Рублев Андрей Его Работы
7 самых важных работ Андрея Рублева
В первую очередь, это бесспорные произведения, перечисленные в летописных и иных источниках (белый цвет), число которых крайне ограничено, некоторые не сохранились (выделены розовым). Особенно замечательно в этой серии «Преображение». Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр— «Троицу».
Центральный ангел выделен выразительным контрастом пятен тёмно-вишнёвого и голубого цветов, а также изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. После реставрации под слоем старой краски открылись три великолепные иконы: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Этого могла она достигнуть по пути только своей собственной истории, которая предохранила её от той заманчивой последовательности в развитии художественных сил».
Программа «Страшного суда» во фресках Успенского собора решена с особой проникновенностью. Андрей Рублёв воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве и особенно по произведениям созданным Феофаном Греком в его московский период (Донская икона Богоматери иконы Деисуса в Благовещенском соборе).
Уже в следующем, XVI столетии его работы ценились столь высоко, что Стоглавый собор 1551 г. провозгласил их официальным образцом, повелев «писати живописцем иконы с древних образов, как греческие художники писали и как писал Андрей Рублев». На центральной иконе деисуса «Спас в Силах» изображен Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле. Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает тенденции господствующего архитектурного стиля своего времени.
По словам «Сказания», Никон повелел Рублёву написать икону Троицы «в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу». Во всем — отблески гармонии Рая и одновременно — расположенность к человеку, доброта. Он кажется удивительно близким, лик его светел и кроток.
- Список произведений Андрея Рублёва
- Андрей Рублев: биография и творчество иконописца
- Биография и творчество преподобного Андрея Рублева
- Андрей Рублёв: жизнь и творчество художника
- Андрей Рублев: творчество, загадки
- Краткая биография Андрея Рублёва самое главное
- Краткая биография Андрея Рублева
До Октябрьской революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. Историческая канва рублёвского шедевра – «Троицы» – библейская легенда о явлении бога Аврааму и его жене Сарре под видом трёх мужей. Очерки наклоненных друг к другу ангельских фигур округлены.
Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Основное отличительное качество его работ — их глубокая человечность.
- Анализ творчества Андрея Рублёва
- Картины Андрея Рублева в Русском музее
- Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)
- Детство, отрочество, монашество
- Росписи Владимирского Успенского собора
Все изображение проникнуто кроткой и печальной мольбой, заступничеством «за род человеческий». В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами— Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Рублев пишет Спаса в мягкой, светлой цветовой гамме, наделяя его славянскими чертами.
Местом его рождения считается Московское княжество. К сожалению, по его биографии мало что известно. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление.
Таким образом изображение ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из Ветхого Завета) превращается в образ евхаристии, символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа). Холодные лучи неземного света пронизывают ее сверху донизу. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На иконе изображены три ангела.
- Андрей Рублев: последние новости
- Исторический портрет Андрея Рублёва
- Особенности творчества Андрея Рублёва
- Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи
- Интересные факты из жизни художника
- Счастливая судьба Андрея Рублева
- Интересные факты об Андрее Рублеве
По единодушному мнению специалистов, автором этих произведений мог быть только Рублев. Но написание иконы с другого человека ставило ряд проблем этического характера. С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Такой предстает перед нами «Троица» — одно из самых поразительных творений, когда-либо выходивших из-под кисти русского иконописца.
Ничто не отвлекает зрителя от наблюдения за неторопливым духовным (без слов) собеседованием трех ипостасей Божества. классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери иконы Деисуса в Благовещенском соборе). В 1428 г. он расписывает церковь Спаса в Андрониковом монастыре и там же умирает.
- Биография Андрея Рублёва о главном
- Словари и энциклопедии на Академике
Так неожиданно выражено Рублевым приобщение человека к высшему бытию. Вероятно именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица»— его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. «Спас в Силах»Из указанных в источниках произведений Андрея Рублева, сохранились крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Следующее известие о Рублеве встречается только под 1422г.
Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Как пишут специалисты по древнерусскому искусству, «с момента открытия подлинных работ Андрея Рублёва (1918) в науке не прекращаются споры о принадлежности кисти мастера тех или иных произведений.
