Рисунки Репина

Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисуноквызвал жаркое одобрение художника. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Посмотрите, какие же замечательные рисунки у Репина.

Коллекция произведений Репина в собрании Русского музея занимает особое место и насчитывает 260 рисунков и акварелей, 133 живописных произведения, 73 графические работы и две скульптуры – всего 468 работ. Не пытаясь сравнивать и сопоставлять масштабы дарования писателя и художника, можно сказать, что яснополянские рисунки Репина 1891 года достойны своей модели. Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя.

Рисунки Ильи Репина, выкупленные для Третьяковской галереи одним из банков, представлены на открывшейся сегодня в музее выставке. Рисунки-наброски – драгоценная часть репинской графики.

Неизвестные рисунки Репина показывают в Третьяковской галерее

И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Этим он отличается от набросков последующего десятилетия. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.

К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. художественный музей им. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.

В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью.

Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Глаза ясные и добрые.

Вся обстановка, уклад жизни в усадьбе Мамонтовых способствовали появлению цикла карандашных портретов. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.

Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Мне минутами становилось страшно». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Виртуозно владея мастерством рисунка, он создает произведения, в которых одухотворены каждая линия, штрих, точка, а их соотношение с поверхностью бумаги воссоздает форму с безошибочной точностью. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет. я работал завороженный.

Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и абсолютной искренностью»150. Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова.

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими.

Репин никуда не делся. Хотя и плохой, неясный. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.

Неизвестные рисунки 
Ильи Репина в Третьяковской 
галерее

Неизвестные рисунки Ильи Репина в Третьяковской галерее

Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Отличаясь одинаково высоким мастерством исполнения, они представляют собой два разных типа графического портрета.

Многие снимки публиковались и стали уже хрестоматийными. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Берег Волги. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.

  1. Илья Репин: биография и факты из жизни
  2. Илья Ефимович Репин – биография и картины
  3. Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
  4. 7 знаменитых картин Ильи Репина
  5. Картины Репина с названиями история создания, сюжет

Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых). Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. А свеча становилась ниже и тени менялись. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.

В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. художественный музей им.

  • Рисунки Репина вдохновляют заняться рисованием
  • Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  • Все Картины Илья Репин по алфавиту
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура.

В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Берег Волги.

Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Живописное происхождение портрета Дузе несомненно. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.

  • «Отступничество» в картинах Ильи Репина
  • Топограф иконописец, студент Академии художеств
  • Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  • Рисунок акварелью собирателя открыток

Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Рисунок уверенный, лепка твердая. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью.

  • Галереи, серии картин, портретов
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  • «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)

А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. В любом портрете художника чувствуется определённый объективизм: не его собственная оценка изображаемых людей, а именно внутренняя сущность того человека, чей портрет перед нами. Сходство черт лица и выражение поразительны. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».

Поставленная перед художником задача была очень трудной. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве). Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».

  • «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  • Картины Репина (фото) с названиями
  • Рисунки Ильи Репина – специфическая и вспомогательная отрасль творчества известного художника
  • О жизни и творчестве выдающихся художников

Убийство свершилось. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма.

Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).

Репин забыл о конкурсе, об Академии. Стасов присылает ему все, что он просит. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. -— И. Г. ), они много смеялись».

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Общение с прежними друзьями было только заочным. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.

«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности.

Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.

Илья Репин: биография 
и факты из жизни

На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница).

Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Стасов присылает ему все, что он просит.

Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.

Это вы сами. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Образ художника здесь излучает энергию и бодрость. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы.

В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада).

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.

Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Он идет прямо к матери. Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека.

Репин встречал их по средам. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). В эту минуту в комнату вошел Христос.

Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.

В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова). Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. В 1891 году актриса была на вершине славы.

Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.

Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Комната небогатой интеллигентной семьи. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.

Тогдашние сотрудники музея собрали остававшиеся в доме бумаги, обрывки рукописей, письма и фотографии из которых составился внушительный фонд И. Е. Репина, вошедший в архив Академии художеств (теперь Научно-библиографический архив Российской Академии художеств). Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе. Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».

