Rene Magritte
С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю.
Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар.
- Рене Магритт: жизнь и творчество художника
- Вероломство Рене Магритта: 5 загадок сюрреализма
- Магритт РенеКартины и биография
- Рене Магритт: чужой среди других
- Человек без лица и голубь в рукаве
- Сюрреализм как иллюзорное направление в живописи и литературе века
- Отличительные характеристики сюрреализма
Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. По его словам, речь скорее шла о «художественной симпатии», нежели об «источнике вдохновения». По его словам, речь скорее шла о «художественной симпатии», нежели об «источнике вдохновения»14.
Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола», в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей. – Они кажутся мне порождениями скорее души, чем разума. Интуиция подсказывает художнику, как расположить эти предметы, чтобы выразить тайну.
- Картины Рене Магритта с названиями
- Умберто Эко: глашатай вселенских тайн
- Александр Фролов «Юность шума» (стихи фото)
- Лесик Панасюк: «Особиста Африка» (вибрана поезя)
- Напишите отзыв о статье Магритт, Рене
Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Человек в котелке это господин Посредственность при всей своей анонимности. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти.
Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. «Открытое видимое» – Томас Краун – богатый, благополучный и безупречный бизнесмен, любитель и знаток живописи. Его искусство часто называли "снами наяву".
- Отрывок, характеризующий Магритт, Рене
- Ход работ над копией Рене Магритта "Сын человеческий"
- Сын человеческий или история о пальто и котелках
- Словари и энциклопедии на Академике
- О знаменитости:Бельгийский художник, один из видных сюрреалистов
Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Герой чувствует, что оказался в другом измерении. Художник бросает ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена).
Родился 21 ноября 1898 года. – Настаивал он. Ощущение тайны, как известно, присуще настоящему искусству.
Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. Тем не менее, он был художником: его первая выставка, где он показал работы, написанные под влиянием де Кирико, была разнесена критиками в пух и прах. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). После окончания Академии Рене работал над созданием рекламных материалов и относился к этому достаточно пренебрежительно.
- Рене Магритт – поэтический сюрреализм
- СтраницыПубличная личностьДеятель искусства
После свадьбы она стала единственной моделью для картин художника. В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». Художник уточнял: "Мои картины – не сны усыпляющие, а сны пробуждающие". Большинство снимков являются постановочными. Она же вдохновила авторов постера к фильму.
На знаменитой картине «Сын человеческий» (безликий джентльмен в котелке) – похоже, он сам. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим.
«Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну» – писал английский философ Герберт Рид. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. МАГРИТТ (Magritte) Рене (1898-1967) – бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Поистине невыполнимая задача. Пугающее впечатление. «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. Критика сразу обвинила его творения в излишней громоздкости.
Он был старшим из четырёх сыновей. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни». С 1916 по 1918 Магритт обучался в Королевской Академии искусств в Брюсселе (Academie Royale des Beaux-Arts).
«Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Сам художник подробно изложил свой творческий метод в работе "Страница с натуры" (1952).
Его картины называют парадоксальными. Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). Его похоронили на Схарбекском кладбище. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. На картине Сын человеческий (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность.
Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы». Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Магритта увлекла непостижимая способность старого нидерландского мастера переводить сложнейшие алхимические, астрологические, фольклорные символы на язык художественных образов.
Родился Рене Франсуа Гислен Магритт (фр. Говорят, он уехал в Швейцарию и там женился на дочери обойщика. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея. Отрицал прямую взаимосвязь и Раушенберг.
Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Где и проучился пару лет, на первом же курсе повстречав Жоржету в тумане идущей на пары того же ВУЗа. Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве.
Она умерла от сердечного приступа в дождливую осеннюю ночь. «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним.
На картине Безумие величия (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча — как символ бренности человеческой жизни. При этом невозмутимость стиля художника только усугубляет удивление и погружает зрителя в некое раздумье, даже в оцепенение, вызванное самой тайной вещей. Она же вдохновила авторов постера к фильму1617. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство.
В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. Магритт Рене Картины и биография Рене Магритта Магритт Рене (Magritte Rene) (1898-1967), бельгийский художник-сюрреалист. Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо. Отрицал прямую взаимосвязь и Раушенберг9.
Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла (Это не трубка, предупреждает надпись на его композиции, где изображена именно курительная трубка). Согласно этой легенде, при обнаружении ее тела присутствовал и 13-летний Магритт. Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея.
Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью он активно использовал в своих полотнах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало 1935, Ключ к пространству 1936, Прекрасный мир 1962). Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Это всегда тайна. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. В 1922 Магритт женится на Джоргетт Берджер, с которой был знаком с детства.
Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». У нее было много попыток суицида и ее мужу, Леопольду приходилось запирать ее в спальне. В1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина.
В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Отрицал прямую взаимосвязь и Раушенберг8. Образ «Сына человеческого» был многократно16 использован в кинематографе.
Она же вдохновила авторов постера к фильму1718. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». Например, Эд Рушей, лично знакомый с художником, указывал на то, что искать прямую связь между творчеством Магритта и его собственным было бы слишком просто и прямолинейно. Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Им пригрозили расстрелом, если они не возместят утраченное золото.
«Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. Открытая взломанная дверь — символ иного измерения, таящего множество загадок. Никакая виртуозность кисти иточность наблюдения неспособны, поМагритту, «словить» наполотне реальный физический объект. Дело в том, что по чистой случайности он сделался прототипом бизнесмена для Магритта.
Название её – «Сын человеческий». Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. На картине Плагиат (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов.
Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Именно так мы видим мир. Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма (интересно, что именно к нео-дадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые, как было сказано выше, были большими поклонниками Магритта).
А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта — символ безвременья) зритель видит голубые бестелесные геометрические формы, символизирующие чистые идеи и воздушный шар — символ абстрактной чистой мысли. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься.
В картинах художника постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха 1942, Объяснение 1954, Букет слез 1948) ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света 1954). Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств). В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта.
В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание «Искусство разговора», 1950, частное собрание). Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари, рассуждая о связи Магритта и поп-арта, говорил, что художник, скорее, повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории». А что же Магнус Шульман. Он даже работал не так, как «нормальные» художники: всегда прерывался на обед писал по расписанию не имел мастерской, предпочитая использовать для этого гостиную.
Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари, рассуждая о связи Магритта и поп-арта, говорил, что художник, скорее, повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории»15. Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе от рака в возрасте 69 лет.
Детство и юность Рене провел с семьей в провинциальном городке Шарлеруа. На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка».
Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. Ужасно видеть, какому глумлению может подвергнуться человек, сделавший один невинный рисунок Возможно, сам психоанализ — лучшая тема для психоаналитика. Птицы живы, а крылья их полны ярко-голубыми и белыми перистыми облаками Магритта ("Большое семейство", 1963). Магритт использовал, в основном, обычные повседневные образы – деревья, окна, двери, фрукты, фигуры людей – однако его картины не менее абсурдны и загадочны, чем работы его эксцентричных коллег по цеху.
Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. Публике всегда нужны простые и понятные символы. Репродукция этой картины висит в кабинете у Томаса Крауна.
Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. Рядом — несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). На картине Неожиданный ответ (1933) воплощена мысль Метерлинка: Нет в жизни незначительных дней. Картина названа именно так, так как, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды. Отсюда неожиданная трактовка внутреннего и внешнего в произведениях Магритта.
Зритель при первом взгляде на картину, может даже не заметить, что возле окна стоит мольберт, на котором изображена часть пейзажа. Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. Птицы несут позитивную энергию полета, ничего более. В этих словах — ключ к поэтике Магритта. Так картину "Сын человеческий" (1964) Магритт писал как своеобразный автопортрет.
Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма. Мне эта картина напоминает дзенский коан. «Я не знаю настоящих причин живописи, так же как не знаю, зачем мы живем, страдаем и умираем». Мечты, парадоксы, страхи, таинственные опасности переполняли лишь его картины, а не жизнь. «пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. В период с 1932 по 1945 гг.
В 1922 году женится на Жоржетт Берже. Не осталось даже таблички с его именем, пусть и фальшивым.
Он называл направление «не слишком серьезным и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения.
В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). По окончании работал оформителем обоев и художником по рекламе. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Они сами стали личностями и будто ведут меж собой разговор. Действительно, живописное изображение трубки имеет мало общего с реальным и осязаемым объектом, но лишь обозначает его. Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали.
«Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Его следы затерялись. Но и тебе не дано ничего увидеть. Было проведено специальное расследование и во всем обвинили местных жителей. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать».
На картине Освобождение, выражена тема двух миров. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». Но не забывайте никогда, что вы близко от дверей.
