Сад Земных Наслаждении Иероним Босх

Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге.

Сад земных наслаждений (триптих Босха)

Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее.

2. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Третий план, где люди летают на крылатых рыбах или на собственных крыльях – это профанация образа бесполых ангелов. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.

«Сад земных наслаждений»: 
что означают главные 
символы в загадочном

«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха

Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Босх. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Вот таким образом люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.

Вероятно, Босх радел за то, чтобы полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше, чтобы люди держали в узде свои страсти не грешили. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления.

Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Это вообще был тренд в то время. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов.

«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Место расположения—Музей Прадо (Мадрид). Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.

Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Ее значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как абсолютно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом.

«Сад земных наслаждений» 
Иероним Босх

«Сад земных наслаждений» Иероним Босх

Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. В центре мы видим некое причудливое сооружение.

Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха.

Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии.

На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно.

Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.

Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Это – третий день творения. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой.

Скрытые символы 
и загадки триптиха 
Иеронима Босха «Сад

Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Вокруг центра происходит экзекуция падших людей: кого-то распяли, кого-то прибили гвоздями, кого-то пожирают адские твари. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности.

Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. Сколько людей – столько и мнений. Долой печаль. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.

Босх его знает: 
главные символы 
«Сада земных наслаждений»

Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом

Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.

Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь творчества Босха Шарль де Тольнай: «Главная цель художника – показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу.

И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. И, по идее, должна не ведать стыда.

Иероним Босх: «Сад 
земных наслаждений»

Иероним Босх: «Сад земных наслаждений»

Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Это Фонтан Жизни изливающий чистые голубые воды из которых появляются на свет различные животные. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Возможно, Иероним Босх хотел показать каково место человека в большой Божественной машине природы, как у Лукреция, что вся материя состоит из атомов, которые приходят, чтобы вместе формировать разумное и когда все это умирает, эти атомы возвращаются к своим истокам, чтобы перестроиться в несколько иную форму. Впрочем, не все с этим согласны.

В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.

На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.

В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. На нем нет ни людей, ни животных. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Пусть сердце горит негой. Она смотрит прямо на зрителя.

Картина «Сад земных 
наслаждений»

Картина «Сад земных наслаждений»

Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом.

Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще.

Сад земных наслаждений, 
Иероним Босх

Сад земных наслаждений, Иероним Босх

Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия.

Обнажённые люди, которые развлекаются и предаются любовным утехам имеют некоторые символические элементы гибели. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Логика вцелом здравая, нопорой заводит слишком далеко, так какдва плюс два невсегда равно четырем. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами.

Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов.

Возьмем один случай. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. Дирк Бакс, один изсамых авторитетных толкователей Босха, давно показал, что многие его образы строятся какбуквальная иллюстрация кфламандским пословицам или идиоматическим выражениям, своего рода визуальные ребусы или материализованная игра слов— его первым зрителям она, вероятно, была ясна, аотнас чаще всего ускользает. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см.

Картина Босха «Сад 
земных наслаждений»: 
история шедевра

Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра

В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Вот исюжет центральной панели триптиха, где толпы мужчин иженщин придаются любви истранным играм. Завтра – поздно».

Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Босх же смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.

История одного шедевра: 
«Сад земных наслаждений» 
Босха

История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха

У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнаженную женщину с жабой на груди обнимает черный демон с ослиными ушами. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Садом земных наслаждений картину назвали по центральной части, где как раз представлен некий сад с наслаждающимися людьми.

Музыка – легкомысленное греховное развлечение, которое подталкивает людей к плотским утехам. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Это будет один из переходов от Рая к греху.

Босх— воистину великий комбинатор. Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха.

Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками).

Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. В центре находится гротескная фигура монстра.

Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.

Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.

Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц (Искушение святого Антония триптихи Сад наслаждений и Поклонение волхвов Корабль дураков), сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Второй этап— медленное нагревание ипревращение ингредиентов вединую массу— уподоблялся прыжкам, кувыркам изабавам детей, родившихся валхимическом браке.

Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника).

10 символов, зашифрованных 
в картине «Сад земных 
наслаждений»

10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»

Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Приблизительное время написания — 1500-1510 годы. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.

Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно.

В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны.

Триптих «Сад земных 
наслаждений»

Триптих «Сад земных наслаждений»

Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.

Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Первый этап— смешение ингредиентов исоединение противоположностей— валхимических рукописях представлялся каксоединение мужчины иженщины, Адама иЕвы.

Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Согласно этому учению Иегова обманул ангелов, в результате чего те упали на землю из высшего духовного пространства.

Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам.

Женские грехи: насекомые и рептилии, которые ползают по земле, а также амфибии и рыбы, плавающие в воде. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях.

