Рождение Венеры Боттичелли

Библиографическое описание: Бисов А. А., Туманцева В. А. Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли // Молодой ученый. «рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Самая знаменитая картина Боттичелли Рождение Венеры в нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю.

«весна» и «Рождение Венеры», созданные Сандро Боттичелли, переносят нас в самое прекрасное время и место вистории всего изобразительного искусства: во Флоренцию восьмидесятых годов XV века. Сандро Боттичелли создает «Рождение Венеры». «рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли.

Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит Рождение Венеры Сандро Боттичелли. К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы, но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции. «рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Великое полотно «Рождение Венеры» великого мастера Сандро Боттичелли выставлено в галерее Уффици, Флоренция. И открыли для себя Рождение Венеры и Весну Боттичелли.

Самая знаменитаякартина Боттичелли Рождение Венеры в нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.

Анализ и интерпретации рождения Венеры

Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Лучший художник Флоренции позаимствовал множество идей из готического искусства, что подтверждает общая стилистика, мотивы и освещение. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок.

И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба).

  1. Рождение Венеры (картина Боттичелли)
  2. История одного шедевра: «Рождение Венеры» Боттичелли
  3. Рождение Венеры, Сандро Боттичелли
  4. «Рождение Венеры»: удачная попытка единения христианства и античности
  5. Описание картины «Рождение Венеры»
  6. «Рождение Венеры» — любовь и боль Боттичелли

То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. «Легенды и мифы Древней Греции»).

Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Создавать образ для любой картины нелегко. Громко приветствовали её боги. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 712 дней.

Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Описание Бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»).

Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции). Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника.

«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли, разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум. – возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине.

  • «Рождение Венеры» — тайна картины великого итальянского художника Сандро Боттичелли
  • Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли
  • Описание картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»
  • Боттичелли Сандро, «Рождение Венеры» и скрытые на ней символы
  • Волошин Максимилиан Александрович
  • Рождение Венеры картина Сандро Боттичелли
  • Картина Сандро Боттичелли Рождение Венеры
  • РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ Сандро Боттичелли

Власть Медичи снова казалась безграничной и среди тех, кто был отмечен и обласкан ею, – художник Сандро Боттичелли. И все же это так. «Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую.

Эта любовь окончилась трагически: юная Симонетта угасла от чахотки, а через два года, точно в день ее смерти, заговорщиками был убит Джулиано. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Так как в больницу поступали, прежде всего зараженные чумой, роспись, вероятно, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась.

  • Сандро Боттичелли — Рождение Венеры
  • Объясните на пальцах: «Рождение Венеры» Боттичелли
  • Боттичелли – эстет с большой буквы
  • Другие картины Сандро Боттичелли
  • Сандро Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры»

Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания.

Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Картина Рождение Венеры написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию.

  1. Ангел Флоренции: кем была загадочная Венера Сандро Боттичелли
  2. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  3. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  4. Зимние пейзажи выдающихся художников
  5. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  6. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Вот таким образом она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены». Как вышла из воды, ты видеть мог, Она, рукой придерживая правойСвои власы, другой — прикрыв сосок, У ног святых ее цветы и травы Покрыли свежей зеленью песок. В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э. ) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости».

Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак». В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь и чья красота вела смертных на небеса.

Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Композиция картины отражает содержание бесед, которые вели между собой члены платоновской Академии при дворе Лоренцо Великолепного во Флоренции.

В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Каждая деталь этого произведения подобна музыке.

  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Самые красивые города в вечернем освещении

Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.

Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Варнавы работы Боттичелли). Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.

В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Был он, что называется, не от мира сего.

  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»

Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы».

Дивную богиню повели на Олимп. Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Прекрасная статуя – вот слова, которые приходят на ум при взгляде на недвижную фигуру богини и которые осознанно адресовал своим зрителям художник. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.

Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество.

Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря или таинство явления в мир Красоты. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами.

  1. «ЛЮБОВЬ СОЕДИНЯЕТ ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ»
  2. «ВОСХИЩЕНИЕ КРАСОТОЙ И БОЛЬ ПОТЕРИ»
  3. 7 человек, с которыми нам однажды придется расстаться
  4. Напишите отзыв о статье Рождение Венеры (картина Боттичелли)
  5. Отрывок, характеризующий Рождение Венеры (картина Боттичелли)

Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». – одна из четырех богинь времен года, Весна. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 712 дней.

В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий.

Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Недостающими сантиметрами достигалось бы идеальное соотношение пространства, а именно обилием воздушных потоков над головами персонажей картины, как если бы мы отошли на несколько шагов назад.

