Серов Портрет Ермоловой Описание Картины

сочинение-описание картины портрет Ермоловой

В лучших портретах Серова характерное доведено до вершины»45, – восхищался Б. М. Кустодиев. Ермолова была немного выше среднего роста. Правы (или неправы, что в данном случае одно и то же) обе стороны. И к пейзажам и к портретам можно отнести слова, сказанные им в 1899 году: «Как хорошо и как хорошо именно то, что и близко и далеко видно такое количество подробностей, одинаково прекрасных, а вот мы не умеем этого делать, а следовало бы за все лето написать бы всего один этюд»30. Благоговение вызывают мастера мистической формы – Микеланджело, Рафаэль, Леонардо. По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период76. На нем красивый костюм, высокий воротничок с модным галстуком, завязанным широким узлом. Это Валентин Александрович Серов. Поднялся занавес.

Исходили подобные оценки не только со стороны моделей, чуть ли не единодушных в том, что «писаться у Серова опасно»12, но и от художников и критиков, чрезвычайно к нему расположенных. Он не выводится из «испанского» импрессионизма 1890-х годов из «юсуповской» пластики: «Ермолова» – знак нового мироощущения, новой художнической идентичности. «Белый лист бумаги.

Сочинение по картине 
Серова Портрет актрисы 
Ермоловой

Сочинение по картине Серова Портрет актрисы Ермоловой

В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы. Когда он рисовал басенного страждущего льва, он сам делался похож на него»60. Хотя сам Серов говорил, что ему очень трудно писать глаза этого человека, они разные. А «Портрет Шаляпина», выполненный углём, критика разругала. Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти. Серов становится особенно чуток к декоративным свойствам холста, к фактуре.

Портрет – другое дело: «Вот приедут господа, посмотрят, что мы написали – уверен, придется не по вкусу – ну, что делать – мы ведь тоже немножко упрямы»16. К. С. Станиславский. Губы сжаты. Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада». Масло вытесняется темперой. Вот таким образом, если семья и не бедствовала, то многого не могла себе позволить.

Какие. Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года). Серов был очень обязателен и всегда предупреждал клиентов, если не смог прийти на сеанс. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». К 10-летию Московского Художественного Театра Серов получил заказ написать серию портретов знаменитых актёров. «Портрет балерины Корсавиной»выполнен в необычной манере – балерина изображена спиной к зрителю.

Готовясь поехать в Амстердам, двадцатилетний Серов пишет: «Там прекраснейший (второй, после лондонского) зоологический сад – это меня, представь, почти столь же радует, как и чудные картины в галереях»59. Она уходила вся в жизнь тех, кого изображала, а личной жизни у нее почти не было (А. Озабоченные духовными материями, «тонкими мирами», поисками ключей от тайн, В. Я. Брюсов и А. Белый интуитивно ощутили в серовском мастерстве: «Ты нам подлинно мастер. » – ясновидение. Обращение к «классическому классицизму» ХVIII столетия, который для русского искусства был всем, – Пуссеном и Академией, античностью и Возрождением, – стало для новой генерации художников не столько актом охранительства, антидионисийства, как это казалось А. Н. Бенуа и Л. С. Баксту66, сколько внешним поводом для воплощения романтически-символистской «тоски по несбыточному, несбывшемуся», акмеистской «тоски по мировой культуре»: «Этого нет по-русски.

Я хотел родиться и не родился»65. Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня— мраморная. Ассоциативный слой прозрачен – сквозь него проступают смыслы. Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук. Созданные практически одновременно «Морозов» и «Юсупова», – это «смена вех», знаки разных миров: этического – передвижников и эстетического – «Мира искусства». Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов— искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном».

А в этот раз Щербатовы долго ждали художника и, наконец, решили позвонить ему домой. / Нарядить— от Ламановой»33. У Врубеля же была совсем другая манера. Эту точку и нарекли правдой.

Художник Валентин 
Серов— портрет артистки 
Марии Ермоловой

Художник Валентин Серов— портрет артистки Марии Ермоловой

«Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню, чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования»23, – эти репинские слова и по смыслу и по интонации неожиданно перекликаются со словами В. Я. Брюсова: «Пушкин кажется понятным, как в кристальной прозрачной воде кажется близким дно на безмерной глубине»24. Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя. В композиции «Орловой» открыто цитируется «Портрет Е. И. Молчановой» Д. Г. Левицкого. Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары»: «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. О «Сусанне» Тинторетто он словно боится говорить: «Да, это уже не картина, это больше, чем картина»70. В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника.

Проблемы коллекционерства и музейного собирательства становятся близкими Серову, как никому другому из художников. Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей. Дочь Серова ответила князю: «Папа не может подойти к телефону, так как он умер». По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов». Он издевался над ними кистью»14.

Вот это все ермоловское и хочет найти Серов. А. Н. Бенуа, отдавая должное художественным достоинствам портрета своей жены, заметил, что Серов «впал в ошибку и создал некую почти карикатуру», добавляя: «Чрезмерное подчеркивание было ему вообще свойственно»13. Мирискуснический Серов сожалел «об утраченной им тайне цветистой живописи»36, но вместе с тем приходило будоражащее душу и открывавшее новые горизонты сознание: «Цвет, краски каждый их видит по своему. Сделав несколько эскизов старших детей, он отпускал их играть и Ольга беспокоилась: «Не убежали ли далеко, не отправились бы на пруд, спит ли маленький, услышит ли она его пробуждение, не ушли бы старшие одни в лес», – и сотни других мыслей, которые только могут промелькнуть в голове матери, когда она не видит детей.

Мария Николаевна Ермолова также являлась для современников примером самоотверженного служения. Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз. Я «не вышел». Зритель смотрит на талантливую актрису снизу вверх, как на монумент, вознесенный над толпой. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена— «почти на равных правах»— в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства. Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло811.

Словно подвижной кинокамерой «снимается» модель, вывернутая в сложном разноплоскостном изломе. Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой». Краски портрета— скупые, неяркие, не нарушается основное трезвучие: серый, чёрный, коричневый цвет. В стилистическом плане вхождение в «Мир искусства» означало сближение – диалог с культурой модерна. «Портрет Николая» в коллекции ГТГ – авторское повторение так называемого портрета царя «в тужурке», которое Серов написал для Александры Фёдоровны.