Портрет производит яркое и сильное впечатление. Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле. О картине появилось много статей в периодической печати. Но смысловой центр рисунка – лицо. Не доносчик ли. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым.

В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». — И. Г. ) посидеть мне смирно. Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом. Казалось, она спит.

В них доминирует артистическое начало. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. mw-parser-output. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека.

В них доминирует артистическое начало. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Все заняты.

В эту минуту в комнату вошел Христос. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю). Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Пенаты – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.

Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Внимание художника тяготит их. Работал весь день, не замечая времени. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.

На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Труд — вот что определяет и украшает человека.

По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Все озарено его присутствием, подчинено музыке линий и света, средоточием которой является фигура пианистки. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.

Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.

На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии.

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Каждый персонаж переживает что-то своё. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.

Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В его глазах читается печаль, тоска. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».

30 апреля 1879 года Репин писал П. М. Третьякову: Вчера я получил известие из Чугуева, что моя мать очень нездорова, безнадежно, а потому сегодня еду к ней. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Написан портрет вдохновенно. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

Это лучше всех ваших академических работ. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.

Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Пятый факт. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.

Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. И его ведущая тема -личность артиста. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.

Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Он так описывает свои первые опыты в портретном искусстве: «Я отводил душу в рисовании и однажды вечером, когда маменьки не было дома, попросил Доняшу (двоюродная сестра Репина. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.

Имя Репина стало широко известным. В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.

Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Этюд получился превосходный.

На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.

1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.

По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. — сказал Крамской. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх. Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде.

Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. Это произошло не сразу. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Труд — вот что определяет и украшает человека.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репин был очень дружен с Мамонтовым.

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. ts-comment-commentedText:not (. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности.

Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера. Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

Рассмотрим "ближний круг". Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника). Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.

Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Она была закончена только в 1891 году. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.

Его иконографическая ценность очевидна. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.

Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного.

И вот уже перед нами не царь, а отец. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.

«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова). Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.

Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Работал весь день, не замечая времени.

Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова). Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа.

В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Выражение лица Дузе очень сложно. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.

Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. За окном летний день. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).

Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Соблюдая ее, мы как бы отдаем дань почтительного уважения возвышенной скорби актрисы, ее трудной судьбе. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.

Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.

Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца. Возвращается в Россию летом 1876 года.

Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Не случайно существование живописного варианта работы. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года.

Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Они словно противопоставлены друг другу. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. mw-parser-output. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.

Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным.

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Интересный эффект создается контрастным сопоставлением ярко-белого воротника и манжет, теплого серого тона платья и черных пуговиц и канта. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Вся центральная часть написана самим Репиным. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.

Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.

Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882). Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.

Много учился на написании портретов близких и друзей. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих.

При этом рисункам свойственны точность и образная глубина, на которую способны только глаз и рука большого мастера. Звучность и глубина насыщенных красных, голубых, золотистых тонов портрета свойственны скорее масляной живописи, нежели акварели. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).

Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.

А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Первый факт. Этот мужчина слыл в городе колдуном.

Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура.

Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. О важнейших ее этапах, о формировании и развитии стиля Репина-рисовальщика – от работ ученического периода до произведений первых десятилетий нынешнего века – дает представление полная и многообразная графическая коллекция Третьяковской галереи. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.

Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. «Как. Репин считал сам эту картину красивой. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.

Тут больше любви к делу, — пояснил он. Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых). Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи. Но портрету Серова свойственна своя значительность. Жил в Италии и Франции (1873–1876). К тому же и погода благоприятствовала работе. Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов.

ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Так ли это – судить зрителям. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.

Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница). Мне минутами становилось страшно».

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада). Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу.

Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Вегетарианцем стал и сам Репин. — Да это превосходно.

Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.

Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи. Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье.

Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника). Но в этом мерцании сам облик человека не растворился.

Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой.

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Все заняты.

Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой.

В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.

Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В его взгляде осуждение и тревога. К тому же и погода благоприятствовала работе. В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба. Публике картина понравилась. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.

Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.

По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа.

Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Репин дважды подавал прошения об отставке. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.

Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.

К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. Вегетарианцем стал и сам Репин. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.

В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова).

Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Особый интерес представляют рисунки подготовительного характера.

По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Публике картина понравилась.

Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. О чем эта история. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.