Рисунки Гольбейна
Основным произведением, выполненным Гольбейном за два года пребывания в Англии, стал «Портрет семьи Томаса Мора», о котором, к сожалению, можно судить лишь по авторскому рисунку – сам портрет сгорел в XVII веке. После поездки во Францию в 1524 г., Ганс Гольбейн все чаще начинает применять излюбленную французскую технику рисунка «манеру трех карандашей».
К вопросу о функции и бытовании портретных рисунков Ганса Гольбейна Младшего
Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей».
В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. В двух первых периодах художник использовал рисунок преимущественно в качестве образца для живописи, а в последнем почти исключительно в качестве «картона», при помощи калькированной бумаги или проколов по контуру переводя очертания на доску (подробнее о творческом 1 Для Якова фон Хертенштейна Гольбейн декорировал дом в Люцерне.
Властное тяжелое лицо монарха совершенно спокойно. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. В портретных рисунках Гольбейна гг.
- Графика Ганса Гольбейна Младшего
- Гольбейн ГансКартины и биография
- «Послы» Гольбейна: 15 малоизвестных фактов о необычном портрете кисти придворного художника Генриха
- Картины — Гольбейн, Ганс (Младший)
- Автопортрет, Ганс Гольбейн Младший, 1542
Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. Великий немецкий художник эпохи Ренессанса, который остался невостребованным у себя на родине, позже стал придворным художником английского короля, хотя значительную часть своей жизни прожил в Базеле. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Композиция картины подчёркнуто проста.
живописная трактовка начинает превалировать над контурной. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Согласно исследованию К. Лёхера, в начале столетия сформировались два варианта «гуманистического» портрета: первый представлял лаконичный образ без признаков профессии второй был определен указанием на гуманистическую деятельность изображенного и его труды. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий.
Уффици во Флоренции), Том. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений.
- ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ В ЛОНДОНЕ
- Немецкий художник Ганс Гольбейн (младший): биография, творчество
- Искусство ренессанса: как читать картину «Послы» Ганса Гольбейна
- Описание картины Ганса Гольбейна «Автопортрет»
- Художник Гольбейн: от подмастерья до придворного живописца
- Картины Ганса Гольбейна Младшего
Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Это и портрет лорда Эдварда Клинтона (1532–43 гг. ), воспитывавшегося при дворе Генриха VIII, но достигшего высокого положения после смерти последнего и изображения опального поэта Генри Гоуварда, герцога Сёррей и несравненной Анны Болейн – второй жены государя, которая, будучи придворной дамой французской королевы Марии, пленила сердце Генриха VIII. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия.
Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского.
- Как с первого раза подобрать и выгодно купить обувь в интернете: 7 советов бывалого шопоголика
- Самое интересное в виде мозаики
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Творчество Ганса Гольбейна Младшего – кратко
- Профессиональный фотограф и мотив снимка
- Правильный выбор одежды для туризма
В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Затем отправляется в обязательные для подмастерья странствия, работает в Базеле и Люцерне, путешествует по Италии, а позже, уже зрелым художником, по Франции, Нидерландам и Англии.
Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства.
Созданный мастером ряд образов знаменитых немецких гуманистов в гравюре на меди в 1520-е годы (портреты Виллибальда Пиркхаймера, 1524 г. Филиппа Меланхтона, 1526 г. и др. ), сопровождавшихся восхваляющими труд учёных надписями, был предназначен для их распространения в узком кругу образованной гуманистической среды. Но существует ряд факторов, доказывающих, что эта функция не единственная. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Если «Геркулес и Орфей» в стилистике своих образов сближается с итальянским искусством, знакомство с которым происходит в 1518–19 гг., когда Гольбейн посещает Италию, то «Петр и Павел» более отвечает традициям северного Возрождения. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы.
- Все Картины Ганс Гольбейн Младший по алфавиту
- Словари и энциклопедии на Академике
- Портрет Генриха, поздняя копия
- Единственный сохранившийся портрет работы Гольбейна
- Оружие на картинах Ганса Гольбейна
Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н. В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ.
Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом.
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. В 1517 г. Эразм Роттердамский и Петер Гиллис посылают свои изображения, написанные Квентином Массейсом (Хэмптон-корт, Лондон и Лонгфорд-Касл, Англия, графство Уилтшир) их общему другу Томасу Мору в Англию.
Несмотря на это, выполненный во время первого пребывания художника в Англии (гг. ) рисунок к портрету Томаса Мора (рисунок: 1527 г., черный и цветной мел, Королевская библиотека, Виндзорский замок живопись: 1527 г., Коллекция Фрик, Нью-Йорк) наличием проколов по контуру снова обнаруживает вспомогательное применение листа. В одной руке он держит перчатку, другая расположена рядом с висящим на поясе богато украшенным кинжалом. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка ит. д. На лице нет намека на улыбку.
Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. 3 Искусство Ренессанса 575 методе Г. Гольбейна Младшего см. :). Гольбейн приклеивает рисунок на доску и продолжает писать на ней.
Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. В нем развивалась торговля, росли мастерские, которые изготавливали оружие и ювелирные украшения. Мужчины одеты в различные одежды, справа Жан де Дентевиль – в светской, слева епископ Жорж де Сельв – в официальной.
Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Техника портретов, созданных в третий период (гг. ), совпадающий со вторым пребыванием Гольбейна в Англии, значительно трансформируется, характеризуется применением чётких контуров, сделанных углём, тушью или краской при помощи кисти или пера, но использование мелков, служащих теперь для создания прозрачной моделировки, ограничивается.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой.
Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Картины его – это гордость города. В 1523 г. Гольбейну удается написать портрет знаменитого Эразма Роттердамского, что имело для художника очень важные последствия ибо, заручившись рекомендательным письмом знаменитого гуманиста к его другу Томасу Мору, Гольбейн в 1526 г. решается покинуть родину, где религиозные смуты очень вредили успешному течению художественной жизни и ехать искать счастья в Англию (до этого мастер в 1524 г. совершил путешествие в Лион, который в то время был центром типографского дела во Франции). В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere). 1 Hans Holbein Младший, сын Ганса Гольбейна Старшего, родился в 1497 г. Дела старика Гольбейна не преуспевали и это побудило братьев покинуть родительский дом и искать заработка в Базеле (около 1515 г. ) там они поступают к Гербстеру, но уже в 1517 г. Амброзиус зачислен мастером и в том же году Ганс, расписавший, за два года до того интересную столовую доску для Ганса Бэра и исполнивший большое Несение Креста (Kunsthalle в Карлсруэ), получает приглашение в Люцерн – расписать фресками дом шультгейса Якоба фон Гертенштейна (работа длилась до 1519 г. ) считается, что около этого же времени Ганс совершил путешествие в Ломбардию.
А. Н. Об этом свидетельствуют его работы. За годы, проведенные в Англии, он создал около 150 портретов. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист.
Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены.
Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги и, наконец изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру.
После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Титульный лист с изображением Петра и Павла производит иное впечатление. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей.
2 574 ственный музей, Базель). Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. Рядом с Мейером представлены его сыновья. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Со временем, манера художника претерпела эволюцию.
Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Даже если судьба разлучит нас». К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь.
Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая».
Вскоре, король занялся поисками новой невесты. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Над Анной нависли тучи. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра.
В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви.
Главная функция рисунка у Гольбейна вспомогательная, сугубо практическая. В то же время оставленный Дюрером текст на подготовительном рисунке к живописным портретам императора Максимилиана I (рисунок: 1518 г., Альбертина, Вена живописные варианты: 1518 г., Германский национальный музей, Нюрнберг и Музей истории искусства, Вена) снабжён столь точными сведениями о происхождении изображения, что ставит его в ранг исторического документа 2. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII.
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». «Следуя архитектуре капеллы, для которой предназначался заказ, художник избрал в качестве фона ренессансную нишу изобразив в ней фигуру богоматери с младенцем на руках, – пишет А. Н. Величие короля передается позой. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Оставив семью в Базеле (Ганс женился в начале двадцатых годов на вдове Ульриха Шмидта, Елизабете) и посетив по дороге, в Антверпене, Квентина Массейса, Гольбейн прибывает зимой 1526 г. в Лондон, где он находит радушный прием в доме лорда-канцлера, семью которого он изобразил в большом групповом портрете, к сожалению, в оригинале до нас не дошедшем. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул».
Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. Первоначально, Гисце сидел анфас, а левый и правый стеллажи располагались симметрично относительно друг друга. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности.
Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне.
Позже Ганс Гольбейн отойдет от активной деятельности и поселится в Изенгейме, где затем и скончается. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом».
Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов.
Отношения с королем после этого оказались испорченными. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства.
Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала.
К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. В 1532г. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет.
Между 1517 и 1519 годами Гольбейн помогал своему отцу, принявшему заказ на оформление дома главы магистрата Люцерна. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля.
В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Справа изображены жены Мейера. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.
На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом.
На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Один из самых удачных портретов Эразма, выполненных Гольбейном (1523 г., Национальная галерея, Лондон), предназначался в подарок для Уильяма Уорема, архиепископа Кентеберийского последний, в свою очередь, позирует немецкому мастеру в 1527 г. и копию данного изображения посылает Эразму. Это жесткий человек, привыкший все решать самостоятельно, расправляясь с действительными и мнимыми оппозиционерами.
Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого.
