Шаляпин Художник
Сегодня Картина Кустодиева Портрет Шаляпина исполненная художником дважды, первая в 1921 году находится в Париже, вторая картина 1922 года красуется в Русском музее в Петербурге. Борис Фёдорович Шаляпин (22сентября (5октября) 1904 (1904-10-05), Москва— 18 мая 1979, Нью-Йорк)— русский художник, живописец и скульптор. Шаляпин общался почти со всеми наиболее значительными мастерами русского искусства его времени, поэтому в 1902 г. писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам с призывом запечатлеть образ гениального певца.
Мы попросили сына великого певца, художника Бориса Федоровича Шаляпина, живущего в Нью – Йорке, прислать фотографию с оригинала портрета. Рисунки Шаляпина, сделанные в процессе подготовки ролей, а также запечатлевшие образы, созданные им на сцене, относятся к числу наиболее ценных произведений Шаляпина-художника. В 1927 г., во время гастролей Шаляпина в лондонском Ковент-Гардене, молодой художник открыл в фойе театра первую свою выставку из десяти работ. Картина Кустодиева Портрет Шаляпина, была выполнена автором в 1921 г. и несомненно считается одной из самых наилучших работ художника.
Со словами известной писательницы перекликается высказывание художника М. В. Нестерова, который считал что лучшие, прославленные создания Шаляпина «приближались, возвышались до Сурикова были также трагичны и не менее историчны». Борис Шаляпин – художник, скульптор и известный иллюстратор, работавший на издание Time и создавший более 400 обложек этого журнала. Борис Фёдорович Шаляпин (22 сентября (5 октября) 1904 (1904-10-05), Москва – 18 мая 1979, Нью-Йорк) – русский художник, живописец и скульптор. В автопортрете в роли Бориса Годунова проявилась незаурядная одаренность Шаляпина как художника-психолога. Одаренность Шаляпина-художника исключительно сильно проявилась в создании образа Мефистофеля, одновременно отвлеченно-философского и народно-сказочного.
Всю творческую жизнь рядом с Шаляпиным шли художники. Мощь и величие личности Ф. И. Шаляпина вызывали интерес не только у современников певца, но и у художников следующих поколений. Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году в Петрограде— так назывался город в течение 18 августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург. Уже современникам Шаляпин был известен не только как артист, но и как график, скульптор, живописец, художник-гример.
Коненков сообщил в своей статье очень интересный факт: «Однажды Шаляпин сказал нам, художникам, что он рожден быть скульптором. Чем значительнее была личность художника, самобытнее его дарование, тем многообразнее были его связи с Шаляпиным, сильнее и плодотворнее взаимное творческое влияние. Шаляпин создавал такие художественные полотна на сцене, что не каждый художник мог их повторить.
Шаляпин о художниках и композиторах
Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Чиновники». Как композитор Рахманинов воплощение простоты, ясности и искренности». Хотя Борис Шаляпин получил золотую медаль за живопись в стиле ню на выставке в Париже в 1934 году, он уезжает на следующий год в Нью-Йорк, надеясь, что американцы с большим почтением, нежели французы, отнесутся к его реалистическим работам10. В январе 1908 г. Шаляпин встретился со знаменитым итальянским певцом Энрико Карузо, с которым познакомился за семь лет до этого в Милане, где они вместе пели в опере Бойто «Мефистофель». Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. Один из них исполнил художник И. Гранди, другой сам Шаляпин.
Слишком много деталей вредно. Рисункам Шаляпина присуще еще одно редкое качество-- они «музыкальны». Вместе с тем, его многогранный талант и даровитость проявились и в некоторых самостоятельных режиссерских работах, среди которых были известные оперы М. П. Мусоргского «Дон Кихот» и «Хованщина», а также кинороли в фильмах «Иван Грозный» и «Дон Кихот». Внешний образ в целом, а затем в характерных деталях. Даже если считать верным свидетельство Дворищина, что лицо в портрете было несколько проработано кистью Репина, то общий замысел, композиция и вся живопись автопортрета свидетельствуют о немалых возможностях Шаляпина в этой области искусства.
И. М. Гофман (М., 1981). Скульптор Я. А. Троупянский писал о частных встречах с Федором Ивановичем на «четвергах» в доме И. И. Бродского. Авторская надпись точно определяет момент его появления: «Орехово. Тем более значительна была роль тех, кто общался с артистом в течение многих лет. Писал портреты, пейзажи, жанровые композиции на русские темы, этюды обнаженной натуры. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина.
