Сезанн Художник
Молодые последователи Сезанна хорошо запомнили его уроки: «На свете есть только один художник – я сам», – говорил Сезанн и «Если кто-то старается основать новую школу моего имени, значит, он никогда не понимал и не любил того, что сделал я». На картине «В честь Сезанна» Морис Дени изображает вокруг мастера молодых художников, которые восхищаются им: это сам Дени, Редон, Руссель, Серюзье, Вюйяр. «художник не должен выражать свои эмоции, подобно бездумно поющей птице он должен властвовать над своей моделью», — говорил Сезанн. С Эмилем Золя Поль Сезанн оставался дружен почти 40 лет, пока писатель в своей последней книге «Творчество» не назвал друга и художника, выведенного под вымышленным именем, неудачником, покончившим жизнь самоубийством.
Только в его лавке можно было увидеть картины Сезанна и к нему вначале девяностых толпами приходили художники, чтобы посмотреть на картины художника, потому что их больше нигде не было. Один из лучших французских художников Сезанн во многом определил развитие современного искусства. Вокруг Сезанна стихийно возник кружок молодых, начинающих художников. В конце 1873 Сезанн поселяется недалеко от Понтуаза, в Овере, в доме доктора Гаше – офортиста, друга Писарро и других художников, в частности Ван Гога, сделавшего его портрет.
За двадцать лет Сезанн превращается из хорошего художника в гениального, открывая новые приемы и смыслы. И в то же время больше чем Сезанн, такой обструкции и ненависти из числа художников-новаторов никто не подвергался. Она редко позировала художнику, сохранился единственный ее портрет в семейном кругу на картине Сезанна «Увертюра к Тангейзеру». Пчёлка Майя, спасибо про рассказ судьбы художника Поля Сезанна. Но эти же годы стали для Сезанна самыми плодотворными и новаторскими, хотя в личном плане об этих годах художника почти ничего неизвестно.
К концу жизни он стал легендой: одни считали, что Сезанн – это псевдоним художника, который не хочет открывать своего настоящего имени другие – что Сезанн вымышленная фигура, третьи и вовсе считали его умершим. Сезанн познакомился с творчеством Моне, других импрессионистских художников. Но Сезанн стал гениальным художником, а Золя – просто писателем. Именно там Сезанн понял, что хочет стать художником.
Поль Сезанн: жизнь и творчество художника
«Нет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов. При помощи тысячи нюансов эти тона создают объемность изображений.
Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. А. С. Он не копирует, но черпает из природы формы из которых затем воссоздаёт образ пейзажа или человека.
Поль Сезанн, биография и картины художника
Один из лучших пейзажей – «Мост через Марну в Кретее» (1888). Очень хорошо сравнить эту работу с работами голландских мастеров натюрморта, на которых вы увидите бархатную поверхность персиков и сочные груши, виноград, который выглядит настолько натурально, что хочется их съесть. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого. Мир живописи манил Поля с малых лет, но доступа к самому процессу создания картин у него не было.
Его палитра с образами Понтуаза заметно посветлела, очистилась от черных тонов. Однако художник во многом был не согласен с догмами импрессионизма и всегда хотел следовать традициям старых мастеров.
Ранние работы связаны с увлечением Караваджо, Эль Греко, Делакруа (1860–1872) следующий, семилетний период Сезанн активно сотрудничает с художниками-импрессионистами – Моне, Ренуаром. А. С. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон».
Французский художник Поль Сезанн (1839 – 1906)
Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. Контрасты и соотношения тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки».
Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. При помощи тысячи нюансов эти тона создают объемность изображений. И все же если под авангардом обычно подразумевают русский кубофутуризм. Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя.
- Художник Сезанн Поль: биография, работы и автопортрет
- Поль Сезанн — пророк русских авангардистов
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- ВЫСКАЗЫВАНИЯ ХУДОЖНИКА ОБ ИСКУССТВЕ
супрематизм, конструктивизм, беспредметную живопись, то на этой выставке был представлен скорее «русский сезаннизм», а не авангард.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. Это «но» – дань импрессионизму и вместе с тем порядку природы, в который он стремился проникнуть и который никогда не подменяет внешним сходством. Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне. Здесь он полностью властен над натурой.
Сезанновская система построения формы с помощью отдельных мазков, «живописного модуля», достигает здесь своего апогея. В своей парижской квартире как святыню Брак до конца жизни хранил натюрморт Сезанна. начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия.
