Репин Голгофа

Голгофа – не единственная в своей идеологии работа Репина. Картина Ильи Репина Голгофа: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Необычную интерпретацию Репиным сцены распятия на Голгофе Рихтер пытается объяснить с позиций верующего человека, знакомого c евангельскими иносказаниями.

Репин изобразил Голгофу с распятиями, увиденную глазами воскресшего Христа. Репин вспоминал, как однажды, под впечатлением посмертной выставки Флавицкого, на которой его поразил эскиз-набросок «Голгофа», ему захотелось эту грандиозную тему разработать значительнее. Купить картину или постер "Голгофа (Распятие Христа)", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

Потом сделал персональную выставку. Он чувствует себя одновременно рабом композиционных академических «шаблонов» и рабом натуры. Написал. Шпионы интриги, вот их изучение человеческих принципов». «Ибо подобно псам они могут попрать их своими ногами и возвратившись растерзать их самих».

Но почему очень многие картины художника исполнены религиозных сюжетов. Преодолеть это противоречие ему помогает Крамской, которого Репин называл своим учителем. В законченной композиции крест Христа лежит упавшим. Голгофа не только рисовалась мне ясно, но мне казалось, я уже и сам был там. Народная толпа бесчисленна. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».

Мне необходимо было в этот момент что-то абсолютно противоположное, легкое — девочки, сисечки-писечки И я пришел в «Мулен Руж». Учредилки, расстрелы – вот их средства, наемные латыши, китайцы – вот их опора. Напротив, маленький дамский портрет, написанный только в этом году (портрет Мери Хлопушиной 1927 года – Т. Б. ) доказывает как у этого необыкновенно жизнедеятельного человека художественная способность и творческое рвение еще живы. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».

  1. Описание картины Ильи Репина «Голгофа»
  2. Голгофа (Распятие Христа) — Илья Репин
  3. Взгляд со стороны/К 165-летию со дня рождения Ильи Репина
  4. Сочинение-описание картины Репина «Голгофа»
  5. Илья Репин: религиозная живопись
  6. Репродукция картины Голгофа (Распятие Христа) художника Репин Илья, артикул: 60897
  7. Религиозная живопись Ильи Ефимовича Репина

Ваши выставки здесь – праздник искусства». Как музыки, хотелось рыданий. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

«Не давайте святыни псам», – говорил он. Все хотят увидеть казнь и сходятся в назначенном месте. Иоанн тебе заменит сына. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».

  1. Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке
  2. Картина Голгофа (Распятие Христа) – Репин Илья
  3. «Рукописи не горят, но все же стоит чаще делать резервные копии»
  4. Последовательность не содержит соответствующий элемент
  5. Багетные работы (рама, подрамник)

В темноте, понемногу и невольно, близкие добираются до креста. Он им говорил и успокаивал их: "Не горюй, мать. Эта работа Репина свидетельствует о его молодом творческом темпераменте. Я также был похоронен и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом. Учредилки, расстрелы, вот их средства, наемные латыши, китайцы, вот их опора. Очень значительна по замыслу композиция «Утро Воскресения» — большой холст, начатый в 1921 г. Оторванный от России, одинокий среди чуждого окружения Репин все чаще обращается к евангельским темам.

Со страхом колыхался я в толпе, давая место кресту. Грабарь широко использует эту переписку. Казалось бы мы знаем о Репине все, но на самом деле это не так.

В последние годы у Репина бывало мало гостей. «Голгофа» обозначает возврат к религиозной сфере, случившийся в то время, когда вихри революции и связанное с ней возникновение ненависти к религии взволновали старого мастера. Его возвращение в лоно Церкви действительно было связано, как выразился Рихтер, с «революционными вихрями». Надвигающаяся гроза и сгущающиеся чёрные тучи на небе показывают неизбежность наказания людей за совершённый великий грех. Все эти события, так же как и последующие выставки имели для Репина большое значение.

До сих пор, несмотря на все усилия, не удается. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. В стороне еще две фигуры учителей в восточных одеяниях.