Мысль о единосущности Божественных ипостасей воплощается многими способами и прежде всего через композицию: три ангела как бы собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник — символ вечности и все объединено в круге, подчеркивающем единство. Во владимирском Успенском соборе сохранилась лишь небольшая часть росписей. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным голубцом и зеленью. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре.
В связи с этими произведениями ученые часто ставят вопрос о «реализме» искусства Рублева, дискутируя о допустимости применения этого понятия к условному по определению искусству иконы. Княжеский заказ выполняли два знаменитых иконописца — Даниил Черный и Андрей Рублев. О предшествующем периоде жизни Андрея Рублёва известно мало. Именно она более всего интересует художника. Разоренный и выжженный ордынскими завоевателями храм нуждался в восстановлении. Эпоха Рублева была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания.
Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Это, увы, все, что осталось от первоначальной благовещенской росписи.
Только в записях, датированных 1425-1427 гг., указывается, что А. Рублёв работает в Троицком монастыре. Следующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 году: 25 мая «начаша подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже во Владимире повелением князя Великого а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Обычно в сане архимандрита. Однако эти общевизантийские черты стиля раннего 15 века художник видоизменял ибо идеальныеИдеал (французское ideal) — образец, нечто абсолютное, высшая цель стремлений. При этом некоторые черты классической системы Андрей как будто специально приглушает: округлость формы не подчеркивается иллюзионистические моменты (например, анатомически верная передача суставов) отсутствуют, благодаря чему объемы и поверхности кажутся преображенными, — как и в византийском искусстве, всякая форма предстает у Андрея Рублева перевоплощенной, одухотворенной Божественными энергиями.
Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». Составленное в 17 веке «Сказание о святых иконописцах» утверждает, что он жил сначала в Троицком монастыре в послушании у Никона. Дерево, темпера.
Родился в 60-е годы 14 века. в Византии, получившего широкий отклик на Руси. Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве.
В зрелом возрасте принял постриг и стал монахом. Стоглав является источником для изучения культуры и быта русского общества 16 века. От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими. Дом воплощает Божие Домостроительство. Кроме тихого глубокого созерцания Андрей Рублев иногда сообщает своим образам духовный восторг, вызывающий сияние глаз, блаженные улыбки, свечение всего облика (трубящий ангел во фресках Успенского собора) иногда — высокое вдохновение и излучающуюся силу (апостолы Петр и Павел в «Шествии праведных в Рай», там же).
Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В иконе нет повествовательноести евангельского сюжета, нет ни одной лишней детали. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь». Современники называли его также «мужем в добродетели съврьшенным».
В целом образ «Троицы» — это воплощение человеческой любви в самом высоком ее созидательном смысле, «побеждающей ненавистную рознь мира сего». Они созерцают свет внутри себя. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность) — мистическое течение в Византии. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не мастеру, а ученикам— членам артели, которую он возглавлял вместе с Даниилом Чёрным (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря)2.
Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе — в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408 году Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и вдобавок сохранившуюся работу— фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом.
Помимо бесспорной «Троицы» большинство исследователей соглашаются с тем, что его кисти также принадлежит Звенигородский чин («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все— рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи. В центре иконописец расположил чашу, а вокруг – трех ангелов, сидящих отрешенно. Таким образом, подлинное открытие рублевской живописи состоялось в двадцатом веке.
Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. Высокий лоб свидетельствует о его мудрости, он склоняет голову, погруженный в размышления. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве.
Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (весной 1428 года сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Иконописцы также по-разному изображали его. Он был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 века («Отвещание» Иосифа Волоцкого) в 16 веке его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551).
собораСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Однако, взгляд Ангела более резок. Между 1425-1427 годами он вместе с другом и «спостником» Даниилом Чёрным участвовал в создании ныне несохранившихся росписей Троицкого собора Сергиева монастыря. Лучшее и самое достоверное из произведений Рублева – это знаменитая «Троица».
В 1988 г. Русская православная церковь канонизировала Рублева. В 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и, вдобавок, сохранившуюся работу— фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Большинство исследователей считают условно 1360 год датой рождения художника. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр Евангелия Хитрово.
