможность дальнейшей продолжительной работы на доске), - тогда как в Трех крестах он вдруг, на полпути, решительно и полностью меняет самое концепцию офорта. Начиная с Бегства в Египет (В. Человек у Рембрандта затерян среди этих сил, часто даже не сознавая, откуда они рождаются, - вот таким образом-то люди в его поздних офортах в растерянности, горечи и страхе теснятся друг к другу.
Напишите отзыв о статье Три креста (гравюра Рембрандта)
После смерти Титуса в рембрандтовском доме стало тише, чем когда бы то ни было. Де Гельдер, одержимый поклонник творчества Рембрандта, являлся их страстным противником. Бегущие на зрителя две мужские фигуры даны темными объемными силуэтами, причем если в первом состоянии это достигается чернотой барб (а подчас и сильной затяжкой), то в третьем состоянии, когда барбы уже стерлись, Рембрандт прорабатывает обе фигуры иглой и резцом, восстанавливая этот эффект.
Особенно выразительно окруженное темным кольцом берета лицо. Если рассматривать окончательное состояние офорта, учитывая и седьмое состояние (истолковывая бородатую фигуру как Ветхого Адама), то следует подчеркнуть два момента. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Здесь же мы познакомимся с одной из сторон его творчества, которую он посвятил офортам.
Отрывок, характеризующий Три креста (гравюра Рембрандта)
Краски лежат на холсте густыми мазками. Его бывшее когда-то таким свежим и юным лицо стало старчески одутловатым и сморщилось. Но в нем заложены и спокойная моральная сила и огромное внутреннее достоинство подлинного таланта. Наконец-то честолюбие и гордость художника вновь получат заслуженное удовлетворение.
Две особенности луврского автопортрета сразу же бросаются в глаза. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Рембрандт улыбается. Быть может, виной тому его странная внешность.
(1606-1669), Величие Рембрандта и его портреты
Он завершает свое творчество примирением с самим собою и созданием шедевра. Но прежде, чем солнце ушло от задернутых занавесями окон, он уже проснулся. Встал и пошел к отцу своему. И на этом сероватом, мертвенном фоне высится распятие со светлой фигурой Христа.
За чердачным окном гудела непогода, выл шалый зимний ветер, бросая ледяную крупу в стекло. Опустив руку на плечо старшей девочки, он протягивает средней красный цветок. (гравюры: «Христос исцеляющий больных» или т. н. «Лист в сто гульденов», около 1642—46 «Три дерева», 1643, см. Лоб его как бы излучает свет – это самое светлое место в картине. Именно это событие определяет судьбу и самого первого человека (не случайно, конечно, что Рембрандт даже в последнем состоянии, заштриховав фигуру Адама, оставил ее все же в достаточной мере ясно читаемой. ) и нас, самых последних людей.
И вспоминает все, чему мастер обучал его. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом:. В его образе воплощена не только радость долгожданной встречи – это высшее выражение доступного человеку счастья, это исполнение всех желаний, это предел чувств, которые способно выдержать человеческое сердце. Светотеневые качества рембрандтовского искусства очень давно стали общим местом в литературе. Наполненная прежде народом, левая часть офорта осталась почти пустой.
Три креста (гравюра Рембрандта) Информацию О
Того и гляди, потеряешь рассудок, если еще поживешь в этом доме, обойденном судьбой. Там выросли новые дома, замощены проезды.
Кто они — неизвестно. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Не случайно величавый царь и беззащитная царица образуют общую группу. Его правая рука согнута и приподнята, пальцы трепетно вытянуты.
Этим резко меняется интонация офорта: на смену эпически-повествовательной приходит интонация драматическая. Прежде всего, - пространственная организация гравюры. Глубже всех понял Рембрандта Федор Михайлович Достоевский. Разумеется, они ничем не напоминают фамильные портреты Мартина Дая и Матильды ван Дорн. Искусство этого великого художника поистине разнообразно. Рембрандт охотно принимает его.
- Рембрандт – все, что надо знать о знаменитом голландском художнике
- Рембрандт Харменс ван Рейн картины с названием (офорт)
- Харменс ван Рейн Рембрандт ( )
- Словари и энциклопедии на Академике
- Экскурсия по Эрмитажу (Рембрандт, Леонардо Да Винчи, Рафаэль и Микеланджело)
- Вержбицкий Анатолий – Творчество Рембрандта
Костюмы и шляпы черного цвета, но сквозь черное чувствуются глубокие рыжие тона. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. В связи с портретом Лересса естественно возникает вопрос, поднимавшийся рядом исследователей – вопрос о возможности "отрицательного героя" в творчестве Рембрандта. Сильные барбы иглы дают ту бархатистость черного, которая вносит глубокое драматическое звучание и одновременно заставляет сиять светлые места вместе с тем краска, застрявшая в барбах, слегка расплывается при печатании, словно следы кисти, отчего штрихи, обрисовывающие отдельные персонажи, кажутся особенно живыми, почти подвижными, лишенными жесткой определенности (это ясно ощущается в хороших оттисках первого состояния), что придает фигурам сотника или бегущих на нас мужчин особую естественность и выразительность.
В "Благословении Иакова" это дряхлая благословляющая рука умирающего. Здесь, в столице страны колонизаторов, Рембрандт стал первым и единственным среди своих современников, кто раскрыл человеческое достоинство представителей далекой и чуждой расы. Здесь красное по отношению к другим цветам – это трагедия. Именно вот таким образом развитие действия приобретает ни с чем не сравнимую наглядность.
- Вермеер Солдат и смеющаяся девушка 1657
- 200Гравюры Рембрандта доставлены в Беларусь
- Карраччи, Распятие и Оплакивание
- Праздник русской березки в Поварово
- Вермеер, «Молодая женщина с кувшином воды»
Контуры подчас пересекают друг друга. В Голландии мужчины и женщины, наконец, засмеялись на портретах Франса Хальса.
