Рождение Венеры Кто Написал
Виктор Михайлович Васнецов1848-1926
Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн. Шею Оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта — символ вечной любви, у ее ног цветет анемон — первый весенний цветок, также один из символов Венеры. Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 536 дней.
Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи. Навстречу удовольствиям и радости они пошли с отроческой страстностью: все виды прекрасного восхищали их и главной добродетелью представлялась любовь.
Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. В выражении его отсутствует определенность, так же как лишена устойчивости поза богини, только что пришедшей в мир.
В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции). И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства.
И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Дерево, темпера. Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica».
17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. И все же это так. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок.
Анализ и интерпретации рождения Венеры
Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Согласно другим версиям изначально заказчиком был совершенно другой человек. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию.
Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак». В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. 203 x 314 см.
В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Символично, что город, чье название переводится как Порт Венеры, – родина прекрасной дамы, вдохновившей Боттичелли на создание образа богини красоты. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах.
Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере.
Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.
Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Флоренция. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа.
«Легенды и мифы Древней Греции»). Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Представляется маловероятным, что Боттичелли были знатоком оригинальных греческих и римских текстов.
Отрывок, характеризующий Рождение Венеры (картина Боттичелли)
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. ТАМ В белом Оры берегом идут, Им ветер треплет волосы златые.
Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую. Лучший художник Флоренции позаимствовал множество идей из готического искусства, что подтверждает общая стилистика, мотивы и освещение. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии.
И это напоминает поединок за новорожденную. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Холст, темпера. Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.
Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. К сожалению, этот штандарт не сохранился. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Согласно древнегреческому мифу, Афродита появилась на раковине из морской пены.
На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Дивную богиню повели на Олимп. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения).
Варнавы работы Боттичелли). Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи— двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода.
«Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу». Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований.
Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).
Возрождение. Она много лет украшала его виллу Кастелло. – возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли. Это также было и насущной задачей неоплатоников.
Самый известный шедевр эпохи Возрождения: история, описание, значение
Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли.
Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Любовь Джулиано и Симонетты стала для флорентийцев самым обсуждаемым событием, хотя она и была не продолжительной. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. – позволила Боттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов.
Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем. Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры». Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения).
- Рождение Венеры (картина Боттичелли)
- История одного шедевра: «Рождение Венеры» Боттичелли
- «Рождение Венеры»: удачная попытка единения христианства и античности
- «Рождение Венеры» — тайна картины великого итальянского художника Сандро Боттичелли
- «Рождение Венеры» — любовь и боль Боттичелли
- Рождение Венеры, Сандро Боттичелли
- Кто изображён на картине «Рождение Венеры» Боттичелли
(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры– жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой– похожа на мрамор. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование.
Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена».
Античная богиня становится аллегорией христианского откровения, через которое спасается душа.
- Описание картины «Рождение Венеры»
- Прекрасная картина «Рождение Венеры» в деталях
- Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли
- «Рождение Венеры» – тайный язык знаменитого полотна
- Описание картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. В поздний период творчества он попал под влияние пламенного проповедника Савонароллы и больше не писал картин на мифологические темы. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов.
Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 697 дней. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии».
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу». Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного». Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения). Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы.
Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения). Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию.
Она не стоит, а парит. – первый весенний цветок, также один из символов Венеры. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.
- Рождение Венеры (картина Жерома)
- «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли
- 4 самых известных воплощений Венеры в искусстве
- Волошин Максимилиан Александрович
- Боттичелли – эстет с большой буквы
Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию.
Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Это утверждение — оправдание женской наготы.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба). Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту).
- Другие картины Сандро Боттичелли
- Ангел Флоренции: кем была загадочная Венера Сандро Боттичелли
- Словари и энциклопедии на Академике
- Сандро Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры»
- Напишите отзыв о статье Рождение Венеры (картина Боттичелли)
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота – пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Она родилась в городке Портовенере, расположившемся на территории Лигурийского побережья. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Центральной фигурой картиныСандро Боттичелли «Рождение Венеры»стала сама богиня красоты.
Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Что же. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
- «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли – история и значение
- «ЛЮБОВЬ СОЕДИНЯЕТ ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ»
- «ВОСХИЩЕНИЕ КРАСОТОЙ И БОЛЬ ПОТЕРИ»
- 7 человек, с которыми нам однажды придется расстаться
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
«Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что три столетия, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок.
- Сандро Боттичелли и Рождение Венеры
- Агесандр Антиохский и Венера Милосская
Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. И все же это так. Громко приветствовали её боги. Мореплаватель Дюмон Дюрвилль, увидев ее в крестьянском сарае, рассказал о шедевре французскому послу маркизу де Ривьеру, тот немедленно снарядил в Грецию судно во главе со своим секретарем Марцеллюсом, с тем чтобы статую доставили ко двору Людовика XVIII.
Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли, разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Это также было и насущной задачей неоплатоников. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня.
По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн.
Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба). Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов.
Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). Будущий великий художник родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика и поначалу хотел быть ювелиром. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в совершенном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью.
В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Как вышла из воды, ты видеть мог, Она, рукой придерживая правойСвои власы, другой — прикрыв сосок, У ног святых ее цветы и травы Покрыли свежей зеленью песок. В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э. ) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости». Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву.
Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Умер Боттичелли в безвестности. В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции).
Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная»– «Venus pudica». Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря или таинство явления в мир Красоты.
Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам.
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере.
Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа.
Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Каждая деталь этого произведения подобна музыке. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино.
Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Она не стоит, а парит. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
И это напоминает поединок за новорожденную. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли. Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры. В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти.
По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры». Талло – покровительствовала весне, вот таким образом именно она в мифологии была спутницей новорождённой Венеры.
Более, чем солнечному лучу, Боттичелли доверял лучу своего глаза, а кисть его была точна и тверда». Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Картина «Рождение Венеры» была написана в 1484 году.
– одна из четырех богинь времен года, Весна. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 697 дней. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух.
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак».
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Красота Симонетты поражала всех без исключения. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами.
Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Его дыхание наполняет ветер цветами. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.
В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно. Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Вот таким образом она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены». В оформлении этого действа участвовал Боттичелли изобразивший на персональном знамени Джулиано Симонетту в образе Минервы в белом платье, с головой Медузы Горгоны в руках. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам.
Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Изящная фигура приковывает внимание. Дерево, темпера. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Италия.
Создавать образ для любой картины нелегко. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. В течение следующего десятилетия он приобрел большое количество влиятельных заказчиков, среди которых оказалась и семья Медичи. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.
Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная.
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха.
Размеры полотна: 172, 5 278, 5 см. До сих пор продолжаются споры искусствоведов о том, на каких именно полотнах художник запечатлел Симонетту Веспуччи и только ли ее. Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку.
Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. С другой стороны к девушке спешит нимфа Ора, являющаяся воплощением Природы, символизирующая тот исторический момент совершенствования человека, протягивая Венере плащ, наделяя ее наилучшими добродетелями. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным.
В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля.
Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Красота Симонетты поражала всех без исключения. Изобразить прекрасное лицо без модели достоверно практически невозможно: тени, блики играют на коже по-разному. Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле.
Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Галерея Уффици. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
«Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам.
Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены).
Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп.
То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну.
Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света. Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета, так, взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве.
И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу.
«Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.
Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
«Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии.
Не построил своего дома, не свил семьи. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Находится в галерее Уффици, Флоренция. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора.
Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Согласно мифологии, до берега Афродиту донёс лёгкий ветерок. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Был он, что называется, не от мира сего. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита.