Руссо Таможенник

Анри Жюльен Фелис Руссо (фр. Henri Julien Flix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910)— французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Анри Жюльен Феликс Руссо (по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910) — французский живописец-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Анри Жюльен Феликс Руссо (фр. Henri Julien Flix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910)— французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Руссо работал клерком у судебного исполнителя, а потом в налоговом управлении Парижа из-за чего и получил свое не очень точное прозвище Таможенник.

Творческие контакты Пикассо и Руссо далеко не исчерпывают тему живого воздействия искусства Таможенника на живопись XX столетия.

Джунгли Анри Руссо: как таможенник обогнал мировое искусство

Жюри официального Салона никогда бы не приняло его работы, зато Независимый с радостью «отхватил» работы странного самоучки.

«Сон», одно из последних полотен Руссо, считается завещанием художника. Современная улица со всем своим заполнением представляет для меня первосортный материал. А еще он общался с призраками, видел вещие сны, его преследовали видения. Механик Леже бесспорно разговаривает на «арго», сплевывает на пол и хвастается наколкой, но картина поражает не вульгарностью, а монументальной силой воплощения образа. Когда американский художник Макс Вебер (1881 – 1961), навещая Руссо в его мастерской, рассматривает эту, еще не завершенную картину, он обращает внимание автора на диспропорцию между собаками и остальными изображенными предметами и персонажами.

Большинство произведений Руссо, созданных до 1900 года, утрачено. Он выставлялся вместе с художниками, принадлежавшими к новейшим течениям в искусстве, но можно подумать, что этот одинокий упрямец раз и навсегда, как бы в порыве простодушного откровения, минуя естественный путь эволюции новаторских движений во французской живописи XIX века, сразу обрел свой стиль, перешагнув тем самым в следующее столетие. Таможенник Руссо выставляет «Сон» на 26-м аукционе Независимых в 1910 году.

  • Анри Руссо: 10 ярких фактов к юбилею «Таможенника»
  • Таможенник Руссо или Расцвет современности 2016
  • Анри Руссо: жизнь и творчество художника
  • Энциклопедический словарь (2009) РУССО АНРИ (ТАМОЖЕННИК)
  • Соприкосновение «наивной» живописи Таможенника Руссо с профессиональным искусством его эпохи
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Коллекция Художники Анри Руссо

Видишь, как разодета здешняя публика. «Материал окружает художника повсюду и его нужно брать, не задумываясь. Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (Прогулка в лесу, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (Автопортрет с палитрой, 1889-1890, Национальная галерея, Прага Артиллеристы, 1895, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом. Эта аляповатая, лубочная Венера напоминает персонажей Руссо с картины Счастливый квартет. Их также окружают немногочисленные, но чрезвычайно активные, как бы «ожившие» вещи.

Когда началась оценка его творчества сразу после смерти, в нем видели «блаженного», юродивого, но не мученика. Но никакого Александра Ивановича не было». Выразил это Руссо за несколько месяцев до своей смерти, когда он создал Сон. Руссо представил автопортрет на Салоне независимых в марте 1890 года.

  • Мы в перечне библиотечных блогов
  • Напишите отзыв о статье Руссо, Анри
  • Отрывок, характеризующий Руссо, Анри
  • Художник Анри Руссо – Таможенник

Это полотно Пикассо купил в галерее Воллара уже после смерти Руссо. Его коллеги и друзья единогласно утверждают, что картина достойна наилучших отзывов. На этой распродаже фигурировали картины Руссо, в частности его знаменитая Спящая цыганка, вокруг истории создания которой «бандой» Пикассо распространялись самые разные слухи. Наконец, в творческом наследии Пикассо есть работы, которые указывают на самое тщательное исследование художником метода Руссо, стремление подражать его «наивности», которую Пикассо, видимо, принимал за сознательный прием.

Теперь же, в результате сложного переплетения растений и их чередования на полотне возникала иллюзия пространства, которой способствовало колористическое решение. Кажется, что Руссо изображает подлинный сюрреалистический кошмар. И тот и другой мастер передают образ одухотворенного мира, но если Гоген конструирует свой собственный мир, то Руссо предлагает зрителю «зашифрованную реальность», непосредственно обращаясь к подсознанию, как в Сне Ядвиги или Заклинательнице змей.

