Репин Третьяков
Репин мечтал написать Третьякова еще раз. Так и не окончив портрета, Репин увез его в Петербург и здесь дорабатывал в короткие приезды Третьякова в столицу. Среди целого ряда портретов И. Е. Репина один из самых замечательных – портрет П. М. Третьякова, основоположника галереи живописи русских художников, ставшей впоследствии настоящей национальной сокровищницей.
Репину очень хотелось написать портрет Третьякова. Когда он пришел в галерею, Третьяков позвал нас, то есть меня и Ермилова, в репинский зал. Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году.
В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина. Третьяков решил собирать картины русской живописи, когда еще ни Репина, ни Сурикова, ни Васнецова не было, когда «основной тон» в искусстве задавала Академия. Репин писал Третьякову письма, но Третьяков не отвечал. Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году.
В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина. Поэтому, если Репин видел, что чья-то картина висит неудачно, плохо освещена, немедленно советовал Третьякову устроить ее получше. Третьяков часто бывал у Репиных и темы их разговоров не иссякали. Перову, И. Е. Он несколько суховат, написан как бы равнодушно, а ведь Репин любил П. М. Третьякова, высоко его ценил и понимал моральную высоту его личности.
Мусоргский и Пирогов не были специально заказаны Третьяковым, но писались Репиным с расчетом на его собрание.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Общение с прежними друзьями было только заочным. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Некрасова сатирика М. Е.
А сколько он сделал для Москвы и москвичей. Стернина, «довольно специфического состава» 21. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами.
- Портрет Третьякова, Репин, 1883
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Третьякова»
- Павел Михайлович Третьяков и его галерея
- Картину Третьяков купил после раздумий
- Описание картины Репина «Портрет Третьякова»
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Им былиприобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь рисунков. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. А произошло это так. Современники находили, что портрет отличался безусловным глубоким сходством.
- Павел Третьяков о русском искусстве
- Сочинение по картине Репина Портрет Третьякова
- «100 лет Государственной Третьяковской галерее» — выпуск от 31 июля 1956 года
- Описание картины Репина Портрет Павла Михайловича Третьякова
- Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасху» 1861год
- Илья Репин «Иван Грозный убивает своего сына» 1885год
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Собиратель болезненно переживал, когда желанная картина уходила в чужие руки. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Судя по письмам Третьякова, этот портрет значительно больше нравился коллекционеру, но по каким-то причинам он его не приобрел. Погодина (1872) и других. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Одним из членов Славянского комитета был М. Н.
- Степан Александровский «Портрет Федора Ивановича Тютчева» 1876год
- Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии» 1880-1883годы
- Василий Суриков «Боярыня Морозова» 1887год
- Василий Суриков «Меньшиков в Березове» 1883год
- Василий Верещагин «Туркестанская серия» 1871-1873годы
Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Н. У него было 6 детей. На выставку картину взяли после поддержки Репина, которому «Побоище» нравилось, а там ее разглядел и приобрел Третьяков. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П. М. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее.
Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в. полезных учреждениях». Гончарова (1869), А. Н. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А.
Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Перову, И. Е. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». Гуну, И. Н. В том же письме 1870 года, начальной поры собирательства портретной галереи, он подчеркнул значимость для него именно портретов: «. Спор о вере» Третьяков приобрел у наследников Перова за семь тысяч.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Серова (1870), А. С.
- Николай Дубовской «На Волге» 1892год
- Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами» 1880год
- Валентин Серов «Девушка, освещенная солнцем» 1888год
- Александр Бенуа «Замок» 1895год
- История в фотографиях — города и страны, события и люди
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В одной из копий ранней версии завещания Павла Третьякова были следующие слова: «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10.
Максимовскому. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Здесь Репин любил читать письма. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Она ушла из жизни в 1931 году55. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским.
Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра». 101 x 77. Серов еще не писал в это время портретов.
- Современная Третьяковская галерея
- Городская художественная галерея братьев Третьяковых
- Описание Картины Ильи Репина «портрет Третьякова»
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Даргомыжского11. Так он не только пополнил коллекцию, но и поддержал семью покойного друга. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Глаза ясные и добрые.
Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»).
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Немаловажную роль в реализации идеи Третьякова сыграло и, конечно же, его окружение. Тяжелые багеты висят над его сутулой спиной, примостившейся к мягкойспинке стула. Каминский.
Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Но это не означает, что формирование портретной галереи проходило гладко, согласно заранее продуманной программе. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Америка—Франция—Россия.
Об этом достаточно сказано в литературе. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Он требовал большего. «Портрет А. П. Этот капитал и что вновь приобретется торговлей на мой капитал прошу употребить на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Даля (1871), Ф. М. Третьяков дальнейший вектор развития галереи. Майкова (1871), А. Ф. Репин выбрал суховатую, строгую манеру живописи.
