Репин Портрет Шаляпина

Кушетка, стоявшая в мастерской Репина в «Пенатах», на которой сидел Шаляпин, позируя Репину для портрета, была названа «кушеткой Шаляпина». Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в Пенатах в феврале-марте 1914 года.

10 неизвестных: Репин за портретом Шаляпина и фото "Девочки с персиками"

Потом появились русские покупатели Я был вместе с искусствоведами в одной частной московской галерее, чтобы взглянуть на эту картину, которую одна из исследователей когда-то описала как «плохо прорисованную и слабую по композиции». Фотография известна, не раз публиковалась, есть она и в «Пенатах». и поступь. (Он живет в Куоккале. ) Пробуду у него несколько дней. Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века.

Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Также он пробовал себя и в скульптуре. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). То есть ожиданий большой серьезной работы, которую, по мнению многих, должен создать настоящий художник. Нельзя же назвать художника безыдейным, если своими работами он хочет приносить людям радость.

Репин пишет портрет 
Шаляпина, 1914 год

Репин пишет портрет Шаляпина, 1914 год

Не сказать, чтобы художник старался польстить своей модели. Они обогащали человечество откровениями вечного, неисчерпаемого великолепного искусства»1. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Ему казалось, что весь город знает о его позоре.

такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят.

10 неизвестных: 
Репин за портретом 
Шаляпина и фото

10 неизвестных: Репин за портретом Шаляпина и фото «Девочки с персиками»

Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. «Беседуя с Репиным, — пишет автор воспоминаний, — Шаляпин не спускает с него глаз, с глубоким уважением задает ему вопрос за вопросом». Здесь состоялось его первое вокальное выступление.

В феврале 1913 года Шаляпин из Берлина пишет Горькому, как сильно огорчен нападками на Репина в диспуте в Обществе художников-модернистов «Бубновый валет» : «Жалко Илью Ефимова. Предстоящие цепенеют, со всеми одалисками. Таков в его изображении Федор Шаляпин. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета.

Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. А потом отправимся в Хельсинки. Хотел послать телеграмму, да — по русскому разгильдяйству — не знаю его адреса. Через пять лет, в 1944-м, отцовская усадьба и стоявший рядом с ней дом Юрия, сгорят. Спустя много лет Шаляпин вспоминал: «Трудная это была задача для меня в то время, для актера, то есть пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно и вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину.

И то на компьютерах. В собственном имении. Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. Абсолютно подавленный я ушел из галереи.

Илья Репин пишет 
в своей мастерской 
портрет Федора Шаляпина

Илья Репин пишет в своей мастерской портрет Федора Шаляпина

Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Коровин, И. Е. Вот был сюрприз. Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты.

Именно тогда, видимо, Кустодиев рассказал Шаляпину о своём желании написать его портрет, но певец сослался на нехватку времени для позирования, в то же время заручившись согласием художника создать портрет своей жены — Марии Валентиновны Шаляпиной13. Картину, ставшую одной из частей его «украинского» цикла, в который, кстати, вошли и знаменитые «Запорожцы» Так вот, «Гопак» по наследству перешел когда-то Вере Репиной, а после ее смерти в 1948 году достался финскому коллекционеру. Изображение оказалось скрыто под портретом мадам Ревуар, написанным поверх первого. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». И то на компьютерах.

Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Это позволило Серову справиться с портретом за несколько сеансов. когда в Частной опере С. И. Мамонтова в Москве впервые вздумали дать «Псковитянку» Римского-Корсакова, по Мею, мне была вручена роль Ивана Грозного. Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Точнее, дебют этот не состоялся.

Константин Коровин: 
портреты Фёдора 
Шаляпина

Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина

Впечатления от них и от молодого Шаляпина не потускнели у него и через тридцать лет. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». «Зачем. » — смущаюсь я. «Иначе не могу себе Вас представить.

Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. кто бы мог подумать. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.

Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Картины Юрия Репина, как и его часть отцовского наследства, тогда тоже остались в Куоккале «Перепись» проведут петербургские исследователи Бродский и Меламуд. Юбилеев в нынешнем году даже два, если считать и 110-летие усадьбы «Пенаты», в некогда финском местечке Куоккала под Санкт-Петербургом А потому и многочисленные выставки и почти одновременное возвращение в Россию сразу нескольких репинских шедевров.