После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон». Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой. Аудитория все еще не воспринимала его живопись как продукт высшего качества, который хоть в какой-то мере заслуживает проявления восхищения. В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. В Париже молодой человек изучал работы современных художников и великих мастеров прошлого, однако не пытался поступить в Академию художеств.
- Годы учебы в школе и формирование характера
- Юность и годы учения Поля Сезанна
- Признание таланта последователями
- Последние годы творчества и смерть
Но кубизм, даже в лице Пикассо, оказался беднее по своему содержанию живописи Сезанна, так как утратил те чисто живописные качества, богатство цвета, многослойное письмо, которого добился Сезанн в результате упорного труда. В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см). То же стремление проявляется и в отношении к цвету. Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался.
Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры. По сюжетам их можно отнести к романтизму, но сам выбор сюжетов определённо связан с серьёзными психическими проблемами автора. Для художника персики – это сферы, кувшин – это цилиндр, сахарница – полусфера. Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника.
Любой настоящий фрукт испортился бы задолго до окончания работы, настолько медленно рисовал Сезанн.
Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ). 1880, частное собрание, Винтертур).
Удивительная симметричность композиции, с черной бутылкой на столе, «держащей» центр, двумя сидящими игроками и чуть сдвинутым вправо столом, производит впечатление равновесия форм и тонкой сбалансированности цветовой гаммы. «Поль Сезанн и русский авангард начала XX века» — выставка, с большим успехом экспонировавшаяся сначала в Эрмитаже, а затем в Музее изобразительных искусств им. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости». Его мысль о «власти» над моделью важна для понимания художественных идей Новейшего времени: художник утверждал право на собственное видение мира, на волевую трансформацию натуры. В Девушке у пианино (ок.
- Известные высказывания Поля Сезанна
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Он говорит: «Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение». Был свой Сезанн и у художников русского авангарда. Один из лучших пейзажей – «Мост через Марну в Кретее» (1888).
«Моне – это только глаз, – говорит он и добавляет: – Но какой глаз. ». «Игроки в карты» — один из пяти холстов на эту тему, созданных Сезанном, самый маленький по размеру, но не уступающий другим по своим живописным качествам. жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства.
В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны.
Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (Завтрак на траве, 1869-70, частное собрание, Париж Новая Олимпия, Музей дОрсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно Весна и Осень (1859-62, Пти Пале, Париж). Выбирая более интенсивные, чем в реальности, цвета, цвета поэтически-произвольные, Сезанн разрешил одну из важнейших проблем своего поколения. «Портрет Поля Сезанна» (1890–1894), быть может, самый человечный из всех автопортретов Сезанна. Он стягивает все планы в единое живописное поле, пытаясь выразить не множественность пространства, а его цельность и единственность.
Знак зодиака — Козерог. Впрочем, Синьяк уже изложил его в своем замечательном труде о Йонгкинде. Классицизм нёс в себе законы устойчивости и равновесия, которые во многом соответствовали реальной природе вещей, законам существующего мира.
Он даже никогда не использовал настоящих персиков или груш, только муляжи из папье-маше. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. В ней зазвучали насыщенные зеленые и золотистые тона. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
В 1872 году Ортанс родила Сезанну его единственного сына. Виктории. Для Сезанна каждая картина – это итог долгого изучения натуры и размышлений.
После 1879 отходит от импрессионизма. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника).
Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж). Вот что вспоминает его современница Матильда Льюис, встретившая Сезанна в 1894 году в Живерни (Сезанну было тогда 55 лет): «Месье Сезанн родом из Прованса, он очень напоминает тех южан, которых описывает Альфонс Доде.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Первые рисунки Поля вызывали насмешки других начинающих художников в Академии Сюиса. По мнению Л. Вентури: «"Картежники" (1890–1892), пожалуй, самая выдающаяся композиция Сезанна.
Художники «Бубнового валета», такие, как Машков, Кончаловский, Лентулов, за которыми закрепился ярлык «московских сезаннистов», по-своему интерпретировали творческое наследие Сезанна. Вначале он работал вместе с Эмилем Золя. Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее.
Для работ раннего «романтического» периода характерна экспрессия форм, линий, цвета бурные страсти, снедающие художника ищут выхода в живописи (Оргия, 1864—1868, Париж, частное собрание Похищение, 1867—1869, Кембридж, Музей Фитцуильям). Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Ортанс не смогла стать достойной парой Сезанну из-за большой разницы в их интеллектуальном уровне, но она обладала редкостным терпением, житейской мудростью и была рядом с художником всю жизнь. Сезанн в этом отношении уникален. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы.