Тщательно проработанная в разных направлениях косая штриховка, сделанная иглой и резцом, создает своеобразный муаровый эффект, при котором внутри светового столба клубятся и сгущаются тени, словно и этому свету уже угрожает мрак. Но не красноречивость повествования определяет впечатление от этой картины. Эта картина невероятно красива.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. На его глаз, этот свет, где бы он ни сосредоточивался, везде властвует над сценой, подчиняет ее себе и дает ей равновесие. И в то же время Рембрандту – и только Рембрандту – на позднем этапе творчества свойственно то душевное напряжение, та глубина мысли, которые отличают его произведения этих лет. Он раньше других уходил спать и во сне разговаривал, как дитя. Это прежде всего проблема использования света.
Поздним рисункам Р. (исполненным преимущественно тростниковым пером) присущи предельная меткость наблюдений, выделение основных, наиболее характерных особенностей натуры. Он идет дальше медлительным, но упругим шагом. До чего похоже.
Разве только легкая тень улыбки у них возможна. По словам Винтернитца, здесь Рембрандт затрагивает актуальные для того времени споры о свободе воли и предопределении если, как считали ортодоксальные кальвинисты, господствует предопределение, то предопределены и Страсти Христа, а значит, нет вины на тех, кто послал его на распятие (почему Рембрандт и убрал толпу на переднем плане). Что они обсуждают. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Это была поразительная по своей скрупулезности и физическому усилию работа.
- ВНО 5 – Пробное ЗНО – внешнее тестирование – ВНО
- "Под знаком Рембрандта" Художественное собрание семьи Мосоловых
Грустно улыбается младенцу стоящая в тени молодая мать. Числа, первоначально окружающие ее, были удалены, как были некоторые солдаты верхом. Этот рассказ незакончен, но в нем подразумевается счастливый конец. В 1661 Р. была заказана большая историческая картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии («Заговор Юлия Цивилиса», сохранился лишь фрагмент, 1661, Национальный музей, Стокгольм см. Тяжкая боль изнуряла тело больного. На страннике одежда, которая когда-то была богатой, а теперь превратилась в рубище.
Мы видим только его голову, усталым движением склонившуюся на плечо друга. В последнее десятилетие творчество Р. достигает наибольших высот и представляет собой как бы синтез всех исканий мастера. Глаза его потускнели и глубоко запали. Для чего ты меня оставил.
Эрмитажная картина Рембрандта стоит рядом с шедеврами мирового искусства. Композиция и колорит портрета отличаются строгой простотой. Особенно психологически точно раскрыт образ Амана.
В них нет также свежести оттенков и отчетливости красок портретов Брейнинга и Сикса. Делаются попытки найти библейские аналоги.
Крайний справа держит в положенной на стол левой руке мешочек с деньгами – это кассир. В отличие от московского полотна того же цикла об Эсфири, бухарестская картина имеет вертикальный формат – ее высота двести тридцать шесть, ширина сто восемьдесят шесть сантиметров. Боже мой, Боже мой. Опять появился жар.
Драматическая коллизия становится предельно емкой.
Неопределенные страхи преследовали его до глубокой ночи, не оставляя даже во сне. Деккер не был для Рембрандта просто моделью и не стал воплощением типа. Мастер отнюдь не скрывает отрицательных качеств в своей модели. Кроме того, что он сам создавал замечательные офорты, он коллекционировал работы других художников.
Эта открытая в начале двадцатого века картина находится в Гаагском музее (ее высота сто восемь, ширина восемьдесят два сантиметра). Прохожие останавливаются, здороваются с ним. Они дружно выступают здесь поборниками такого качества, которое не посрамило бы цех.
Все существующее от него приобретает свою окраску и видоизменяется в подчинении ему. Она сравнительно невелика – длина девяносто три, высота семьдесят один сантиметр. Это, несомненно, портрет не просто мыслящего, убежденного, готового на подвиг человека.
Как всегда, воображение рисовало художнику все происходящее очень конкретно. Нельзя было без боли смотреть на затуманенные, слезящиеся глаза Рембрандта. Выйдя из-за левого края картины, та подносит матери широкую низкую корзину с цветами. Именно такой картиной, обнажающей сердцевину человека и является эрмитажное полотно "Возвращение блудного сына".
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Писать для будущих поколений. Пульсация света и мрака придает всему листу внутреннее движение, которое ощущается при первом же взгляде на гравюру. Сияет лицо старого отца, озаренное счастьем любви и прощения.
Все персонажи даны фрагментарно, только она нарисована целиком все фигуры словно бы состоят из перемешанного света и мрака, лишь она светлым и объемным силуэтом выделяется на темном фоне. Может быть, этот неожиданный заказ позволит ему покончить с затянувшейся тяжбой. Артаксеркс освещен слева сверху, а свет, падающий на Эсфирь идет прямо от зрителя.
В группе учеников справа от Христа фигур стало больше, они гораздо теснее сжаты друг с другом, все они нарисованы заново, сдвинуты правее, в тень. Свет померк в глазах этого человека. В "Добром Самаритянине" – фигура раненого.
В четвертом состоянии перерисована каждая фигура. В нем нет ни старческой немощи, ни творческой возбужденности. Вся толпа на переднем плане стерта с доски затененная стена подиума с еле намеченной аркой круто обрывается вниз – до края листа, создавая ощущение большой высоты, на которую поднята группа с Христом сильно увеличивается темный проем входа во дворец, как бы обрамляющий головы Христа, Вараввы и Пилата. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
Сколько ему было тогда лет. Все усилия Рембрандта принесли, таким образом, плоды ни одно из его исканий не оказалось тщетным. На протяжении 1640-х гг.
Число действующих лиц в последних его картинах невелико. Фигура старика слева непосредственно переходит в силуэт вздыбившегося коня. Рембрандт здесь как бы протягивает нить, связывающую воедино все человечество. Только теперь, наконец, думалось им, начнется настоящая жизнь. Тревога овладела Магдаленой. ".
