Серов Портрет Ермоловой Описание

сочинение-описание картины портрет Ермоловой

В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. "Ее данные были исключительные. Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников. Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада».

Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой. Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил. Ему нужно изучить каждый жест актрисы, модуляции ее голоса, а главное — лицо, глаза. Сделав несколько эскизов старших детей, он отпускал их играть и Ольга беспокоилась: «Не убежали ли далеко, не отправились бы на пруд, спит ли маленький, услышит ли она его пробуждение, не ушли бы старшие одни в лес», – и сотни других мыслей, которые только могут промелькнуть в голове матери, когда она не видит детей.

Работа Серова вызвала неоднозначные отклики среди современников художника диапазон их мнений варьировался от полного неприятия картины до утверждений о том, что портрет является «лучшим отражением творческой личности актрисы». Он заметил: «Всегда играла животом вперёд. Нет того смирения и терпения, как в позе кузины на картине «Девушка, освещённая солнцем», когда Маша была готова сидеть и позировать часами и днями. Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины. 2, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями».

Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности». Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Художник хорошо знал Ермолову. В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой— Николаем Шубинским.

Он младший брат Михаила. Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой». Прочитав письмо мужа, говорит:«. Щепкина – Куперник, современница великой русской актрисы. Мне Остроухов говорил. Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса. Стернин.

Лицо модели написано иначе, чем все остальное, – более подробно, детализовано. Сахарова. Добиться столь блистательного осуществления замысла помогли художнику не только дар глубокого проникновения в натуру и умение взять ее (Ермолова представлена в характерной для нее позе, лицо дано в наиболее выгодном для него ракурсе, отобраны лишь самые необходимые детали интерьера), но и точный выбор изобразительных средств – силуэтное начало, обобщенность и некоторая уплощенность объемов, опущенная линия горизонта, своеобразный аскетизм цвета. С этой картиной произошёл необыкновенный случай.

Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда— по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости». Здравствуйте, Валентин Александрович. соч. ). Судя по замыслу Серова, художник изначально решил сделать акцент на силуэте актрисы— он тёмный на светлом фоне, а сами линии строго предопределены.

Художник Валентин 
Серов— портрет артистки 
Марии Ермоловой

Художник Валентин Серов— портрет артистки Марии Ермоловой

Работа над полотном проходила дома у актрисы— на Тверском бульваре, 11. Вот это все ермоловское и хочет найти Серов. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов»8.

И. Немирович-Данченко). Это произведение Серова вызывает чувство прекрасного. Королем ты будешь. Но я боюсь: в твоей душе так многоЛюбви мелкой, что не изберешь тыПути кратчайшего. На сцене перед нами стояла артистка одухотворенная, вдохновенная. Сама Мария Николаевна была крайне недовольна своим портретом, в нём Серов несколько «состарил» Ермолову. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты»62.

Ни к чему эта затея. Фигура трактована в живописной манере, но при этом линии силуэта строго определены. В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной. Но публика приняла портрет любимой актрисы с восторгом. В мае— июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского». Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера»5254.

С этого холста она продолжает жечь сердца»6768. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. 4. Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы60.

Ге. С. Станиславский). Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой— он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца». Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия»30.

Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры424344. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Так рождался эскиз будущего платья. На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции.

В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения». «Моделирование» фигуры актрисы происходило— в том числе— за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево. Внешние данные Марии Николаевны были не менее значительны. Идет такое страшилище с беспрестанно дергающейся головой.

Судьбы пяти героев 
портретов Валентина 
Серова

Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова

В картине «Петр I», одной из лучших на этот сюжет в русском искусстве, Серов в случайном отбирает характерное. Но что толковать — раз приехали, давайтепопробуем. По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце»74. Хроника семьи художников.

Непосредственная работа проходила в расположенном на втором этаже Белом зале с зеркалами, арками и лепными карнизами. И, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете. Она исчезает, растворяется в другом образе. Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло811. на которые открывается душа». Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» (1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными»65.

В 1905 году картина была представлена на Таврической выставке, организованной Сергеем Дягилевым и проходившей с 6 марта по 26 сентября в Таврическом дворце17. В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. – Северный вестник, 1890, 3, отд. илл. ). Кроме того, портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников.