Летом окно было растворено и Магритт мог вдыхать запах табака марки «Черный кедр 3» из Милуоки. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Нет птиц умерших, упавших, с перебитыми крыльями. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Делалось это намеренно.
Образ «Сына человеческого» был многократно использован в кинематографе. На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». ред. ).
В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. О детстве Рене Магритта известно немного. Рене Магритт (21 ноября 1898, Лессин, Бельгия — 15 августа 1967, Брюссель, Бельгия)– полная противоположность и самому Дали и его пониманию сюрреализма: все предметы на полотнах Магритта никогда не теряли своих четких форм являются именно тем, чем кажутся обычно. В1927 годуустраивает свою первую выставку. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается".
В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. Существуют грёзы необычайной хрупкости, которые не являются мыслями и для которых я пока ещё считаю абсолютно невозможным подобрать слова, – писал в одном из своих эссе Эдгар По. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой.
В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. На картине Фальшивое зеркало (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. В 1950-х годах Магритт выполнил два цикла фресок: Пространство очарования для казино Knokke-le-Zut (1953) и Несведущая фея (1957) для Palais des Beaux-Arts в Шарлеруа.
Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Ему также нравилась вода, жокеи и скачки, карусели и рыбы. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно.
Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». Традиции старого нидерладского искусства благотворно повлияли на творчество Магритта. По его словам, речь скорее шла о «художественной симпатии», нежели об «источнике вдохновения»13. Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) – так называется стиль, в котором работал художник. Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д.
Семья жила в доме неподалеку от железной дороги и мимо ежедневно проносились поезда. В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея.
Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». «Скрытое видимое» – Томас Краун – умный и тонкий авантюрист, для которого социальные нормы и стереотипы не имеют значения. В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт.
Отец занимался мелким бизнесом – безликий человек в котелке, будущий персонаж картин художника. И картину он крадет, скорее, для развлечения и остроты ощущений, а не из-за денег. Режиссер несколько раз акцентирует внимание зрителей на картине «Сын человеческий» и именно она дает ощущение двойственности и соблазна (яблоко). Идите, возвращайтесь, выходите снова — вы найдёте среди сумерек то, что вам нужно. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа».
ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её. Он называл направление «не слишком серьезным и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. ". В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB».
Уже серия работ конца1920-х — начала1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание). Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. А еще он должен был написать на вывеске своей лавки фальшивое имя – Мюллер.
У Магритта поражают лишь странные сочетания самих предметов. Это всегда тайна. Узнав адрес из телефонной книги, герой едет и попадает в незнакомый загородный дом, где встречает женщину в роскошной гостиной, украшенной в стиле ампир.
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. Образы Магритта узнаваемы во всем мире. О слиянии живописи Магритта с поэзией уже упоминалось. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается».
Лицо человека практически полностью закрыто парящим перед ним зеленым яблоком. Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства.
Для бельгийского романтизма, к которому можно отнести творчество Магритта, характерно мифо-поэтическое направление, восходящее к искусству великого Иеронимуса Босха (1450–1516). Настоле перед художником — яйцо, ана холсте намольберте — ужептица. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами.
К сожалению, он так и не был опубликован. Защита эстетики». Образы Магритта пугающе красноречивы и убедительны в своей ирреальности: влюбленная пара с замотанными тканью головами "Влюбленные", (1928) человеческий глаз, пристально глядящий прямо на зрителя из куска бекона на тарелке "Портрет", (1935) расшнурованные ботинки, переходящие в человеческие ступни "Красная модель", (1935) голова античной статуи с кровавым пятном на виске "Воспоминание", (1948) гробы на балконе имитирующие картину Мане "Балкон", (1950) гигантские каменные фрукты на фоне морского пейзажа "Воспоминание о путешествии", (1952) и другие. Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры. А разве любовь — это не слепота.
В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека.
Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». В 1926 Магритт написал свою первую работу в сюрреалистическом стиле "Потерянный Жокей" и в 1927 году организовал свою первую выставку в Брюсселе. Это прекрасно осознавал Магритт, заметивший в одном из своих писем 1937 г. : Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу.
Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». До четырнадцати лет месье Магритт был просто наблюдателем: ему нравились шахматные фигуры, рыбы, воздушные шары (и однажды на крышу их дома упал один из аэронавтов, вместе с корзиной и шаром). Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. «Жизнь обязывает меня делать что-нибудь, вот таким образом я рисую» — вот единственная мотивация, которая была сформулирована Магриттом для того, чтобы объяснить, почему он пишет. Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола», в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей.
Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. Это одна из первых работ Магритта, которая напоминает зрителю о том, что изображение не тождественно предмету. Он называл направление «не слишком серьезным и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы. И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист. Художник боролся со скукой только в творчестве.
По одной из версий его мать совершила самоубийство, утопившись в реке. «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. Однако, сам того не ведая, Магнус Шульман оставил след в истории.
Это мнение автора. С этого момента он – сюрреалист. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства. Ему позволили восстановить немецкое гражданство, но из армии ему пришлось уволиться – впрочем, он в ней так и так не служил, будучи секретным агентом, которому для проведения упомянутой операции пришлось надеть армейскую форму.
На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». «Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. «Я не люблю самопожертвование, профессиональный героизм, терпение, украшательство, фольклор, рекламу, голоса радиоведущих, бойскаутов, пьяниц и выпуски новостей», — говорил он. Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.
В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». После этого его оставили в покое, а в последний день рождения фюрера и вовсе помиловали. Вот комментарий художника к своей картине Удел человеческий (1933): Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает.
Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать. Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма (интересно, что именно к нео-дадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые, как было сказано выше, были большими поклонниками Магритта). Вот таким образом наизвестном автопортрете «Прорицательность» Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий ввизуализации незримого, отношении кживописи каккколдовству. Такова его знаменитая картина Личное достояние (1952).
Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. Среди троих сыновей он был старшим. Кстати, о хорроре – Магритт многое любил, причем как настоящий поэт, любил мелочи и впечатления: «Люблю то, что скрыто, ямочки на щеках, женские колена, длинные волосы, смех детей, когда им никто не мешает, девочку, куда-то бегущую вдоль улицы» — и ко всему этому беззаветно любил кино. Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. Вернувшись наутро домой, он обнаруживает свою жену Луизу (так же звали её двойника) лежащей на полу кухни — она умерла от сердечного приступа. Люди очень тщательно хранят свои секреты". Ключом здесь также становится название.
Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам и художник вернулся к прежнему методу.
Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля».
Его рассказ Дождь и газовый свет по настроению, атмосфере и художественным приёмам очень близок живописи Магритта. Так вот двойственность личности Томаса Крауна на редкость тонко обыграна именно при помощи картины Рене Магритта «Сын человеческий». Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира.
В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель.
Шли годы, а Магритт не уставал повторять: "Без тайны ни мир, ни идея невозможны". После выставки Бретон официально простил «отступника». Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору.
Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». В 1927 году устраивает свою первую выставку. Завоевавший признание и широкую популярность психоанализ – и в особенности методы Зигмунда Фрейда – стали идеологическим фундаментом французского сюрреализма. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, лечебному фактору.
15 августа 1967 года Рене Магритт скончался от ракового заболевания. Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари, рассуждая о связи Магритта и поп-арта, говорил, что художник, скорее, повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории»14. Герберт Рид отмечал: Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Магритт ставит вопросы и разрушает сложившиеся стереотипы.
Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. В1926 годуМагритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Нотные листы, где таинственные знаки обозначали звук и не были словами.
Каждое утро в течение трех лет по дороге на станцию Магнус Шульман проходил мимо его окна. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». Это красивое яблоко будто бы парит в пространстве. Картина — вымышленное пространство, что, однако, неотрицает того, чтосущность предметов иявлений может быть выражена вней куда полнее иглубже, чемпри самом добротном идобросовестном копировании реальности. Впрочем, может быть, так и было необходимо для создания его философских картин. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем».
Где сон, где реальный мир. В это время он подрабатывает подделкой работ Пикассо, Жоржа Брака и Джорджо де Кирико. Образ «Сына человеческого» был многократно15 использован в кинематографе. Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже».
К величайшему изумлению, в женщине он узнаёт свою жену. Магритт писал: "Мы вопрошаем картину наугад, вместо того чтобы прислушиваться к ней. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет.
Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом».
Здесь можно вспомнить слова самого Магритта о том, что он снимает вуаль со скрытого. И нас удивляет, когда ответ, который мы получаем, не откровенный". Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. В 1922 Магритт вступил в брак с Жоржеттой Бергер, с которой познакомился в пятнадцать лет. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел).
К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола», в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей.
Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма (интересно, что именно к нео-дадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые, как было сказано выше, были большими поклонниками Магритта). Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». А отвечать самим себе на них нам. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы».
В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. Личное гипертрофируется до чудовищных размеров. В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка».