Сад Радостей Земных Босх
Сад земных наслаждений (триптих Босха)
Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины. В центре находится гротескная фигура монстра.
И он – не художник. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Сорванных. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
И наказывает он грешников, пожирая их. – М. : Белый город, 2007, стр. – М., 1992. Заказчиками художника были не только жители Герцогенбосха (другое название города) и городской магистрант, но и знатные испанские вельможи.
Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра
д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал.
«Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Сфера и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу. Чтобы посмотреть произведения прославленного мастера, в Герцогенбосх приезжали художники и любители искусства из разных стран.
И тот, что под ногой человека на правой башне и тот (с зеленой кожурой), что на его голове, может, действительно натуралистичны. Часть из них стала демонами. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. И размеры их в разных местах разные. Его изобретательность впечатляет даже нафоне средневекового искусства, которое он обыгрывает ипереигрывает, аоно знало толк ввизуальной игре ипермутации форм: отхищных зверей, вплетенных вгерманский орнамент, додемонов, которые скалились скапителей колонн вмонастырях романской поры, отзвероподобных иантропоморфных гибридов, колобродивших наполях готических рукописей, доуродцев имонстров, вырезанных насидениях-мизерикордиях, накоторые клирики могли присесть вовремя длинных служб.
Ею не украсить церковный алтарь. Тут он может импровизировать по ходу рисования. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.
Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом
На этом настаивают некоторые историки искусства, например упоминавшийся уже Ш. де Тольнай. Возьмем один случай. Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. 6.
Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы.
Его ноги — это полые стволы деревьев и опираются они на два судна. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). – В неприятии этого мировоззрения Босх и применил сплошную наготу людей на триптихе. Стеклянная сфера стального цвета, в которой предаются ласкам любовники, увенчана короной из полумесяца и розовым мрамором рогов.
Такими они считаются и сегодня. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием.
Он повелел и все создано». Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Босх по своим моральным принципам ну никак не мог опускаться до натурализма голых тел. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме.
10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»
Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. А может только так и оставить – в виде противоречивых элементов. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Ему УЖЕ все известно.
Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Но что.
Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Проблема лишь донести до нас, зрителей, в столь же накаленном виде.
Картина «Сад земных наслаждений»
Пусть и проповеднически страстный. Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. 15.
Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Сложно сказать, когда и почему они были сделаны.
А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.
История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха
Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Разве может быть что-то важнее любви к Богу. ) И вот один из скачущих держится за свой член, другой заходится в смехе, третий пробует сбросить соседа с его животного, пятый выкаблучивается позой сидения (на кабане), шестой в театральном отчаянии хватается за голову, седьмой мало, что стал на спину своего коня только одной ногой, но еще другую задрал и смотрит из-под колена.
А Ева извлеченная из ребра Адама, — это не просто женщина, а еще и орудие совращения. Речь о такой детали правой панели изображающей время прихода Антихриста, где самым крупным злым актором (не считая древа смерти в центре), может, этим самым Антихристом является синее существо с уродливым человеческим телом (руки-ноги у него тоненькие и безрельефные, кисти – с двумя пальцами, а ноги вставлены в кувшины), с птичьей головой. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Жертва становится палачом, добыча— охотником и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.
На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно они могут забавлять. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички.
Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»
и т. п. Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Заходил вмастерские, следил, как копиист работает, давал наставления.
Завтра – поздно». В некотором отдалении сидит в состоянии меланхолии человек, склонившийся над хаосом. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.
Согласно Бельтингу, створки алтаря открывали слуги по приказу хозяина, когда гости после первого бокала вина были расположены к какому-нибудь развлечению. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация).
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку.
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях.
Триптих «Сад земных наслаждений»
Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Впрочем, не все с этим согласны. Ночто.
Земляника – знак праведности и трудолюбия. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Вплоть до гигантских – относительно человеческих фигур.
ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Что сделал Босх, так это заменил весла птичьими крыльями, перенес кораблептицу из океана на небеса и устроил в ней маленький адский костер, превратив ее в одно из бесовских наваждений, осаждавших в пустыне святого Антония.
Сад земных наслаждений, Иероним Босх
Там и другое, негативно символизировавшее в Средние века сладострастие, есть – ежевика. Никто не присутствовал при заказе. И двустворчатая раковина, символ супружеской неверности, – тоже.
Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Предметы, ранее служившие греху, теперь превратились в орудия наказания. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
«Сад земных наслаждений» Иероним Босх
Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Наследие Босха невелико – два с половиной десятка картин и несколько рисунков. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Приблизительное время написания — 1500-1510 годы. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.
Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Это будет один из переходов от Рая к греху. Всеже это были люди другой психологии.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Это вообще был тренд в то время. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе.
Иероним Босх «Сад радостей земных»
В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Босх вышел из этой ситуации специфически. Если он и занимается разнообразием, например, эмоций мужчин по поводу женщин (замкнувшаяся в своей ограниченности в кольцо кавалькада скачущих на животных мужчин вокруг круглого же пруда, полного женщин), так чтоб поизгаляться над этими эмоциями. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.
Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Мораль Босха через призму Сада земных наслаждений
Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. Церковьже подогревала (впереносном смысле напроповедях ивпрямом— накострах) веру людей внеминуемость наказания занарушение закона божьего.
Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнаженную женщину с жабой на груди обнимает черный демон с ослиными ушами. От чего тот испражняется галками, улетающими вверх. В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана: на первом плане показаны «различные радости», второй занят кавалькадой многочисленных всадников, которые едут на разнообразных животных, третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев.
Босх – воистину великий комбинатор. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Босх. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. 10).
Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Что сделал Босх, так это заменил весла птичьими крыльями, перенес кораблептицу изокеана нанебеса иустроил вней маленький адский костер, превратив ее водно избесовских наваждений, осаждавших впустыне святого Антония. Но если в Италии уже было Высокое Возрождение, то севернее гуманизм только продирался. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера.
Давно замечено, что многие детали наработах Босха, отстранного вида фонтанов достеклянных цилиндров, отполупрозрачных сфер допричудливых округлых зданий изкоторых виднеются всполохи пламени, доболи напоминают сосуды, печи ипрочий алхимический инвентарь, который изображался втрактатах поискусству дистилляции. На фоне фантастического пейзажа Рая. судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
Картина «Сад земных наслаждений» Иероним Босх
Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. В трактатах по дистилляции регулярно встречается изображение возлюбленных в округлом стеклянном сосуде. В чем оно. Мало того, что оннеустраивал истерик оплагиате, ондаже курировал копиистов.
Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Все же это были люди другой психологии. В 2016 году в мире отмечается 500 лет со дня смерти одного из крупнейших художников эпохи Северного Возрождения и самых загадочных европейских мастеров Иеронима Босха (1450-1516).
- Популярные трактовки некоторых образов
- 15 малоизвестных фактов о самом загадочном триптихе Иеронима Босха
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Гигантская земляника, свинья-монашка и птица на коньках: как расшифровать символику Босха
- САД РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ Иероним Босх
- Странные прозрачные и непрозрачные сосуды
Можно спасение нежизнью, духом – выразить изображением жизни, плоти. Существо глотает – головой вперед – очередного человека. Для средневековых художников (как и для их зрителей) все предметы и явления имели символическое значение, каждый предмет получал свое символическое истолкование на основе текстов Библии. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться.
Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Место расположения—Музей Прадо (Мадрид). Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны.
- Человек-дерево с крысино-рыбьим хвостом
- Самое интересное в виде мозаики
- Словари и энциклопедии на Академике
- Правая створка («Музыкальный Ад»)
Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство.
Так, например исходя из фразы: «Слово Божие сильно, как лев», — льва считали символом всесильности христианской веры, потому фигуры львов украшают порталы многих романских соборов во Франции, а в Италии скульпторы XIII—XIV веков ставили львов у подножия церковных кафедр. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. – У Босха не так. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Человек-дерево скрысино-рыбьим хвостом
- Программа просмотра веб-материалов ( 286)
Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. И средневековая жестокость и несвобода, в частности, вызывала ереси. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. В центре картины небольшой Остров Рай с ангелами. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Его чувство меры в изображении голых мы б и не оценили. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Произведения Иеронима Босха любил и собирал испанский король Филипп II, одна из ранних картин художника — «Семь смертных грехов» — висела в спальне короля, а повторение «Воза сена» — над рабочим столом.
Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Это следование в лоб второго из первого. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Картина представляется настоящей книгой, в которой зашифровано некое послание, творческое видение художника на бытие в мире. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться.
На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». НЕ ограниченное нарисованным (а есть еще нечто, стоящее как бы ЗА нарисованным), то – логически – может ли предложенная выше установка Босха породить художественное в принципе.
Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала.
Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Антония». Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. И для адамитов разврат был не разврат, а возвращением к Адаму, к естественности.
Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Иероним ван Акен известный под именем Иеронима Босха, родился около 1450 года в Хертогенбосе (Нидерланды) в семье художников. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. Впрочем, косвенное доказательство есть косвенное. Тогдашние супермены, адамиты (секта возникла в 13-м веке) имевшие часовню, – пишет Роуландс, – в церкви, которую украшал витражами Босх исповедовали вседозволенность. Впрочем, невсе сэтим согласны.
И мне лично это даже импонирует. Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой.
Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени темный фон и делая воду озера багряной, как кровь. Это – третий день творения. 2. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. – В общей бледости тел при общей пестроте всего остального.
И т. д. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Еще до начала рисования. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. На правой створке изображён ад.
Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Наконец, четвертый этап – очищение ингредиентов в воде, которое уподоблялось христианскому воскрешению и очищению души. В 1508 году его посетил Лукас Кранах и скопировал триптих Босха «Страшный суд». До расчистки цвет волос персонажей был один, а после оказалось, что у всех волосы разные. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Садом земных наслаждений картину назвали по центральной части, где как раз представлен некий сад с наслаждающимися людьми. Заяц (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души.
Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Но, подобно психоанализу (врач-психиатр Р. Хайкин предлагал даже провести психопатологический анализ творчества И. Босха), сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений: вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба — символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. Оно сидит на стульчаке и испражняется синим пузырем, в котором проглоченные было им люди. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Стеклянная сфера, вкоторой предаются ласкам любовники истеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье истекло— как они недолговечны». Долой усталость.
Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», у подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. В центре Ада находится огромная фигура сатаны, это своего рода «гид» по Аду — главный «рассказчик» с мертвенно-бледным лицом и иронической улыбкой на тонких губах. Она смотрит прямо на зрителя.
Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».
Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте.
По всей картине размещены символы пола и сексуального влечения: раковина-влагалище, лодка-яблоко в форме женской груди. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Никто не опровергнет, что даже и заказчику художник может исподтишка напакостить. А иллюстратор известной идеи. Обратимся к ним.
Ибо художественность и противоречивость очень уж близки. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.
Если б он нарисовал глаза живыми, другие б слова (а не с негативной аурой похоть) приходили б на ум зрителю. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. (Все-таки в названии апельсин есть apple, яблоко, плод с библейского запретного древа). «Счастье и стекло — как они недолговечны. ». Всвое время много шума наделала теория немецкого искусствоведа Вильгельма Френгера, который изобразил Босха еретиком иадептом тайного сексуального культа.
Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Босх вышел изэтой ситуации специфически.
Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. На нем нет ни людей, ни животных. Босх— воистину великий комбинатор. Если художественно только то, что выражено не в лоб, т. е. Но от этого он художником не становится.
Парадоксы и злые шутки Босха вполне осмысленны и часто глубоки. В высоком кресле сидит демон, карающий обжор и чревоугодников. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.
Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Ивоспитание нравов было для Босха важнее копирайта.
Внутри монстра находится таверна, над которой развевается знамя — все та же волынка. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Королем карнавала становился нищий или дурак, назначался карнавальный епископ, который во всеуслышание богохульствовал, мужчины надевали маски женщин, а женщины – мужчин, вместо произнесения благочестивых речей люди сквернословили, словом происходила инверсия бинарных оппозиций. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Босх. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.
И тогда весь его триптих есть в лоб проповедь христианского фанатика. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов.
В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо.
Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Возьмем один случай. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Сколько людей – столько и мнений.
Раковина же, плоды и ягоды – другое дело. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит.
Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Пусть сердце горит негой. По бокам находятся другие сюжеты. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Это вообще был тренд втовремя. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.
Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Оно символизирует одну из фаз алхимического процесса, когда при повышенной температуре происходит соединение элементов с противоположными свойствами. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Долой печаль. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов.
Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. У каждого человека ад – это только то, что он может себе представить, Босх же был более изобретательным, чем большинство. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха (как уже указывалось выше) они были наполнены глубоким символическим смыслом. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами.
Работа представляет триптих только формой. Они считали все материальное проявлением зла. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна.
К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Почему. (А как же иначе. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.
Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. Там их полно. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. В нижней части картины молодой человек обнял огромную земляничину. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее.
Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). В третьей части трптиха Босха, художником в беспощадной, мрачной реальности показаны различные виды мучений «умноженных» законопреступников, тела которых проглатывает Птица-Сатана, восседающая на троне. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Ежевика – символ чистоты Девы Марии, которая породила пламя божественной любви, но не сгорела от вожделения. Но я готов предположить, что он рассматривал апельсины с центральной панели. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти.
В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Пользуясь недостатком у того художественного вкуса.
Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Но – известной.
А грех лени, видимо, символизирует грешник справа внизу с бумагой на коленях, которому существо в рыцарском шлеме протягивает перо и чернильницу. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. А оно есть. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.
Сам пеликан символизирует любовь к ближнему. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и — прежде всего — открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. «Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516).
В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Вот таким образом люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. И падает это дерьмо в круглую бездну.
Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Жертва становится палачом, добыча -- охотником и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Гигантские уши служат предзнаменованием несчастья. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку.
Исследователи, ценители искусства Босха спорят по поводу значения картины, символических историй, загадочных образов. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха. И она, по-моему, натуралистична.
Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец.
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте.
Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. «Иеронимус Босх» — это псевдоним, которым художник подписывал свои произведения, а настоящее его имя Йерун ван Акен. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. – спрашивает он.
Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможАдно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой.
Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.