Совершенное приятие наследия Руссо сюрреалистами подводит итог тесных творческих контактов Руссо с «бандой» Пикассо. Отметим, сколь симптоматичен выбор этой картины будущим создателем эмблемы мира. Однако отношение Пикассо к Руссо вовсе не было простым. Проводя на службе 60 часов в неделю, Руссо мог посвящать живописи только воскресные дни.

Говорил же Руссо о своем методе работы над картиной: «Я всегда вижу свою картину внутри себя, прежде чем ее начать Только в процессе работы я нахожу мотивы, которые останавливают мое внимание и доставляют мне массу удовольствия». Страшный образ войны явился Руссо во время его снов наяву, о которых он часто рассказывал современникам: «Я всегда вижу картину внутри себя, прежде чем ее начать». Но он никогда не говорил насмешникам: «Зачем вы мучаете меня. », никогда на глазах у публики не впадал в отчаяние от черствости окружающего мира, не плакал детскими слезами.

Анри Руссо до сорока лет работал таможенником и начал писать, лишь когда вышел в отставку. Переливающиеся оттенки зелени создают ощущение глубины. Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства.

Истоки новаторства Пикассо лежали в искусстве музеев, а Руссо никому не наследовал. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Рядом с изображением велосипедистки-чемпионки Большой Жюли (1945) на фоне неба летают огромные синие бабочки, а сама велосипедистка одета в костюм ярмарочной акробатки. Сидящая спиной к зрителю причесывающаяся женщина появится в облике знаменитой Обнаженной на берегу, ставшей на какое-то время знаменем сюрреализма в живописи.

Сам же Руссо объяснял, что его дар отвергли, так как он изобразил «неправильные цветы», вместо гвоздик нарисовал левкои. Уже в «Карнавальном вечере» присутствуют будущие черты его индивидуального стиля, развитые в поздних работах: чередование планов, размещение фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка всех элементов композиции. Дега, судя по воспоминаниям Воллара, возмутился, увидав у него в галерее привезенные для продажи пейзажи Руссо: «Неужели теперь и это считают искусством. » – раздраженно воскликнул он, считая, что современное молодое поколение превращает выстраданное им самим, Э. Мане и Сезанном творчество в забаву. Вы можете спросить у художников – все единогласны, все их восхищает, даже эта софа в стиле Людовика – Филиппа, затерянная в девственном лесу. Столь же «иконописна» и трактовка пейзажа-земли с «лещадками» и зияющей чернотой пещеры.

Анри Руссо: 10 ярких 
фактов к юбилею 
«Таможенника»

Я не могу оставить тебя с ними». А. С. Пушкина. Он был заинтригован и задет этим странным пожилым человеком, часто играющим роль шута и в то же время не сомневающимся в своем величии художника.

Но представленный рядом Портрет человека в красном головном уборе (1490 – 1493) Витторе Карпаччо из музея Коррер в Венеции должен подсказать зрителю, куда на самом деле уходят корни этой традиции. Он отталкивался от традиций древних и примитивных народов, которые изобрели маску. Зрителям они казались пришедшими из тропических лесов.

Вороны с белыми клювами выклевывают алые нитки внутренностей. Кубистов покоряли чистота стиля Руссо, его способность к упорядоченности композиционного построения картины в соединении с четкостью деталей, ясно читаемым «вещизмом», к которому они стремились в своих портретах и натюрмортах. И совершалось чудо. Он очень часто бродил по Лувру, но ему хотелось сделать нечто абсолютно иное».

Особенно часто в этих полотнах с женскими персонажами, возлежащими на фоне окна с урбанистическим пейзажем за ним и подозрительно активными комнатными цветами, вспоминается «тип Ядвиги» с ее застывшими округлыми чертами лица и характерной, переброшенной на одну сторону прядью распущенных длинных волос. Правда и сын дожил лишь до 18 лет. Гийом Аполлинер рассказывал о том, как художника работал над его портретом (1909, «Муза, вдохновляющая поэта (Портрет Аполлинера и Мари Лорансен)») : «прежде всего С 1905 года Руссо выставлялся в Осеннем салоне. «Рай» Руссо – чистый плод поэтического воображения, результат одухотворения художником будничной, замкнутой среды обитания и в этом он больше отвечает настроениям людей грядущего XX века. Об отношении современников к творчеству Анри Руссо или Таможенника, как его все называли, красноречиво говорит широко известный эпизод: сатирик, драматург Жорж Куртелин поместил картину Руссо «Свобода, приглашающая художников участвовать в XXII Салоне независимых» в коллекцию своего Музея уродств.

