Саврасов Вид Московского Кремля При Луне
вид московского кремля при луне саврасов
К этому времени он уже потерял троих детей.
Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ).
Отец хотел видеть сына солидным купцом, а не бедным художником. Этот взгляд оправдался в нем самом», – вспоминала Вера. Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы.
Приземистые старые ветлы пропитались густыми красно-коричневыми красками. Лихачева совершил поездку на Украину, результатом которой стал ряд работ, заставивших критиков говорить о молодом живописце как о надежде русского искусства. «Какая простота. Правда, передвижники, высоко оценивая картину, отнеслись к ней с некоторым снисхождением. Можно просто написать, что хочется, — хорошо только написать. Вопреки желанию отца, который мечтал «приспособить сына к коммерческим делам», Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи и ваяния.
В 1857 году в жизни Саврасова произошли важные изменения. Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли. Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: Вид в селе Кунцево (1855, ГТГ), Вечерний пейзаж (1861, Гос. Изданный в 1894-м году альбом его рисунков свидетельствует о том, что в русской живописи по-прежнему творит несравненный мастер. «Крёстный путь» Саврасова обрывается в 1897-м году.
Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина «Лосиный остров» (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Лишь немногие смогли по достоинству оценить это замечательное полотно. Итогом поездки стали два полотна – «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид в окрестностях Ораниенбаума», многочисленные рисунки и. звание академика. Хотя петербургские пейзажи и принесли Саврасову славу, его излюбленной темой оставались окрестности Москвы: церквушки, деревеньки, бескрайние поля.
саврасов вид московского кремля при луне
А в следующем году ему за картины «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень у маленького ручья» присваивается звание неклассного художника. Но в столице его уже ждал удар, от которого художник не скоро смог оправиться: «вследствие малого числа учеников изучающих пейзажную живопись», его лишили казенной квартиры. Бесконечное число раз люди видели это и не замечали ничего привлекательного, красивого. Его знаменитая картина "Грачи прилетели" (1871) поражает такого рода соединением "обыкновенности" мотива и редкостной поэтичностью его истолкования. Наиболее значительным произведением Саврасова 1860-х годов была картина «Лосиный остров» (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) — замечательный русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, родился в Москве. Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье московского купца третьей гильдии. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. — Там красота неизъяснимая. «Железная» Софи снова, как в девичестве, принялась давать уроки. Никогда не сердился и не спорил. Выполненные двенадцатилетним Алешей модные картинки из заморской жизни и подражания Айвазовскому пользовались спросом у местных перекупщиков. Увлечение мальчугана, однако, дома не поощрялось, «юному любителю прекрасного» частенько доставались подзатыльники. На лугах мирно пасется стадо. В этом же имении создавалась и другая работа Саврасова – «Камень в лесу у Разлива». В этом плане довольно интересно взглянуть на работу «Виды из окрестностей московских».
Николай Третьяков о Саврасове: Вся природа представляется одухотворенной стихией света
Нищие, неизвестно откуда взявшиеся, брели к своим церковным папертям. И уж коль придет она, тогда все, амба. художественный музей Латвийской ССР), Сельский вид (1867, ГТГ). Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств А. К. Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии. Он начинает пить и заботливая жена увозит его от беды в Ярославль. художественный музей Латвийской ССР). Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе.
В юношеских произведениях Саврасова — «Вид Москвы с Воробьевых гор» (1848, ГТГ), «Вид Кремля в ненастную погоду» (1851, ГТГ) — сказалось внешнее влияние романтизма. Улетали грачи, унося с собой душу «одного из самых глубоких русских живописцев». Кому-то данное полотно может показаться неуклюжим по композиции. Значительный этап в творческом развитии художника представляет картина «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859, Гос. 1861) и Евгения (род. 1867). Саврасов воспитает и ещё одного знаменитого питомца — Исаака Левитана, который достойно продолжил дело своего учителя, сделав «пейзаж настроения» признанным жанром русской живописи. В том же 1857-м году значительное событие происходит и в личной жизни Саврасова. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений.