Дворищина. Мир искусства словно только и ждал молодое дарование. Так, в Борисе Годунове грим изменялся в каждой картине и зрители видели, как «страдания и макбетовские муки разъедают человека», как появлялись и углублялись морщины, как седина серебрила волосы и бороду.
О жизни и творчестве выдающихся художников
Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. Они загромождают образ». И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом. Долгое время этот портрет находился в парижской квартире артиста, а после его смерти вернулся на родину: дочери Шаляпина подарили его театральному музею Санкт-Петербурга. Спустя год Савва Мамонтов пригласил молодого певца в Московскую частную оперу. В глазах «рыцаря правды» безмолвный упрек тем, кто смеялся над ним сожаление к людям, примирившимся с эгоизмом, стяжательством и неспособным понять величие человеческой самоотверженности и доброты. Репин, который называл Абрамцево «идеалом для жизни и творчества», писал здесь этюды для «Крестного хода в Курской губернии» Нестеров исполнил пейзаж для картины «Видение отрока Варфоломея» Серов создал серию пейзажей и портретов и среди них «Девушку с персиками» Врубель, работая в абрамцевской гончарной мастерской, лепил и расписывал майоликовые скульптуры у Васнецова в Абрамцеве возник замысел «Аленушки», тут же он сделал пейзажи для этой картины и для «Ивана-царевича на сером волке», эскизы для постановки «Снегурочки», начал «Богатырей».
Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Многих друзей молодости, свидетелей бурного творческого взлета, уже нет. Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. М. А. Бихтер, аккомпанировавший Шаляпину, вспоминал об одной из домашних репетиций: «. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.
Морозову на память». И он рисовал, рисовал много. Треволнения жизни не отразились на его спокойном, гладком лице.
О великом русском художнике и портрете Шаляпина
На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Вы знаете, как я к Вам отношусь, как преклоняюсь перед Вашим гением. Между тем живопись тоже влекла Шаляпина. Дух произведения будет проявлен им с тонким совершенством, а если нужны задержание или пауза, то будет это иота в иотуКогда Рахманинов сидит за фортепиано и аккомпанирует, то приходится говорить: «не я пою, а мы поем». Он делал рисунок углем моего портрета.
И. Шаляпину Б. Кустодиев 1921». XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт. Достоинством и мудростью светится одухотворенное лицо Шаляпина.
- Художник Борис Шаляпин в отчем доме
- Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
- Художественное творчество Федора Шаляпина
- Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
Таковы его шаржи 1907 г. с немецким орденом. Его матерью была итальянская балерина Иола Торнаги, первая жена певца. Артист сопроводил рисунок иронической надписью: «Люблю чертей.
Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. Медленно перебирает послушные струны гитары Павел Тучков. В 1935 вместе с отцом переехал в США, где приобрел известность как портретист.
Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Артист М. Вакарин, которому довелось видеть постановки мамонтовской оперы, пишет: «. Художники мамонтовского театра зачастую были и постановщиками спектаклей. впрочем. Тот смеется: «Ты что у меня слизываешь».
- Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина
- Рецензии на книгу «Художник Борис Шаляпин»
- Малоизвестные портреты Шаляпина
- Из церковного хора к Мариинскому театру
- Портреты кисти Шаляпина Бориса Федоровича
В этих рисунках Шаляпин исходит прежде всего из обличительных, антиклерикальных тенденций, пронизывающих комедию Бомарше, но несколько приглушенных «сладкозвучной» музыкой Россини. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Тяжелая болезнь – паралич ног – приковала Кустодиева к креслу. Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову.
Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты. Один из них -- профильный.
«Одним великим художником стало больше», — писал о Шаляпине музыкальный критик Владимир Стасов. В 10 лет Федя впервые побывал в театре и мечтал о музыке. Для своего времени это явилось замечательным новшеством.
- Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
- Краткое описание Портрет Шаляпина
- Словари и энциклопедии на Академике
- 75 лет со дня кончины Фёдора Шаляпина
«Люблю граммофонные записи. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Цикл портретов, созданный А. Я. Головиным, является повествованием о творчестве артиста. Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Спустя много лет Шаляпин вспоминал: «Трудная это была задача для меня в то время, для актера, то есть пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно и вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину.
Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Это красочно иллюстрированные альбомы «Театральный портрет конца XIX-начала XX века», авт. Вообразить, это значит -- вдруг увидеть. Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне.
Исайка является в буквальном смысле телохранителем Федора Ивановича. Тысячи рабочих их жены и дети, горячо принимая каждый номер программы, бурно аплодировали и благодарили. Это не человек идейной борьбы и творческого порыва. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.