И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». Скорее всего, он прекрасно понимал свою задачу – сохранить наиболее точный образ мастера, в котором отразились бы самых характерные особенности модели. О часах, проведенных в мастерской Репина и о замысле портрета рассказал в своей книге Шаляпин: «Вот я с моим бульдожкой сижу на диване у Ильи Ефимовича Репина в Куоккале. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. После революции Репин больше ни разу не был в России. Впрочем, приехав в Питер, пойду к нему сам».

Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Именно такой он изображает дочь на живописном портрете. Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета.

А ведь пролетарий, казанский сапожник. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Теперь этот бюст стоит у меня, отлитый из бронзы и страшно похож и по сие время».

Карл Булла: Репин 
пишет портрет Шаляпина

Карл Булла: Репин пишет портрет Шаляпина

У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста».

Чем нарушил этикет. Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года.

Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Вера Васильевна Якунчикова (в замужестве Вульф) сфотографирована в той же позе и на фоне того же пейзажа на реке Клязьме, который мы видим на картине художника В лодке, но в другом ракурсе.

Они обогащали человечество откровениями вечного, неисчерпаемого великолепного искусства»1. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». В нем Репин с искренностью великого художника говорит о своей любви к Шаляпину. Какая силища, какая мощь. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46.

Но, как бы ни называли эту картину история ее появления сама по себе уникальна. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» — высота главного персонажа над остальным миром. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. С тех пор тут музей, а картины Юрия – среди его экспонатов. Об этом говорит праздничный фон народных гуляний, в круговороте веселья которого Шаляпин, артист яркой и темпераментной натуры, чувствует себя будто в родной стихии, стихии русского народа.

В октябре этого же года он принял участие в чествовании Репина, устроенном почитателями и друзьями художника после успешной реставрации поврежденной картины. Лев Толстой после прослушивания в исполнении Шаляпина народной песни «Ноченька» высказал свои впечатления: «Он поёт слишком громко. ». Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.

10 неизвестных: 
Репин за портретом 
Шаляпина и фото

10 неизвестных: Репин за портретом Шаляпина и фото Девочки с персиками

На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры.

И хотя эпизод убийства сына не входил в играемую мною роль. Чтобы это показать, несмотря на лёгкий морозец, шуба растёгнута нараспашку— под нею виден строгий концертный костюм. Но в Куоккалу мы еще вернемся, как недавно сделал это знаменитый Тонино Гуэрра. Абсолютно подавленный ушел я из галереи. Уменьшенный портрет хранится в Русском музее176, куда был передан в 1927 году из Государственной Третьяковской галереи43. Антон Комашка, три года проживший в «Пенатах», вспоминал: «Портрет Шаляпина был вдруг, на моих глазах, записан обнаженной женской фигурой» Вернее сказать, что Комашка лишь утром увидел записанный холст, над которым Репин работал накануне.

Юбилеев в нынешнем году даже два, если считать и 110-летие усадьбы «Пенаты», в некогда финском местечке Куоккала под Санкт-Петербургом А потому и многочисленные выставки и почти одновременное возвращение в Россию сразу нескольких репинских шедевров. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.

Какими дарами награжден человек. Уменьшенный портрет неоднократно представлял творчество Кустодиева на художественных выставках в Швеции, Канаде и Америке. Предстоящие цепенеют, со всеми одалисками. Шаляпина нельзя было назвать очень религиозным человеком, но интерес к пению пришел к нему после того, как он однажды случайно зашел на вечернее богослужение в церковь и услышал церковный хор. Образ этого волжанина, начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных городов, выглядит у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры. Здесь состоялось его первое вокальное выступление.

В историческую, русскую его часть. Репин ответил, что оно уже не существует: «Мой портрет Шаляпина уже давно погублен. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. Причем отношение к ним было достаточно враждебное.

  1. Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
  2. Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
  3. Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом
  4. Художник: Репин Илья ЕфимовичПортрет Федора Шаляпина

В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Недавно, в мае 2009 года и это перестало быть загадкой. Сохранились многие его работы, в том числе и «Автопортрет». Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

Хвалебные отзывы слышны крайне редко. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Вот Вы лежите на софе в халате. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749.

  • Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
  • Илья Репин – 170 лет со дня рождения
  • Портрет Федора Ивановича Шаляпина
  • Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина
  • Федор Шаляпин: малоизвестные факты и вехи творчества
  • Импрессионизм в творчестве Коровина
  • другие песни от: Александр Нефедов

Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77.

Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. В репинский юбилей. Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи». На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года.