К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere). Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати.
Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей.
Отражение индивидуальности достигается за счет тонких различий поз, одежд и манеры держаться. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось и брачный договор был заключен. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель.
Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Усиление контуров позволяло с лёгкостью переводить при помощи калькированной бумаги очертания лица на доску («Портрет сэра Ричарда Соутвелла» рисунок: черный и цветной мел, 1536 г., Королевская библиотека, Виндзорский замок живопись: 1536 г., Уффици, Флоренция). Как правило, на них изображали близких людей. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532).
В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время.
По возвращении своем осенью 1519г. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). В 1542 году в Лондоне была эпидемия, убившая множество людей от неё умер и Гольбейн Младший. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну.
Смерть (чума. ) похитила великого художника в полном расцвете сил, осенью 1543 г. 2 Ракурсами sotto in su Гольбейн пользуется с огромным мастерством и в живописи органных створок Базельского мюнстера (ныне в музее). Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи.
Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. Изображение молодого дельца, представленного в обстановке своей лондонской конторы, выполнено с подлинным блеском. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику.
Портрет расценивался гуманистами как одна из форм историко-биографического документа. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику.
В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Каждое портретное изображение рассказывает о судьбе конкретного человека.
Ко времени написания портрета, Христина жила в Брюсселе, при дворе своей тетушки, Марии Бургундской. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Над Анной нависли тучи. С конца XV века немецкие художники любили эти изображения, представлявшие мимолетность и ничтожество всех благ жизни и часто заключавшие в себе насмешку над могущественными людьми. На приклеенном к стене листке бумаги указаны имя героя полотна, его возраст и дата написания картины. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется.
Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). В 1535 году он был обезглавлен. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей.
Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Это показывает конфликт между светскими и религиозными властями, между владетельными сеньорами и Церковью. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Плаха или развод. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне.
Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке.
За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились.
В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Наиболее ярким примером, подтверждающим эту функцию, служат произведения Альбрехта Дюрера.
Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). Портрет строится на звучных сочетаниях зеленого, черного, розового и желтоватых оттенков, составляющих между собой прекрасный аккорд. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется.
Это было 12 марта 1538 года. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. Королю причина для развода весьма понравилась. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского.
Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Рисунок становится самостоятельным тогда, когда он становится объектом коллекционирования.
С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. В русле таких воззрений появился и особый тип так называемых «гуманистических» портретов, основными задачами которых являлось указание на происхождение изображенного, его возраст, статус, род деятельности и передача индивидуального, а также сопутствующего его социальному положению образа человека.
Справа изображены жены Мейера. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Мастерская Ганса стала семейной. Ганс и Амброзиус, быстро освоившись в интеллектуальных кругах, начали работу с книжных иллюстраций.
Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532).
Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение.
Среди них «Бонифаций Амербах или Человек в широкополой шляпе» (ок г., черный и цветной мел, Художественный музей, Базель), если и имеющий отношение к живописному портрету Амербаха (Ганс Гольбейн Младший «Портрет Бонифация Амербаха», 1519 г., Художественный музей, Базель), то выполненный значительно позже него «Портрет человека в красном берете (Автопортрет. )», (начало 1530-х годов, чёрный и цветной мел, акварель и белила, Художественный музей, Базель), окрашенный акварелью и имеющий вид законченного произведения, очевидно, не содержащий следов переведения и чужеродных добавок и, наконец, поздний автопортрет мастера (ок г., Уффици, Флоренция), доказывающий знание мастером произведений Леонардо. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Вскоре, король занялся поисками новой невесты.
Он опять поехал в Англию и вновь написал много портретов лиц королевской фамилии и вельможеского круга. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат».
Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых.
С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины).
Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Размеры портретных миниатюр позволяли рассматривать их, держа в руке или, украсив драгоценными камнями и прикрепив к цепочке, носить на шее.
Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. В портрете старшего сына магистрата Якова фон Хертенштейна 1, Бенедикта (1517, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) изображённого в честь избрания в члены Большого совета Базеля, рисунок и вовсе используется как подмалёвок. Все семейство поселилось в Базеле. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна.
Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Корректировка и усиление поблекших контуров рисунков художником после их использования, подписи возраста портретируемого на латыни («Портрет 2 «Das ist keiser Maximilian den hab ich/ Albrecht Drer zw Awgspurg hoch oben awff/ der pfaltz in seinem kleinen stble knterfett/ do man czahlt 1518 am mandag noch/ Johannis tawffer». Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде.
Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. И, наконец, существует обратная связь.
В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Один из них — ребенок, золотыми кудрями напоминающий детей и ангелов на картинах Леонардо да Винчи и его учеников. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Ряд портретных рисунков Гольбейна отчасти можно расценить и как самоценные.