Увидит его рабочий – хлоп в ноги. Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника. Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ». Хотя Серов выбрал такую позу певца, конечно, неслучайно. Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля12138.

Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Здесь В. Серов изобразил еще одну свою кузину – Машу. Для земских школ, гимназий и реальных училищ великолепно напечатанные хромолитографии большого формата (61, 0х83, 0 см) стали прекрасными наглядными пособиями по отечественной истории.

В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок. Своей картиной Серов хотел подчеркнуть талант актрисы, создать ей памятник. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.

Портрет Ермоловой, созданный Серовым, сделал для нас живым образ гениальной артистки. К. С. Станиславский. Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил»50. Портрет – станковое полотно 214х120см. Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты»118.

От нее веет здоровьем, безмятежностью. Сам по себе интерес к театру со стороны Серова отнюдь не случаен: в детстве он видел театральные афиши в кабинете отца— композитора Александра Серова в юношеские годы, находясь в Абрамцеве, проявлял себя в мамонтовском кружке не как художник, а как артист53. Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв»826. Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка)20. Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата.

Его отставка была принята в мае 1905 года56. Портрет был ему заказан Литературнохудожественным кружком. Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат. Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии.

Эта вторая, правая половина и не дала Морозову растратить всё состояние. Поза Ермоловой торжественна и величественна.

Однако общее настроение их картин— разное. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. Например, в 1892 году Серов работал над портретами двух совершенно различных лиц. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто. Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной – в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX – начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. «Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром»59.

7 См. Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти. А на сцене. С 1935 года находится в Государственной Третьяковской галерее (инв. 14 См. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх.

Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей. Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей. Попытки показать глубину человеческой личности делались им ещё в 1894 году, когда художник работал над образом писателя Николая Лескова. За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке.

серов портрет ермоловой 
описание картины

серов портрет ермоловой описание картины

Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. «Портрет балерины Корсавиной»выполнен в необычной манере – балерина изображена спиной к зрителю. В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда)14.

Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство. Голова в гордом повороте чутьчуть приподнята. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие. — Новое время, 1898, 18 января. На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками». Там дело другое. Портрет другого знаменитого тенора, Франческо Таманьо, где певец изображен в берете (артистический аксессуар), с гордо поднятой головой, вдохновенным взглядом, устремленным вдаль, мимо зрителя, выглядит этюдом для парадного портрета.

С. Станиславский). Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук— их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале»25. Очень достоверно передана обстановка комнаты.

  • Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой
  • Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
  • Критика Портрет Ермоловой Серова
  • Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой
  • Описание Портрета Ермоловой Серов

Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым2. Художественные средства, применявшиеся для «монументализации образа» Ермоловой, вероятно, получили развитие в картине «Портрет О. М. Нестеровой» Михаила Нестерова. В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой. 3. : П. И. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом. «Левитан жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы», – пишет о своем друге Коровин. Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств.

На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику»3435. Ермолова- русская актриса, родилась в семье суфлера Малого театра (1853-1928). В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой»80. «Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России57. Друзья так их и называли – не Коровин и Серов, а Серовин и Коров. Ее первый бенефис состоялся в 1876 году.

Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала13. Но «трезвая» реалистическая живопись «под Крамского», писавшего с протокольной прозаической точностью, призвана уверить, что это не сочиненный романтический «образ» разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи. М. — Л., 1937, с. 125. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности. При жизни Серова картина экспонировалась на Таврической выставке (1905), организованной Сергеем Дягилевым, на Русской художественной выставке в Париже (1906). На нем красивый костюм, высокий воротничок с модным галстуком, завязанным широким узлом. / Нарядить— от Ламановой»33. Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня— мраморная.

С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие»66. В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет. Визуальное деление портрета достигается с помощью линии соединения пола со стеной, рамы зеркала, линии соединения стены и потолка, отражённой в зеркале. По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны.

Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов». В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин— он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы. Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой». Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя.