Они воспринимаются как итог его жизненного пути. И не будь он гением, его должно было бы признать безумцем. В притче ничего не сказано о слепоте отца. В доме царила гнетущая тишина. Ему кажется, что они говорят не о нем, а о ком-то постороннем.
И в этом, может быть, главная причина того, что как раз в начале шестидесятых годов, сразу же за четвертым состоянием Трех крестов, Рембрандт оставляет офорт (напомним, что последняя датированная гравюра, Женщина со стрелой, выполнена в 1661 г. заказной портрет ван Линдена ничего, конечно, в этом не меняет). Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Притворился даже, что спит, – зачем напрасно беспокоить ближних.
И этот-то свет и управляет композицией Рембрандта. Так в его коллекции находились работы Дюрера, Сегерса, Кастильоне и других. "Боже, видели очи мои свет, – сказал старый Симеон, возвращая ребенка матери.
Офорты и живопись зачастую были взаимосвязаны. Именно свет выступает ее главным связующим началом, объединяя фигуры в некое высшее, нерасторжимое единство. Спустя недолгое время они покидают Голландию и переселяются далеко за океаны, в Индонезию, в поселок Батавию (ныне Джакарта). Они темные.
Вспоминаются слова Апокалипсиса: И небо скрылось, свившись как свиток (Откр.
В отличие от кельнского автопортрета, он прост, спокоен и собран. Эта техника позволяет Рембрандту еще глубже отразить душевную драму своего друга. Свою романтику он строит на базе реального.
27, 17) – развертывается перед дворцом Пилата, во дворе. Падающий слева и сверху свет выделяет белую головную повязку и скользит по старческому лицу. Самое драматическое изменение к «небесному свету», который стал значительно затемненным, особенно направо от картины. Итак, все они индивидуальны и во всех них чувствуется сходство. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Рембрандт провел рукой по глазам: как давно это было. Ранние и поздние состояния, отделенные друг от друга чуть ли не десятью годами, воплощающие разные эмоциональные и пластические концепции имеющие, по сути дела, разное содержание и смысл, - это два различных произведения Рембрандта, но только выполненные на одной доске. Большую роль в дальнейшей жизни и деятельности Р. сыграло его супружество с Саскией ван Эйленбюрх (1634—42) и Хендрикье Стоффелс (около 1649—63). И прострет к нам руце свои и мы припадем. Несколько неожиданно для ночной сцены картина выделяется своей светлотой. Черты его полны спокойной, мягкой печали, но борьба света и тени придает им выражение тревожной и несколько неуверенной работы мысли.
Отец производит впечатление слепого. Но Рембрандт вряд ли надеялся, что картины всеми забытого художника дойдут до потомков. На продажу картин старый, больной и отверженный обществом Рембрандт уже не рассчитывал.
Он замыкает, таким образом, двойную цепь своей блестящей деятельности. сходна в основных чертах с современной ей живописью мастера (гравюры: «Слепой Товий», 1651 «Фауст», около 1652 «Три креста», 1653 см. Для обсуждения какого вопроса они собрались. Рембрандт для де Гельдера – точно старший друг. Это не простой фокус и не занятная иллюзия. Рука двигалась тяжелее, но как-то лихорадочнее.
илл. ). и внезапно все замолкают и поднимаются со своих мест". Имя его опять будет у всех на устах.
В мирном труде тихо и ясно текла их жизнь. Визирь затаился, но оцепенелая поза выдает его состояние – он понял, что обречен. Полгода неотступно находились перед его внутренним взором герои рождающегося творения. Выпрямляясь, Эсфирь, кажется, обретает не только царское величие, но и не присущую женщинам силу. К 1630-м гг.
" Иисус же, опять возопив громким голосом испустил дух. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Так и книга образцов должна послужить своего рода "маяком" для суконщиков. Это – альбом стандартов, на него должны ориентироваться производители. Связь с внешним миром оборвалась. Высокая гуманность рембрандтовского отношения ко всем без исключения людям заставляет верить в Амана не столько злодея, сколько глубоко страдающего человека испытывать к нему снисхождение и даже сочувствие.
На покрывающем стол ковре перед председателем лежит раскрытый альбом образцов сукна. Но он не попадает на царя, значит, это – луч. Рембрандт полностью отходит от типичного для 1650-ых годов подробного показа бытового окружения человека. Сон действительно пришел к нему.
Оно всегда было готово прощать. Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в которой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени), Р. писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащенный наблюдениями мастера над современной ему народной жизнью.
И среди них первый – из собрания Фрик в Нью-Йорке (1658-ой год), второй – луврский (1660-ый год), третий – кельнский (1668-ой год) и последний в Гааге (1669-ый год). Пройдя через ряд парадоксов, он достигает цели. Портрет выполнен на дереве (его высота семьдесят один, ширина пятьдесят шесть сантиметров).
Старшины цеха суконщиков изображены в момент обсуждения каких-то важных вопросов. Абсолютно иное впечатление – лирической задушевности и глубокой человечности – производит написанный в том же 1661-ом году портрет двух негров (его высота семьдесят восемь, ширина шестьдесят четыре сантиметра), он находится в Гааге. Здесь не важно, что это шелк или бархат. У рамы намело горку снега.
Христос перед народом – пример спонтанности работы Рембрандта над доской не только отдельные детали или даже композиция в целом не были окончательно решены художником перед обращением к доске, но и сама идея офорта рождается, меняется, углубляется уже в процессе работы. творчество Р. утрачивает присущие ему ранее черты мажорности, мастер пишет преимущественно спокойные, проникнутые большой теплотой чувства библейские сцены, раскрывая тончайшие оттенки человеческих переживаний («Давид и Ионафан», 1642, «Свыше семейство», 1645, — обе Эрмитаж «Христос с учениками в Эммаусе», 1648, Лувр, Париж), продолжает работать над портретами («Старик в шлеме», около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем) и пейзажами («Зимний пейзаж», 1646, Картинная галерея, Кассель). Однако, не желая как бы ввязываться этим в чисто религиозные споры, Рембрандт в последнем, восьмом состоянии убирает фигуру Адама как чисто религиозную аллегорию, оставляя лишь образный смысл своего понимания этой драмы. Полгода неослабного творческого горения, радости творческого труда.