серов портрет ермоловой 
описание картины

серов портрет ермоловой описание картины

В 2015 году в Государственной Третьяковской галерее был организован специальный выставочный проект, приуроченный к 150-летию со дня рождения Валентина Александровича Серова. Небольшие усы, эспаньолка. Похищение «Джоконды» повергает его в ужас: «Лувр без нее – не Лувр. Он верен себе. Михаил Врубель ввёл Серова в Абрамцевский кружок, где Серова очень полюбили и сам Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна и сестра Саввы Вера, которая была замужем за Павлом Михайловичем Третьяковым и Костя Алексеев (Станиславский), родственник жены Саввы Мамонтова. Не менее глубоко укоренился в серовском искусствопонимании импрессионизм.

Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. «Двух станов не боец», реформатор по природе избравший тернистую, шаг за шагом, внешне эволюционную стезю искатель истины, оказавшийся по воле времени рядом с теми, кто не искал, а находил художник, не желавший отличать-отлучать «природу» от «музея», соблазнявшийся зовами стиля, но пытавшийся быть поверх его барьеров носитель всех мыслимых и немыслимых комплексов и противоречий, – Серов становится чуть понятнее, если ощутить томившую его мечту о абсолютной картине – этой романтической утопии классического сознания истерзавшей душу реального страдальца А. А. Иванова и бальзаковского мученика Френхофера. При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог. Конечно, это нужно, это необходимо, но этого еще недостаточно. По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов»8. Но когда смотришь на «юсуповские» холсты, на каллиграфически утонченного изысканного «Н. Ф. Юсупова», перекликающегося по золотисто-голубым смесям с колоритом «Лошадей на взморье», аристократически безупречного «Юсупова с бульдогом», на создававшиеся параллельно с ними трепетные, пронизанные ветром, наполненные гомоном птиц, топотом копыт, бесшумным полетом борзых дивные темперы-гуаши для кутеповских «Царских охот», на нежно-порывистого «Мику Морозова» и переполненного энергией «Остроухова», то чувствуешь – речь идет о чем-то большем, нежели стилистика.

А товар выставлен у него за спиной – это полотна Матисса, которые Анри писал для Морозова. Искусство живет прозрением. Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига»15.

Хотя Серов выбрал такую позу певца, конечно, неслучайно. Сезанн – «Пуссен импрессионизма», как назвал его М. Дени, стремился в общении с природой оживить Пуссена. О красном цвете Серов сказал: «с ним нужно обращаться осторожно, очень тонко – иначе грубость, диссонанс, дешевка»53. Он вступает «в своего рода постоянную войну с теми, кого он писал», ведет борьбу и с собственными сомнениями: возможно ли «оправданное некогда сочетание двух понятий – портрет и высокое искусство. » Фразу: «Я не портретист.

на которые открывается душа». С этого холста она продолжает жечь сердца»6768. Сама Мария Николаевна была крайне недовольна своим портретом, в нём Серов несколько «состарил» Ермолову. Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов. Работник музея, видя эту сцену, попросил солдат отдать ему эту картину.

В контексте портретной 
живописи Серова

В контексте портретной живописи Серова

Воздействие Врубеля на человека – яркое, шокирующее. В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек. В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил. Ермолова написана в ее московской квартире (у Никитских ворот), куда она возвращалась из театра, провожаемая возгласами благодарности и шумными рукоплесканиями громадной толпы зрителей, всегда ожидавших у театрального подъезда выхода Ермоловой. Коровин изображён развалясь, среди творческого беспорядка, который он всегда и везде устраивал и очень сердился, когда кто-то пытался навести хоть видимость порядка. Портрет написан в очень необычной для законченной работы технике – углём на холсте.

Почти то же, что и о человеке. Гойю называет «гениальным дилетантом». Они строги и не торопятся открыться зрителю. Дело в том, что если в любом портрете испорчены глаза, то реставрировать его невозможно.

Судьбы пяти героев 
портретов Валентина 
Серова

Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова

Для этого он особым образом выстроил композицию. Здесь В. Серов изобразил еще одну свою кузину – Машу. «Ох, я лошадь», – говорил он, когда у него что-то не получалось. Вот такой она и получилась на портрете – с широко раскрытыми, беспокоящимися глазами. Существует как интеллектуально-пластическая антиномия.

«Хорош здесь музей, ну, разумеется, Веласкес об этом и говорить не стоит»35, – пишет он из Мадрида за год до смерти. А. М. Эфрос, говоря о портрете И. А. Морозова, делает обобщающий вывод: «Взрослого человека он любил тиранить» «то, что он изображал на портрете, почти всегда бывало не таким, каким человек был на самом деле»15. Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895). Опираясь на него, он освобождался от репинской «правды жизни», открывал для себя иное, более возвышенное понимание искусства, обогащал, подобно Сезанну, реализм-импрессионизм «музейностью» и прощался с ним – уходил к другим берегам. Внешние данные Марии Николаевны были не менее значительны. Тональные отношения сдвигаются в верхний регистр палитры. Глаза устремлены вдаль.

Любил он всех животных: и развязных обезьян и самодовольных ворон. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику»3435. Работал напряженно. Серов создал незабываемый образ человека свободного духом, человека-творца. Пленерно-импрессионистические корни серовской пейзажности несомненны.

С. Станиславский). Но я боюсь: в твоей душе так многоЛюбви мелкой, что не изберешь тыПути кратчайшего. Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей. В. В. Розанову, в 1914 году, послышался голос: «Это я, Серов к несчастью. (Константин Сомов запросто мог запросить и шесть и восемь тысяч рублей). А. Яблоч-кина).

Она выражает надрыв, очень тяжёлое детство и юность Шаляпина. Но публика приняла портрет любимой актрисы с восторгом. Судя по замыслу Серова, художник изначально решил сделать акцент на силуэте актрисы— он тёмный на светлом фоне, а сами линии строго предопределены.

«Что же сказать о художнике, о творениях Серова. Начиная с устроенной С. П. Дягилевым и А. Н. Бенуа «Историко-художественной выставки русских портретов» 1905 года в Таврическом дворце, открывшей для серовской эпохи красоты ХVIII века, в его работах явственно ощутим дух ретроспективизма. Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России. Художник хорошо знал Ермолову. Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками).