Презрительное: «он не может справиться даже с линейной перспективой», брюзжание по поводу угловатости рисунка уступали место признанию его оригинальности, высокого профессионализма, которого не наблюдалось у большинства «примитивистов», виртуозного владения цветом, колоритом искусства стилизации. Об этом художник написал в статье «Искусство и народ» в 1946 году. Руссо сказал как-то В. Уде, что «это не он сам пишет свои картины, только его рука». Анри Руссо, художник, улица Верцингеториг, 15, Париж. Действие происходит в иссушенной пустыне. Вот как описывал эту картину в начале века восхищенный Альфред Жарри: «Лошадь несет на противоестественно вытянутой шее свою голову танцовщицы, дрожат черные листья, бегут облака, щебень катится, как сосновые шишки, между трупами с полупрозрачным телом, а на них восседают вороны с белыми клювами».

Так «странные» для современников полотна чудака Таможенника, созданные в последние двадцать лет его жизни, оказали существенное влияние на творчество двух крупнейших мастеров современного изобразительного искусства. Жертва тигра находится за пределами картины и автор даёт зрителю возможность самому решать исход охоты, однако название «Сюрприз. » позволяет предположить, что охота была удачной для тигра. В 1884 году он получил разрешение копировать картины в Лувре, Люксембургском музее и Версале, что и стало его единственной художественной школой (если не считать советов Жан-Леона Жерома). Леже сознательно пришел к тому, что в «наивном» сознании Руссо рождалось спонтанно. Руссо приписал его в год свадьбы.

И Майя с куклой на стуле у Пикассо символизирует трагедию времени, она полна ожидания страшной катастрофы, которая перевернет привычное представление о соотношении добра и зла в мире. «Осенний салон» 1905 года принял три картины «Таможенника», в том числе крупное полотно изображающее джунгли. Сон Ядвиги. На что Руссо отвечает: «Все должно оставаться так, как есть».

Жена умерла в 1888 году. А до них об этом знал кое-что Бодлер, отчасти проникший в тайну вывески.

Но ту же борьбу человека с вещами, явление человека как символа и части окружающей среды мы встречаем на полотнах Руссо. И они правы». Казалось, он не замечал издевательств и грубых шуток, принимал всё за чистую монету.

Цыганка одета в восточные одежды. Таможенник Руссо часто использовал фотографии и почтовые открытки. Отныне Леже захотел воспеть новый поэтический язык – «арго» и создать нечто адекватное «арго» в монументальной живописи, предназначенной для украшения улиц, заводов и фабричных предместий. Анри, правда, это не очень огорчало. Под копытами лошади на картине Руссо раскинулся обнаженный до пояса мертвец с лицом самого Руссо (этот прием у Руссо повторяется в Портрете ребенка с Полишинелем, где он придает деревянной кукле портретные черты)– он удивительно похож на распростертого, запрокинутого в том же ракурсе всадника из Герники.

Вместе с тем в эти годы в кафе Вольпини выставлялись его «экзотические Евы», в которых откровенно народная лубочность сочеталась с тоской по иным берегам и «земле обетованной», где зачарованный путник прислушивался к таинственным и прекрасным звукам первых дней творения, к устрашающим шорохам земли, заселенной демонами, преследующими человечество после Грехопадения. Когда же Руссо спросили, почему же он изобразил её таким образом, он ответил, что «большому поэту нужна большая муза». Он даже разработал собственный метод изображения хлещущих струй дождя тонкими «нитками» серебряной краски, наносимой по диагонали полотна. Пикассо несчастный Таможенник представлялся опасным соперником, творившим новое искусство без предшественников и как бы вне культурного наследия – искусство «балаганное», грубое, являющее собой антипод интеллектуальным экспериментам кубизма. И только мужчина, стоящий справа от невесты, отдаленно напоминает самого Руссо. Рай Гогена «открыт» в результате путешествия в дальние страны, создан на основе географической реальности.