Спустя три года он напишет картину Пожалуй, единственную картину, которая связана с его личными переживаниями. В перерисовках гуашью с журнальных картинок опытный глаз профессора Рабуса усмотрел очевидные способности юноши, которого зачислили в «гипсовый головной класс» приготовительного отделения, а вскоре перевели в пейзажный. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню». А потом все-таки сбежит. Показательно, что даже известный русский критик и искусствовед А. Н. Бенуа назвал Саврасова художником-неумехой, который каким-то чудом умудрился написать одну порядочную картину (Грачи прилетели). Дворники подметали улицу перед хозяйскими подворьями.
Мотив. После одного из них Саврасов решает больше не выставляться в Петербурге, а после 1881-го года и вообще прекращает принимать участие в выставках «Товарищества». Отношения в семье Саврасова всё ухудшаются. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики. В том же году он женится на Софье Карловне Герц, сестре известного археолога и историка искусства.
Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Несмотря на ранний возраст (Саврасову тогда было всего 14 лет), талантливого парнишку взял к себе в класс сам Карл Иванович Рабус, обрусевший немец, прекрасный пейзажист, получивший в 1827 году за картину «Вид Гурзуфа в Крыму» звание академика. Одна из интереснейших работ Саврасова — «К концу лета на Волге».
Но скромный, застенчивый Саврасов, не терпящий вообще похвал, только хмурился и молчал. Видный критик, который преподавал в МУЖВ, Николай Рамазанов не раз справедливо писал о них в журнале «Москвитянин»: «пейзажи г. Саврасова.
Нужно, как всегда, оказалось Третьякову. Это одна из умиротворенных картин. Романтика бессмертна.
саврасов вид московского кремля при луне 1850
В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Новый этап в жизни молодого художника совпал по времени с «эпохой реформ», наступившей в России вскоре после смерти Николая I и поражения России в Крымской войне. Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов.
В браке родилось четыре дочери и один сын. Имя Саврасова известным сделала другая его работа, выполненная в 1851 году: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» — по точному замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Очень подробно на творчестве Саврасова я не буду останавливаться, скажу лишь о том, что самая значительная и узнаваемая картина Алексея Кондратьевича – «Грачи прилетели» была начата этюдом в 1871 году. В 1869-м вместе с художником Василием Пукирёвым издаёт «Курс рисования». На чашку чая к Саврасову заходили Третьяков, Боткин, Пукирев. Белила вспыхивают яркими солнечными зайчиками. Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника «поэтично пе-ренесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы».
Тонкий знаток и любитель музыки, Саврасов и живопись облекает в музыкальные формы. К 50-летию творчества Саврасова был издан альбом его рисунков, ставший для художника последним напоминанием о минувшей славе. О н умер поздней осенью 1897 г., когда до его любимой весны было так далеко. Стволы дубов в Останкине высохли. Ещё в ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи.
Жанр против пейзажа, Перов против Саврасова
Уже в 1850-м году за картины ««Камень в лесу у Разлива. Окрестности Ярославля» (1874).
Для русского искусства 60-е годы прошлого столетия были временем утверждения национального характера русского пейзажа. А сам он написал пейзажи в известных полотнах Перова «Охотники на привале» и «Птицелов». В начале 1870-х годов Саврасов открывает для себя Волгу, становясь певцом её красот. И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, . Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и Грачами. Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871, Горьковский гос.
- Список картин Алексея Саврасова
- Алексей Кондратьевич Саврасов, биография и картины
- Маслом на холсте: культовые картины Алексея Саврасова
- Художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897)
- Алексей Саврасов — душа, вложенная в пейзажи
Видеть красоту надо, понять, любить. В 1867-м году посещает Всемирную парижскую выставку. В простом незатейливом пейзаже художник сумел передать топкое движение собственном души. Окончив городскую школу, Алексей с замиранием сердца пошел на Мясницкую, в дом с белыми колоннами, чтобы показать свои работы в Московском училище живописи и ваяния. — писал И. И. Левитан.
