Рокотов Художник Краткая Биография
Краткая биография Федора Рокотова
Он был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне. Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. Небывалый случай. 1842 П. H. Потом он жил в Ревеле. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.
В Москве он начал работать как художник. Рокотова было много заказов от знатных особ. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один – в московской Оружейной палате, два – в гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший – в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей Екатерининской эпохи, в том числе И. И. 1902 г. А. Бенуа, Русская школа живописи, СПб.
Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты. Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе». 155—156 барон Н. Н. Врангель, Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Имп. Л. Голенищев-Кутузов, первая половина 60-х гг., ГРМ). Но были и другие, более значимые связи. Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву».
Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Воронцовой (находящийся у графа И. И. Воронцова-Дашкова, в Петербурге) княгинь M. А. (1775 г. ), П. Ф. Еще более портретов, приписываемых его кисти, но достоверность которых сомнительна.
Федор Рокотов: биография и творчество
В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. В том же году или около него, Рокотов написал картину «Кабинет И. И. Шувалова» (Картина известна по копии А. Зяблова, ученика Рокотова. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству. Майков наверняка вел беседы во время сеансов.
Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. Кроме того им исполнена копия с портрета Иоанны-Елизаветы, принцессы Ангальт-Цербстской, писанного А. Пэном, находящаяся в Имп. Федор Степанович Рокотов.
Мать 18 детей, она пережила многих из них. Каталог произведений иностранной живописи, СПб. Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное. Женские портреты, как правило, овальной формы. Земная судьба А. П. Струйской (1772), неизвестного в треуголке (начало 1770-х годов), неизвестной в розовом платье (1770-е годы), В. Е.
Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи. Стилистику западноевропейского портрета в стиле рококо (явные черты которой у него проступают) постиг, скорее всего, по произведениям работавших в России Л. Токке и П. Ротари. Числился вольнорожденным и, вероятно, был незаконным хозяйским ребенком (сыном князя П. И.
Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Женские портреты, как правило, овальной формы. Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года.
Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины
В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования. Бибикова, П. Г. Гр. ГТГ).
В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Многому научился у Ротари и Токке». По свидетельству Я. Штелина, учился «при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо. Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции. Т. 1.
С. 68 – 71. ). По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым).
Исследователи также неоднократно высказывали предположение о том, что Рокотов обучался в привилегированном Петербургском Шляхетском кадетском корпусе для дворянских детей, где он получил широкое общее образование (Лапшина Н. П. Гагариных и князя C. B. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18.
6. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Учился в петербургской АХ (с 1760). С. 11. ). «Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи». Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели. Барятинского (начало 1780-х годов все – там же), Е. В.
Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Юного художника приглашали ко двору, было модно заказывать портреты молодым талантливым художникам. С. 142. ). Орлова в латах (1762-1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768.
Значение РОКОТОВ ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
На губах едва заметная полуулыбка. Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. в Павловском дворце-музее). Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь.
За это творение он был милостиво награжден. ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762. Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета.
Г. Орлову и в настоящее время находится в гатчинском дворце. У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен».
Растрелли. Репнина. Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»13. Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище. В Москве ставятся пьесы драматурга А. П. В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались.
Рокотов Фёдор (1735-1808) – краткая биография
– М. : Искусство, 1945. Гос. – М., 1963. Каталог. Рокотов, Федор Степанович, Портрет Прасковьи Николаевны Ланской Начало 1790-х 74 x 53 (овал) см Холст, масло Россия Москва. Среди подобных произведений этот портрет занимает особое место.
В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. ГИМ) и В. И. Майков (1775. Эталонными стали два портрета. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты.
В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы. Шувалов не только его заметил, но и вырастил. У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения. В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г.
В январе 1762 за портрет Петра III получил звание адьюнкта живописи. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. В интимных портретах 60-70-х гг. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда.
Большая биографическая энциклопедия
ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780. В портрете Рокотов следовал установившемуся типу официальных «представительных» изображений, не внося никаких новшеств в композицию, но придает портрету те выразительные черты, ту внутреннюю насыщенность, что отличает его от других изображений наследника. т. I, СПб. В нем уже чувствуется рука мастера. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова.
Портрет очень понравился Екатерине II. Вскоре ему было поручено написать портрет наследника, великого князя Петра Федоровича. Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А.