Со временем Руссо добавлял к автопортрету всё больше седины. Эти маститые салонные художники (к ним еще можно прибавить имена Кабанеля и Бонна, на которых Руссо ссылается в письмах) просто не принимали всерьез его усилий, видя в них лишь забавные ухищрения дилетанта, однако как мыслящий художник Руссо платил им тем же.

В руках художник держит кисть и палитру, где написаны два имени – Клеманс и Жозефина. Это одна из ранних картин Руссо, хотя он написал её в 42-летнем возрасте. В течение нескольких лет «Салон независимых», следуя обычаю представлять всех, кто желал выставить свои картины, выносил на суд публики полотна скромного, небольшого роста человека по имени Анри Руссо, ушедшего в отставку служащего налогового управления, которому Аполлинер впоследствии дал кличку «Таможенник». В общем, каждый изгалялся над бедным Таможенником как мог. Несчастный Таможенник свободно изъяснялся на «арго», каждодневно слыша его в своем парижском квартале, на улице Перрель.

К этому восхищению молодежи работами Таможенника примешивалась и некоторая подозрительность, что дало повод ряду исследователей предположить, что банкет, организованный в ателье Пикассо в честь Руссо, до некоторой степени был актом «экзорцизма». На разных этапах этой борьбы, отделенных друг от друга не столько во времени, сколько по смыслу разнонаправленных идейных установок, при всем их отличии друг от друга, выносился приговор развлекательному, услаждающему обывателя и «просвещающему» его искусству. Впоследствии он вспоминал: «Какой это был необычный человек. Хотя «Нападение в джунглях» принесло известность Анри Руссо и он продолжал ежегодно выставляться на Салоне независимых, к теме джунглей он вернулся лишь спустя несколько лет. Руссо явился своеобразным связующим звеном между рождающейся живописью XX века и старым «неиспорченным» французским искусством.

Эта деталь вызывает особый интерес, так как обычно символизирует собой смерть. Руссо стоял в стороне от художественной полемики. Как это напоминает приемы автора Счастливого квартета. Огромное впечатление на Леже произвела сама личность Руссо. Эта работа явилась еще одной формой проявления фантазии художника.

Неудивительно, что Механик Леже обязан своим происхождением Руссо и Чаплину в одно и то же время. За год до «Карнавального вечер» он выставил в свободном Художественном салоне на Елисейских полях свои копии картин старых мастеров, сделанные в Лувре. Об этом свидетельствует, например, Мой портрет-пейзаж (1889 – 1890) из Национальной галереи в Праге – автопортрет художника с Сеной на заднем плане. Однако одно из его полотен кто-то из зрителей порезал ножиком.

Мотивы находятся повсюду все дело в выборе». Какой это был замечательный парень. На полотне Адам и Ева, созданном в конце тридцатых годов, на правой руке Адама, как татуировка, «приклеен» лист с яблоком в форме сердечка, пронзенного стрелой.

В небе летит воздушный шар. Причиной послужило публичное высказывание Вильгельма Уде, коллекционера, страстного почитателя Анри Руссо и наивной живописи. Если можно найти параллель визионерским мифологемам Гогена таитянского периода в современной ему не только французской, но и всей европейской живописи, то это не что иное, как «экзотические» пейзажи Руссо 1890-х годов с яростными битвами диких зверей, вызывающие в памяти, как это ни парадоксально, фантастический рай с алтарных створок Босха, где также изображены пожирающие друг друга животные. Живопись Руссо не стоит особняком в русле основных тенденций французского постимпрессионизма, но отличается от изобразительной традиции практически всех его представителей одним существенным признаком. Всё утопает в лунном свете, царит поэтичная атмосфера. Вряд ли прославленные академики могли предположить в те годы, что сегодня об их аллегориях и пейзажах будут вспоминать в связи с использованием их в работах «простодушного таможенника». В 1871 году Руссо поступил на службу в городскую таможню. В 1908 году в своей мастерской в общежитии «Плавучая прачечная» Пикассо устроил банкет в честь художника: тот восседал на самодельном троне под плакатом «Честь и слава Руссо. ».

Изобразительная система Руссо не затронута опытом французского импрессионизма. Специфические черты этого нового «уличного» стиля были подхвачены Леже уже в двадцатых годах. Опередив время, своим «Сном» он осветил грядущему поколению дорогу в искусство сюрреализма. Благодаря этому Анри Руссо вскоре приобрёл популярность. Когда месяц отбрасывает свет На цветы и зеленые деревья, Звери и даже хищники, замирают, прислушиваясь К чудесным звукам музыки».

Позади него мост и дома со множеством печных труб. Странствующая цыганка исполнительница песен под мандолину спит глубоким сном, сломленная усталостью, рядом с ней изображён лежащий кувшин (внутри него питьевая вода). В сознании Пикассо и его друзей запечатлелись не одни только «проникновенные» женские портреты и Спящая цыганка.

Открытие и последующее знакомство Пикассо с Руссо знаменовало для «банды» художников с Монмартра новый этап их поисков. В причудливой формы ветвях резвятся мартышки и перекликаются яркие экзотические птицы, в густой траве стоит чернокожий музыкант и играет на своей флейте, не обращая внимания на хищников, рыщущих совсем рядом. Это не единственная правка картины после 1890 года. Пышность и красочность растительности всегда зависят от цвета.

К Руссо неоднократно обращался теоретик сюрреализма Андре Бретон: «Когда имеют в виду высшее наслаждение, то ничто не может вызвать во мне такой трепет, какой я испытываю при встрече с творчеством Руссо». А, может, Таможенник просто следовал правилам игры. Последний был тесно связан с семьей Вильгельма Уде, обожавшей Руссо. Нам вспоминаются такие картины Руссо, как Спящая цыганка и Сон Ядвиги.

Пьесы, которые писал Руссо, позднее были признаны первыми опытами театра абсурда («Месть русской сироты», 1898 «Посещение выставки 1889 года», 1899). Параллельно шел и другой, не менее интересный процесс. И оказалось, что даже близкие друзья практически ничего о нем не знают.

Пейзаж Руссо, как и пейзаж Гогена, обладает рядом особых признаков: это мифологическая природа, рай, в котором пребывает «туземная Ева» и где растут странные деревья-цветы, «которых не открыл бы никакой Кювье и ни один ботаник». С помощью Руссо и кинематографа Леже смог создать свой неповторимый «арго», уничтожающий пропасть между утонченным профессиональным искусством, предназначенным для редких ценителей и современным ремеслом, творимым ежедневно, в мастерских, на заводах и фабриках разрушить стену между музеем и улицей. Для Руссо Пикассо был не дикарем и варваром, а испанцем, погрузившимся в наследие прошлого, «дальше» Древнего Египта и открывшим там для себя кумиров. Руссо не обучался живописи, но уже в 1895 году познакомившийся с ним Жарри восхищенно отзывался о его работах и даже выпустил литографию большой картины Руссо под названием «Война». Работа получает широкий резонанс, в частности, ее замечает писатель Атьфред Жари (1873 –), с чьей легкой руки художник Анри Руссо и получил прозвище «Таможенник» (Le Douanier).

Работая над «Свадьбой», художник, скорее всего, черпал вдохновение из какой-нибудь фотографии, но причины обращения к данной теме, как и личности прототипов персонажей, не известны. Пикассо стал свидетелем реальной катастрофы и тут же вспомнил о сновидении Руссо, о чем свидетельствуют и композиция и отдельные персонажи Герники. На выставках возле расположенных в дальнем закутке картин Руссо собирались зрители и громко потешались над простодушным неучем, затевая нечто вроде игры: «кто откроет глубину» Руссо. Он верил в привидения и увлекался рисованием. Оказавшись в период становления своего искусства вне специальной художественной среды, будучи художником по призванию, но не по профессии, Руссо не получил заданных эстетических установок, для него не существовало признанных авторитетов в живописи, что давало ему абсолютную свободу в выборе собственных «кумиров» по личному вкусу.

В руках Ядвига держит ветвь. Мы их уже видели, эти элементы нового искусства у Пикассо, у Брака, у Гриса. Архаическая невинность сфокусирована на выявлении корней наивного искусства Анри Руссо по прозвищу Таможенник (1844 – 1910) и его влиянии на искусство модернизма. Кроме того, он сочинял музыку и в 1885 году был удостоен диплома Литературной и музыкальной Академии Франции за сочиненный им вальс «Клеманс». У Леже в процессе работы над Механиком был еще один источник вдохновения – фильм с участием Чаплина, знаменитая «Чаплиниада».