Напротив, маленький дамский портрет, написанный только в этом году (портрет Мери Хлопушиной 1927 года. – Т. Б. ) доказывает, как у этого необыкновенно жизнедеятельного человека художественная способность и творческое рвение еще живы. Он написал в эти годы «Утро воскресенья» («Встреча Христа и Магдалины» – «Не прикасайся ко мне»), «Голгофу», «Неверие Фомы», «Отречение св. На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни.

Описание картины 
Ильи Репина «Голгофа»

По колориту изысканности линий она удивительно красива и свежа. Удивились казаки, когда поднялся перед ними Алексей Попович, слывший набожным. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Напротив, маленький дамский портрет, написанный только в этом году (портрет Мери Хлопушиной 1927 года – Т. Б. ) доказывает как у этого необыкновенно жизнедеятельного человека художественная способность и творческое рвение еще живы. Она обладала таким сильным воздействием, что на время обеда ее закрывали занавесом.

Он им говорил и успокаивал их: Не горюй, мать. Из картин 1919 года поражает «Женская голова» в акварели. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. За другим покрывалом была «Голгофа».

«Я долго собирался. Она не столь большая — всего метр шестьдесят на метр тридцать. Картина была выставлена в 1927г. Он пишет: «Толстой знал, что самая реальная сила – Бог. Оно прекрасно наблюдено и передано жизненно.

«Не давайте святыни псам», – говорил он. Выставки Репина послереволюционного периода не претендовали на цельность и полноту. Голгофа – не единственная в своей идеологии работа Репина. И дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило.

«Подружившись с Толстым, – пишет Рихтер, – он эволюционировал в своих взглядах и даже несколько отошел от воинствующей церкви. Пришлось принять на себя много отрицательной энергии. Всё это было очень ново для авторского стиля Репина и поразило его поклонников. Репин изобразил Голгофу с распятиями, увиденную глазами воскресшего Христа. Это была «последняя великая работа Репина: танцующие казаки. Этот фон нужно иметь в виду, рассматривая новейшие произведения Репина. Он считал, что «хотя Репин и кажется одинокой фигурой, но его можно сравнить с родоначальником немецких реалистов Адольфом Менцелем, который создавал композиции так же хорошо, как и наблюдал».

Технику я делал сам, растирал краски. В письме к А. Ф. Кони художник подробно описывал композицию своей будущей картины: «Он (Христос, вышедший из гробницы. – Т. Б. ) поднялся к дороге, огибающей стену Иерусалима это совсем близко, тут же и Голгофа иналево хорошо были видны кресты с трупами разбойников, а посреди и его – уже пустой крест, сыто напитанный кровью, внизу лужа крови. «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы», «Не ждали» были восприняты современниками как вершины, по которым оценивались все его дальнейшие поиски. Произведения Репина, представленные на выставках 1920-х годов, разошлись по всему миру.

Она написана как-будто на одном дыхании. Картина вышла очень страшная. Испугавшаяся стража соскочила в овраг. «Лишь тот, – писал Рихтер, – кто в Третьяковской галерее в Москве видел знаменитые репинские картины «Иван Грозный, убивающий своего сына», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», – лишь тот в состоянии понять, какой высоты в овладении формой и в передаче душевной жизни и движений может достичь мастер. Какие же они коммунисты, отрекшиеся от собственности альтруисты, жертвующие собою для общего блага, способные на равенство, братство, свободу.

Наряды с другими работами (Грузинский танец, Священник). Неузнаваемый, в потоках запекающейся крови, Он узнал их. Он собирается из разных картин и у каждой свой сюжет. Кроме того, финны опасались проникновения в их страну большевистских шпионов. Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди и следы ее ясно видны.

Живопись ее несколько особенная, не имеющая аналогии с остальными из перечисленных картин. Он считал, что «хотя Репин и кажется одинокой фигурой, но его можно сравнить с родоначальником немецких реалистов Адольфом Менцелем, который создавал композиции так же хорошо, как и наблюдал». Произведения Репина, представленные на выставках 1920-х годов, разошлись по всему миру. I. Перт». Из других пенатских картин надо остановиться на сравнительно небольшом холсте, тоже на библейскую тему — «Отрок Христос в храме».