Этот особняк, нижние своды которого возводились, вероятно, в конце XVII— начале XVIII векакомм. Но «Орлову» Серов все-таки написал – это больше, чем портрет. На портрете изображены бесконечные рамы их 5, включая собственно раму картины. 3.

На первый взгляд они кажутся жесткими, агрессивными, но постепенно в их монотонном минимализме обнаруживается тайный медитативный смысл вечного возвращения-исчезновения: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша»61. В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие»66. А вместе с супрематическим синим безвесием квадрата «Павловой» «Ида Рубинштейн» объясняет, почему А. М. Эфрос предполагал, что в дальнейшем Серов вошел бы в алхимическую лабораторию футуристов и беспредметников56. Уже в 1890-е годы, а затем все чаще и чаще по отношению к его портретам звучали слова «преувеличение», «утрировка», «карикатура». Как Возрождение воззвало к позапрошлому – античности, чтобы вырваться из непобедимого средневековья, маньеризм апеллировал к средним векам, дабы освободиться от гнета ренессансного совершенства, как романтики при помощи готических архаизмов и барокко преодолевали гипноз школы Давида, а передвижники, опираясь на Веласкеса и «реализм» ХVII века, бежали от неумолимого академизма-классицизма к «правде жизни», так и К. А. Сомов, К. С. Петров-Водкин, Л. С. Бакст, В. А. Серов в неоклассическом панцире рушили бастионы пострепинского реалистически-импрессионистского всевластия, дабы «похитить Европу», двинуться вперед, к тому, что Андрей Белый называл «грядущей цельностью», что станет и «Автопортретом» В. И. Шухаева, А. Е. Яковлева и «Черным квадратом» К. С. Малевича.

Но его образы – от «Ляли Симонович» (1880), портретов О. Ф. Трубниковой, «Детей» до портретов С. М. Лукомской (1900) и С. В. Олсуфьевой (1910), М. Н. Акимовой (1908) и М. С. Цетлин (1910) – окрашивались все более минорными созвучиями. Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности. «Это и не старо и не ново», – обронила А. А. Ахматова. Меняется метод ведения холста. Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде»29.

Портреты З. Н. Юсуповой (1900—1902), Ф. Ф. Юсупова (на лошади), Ф. Ф. Юсупова (с бульдогом), Н. Ф. Юсупова (все – 1903) являют нам такую отчетливость концепции, такую найденность всех выразительных средств, что возникает недоумение: почему в дальнейшем Серов не ставил задач близкого характера. Маша сама была художницей, видела все этапы работы над портретом и очень боялась, что работая так долго и сосредоточено Валентин Александрович «засушит» портрет. Здравствуйте, Валентин Александрович.

Описание картины 
Валентина Серова 
«Портрет Ермоловой»

Описание картины Валентина Серова «Портрет Ермоловой»

Обозреватель газеты «Гардиан» (англ. The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника»81. Вопрос вкуса: что предпочесть – текучую акварельность «Саши Серова» (1897) или властность угольных контуров в портрете К. П. Победоносцева, легкую вязь нежных, бережных штрихов в «Детях Боткиных» (1900) или трагический взлет линии в портрете И. Ю. Грюнберг (1910), графическую чистоту «Карсавиной» (1909) или тональную пластичность «Станиславского» (1911), почти абстрактную отвлеченность «натурщиц» (1908—1911) или жизненный и художественный трепет уникальной серовской анималистики. В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда)14.

С 1935 года находится в Государственной Третьяковской галерее (инв. М. Я. Симонович-Львова отмечала, как предельно требователен был Серов к сохранению заданной позы, когда он писал с нее «Девушку, освещенную солнцем». В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого словакомм. Художество нужно, да, да, художество»17. Работа Серова вызвала неоднозначные отклики среди современников художника диапазон их мнений варьировался от полного неприятия картины до утверждений о том, что портрет является «лучшим отражением творческой личности актрисы».

  • Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой
  • Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
  • Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой
  • Критика Портрет Ермоловой Серова
  • Критики о творчествеВалентина Серова

В следующем году полотно выставлялось в Париже на экспозиции Серова, участвующей в «Русской художественной выставке», организованной Обществом Осенних салонов18. Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз. И знакомая, «абрамцево-домоткановская», валерная гамма проигрывается в суженном интервале – «заданном тоне», так что холст обретает напоминающие об эстетике модерна декоративную уплощенность изящество, рафинированность.

Монолог ледиМакбет волновал, мучил. При жизни Серова картина экспонировалась на Таврической выставке (1905), организованной Сергеем Дягилевым, на Русской художественной выставке в Париже (1906). Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Рисунок формирует образ произведения и в таких работах, как нижегородская «Юсупова» (1902), «Дягилев» (1904), где традиционная масляная техника не стремится осваивать прямоугольник холста, довольствуясь рисуночной фрагментарностью и в овальных пастелях на картоне – «А. К. Бенуа» (1908), «Г. Л. Гиршман» (1911), скомпонованных по принципам живописного портрета и в огромных рисунках на холсте – «Шаляпин» (1905), «Павлова» (1909), «Рубинштейн» (1910) и, наконец, портрет П. И. Щербатовой (1911), так и не успевший стать живописью. По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны.

  1. Портрет Ермоловой (Серов):взгляд с разныхракурсов
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Серов Валентин Александрович (художник)
  4. Добавить комментарий Отменить ответ

Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым2. Почитатели её таланта воспринимали М. Н. Ермолову так, как её написал художник. Он известен своим собирательством современной ему французской живописи. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале.

«Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром»59. В мае— июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского». Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия»30. Одинокой вершиной серовского творчества стал портрет М. Н. Ермоловой (1905). Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица». У нее было превосходное лицо с вдохновенными глазами, сложение Венеры, глубокий, грудной, теплый голос, пластичность, гармоничность, ритмичность даже в метании и порывах, беспредельное обаяние и сценичность.