Сад земных наслаждений: 
мода интерпретирует 
Иеронима Босха

Сад земных наслаждений: мода интерпретирует Иеронима Босха

Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Но что. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения.

Лицо женщины отражается в зеркале, приклеплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин.

Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. По свидетельству Бельтинга, с триптихом Босха полагалось совершать определенные манипуляции. Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. – спрашивает он.

Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.

Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов: гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ, который несет в себе двойную обличительную мощь. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.

триптих, сад земных наслаждений, Иероним Босх обои (фото, картинки)

Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Ночто. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте.

: «Сад земных наслаждений», 
Иероним Босх

: «Сад земных наслаждений», Иероним Босх

Работа представляет триптих только формой. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием.

В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. В центре композиции — фигура Христа, здесь же сделана надпись: Берегись, берегись, Бог видит.

Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Ею не украсить церковный алтарь. Ежевика – символ чистоты Девы Марии, которая породила пламя божественной любви, но не сгорела от вожделения. – М., 1992. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».

Появилась интерактивная 
экскурсия по «Саду 
земных наслаждений»

Появилась интерактивная экскурсия по «Саду земных наслаждений» Иеронима Босха

Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Впрочем, невсе сэтим согласны.

В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Часть из них стала демонами. Всадники, которые едут на различных животных и фантастических существах – круговорот страстей. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений».

Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. «Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). – М. : Белый город, 2007, стр. «Меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства.

Картина «Сад земных 
наслаждений» Иероним 
Босх

Картина «Сад земных наслаждений» Иероним Босх

6. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил).

Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей.

Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.

На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.

Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.

«Извлечение камня глупости»). Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году.

Сад земных наслаждений 
 (триптих)

Сад земных наслаждений (триптих)

Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим.

Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.

Мужик в правом нижнем углу тщетно борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях.

По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя.

  • Популярные трактовки некоторых образов
  • 15 малоизвестных фактов о самом загадочном триптихе Иеронима Босха
  • Гигантская земляника, свинья-монашка и птица на коньках: как расшифровать символику Босха
  • Сообщество «Клуб интеллектуалов»
  • Человек-дерево с крысино-рыбьим хвостом
  • Самое интересное в виде мозаики

Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.

Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Почему.

ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали».

  1. Странные прозрачные и непрозрачные сосуды
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Правая створка («Музыкальный Ад»)
  4. Человек-дерево скрысино-рыбьим хвостом
  5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  6. Каждый вечер японка наряжает котика и ужинает с ним
  7. «Расстрелян, расстрелян, расстрелян»: монологи участников акции «Возвращение имен»

Они считали все материальное проявлением зла. Долой усталость. Антония».

В свое время много шума наделала теория немецкого искусствоведа Вильгельма Френгера, который изобразил Босха еретиком и адептом тайного сексуального культа. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. В третьей части трптиха Босха, художником в беспощадной, мрачной реальности показаны различные виды мучений «умноженных» законопреступников, тела которых проглатывает Птица-Сатана, восседающая на троне. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы.

  • О нет, только не это: как Олег Коронный стал режиссером и снял кино про хипстера во власти
  • Галилео-фигаро: «Богемская рапсодия» как попытка (удачная) призвать дух Фредди Меркьюри
  • «Изнасилованная была пьяна»: как российские СМИ пишут о насилии над женщинами
  • «Другая сторона ветра»: новый (старый) фильм Орсона Уэллса, который ждали больше 30 лет

Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.

научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Третий этап – очищение смеси огнем – в алхимических трактатах символически представлялся как казнь или муки ада.

К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Босх вышел из этой ситуации специфически. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Он повелел и все создано».

Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

  1. «На границе миров»: скандинавское кино, которое троллит ваше чувство прекрасного

Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Первый этап – смешение ингредиентов и соединение противоположностей – в алхимических рукописях представлялся как соединение мужчины и женщины, Адама и Евы. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.

Популярные трактовки 
некоторых образов

В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. 15. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».

Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха).

Такими они считаются и сегодня. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.

Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Босх – воистину великий комбинатор. Некоторые исследователи считают, что Иероним Босх состоял в секте адамитов, члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. Обратимся к ним.

Все же это были люди другой психологии. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.

Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. На правой створке изображён ад. В центре картины небольшой Остров Рай с ангелами. В левой части изображено сотворение Адама и Евы.

Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.

К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. По бокам находятся другие сюжеты. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании.

Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений».

Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.

Уже зрелым мастером Босх создал Воз сена (1500-1502 гг. ) — трехстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Возьмем один случай. ». Тема смерти пронизывает все творчество того периода — в этом плане Иеронима Босха, творившего для своих современников, сложно назвать выбивающимся из общего ряда.

Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Босх. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.