И вот он уже в качестве ученика занимает клетушку позади мастерской учителя. и заплачем. Иногда наоборот — офорт дублировал живописное полотно. Его фигура так вкомпонована в прямоугольник холста, что кажется движущейся прямо на нас.
И над всем этим кишением естества высится неподвижная фигура Христа. Именно этой техникой в первую очередь определяется колорит листа. Для чего ты меня оставил. Думается, что подобные споры в достаточной мере бессмысленны.
Сало таяло и капало на руки, на лежащую у ног палитру. Застоявшаяся тишина долгих вечеров угнетающе действовала на меланхоличного ученика. До сих пор неизвестно, кого, собственно, картина изображает. Рембрандт чувствовал, что ему страстно хочется написать все как было: сына и себя самого, с печатью обреченности прижавшихся друг к другу на грани смерти.
Его трактовка сюжетов из Библии, античных мифов, древних преданий и прошлого родной страны как реально осмысленных событий истории человека и общества, глубоко прочувствованных жизненных коллизий конкретных людей открыла путь свободной и многозначной интерпретации традиционных образов и тем. Свет, как понимал его Рембрандт, был не что иное, как лучезарность. И он отвечает: никто не умирал, ничто не уходило, была бесконечная щедрость мира.
Рембрандт, старый Рембрандт, в последний год своей жизни похоронивший единственного оставшегося ему духовно близким человека – сына. Красивым жестом он заложил ладонь правой руки за разрез камзола на животе. Отчасти из-за чрезвычайных обстоятельств, связанных со смертью Флинка.
Фигуры мужчины слева и девушки справа почти лишены движения. Четвертое состояние "Трех крестов" – это не только полное изменение композиции, это и иное содержание и иное настроение и даже иной изображаемый момент. Это усилило ненависть Амана к иудейскому племени. С картинами этого живописца вы можете познакомиться тут — Рембрандт картины.
По-видимому, это изображение на картине, стоящей (слева в глубине) на скрытом чернотой мольберте.
Вся правдивость и прямота, свойственные Рембрандту, вся его острая наблюдательность легли в основу творчества этих лет. Иудейка Эсфирь была взята в жены персидским царем Артаксерксом. У Рембрандта они дышат чистотой и целомудрием. Он хорошо знал эти обезображенные черты, потухшие глаза, отпечаток драмы на лице.
(Матф. Кое-кто из прохожих здоровается с ним, насмешливо улыбаясь. Так исчезло нагромождение подробностей из которых трудно было извлечь основной смысл. Если ночные сцены обнаруживают большую эмоциональную концентрацию, если Лист в сто гульденов – более тонко лирически нюансирован, если Христос перед народом замечателен глубиной своей концепции, то Три креста уникальны своей масштабностью: горечь и трагизм, рождаясь у распятия, как бы расходятся волнами, вибрациями по всей земле (для передачи этого оттенка как раз и служит центробежная композиция).
Человек оригинального склада выступает перед нами в портрете Герарда де Лересса работы 1665-го года, ныне находящегося в нью-йоркском Метрополитен-Музее (высота портрета сто двенадцать, ширина восемьдесят семь сантиметров). Они даны в преувеличенных масштабах, отчего пространство доски усложняется и запутывается, а погруженные в некую оцепенелую меланхолию, рядом с хаотическим движением всей сцены, эти фигуры вносят в композицию иной темп – медленный, длительный, протяжный. Тени умерших бродили по дому. Но здесь нет единого события (как, например, в "Синдиках"), хотя каждый из персонажей осуществляет какое-либо действие.
Блудный сын стоит на коленях в нескольких шагах, слева, спиной к зрителю. Новозаветное повествование сообщает, что за проповедование христианства святой Варфоломей был подвергнут мученической смерти: его распяли, а затем содрали с него кожу живьем. Рембрандт Харменс Ван Рейн — великий голландский художник.
Так исключительная по смелости композиция, ее новизна находят подкрепление в свободе живописного выражения. Картина осталась незаконченной и к тому же сильно испорчена. Он повсюду следовал за ним по пятам: как бы не случилось с учителем беды. У Рембрандта нет никакой идеализации. Центр и правая часть плавно обрисованной фигуры Рембрандта, с широким и мягким левым плечом, сильно освещены. Мастер прибегает к фронтальной композиции.
От всего этого осталась лишь одна фигура, в отчаянии отвернувшаяся от распятия и закрывшая лицо рукой, но она перерисована сильно, грубо, так, что мы с трудом угадываем лишь черный ее силуэт. Рембрандт же в отличие от них исходит из того, что в зрительном восприятии участвует не только глазная сетчатка, но и душа человека. И этот образно-временной оттенок в фигурах воинов близок в конечном счете объясненному выше смыслу цитирования Рембрандтом чужих произведений. Природа СМИ означала, что для Рембрандта было возможно сделать непрерывные изменения (который он сделал за десятилетний период), добавляя далее гравюру и высушите пункт изменение состава картины и создания заключительного изображения, более темного и более хаотического.
Неистовые удары сердца прогнали сон и взломали тонкий ледяной покров забвения. Даже сухая игла приобретает столь не свойственную ей регулярность: вся группа перекрыта поверх резцовых линий такими же параллельными диагоналями (только лишь в противоположном направлении) иглы. Мы не знаем, что выражает его лицо. Прошли и послесвадебные торжества и снова наступили будни.