А полотна замечательного мастера прочно заняли своё место среди подлинных шедевров мирового искусства. — Да, да. Если ранее он работал в основном близ Москвы, то теперь постоянно совершал поездки в провинцию: в Троице-Сергиеву лавру, на Керженец, на Оку, но более всего на Волгу, в Ярославль, под Кострому, в Нижний Новгород, Юрьевец, в Болгары под Казанью и Жигули. В «Виде на Кремль в ненастную погоду» — картине, которая принесла Саврасову известность, — художник использует многие романтические приемы: эффектные контрасты темных и освещенных частей изображенного, активные цветовые сопоставления, мотивы бурного предгрозового неба, одинокой женской фигурки в развевающейся на ветру одежде. художественный музей Латвийской ССР), «Сельский вид» (1867, ГТГ). Впадая в запои, Саврасов откровенно манкировал своими преподавательскими обязанностями. Жить ему становится тяжело как в материальном, так и в психологическом плане.
- Алексей Кондратьевич Саврасов ( )
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
- () «Жизнь и творчество русского художника»
- Профессии: Искусство, театр, общество
- Реферат: Алексей Кондратьевич Саврасов
- Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 – 1897)
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы. Зачастую – мрачным. А простому народу бежать некуда.
Через два года после написания картины, она была приобретена Павлом Третьяковым. Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа. Большое лицо его носило следы оспы. Ведь судьба, преподнося Саврасову редкие подарки, особенно не скупилась на беды. В конце 1876 года брак распался.
- Умер художник Алексей Кондратьевич Саврасов
- Биография художника Алексея Кондратьевича Саврасова
- Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов
- Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа
Так постепенно преодолевал Саврасов каноны, по которым обычно принято было писать пейзажи. В училище заговорили об успехах начинающего художника, в работах которого пробивалось «свое». Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. Однако эти черты нейтрализуются непосредственностью выражения конкретных свойств натуры. Сиди дома и жди эту окаянную холеру.
Волжские просторы произвели на него огромное впечатление. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Так в 1861-м году он становится ответственным за перевоз из Петербурга в Москву знаменитого полотна Александра Иванова «Явление Христа народу».
Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Картина, почти монохромная по цветовому составу, звучит как музыкальное произведение, так точна тональная разработка янтарно-желтых красок поля с пробегающими по нему легкими рядами голубоватых и зеленоватых красок стерни, строг ритм расставленных стогов, которыми отвечают силуэты мельниц на горизонте. Картина «Лосиный остров» относится ко времени расцвета творчества художника. Через неделю Исаак Левитан напечатал в газете «Русские ведомости» прощальную статью, в которой называет своего учителя первым «лириком» отечественной живописи: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов.
- Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
- Словари и энциклопедии на Академике
- Коллекция Государственного Русского музея
В настоящее время картина находится на хранении в Государственном музее. Природа вечно дышит. Хотя он сам еще недавно его окончил. Впервые очутившись в «северной Пальмире», Алексей был поражен строгой красотой Петербурга, ландшафтом побережья Финского залива. – писал И. И. Левитан.
Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения и среди них – Рожь (1881, ГТГ), Зимний пейзаж (частное собрание), Северная деревня, Весна. Всегда поет и песнь ее торжественна.
Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей. Здесь Алексей Кондратьевич много рисует, постоянно путешествует. Всё больше погружаясь в пьянство, влача полунищенское существование, Саврасов всё больше опускается в яму безнадёжности и отчаяния — в мемуарах рисуется печальная картина его почти «распада». Настроение нужно.
Окрестности Ярославля» (1874). Попробовать передать те чувства, которые его переполняют при наблюдении багряного заката. 26-го сентября Алексей Саврасов скончался в больнице для бедняков. Они не только дружески общались и учили вместе молодых живописцев, но и работали вместе. От этой поездки осталось множество интересных зарисовок. художественный музей Латвийской ССР).
В год окончания училища летом 1854 года Саврасов выполнил две картины, которые показал на осенней выставке в Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума», в которой создан гимн величавой и суровой природе русского Севера и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые 24-летнему Саврасову было присвоено звание академика — первая из них в 1858 году была приобретена П. М. Третьяковым. Центральным произведением Саврасова, благодаря которому он занял одно из ведущих мест в истории русского искусства, стала картина «Грачи прилетели» (1871). Художник пользовался разными техниками и приемами.
Картина Лосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. В картине «Вид на Кремль в ненастную погоду» соборы и колокольня Ивана Великого кажутся белой сказкой. Саврасов бывал под Нижним Новгородом и под Казанью, но больше всего любил места между Ярославлем и Костромой. Статья имела знаменательное название «Классико–романтический разговор по поводу выставки».