За всеми этими достижениями стояла напряженная учеба – у импрессионистов, прежде всего. Эта история вызвала шум среди парижских авангардистов вособенности негодовал Андре Бретон. Картину 1890 года «Я сам, портрет-пейзаж» (Национальная галерея, Прага) можно назвать программным произведением художника. Это делало его счастливым художником.

Клеманс Бутар была первой женой Руссо. Его полотна завораживают Пикассо смесью дотошного реализма с народной поэзией. В нем не было ничего от театрального актера – это просто зрительный образ, фантом.

Бретона завораживали картины Руссо, особенно его «экзотические» пейзажи. Это было время борьбы изобразительного искусства за независимость от потребительских вкусов заказчиков, за право не только исследовать природу и видеть ее непредвзято (что завоевали импрессионисты), но воссоздать на полотне собственную философскую доктрину вселенной. Ни о его подлинных творческих исканиях, ни о его реальной жизни.

И вот настало время жить. В 1870-1871 годах во время франко-прусской войны он находился в действующей армии. Возможно, полосатые костюмы играющих на пляже в мяч женщин напомнили Пикассо полюбившуюся многим молодым художникам картину Таможенника с застывшими в нелепых позах «полосатыми» футболистами, как бы захваченными врасплох художником за неким ритуальным действом. Однако его новаторство осталось непонятым крупнейшими мастерами постимпрессионизма. Выставка в музее Орсе Таможенник Руссо.

Из прошлого он сохранил потребность следовать оригиналу и иногда для прорисовки контуров фигур зверей все же использовал пантограф. Теперь не следует иметь дело с особо искусно исполненными деталями.

Позднее Руссо утверждал, что тигр на картине готовился напасть на группу исследователей. Он спросил у Сулье, нельзя ли приобрести портрет за пять франков, на что владелец магазина ответил: «Конечно. Остались только сын и дочь. Два года спустя Пикассо обнаружил в магазине Пера Сулье огромный портрет женщины.

Имя Руссо в связи с сюрреализмом всплывало неоднократно. Имени Жозефины на картине не было во время первого показа. Как и у героев Руссо, у него удивительно живой, гипнотизирующий взгляд на застывшем лице.

В 1905-м году Руссо признали «фовисты», а его «Сон» и другие сказочно-фантастические полотна уже предвещали сюрреализм. Однако уже в следующем году он выставляет на Салоне Независимых свою картину «Война». – заревело несколько голосов. Не дышим. ». Чередуясь и переплетаясь, растения создают на полотне иллюзию пространства, чему вторит и колористическое решение картины.

Обобщая эти настроения, Аполлинер, сам не упускавший случая подшутить над простаком, в поэме «Воспоминание о Таможеннике» писал: «Два вестника из рая// Птенец и херувим// Склоняются над ним// Хвалу провозглашая». Даже обнаженные трупы как бы светятся изнутри вопреки всем признакам плоти. Условный коричнево-серый колорит Герники, фигуры людей и животных, как бы вырезанные из газеты, бесплотные, как в теневом театре, сложный кубистический композиционный ритм снимают физиологическое ощущение катастрофы, превращая этот гигантский «театральный занавес» в эмблему конца мира. Эту композицию молодые друзья Руссо могли видеть у него в мастерской на улице Перрель. Леже познакомился с Руссо в 1909 году благодаря инициативе Робера Делоне.

В 1886 году он впервые представил публике оригинальную работу «Карнавальный вечер» на Салоне независимых. Неожиданно появляется лев, обнюхивает её, однако не трогает девушку. «Александр Иванович, Александр Иванович.

Он выбросил индивидуальность с экрана Чарли подобен механизму, вещи». Вот таким образом он и был принят как близкий и понятный художественный язык, хотя и не сразу. Художник фиксировал на «Портрете-пейзаже» изменения, которые происходили с ним с годами. Правда, Руссо относился к этой травле наименее болезненно.