В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения. 1829 Фишер, Указатель находящихся в Академии произведений, СПб. Демидова, Г. Н. Вероятно, в работе принимали участие ученики молодого мастера, выполняя в портретах менее ответственные детали.
Прекрасная роза украшает прическу дамы, длинные серьги подчеркивают красивый овал лица изысканная зеленовато-розовая, с пепельными переливами гамма ее платья – все говорит о спокойной уверенности в себе этой равнодушной ироничной и холодной аристократки. Вероятно, в работе принимали участие ученики молодого мастера, выполняя в портретах менее ответственные детали. С него были сделаны две копии. В своем родном городе художник в основном работает по частным заказам, хотя ему и пришлось выполнять отдельные поручения Академии художеств. Академии Художеств, СПб.
Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В. Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. Изд.
То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II.
Федор рокотов: биография и творчество
В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780. Молодой художник делает быстрые и заметные успехи. ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза.
Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России. ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. Вероятно, он поручил Рокотову изобразить любимые им вещи перед тем, как расстаться с ними.
Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг. и П. П. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев».
ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету). По одной из версий, он родился в семье крепостных князя П. И. Репнина, получивших вольную. Подлинник картины, к сожалению, не сохранился). ГРМ). Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться.
Русские художники: Рокотов Федор Степанович
А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ. Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах большинство их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один — в московской Оружейной палате, два — в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и др. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы.
Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря. Шувалова – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым).
Фёдор Степанович Рокотов: биография
Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. В картине чувствуется нечто интимное. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 году).
Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. IV, СПб., 1882, стр.
Краткие сведения о жизни художника
В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. Удивительно красивые лица. 1954. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины.
1870 А. Сомов, Картинная галерея Имп. Он тщательно выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях.
– М. : Художник РСФСР, 1962. Шувалов собирал их годами, а затем принес в дар Академии художеств. Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства. Художник почти не обращает внимания на детали одежды.
принят адъюнктом в новоучрежденную Императорскую Академию художеств Санкт-Петербург за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью». Причем, современники рассматривали пребывание Рокотова в Академии не столько со стороны его самосовершенствования, сколько ради укрепления авторитета Академии его достижениями. Нижегородский художественный музей). Жил в Москве на Пречистенской улице.
В его обязанности входило наблюдение за занятиями учеников в классах Академии. Предпочитал дымчатые, тающие цвета, часто просвечивающие один сквозь другой. Н. А. Струйский написал на одном из портретов Екатерины II, что Рокотов его «срисовал сам с императрицы». Но как показывают свидетельства современников, это было лишь формальное требование, звание же было, в сущности, получено за успешное исполнение портрета ненадолго воцарившегося на трон Петра III, которому Шувалов «поднес» рокотовское произведение. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года.
Федор Рокотов: биография и картины
Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым. Туалеты женщин потрясают не столько богатством и роскошью, сколько тонкостью и изысканностью. Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание. Тому подтверждение – свидетельства современников. Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». Цвета — белые, розовые, жемчужные, чувствуется легкость, воздушность ткани.
Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов».
Струйский и его связи с Ф. С. Художник тщательно выписал покатый лоб, твердо сжатые тонкие губы, волевой взгляд. В чем причина. Последним официальным заказом, выполненным Рокотовым, стала группа портретов опекунов Московского воспитательного дома (1768 г. ).
С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. Судьба его очень необычна и до сих пор не все в биографии выяснено. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит мимо зрителя. В 1750-х приехал в Петербург.
Он был пожалован ей Академии Наук, в которой хранится и поныне. Г. Орлова, А. А. и Б. А. В портрете В. И. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».
1875 Д. Ровинский, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. Каждый из них замечателен по-своему. Придворные наперебой заказывали ему портреты. Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство.
Федор Степанович Рокотов биография
В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. ГРМ). Теплова и др. Портреты «типа Рослин-Рокотов» действительно писались неоднократно и имеются практически в каждом большом собрании. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. в Академию художеств. ГТГ).
Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот. Орлова (у графа А. А. Орлова-Давыдова, в Петербурге) графа И. Г. Орлова (у него же, в имении "Отрада", Московской губ. ) другой его же (у Всеволожских в Петербурге гравирован Чемесовым) графа Ф. Г. Орлова П. С. Протасова (у С. И. Васильчикова в Петербурге) графа Н. П. Румянцева (у А. А. Муханова, в Чернигове) графини А. А. Санти (в Музее Имп. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Здесь представлена духовная красота молодой женщины, которая очаровывает больше, чем ее черты лица. Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли.
Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. К биографии Ф. С. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Портреты кисти Рокотова нравились императрице. ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг.
Краткая биографическая энциклопедия
– М., 1959. Из работ его, кроме упомянутых, нам известны еще следующие портреты: Н. А. Бекетова, А. И. Бибикова (гравированный Уткиным, Афанасьевым и неизвестным мастером) княгини Е. Д. Волконской графини M. A. Первый, петербургский, приходится на конец 1750-х — первую половину 1760-х. Воронцова (около 1765), Н. Е.
Своеобразие его творчества уже вполне сказалось в 60-х годах, отмеченных появлением ряда лучших произведений А. П. Куракиных, Л. И. Е. Новосильцева, 1780, ГТГ Е. В. Санти, 1785, ГРМ).
В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. Стилистику западно-европейского портрета в стиле рококо постиг, скорее всего, по произведениям работавших в России Л. Токке и П. Ротари. Сохранился небольшой этюд, выполненный, по-видимому, с натуры.
О жизни и творчестве выдающихся художников
Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф». Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х. Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет.
В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см. Она мимолетна.
В портретах 80-х гг. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Неприятие внешних эффектов, всего показного проявляется в затаённости чувств моделей, в их внутренней сосредоточенности, в эмоциональной приглушённости.
Рокотов Фёдор Степанович биография
С. 82 – 83 Государственный Русский музей. Рокотов Фёдор Степанович (1735 – 1808), русский художник. Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь.
Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762. Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. – СПб., С. 52. ). Родился в селе Воронцово (ныне – в черте Москвы) в семье крепостных. ГРМ). Рокотова // Искусство.
Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. Лицо написано чуть ли не осязаемо. Портрет очень понравился Екатерине II.
Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. В 1762г. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей». У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. А. С-в. В их числе были А. П. Сумароков (1777.
В 1760 по «словесному приказанию» И. И. Шувалова зачислен в ИАХ. Портрет императрицы очень декоративен. В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс. Орлов похож на переодетого античного бога.
- Биографии великих и известных людей
- Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
- Рокотов Федор Степанович (1735—1808)
- Федор Рокотов — Третьяковская галерея
- Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
- Художник Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – портреты 18 века
Так как Рокотов денег быстро заработать не мог. ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785. (В. ГРМ).
Эстетические принципы Рокотова были созвучны раннему сентиментализму. Вот таким образом у Ф. С. С него были сделаны две копии.
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
- Рокотов Фёдор Степанович, русский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9.
Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств. Это была композиция «Венера и Амур», представляющая собой свободную копию по гравюре. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова10. Б. В. Умский, сетовавший, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен», заказал ему серию портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома. Он становится адъюнктом, преподавателем.
Рокотов (Федор Степанович) – один из лучших русских портретистов, родился в тридцатых годах XVIII столетия, умер в 1810 году. Следующим званием будет академик. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских.
ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. Шувалова, которую он изобразил ок. В образе новой императрицы можно усмотреть надежду на просвещенную монархию.
Колористическое решение художника безупречно. Репнина), лишь приписанным к крестьянской семье. Таковы портреты Струйских. В 1778 году умирает князь Репнин. С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников.
Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики. С 1760 учился в петербургской Академии художеств. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Вот таким образом было указано при написании портретов Екатерины II следовать Рослину только в композиции в целом, а лицо писать «по Рокотову». Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Видео: 37 Фёдор Тютчев Биография и творчество
- Видео: Федор Рокотов, Портрет Струйской
- Напишите отзыв о статье Рокотов, Фёдор Степанович
- Отрывок, характеризующий Рокотов, Фёдор Степанович
С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. Великого Князя Николая Михайловича, СПб. 1905 А. Н. Бенуа, Русский Музей Александра III, М. 1905 Месяцеслов на 1840 г., стр.
ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772. В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777. Эталонными стали два портрета.