Н. Я. Симонович-Ефимова вспоминала: «Когда Серов рисовал по памяти скачущую под жокеем на финише лошадь, он сам, всем своим существом вселился в изображаемых он выдыхал воздух с хрипловатым звуком «м», в ритм изображаемым порывам лошади: «м-м-м». Столь же неожиданно была прервана линия «отрадных» портретов. Ему нужно изучить каждый жест актрисы, модуляции ее голоса, а главное — лицо, глаза. в зеркале у края холста). Работая над «Одиссеем и Навзикаей», Серов, по его загадочному признанию, хотел написать ее «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, как она была на самом деле»72. Чуть меньше, чем в три четверти, он стал органически связанным со всем силуэтом фигуры. «Моделирование» фигуры актрисы происходило— в том числе— за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево.

  1. Литературный портфельчик Искуссницы
  2. Общееколичествопросмотровстраницы
  3. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Девушка, освещённая солнцем»- это работа, вызвавшая весьма резкую реакцию критиков. – совсем неправильно. Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось»11. Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее. В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла. (Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года.

Как ни умолял В. О. Гиршман изменить в его портрете жест, Серов стоял на своем – «я ведь злой». Но это не безмолвие, а пауза, звучащая сильнее самых громких слов. И работал медленно иногда требуя 90 сеансов, что бы написать один портрет.

Вновь, как в «М. Серов Валентин Портрет М. Н. Ермоловой. На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции. Трансформируется и эффектный поворот головы. Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности». Серов думает и о свежести, «той особой свежести, которую всегда чувствуешь в натуре» и о «свежести живописи при полной законченности – вот как у старых мастеров»25. Нет того смирения и терпения, как в позе кузины на картине «Девушка, освещённая солнцем», когда Маша была готова сидеть и позировать часами и днями.

Портрет актрисы 
Марии Николаевны 
Ермоловой

По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце»74. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств». илл. ). К моменту «открытия» портрет уже имел определённую известность. Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России».

Пространство в эскизе еще не было разработано и его решение явилось результатом дальнейшей большой работы мастера. Серов входит в систему неоклассики. Но, постоянно повторяемая, мысль о незавершенности невольно снижает значение достигнутого. Однако общее настроение их картин— разное.

Вскоре Серовы переезжают в Москву. Королем ты будешь. Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины.

Так животом вперёд и стоит на портрете Серова»63. Меняется форма позирования. Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала13. Маска как эпатажный игровой элемент повседневной жизни считалась способом самовыражения человека52. На протяжении всей серовской жизни рисунок значил для него так много, что, хотя невозможно согласиться с мнением И. Э. Грабаря: «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца»57, – понять его можно. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. И лишь после удовлетворения базовых «психоаналитических» потребностей портрета, обеспечивающих его жанровое выживание и безопасность, – сходства, характера, субординирующей роли лица, лишь на фоне многогранного объективного изображения воплощается серовская субъективная концепция как основная партия в живописной полифонии, как внутренний голос портрета.

Муж М. К. Тенишевой по поводу ее портрета сказал, что «предпочитает видеть на своих стенах олеографию, нежели такие карикатуры»11. По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой70. Прозрачность и глубина, отличающие эстетику «Девочки с персиками» (1887), вызывают то особое чувство, щемящее и восторженное, перед которым отступают и делаются как будто ненужными и придирчивый взгляд критика и беспристрастный – историка. В Третьяковской галерее хранится эскиз к портрету Ермоловой— единственный известный искусствоведам набросок, выполненный на бумаге графитным карандашом и акварельюкомм.

Рисунки к басням И. А. Крылова прекрасны сами по себе и лично окрашены (как пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»). Этот этюд, который можно считать в какой-то мере и эскизом, сделан на бумаге графитным карандашом и акварелью. И логически выясняя, какую роль в нём играет динамическая организация «кадров», мы непосредственно ощущаем, как просто, свободно и безупречно поставлена в пространстве фигура, как точно найдены её отношения к холсту, как глубок и насыщен общий тон, лаконична и в то же время тонко разработана цветовая гамма, как внутри больших пятен цвет движется без вялости, свободно, связываясь в убедительную колористическую систему, то есть переживаем комплекс эмоций, который может быть вызван только предметной сутью живописи. А на сцене. Прежде всего через композицию, реформу которой осуществил Серов, достигается редкостное нарративно-ироническое сближение – «складка» независимости объекта и эмоциоционально-семантического серовского дискурса: так было – так я увидел, так было – так должно или не должно быть. Но до последних дней он оставался реалистом в строгом «шиллеровском» определении, то есть говорил на языке объекта.

Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой». Плоскость листа ощущается как пространство, в котором тают, растворяются и невесомые, эфемерные контуры живописных рисунков и «проволочные» очертания калькированных «обнаженных».

В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой— Николаем Шубинским. В 1920 году картина перешла в собственность Малого театра. О Тициане и Веласкесе он отзывается с восторгом, но без пиетета. Теперь же декоративно-стилистическим склонностям чем-то отвечает форма изначально несущая в себе ритмические свойства: овалы портретов Е. С. Карзинкиной (1906), Е. Л. Алафузовой (1907—1908), А. К. Бенуа, Е. П. Олив, А. А. Стаховича (1911), Г. Л. Гиршман, круг – Н. К. Кусевицкой (1910).

По своей натуре Серов не терпел «ни малейшего избитого места: ни в разговоре, ни в живописи, ни в сочинении, ни в позах своих портретов»38, постоянно терзал себя все новыми и новыми трудностями: «То – да не то»39. В молодости он рефлексирует: «Картины, да картин – не пишу, хотя какие-то образы и мелькают иногда в душе и в глазах, если можно так сказать. Друзья так их и называли – не Коровин и Серов, а Серовин и Коров. И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма». Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу50. Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен»— оставался, вероятно, только один сеанс. В 1920 году кружок прекратил своё существование и вместе с частью его собрания портрет стал собственностью Малого театра1621. Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты»118.

Видно, что каждую вещь художник писал с нежным чувством, что все в этом доме хорошо знакомо и мило его сердцу. «Девушка, освещенная солнцем» и «Аделаида Симонович», оставшаяся в тени своих более удачливых третьяковских «сестер», но не уступающая им ни по обаянию образа юности, ни по сверкающей цветотональности, – справедливо рассматриваются в системе импрессионизма, одним из творцов которого был Серов и адекватно воплощают основные импрессионистические идеи.