Пушкина Вид на гору Сент-Виктуар со стороны Бельвю, 1883 Гора Сент-Виктуар. Он и сам писал стихи. старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). Писатель был его другом детства и эта дружба продолжалась всю жизнь.
В этой акварели восхищает также непосредственность композиционного расположения. Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро.
После долгих лет поисков, трагической неудовлетворенности поздний период творчества живописца отмечен созданием ряда подлинно великих произведений, когда мысль получает абсолютное пластическое воплощение. Семья живет в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна малая столица импрессионизма тут работают Писсарро и Гийомен. После смены круга общения и знакомства с миром художников у Сезанна стали преобладать более жизнерадостные и солнечные цвета и сюжеты. В том же году на проходящей в Париже Выставке века три картины Сезанна помещены на почетном месте. Сезанн написал целую серию портретов крестьян и потом их образы стали прототипами его «курильщиков» и «игроков в карты».
Он остается в первую очередь художником для художников по той причине, что при всем великолепии его живописи цель, которую он себе ставил, осталась за пределами достигнутого. 1878, Париж, частное собрание Натюрморт с драпировкой, ок. В живописи Сезанна весь путь от корня к цветку, здесь вся жизнь».
Затем учился юриспруденции, работал в банке. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги. Здесь изображен уголок мастерской художника. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
«Женщина с кофейником» (1890 и 1894), обращенная лицом к зрителю, предстает перед нами как монументальная башня, поражая массивностью своих форм. Для него все фрукты лишь материал. Быстро растущая известность Сезанна начинается после его первой персональной выставки, организованной в 1895 Амбруазом Волларом.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Внимательное изучение техники Писарро, его особой манеры наложения краски небольшими плоскостями дает Сезанну толчок к открытию его собственного способа моделировать форму при помощи цвета.
В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника). На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро.
Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Палитра красок не была предопределена заранее каждый раз цвета менялись в зависимости от душевного состояния рисовальщика. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж).
Не следует работать в несколько приемов подмалевок не нужен, последовательные слои не нужны. За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Герань была одним из любимых цветов Сезанна. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг.
Противоречия отошли на задний план, а на первый план выдвинулось понимание лаконичности самого языка бытия. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Он совершенно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Вопреки воле властного и деспотичного отца (от которого он материально зависел в течение всей жизни) Поль уезжает в Париж (1861), чтобы стать живописцем.
«Портрет Поля Сезанна» (1890–1894), быть может, самый человечный из всех автопортретов Сезанна. Однако мастер вносит коррективы в принципы линейной перспективы, господствовавшие в европейской живописи со времен Ренессанса, приближая трактовку глубины пространства к более естественной, соответствующей зрительному восприятию (так называемая «перцептивная» перспектива), он добивается передачи пространственных планов с помощью градации цвета (Шато Медан, 1880, Цюрих, Кунстхауз Панорама Овера, 1873—1875, Чикаго, Институт искусств Деревня на севере Франции, 1879—1882, Сан-Франциско, Дворец ордена Почетного легиона Овер-сюр-Уаз, 1879—1882, Цюрих, частное собрание).
При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты. Почитатель классического пейзажа, он считает необходимым «вернуться к Пуссену через природу». В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал. Среди отверженных выставлялся и Поль Сезанн.
В начале 1870-х гг. Гора Святой Виктории влечет Сезанна не «своей объемной массой, но своим внутренним светом Дорога, ведущая по долине к горе, — это дорога из мрака к свету Кажется, будто Сезанн тихо читает вечернюю молитву» (Л. В них есть нечто грандиозное, подлинная духовная мощь, они покоряют классической ясностью. Посещает студию Сюиса, знакомится там со многими художниками, в том числе с Писсарро и Гийоменом, посещает Лувр из современников увлекается Делакруа и Курбе, а также импрессионистами, в выставках которых принимает участие.
Принцип третий: первоначальный карандашный набросок не должен исчезнуть под пятнами акварели, напротив, он должен быть отчетливо виден, чтобы создать игру линий в пустотах, разграничивающих те пространства, которые надлежит расцветить. Среди кумиров современности Э. Делакруа и Г. Курбе. 1877, Колумбус, шт. Разговоры об искусстве почти бесполезны. типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж).
Его картины были лишены плановой композиции и всегда сливались в одно сплошное цветовое пятно. Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Валье, бывший моряк, работал у Сезанна садовником, был его доверенным лицом и часто позировал ему в последние годы жизни. Любой наложенный поверх другого тон так или иначе выцветает. Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ).
Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Картины Сезанна напоминали всем экспериментаторам, что связь между классикой и современностью составляет основу для того, чтобы искусство красок и форм не утратило в процессе своего развития критерии художественности, заменив их полным произволом живописцев, ставящих во главу угла исключительно своеобразие вместо законов гармонии и красоты. Это восклицание ребенка стало пророческим.
Пушкина в Москве. Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом. Вместо пятна, мягко обрисовывающего объем и организующего композицию, здесь появляются четкие, почти рельефные вертикальные, косые и горизонтальные мазки, моделирующие пространство картины и форму предметов. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью.
картины Поля Сезанна, проданные на Sothebys и Christies с 2002 г. по 2017 г. Вся жизнь этого замечательного живописца была постоянным борением. Поль Сезанн (фр. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). Кажется, что каждая точка картины знает все обо всех остальных. В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность. картины, созданные Полем Сезанном в 1890-1906 г. г. Раздел 4.
У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. В ее торжественной красоте он видит отблеск гармонии мироздания, отсвет мировой души. должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии.
Иногда кажется, что в поздние годы у Сезанна теория берет верх над непосредственным видением натуры. Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы. Пушкина). Виктории» 1906 года, одна из последних картин художника.
Каждый волен видеть, понимать его искусство по-своему. От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. Этот интерьер был написан Полем Сезанном в его доме у дороги Лов в Экс-ан-Провансе.
Виктории (1890 г. ). Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. И человеческая голова и яблоко напоминали о шаре. Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. «Квартал Фур в Овере-на-Уазе» (Пейзаж в Овере) — одна из лучших работ Сезанна раннего импрессионистического периода.
Это был сложный период для французской живописи. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. В середине 1890-гг. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
Это не было явное противоборство, когда герой вступает в прямой и открытый бой. «Мане, – объяснял он, – это цветок и корень. на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
С этого времени его авторитет среди художников трудно переоценить. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Подобный мотив занавесок с широкими складками встречается в нескольких натюрмортах и портретах, созданных между 1885 и 1895 годами (см. : Venturi, NN 528, 559, 570, 592, 601, 679, 731).
Однако уже в импрессионистических произведениях Сезанн ставит те художественные задачи, которые будет решать в дальнейшем: четкое построение композиции, структурирование пространства, соразмерность объемов, геометризм. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Воспринимая уроки импрессионизма, Сезанн остается самим собой.
В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Виадук, 1906, обе — Нью-Йорк, Музей Метрополитен Гора Сент-Виктуар, ок. Особенно выразительны картины, моделью для которых послужил негр Сципион (Скорбь, 1864—1868, Париж, Музей Орсэ).
Он стал как бы импрессионистом наоборот. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Мы воспринимаем токи мощной духовной энергии исходящие от полотен мастера.
В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Последней картиной Сезанна, написанной за месяц до смерти, считается «Садовник Валье». Его не смущают диспропорции и асимметрия, которых требует общий строй композиции пластика изображаемой фигуры или предмета всегда точно вылеплены. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. На рубеже 1860-70 гг.
Принцип первый: художник должен заботиться об использовании белизны бумаги между двумя тонами (палитра Сезанна в данном случае включает три: кирпично-красный, пепельно-зеленый и ярко-желтый) ибо этот светонасыщенный посредник усиливает любую краску и приводит ее к гармонии с соседней. Этот подход к выбору цветов был нужен Сезанну, чтобы с минимумом средств добиваться максимально содержательного художественного результата. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Забавным кажется тот факт, что именно Золя мечтал стать художником, а Сезанн помышлял о писательской славе. Отец Сезанна был банкиром, за увлечение сына искусством он отказал ему в наследстве, но позже выплачивал ему ежемесячное пособие, которое было большим подспорьем Сезанну, эта так называемая зарплата от отца помогала ему. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро.
Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. В отличие от импрессионистов, устремлявшихся в своем творчестве в погоню за ускользающим мгновением, Сезанн надеялся превратить «импрессионизм в искусство такое же прочное и долговечное, как искусство музеев».
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). 70 картин, созданные Полем Сезанном в 1880-1890 г. г. Раздел 3.
Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5.
Он стал как бы импрессионистом наоборот. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. В Москве, в ГМИИ, в постоянной экспозиции выставлены живописные полотна Пьеро и Арлекин, Мост на Марне в Крейтеле, Дорога в Понтуазе и т. д. Поль Сезанн (1839-1906) родился во французском городе Экс-ан-Прованс. С 1852 г. Поль учится в колледже Бурбон (Collge Bourbon), где встречает Эмилем Золя и заводит с ним дружбу. В 1856 г. Сезанн поступает в местную школу изящных искусств. Сезанн терпит неудачи при попытках поступления в Парижскую школу изящных искусств (1861 и 1862), однако живопись становится главным делом его жизни. Художник стремился создать искусство более правильное, чем искусство импрессионистов.
Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Художник много сил и внимания уделяет постановке натюрморта ибо в ней уже заключается ответ на волнующую его проблему. Поль Сезанн приехал в Париж из провинции. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан».
Рисование стало всем для Поля. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Но очень многие не понимали и не принимали его искусство. Его палитра с образами Понтуаза заметно посветлела, очистилась от черных тонов. Стремясь предельно выявить формы и объемы предметов, художник применяет новые, не свойственные традиционной европейской живописи, средства выражения. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. На рубеже 1880-90 гг. «Женщина с кофейником» (1890 и 1894), обращенная лицом к зрителю, предстает перед нами как монументальная башня, поражая массивностью своих форм.
Для реализации своих замыслов и идей Сезанн предпочитает жанр натюрморта. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ). Вентури).
Исчезают аллегорические и литературные сюжеты раннего периода. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Они дали мне урок благородства». Участвует в Первой выставке импрессионистов, отказывается от участия во Второй (1876) и дает семнадцать картин для показа на Третьей (1877). Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого.
В этих условиях альтернативный Салон отверженных стал настоящей сенсацией. В портрете своего друга Виктора Шоке (ок. Образцом будет служить сопоставление, а не наслаивание пятен, что-то вроде охапки цветов.
Пожилой организм не смог справиться с болезнью и художник скончался в 1906 году. Эта выставка была первой из восьми выставок импрессионистов, прошедших в период 1874 г. по 1886 г. Кроме первой, Сезанн принимал участие только в третьей (1877 г. ), на которой экспонировались шестнадцать его картин. После 1877 г. Сезанн постепенно перестает общаться с импрессионистами и работает уединенно в своем доме в Эксе, что объясняется двумя причинами: во-первых стилистически он все сильнее отдаляется от импрессионистов, а во-вторых он удручен неприятием его творчества арт-критиками и публикой. Он говорит, что для написания пейзажа ему необходимо знание его геологии. Его открытие видится как универсальный метод, как общее достояние, а его живопись выглядит как приглашение к продолжению начатого. Яркосиний цвет платья, облекающего мощное тело, контрастирует с нежным сероваторозовым цветом фона и яркооранжевым тоном кожи.
Сезанн же не показывает разницу в текстуре фруктов, в их поверхности. Творчество Сезанна оказало существенное влияние на развитие ряда направлений XX столетия, на становление таких мастеров, как Матисс, Пикассо, Брак, Дерен, на русских «сезаннистов» — Лентулова, Машкова, Кончаловского, Удальцову, Фалька и других.
Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны. («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными.
В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Сезанн — человек мощного творческого темперамента, суровой воли, сильных чувств. По сюжетам их можно отнести к романтизму, в выборе сюжетов видны отпечатки работ старых мастеров, которые, однако, помогают молодому художнику обуздать свои воображение и характер. Разноликим и многогранным предстал перед нами Сезанн на этой выставке. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
По мнению Л. Вентури: «Картежники (1890–1892), пожалуй, самая выдающаяся композиция Сезанна. Художник любил ее твердые стебли и его как колориста привлекали ее ярко-зеленые листья. Он работает в окрестностях Экса, в Гарденне-Эстаке. Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Сезанн отрицательно относился к живописи многих своих современников— новаторов, таких, как Гоген, Ван Гог, Сёра и другие именно потому, что видел в их работах перевес произвольности индивидуального толкования мира над поиском основных законов его реального существования, которые и должна была выразить в конечном счёте живопись самого Сезанна. «Крестьянин в синей блузе» — один из таких персонажей.
Художник не задумывался, на что он будет покупать кисти и краски. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Форма уже распадается на отдельные элементы. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Учитывая то что Поль отдавался учебе полностью, он был удостоен множества наград за хорошие успехи.
63 картины, созданные Полем Сезанном в 1861-1879 г. г. Раздел 2. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В ней зазвучали насыщенные зеленые и золотистые тона.
Из наиболее интересных важно отметить «Курящего солдата» Михаила Ларионова, продолжающего сезанновскую тему курильщика, но трактованную в духе русского примитива, а также «Курильщика (стиль подносной живописи)» Натальи Гончаровой. Наиболее импрессионистическая картина этого периода Дом повешенного (1873, Музей дОрсе, Париж).