  1. О жизни и творчестве выдающихся художников
  2. Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
  3. Краткое описание Портрет Шаляпина
  4. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес

Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе». Таков в его изображении Федор Шаляпин. На фотографии Вера Мамонтова чуть старше, но все так же юна и непосредственна. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. В знаменитом «доме с башнями» архитектора А. Е. Белогруда жил Л. Н. Андреев, в доме – Ю. М. Юрьев. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. да. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро».

Федор Шаляпин: робкий 
великан, ставивший 
втупик королей

Шаляпин регулярно приезжал домой к Кустодиеву, рассматривал черновые эскизы до написания их маслом, радуясь тому, что художник понял его замысел. Источник назвали «Колодец Посейдона». Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Коровин ценился далеко не всегда.

Все прислушивались к идущему между ними разговору об искусстве. И он рисовал, рисовал много. Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции.

Об этом говорит праздничный фон народных гуляний, в круговороте веселья которого Шаляпин, артист яркой и темпераментной натуры, чувствует себя будто в родной стихии, стихии русского народа. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Вера Васильевна Якунчикова (в замужестве Вульф) сфотографирована в той же позе и на фоне того же пейзажа на реке Клязьме, который мы видим на картине художника В лодке, но в другом ракурсе. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.

Получив в Москве музыкальное образование, он продолжил его у Зимина. Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Не курят их теперь». Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы».

«Зачем. » — смущаюсь я. «Иначе не могу себе Вас представить. А началась история в феврале 1914 года, когда Репин получил от Шаляпина сообщение, что тот готов приехать в «Пенаты» попозировать. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749.

Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. Художник радовался, что наконец исполнится его давнишнее желание сделать портрет певца: «. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Левой рукой Шаляпин ласкал своего маленького любимца бульдога Бульку, а плавным движением правой как бы подчеркивал произнесенные слова. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. А вчера. Коровин ценился далеко не всегда.

В отличие от живописного прообраза, шаляпинский Варлаам не «огнедышащая гора», а, как описал его артист, одутловатый, малокровный, с сизо-красным носом и всклокоченной седой бородой, расходящейся на конце штопором. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Выступая в Уфе в 17 лет в роли Стольника в опере Монюшко «Галька» Шаляпин упал на сцене – сел мимо стула.

Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». К. И. Чуковский вспоминал, что «Шаляпин приветствовал Репина с почтительной сыновней любовью». Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Спасибо, спасибо, спасибо. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол». Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов.

Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии.

Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Картины Юрия Репина, как и его часть отцовского наследства, тогда тоже остались в Куоккале «Перепись» проведут петербургские исследователи Бродский и Меламуд. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Кустодиев, будучи малоподвижным человеком, с готовностью и без колебаний согласился на предложение Шаляпина о создании декораций. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина.

Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Недаром Федор Шаляпин говорил:. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Какими дарами награжден человек.

Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Вот, например, бурка. Вера Васильевна Якунчикова (в замужестве Вульф) сфотографирована в той же позе и на фоне того же пейзажа на реке Клязьме, который мы видим на картине художника В лодке, но в другом ракурсе. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным. В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Увлеченный творчеством артиста, Репин в докладе на съезде русских художников и в статье «Что такое искусство. » назвал его имя среди величайших гениев всех времен и народов: «Никогда не умрут в человечестве имена: Гомер, Фидиас, Иктинос, Апеллес, Данте, Брунелески, Рафаэль, Микельанджело, Тициан, Рембрандт, Шекспир, Бетховен, Гете, Шопен, Пушкин, Лев Толстой, Шаляпин и многие другие.

На руках у Марины обезьянка.

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. были периодом самых близких и дружеских отношений между Репиным и Шаляпиным.

Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. Отлично помню и я юного гениального певца. Илья Ефимович написал целую галерею прекрасных портретов, на которых запечатлел русских писателей, художников и композиторов. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.

Стилистика появившейся в результате сотрудничества двух волжанинов картины – традиционная для полотен Кустодиева: празднично-балаганная толпа на масленичной ярмарке. Все больше и больше распоясывается хулиган — эко чертово отродье. Но так же как и репинский «Протодьякон», шаляпинский Варлаам — противоречивый характер: в его юморе «чувствуется глубокая драма», а в беспробудном разгуле — стремление растратить силу, не приложенную к настоящему делу.

Репина, лучшие произведения которого воспевали ум, силу, талантливость и красоту народа, восхищала та полнота, с которой эти качества проявлялись в артисте. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Об этом говорят страницы шаляпинских мемуаров и последние письма Репина.