Лицо незрячего старца мудро и вдохновенно. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: "Боже мой. Тлеющий жар ее кирпично-розового тона выражает скорее горение чувства, чем материал одежд.
Справа от него на заднем плане стоит шестое действующее лицо картины – слуга с непокрытой головой. У него где-то был запрятан старинный бюст Гомера. Одно поколение неизбежно уступает место другому, пути народов то сливаются воедино, то расходятся, как пятна света на колеблемой ветром поверхности пруда и только тщеславный слепец может загадывать, что будет завтра.
Он продолжает верить в правду картины. Графика Р. 1650-х гг. Голова Давида качнулась вправо и взгляд тоже устремлен в противоположную от Урии сторону. Непревзойденный по психологизму ряд поздних рембрандтовских автопортретов начинается еще раньше и открывается он венским автопортретом 1652-го года (его высота сто двенадцать, ширина восемьдесят два сантиметра).
Снискав известность групповым портретом «Урок анатомии доктора Тюлпа» (1632, Маурицхёйс, Гаага), Р. получал обильные заказы у него обучались многочисленные ученики. Искусство Р. отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. И крайней точкой в гравюре на этом пути оказываются Три креста. Над деревянным карнизом, над головами синдиков, тянется полоса белой штукатурки. Оставаясь вдвоем с этим внимательным молодым человеком – его последним учеником. Зритель воспринимает амстердамскую чету в самой непосредственной, осязательной близости.
Он то легок, то резок.
Во всех этих листах основа, некоторое как бы первобытие сцены – черное. Для кого ему было писать, когда даже показать работы было некому. Еще никогда он не создавал столь сияющей, цельной и правдивой вещи.
Художник запечатлел момент молчания персонажей, но это молчание – затишье перед бурей. – думал он.
Мы не знаем, кто передал ему от имени магистрата заказ на картину для ратуши.
В "Давиде и Сауле" – единственный видимый глаз царя, пытающегося утереть слезы. Три креста вплотную подведены к этим качествам поздней рембрандтовской живописи (еще Ш. Блан заметил, что Рембрандт в последнем состоянии этой доски фактически живописует офортом), но дальше офорт выражать эти качества не мог, - и гравюра оказывается с этого момента недостаточной и даже лишней для Рембрандта. Картина Рембрандта – один из тех шедевров, в которых его искусство достигает своих высочайших вершин. Выше: что вы искали. Свадьба Титуса – последнее радостное событие в жизни Рембрандта.
А чтобы сделать остаток от гигантского "Цивилиса" пригодным для продажи какому-нибудь частному лицу, он вырезает из картины ее бывшую центральную часть с главными фигурами, придав ей современные размеры (высота сто девяносто шесть, длина триста девять сантиметров).
Никто ни до, ни после этой картины не мог этого сделать. В других местах Рембрандт налагает краски густыми массами, придавая им блеск эмали и драгоценных камней (так называемые пастозные мазки). Их молодое счастье было еще безоблачно. Но существует несколько слабо, почти без затяжки напечатанных оттисков (например, в Британском музее, в Нью-Йоркской библиотеке Пирпонта Моргана), а также макулатурный оттиск в Британском музее, по которым ясно видно, что за исключением нескольких особенно глубоких штрихов все остальные тщательно выскоблены мастером, расчищая поле для новой работы. Колорит, самое красочная поверхность, воплощает смысл сцены, повествовательное начало оказывается настолько не существенным, а смысл настолько многозначным, что сюжет картины – часто не ясен (Еврейская невеста, Падение Амана, Семейный портрет), в других случаях не ясна реальная ситуация (Ассур, Аман и Эсфирь, Синдики).
Теперь все позади – и отпевание и похороны и долгое возвращение на Лаурирграхт. Хотя из непосредственных учеников Р. лишь немногие (например, К. Фабрициус и А. де Гелдер) сумели органически воспринять его творческие принципы, реалистическое новаторство произведений Р. сделало его одним из влиятельнейших художников в истории мирового искусства. Это значит, что Рембрандт заранее перерисовывает их зеркально, для того чтобы в отпечатке получилось так, как надо, а это, скорее всего, возможно, если был законченный рисунок-эскиз всей композиции (отсутствие сколько-нибудь значащих изменений во втором и третьем состояниях подтверждает это). Насколько противоречив и трагичен портрет Лересса, настолько же полон спокойной ясности образ молодой женщины в поясном портрете, датированном 1666-ым годом и хранящемся в Лондоне (высота шестьдесят девять, ширина пятьдесят девять сантиметров). Никто, кроме Магдалены, не обратил на это внимания. В чем заключается своеобразие этой картины Рембрандта и огромная сила ее воздействия.
Он оберегал Рембрандта, не отступая от него ни на шаг. Он внимательно вглядывается в улицы, по которым давным-давно не ходил. В 1632 Р. переселился в Амстердам.
– Ныне отпускаешь своего слугу с миром". Один из последних автопортретов, музей в Кельне из бывшего собрания Карстаньена, написан, вероятно, в 1668-ом году (его высота восемьдесят два, ширина шестьдесят три сантиметра). Он был поражен до глубины души. и все поймем.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Как своеобразный итог этих опытов, в котором преодолены все следы традиционной условности образа, можно рассматривать большую портрет-картину из собрания Баш в Нью-Йорке (высота девяносто шесть, ширина восемьдесят два сантиметра).
Мелькание светлых и темных пятен на этих почти скрытых мраком персонажах как бы передает дрожь ужаса, пронизывающего жен и учеников. И синдики стоят на страже качества товаров, сопоставляя их со стандартными образцами. Левая из его рваных сандалий упала с ноги. Слепота героев Рембрандта это, говоря словами Гете, "зрячесть, обращенная внутрь".