Подробнее о биографии П. М. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Островского (1871), В. И. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Вскоре он затеял очередную пристройку к галерее, в результате которой произошли значимые изменения в экспозиции.
Якоби, «Последняя весна» М. П. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Рисованию можно научить так же, как математике, музыке или грамоте. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Знаменитая «Тройка» Василия Перова была продана всего за 50 рублей серебром. Тургенев, П. И. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В 1874 году Василий Верещагин выставил на продажу свою «Туркестанскую серию». «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13.
Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. Дом для детей-сирот художников, пенсии студентам московских вузов, благоустройство Москвы (строительство проезда в Китайгородской стене – ныне проезд Третьяковых), помощь художникам – это малая часть того, что делал этот человек. Отдельно хочется высказать упрёк Маргарите. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. Ге и другие. У нас была геморроидальная, полоумная приживалка-старуха и еще есть Карамазов-отец. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Д. И.
Третьяков был терпелив. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Продолжается пополнение музея художественными произведениями.
В частности материал о П. М. Было от чего зайтись дыханию. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Даргомыжского (1869), Ф. И. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. Серова исполненного И. П.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным.
На его двоюродной сестре Вере Мамонтовой Павел Третьяков женился в 1865 году. Художник высоко ценил подвижническую деятельность Третьякова, называя ее"колоссальным, беспримерным подвигом", а самую галерею "чудным памятником". Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать пять лет (18731898), свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности другдруга. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 1947 году в книге «Репин и Тургенев» он воспроизвел портрет, который с 1950-х годов хранится в Севастополе (композиция и все детали совпадают).
собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. Крамскому удалось его уговорить. В 1856 году Третьяков купил работы Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г.
Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28. Погодина (1872) и других. Так вышло, что Павел Михайлович стал поверенным семейной драмы Ильи Ефимовича. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
М. Бунакову. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. «Сельский ход» был все-таки снят с выставки Общества поощрения художников, что, впрочем, Третьякова от передвижников не отпугнуло — с Перовым и его друзьями он сотрудничал в течение следующих 30 лет. Третьяков дальнейший вектор развития галереи. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Зильберштейн ошибся. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Крамскому (последние два – отказались). Глинки (1869), И. А.
В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. 1898). Картина была показана на 8-й выставке Товарищества передвижных выставок в 1880 году.
Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» произведения И. Е. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Репину, К. Ф. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Процесс рисования будет разбит на простые задания. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Верещагину, И. П. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Крамского «Неутешное горе», Н. А. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9.
Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Тем более, что в 1909 году на большой выставке, посвященной памяти Тургенева в Императорской Академии наук, экспонировались два портрета писателя, написанные в 1879-м (ныне севастопольский) и 1883 годах, причем первый уже значился в каталоге как собственность Н. Н. Максимовского, другой – кассы взаимопомощи учащихся Академии художеств. Однако затем и И. С. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Даргомыжского11. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Русское купечество большей своей частью вышло из старообрядческой среды и сильно отличалось от того купечества, которое мы знаем по произведениям Островского. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно.
Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. В первую очередь, это был его брат, Сергей Михайлович. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. «Портрет А. П. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. Во время сеанса вызывал на разговоры, споры. Соколова, «Разносчик» В. И. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю.
Положил глаз на другую, на третью — все оказались проданы тому же коллекционеру. Купец Василий Кокорев в 1862 году открыл первую в Москве публичную картинную галерею. Островского (1871), В. И. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Рассмотрим ближний круг. Анненковым. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван» работы В. М. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А.
Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Портрет не был исполнен. В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И. С. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Поддерживал людей искусства и Савва Мамонтов. Уж особенно в монастыре.
Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Отец Михаил Третьяков был человек строгих патриархальных взглядов. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. «Сельский крестный ход» Перова, ставший для современников символом нового реалистического искусства, Третьяков купил несмотря на разгневанную консервативную публику, объявившую картину «безнравственной». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Залы сообщались с жилыми помещениями. Тут и пришел на помощь Савицкий. Сложна и запутанна история создания Ильей Ефимовичем Репиным (1844 – 1930) портрета великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883). Худякова. Кому из русских живописцев не приходила мысль о том, что, не появись в свое время Третьяков, не отдайся он всецело идее, не начни собирать воедино русское искусство, не было бы тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Государственную Третьяковскую галерею. Достоевского (1872), А. Н.
Уроки проходили в присутствии главы семейства, который контролировал буквально каждый шаг домочадцев. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. В 1876 году Третьяков вследствие болезни некоторое время ие мог двигаться. Известный исследователь И. С.