В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка». «Барином хочу я Вас написать, Федор Иванович», — говорит Репин. Чудеса. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Коровин умеет выхватить из потока жизни мгновение счастливой духовной наполненности, когда раскрываются жизненные и творческие силы человека.

Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Скорее всего, девочке сложно было много часов подряд позировать художнику, вот таким образом легкая и быстрая манера письма была очень кстати.

Какая силища, какая мощь. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным. А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марфу и Марину и его друга И. Г. Дворищина.

Хотел послать телеграмму, да — по русскому разгильдяйству — не знаю его адреса. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). На пальце— перстень. Цепенеет весь театр, так глубока убийственно могучая хандра неограниченного владыки». Жду и буду ожидать всякий час.

Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.

Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился». Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. Кустодиев не смог её посетить и довольствовался отзывами знакомых, которые не всегда оказывались объективными, как в случае Кузьмы Петрова-Водкина, посетившего художника в те дни.

Воспользовавшись встречей, Репин пригласил Шаляпина приехать весной к нему в Куоккалу, чтобы осуществить многолетнюю мечту и написать портрет певца. Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту.

Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина.

Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета.

Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме. История в другом. Репины покинули «Пенаты» лишь в дни советско-финской войны в 1939-м, оставив в доме все, как было когда-то при Илье Ефимовиче. Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Он очень рад и будет писать с меня портрет».

А вот почти 24 живописных работы лучших русских художников из коллекции самого Ильи Ефимовича, подаренных им когда-то Финляндии и хранящихся сейчас в фондах хельсинского художественного музея «Атенеум», в Санкт-Петербурге увидели только один раз. Вот был сюрприз. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом.

«Пенаты» стали его малой родиной. Репин, как видно из его телеграммы Шаляпину, ликовал, узнав о скором приезде артиста. Выступая в Уфе в 17 лет в роли Стольника в опере Монюшко «Галька» Шаляпин упал на сцене – сел мимо стула. 1921 год, зима. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24.

Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Эти выступления возмутили Шаляпина, ценившего правдивое искусство Репина и очень любившего знаменитое репинское произведение. В письме, адресованном в начале 1909 г. Остроухову, Репин делится своими впечатлениями от шаляпинского исполнения роли Олоферна: «Не так давно в «Олоферне» я слышал и видел Шаляпина.

Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Но и на фотографии, где она запечатлена в парадном платье в пол-оборота, практически со спины, Ольга Михайловна выглядит такой же грустно-задумчивой. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук.

В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1. Жалко Илью Ефимова. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Репин и сам был недоволен результатом работы. Не сказать, чтобы художник старался польстить своей модели.

Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана». Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха».

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.

Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Но в театре приняли условия русского баса. Общеизвестна связь образа Ивана Грозного, созданного Шаляпиным в опере «Псковитянка», с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Несмотря на то, что Репин выставил картину на передвижной выставке в декабре 1914 года в Москве, а в феврале 1915-го в Петербурге, фотосвидетельств тех вернисажей не сохранилось. Жалко Илью Ефимова.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Вдобавок Кустодиева очень воодушевила мысль о работе с таким всемирно известным артистом как Шаляпин1718. Можно сказать, отец очень чутко отнесся к ее натуре, работая над портретом дочери. Трехэтажный особняк с плоскими пилястрами, украшенными затейливыми капителями, с наличниками на окнах, строился по проекту известного архитектора В. А. Щуко (впоследствии дом надстроили двумя этажами).

Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. И хотя эпизод убийства сына не входил в играемую мною роль. За исключением имущества, доставшегося его дочерям.

На портрете надпись: «Ф. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. После революции Репин больше ни разу не был в России. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Может быть, сказался и возраст — Репину было уже семьдесят лет. Редкая выносливость, поразительное терпение. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.

Он не поднимается до яркой психологической заостренности отличающей Серова. Как и «Автопортрет» самого Ильи Ефимовича, последний, прижизненный, живописный, 1920 года. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор.

Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». В январе 1913 г. картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» зверски изрезал фанатик-сектант. Сделалось очень больно и стыдно. В королевской ложе возникла пауза, король почему-то молчал, тогда Шаляпин, решивший, что монарх робеет перед величием русской музыки, заговорил с ним первый. Как и некоторые из атрибутов использованных когда-то Репиным в своих картинах. Как отмечал Шаляпин, Кустодиев «с огромным интересом наблюдал за ходом репетиций и, казалось мне, волновался, ожидая генеральной.

М. В. Все же несколько прописав портрет, он показал его на сорок третьей выставке передвижников. Репин ответил, что оно уже не существует: «Мой портрет Шаляпина уже давно погублен. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.

Источник назвали «Колодец Посейдона». К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Ольга Михайловна была дочерью художника. Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город». Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23.

Уже в следующих «Берегах». Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25.

Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была Душой Человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Я давно обещал ему позировать.

Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. были периодом самых близких и дружеских отношений между Репиным и Шаляпиным. Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, 29, с. 574). Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Молодая девушка задумчиво сидит, откинувшись на спинку кресла.

Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Главная ценность картины – ее живописность.

Художник, который основную свою задачу видит в цвете, в передаче колорита – так хорошо, с психологической оценкой пишет портреты, конечно, не может быть натуралистом, принципы которых заключаются в передаче натуры до мельчайших подробностей, передаче внешнего, а не внутреннего содержания. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Антон Комашка, три года проживший в «Пенатах», вспоминал: «Портрет Шаляпина был вдруг, на моих глазах, записан обнаженной женской фигурой» Вернее сказать, что Комашка лишь утром увидел записанный холст, над которым Репин работал накануне. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа. Его Портрет художника И. Я. По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина.

Прежде считалось, что Репин или уничтожил или «записал» не понравившийся ему холст с портретом Шаляпина. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. На фотографии Вера Мамонтова чуть старше, но все так же юна и непосредственна. Его «Портрет художника И. Я.

С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать.

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. 1912 — 1914 гг. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы.

Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. «Пенаты» стали его малой родиной.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. В нижнем левом углу на втором плане видны три фигуры в чёрном: дочери Шаляпина Марина и Марфа, сопровождаемые на прогулку большим другом и личным секретарём артиста, тенором Исаем Дворищиным. Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем.

Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью. Шаляпин получает партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно» и он надолго остается без ролей. Дворищина. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26.

Шаляпин большое количество раз выступал в роли Еремки, а всего на сцену Мариинского театра в сезоне 1920/21 года он совершил 47 выходов. «Неизреченно дорогой и бесконечно обожаемый Федор Иванович. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Картина Репина, увиденная в Третьяковской галерее, помогла ему осознать подмеченное в жизни, дала ключ к психологии Варлаама. Однако для больного художника это была невероятно трудная работа, самый настоящий беспримерный творческий подвиг, хоть и привнёсший в его жизнь светлые и радостные моменты.

Пастернак, К. А. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Можно сказать, отец очень чутко отнесся к ее натуре, работая над портретом дочери. Жалко, что нет старинной трубки. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина.

Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе».

Трудная это была задача для меня в то время. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом.

Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне. А порой и просто удивительных совпадений. Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Спустя много лет Шаляпин вспоминал: «Трудная это была задача для меня в то время, для актера, то есть пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно и вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен.

Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Создавал скульптуры из дерева. Общественность начала сбор пожертвований. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов.

Он выработал свою манеру изображения мира, куда путь ему стал закрыт, — лубочно праздничную, яркую, пеструю идущую от народной картинки. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. И сейчас же, как услышал пение этого феноменального юноши, сейчас же стал лепить его бюст.

В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову.

Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Но так же как и репинский «Протодьякон», шаляпинский Варлаам — противоречивый характер: в его юморе «чувствуется глубокая драма», а в беспробудном разгуле — стремление растратить силу, не приложенную к настоящему делу.

А «Пенаты» восстановят к 1962 году. Изображение оказалось скрыто под портретом мадам Ревуар, написанным поверх первого. когда в Частной опере С. И. Мамонтова в Москве впервые вздумали дать «Псковитянку» Римского-Корсакова, по Мею, мне была вручена роль Ивана Грозного.

Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Говорят, что тот приезд Шаляпина сопровождался большим шумом. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух».

Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен». Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ).

Шаляпин приехал прямо из театра после утреннего спектакля «Борис Годунов». Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты.

Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом.

В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. А среди посетителей неожиданно оказался известный фотограф, Карл Булла. Трудная это была задача для меня в то время. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века.

Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Через одиннадцать лет после написания шаляпинского портрета Чуковский поинтересовался судьбой этого произведения.

Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Увлеченный творчеством артиста, Репин в докладе на съезде русских художников и в статье «Что такое искусство. » назвал его имя среди величайших гениев всех времен и народов: «Никогда не умрут в человечестве имена: Гомер, Фидиас, Иктинос, Апеллес, Данте, Брунелески, Рафаэль, Микельанджело, Тициан, Рембрандт, Шекспир, Бетховен, Гете, Шопен, Пушкин, Лев Толстой, Шаляпин и многие другие. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.

Об одной из их встреч рассказал художник М. Ф. Шемякин. Там Зимин услышал ее и пригласил к себе в театр. Сегодня, кстати, этот колодец вновь заработал, как прежде.

На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». От портрета Шаляпина на нем остались его собака Булька и подпись: дата с левой стороны: «Ил. Ръпин 1914». Кустодиев с большим интересом следил за репетициями на сцене, знакомился с происходящим на месте в постановочных, портных и костюмерных цехах.

Недаром Федор Шаляпин говорил:. Как он лежал на софе. Около камина. однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была Душой Человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты.

Впоследствии Шаляпин собирался написать третью книгу, на этот раз о целиком театре, но не успел — он скончался в 1938 году8. «Неизреченно дорогой и бесконечно обожаемый Федор Иванович. Я полон восторга и восхищения до небес Досифеем. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, 29, с. 574). На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.

Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища». И даже ученик Коровина – Б. В.

Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. А Семен Будённый после знакомства с Шаляпиным в вагоне и распития с ним бутылки шампанского вспоминал: «От его могучего баса, казалось, содрогался весь вагон». Шаляпин получает партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно» и он надолго остается без ролей. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина.

Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Так, Александр Головин писал Шаляпина в ролях, а Валентин Серов, Леонид Пастернак, Илья Репин и Константин Коровин — в жизни. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил.

Взгляните на знаменитых «Запорожцев» и сразу ее узнаете. Это позволило Серову справиться с произведением за несколько сеансов. Дальше сошлемся на материалы чешской прессы.

Недаром Федор Шаляпин говорил, «. К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. В 1900- годы появляются лучшие портреты Коровина.

Цепенеет весь театр, так глубока убийственно могучая хандра неограниченного владыки». Вельможа екатерининских времен. У Шаляпина складываются дружеские отношения со многими музыкантами зиминской оперы. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947.

Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Теперь этот бюст стоит у меня, отлитый из бронзы и страшно похож и по сие время». Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища».

Считалось, что художник уничтожил его, но в 2009 году картину обнаружился в Чехии. Серов, Л. О. Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту.

Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу. А вот почти 24 живописных работы лучших русских художников из коллекции самого Ильи Ефимовича, подаренных им когда-то Финляндии и хранящихся сейчас в фондах хельсинского художественного музея «Атенеум», в Санкт-Петербурге увидели только один раз. Какая силища, какая мощь. В результате, на полотне отчетливо проступило лицо Шаляпина.

И, достав из кармана альбомчик, начал тут же, в вагоне, по памяти, набрасывать шаляпинский портрет».

В конце 1912 г. Шаляпин и Репин встретились в Москве. Еще одна из его работ, несколько лет назад лишь «мелькнула» дома: я про картину «Гопак», которую Репин писал в 1927 году. А среди посетителей неожиданно оказался известный фотограф, Карл Булла. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Несмотря на такую характеристику, «Гопак» вновь отправился за рубеж, теперь в Англию. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи.

В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек). Архивосточный деспот, завоеватель в дурном настроении. И такая осанка. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.

Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Создавал скульптуры из дерева. Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин.

Общеизвестна связь образа Ивана Грозного, созданного Шаляпиным в опере «Псковитянка», с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Терещенко, чем огорчил Шаляпина.

Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). А ведь пролетарий, казанский сапожник. Успешно отыграв свыше 60 спектаклей, Шаляпин отправляется в Москву, а затем в Петербург.

Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм.

Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет». Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял».

После успешной роли Мефистофеля в «Фаусте» Шаляпина приглашают на пробы в Мариинский театр и зачисляют в труппу на три года. XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.

По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Причем, он сам же эту пьесу и поставил. Архивосточный деспот, завоеватель в дурном настроении. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. И не только композицию.

Несмотря на такую характеристику, «Гопак» вновь отправился за рубеж, теперь в Англию. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. На руках у Марины обезьянка.

Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом. Абсолютно подавленный я ушел из галереи. Вскоре я лично познакомился с этим огромным художником и с радостью убедился, что Репин и не мог написать никакого владыку-тирана – иначе, как с человеческой душой, так как сам он, этот дорогой нам всем маэстро, человек огромной души и сердца, полного любви к людям. Изображение оказалось скрыто под портретом мадам Ревуар, написанным поверх первого.

Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. В октябре того же года состоялось чествование Репина. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.