художественный музей Белоруссии). 1765, Третьяковская галерея) излучающий гордое, мажорное обаяние. Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. 1874 A. Wassiltschikoff, Liste alphabtique de portraits russes, St. -Ptsb.
Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы. – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом.
Больше он никогда не будет брать государственных подрядов. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. Сумарокова. В палитре преобладали серебристо-голубые, розовато-бежевые, коричневато-золотистые тона. Духовный мир ее богат и сложен. Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства.
Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. На его обороте имеется надпись: «Писан въ 1763-м году месi майя 20 Писал художник академиi Федоръ Рокотовъ За работу заплачено тридцать рублевъ». В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики. Шувалова, гр. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике.
С. 76 – 78. ). Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. Таков феномен «шуваловской» Академии: одаренные воспитанники бывали в ней одновременно и учениками и педагогами. Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — "из самых похожих".
В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Рокотов уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины XVIII в. (Екатерина II, 1763, ПГГ и ГРМ) вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов в его ранних произведениях характеризуют художника как продолжателя традиций русского портрета первой половины XVIII в. (И. Судьба продолжала благоволить к художнику.
Женские портреты, как правило, овальной формы. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись. 78—79 Барон Н. Н. Врангель: Ф. С. Рокотов — "Старые Годы" 1910 г., апрель (с многочисленными снимками с работ Рокотова). Александра III) А. Н. Сенявина В. Н. Суровцевой (у А. С. Танеева, в Петербурге) г-жи Талызиной, урожденной Зубовой (у г-на Новосильцева, в Тамбовской губ. ) графа П. Б. Шереметева (в Академии Художеств не достоверный) M. Е. Шуваловой (у А. П. Шувалова) графа А. П. Шувалова И. И. Шувалова (в Академии Художеств) Н. П. Шувалова (у А. П. Шувалова, в Петербурге) графа П. И. Шувалова (в Академии Художеств) и многие другие. В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими9. Богатство оттенков их игра, утонченность цветовой гаммы призваны передать сложный внутренний мир модели. Женские портреты, как правило, овальной формы.
Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору. В 1760 году Шувалов распорядился зачислить его в Академию, а в 1761 году Рокотов уже состоял в числе «третьего класса Академиков».
Он пришел к власти с надеждой благих преобразований, но для их осуществления у него уже не было сил – слишком долго ждал он престола, почти 35 лет. Надо отметить и исполнение портрета. В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия. ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х.
Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. ГТГ). Сблизившись (после переезда в Москву в 1765) с наиболее просвещёнными представителями московской дворянской интеллигенции, Рокотов проникся духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни с его показным блеском и суетностью. – М., 1959. Происхождение художника окончательно не установлено.
Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х. Среди ранних вещей этого рода выделяется портрет поэта В. И. Фёдор Степанович Рокотов принадлежит к числу замечательнейших мастеров русского портрета XVIII столетия. Поиск идеального типа человеческой личности приводит к тому, что индивидуальные черты теряют первоначальное значение.
Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он – "из самых похожих". Она помогает понять личность Шувалова, его вкусы и интересы. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве.
Она поручила ему в 1763 г. написать ее портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе: портрет этот изображающий императрицу во весь рост, в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г. Орлову и в настоящее время находится в Гатчинском дворце. Он отмечен обращением как к парадному, так и камерному портрету. В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную спб. Женские портреты, как правило, овальной формы.
С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. К лучшим работам мастера принадлежат также портреты: А. И. Масон Н. И. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов.
Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760г. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития.
Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775. Его успехи были замечены.
Академии Художеств. Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова. Новосильцевой (1780), И. И. Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III.
Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета. Федор Степанович Рокотов. 1757 года на картине Кабинет Шувалова (известна по копии крепостного художника А. Зяблова, 1779, Исторический музей, Москва). Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ). И сама свежая и молодая государыня, как экзотический цветок, помещена на трон с алой обивкой. В отличие от безжизненных идолоподобных изображений, созданных его современниками, Рокотов пишет жизненно выразительный портрет.
(Сахарова И. Н. Е. Т. 1. Она иронично заявила, что хваленый иностранец изобразил ее с физиономией «пошлой, как у шведской кухарки».
ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг. Орлова, умного изысканного вельможи. Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России. Рокотова от его современников. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго.