Имя Андрея Рублева обросло легендамиЛегенда (от латинского legenda, буквально — то, что следует прочесть) — в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча в фольклоре — вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке») в новейшей литера., а в 20 веке — научными гипотезамиГипотеза (греческое hypothesis — основание, предположение) — предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений форма развития науки. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. В этом образе соединились великая печаль, девственная чистота и глубочайшая духовность.
Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (конец XIV – начало XV века) иконы – Владимирская Богоматерь (ок. Композиционным центром иконы является чаша. после смерти Сергия Радонежского (1392). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв» она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.
Цветовая гамма икон, рассчитанная на восприятие с большого расстояния, скупа. Многие исследователи кроме того считают, что семь икон современного благовещенского иконостаса («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим» и «Преображение») также принадлежат Рублеву. Творчеству Рублева присуще парадоксальное соединение условности и реальности. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Он несет мир и спасение людям.
Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Иконостас Благовещенского собора представлял собой пять ярусов икон. «Спас»По позднему источнику — «Сказанию о святых иконописцахИконопись — христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись — энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. Выполненная в византийской традиции, картина Второго пришествия Христа переосмыслена.
Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. В более узком смысле — религиозно-философское учение Григория Паламы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Предполагая, что зрелость, не отмеченная еще чертами старческой усталости и упадка, приходится не позднее чем на седьмой десяток жизни, договорились об этой приблизительной дате. По свидетельству «Сказания о святых иконописцах», Никон просил Рублева «образ написати пресвятые Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой.
Совершенствуясь, ум приобретал способность воспринимать «невещественный» свет.
Художника сыграл актер Анатолий Солоницын. Был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 века («Отвещание. » Иосифа Волоцкого) в 16 веке его работы стали обязательными образцами для подражания (постановление СтоглавогоСтоглав — сборник решений Стоглавого собора (1551 год), состоит из ста глав кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством. Именно тогда Андрей написал свое самое великое, проникновенное и таинственное произведение — знаменитую «Троицу» — главную храмовую икону для монастырского собора и одно из самых совершенных произведений древнерусской живописи. Правда, «старостью великой» древнерусские книжники определяли возраст и в восемьдесят и в девяносто лет.
1427) последней работой Рублева. Дата рождения доподлинно неизвестна, где-то 1360-70 года. Отдельного внимания заслуживает символика цвета. В выразительном лике Спаса зритель без труда отметит славянские этнические черты. В 1408 году, по свидетельству летописи, расписывал вместе с Даниилом Черным древний (12 в. ) Успенский собор во Владимире был назван вторым после Даниила. 1428), Сербии (фрески Манасии до 1418 и Каленича ок. Рублев — мастер символического образа.
В 1411 или 1425—1427 годах он создал свой шедевр— «Троицу». Эти росписи не сохранились. Он сумел отразить современные события (спасение Москвы от наступавшего Тамерлана) в библейском сюжете об избиении архангелом Михаилом ассирийского войска. В 1420-х годах Андрей упоминается в третий раз: с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Это очень необычный ракурс, создающий многогранность образа.
Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годах. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви и утешает обреченного на жертву. Рублев — мастер символического образа. Среди событий 1405 года сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок.
Это было время сильнейшего распространения исихазмаИсихазм (от греч. По окончании работ в Благовещенской церкви имя Рублева на два года исчезает из летописей. Изображение Святого Архистратига Михаила окружают восемнадцать клейм — это самое полное собрание его деяний: Троица, собор архангелов и прочих сил бесплотных, пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима, видение четырех зверей, борьба за тело Моисея, лестница Иакова, три отрока в печи огненной, явление Архангела Иисусу Навину, архангел Михаил изводит апостола Петра из темницы, явление ангела в облачении великого схимника преподобному Пахомию Великому, борьба Иакова с ангелом, разрушение Содома и изведение семьи Дота, ангел поражает войско ассирийского царя Сеннахирима, Всемирный потоп, наказание Навуходоносора, явление ангела во сне царю (предположительно Александру Македонскому), покаяние Давида и чудо в Хонех. 142 х 114 см. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух).