В коллекции ГТГ находитсяпортретещё одного друга Серова –Константина Коровина. Как будто он сидит за прилавком, облокотившись на него и стережёт свой товар.

Как в палимпсесте, где сквозь последние слои текста пробиваются «следы» и «руины» прошлых написаний, так в призрачном свете «Орловой» мерцают оттиски культурной памяти. В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения». Голова в гордом повороте чутьчуть приподнята.

Но Серов мечтал о другом. Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени— с прямого ракурса, фигуру по пояс— немного снизу, а крупный план головы— с самой нижней точки. Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда— по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости». Композиция, колорит, жест — все подчинено одной цели: показать сущность характера, рассказать о человекесамое главное, самое заветное.

Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры424344. Можно без конца любоваться листами-вариантами «Тришкина кафтана», в которых смеховая культура воплотилась с блеском, сопоставимым с П. Гаварни и П. А. Федотовым. В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке»3. Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей8комм. И когда эта форма появлялась, Серов в совершенности результата исчерпывал для себя данную проблему и переходил к постановке следующей – черта реформатора, того, кто призван «расточать, а не копить», ломать и строить заново.

Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление. Лицо лишь слегка обозначено. Он, как вспоминал А. Н. Бенуа, все чаще и чаще ловил на себе «страшные взоры смерти». Щепкина – Куперник, современница великой русской актрисы. За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке. Серов гениально одухотворил её, запечатлев в этом портрете высшие духовные качества её артистического творчества.

Если принять постулат П. А. Флоренского: «Истина есть антиномия и не может не быть таковою»20, – то серовские портреты, безусловно, являются истиной. 1. По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился». Но что толковать — раз приехали, давайтепопробуем. Чужое лицо, душевный мир «другого» были бесконечно интересны для Серова, не заслоняясь ни стилистическими, ни логическими построениями (во всяком случае, он к этому стремился). «Импрессионист – это Веласкес»34, – запишет К. А. Коровин слова А. Цорна. Завзятый молчальник, Серов встретил в Ермоловой надежного товарища.

Основная черта их – благородство, правдолюбие искренность»7, – это А. Н. Бенуа. Певец изображён в очень неудобной, нехарактерной позе. Корсавина всегда была очень закрытым человеком, публика мало что знала о её личной жизни. И вот таким образом важно сказать: Серову повезло – он завершил портрет О. К. Орловой (1911).

А потом, вдруг – бремя славы, когда поклонники едва давали жить. По художественному совершенству исключительно выдержанному ощущению внутренней незащищенности («бедная Ида моя Рубинштейн», – писал Серов) и внешней экстравагантности, по безупречному равновесию цветовых пятен и точности линейного ритма, побудившего Я. Ф. Ционглинского сравнить «ее линию с линиями гольбейновских портретов»55, – серовский холст стал высшей данью художника модерну.

Важную роль играет высота пола. В рисовании академической (1880—1885) и послеакадемической поры врожденное чувство линии обогащается композиционной изобретательностью, фактурным шумом и приводит к замечательным художественным результатам – «Св. К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи. Сперва молчала захваченная зала, потом разразилась бурей рукоплесканий, слез, приветствий. Врубеля и Серова часто сравнивают, но ставить вопрос – кто из них лучше. И те немногие, кто ощутил эту тайну, предпочитали, подобно Вс. Дмитриеву, лишь обозначать ее, не вороша, не тревожа, не исследуя «заколдованный клад»22 его искусствопонимания, хранящиеся там сокровища.

К. А. Коровин пошел еще дальше: «И, может быть, в нем был не столько художник, как ни велик он был в своем искусстве, сколько искатель истины»6. В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок. За картину художник получил 1000 рублей. Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата.

«Сходство. При всей уникальности – «художник сам по себе», «вне направлений» – он чутко реагировал на стилистические метаморфозы искусства от реализма до новейших течений. Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы60.

Портрет был ему заказан Литературнохудожественным кружком. Перед нами свободное искусство. Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно— с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца»51. 5.

«Из презрения» не пишутся ни стихотворения, ни портреты. Тяжелая болезнь, которую Серов перенес зимой 1903 года и Кровавое воскресенье: «То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда», – резко на него повлияли. Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто.

«Вообще скучновато на белом свете, крыши уже белы»62. Жесткий портретный этикет притормаживал эти серовские порывы, но без них не появились бы потом «Одиссей и Навзикая», «Петр I», «Похищение Европы». Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова. Поза Ермоловой торжественна и величественна. Серов влюбляется не в Верушу Мамонтову, а в «девочку с персиками», не в Г. Л. Гиршман, а в «женщину перед зеркалом», влюбляется в «глазок Морозовой», «модную картинку» – С. М. Боткину, в провинциальную скучность четы Грузенберг, «нос Гиршмана», отшлифованную светскость Орловой, – во все то, что давало ему возможность воплотить свои сущностные представления об искусстве.

«Волк и журавль» – это анатомия любви-ненависти: в волчьем взгляде то угроза, туповатая злобная решимость, то страдание и глуповато-трогательное восхищение невозможной красотой журавлихи. Такая же глубокая духовная работа— «родственная античному катарсису»— видна в глазах Ермоловой29. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Прочитав письмо мужа, говорит:«.

Но ведь это должно быть по-русски»67, – напишет О. Э. Мандельштам. Фигуры русских богатырей написаны в ракурсе «снизу вверх», вот таким образом они и выглядят такими мощными. На стенах портреты Шекспира и Шиллера в овальных рамах.

Неоклассицизм в Европе был стилистической ипостасью символизма-модерна, реакцией на экспрессионистские (в широком смысле) вызовы. ". Не интересом к античности или петровской эпохе одарили Серова мирискусники, а утверждением созвучных ему ценностей – «подлинности», «красоты», «свободы». А. Морозове» и «Ермоловой», но еще более разнообразно и последовательно применяется множественность точек зрения. Серов осознал, что в системе Репина ему было удобно, привычно, спокойно, но неинтересно.

В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой. Все стихло. На сцене идет трагедия Шекспира «Макбет». Серов пристально смотрит на сцену, чегото ждет. Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников. Что же побуждало современников именно его называть первым лицом русского портрета. По словам Эйзенштейна, при знакомстве с картиной Серова им овладело «абсолютно особое чувство подъёма и вдохновения», которое он не смог себе сразу объяснить, ведь портрет был «предельно скромен по краскам. Она, позируя художнику, была погружена в свои драматические мысли.

В портрете Ермоловой, созданном зрелым мастером исследователи обнаруживают отголоски прежних творческих исканий художника. Лицо Ермоловой вдохновенно. Кроме того, портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников. Ужасная вещь. Как хранитель «фаюмской» праосновы портрета, его глубинных тайн и заветов, выступает Серов, продолжая традицию не Репина, а других «призванных» – Рафаэля, Веласкеса, Энгра.

В своем роде ничего»63, – скажет В. В. Розанов об одном из серовских автопортретов. Выполненная на холсте углем и темперой, «Рубинштейн» олицетворяет новые отношения между рисунком и живописью, возникшие в поздний период. То, что задевало портретируемых и возбуждало критиков, мало его волновало.

Теперь же, когда он озабочен не столько «похожестью», – «надо добиваться портретности в фигуре, чтобы без головы было похоже»49, – сколько «ошибкой», – «что-то надо подчеркнуть, что-то выбросить, не договорить, а где-то и ошибиться, – без ошибки такая пакость, что глядеть тошно»50, – он стремится раскрыть, раскрепостить модель, позволяет ей «смеяться, двигаться, разговаривать – словом, держать себя непринужденно»51. «Эрмитаж – вот, что важно для всех нас»26, – это серовское кредо. «Орлову» А. Н. Бенуа поставил рядом с «Портретом Иннокентия Х» Веласкеса – «такое же чудо живописи». На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы. 4. При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка». В портрете поворот лица был изменен по сравнению с эскизом. Я — Серов.

Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой». Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами». Себастьян» и «Прометей», «Нарцисс» и «Милосердный самаритянин», «Дон Кихот и Санчо Панса» и «Свидание Ромео и Джульетты».

Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Люди увидят воплощение великих идей времени, вечных идеалов человечества — свободы, красоты, добра и правды. Этот портрет — одна из лучших работ Серова. Любовь к Веласкесу Серов пронесет через всю жизнь. Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв»826.

По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой— «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете»64. Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой». Испанки Леонора и Ампара», созданные этими художниками во второй половине 1880-х, схожи по стилистике— в них совмещены человек, природа и интерьер71. Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук— их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале»25. Своей картиной Серов хотел подчеркнуть талант актрисы, создать ей памятник.

Генезис «Девочки с персиками» сложнее. Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке72) они работали почти одновременно73.

В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет. Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий1. Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств»28.

Но подражать, копировать манеру друга тоже неправильно. Серов, боясь, что своим портретом он расскажет о балерине больше, чем ей хотелось бы открыть публике, так её и изобразил – спиной к зрителю. Он заметил: «Всегда играла животом вперёд. Я буду писать в те дни, когда вы свободны, на следующий день после спектакля, не так ли. Согласна. Ермолова была немного выше среднего роста. Но это стремление, как бы прижатое общей точкой зрения – сверху, оставляет впечатление напряженного безуспешного усилия: скорее бы встать, уйти, прекратить затянувшийся сеанс-поединок.

Серов же наоборот, терпеть не мог беспорядка и грязи. Валентин Серов всегда гораздо глубже подходил к модели. Серовский ответ – это не «поиски утраченного времени» и не образ современности, не эхо, а голос, не оттиск философии или поэзии, а утверждение портретной парадигмы, векторного равновесия иерархических художественных смыслов в той жизни и в той живописи, которые ему достались. Мир животных был отрадой для художника, чья жизнь с детских лет была погружена в одиночество, «волчье одиночество», по словам И. Э. Грабаря. Почти как у Е. А. Баратынского: «Опрокинь же свой треножник.

И. Немирович-Данченко). Ещё большое недоумение критики вызвала манера Шаляпина носить сюртук, как его изобразил художник, говорили, что сюртук сидит на певце нелепо. На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками». номер 28079). Эта вторая, правая половина и не дала Морозову растратить всё состояние.

Иногда он «переписывал абсолютно законченный портрет на новый холст только потому, что ему не понравилась блестящая поверхность фона»48. В это время у Серовых родилось уже трое детей (всего их было шестеро). Серов – из этой породы: непредсказуемых. Бенуа был прав, когда заметил, что Серову, как и Левитану, ужасно не идет почтенная и растяжимая кличка «реалист», клише «здоровый реализм» он ненавидел33. Он должен впитать этот образ, постичь его. Серов готовился писать портрет Ермоловой.

Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале— марте 1905 года позировала Серовукомм. При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось8. Так рождался эскиз будущего платья.

2, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями». Еще один портрет супруги являет нам тёплый, солнечный, пленэрный образ. В эти 5 рам и заключён образ актрисы. Хочу писать ваш портрет, Мария Николаевна. Домотканово» (1886) до «Купания лошади» (1905).

Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Движение Серова от «Таманьо» к портрету М. А. Морозова проходило под знаком Веласкеса, который для него, как и для глубоко ценимого им Э. Мане, был не просто «художником из художников», но союзником по вневременному импрессионистическому пафосу. На сцене нет Марии Николаевны Ермоловой.

«За портрет Касьянова или Гиршмана я отдал бы все ранние его портреты. Самому Серову было всего 46. На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника». Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой. Портрет княгини Щербатовойостался неокончен.

Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны75. В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова. Встреча линии и плоскости-пространства, угля и холста, рисунка и живописи становится особенно важной в те годы, когда Серов осознавал, что «можно быть величайшим художником, даже не работая красками»64. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты»62. Фигура трактована в живописной манере, но при этом линии силуэта строго определены.

«Он своим наблюдательным и трезвым взглядом видел в каждом человеке, а особенно в том, которого он в данный момент изображал, карикатуру»10, – вспоминала М. К. Морозова, жена М. А. Морозова, серовский портрет которого, по словам И. Э. Грабаря, был выполнен в «обличительном настроении высокого порядка». «Это невосполнимая потеря для искусства, что Серов не успел сделать того, что должен был сделать» «Серов умер, не сказав своего последнего слова» «художник не успел высказаться до конца», – выраженная по-разному, эта мысль присутствует почти в каждой работе о Серове. Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ». Меняется палитра.

Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера. Картину можно написать в любом заданном тоне»37. Тонкое аналитическое обращение не только с красным, но вообще с цветом при повышенной колористической активности – принцип серовской гармонии последних лет: «Акимова» и «М. С. Цетлин», «И. А. Морозов» и «Орлова». Не получит прямого продолжения опыт, приобретенный в «Детях» и портрете великого князя Павла Александровича (1897), портрете М. А. Морозова (1902) и «Ермоловой» (1905), хотя ценность и перспективность открытых в них способов интерпретации модели и подходов к портретной форме казалась очевидной. Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса. Режиссёр Сергей Эйзенштейн, анализируя композицию холста, пришёл к выводу, что использовавшиеся Серовым «монтажные приёмы» являются предтечей кинематографической техники работы с кадром. Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой— он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца».

Лепные карнизы, в стены вделаны зеркала, на окнах, на дверях тяжелые портьеры. Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл». Портреты Серова, кроме «Ермоловой», не всплывают в памяти, подобно портретам М. А. Врубеля и Б. Д. Григорьева, К. А. Сомова и Н. И. Альтмана, когда мысленно представляешь себе образы нового века. Глаза серые.

Вы насчет портрета. Его отставка была принята в мае 1905 года56. Я – просто художник», – он произносит с раздражением и горечью44. Ему вторит И. Э. Грабарь: «Две основные черты характера, которыми он резко отличался от всех окружающих, объясняют все его искусство: правдивость и любовь к простоте»8. В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова. Индивидуальный стиль максимально сблизился со стилем времени. Для того, что бы это понять, надо «разрезать» портрет на две части по вертикали и закрыть вторую половину картины. Портретируемая явно стремится посмотреть на зрителя свысока.

Эта проблема определяет эволюцию и его пейзажного творчества: «Я ведь все-таки немного и пейзажист»27, – от «Осеннего вечера. Портрет и теперь хранится в запасниках музея, но реставрации не подлежит, так как на картине выколоты глаза императора. Уже в рисунках конца 1870-х годов – «В вагоне III класса», ахтырские и абрамцевские пейзажи – ощутимы свобода и уверенность в себе, которых не было в талантливых, но штудийно-подробных живописных этюдах – «Н. Я. Симонович» (1880), «В. А. Репина» (1882).

Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением»8. Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат. С этой картиной произошёл необыкновенный случай. Вырабатывается своеобразная смешанная техника, близкая темпере, – портрет О. К. Орловой (1911) соединяются темпера и гуашь – «Похищение Европы» (1910) пастель и темпера – «Выезд Екатерины II» (1906), гуашь, акварель и пастель – «Олив» (1909). М. В. Нестеров «искренне не понимал, как мог Серов-портретист творчески общаться со своей натурой в иронии, в презрении, в неприязни к ней» «как Валентин Александрович мог так писать Гиршмана или адвоката с женой. "Ее данные были исключительные. Возможно, это и есть серовские «принципы».

Руки опускаются как-то и впереди висит тупая мгла». И все же, в творческом плане, Веласкес был спутником Серова передвижнической эпохи. В коллекции ГТГ находится авторское повторение «Портрета в тужурке», которое было написано за один сеанс. Это— произведение живописца. В этюде (Гос. С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» (5—7, 1905).

Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой»55. В. Я. Брюсов, сравнивая творчество Серова, Врубеля и Сомова, заметил, что Сомова можно вообразить автором изысканных новелл, Врубеля – поэтом, Серова – только «господином кисти» и отдал ему предпочтение32, хотя для многих как раз это является недостатком Серова, его культурной пресностью. Его пейзажи не обладают очевидным почти сентиментальным лиризмом, который привлекает в работах А. К. Саврасова и И. И. Левитана.

Лесков в изображении Серова— это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко. В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения»— изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность8. Эта крепкая дружба продлилась до конца дней.

Но когда-то появится форма для них, то есть они в форме»41. Картины «Девочка с персиками» и «У балкона. Тогда картина была бы самой правдой»18, – напишет Х. Ортега через много лет после портретов М. А. Морозова и В. О. Гиршмана, А. В. Касьянова и В. М. Голицына, А. В. Цетлин и О. К. Орловой, по поводу которых Серов сказал: «Я, внимательно вглядевшись в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать»19. 11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет. Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». Антиномия «музей – природа» отныне будет главной серовской проблемой. Значительную часть творческого наследия Серова составляют портреты театральных деятелей— речь идёт не только о Ермоловой, но и о Василии Качалове, Иде Рубинштейн, Константине Станиславском, Анджело Мазини и многих других52. Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни»8.

Все-таки его воспитывали П. П. Чистяков и И. Е. Репин. Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели. Моделью для Алёши Поповича послужил сын Саввы Мамонтова Андрюша. Она оказалась права. Ольга Фёдоровна изображена так, что она готова встать и немедленно уйти.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой»80. От нее веет здоровьем, безмятежностью.

Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол. Васнецов, работая над картиной «Богатыри», писал, что именно абрамцевские дубы научили его, как надо писать богатырей. «Как-то жутко и жить-то на свете, то есть у нас в Рассеи»43.

Похоже. Мне Остроухов говорил. В окружении стильной, с легкими изящными очертаниями мебели, среди старинных картин, на фоне светлой стены возникает перед нами нечто абсолютно неожиданное изысканное и нелепое: странная женская фигура в огромной шляпе, с длинным «сигарообразным» туловищем, как бы врастающим в пол, – портрет О. К. Орловой (1911). Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии.

Инстинкт портретиста не позволял ему оживлять обычный реалистический холст постимпрессионистическими и кубистическими приемами, чтобы справиться с психологическими и стилистическими «вызовами», как позднее выражался А. Тойнби. В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч36. Там дело другое. Ни к чему эта затея.

Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника. 4. Не люблю выставляться напоказ.

«Художником-моралистом»5 назвал Серова Андрей Белый. Она исчезает, растворяется в другом образе.

Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка)20. Как будто в миг обретения совершенства, в «пафосе морального творчества» мистическим образом являла себя красота. Серов оживлял Караваджо, подбирался к эрмитажному «Лютнисту». Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» (1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными»65. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.

Порой в «культурологических» композициях мелькает «помесь Репина и Врубеля»58, но это сполна перекрывается их духовной интенсивностью, фантазией, клокочущей фактурной энергией. Приехал, позвонил. З. Н. Юсуповой он был очарован – «славная княгиня». Удивляешься, как умели голландцы передавать все, что видели»29. Демонстрация масштаба личности достигается— в том числе— за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235133 см)— это «изображения в размер натуры». «Портрет Ермоловой», примадонны Малого театра.

И купил картину. И поза Морозова купеческая. В a href/node/4136«Юсуповой» не передается конкретное освещение – с падающими и скользящими тенями, рефлексами, а достигается впечатление светоносности, проникнутости светом каждого элемента. Если в своем портрете 1907 года впечатлительная Гиршман уловила близость к «Менинам», то об ее «овале» 1911 года Серов сказал: «пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся»68. «Каждый портрет для меня целая болезнь»47, – если в период «Девочки с персиками», когда были написаны эти слова, трудно шел сам процесс письма, непосредственной работы кистью, то в последние годы усложняются и профессионально-технические и концептуальные грани творчества.

Это памятник Ермоловой. Перед благородной серовской палитрой, перед «Орловой» с ее властной утонченностью живописи, блистательным европейским стилем склоняли голову традиционалисты и новаторы, мирискусники и символисты. Но, как одного из персонажей У. Эко, его страшит поспешность. Она возникает перед ним, как видение, грациозно изогнувшаяся (мы видим этот «выверт»-изгиб и во многих портретах 1900-х годов), не то стоящая, не то танцующая, прекрасная и недоступная. Васнецов очень долго работал над своими «Богатырями», постоянно отвлекаясь на другие заказы, выигрывая конкурсы на росписи храмов, в отличие от Врубеля, которые эти конкурсы постоянно проигрывал. Коровин кричал: «Не устраивайте хаоса из моей жизни».

В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин— он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы. У нее была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент, большая нервность, неисчерпаемые душевные глубины. Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы4546. Она не могла себе этого позволить, все её мысли были о детях. Терзаюсь не на шутку»69.

Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера»5254. Тяжело. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Не отходя от материальности, он, видевший, по его же словам, «всякую мелочь, каждую пору», тем не менее любой окрашенный предмет трактует обобщенно, приводит к пятну, уплощает тонально и еще более подчеркивает уплощение ясным контуром, как это было у А. Матисса, после которого «все другое делалось чем-то скучным»54, как это было в искусстве модерна, у набидов с их культом изощренной линии, декоративно-символическим пониманием цвета.

Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил»50. Тот, говоря об артистических возможностях актрисы, отмечал её темперамент, чуткость, «большую нервность и неисчерпаемые душевные глубины». Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля12138. Художественные средства, применявшиеся для «монументализации образа» Ермоловой, вероятно, получили развитие в картине «Портрет О. М. Нестеровой» Михаила Нестерова.

Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций. Конечно, Валентин Серов затевал большой, основательный портрет певца в масле. Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками»: и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания4. В связи с постановкой одной из опер В. С. Серовой он пишет: «Мне твой почетный провал дороже дешевого успеха»40. Когда картина ещё была на выставке и Павел Михайлович Третьяков только высказал своё желание её приобрести, то его спросили: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис. » На что Третьяков ответил: «Спасибо, я ваше мнение выслушал». Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова.

Интересно, что отзывы об этой картине были точно такими же, как и отзывы на картину Ренуара «Обнажённая» иногда называемую «Жемчужиной» (ГМИИ). Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику»168. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Одно время эти два мастера снимали вместе одну студию, там Серов написал«Портрет Коровина» в манере, характерной именно для Коровина. Ощутить значительность чувства неоформившегося, едва зарождающегося, нераскрывшегося или скрываемого, увлечься красотой характера, скорее тонкого, нежели яркого, уловить те черты внешнего облика, которые не допускают не только пережима, но даже определенности и которые, скорее всего и составляют очарование женственности и детства, почувствовать, что грусть таится где-то совсем рядом с безоблачным счастьем, – было дано Серову от рождения.

Изначально предполагалось, что бенефис актрисы, приуроченный к знаменательной дате, состоится 30 января на сцене Малого театра. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. – трудно сказать. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». Руки спокойно опущены вниз, тонкие пальцы сплетены.

«Могла бы быть и попроще», – сказала она. Утром следующего дня 46-летний художник скончался. Здесь один из источников его внутренней драмы, та суровая почва, на которой вырастали и пластический стоицизм «античного цикла» и портретирование последних лет, его новое, рождаемое в муках совершенство.

К ним не отнести слова: «Наступило время, когда музыку хотели видеть, а живопись и скульптуру слышать»31. «Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России57. «На самом деле» – это значит прорваться из унылого противопоставления реального и воображаемого к тому, что Ж. Делез назвал различием и повторением, услышать в «шуме времени» «один, все победивший звук», увидеть в реальности ее «вековые прототипы», блуждающие по эпохам символы и втиснуть, впечатать в них современность. Но сердце принадлежало льву и лошади.

«Не лучше ли делать так, чтобы сквозь новое сквозило хорошее старое»71, – не о «скучном соседстве» с предшественниками думал Серов, когда произносил эти слова. Серов выбрал формат 224120 см (высота почти вдвое превышает ширину). Возобновление работы произошло осенью того же года. Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста». И хотя «завоевание Испании» – переход от «Девушки, освещенной солнцем» к «музейным» портретам 1890-х годов – Ф. Таманьо и А. Мазини, М. Ф. Морозовой и М. К. Олив – ошеломлял, как парадоксальный возврат от цветного кино к черно-белому, но осуществлялся этот переход все в том же стилевом русле. Там я не Ермолова.

Он изучает каждое ее движение, следит за мимикой, прислушивается к тембру голоса. «Макбет» — одно из самых колоссальных и вместе с тем самых чудовищных произведений Шекспира, — писал Белинский, — где, с одной стороны, отразилась вся исполинская сила творческого его гения, а с другой — все варварство века, в котором он жил. »Серов размышляет над словами Александра Белинского о поучительном уроке, который должно усвоить человечество, чтобы спасти мир от жестокости, коварства, зла. В зале тишина.