Так же и остальные картины последних лет: «Грузинская танцовщица», «Akt», свидетельствуют о напряженной жизни этого пожилого представителя реализма». Рецензия Шаумен на выставку Репина 1925 года была опубликована в газете «Svenska Pressa», выходившей на шведском языке. На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни. В 1922 – 1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).

Так уж получилось, что в своем изложении фактов, связанных с жизнью И. Е. Репина в последние годы, автор почти бессознательно избегал упоминаний о сложных взаимоотношениях художника с представителями советской России, посещавшими «Пенаты» группами или в одиночку. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854 – 1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. На камне слева от фигуры Христа подпись и дата: «1922.

Однако идет время, а конкурсная программа в Академии остается не написанной. Репину был оказан очень теплый прием. И эта радость дала мне идею картины.

Репин изобразил Голгофу с распятиями, увиденную глазами воскресшего Христа. Конечно, Репин неспроста изобразил его в русской одежде. От академической программы на большую золотую медаль «Воскрешение дочери Иаира» Репин готов был отказаться, уйдя из Академии, настолько далекой казалась эта тема от жизненных проблем. Этот фон нужно иметь в виду, рассматривая новейшие произведения Репина. Эта картина уже готова почти». Изумилась она, когда его узнала.

«Они так значительно выделяются на фоне всего другого – какое знание жизни и ее форм. Я испытал это, когда писал академическую программу «Смерть дочери Иаира». Прокормить всех оказалось очень трудно, возникали серьезные проблемы с продовольствием. Все эти события, так же как и последующие выставки имели для Репина хорошие последствия. Старый мастер продолжает много работать, курит крепчайшие сигары и даже купается в море. Он пишет: «Толстой знал, что самая реальная сила – бог.

Известно, что мастер не любил церковь, не признавал её. С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. Тьма. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Ваши выставки здесь – праздник искусства».

Я не верил в результат. Для критика оказались интересны и выставленные рисунки. «В них, – пишет он, – живет дух больших времен и интересно заметить, как они примыкают к, так сказать, тому стилю, представителем которого был немецкий мастер Менцель». Именно такой впечатление складывается у зрителей в первые секунды, глядя на картину. Жил в Италии и Франции (1873 – 1876). Портрет артистки Беллы Горской, 1910 После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Те, кто знаком с книгой воспоминаний художника, отмечают, что он действительно томился сюжетом «Голгофы», переживал душой и сердцем за него.

И в декоративном отношении выделяется среди репинских произведений. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник.

Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». И в декоративном отношении выделяется среди репинских произведений. И церковная завеса разорвалась и все внутри у меня рвалось.

Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). Репин вспоминал, как однажды, под впечатлением посмертной выставки Флавицкого, на которой его поразил эскиз-набросок «Голгофа», ему захотелось эту грандиозную тему разработать значительнее. И вот – наконец-то передо мною холст. Очень удалось Репину предрассветное небо с ползущим по нему розовым облаком.

Мать упала от изнеможения. От академической программы на большую золотую медаль «Воскрешение дочери Иаира» Репин готов был отказаться, уйдя из Академии, настолько далекой казалась эта тема от жизненных проблем. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).

«Например, – писала критик, – в «Двойном портрете украинца» нет и следа усталости. Он пишет А. Ф. Кони 4 июля 1921 г. : «А я, как потерянный пьяница, не мог воздержаться от евангельских сюжетов (и это всякий раз на страстной) — они обуревают меня Вот и теперь: есть (уже написана) встреча с Магдалиной у своей могилы (Иосифа Арим), появление его, по невероятно дерзкому желанию Фомы, на собрании Нет руки, которая взяла бы меня за шиворот и отвела от этих посягательств». В темноте, понемногу и невольно, близкие добираются до креста. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем».

«Бурлаки». Известная в Финляндии журналистка Сигрид Шауман в статье об этой выставке так же обратила внимание на портрет Л. Н. Толстого и Софьи Андреевны. Через 2 дня пришел ответ. Я подумал, что и Христос обрадовался, когда почувствовал, что он жив и здоров был настолько, что отвалил камень (вроде плиты) заставлявший вход в хорошо отделанную гробницу Никодима и вышел. Художник показывал то, что хранилось у него в «Пенатах» и, несмотря на это, в Финляндии экспонирование его картин становилось художественным событием.