Это можно заметить в таких картинах, как «Перед грозой. К удивлению отца, у Алексея получалось очень даже неплохо. Рабус был очень терпеливым педагогом и «ставил кисть» неторопливо, основательно, стараясь приучить своих учеников к тому, что хороший художник должен работать на мелочах, на том, мимо чего нелюбопытный глаз, как правило, проходит.
До Саврасова.
В это время Саврасову было всего 24 года. Уж в Сокольниках фиалки цветут. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе.
К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. Художник с головой окунулся в культурную жизнь Москвы. А вот отец не мог в должной мере помогать Алексею, у него не хватало на это средств.
Видеть надо красоту, понять, любить. Жаль беднягу. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. Но нищета и пьянство делали свое дело: художник терял зрение.
С тех пор картина стала олицетворением наступающей весны. Иногда заходит оборванный, пьяный или с похмелья. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. В. Г. Перов помогал художнику писать фигуры бурлаков в картине «Волга под Юрьевцем», Саврасовым же написан пейзаж в картинах Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».
Неудачно складывается и дальнейшая творческая деятельность. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Он умел выхватить главное и точно передать его в четких мазках. Картина была написана летом 1850 года в имении его покровителя И. Д. Ныне «Вид Московского Кремля» украшает государственную Третьяковскую галерею. Одна умерла в детском возрасте отскарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие— Вера (род. Родился в семье московского купца третьей гильдии.
В 1849 г. Саврасова и двух его товарищей ожидала первая творческая командировка. Ведь здесь не было идейности изображения тяжелого положения народа. художественная галерея). Нелегкими оказались для художника последние десятилетия.
Удачи одна за другой сопутствовали начинающему пейзажисту. В 1850 г. за картины «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень в лесу у Разлива» ему было присвоено звание художника. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо. Критика тех лет расценила его как переворот не только в пейзажной, но и во всей отечественной живописи. С этой рекой связана целая эпоха его творчества.
Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. В 1870 году он жил под Костромой, в Нижнем Новгороде. В это же период семейство лишается казенной квартиры.
Всходило красное солнце. Каждое полотно наделено особым настроением. В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826—1895)— сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца.
Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника «поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы». В эти годы художник обзаводится новой семьёй.
Нужна романтика. Здесь есть и гармония и строгость рисунка и классика. То, что нам кажется сейчас естественным, было завоевано в упорной и длительной борьбе.
В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Он продолжал работать в своих любимых окрестностях. Это потом ее назовут «живописным символом России», а пока Саврасов живет в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Ставший бездомным, Саврасов скитается по ночлежкам и временным пристанищам. Ступайте в природу, — говорил он нам.
Разливающаяся Москва-река с плывущими льдинами подступила к пригорку с чуть проступающей на ней свежей зеленью. Весна.
Много позже, читая любимого Пушкина, его «Пир во время чумы», узнает художник Саврасов, что первые месяцы его жизни будут связаны не только со страшной холерой в Москве, но и со знаменитой Болдинской осенью поэта. Трагично и начало семейной жизни живописца — все его четверо детей умирают в младенчестве. Саврасов был прекрасным рисовальщиком. Как вспоминают современники, «с первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни».
Жизнь Саврасова постепенно вошла в прежнее русло. На переднем плане – старая изгородь, деревце с чуть краснеющими, набирающими сок почками. Но тогда в жизни самого Саврасова еще ничто не предвещало грозы. Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль.
Становление художника происходило очень быстро. главным образом относились к пейзажу как к красивому сочетанию линий и предметов. Но написал художник пейзаж и все увидели, как прекрасен обыкновенный уголок родной земли.
Этой педагогической деятельности художник отдаёт двадцать пять лет. Поля по контрасту с темной землей залиты золотсто-жемчужным светом. В это же время ему предложили сменить на посту и должности преподавателя пейзажного класса училища умершего Рабуса. В конце 1860-х годов становится членом правления «Товарищества передвижных художественных выставок», принимая активное участие в его создании. В то время Саврасов тесно сходится с Василием Перовым, одним из основателей новой живописи. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г. ) привлекли внимание две его картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается звание академика. Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Человек он был абсолютно особенной кротости.
Ни в сентябре, ни в октябре, ни в ноябре ему так и не удалось прорваться «сквозь пять карантинов» и он пытался хоть как-то уберечь Гончарову, полушутя-полусерьезно советуя: «одна молодая женщина из Константинополя говорила мне когда-то, что от чумы умирает только простонародье — все это прекрасно, но все же порядочные люди тоже должны принимать меры предосторожности, так как именно это спасает их, а не их изящество и хороший тон». Девизом художников-демократов стали строки Николая Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». И лишь на экспозиции Товарищества передвижных выставок в Петербурге «Грачи» стали событием. Семейная жизнь художника по-прежнему не ладилась. Перелет птиц (1874, Одесская картинная галерея). В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: Лунная ночь. Болото (1870, ГТГ), Закат над болотом (1871, ГРМ). Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г. ) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен Могилы над Волгой (1874, частное собрание). В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка.
Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. ». Он женится на Софье Карловне Герц, сестре своего однокашника и друга, Константина Герца. В 1862-м году на деньги «Общества любителей художеств» Саврасов едет на лондонскую Всемирную выставку. С начала 1870-х годов в творчество Саврасова вошли новые темы и образы.
Многие десятилетия в общественном сознании он оставался, причем абсолютно незаслуженно, автором лишь одной гениальной картины. Вслед за этим в семье Саврасовых начались постоянные ссоры. Саврасов работал над пейзажем в Костромской губернии (п.
Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. В пейзаже Разлив Волги под Ярославлем (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, разливы рек, подобные морям. В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей – Проселок (1873, ГТГ), Радуга (1875, ГРМ), в других – взволнованной, поэтически приподнятой – Вечер. За что такая напасть.
Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли. Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: «Вид в селе Кунцево» (1855, ГТГ), «Вечерний пейзаж» (1861, Гос. Нет выше наслаждения созерцания природы. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств.
Для примера можно привести картины «Степь днем» и «Украинский вид», которые находятся на хранении в Государственной Третьяковской галерее. Данные полотна отличаются от других работ Саврасова своим плавным, спокойным рисунком, деликатной и довольно ласковой живописью, прозрачной светотенью и нежностью. Художник просто сломлен этой чередой смертей. В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г. ) привлекли внимание две его картины: Вид в окрестностях Ораниенбаума и Морской берег в окрестностях Ораниенбаума, за которые художнику присваивается звание академика. Обе картины значительно отличаются от его прежних работ.
Очевидная незаурядность работ Саврасова, экспонировавшихся в 1854 году на выставке в МУЖВ, привлекла внимание и «августейших» любителей искусства. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Казалось, она написана совсем легко, на едином дыхании.
В юношеских произведениях Саврасова – Вид Москвы с Воробьевых гор (1848, ГТГ), Вид Кремля в ненастную погоду (1851, ГТГ) – сказалось внешнее влияние романтизма. Это знать московская может укатить в свои поместья и вотчины. Скрипели калитки, громыхали ведра. Картина «Лосиный остров» относится ко времени расцвета творчества художника.
А далее случается знаменательный переворот в его жизни. Он купил «Грачей», опередив саму императрицу, которой досталась лишь копия шедевра. Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека. В ее составе было 466 картин и 29 скульптур.
Картина Грачи прилетели способствовала успеху Первой передвижной выставки. И, как истинно купеческий сын, сумел извлечь из своего умения выгоду. В то же время он продолжает работу в окрестностях Москвы, что выливается в его следующие картины: "Вид в селе Кунцево", "Сельский вид", "Вечерний пейзаж". Родился в семье московского купца. Чтобы заниматься любимым делом, Саврасову пришлось выдержать жёсткое сопротивление отца, который, напрочь отрицая смысл каких бы то ни было «художеств», спроваживает Алексей вместе с картинами на чердак собственного дома.
Но это обстоятельство не спасает художника. В том же 1870 году художник вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя. Тонкий лирик русского пейзажа А. Саврасов говорил: «Надо у природы учиться.
Возникший почти одновременно с самой Академией, основанной И. И. Жена уехала от него с дочерями Верой и Евгенией в Санкт-Петербург к родной сестре Аделаиде Герц. О её характере расскажет впоследствии его знаменитый ученик — Константин Коровин. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно.