Аарту де Гельдеру, когда он стал учеником Рембрандта, было семнадцать лет. Быть может, самое замечательное в "Синдиках" – это передача световой и воздушной среды. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Их можно скорее считать двумя вариациями на одну тему, чем последовательным развитием одного замысла, - и в этом случае предпочтение оказывается лишь делом вкуса каждого. Гроб, скрывший земные останки Титуса ван Рейна, был опущен в могилу у Западной церкви, неподалеку от того места, где лежала Гендрикье и старик Рембрандт, тяжело опираясь на руку Корнелии, так как земля тянула его вниз, вернулся домой, к утешениям, которые для него, неутешного, приготовили Аарт де Гельдер и Магдалена ван Лоо – к горячему чаю с водкой и расстеленной в полдень постели, к задернутым занавесям и прохладному мокрому полотенцу для его жгуче-воспаленных глаз.
Мысленно он может воспроизвести любой взмах кистью, подмеченный им у мастера во время работы. Их движения воплощают один из самых целомудренных, правдивых и прекрасных жестов в живописи. Однако зрителя это не смущает. Она окончила свою речь. Наконец-то сбывается давнишняя его мечта: его творение будет висеть во дворце городского самоуправления.
Так образ ветхого старца, преображенного любовью, предстает перед нами как олицетворение самых прекрасных человеческих чувств.
Или он позвал художника к себе и позировал ему у себя на дому. Выйдя из дома, Рембрандт чуть ли не ощупью двигался в этом море летнего солнца. 1669 год.
Если изображаемые люди материально неощутимы, то поразительна материальная ощутимость, можно сказать, весомость этого золотого сияния, местами приобретающего красноватые, коричневатые, оливковые оттенки. Ранние картины («Принесение во храм», около 1628—29, Кунстхалле, Гамбург) несколько пестры и мелочны по исполнению, но в них уже есть богатство фантазии, стремление к выразительной передаче эмоций. Титуса донимал кашель. Глаз растроганного человека видит в мире нечто иное, чем глаз наблюдателя-аналитика.
И работая над новым вариантом с иной композицией, Рембрандт творит и новый стиль. Он продал многие свои гравюры, чтобы быть в состоянии позволить себе напечатать Три Креста.
Справа, на самом переднем плане, мать в расстегнутой малиновой кофте и пышной, широченной красной юбке, наклонив голову влево, держит на коленях улыбающуюся нам младшую дочурку в розовой одежде, лет двух-трех. Как мучительно много произошло за эти годы. Он покорно принял все заботы. Рембрандт точно онемел.
Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении.
Левая рука сжимает перекинутый через плечи шарф, который под лучами пылающего где-то слева наверху солнца кажется нам струящимся золотом. Прежде всего, в ряде небольших этюдов их сохранилось около десяти, он работает над погрудным изображением Христа (музеи в Гааге, Детройте, Филадельфии, Кембридже из штата Массачусетс, Берлине, Нью-Йорке, Мюнхене, Милуоки из штата Висконсин). Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Его скрюченные от подагры пальцы еле держали свечу.
Заказные портреты этих лет отличаются детальной передачей черт лица, одежды, драгоценностей («Проповедник Ансло с женой», 1641, Картинная галерея, Берлин-Далем) в автопортретах и портретах своих близких Р. писал шире и искал театрализованных эффектов («Автопортрет с Саскией», около 1635, Картинная галерея, Дрезден см. Ему приятно это ощущение насквозь проникающего тепла. Рембрандт будит его спозаранку. Звездой коллекции Хаммера явилась картина Рембрандта "Юнона" – по признанию специалистов, эта картина является самым лучшим из тысяч произведений мирового искусства, еще оставшихся в американских частных коллекциях (высота рембрандтовской "Юноны" сто двадцать семь, ширина сто семь сантиметров).
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. илл. ). Другой погрудный автопортрет Рембрандта, самый последний из дошедших до нас, написан в год смерти и находится в гаагском музее Маурицхейс (его высота пятьдесят девять, ширина пятьдесят один сантиметр).
Веяние конца Вселенной. О чем идет речь у синдиков. Цвет и свет слились в женской фигуре воедино, обрели наибольшую силу и звучность. илл. ).
Так сама композиция офорта утверждает его тему как Обращение сотника. Нет возможности рассмотреть лицо блудного сына, его не видно, но вслед за ним мы мысленно входим в картину, вслед за ним падаем на колени, сопереживаем его волнение. Р. родился в семье мельника. Всю жизнь он оставался верным своему имени Петр – скала. Идут.
Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Он учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620—23), затем в Амстердаме у П. Ластмана (1623) около 1625—31 Р. самостоятельно работал в Лейдене. Здесь снесены какие-то здания, галереи. Христос изображен по пояс, в позе пилигрима (паломника, богомольца или странствующего проповедника), в темной одежде и с посохом в руках.
В снах своих де Гельдер слышал, как они шепчутся между собой. Никто из участников сцены не смотрит друг на друга и никто не замечает зрителя.
Но это обычно чисто декоративные фигуры, долженствующие внести в изображение элемент экзотики, находящейся за пределами обычного, элемент диковинного и причудливого. Сумерки заливали мастерскую синим, мерным светом. Но ее красота – это не красота "Флоры". Здесь красное или серебристое, золотое или темно-оливковое – уже не красота предметности. относятся его первые пейзажи («Пейзаж с каменным мостом», около 1638, Рейксмюсеум, Амстердам), а также первые капитальные гравюры («Возвращение блудного сына», 1636 автопортрет в берете, 1639).
Такова была его последняя поэма, ставшая впоследствии знаменитой – "Апология скупости". И доказывал это многочисленными примерами. Светлая, пастозная, как бы горящая изнутри живопись перевоплощает традиционный евангельский тип в простого, чистого помыслами и делами юношу сегодняшнего дня.
Теперь он может свободно умереть. Наиболее неожиданной, как бы выходящей из границ искусства семнадцатого столетия, является картина "Апостол Варфоломей" (высота восемьдесят восемь, ширина семьдесят пять сантиметров). И стоять будут вечно – время для них растянуто до бесконечности. Георгия Дюрера даны в офорте в том же направлении, что и в оригинальных работах. Персонажи этой картины вызывают разногласия среди исследователей. Сын повёрнут к нам спиной. На последней стадии Дева Мария становится почти свободным главой, окруженным темнотой.