Одни утверждают, что эта Венера из древнегреческих мифов, другие считают, что Сандро Боттичелли не мог знать этих мифов и, скорее всего, это одна из библейских историй. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Был он, что называется, не от мира сего.

  1. Сандро Боттичелли Рождение Венеры

Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная»– «Venus pudica». Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая.

Рождение Венеры 
 (картина Боттичелли)

Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь и чья красота вела смертных на небеса. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. И Боттичелли донес до нас священную память о ней.

И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты.

Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Описание Бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Так завершается этот путь – от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.

Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Изящная фигура приковывает внимание. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Верил в озарения и не заботился о богатстве.

Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.

Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения). Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. ТАМ В белом Оры берегом идут, Им ветер треплет волосы златые. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици).

Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Красота Симонетты поражала всех без исключения. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи.

(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Сочетание готических деталей и передового гуманизма делает эту картину одной из величайших работ итальянского Возрождения.

Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. – первый весенний цветок, также один из символов Венеры. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Тень кротости, легкой печали слегка затемняют взор прекрасной юной девы, которая старается прикрыть свою наготу ладонью и великолепными волосами, локонами которых весело играет ветерок. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного». Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).

Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Более, чем солнечному лучу, Боттичелли доверял лучу своего глаза, а кисть его была точна и тверда». То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что три столетия, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).

Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Степень приближения к этому идеалу стала мерилом совершенства, вот таким образом произведения искусства Средневековья и раннего Возрождения часто не отвечали вкусам последующих поколений. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.

«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты.

Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454 – 1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. И все же с тех пор, как прерафаэлиты вернули миру золотоволосую богиню любви, каждое новое поколение пытается найти единственно верные слова и разгадать тайну ее притягательности. Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы вся картина соткана из изысканно-красивых мотивов. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.

А для Джулиано Медичи, когда тот участвовал в рыцарском турнире, Боттичелли создал рыцарское знамя. Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту).

Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины.

Центральной фигурой картиныСандро Боттичелли «Рождение Венеры»стала сама богиня красоты. В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.

Она родилась в городке Портовенере, расположившемся на территории Лигурийского побережья. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна».

Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии».

Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.

Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. – позволила Боттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии.

Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры».

Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. И в этом нет ничего странного, ведь художник был адептом неоплатонизма, который гласит, что Бог воплощается в земной красоте – как духовной, так и телесной. Его современникам этот замысел был более понятен, чем нам: боттичеллиевская Венера точно повторяет жест античных статуй – Венеры Медичейской из флорентийского собрания Медичи и Венеры Капитолийской, которую художник, очевидно, видел во время пребывания в Риме. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому.

Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора. К сожалению, этот штандарт не сохранился.

Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.

Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку.

Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.

Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Его дыхание наполняет ветер цветами.

Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу.

Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Что же.

Реализм не для Боттичелли, что понятно из позы и фигуры Венеры, он предпочитает гуманизм и декоративную эстетику из византийских традиций. И Боттичелли донес до нас священную память о ней.

Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Лишь когда европейские художники научились с совершенной достоверностью передавать на холсте все многообразие окружающего мира и двигаться в этом направлении было уже некуда, лишь когда скучные эпигоны-академики бессчетное число раз повторили каждую фигуру, каждый жест с картин и фресок Рафаэля, возникла насущная потребность в новых художественных ориентирах. Но флорентийцы не хотели верить, что прелестные и нежные Черты Симонетты будут навсегда утрачены. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет».

Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену. И флорентийцы Высокого Возрождения уже перестали видеть в природе и любви сатанинские соблазны, которые заставляли трепетать монахов в кельях. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания.

Источниками вдохновения для творцов Средневековья и Возрождения часто становились недостижимые Прекрасные Дамы, платоническая любовь и поклонение которым рождали к жизни шедевры мирового искусства. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Более, чем солнечному лучу, Боттичелли доверял лучу своего глаза, а кисть его была точна и тверда».

Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн.

«Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Некоторые исследователи утверждают, что Симонетта стала возлюбленной Джулиано, некоторые уверены в том, что их любовь оставалась платонической. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433 – 1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно.

Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica». И это напоминает поединок за новорожденную.

Не построил своего дома, не свил семьи. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Варнавы работы Боттичелли). Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.

Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Вот и здесь, хотя всякое действие на картине отсутствует, Ветра и Нимфа как будто полны движения.

Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех.

Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.

Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере.

Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. И все же это так. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Не построил своего дома, не свил семьи.

Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.

(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры– жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой– похожа на мрамор. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма.

Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.