Саврасова выгоняют из училища, лишив его казённого жилья — его единственного пристанища. С этих лет начинается его «хождение по мукам». «Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами» наглядно показывает зрителю близость Саврасова к традициям великого художника Венецианова и его ученикам. Речь в нем шла об устаревших методах преподавания в Училище живописи. Ему пришлось постигать секреты «живописания», оттачивать мастерство.
Все поздравляли художника с творческой удачей. Уж распустился дуб. В 1857 году в жизни великого мастера кисти произошли важные перемены. Сохранилось много журнальных рисунков, особенно созданных в последние годы жизни.
В последний путь великого живописца провожал лишь Павел Третьяков да швейцар из училища. Страх и уныние поселились в каждом доме. Вид в имении Лужина близ станции Влахернская» и «Вид Московского Кремля при луне» Саврасову официально присваивают звание художника. В 1858 году он стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения.
Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. — Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу». Великий репортер Владимир Гиляровский так вспоминал о последних годах жизни Алексея Саврасова: «Совсем старик спился. Весна. Жизнь постепенно налаживалась, но рана в душе Саврасова так и не зажила.
Он реже выставлялся, работал все более неровно. За программные работы этого года художника награждают похвальным листом, а 25 сентября 1850 года он кончает Училище и получает звание неклассного художника за картины «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень у маленького ручья». Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. Довольно любопытной является оценка, которая была дана работам Саврасова близ Кунцево.
Постоянные прогулки привели к тому, что Алексей знал каждый уголок в родном городе. Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей. Перелет птиц» (1874, Одесская картинная галерея). В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: «Лунная ночь. Это уже композиционно определяет монументальность образа.
Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника стремлением к правде и самостоятельности. Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Саврасов очень тонко и проникновенно передает первое пробуждение природы после зимнего сна. Именно эти фактора помогали автору выразить драматизм, бурные чувства. В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Мальчик рано научился рисовать гуашью, карандашом, акварелью.
Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Картина наполнена свежим воздухом, легким и прозрачным.
Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Но куда. Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. Если нет души, ничего не будет и в живописи. ».
На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. Но на московской выставке Общества любителей художеств в 1871 г. полотно осталось почти незамеченным. Важной вехой в жизни художника был 1854 год. В пейзаже «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, «разливы рек, подобные морям». В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей — «Проселок» (1873, ГТГ), «Радуга» (1875, ГРМ), в других — взволнованной, поэтически приподнятой — «Вечер. И в то же время приближающаяся гроза передана верно и жизненно. Именно в этих картинах вылились открытия, которые Саврасов сделал еще в картине «Камень у разлива». По его собственному признанию, он часами не может различить форму предметов.
Большинство полотен составляют виды «чудного приволья», открытых пространств, расстилающихся под высоким, ясным, золотистым у горизонта небом. Прилетевшие грачи принялись вить гнезда. Истинная причина, конечно, была не в количестве студентов. Печальной повестью называют его картину «Могила на Волге», замысел которой связывают со смертью в 1871 г. его новорожденной дочери. Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик.
Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. — О. И. ). Тем же светом пронизаны, напоены нежные блеклые краски неба.
В следующем году был выполнен один из лучших пейзажей Саврасова: «Пейзаж с рекой и рыбаком». Болото» (1870, ГТГ), «Закат над болотом» (1871, ГРМ). Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г. ) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен «Могилы над Волгой» (1874, частное собрание). Именно в этих местах созданы знаменитые «Грачи прилетели», показ которых на первой выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» имел ошеломительный успех. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. При всей романтичности «Вида на Кремль в ненастную погоду», а это именно «вид», взятый с искусно выбранной точки зрения, с красиво и драматически-эффектно размещенными световыми вспышками на заднем (Кремль), среднем (река) и переднем (дорога) планах — он строится на основе реального чувства художника.
Оденешь его – опять пропьет все. Однажды Саврасов-младший понял для себя: эту красоту да на полотно. Огороды (1883, Пермская гос. Так Саврасов попросил Перова внести последние штрихи в свой «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» и написать бурлаков в одной из «волжских» картин.
На лугах мирно пасется стадо, покоится вода. В творчестве одного из крупнейших мастеров национального пейзажа Алексея Кондратьевича Саврасова утвердилась реалистическая концепция в изображении природы. – О. И. ). Если нет любви к природе, то не надо быть художником.
Лужина Кузьминки близ станции Влахернская. Он успокоился, здоровье пошло на поправку. Его гражданская жена — Евдокия Михайловна Моргунова — родила ему двоих детей.
Все еще кричали в слободе петухи. Картина поражала удивительным оптимизмом. Великая княгиня Мария Николаевна, которая являлась президентом Академии художеств (из стен академии вышли такие классики русской живописи как Репин, Суриков, Поленов, Васнецов, а позже Серов, Головин иВрубель), приобрела картину «Степь с чумаками вечером». За программные работы этого года художника награждают похвальным листом.
Надо у природы учиться. Ясный летний день. Дорожная слякоть и грязь неузнаваемо преобразились.
В училище Саврасов считался лучшим учеником. То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца, то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны, то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). Но привлекательным в ней является интерес к жизни таинственного тенистого лесного уголка. дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». Многие считают, что в «степных» работах Саврасова, как и в других народных образах выразилась мечта молодого художника о народной воле.
Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения. Одна за другой появляются картины «Волга под Юрьевцем» (1871, местонахождение неизвестно), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ) и, наконец, «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми. »Пейзаж «Грачи прилетели» есть лучший и он, действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов и барон Клодт и И. И. (Шишкин. Одна за другой появляются картины Волга под Юрьевцем (1871, местонахождение неизвестно), Разлив Волги под Ярославлем (1871, ГРМ) и, наконец, Грачи прилетели (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми. Пейзаж Грачи прилетели есть лучший и он, действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов и барон Клодт и И. И. (Шишкин. Картина «Грачи прилетели» способствовала успеху Первой передвижной выставки.
Но наиболее удачной картиной признается картина "Лосиный остров", оконченная в 69-м году. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Сепия озаряет предметы золотистым светом. Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум.
К этапным произведениям этого времени относится картина Пейзаж с избушкой (1866). Уже в 1848 году был отмечен в отчете Московского художественного общества как ученик, представивший лучшие эскизы. Влечение к искусству пробудилось рано, но путь в большое искусство оказался нелегким. Несмотря на славу и признание, денег не хватало. Но выживает только одна из дочерей –Евгения.
Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Творчество мастера сыграло важную роль в становлении русского реалистического пейзажа. Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы. Его выбор пал на девушку немецкого происхождения Аделаиду Софью Герц.
В 1855 году Саврасов возвращается в Москву. Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья. Отец Алёши был человеком с тяжёлым характером и уготовил сыну будущее «по торговой части». Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы. Из-за жизненных бед художник всё более увлекается алкоголем. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Пейзаж Саврасова был не просто изображением природы. Однако привезенные им из-за границы картины – «Озеро в горах Швейцарии» и «Вид в Швейцарских Альпах» – не имели успеха у критиков. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств.
Хотя, говоря объективно, о полном «распаде» всё же говорить не приходится — Саврасов продолжает работать и в эти страшные годы. Слышался колокольный звон. Дышится легко и свободно. За 600 рублей жалованья в год снимать квартиру и кормить детей было невозможно.
Уехать, бежать из города. То, что он не обделен талантом чувствовалось сразу, а потому москвичи и гости столицы расхватывали пейзажные работы юного Саврасова, как «горячи бублички», едва делался последний штрих. Но как красива картина, как трогательно-нежен едва уловимый ритм тянущихся ввысь березок. Несмотря на неприглядный вид сельских задворок, уныло покосившихся заборов и еще не оживших по-весеннему деревьев, в картине явственно звучит песня торжествующей жизни. Да, да. Это ярко проявилось в работах 1851 года.
Кушелева-Безбородко. Неяркий колорит передает нежную чистоту весенних красок. Цветущий дуб становился событием для всего класса.
КартинаЛосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Картина Печерский монастырь под Нижним Новгородом (1871, Горьковский гос. Какой мох. И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. Сусанино). в Ярославле после этой поездки Саврасов написал лучшие свои пейзажи.
Простой, почти убогий мотив.