  1. Сочинение по картине Серова Портрет актрисы Ермоловой
  2. Серов 1987 Чистая Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой, Ермолова
  3. 57-26 Серов 1987 Портрет актрисы Ермоловой
  4. Критики о творчествеВалентина Серова
  5. Портрет Ермоловой (Серов):взгляд с разныхракурсов
  6. Серов Валентин Александрович (художник)
  7. Добавить комментарий Отменить ответ
  8. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

«А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. Он должен впитать этот образ, постичь его. Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России. Ермолова написана в ее московской квартире (у Никитских ворот), куда она возвращалась из театра, провожаемая возгласами благодарности и шумными рукоплесканиями громадной толпы зрителей, всегда ожидавших у театрального подъезда выхода Ермоловой.

Значение света, воздуха, пространства – чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж. 1. Он должен впитать этот образ, постичь его. Серов готовился писать портрет Ермоловой. Роль артистки Негиной и пьеса «Таланты и поклонники» была написана, как предполагает С. Н. Дурылин, для Ермоловой. Чуть меньше, чем в три четверти, он стал органически связанным со всем силуэтом фигуры.

  1. Литературный портфельчик Искуссницы
  2. Общееколичествопросмотровстраницы
  3. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  4. Описание картины Валентина Серова «Портрет Ермоловой»

Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками»: и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания4. В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет. 8 См. В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895). Люди увидят воплощение великих идей времени, вечных идеалов человечества — свободы, красоты, добра и правды.

Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Приехал, позвонил. «Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз Грусть его изящна. Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины. Глаза устремлены вдаль.

: И. Э. Почитатели её таланта воспринимали М. Н. Ермолову так, как её написал художник. Все стихло. На сцене идет трагедия Шекспира «Макбет». Серов пристально смотрит на сцену, чегото ждет. Этот этюд, который можно считать в какой-то мере и эскизом, сделан на бумаге графитным карандашом и акварелью. Серов готовился писать портрет Ермоловой.

В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей8комм. А потом, вдруг – бремя славы, когда поклонники едва давали жить. Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго. «Девушка, освещённая солнцем»- это работа, вызвавшая весьма резкую реакцию критиков.

В следующем году полотно выставлялось в Париже на экспозиции Серова, участвующей в «Русской художественной выставке», организованной Обществом Осенних салонов18. Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели. Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно— с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца»51. Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. Для Серова и его современников— деятелей Серебряного века— актуальной была тема маски: среди творческой интеллигенции того времени большую популярность имели карнавалы, балы-маскарады, театрализованные шоу. Линии скупы, краски лаконичны, колорит картины сведен к контрастам голубого и оранжевого. В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова. ".

Художник хорошо знал Ермолову. Согласна. Ермолова была немного выше среднего роста. В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова. Лицо Ермоловой вдохновенно.

Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику»168. Щепкина – Куперник, современница великой русской актрисы. Актриса брала в ней верх и повелительно требовала себе прав для свободы своих действий. В картинах «Октябрь. Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары»: «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. : Л. Мошин.

Лесков в изображении Серова— это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы. Здравствуйте, Валентин Александрович.

По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой— «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете»64. Глаза серые. И жест руки его воспринимается как жест человека, доказывающего свою правоту. Нерадовский.

Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника. Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами. М. Н. Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица». И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма».

Каштановые волосы неожиданно обнаруживают лиловатый оттенок, сближаясь по цвету с корой дерева. Такая же глубокая духовная работа— «родственная античному катарсису»— видна в глазах Ермоловой29. Лицо лишь слегка обозначено. Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910, Государственная Третьяковская Галерея). Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.

Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке»3. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).

Портрет актрисы 
Марии Николаевны 
Ермоловой

Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны75. Тот, говоря об артистических возможностях актрисы, отмечал её темперамент, чуткость, «большую нервность и неисчерпаемые душевные глубины». Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук.

Нетрудно заметить, что в этой работе художник изменяет своей манере. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств». Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой». Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения. Небольшие усы, эспаньолка.

И логически выясняя, какую роль в нём играет динамическая организация «кадров», мы непосредственно ощущаем, как просто, свободно и безупречно поставлена в пространстве фигура, как точно найдены её отношения к холсту, как глубок и насыщен общий тон, лаконична и в то же время тонко разработана цветовая гамма, как внутри больших пятен цвет движется без вялости, свободно, связываясь в убедительную колористическую систему, то есть переживаем комплекс эмоций, который может быть вызван только предметной сутью живописи. Конечно, Валентин Серов затевал большой, основательный портрет певца в масле. На сцене нет Марии Николаевны Ермоловой. Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет.

Монолог ледиМакбет волновал, мучил. 4. В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч36. Лепные карнизы, в стены вделаны зеркала, на окнах, на дверях тяжелые портьеры. Я — Серов.

Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов. Мне Остроухов говорил. Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей). Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой»55. На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы. Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление.

В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось»11. Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз. Она уходила вся в жизнь тех, кого изображала, а личной жизни у нее почти не было (А.

Режиссёр Сергей Эйзенштейн, анализируя композицию холста, пришёл к выводу, что использовавшиеся Серовым «монтажные приёмы» являются предтечей кинематографической техники работы с кадром. Завзятый молчальник, Серов встретил в Ермоловой надежного товарища. На стенах портреты Шекспира и Шиллера в овальных рамах.

В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея). Вы насчет портрета. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Картины «Девочка с персиками» и «У балкона.

Ермолова была немного выше среднего роста. Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности. – Валентина Александровича поставили на лестнице, которая была совершенно пуста. в зеркале у края холста). Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова.

Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа. Он написан на фоне зеркала с отражением в нем интерьера и фрагмента потолка. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период76.

Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига»15. «Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее. номер 28079). Я буду писать в те дни, когда вы свободны, на следующий день после спектакля, не так ли. Это наполняет картину теплом домашнего уюта.

В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького. В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого словакомм. Михаил Врубель ввёл Серова в Абрамцевский кружок, где Серова очень полюбили и сам Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна и сестра Саввы Вера, которая была замужем за Павлом Михайловичем Третьяковым и Костя Алексеев (Станиславский), родственник жены Саввы Мамонтова. Он изучает каждое ее движение, следит за мимикой, прислушивается к тембру голоса. «Макбет» — одно из самых колоссальных и вместе с тем самых чудовищных произведений Шекспира, — писал Белинский, — где, с одной стороны, отразилась вся исполинская сила творческого его гения, а с другой — все варварство века, в котором он жил. »Серов размышляет над словами Александра Белинского о поучительном уроке, который должно усвоить человечество, чтобы спасти мир от жестокости, коварства, зла. В зале тишина.

Люди увидят воплощение великих идей времени, вечных идеалов человечества — свободы, красоты, добра и правды. Этот портрет — одна из лучших работ Серова. Он одет в простую рубашку-косоворотку, брюки заправлены в сапоги. Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой». При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка». При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось8.

Серов Валентин Портрет М. Н. Ермоловой. Хотя я ничего против этого не имею, но почему-то эта тенденция просуществовала долго. Строгость линий и основательность при постановке модели перекликаются с конструктивными идеями, воплощёнными в изображении коллекционера Михаила Морозова25. Важную роль играет высота пола. В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек.

15 И. Репин, указ. В этюде (Гос.

В портрете поворот лица был изменен по сравнению с эскизом. Это Валентин Александрович Серов. Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением»8. Когда картина ещё была на выставке и Павел Михайлович Третьяков только высказал своё желание её приобрести, то его спросили: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис. » На что Третьяков ответил: «Спасибо, я ваше мнение выслушал».

Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова. К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи. Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена— «почти на равных правах»— в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства.

В 1920 году картина перешла в собственность Малого театра. Сперва молчала захваченная зала, потом разразилась бурей рукоплесканий, слез, приветствий. Хлопки парусов, словно кто-то невидимый выбивает подушки.

Возобновление работы произошло осенью того же года. Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени— с прямого ракурса, фигуру по пояс— немного снизу, а крупный план головы— с самой нижней точки.

В этом портрете Серов пробует себя в новой для него эстетике. Монолог ледиМакбет волновал, мучил. Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». Серов видел ее словно стоящей на пьедестале.

Серов создал незабываемый образ человека свободного духом, человека-творца. Петр дубиной укладывает и этого на месте: Будешь знать, как царя не признавать. В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности. Поднялся занавес. Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года). Утром следующего дня 46-летний художник скончался. Губы сжаты.

Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами». Это памятник Ермоловой. Небольшие усы, эспаньолка. Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз.

Руки спокойно опущены вниз, тонкие пальцы сплетены. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу50. Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы4546. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени. В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале— марте 1905 года позировала Серовукомм.

соч., с. 345. В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла. Но это не безмолвие, а пауза, звучащая сильнее самых громких слов. — Новь, 1897, 18, с. 446.

Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста». Беспечность и артистичность Коровина – в позе, одежде, в окружающих его предметах. Там я не Ермолова. За картину художник получил 1000 рублей. А на сцене. Ещё одинпортретчлена семьи Морозовых, написанный Серовым, этоИван Абрамович.

Серов выбрал формат 224120 см (высота почти вдвое превышает ширину). Мне всегда бывает интересно, по каким критериям определяют ценность арт-объекта. При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог. Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл».

Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств»28. Эта крепкая дружба продлилась до конца дней. Долгое время он имел в московской среде плохую репутацию— по одной из легенд, в его стенах произошло убийство на почве ревности. Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками). Работал напряженно.

Тот, кто знаком с творчеством Коровина, сразу заметит «похожесть» этой работы Серова с работами изображенного коллеги художника. Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения»— изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность8. Этим подчеркнута значительность личности Петра. 5. Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке72) они работали почти одновременно73.

когда дело касалось ее блестящего артистического будущего. Обозреватель газеты «Гардиан» (англ. The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника»81. Вместе с тем абрис силуэта похож на контур возносящейся ввысь струи фонтана – Серов, по своему обыкновению, дал неожиданную, триумфально-патетическую интерпретацию излюбленной стилем модерн «льющейся, текучей линии», приспособленной выражать образы медлительно-заторможенных, полудремотных состояний. Торжественное «открытие» портрета состоялось в 1907 году во время банкета, устроенного в честь Ермоловой. mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em. Это— произведение живописца.

Не люблю выставляться напоказ. вся ее стройная фигура как бы вырастала. – совсем неправильно. Серов осознал, что в системе Репина ему было удобно, привычно, спокойно, но неинтересно. по: Е. Сахарова, указ. Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат.

Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками). Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии. По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой70. Хочу писать ваш портрет, Мария Николаевна. Демонстрация масштаба личности достигается— в том числе— за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235133 см)— это «изображения в размер натуры».

Так животом вперёд и стоит на портрете Серова»63. Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде»29. 11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет. Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет.

Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий1. Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко. В затемнённый зал, где собрались гости, Ермолову ввёл под руку профессор Баженов: «упал белый занавес и перед зрителями на освещённой сцене показался портрет. Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова. В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол.

Он верен себе. Я — Серов. А. Яблоч-кина). На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника».

Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле. По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился». Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни»8. Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов— искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном». По словам Эйзенштейна, при знакомстве с картиной Серова им овладело «абсолютно особое чувство подъёма и вдохновения», которое он не смог себе сразу объяснить, ведь портрет был «предельно скромен по краскам. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале.

С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» (5—7, 1905). Легкие и воздушные, они тонут, расплываются в тишине наступающего вечера. «Портрет Николая» в коллекции ГТГ – авторское повторение так называемого портрета царя «в тужурке», которое Серов написал для Александры Фёдоровны. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх.

Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. К моменту «открытия» портрет уже имел определённую известность. Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России». Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен»— оставался, вероятно, только один сеанс. (Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года. Иссиня – серая пелена неба, через которую не пробиться солнцу.

font-family:Times New Roman CYRВ отличие от крупноформатного живописного портрета Сергея Михайловича (1895), эскиз портрета Павла Михайловича (1899) невелик и выполнен в технике акварели, однако остается для нас одним из самых драгоценных свидетельств не только внешнего облика Третьякова, но и тончайших проявлений его великой и неординарной души.