Конфликт, назревавший между искусством Р. и требованиями голландского буржуазного общества, утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642, когда картина «Ночной дозор» (Рейксмюсеум) вызвала протесты заказчиков. Однако и фигура сотника из итальянской гравюры и фигура, взятая из Св. К живописным работам для украшения ратуши были привлечены наиболее известные портретисты и исторические художники страны – Томас де Кейзер и бывшие ученики Рембрандта Фердинанд Боль и Говерт Флинк. Таковы мраморные античные надгробия, в которых запечатлены последние рукопожатия друзей. Напротив: то был некий идеальный свет, только мыслимый и воображаемый.
Однако в шестом состоянии Рембрандт радикально перерабатывает доску. Последнее из дошедших до нас произведений Рембрандта – картина "Симеон во храме" (высота девяносто восемь, ширина семьдесят девять сантиметров), Стокгольм. Скоро у них родятся сын Рембрандт и дочь Гендрикье. Гендрикье печется о нем, как родная мать.
Этот же диалог, образованный явными противопоставлениями, усиливается и разительным сходством их жестов – одинаково разведенными руками. 1660-х годов Семейный портрет, 1668 Симеон во храме, 1669), то увидим, что картины эти основаны на значительности духовной атмосферы, на небывалой до того роли одухотворенной среды, на поэтической метафоре, на интонации.
Прошлое казалось неправдоподобным. Жизнь художников в Амстердаме протекала по-новому. Рембрандт выбрал эти СМИ прежде всего, так как он часто переносил финансовую трудность. Иначе говоря: свидетели распятия – это словно диахронический срез (пользуясь нынешним термином) всего человечества. Медленно, мерно тек песок в часах.
И это – вторая особенность луврского автопортрета.
Хохочущий беззубый старик. Сюжетно-тематические картины, написанные Рембрандтом в последние годы его жизни, принадлежат к высшему, что было создано не только им самим, но всей его эпохой.
Интересно, что вся эта концепция рождается у Рембрандта постепенно, в процессе работы над офортом. И неотделим от этого световой строй Трех крестов. Выставка – это изобретение восемнадцатого века.
Резец гравера совершил чудеса. Он сидит в профиль к нам слева, у самого края стола, обреченный, одинокий, весь сжавшись и как бы внутренне обливаясь холодом и страхом. Плакальщики справа стеснены в единую, без промежутков группу. В офорте, за исключением распятого Христа, нет ни одной до конца определенной фигуры: черный туман мрака окутывает пространство, закрывает детали.
Работал потому, что для Рембрандта ван Рейна живопись была так же естественно необходима, как необходим человеку глоток воздуха до его смертного часа. Широкими, застывшими массами они стоят на первом плане, тесно соприкасаясь друг с другом. И в этом Христос перед народом также близок к Трем крестам. Рембрандт в восторге от успехов юного де Гельдера.
Я думаю, господам будет приятно, если вы встанете вон там, сбоку от картины. Улыбается и он в ответ тихой, полной молчаливого расположения улыбкой. Бездействие героев скрывает напряженную интенсивность их душевного состояния. Но кашель Титуса становился все надрывнее. С наибольшей силой чувства героев раскрываются здесь через цвет.
Такой метод создания красочной поверхности, как мы знаем, называется лессировкой. Однако мысль об этом вызывала у Рембрандта не горечь, а лишь ясную грусть. 270), через всю серию ночных сцен и вплоть до Негритянки (В. По вечерам они сидели рядышком и рассказывали друг другу о своем детстве и юности.
– Изумительно, правда. Решительность и энергия сквозят в лице его соседа, второго справа. Исстрадавшийся в странствиях, вернулся в отчий дом сын. Большие воротники и манжеты рукавов – белые, но сильно оттенены коричневым.
После кратковременного пребывания в Лейденском университете (1620) Р. всецело посвятил себя искусству. Суждено ли было ему обрести успокоение. Перед нами поистине портреты титана. Он что-то обдумывает, беспокойно решает про себя, не находя ответа.
В левой половине картины изображены трое. Люди старшего поколения поумирали или были забыты. Каждое слово обожаемого Рембрандта доходит до сердца ученика. Героями картины называют Исаака и Ревекку, Иакова и Рахиль, Вооза и Руфь, Товия и Сарру.
Начальный этап работы Рембрандта над Тремя крестами включает первые три состояния гравюры. Надо было спешить, время уходило.
Он уже представлял каждую деталь.
Одновременно кажется, что в этой удивительной технике уже таится предчувствие так называемого пуантилизма конца девятнадцатого века – техники живописи разноцветными точками, которые должны сливаться в определенный чистый тон в глазу зрителя (французские художники Жорж Сера и Поль Синьяк).
Какова же была та задача, которую он перед собой ставил. Ему кажется, что у него еще никогда не было таких учеников. Иисус же, опять возопив громким голосом испустил дух. В офорте они выражены, может быть, отчетливее всего. По коридорам люди скользили, как тени.
Даже за столом он сидел будто один, не принимая участия в общей беседе. Титус был разгорячен и только-только оправился от болезни. В огромном холсте нет ни одного места, не заполненного тончайшими изменениями цвета.
Мы чувствуем в изображении этих людей отчужденность и враждебность их окружения. 113) и Фауста (В. Последние дни жизни Рембрандта – предел человеческих испытаний. Это жестокий ответ. Из доски полностью исчез центральный, определяющий эпизод первых состояний – обращение сотника.