Точное место захоронения неизвестно. В 1420-х годах по свидетельству «Жития Сергия Радонежского» (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и «Жития Никона» – источников 1430-50-х годов – оба мастера расписывают церковь святой Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-24 годах над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной. Дерево— мамврийский дуб— превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы.
В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Рублев отчасти устранил, отчасти сократил до малых размеров всю земную обстановку события.
Обрамляющие Христа красный ромб, голубовато-зеленый овал и красный четырехугольник символизируют его славу и «силы», небесные (в овале) и земные (символы четырех евангелистов по углам ромба). Творчество мастера вобрало в себя весь предшествующий опыт иконописи. Рублёву предстояло вернуть утраченное состояние – гармонию чувств, ясность и чистоту ума. Канонизирован в 1988 году, то есть пречислен к лику святых.
В конце XIV— начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр— икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея). Рубель, производная в его фамилии, это инструмент для накатки кожи. Обширное пространство храма наполнено образами возвышенной красоты и благородства.
На рублёвских иконах и фресках персонажи выглядят очень спокойными, даже умиротворёнными, в то время как для греческой иконописной традиции характерно строгое, «аристократическое» изображение святых. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего. Эти росписи не сохранились. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову».
В концепции Рублева главенствует мотив единения. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все— рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи. Там Рублёв и скончался в 1430 году. Идейный замысел композиции деисуса (в переводе с греческого «деисус» обозначает «моление») связан с темой «Страшного суда» и отражает мысль о заступничестве и молении святых за род человеческий перед Спасом. Троицкий иконостас – уникален. Во взгляде, обращенном к двум другим ангелам, читается отеческое превосходство.
Отсюда их красота и ощущение «одушевленности». Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Его творчество оказало основополагающее, стилеобразующее влияние на искусство эпохи. Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества он был хорошо знаком также со славянским художественным опытом.
Святой дух посредине и ангел, сидящий справа, склонили головы в его сторону. Средний ангел (Сын) изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением выражает покорность воле Бога Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Символика голубого цвета также весьма глубока и многогранна. Те из них, атрибуция которых Андрею Рублёву в настоящий момент не отведена и остается общепринятой большинством специалистов (несмотря на отсутствие упоминаний в письменных источниках), выделены зелёным цветом. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. появились после реставрационной расчистки его иконы «Троица» в 1904 году, но в полной мере — начиная с 1918, когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина. Скорее всего икона со временем бы погибла, если бы не случай.
Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям— в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х годов5 из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель»— инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи6. Иконостас Успенского собора — самый большой из русских иконостасов. Колористическое решение деисуса гармонически ясное.
Эпически сосредоточенно и доверчиво обращаются к Спасу Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, Григорий Великий и Иоанн Златоуст. «Все мысленное, – в произведениях Рублева, – мнится видением». Гора Мориа (Храмовая гора) – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима высотой 774 м над уровнем моря. Явление Аврааму троих ангелов – символ единосущного и триипостасного Бога (Святой Троицы). Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева.
Некоторые исследователи даже склонны идентифицировать этот период с эпохой Проторенессанса в Италии. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV— начало XV века сохранились фрагменты) иконы— «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим»— все около 1405) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Симонова монастыря), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва). Гармония царит не только в образе, но и в живописном строе произведения, основанном на равнозначности трех составляющих его компонентов — линии, цвета и света. Атмосфера внутреннего согласия и любви, радостное звучание холодных и чистых оттенков, передающих оптимистическую идею о будущем совершенстве преображенного материального мира, о восстановлении утраченной «первообразной» красоты и гармонии заставляют вспомнить о том, какое значение придавал Сергий Радонежский первому, построенному им храму. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. Именно рублёвская икона соответствовала этим представлениям.
В «Житии Сергия Радонежского» о нем сказано: «Андрей иконописец преизрядный и всех превосходят в мудрости зелне. ». Реальные представления о его искусствеИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В нежных ликах ангелов ясно ощущается высокая нравственная сила, способность полагать жизнь «за други своя». Жизненная мудрость не отягощает их, а как бы возвышает над миром. Об остальных крупных работах Рублёва мы знаем из житий Сергия и Никона.
Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям— в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х гг. из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель»— инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. В образе Иоанна Предтечи внимание заострено на теме величавой скорби, «духовного плача», по старинному выражению. Ангелы как бы парят в воздухе, на одеждах их, как бы «дымом писанных», ложатся отблески небесной голубизны. Реставрационное раскрытие памятника выявило авторскую поверхность с участками вставок на новом грунте и основательную потертость первоначальной живописи с утратами нежных прозрачных верхних слоев (лессировок).
«Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Согласно «Сказанию о святых иконописцах», Никон Радонежский повелел Рублеву «написати образ пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу». Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам.
Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. И в 1411 г., в самом расцвете творческих сил, Рублев создал свой великий шедевр — «Троицу» (Государственная Третьяковская Галерея). Здесь художник снова по-своему переосмыслил традиционную иконографию. Сведения о Рублеве весьма скудны.
1409, Успенский собор, Владимир), Спас в силах (1408), часть икон праздничного чина (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим – все ок. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не Андрею Рублеву, а ученикам — членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублевым (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря). Вместе с Даниилом Черным, дружба с которым прошла через всю его жизнь, Рублев работал над миниатюрами-иллюстрациями Евангелия Хитрово и Морозовского Евангелия из Успенского собора Московского Кремля. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое.
Стоглавый собор был созван ввиду того, что священные обычаи «поисшаталися» на рассмотрение собору были предложены сначала 37 вопросов, потом еще 32, касающихся церковного богослужения, епархиального управления, злоупотреблений в монастырском управлении, различных сторон мирского быта (брадобритие, знахарство, скоморошество). Сергей Радонежский построил в своей обители Троицкий собор, в котором была поставлена затем икона Рублева «Троица», «дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Многие художники в своих иконах «Преображения» выражали в основном ту мысль, что человеческому взору трудно, почти невозможно вынести этот неизреченный свет. Главная мысль произведения: драма встречи двух миров.
Художник воплотил в «Троице» свой идеал совершенства, представление о человеке тонкой одухотворённости и нравственной просветлённости. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Вероятно именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Уже в древности было много толкований этого многозначительного события.
Упоминаемый здесь Даниил – «содруг» Андрея, более известный под именем Даниила Черного, товарищ в последующих работах. В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Недаром Рублев так удачно сумел воспроизвести «Богоматерь Владимирскую» (1408, Владимиро-суздальский государственный музей-заповедник), придав ее чертам и духовному содержанию образа большую жизненную убедительность. «Апостол Павел»Андрей Рублев воспринял традицииТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов.
13-14 вв. Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением» какие-либо внутренние аффектыАффект (от латинского affeсtus — душевное волнение, страсть) — бурная кратковременная эмоция (например, гнев или ужас), возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель.
Третий ряд — праздничный, в котором помещаются иконы основных Евангельских событий. Таинственный свет повсюду, но к нему нужно «восходить», готовиться к его приятию и лишь тогда человек, насколько это для него возможно им освещается. Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания их взгляды устремлены в вечность. На заднем фоне – дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека.
Эти росписи не сохранились. Святые духи, служители Божии одеты по-разному.
Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Левый ангел, означающий Бога Отца, правой рукой благословляет чашу. В своих иконах и фресках Андрей Рублев воплотил то, что называют «богословием в красках»: он раскрывал в художественных образах вероучение православной церкви. Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям— в Великом Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг. из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель»— инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи.
В таком исполнении икона служила как бы иллюстрацией к описанному в Библии событию. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Символичный образ евангелиста Матфея чаще других приписывают именно Рублеву.
Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). В 1411 или 1425-27 годах он создал свой шедевр— «Троицу». Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо— за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора— за спиной третьего ангела (Святой Дух).
В широком смысле — этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания включало систему психофизического контроля имеющую некоторое внешнее сходство с методами йоги. Четвертый ряд — пророческий, это иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках. Они не только находятся в общении, но по единству Божественной природы взаимно проникают друг в друга и в мысли и в воле и в действии.
В конце XIV — начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея). На этой основе он сумел выработать тот художественный язык, приемы которого стали эталонными для иконописцев всех последующих эпох. Можно только предполагать, где еще в Продолжение этих 14 лет трудился Андрей. Сюжет «Троицы» относится к ветхозаветному преданию.
1551). Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. Дуб мамврийский символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы.
Принято считать, что Рублев родился около 1360 года. С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Огненный темперамент Феофана Грека, образные, насыщенные притчами философские беседы, которые он вёл с восторженными слушателями, на глазах у них вдохновенно и с профессиональным блеском воплощая «духовную красоту», открытую «чувственным очам» его ума, наконец, его отточенное мастерство монументалиста и миниатюриста, – всё это не могло не повлиять на мировосприятие Рублёва и, несомненно, способствовало расширению его творческого диапазона. Все это— указания на первое лицо Святой Троицы. находим новое известие о нем: великий князь Василий Дмитриевич (сын Донского) распорядился обновить живопись в Успенском соборе во Владимире и написать заново погибшие фрески Страшного суда.
Черты лица написаны мягким, плавным движением кисти, с почти каллиграфической точностью. Затем в 1600 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный. 1413), Западной Европы (Гентский алтарь Яна Ван Эйка, 1432 создания Фра Беато Анджелико).
Из двух дат написания «Троицы», предлагаемых источниками, — 1411 и 1425-1427 — более вероятной представляется последняя. На иконе есть еще несколько символов: дерево и дом. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв» она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
Андрей Рублёв «Троица». им не свойственны. Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок». В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства» (17 в. ) известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменомИгумен (греческое hegumenos, буквально — ведущий) — настоятель православного монастыря (в женских — игуменья). Важную роль в раскрытии дарования Рублёва сыграло его сотрудничество с прославленным византийским живописцем, «великим философом» Феофаном.
Судя по фамилии, отец его происходил из ремесленников. Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв» она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном. для международной реставрационной выставки икон 1929 года.
Их крылья соприкасаются легким волнообразным движением, как бы перетекают одно в другое. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Ангелы словно парят в воздухе, на их одеждах, как бы «писанных дымом», ложатся отблески небесной голубизны. Лишь на единое мгновение открывается человеческому взгляду иной, нездешний свет — и человек потрясен и едва выдерживает такое предстояние. Самые ранние сведения о художнике восходят к московской «Троицкой летописи». Обе иконы сегодня размещаются в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Центральную икону успенского иконостаса — «Спас в силах» и икону апостола Андрея написал Рублев.
Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Но уже под 1408г. Андрей Рублёв – великий русский иконописец. В книге «Бытия» рассказывается, как к старцу Аврааму явились трое прекрасных юношей и как он вместе со своей супругой Сарой угощал их под сенью дуба, втайне догадываясь, что в них воплотился Бог. «Троица» — сложнейший сюжет христианской иконографии, многократно дававший повод для богословских споров и различных толкований.
В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Отдельные попытки уменьшить его возраст общего признания не получили. Именно для него и была написана «Троица», помещенная в нижнем (местном) ряду с правой стороны от Царских врат. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства.
Кроме того, в иконописной традиции голубой цвет, как и темно-бордовый, традиционно ассоциируется с Богородицей.
А внешние контуры образуют 5-угольник, символизирующий Вифлиемскую звезду. Органичность и правильность форм сочетается с потрясающей свободой изображения. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел» из Звенигородского чина). (Григорий Синаит, Нил Сорский).
Один список был сделан в конце XVI века по заказу Бориса Годунова, второй — в 1926–1928гг. Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы. Свет, просиявший в Христе, потоком низвергается на апостолов. Возникло в 4-7 вв., возродилось в кон. В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм. В этом смысле Рублев может быть назван мастером эпохи Возрождения — едва ли не единственным на Руси достойным современником итальянских основоположников ренеесансного стиля, а его искусство можно именовать «живописью» без подразумеваемой применительно к иконописи условности термина. и относится к росписи собора в Троицком монастыре под Москвой.
Андрей и его друг Даниил умерли в 1427 г. от «морового поветрия» и погребены в Спасо-Андрониковом монастыре. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша.
В этой иконе, по-видимому, отражен традиционный взгляд на чудо Преображения. Следы его пребывания между прочим находят в Звенигороде. Всю жизнь занимался росписью соборов и храмов.
Законы земного тяготения не властвуют в этой композиции.