Солнечное затмение. Картина живая, с сильной композицией, фигуры людей выписаны необыкновенно четко и ярко. Когда покрывало было снято, «мы увидели краски, краски, радость, движение». Они так значительно выделяются на фоне всего другого – какое знание жизни и ее форм. Почему же художник проводит такую тесную линию, связывающую библейские мотивы с реальной жизнью. В последние годы у Репина бывало мало гостей.

Для критика оказались интересны и выставленные рисунки. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам ("Иов и его друзья", 1869 "Воскрешение дочери Иаира", 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. И вдруг параллельно два эпизода из жизни Христа полностью захватывают его.

И, как писала, видевшая картину дочь Репина Вера: «здесь оригинально и интересно освещение темного рассвета». Его возвращение в лоно Церкви действительно было связано, как выразился Рихтер, с «революционными вихрями». Они оказались трудно доступными для исследования.

Выставки Репина послереволюционного периода не претендовали на цельность и полноту. Эдвард Рихтер, корреспондент газеты «Хельсингин Саномат», в одной из своих статей о Репине, расценил подарок художника, «как выражение его преданности Финляндии». Они так значительно выделяются на фоне всего другого – какое знание жизни и ее форм. В письме к А. Ф. Кони художник подробно описывал композицию своей будущей картины: «Он (Христос, вышедший из гробницы – Т. Б. ) поднялся к дороге, огибающей стену Иерусалима это совсем близко, тут же и Голгофа и налево хорошо были видны кресты с трупами разбойников, а посреди и его – уже пустой крест, сыто напитанный кровью, внизу лужа крови. Они олицетворяли жестокость. Голова Магдалины писана с Веры, но черты лица значительно утончены и облагорожены. В ней можно увидеть и воинов и простолюдинов. Сохранился и эскиз к этой картине исполненный пером и кистью.

Я испытал это, когда писал академическую программу «Смерть дочери Иаира». «Лишь тот, – писал Рихтер, – кто в Третьяковской галерее в Москве видел знаменитые репинские картины «Иван Грозный, убивающий своего сына», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», – лишь тот в состоянии понять, какой высоты в овладении формой и в передаче душевной жизни и движений может достичь мастер. В Священном Писании псы – нечистые животные. В Священном Писании псы – нечистые животные.

«Вера меня так обрадовала известием, что вы живы и читаете лекции. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864 – 1871). Со страхом колыхался я в толпе, давая место кресту.

Ибо подобно псам они могут попрать их своими ногами и возвратившись растерзать их самих». Христос одет в русскую крестьянскую рубаху белого цвета. «Голгофа» была куплена с выставки доктором Христианом Аалем и висела у него в столовой.

Репин будто бы сам слышал, как плачут люди, трагически переживавшие смерть Христа. Среди этих людей много зевак, но больше всего истинно переживающих. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Репин переписывался с художниками, с П. М. Третьяковым, В. В. Стасовым, некоторыми писателями и общественными деятелями. «Есть особое, поглощающее очарование в трагизме.

По мнению критика, «в «Мужском портрете» он до совершенства владеет формой и красками, хотя это произведение принадлежит к самым позднейшим. На эскизе Христос сидит рядом с матерью. «Голгофа» обозначает возврат к религиозной сфере, случившийся в то время, когда вихри революции и связанное с ней возникновение ненависти к религии взволновали старого мастера. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. В письме к А. Ф. Кони художник подробно описывал композицию своей будущей картины: «Он (Христос, вышедший из гробницы – Т. Б. ) поднялся к дороге, огибающей стену Иерусалима это совсем близко, тут же и Голгофа и налево хорошо были видны кресты с трупами разбойников, а посреди и его – уже пустой крест, сыто напитанный кровью, внизу лужа крови. Припоминаю настроение, когда умерла моя сестра Устя и как это поразило всю семью.