Погодите-ка, я, кажется, слышу шаги. Рембрандт был охвачен пламенным вдохновением. Сидящая напротив нас молодая женщина держит платок в сложенных на книге руках. При взгляде на следующую большую картину Рембрандта (длина сто шестьдесят семь, высота сто двадцать два сантиметра), возникает мысль, что изображенная на ней пара – не случайные посторонние заказчики, что они были близки художнику и дороги ему. Юный ученик – как восковая пластинка, на которую мастер наносит свои знаки и штрихи.
То есть этим усиливается, подчеркивается обращение Пилата к нам, зрителям мы все становимся участниками драмы, мы все в ответе за предпочтение Вараввы (в отступление от иконографических традиций введенного Рембрандтом в сцену суда Пилата), за Страсти Христа. В картинах этих лет Р. нередко отдавал известную дань внешней патетике и динамичности барокко («Ослепление Самсона», 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), но создавал и произведения, проникнутые подлинным драматизмом и демократизмом образов («Снятие со креста», 1634, Эрмитаж, Ленинград), непосредственностью реалистической трактовки («Даная», 1636, там же). илл. ). От почетного гостя ничего не требовалось: синдики вели себя с Рембрандтом так непринужденно, что ему оставалось лишь кивать, улыбаться и благодарить. Столь большая доска, выполненная без травления, да еще так, что тональные градации в огромной степени определяют смысл всей композиции, должна была стираться при печати очень быстро, барбы в доске такого размера оказывались очень непрочными и навряд ли с нее можно было напечатать больше двух-двух с половиной десятков вполне удовлетворительных оттисков (особенно если вспомнить, что в первом и во втором состоянии было сделано уже не меньше чем по десятку отпечатков). 53), Звезды Рождества (В. Он ни к кому ни с одним словом не обращался, даже с де Гельдером разговаривал только в виде исключения.
Полное отсутствие позы и все – как живые.
К началу пятидесятых годов повествовательное, нарративное начало, воплощаемое в линейном, рисующем офортном стиле, все меньше и меньше удовлетворяет художника новый стиль определяется колористическим подходом, выражением драматической атмосферы (о чем мы только что говорили). И заканчивают они в одно и то же время. Все в этом портрете содействует впечатлению спокойной силы – и постановка фигуры, сдвинутой чуть влево от оси картины и срезанной рамой ниже пояса и широко расставленные руки, локти которых заходят за боковые края изображения, в то время как пальцы с нервной силой сжимают пояс, словно придавая устойчивость фигуре и широта живописной манеры. Справа расположены последователи Христа. Написанные в последние годы автопортреты Рембрандта занимают особое место в его искусстве.
Обреченный Урия в ранее рассмотренной нами картине "Давид и Урия" выходит из пространства картины к нам навстречу, пересекает изобразительную поверхность, проходит мимо нас. Освещены его дрожащие руки, налагаемые на сына. Всякий другой погиб бы в буйной игре такого творчества.
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Образ Амана сложен. И все же он работал со все возрастающей мощью.
Еще бы. Ярко освещая легионеров за толпой, свет рисует их словно выключенными из общей атмосферы, погруженными в особое заторможенно-меланхолическое состояние. Человеческие фигуры разговаривают, хотя остаются неподвижными и губы их не шевелятся. Казалось, он уже не принадлежит к миру живых.
Боже мой. Освещение одиннадцати заговорщиков очень своеобразно: источниками света служат частично заслоненные тремя темными фигурами первого плана светильники, установленные вдоль всего стола, на втором плане.
Там, на складе, в темноте и одиночестве был заперт плод его труда и его жертва изрезанная и разорванная его собственной рукой и видение это было настолько страшным, что Рембрандт сознательно отгонял его. Он колоссален: дан "крупным планом", как говорят в кино. 27, 45-52).
При этом он словно слышит горькие слова: "Вы пытались меня уничтожить, унизить как художника, но я был и остаюсь художником и я горжусь своим ремеслом живописца". Но даже внутри яркого светового пятна слева свет не одинаков. Человека в большой шляпе (также верхом) добавили и, как полагают, является фигурой от Рембрандта Заговор Клавдия Сивилиса.
Тоска по отнятому у Рембрандта семейному счастью пробивается сквозь жизнеутверждающие образы созданной в 1668-1669-ом годах картины "Семейный портрет" из Брауншвейгского музея герцога Антона Ульриха (длина картины сто шестьдесят семь, высота сто двадцать шесть сантиметров). Золотые блики на богатых восточных одеждах вызывают впечатление тревожного мерцания. Де Гельдер понимал, что его уход равносилен бегству и стыдился своей трусости.
— период наибольшего успеха и личного благополучия мастера. В композициях 1650-х гг.
1630-е — начальник 1640-х гг. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Здесь также все эпохи человечества словно бы сосуществуют в одном временном моменте.
Снег не таял. Головку ее венчает сверкающая золотая корона. Веселая пятилетняя девочка, обращенная к нам румяным личиком, перемигивается с десятилетней старшей изображенной в профиль. Факт оставался фактом: его разыскали.
Мы знаем, как Рембрандт писал эту картину. вы можете запросить все в системе с коробкой.
Они задуманы в сумрачном и мощном стиле. По утрам он, кряхтя, вставал и с трудом принимался за работу.
Об этом написано немало книг и, вероятно, будет написано ещё не меньше. А. С. Пушкина, Москва «Возвращение блудного сына», около 1668—69), замечательные своим лаконизмом и силой характеристик портреты («Старейшины суконного цеха или т. н. синдики», 1662, Рейксмюсеум «Поэт И. Деккер», 1666, Эрмитаж). К позднему периоду относится также ряд наиболее глубоких и сложных по психологической структуре религиозных композиций Р. («Ассур, Аман и Эсфирь», 1660, Музей изобразительных искусств им. В горниле судьбы он выковывает свой последний шедевр.
Он покачивает головой: и знакомых совсем не осталось. Коричневые тона сменяются фисташковыми (зеленоватыми), оливковыми (то есть желто-зелеными с коричневатым оттенком), серо-голубыми. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.