– спросил он меня, а затем, рассматривая мой пейзаж, сказал: Почему твои домики не стоят. Руссо такой же учитель и невольный соперник, как древние черные скульпторы. Достаточно вспомнить такие полотна, как Три женщины или Мать и дитя, механистичные персонажи которых решены схематично, «по-руссоистски». Жером, к которому, если верить Руссо, он ходил в молодости брать уроки живописи и Бугро, рекомендовавший его в Салон отверженных в 1885 году, а несколько ранее давший ему разрешение на право копирования в Лувре, без сомнения, делали это из жалости к «несчастному таможеннику» ибо надо поощрять стремление простых людей заниматься искусством: оно облагораживает душу.

Из-за покрытых пылью полотен была видна лишь голова. Так Руссо вступил в последний период своей жизни, апогеем которого стала картина Сон. У Руссо родилось девять детей, однако большинство умерло в раннем возрасте. Как у Набокова в «Защите Лужина»: «Дверь выбили. Ну разве не здорово сказано. Меняющиеся оттенки причудливых растений создавали ощущение зрительной удаленности.

В отличие от воинственно настроенных Гогена и Сезанна он считал себя служителем муз в одном строю с увенчанными лаврами академиками, великими мастерами прошлого, картины которых (вопреки заявлениям критиков) видел в Лувре и простодушными малярами-вывесочниками изготовлявшими на заказ «живописные карточки» – портреты. В надежде подзаработать и находясь под впечатлением от Всемирной выставки 1889 года, где Францией была представлена знаменитая Эйфелева башня, Руссо пишет либретто для водевиля.

Еще раз возникнет и персонаж Игроков в мяч Руссо – игрок, сбрасывающий мяч. Это просто невероятно. Общество перестало безразлично относиться к живописи оно почувствовало себя задетым, втянутым в дискуссию о границах поэтического вымысла или, если воспользоваться определением Бодлера, «дерзновенного воображения». В своей скромной студии, расположенной далеко от центра, на улочке Перрель, он любил забавлять друзей разговорами и игрой на скрипке.

Руссо уверял, что сам придумал этот оригинальный жанр. Его искренность была неподдельной. На это обстоятельство впоследствии намекал Жан Кокто, напечатавший в 1926 году «Предисловие к каталогу распродажи коллекции Джона Квинна». Руссо не стал «заморачиваться» техникой и законами перспективы, а передавал ее с помощью оттенков интуитивно учитывая изменение цвета по мере удаления от объектов. Прозвище Руссо – Таможенник – обязано своим происхождением его основной профессии. Однажды он увидел полотна Матисса: А почему Матисс не заканчивает свои картины. «Художником, который более всего продемонстрировал полное неведение искусства старых мастеров и самое ремесленное и наивное копирование вещей, был А. Руссо известный по предыдущим выставкам своими портретами с плоскими лицами, остекленевшими глазами и короткими руками своими пейзажами, построенными из немыслимого нагромождения топографических планов, подобно тому, как это делают дети».

И он добавил: «Ты воображаешь, что папаша Руссо никогда не видел классиков. Высказывание Пикассо симптоматично: он поражен непосредственностью персонажей на портретах Руссо их кажущейся «застылостью», знаковостью, сближающей образы Руссо с доренессансным искусством. В своем, если воспользоваться термином Голдуотера, «романтическом примитивизме» Гоген, находясь в те годы под сильным воздействием литературного символизма и клуазонистской стилизации, не смог понять близости собственных поисков с кажущейся лубочностью Руссо. Купальщицы застывают, нелепо изгибая удлиненный, непропорционально растущий вверх торс, одна из них лежит на берегу в позе ренессансной Венеры.

Разрубленные тела персонажей Герники напоминают дерево с «отрубленной рукой» и как бы «вспоротым животом» на картине Руссо. Аполинер обиделся и не принял подарок. А Гоген после знакомства с картинами Руссо в Салоне Независимых в конце 1880-х годов иронически заметил, что это «не более дико, чем у Бугро».

Аполлинер, впоследствии издавший письма и стихотворения Руссо и воспевший его на страницах «Суаре де Пари», сначала не принял его искусства, заявив, что Руссо «типичный ремесленник» и потом всячески старался забыть об этом своем высказывании. Подобно Таможеннику, Пикассо пародирует их в лубке, снижает их строй.