В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств. В 1762 году Рокотов был назначен адъюнктом живописи, но Шувалов, заявляя об этом назначении в своем «ордере», предписал художнику «ко петрову дню сделать картину, которую оставить в Академии». Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»14. Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа. — один из лучших русских портретистов род. В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником.
Ле-Лоррена и гр. Академия пока еще не открылась. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. ГТГ), урожденной Озеровой. Портретист. Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались. Теперь мастер часто пишет овальные портреты, причем форма холста подчеркивает общий ритмический строй произведения.
Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Струйского (1772) и его жены А. П.
1904 Русские портреты ХVIII и XIX вв. ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. 183 Ю. Б. Иверсен, Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц, вып. Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П. Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста.
Гагарина княгини A. А. Голицыной (1777 г., находящийся в имении князя С. М. Голицына "Кузьминки", под Москвой) княгини А. С. Голицыной (в имении Е. В. Всеволожской "Рябово") князя Д. М. Голицына (в "Кузьминках") графини Е. А. Головкиной (у А. П. Шувалова) М. Д. Демидова (гравюра с него приложена к книге: "Признательное воспоминание Московского Университета в день рождения П. Г. Демидова, 1821 г. Москва") графини Д. Ф. Дмитриевой-Мамоновой Б. Е. Ельчанинова (гравирован в 1771 г. Герасимовым) H. M. Загряжской, урожденной княжны Голицыной (находящийся у В. А. Олсуфьева) и H. A. Загряжской княгини A. A. 1904—1908 Каталог историко-художественной выставки русских портретов 1905 г., СПб. Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. 1908, стр. Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х.
Следующим званием будет академик. Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы. Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым.
Куракиной, урожденной Паниной (гравирован Радигом) князя А. Б. Куракина князя Б. А. Куракина (гравирован Радигом) В. И. Майкова (принадлежит А. А. Майковой) В. А. Нарышкиной M. В. Олсуфьевой князя Гр. Антропова. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения.
Именно Ф. С. Среди них можно выделить портрет И. Г. Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны. Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»8.
Он значительно усложняет свой изобразительный язык. Так И. И. В Николае Еремеевиче сочетались замысловатое чудачество, благородные порывы, варварская жестокость к крепостным и фанатичная страсть к литературному творчеству. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Майкова (ок.
Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Ранние работы художника также не сохранились. ГРМ) исполненная художником по гравюре Ф. Бартолоцци, – это единственное сюжетное произведение мастера. В конце работы художник наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить».
Получив художественное образование под руководством Л. -Ж. С. 94. ). В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств. Судьба Струйской была не очень удачной. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показываеткартину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова Кабинет И. И.
Обрезков, который был послом в Османской империи. – СПб., 1998. В умении создать характеристику человека, да еще в сложнейшей области детского портрета, это произведение является уже вполне «рокотовским». Херасков образовал литературный кружок. ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х.
Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Санти (1785, Русский музей). В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург.
«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Нередко прибегал к цветным лакам, которые задавали общую тональность картины. Теперь гораздо подвижней и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором прежняя резковатая пестрота уступает место переливчато-нежным созвучиям (цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих сквозь верхние слои краски). Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Его произведения крайне отличаются от всего, что создают иноземные мастера, которые работают в России в восемнадцатом веке в стиле рококо. Депутат от Вяземского уезда Смоленской губернии в комиссии по составлению проекта нового Уложения.
Вместе с тем Рокотов исполнял серьезные задания и вне Академии. ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. Ему этого и не дали сделать. С. 10. ). Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов.
Его успехи были замечены. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 г. ).
ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. или между 1768 и 1773 гг. В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов.
Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. После получения чина ротмистра, дававшего дворянство, он уволился с военной службы7. На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа. На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью.
Портрет императрицы очень декоративен. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи.
Федор Степанович Рокотов. По праву наиболее известны ныне не парадные, а непринужденно-интимные портреты работы Рокотова, которые принято связывать с его московскими годами. Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г.
ГТГ). Живопись. Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е). Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь по троекратном действии, то есть в три сеанса. Он заметил Рокотова и увёз его с собой в столицу. На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина».
Отныне он работал только по заказам частных клиентов. А поэт М. М. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное. Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками.
Он становится адъюнктом, преподавателем. По его протекции Ф. С. XVIII век. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II.