Лев Толстой, например, так отозвался о картине: Молодец Репин именно молодец. Лишь в 1873 году И. Н. Илья Ефимович называл увлечение Третьякова колоссальной благородной страстью. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». «Как так. » Очень просто, я, разумеется, не напишу и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Но не это главное. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Погодин, наряду с ним Ф. И.
После демонтажа она сохраняется в Государственной Третьяковской галерее имеет высокую степень сохранности и находится во внутреннем дворе главного здания Третьяковской галереи (прислонена к стене). Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». «Портрета В. М.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. Художник по просьбе Третьякова внес изменения в самые знаменитые свои работы — «Не ждали», «Правительницу Софью» и «Крестный ход», но увлекся и стал дописывать картины даже после того, как они перемещались в основную экспозицию.
«Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. У Третьякова было несколько графических портретов М. И. Но к сдержанной, крайне скромной натуре Третьякова такая техника непошла бы. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Шишкина, «Грачи прилетели» А. К. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами.
Ну не был отец Павла Михаил Захарович бизнесменом, купцом первой гильдии был. Заказы портретов становятся единичными. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова.
Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье. Братья имели различный характер, но дополняли друг друга. Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. Впервые Тургенев позировал художнику в 1874 году в Париже в доме Полины Виардо. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А.
Передать галерею и собрание картин городу было совместным решением братьев. Формируя портретную галерею, Третьяков вольно или невольно отразил в избранных моделях себя, свои литературные, эстетические, нравственные предпочтения, свою человеческую и гражданскую позицию. Третьяков и Репин дружили семьями. Его дедушка по материнской линии экспортировал в Англию сало. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Репин изобразил егоушедшим в себя, поглощенным думой. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский.
Крамскому (последние два – отказались). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Писемского (1869), М. П. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Л. Н. Толстого».
Портрет не был исполнен. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Предполагалось, что серию приобретет государь, но тот отказался из-за колоссальной цены.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. Васнецов, В. Г.
Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Третьяков купил работы за 92 тысячи рублей. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Торговля расширялась и процветала. В 1873 году к дому пристроили галерею, которая вскоре открылась для свободного посещения. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. П. М.
Алябьева или А. Л. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Иоанн ваш для меня соединение этой приживалки и Карамазова. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В Галерее работает детская студия. Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья. » Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности. В 1887 году Репин разошелся с женой, Верой Алексеевной. Максимова и другие. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих Третьяковской галерее благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе в приобретении произведений искусства.
Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. В последние годы Павел Михайлович часто недомогал. Крамской, В. М. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н. Н.
Пополнить коллекцию московского собирателя было огромной честью для художников. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Сначала Третьяков приобрел его, но впоследствии вернул автору (только после революции этот портрет вновь оказался в ГТГ). Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Нет.
Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. Третьяков не покупал ни одной картины, не поторговавшись немного.
Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Третьякова.
Саврасова, «Больной музыкант» М. П. Келеру-Вилианди, А. Г. Толстого (1874), П. А. С тех пор началась дружба семьями. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Салтыкова-Щедрина. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Крамского, «Сосновый бор» И. И. Дочерям он дал прекрасное домашнее образование. Однако Третьяков не отказался от первоначальной идеи и сумел уговорить Тургенева вновь позировать, а Репина – еще раз взяться за работу. В феврале 1879 года Репин в течение нескольких сеансов писал Тургенева во время его кратковременного приезда в Москву, несмотря на тяжелые приступы подагры у последнего.
Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Купец помогал многим учебным заведениям, внес свою лепту в финансирование экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Новую Гвинею. После специальной записки обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева к императору Александру III картина была снята с выставки, а Третьяков получил секретное распоряжение о «невыставлении картины в помещениях, доступных до публики».
Дружба и сотрудничество с Васнецовым продолжались до самой смерти Третьякова, которого за любовь к былинкам (по определению Мясоедова) не переставали критиковать. Однако дату под ним поставил «1883 год», хотя, несмотря на ретушь, даже на этой репродукции, а также на дореволюционных открытках и воспроизведении в каталоге XXXVI выставки ТПХВ над головой писателя в боковом свете можно прочесть дату «1878». Вот таким сложным и очень долгим оказался путь к зрителю одного из лучших портретов знаменитого русского писателя И. С. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». В галерее появляются картины В. Д.
А если после первого знакомства Павел Михайлович Третьяков, отобрав два маленьких холстика, говорил свое знаменитое: «Это я оставляю для себя», художник ликовал. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Чехова». Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам.
Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Да и Крамской вряд ли бы написал этот портрет, если бы не случай.
Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Дружба и сотрудничество с Васнецовым продолжались до самой смерти Третьякова, которого за любовь к «былинкам» (по определению Мясоедова) не переставали критиковать. Зильберштейн «развел» эти портреты, доказав, что их было два и они различны. При продаже, то есть через много лет, Репин ошибочно поставил на нем дату – «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве, так как надпись, конечно же, не соответствовала красочному слою всего холста.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Келером-Вилианди в 1870 году. Были годы чрезвычайно «урожайные».
Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Возглавляемые Н. Г. В 1850 году, когда не стало отца, старший сын принял дела. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». А. В.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. – гений есть бесплотный дух добра или зла – чтобы достичь высот гения.
Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович.
Дальше сведения об этих портретах были перепутаны. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Крамской работал над портретом Л. Н. Глинки12.
Аксаков. Серова исполненного И. П. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П.
О гиперреализме с этим кибермастерством вспомнила сейчас с содроганием. Подход Третьякова принципиально отличался от подхода других коллекционеров. Третьяков вкладывал деньги не только в предприятия, сулившие материальную выгоду. В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант» в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Потом встречи заменила переписка. Третьякове сколько не пиши, всё будет мало: сильная личность, подвижник, любящий свою Родину патриот. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. или. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Поленова, И. И.
Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И. И. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. За месяц до этого не стало Сергея Третьякова.
Не молитвы, а проклятья срывались с ее губ и к мести взывала душа. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). И несмотря на его увиливание, Третьякову пришлось согласиться.
Третьяков высоко ценил талант И. Н. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. «В 1883 году в Харькове портрет хористки. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. На вернисаже они висели с табличками «собственность Третьякова». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Позже открыл клинику для тяжелобольных, где работало психиатрическое отделение. Заказы портретов становятся единичными. Клодта, «Бабушкины сны» В. М. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Анненковым. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Портрет был написан небольшой и очень быстро. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями.
Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Русское купечество второй половины XIX века уже не было закрытым сословием, чтившим лишь «Домострой» и Священное писание. Сихры и С. Н. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Картина была показана на 8-йвыставке Товарищества передвижных выставок в 1880году. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году).
Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Юрий, согласна, таланту не хватает свободы, озарения свыше и мастерства от бога.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Иных тогда трудно иметь было. Однажды на выставку передвижников пришел Александр III.
Он перепутал сами изображения, вероятно, потому, что не существовало точного воспроизведения более позднего портрета да и местонахождение обоих произведений в 1940-е годы было неизвестно. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Илья Репин. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое. Тургенева, созданного в 1879 году великим русским живописцем И. Е.
Фон — любимая им галерея, дело всей егожизни. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11.
Строгих правил или канона не существовало. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Даля (1871), Ф. М. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок.
Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Третьяков всякий раз радовался верному выбору.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Погодин, а после его смерти – И. С. Рубинштейн, И. Е. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т. п. ). Третьяков»109. На этот факт уже обращали внимание исследователи25. Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища».
Не захотел скинуть ни рубля за «Княжну Тараканову» Константин Флавицкий. В семье все любили друг друга. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Браз. Вяземского (1874) и других деятелей культуры. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Размер портрета обычно приближен к натуре. «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А. С. Еще одним близким другом Третьякова был Илья Ефимович Репин.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И. Н. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. Когда И. Н.
Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым, мечтавшим собрать портретную галерею передовой русской интеллигенции XIX века – «разума нации»: художников, писателей, ученых. «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Э. И вот уже перед нами не царь, а отец. Васнецова, И. С. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И.
Третьякове содержит ряд ошибок и стилистика изложения биографии этого удивительного человека оставляет желать лучшего. Об этом достаточно сказано в литературе. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов.
Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. Павел Третьяков родился в 1832 году в старинном купеческом районе Москвы — Замоскворечье. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Только через тринадцать лет И. Е. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. О П. М. На этот факт уже обращали внимание исследователи25.
«Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Перов, В. Д. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Репин напишет еще один портрет Третьякова. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И. И. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
После того как Репин, воспользовавшись отсутствием Третьякова в галерее, переписал тон головы Ивана Грозного, хранители получили наказ – никогда не подпускать его близко к собственным работам. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Тютчева (1873), А. К.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Горавскому, В. Г. Но незаконченное полотно «Никита Пустосвят.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Клодта. Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С. 1883. Холст, масло. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Годом зарождения его галереи принято считать год 1856, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Остроухова. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства.
Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Портрет П. М. Третьякова. «Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин.
Ради этого они нередко уступали в цене, хотя и ворчали, что «Павел Михалыч прижимист». Чайковский, А. Г. О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи». Это портреты А. Н.
Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К. Эти приобретения положили начало галерее. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Репин, И. Н.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Картина, впервые показанная на 13-йвыставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1885году, вызвала скандал, серьезный даже по меркам передвижников, привыкших к особенному вниманию властей.
Репиным. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Левитана, А. М. Во-первых, он планировал сделать галерею общедоступной.