Подтекст этого художественного решения является намёком на всенародные страдания русских людей. После этого верхолазы сделали мне крепления. Им остается только осознать свое положение и жить в новых условиях. Он считал, что «хотя Репин и кажется одинокой фигурой, но его можно сравнить с родоначальником немецких реалистов Адольфом Менцелем, который создавал композиции так же хорошо, как и наблюдал». Страха ради, они не смели подойти ближе.

Прокормить всех оказалось очень трудно, возникали серьезные проблемы с продовольствием. Ведь в не менее известной картине Репина «Бурлаки на волге» также прослеживается попытка изобразить страдания народа. Кроме того, финны опасались проникновения в их страну большевистских шпионов.

Все хотят увидеть казнь и сходятся в назначенном месте. "Боже, Боже, за что же Ты меня оставил. ». Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. «Голгофу» по праву считают одной из лучших картин художника. При этом, таким сильным художественным чувством, каким обладает Репин, может похвастаться лишь небольшое число художников. Но замыслы рождаются трудно. Он им обрадовался. Они олицетворяли жестокость.

Репин вспоминал, как однажды, под впечатлением посмертной выставки Флавицкого, на которой его поразил эскиз-набросок «Голгофа», ему захотелось эту грандиозную тему разработать значительнее. После анафемы Толстому дал слово не переступать порога церкви, но после глумления большевиков над христианскими святынями-церквями, я делаюсь ревностным исповедником и нахожу этот старый культ не столь приятным, но весьма знаменательным и глубоко неизбежным в смысле объединения». Старый мастер продолжает много работать, курит крепчайшие сигары и даже купается в море. Сенсацией стала картина Репина "Бурлаки на Волге" (1870 – 1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

Шпионы интриги, вот их изучение человеческих принципов». Благодетельная темнота затмения. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Эдвард Рихтер, корреспондент газеты «Хельсингин Саномат», в одной из своих статей о Репине расценил подарок художника как «выражение его преданности Финляндии». Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович.

Художник показывал то, что хранилось у него в «Пенатах» и, несмотря на это, в Финляндии экспонирование его картин становилось художественным событием. Воистину, всякому пожелаешь такого здоровья. ». Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Картина «Голгофа» выставлялась в Хельсинки. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались.

Они оказались труднодоступными для исследования. Необычную интерпретацию Репиным сцены распятия на Голгофе Рихтер пытается объяснить с позиций верующего человека, знакомого c евангельскими иносказаниями. Оскар Костиайнен, неоднократно писавший о Репине в финских журналах и газетах (некоторое время он заведовал иностранным отделом в газете «Ууси Суомен»), в одном из писем просил Репина не лишать финское общество возможности видеть работы художника.

Композиция обрела круговую, можно даже сказать, шаровидную форму. «В них, – пишет он, – живет дух больших времен и интересно заметить, как они примыкают к, так сказать, тому стилю, представителем которого был немецкий мастер Менцель». Сбежавшаяся масса люда стояла вдали. Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли». Как не радоваться.

Кстати, эта была последняя выставка, после которой Репин умер. «Лишь тот, – писал Рихтер, – кто в Третьяковской галерее в Москве видел знаменитые репинские картины «Иван Грозный, убивающий своего сына», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», – лишь тот в состоянии понять, какой высоты в овладении формой и в передаче душевной жизни и движений может достичь мастер. Как-то меня спросили, хочу ли я написать портрет Маргарет. И как писала видевшая картину дочь Репина Вера: «здесь оригинально и интересно освещение темного рассвета». Я жил аскетом в мастерской, никуда не ходил.

В 1870-80-е гг. Так же и остальные картины последних лет: «Грузинская танцовщица», «Akt»– свидетельствуют о напряженной жизни этого пожилого представителя реализма». В двадцатые годы Репин стал посещать в Куоккала православный храм и даже петь на клиросе. Последняя работа Репина была посвящена памяти любимого композитора Мусоргского. Однако, к чему такая параллель.

Но слышал «нет». В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Репину был оказан очень теплый прием. Об этом камне Репин упоминает в другом письме к А. Ф. Кони, от 28 апреля 1921 г., написанном после того, как Кони только что оправился от тяжелой болезни. В законченной композиции крест Христа лежит упавшим.