Продолжил обучение в Академии Ф. Коларосси у Ш. Герена. Отобраны лишь самые существенные черты, раскрывающие внутреннюю сущность изображенного. Длинные худые руки с цепкими пальцами смиренно сложены. Ни его желание перевезти останки отца из Парижа в Москву, ни его желание открыть Музей Ф. И. Шаляпина не были осуществлены при его жизни.
Своеобразна и манера исполнения этого наброска. Певец проводил много времени в мастерской художника, где создавались многие эскизы его театральных костюмов и шли беседы об искусстве. Борис Федорович скончался в 1979 году от неожиданного для всех, скоротечного рака. Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году.
Как я счастлив был узнать от Ирины Федоровны, что Вы помните меня и любите. А. И. Куинджи, куда приходили не только «куинджисты», но и передвижники4. Отдельные автошаржи Шаляпина воспринимаются почти как политические карикатуры. Позже эту галерею дополнила серия зарисовок отца на смертном одре (1938).
Шаляпин, 7 января 1917 г. рассказывал, как изображает его в Петрограде худ. В этом слиянии содержания и формы он решающую роль предоставлял воображению. Его Портрет художника И. Я. Тяжелые веки опущены, но чувствуется, что под ними затаен пристальный изучающий взгляд тонкие злые губы сжаты и усилием воли им придано подобие улыбки.
Унылый длинный нос нависает над таким же выступающим вперед острым подбородком. В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка». Годы оставили свой след и на лице царя. Однако значение Шаляпина для русского изобразительного искусства не исчерпывается его личными связями с художниками. Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне.
Но наиболее известен хранящийся в Третьяковской галерее «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, также в графическом исполнении. 3. М. И. Глинки в Москве портрет С. В. Рахманинова за фортепьяно (1940). тем он будет совершеннее. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Закончив работу, он предложил мне погулять. Услышав скромный ответ: «У вас всегда много знакомых, вы заняты, неловко беспокоить», Шаляпин возразил: «Вы художник идите прямо, докладов для художников не требуется». Следует отметить, что голос певца отличался неповторимой красотой тембра. Он наделяет свою модель свойствами собственной личности: жизнелюбием и праздничностью мироощущения, яркостью темперамента.
Выходец из крестьянской семьи еще в родной Казани занимался в церковном хоре и выступал на деревенских праздниках. Сурово сдвинуты его брови, властно сомкнуты губы, глаза устремлены в одну точку. Создал портреты С. В. Рахманинова (1929), К. Фаррера (1930), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), серию карандашных набросков с М. А. Чехова в различных ролях (1932).
Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Досифей в «Хованщине» и Годунов в опере «Борис Годунов» Мусоргского. Лучшие из сохранившихся автопортретов Шаляпина относятся к 1918 -- 1921 гг. Вы бы подумали, глядя на него, что ему неохота разговаривать с людьми. Его сопровождали девять из десяти его детей1. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле).
Так оно и было в действительности. Дни, когда Федор Иванович позировал художнику, были незабываемыми для Головина. В Нижнем Мамонтов показал молодому певцу два декоративных панно Врубеля: «Микула Селянинович» с изображением эпизода из былины о Вольге и Микуле и «Принцесса Грёза» на сюжет драмы Э. Ростана, навеянной французской легендой XIII в. Панно Врубеля не находились в художественном отделе выставки, а помещались за ее пределами в наскоро сколоченном тесовом бараке. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей.
Один из этих рисунков он снабдил подписью: «Это я после свидания с императором Вильгельмом перед отъездом в Америку». Особенно близок Шаляпину был Константин Коровин. Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку». Художник вспоминал, что портрет был написан им с большим напряжением всего за одну ночь.
Последний рисунок, сделанный Шаляпиным в 1913 г., заслуживает пристального внимания. В конце ХХ века великому русскому оперному певцу вернули звание народного артиста. В газетных и журнальных заметках по этому поводу сообщалось, что «появление певца вызвало бурю восторга, особенно после исполнения им нескольких романсов».
Борис Шаляпин, третий ребенок Федора Ивановича, родился в Москве 22 сентября 1904 года. На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народными гуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни. Оно заметно в гротескной трактовке грима доктора Марфуриуса — персонажа комедии Мольера «Брак поневоле», поставленной в Художественном театре.
Ни одного лишнего штриха. Редкая выносливость, поразительное терпение. В. Калмыкова (М., 2010) и другие.
Потом я вдруг стал его видеть реже. Пародируя картину Федотова «Свежий кавалер», артист нарисовал себя в халате. Выражение лица, позу, жест».
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Увидеть хорошо, ловко, правдиво. На одном листе дважды дано изображение старого патера и каждый набросок вносит что-то новое в характеристику лицемерного служителя святого престола. Но его не привлекают экспрессивная манера и трагическое мироощущение, символический драматизм портретов его современника М. Врубеля.
В нем нет уже ни тени смешного. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. Кого бы он ни изображал -- организатора «Русских сезонов» в Париже С. П. Дягилева, театрального администратора Барского с его глуповатой физиономией человека, претендующего на светскую обворожительность или неизвестных нам лиц, присутствовавших в 1919 г. на заседании дирекции Мариинского театра, Шаляпин остается верен себе: несколькими точными и быстрыми штрихами передается не только сходство, но выявляется самое основное, определяющее в характере человека. Лошадь, на которой я выезжал, была по моим указаниям «загримирована», я попросил художника оттенить у нее ребра и все кости.
Коровин приводит забавную подробность о живописных «опытах» Шаляпина. Что этот глагол может звучать и в краске и в линии и в жесте — как в речи.
Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Работа продолжалась два года и была закончена в 1922 году.
Каждая линия предельно точно выявляет форму. Этот «грим» произвел сильное впечатление». Он стремился познать самого себя -- свое тело, свое лицо, -- то из чего он «рисует, лепит и живописует» на сцене. Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Их лощеные фигуры он увековечил в одном из неоконченных шаржей.
Даже во время разговора Шаляпин имел привычку рисовать собеседника. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. Даже во время отдыха на даче.
Интересна история создания этого портрета. «Протокольная правда, — говорил Левитан, — никому не нужна.
отворилась правая дверь и к нам вышел молодой великан-славянин. И даже ученик Коровина – Б. В. Молодой летний бас собирал своим исполнением полный зал. И. Пружан, В. Князева (М., 1980), «Портрет в русской живописи», авт. По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать. Красными чернилами свободно и смело дан абрис лица.
Гриму Шаляпина был свойствен предельный лаконизм. Он изобразил характерный эпизод: в квартире Коровина, может быть, в день его именин, собрались приятели живописца — артисты, художники, объединенные любовью к искусству, рыбной ловле, охоте. Чтобы создать правильный «внешний образ», Шаляпин добивался полного его слияния с «духовным образом». И он расстался с ним осенью 1896 г., пробыв на его сцене около года.
Выступая в роли Еремки, он расписал даже валенки. Обладал Шаляпин и литературным даром. Его вкус по собственному признанию, был «крайне примитивен» представления о задачах и назначении искусства весьма туманны. Альбом «Константин Коровин» (М., 2001).
Поодаль видна афишная тумба с анонсом гастролей певца, стоят его дочери, далее мчатся сани с лихим кучером С волнением смотрит великий артист на это красочное народное гулянье, в этом круговороте веселья Шаляпин свой в родной ему стихии. Борис Федорович также писал русских эмигрантов – актеров и музыкантов, среди них – Михаила Чехова, Владимира Соколова, Сергея Кусевицкого и Сергея Рахманинова. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Исайка увековечен с Шаляпиным на одной фотографии.
а. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать.
Он должен был решить их, чтобы выйти на путь сценической правды. Взгляд их непреклонен, как и вера Досифея в древние заветы уходящей Руси. Автопортрет как бы подводит итог самым прекрасным и светлым годам жизни Шаляпина.
его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Здесь же были созданы и шесть портретов Шаляпина в ролях.
Оставив богатейшее наследие, на родину Федор Шаляпин не вернулся. Естественно, что такая личность привлекала внимание многих художников. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры.
Портрет немногословен.
Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ). Да, пожалуй, с виду он такой. В 22 года Федор Шаляпин дебютировал в Мариинском театре, пел Мефистофеля в опере «Фауст» Гуно. В 1913 г. в журнале «Аргус» были помещены два шаржа на Шаляпина.
На пальце— перстень. В 1970-е гг. В его облике явственно проступают черты идущие от шаляпинского Дон-Базилио. Создавал скульптуры из дерева.
Наиболее удачными партиями, который исполнил за свою творческую жизнь Федор Шаляпин, являются партия Мефистофеля из «Фауста» Шарля Гуно, партия Бориса из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, партия мельника из «Русалки» А. С. Даргомыжского, партия Ивана Грозного из «Псковитянки» Н. А. Римского-Корсакова, партия Сусанина из «Ивана Сусанина» М. И. Глинки и некоторые другие партии. Великий артист всячески подчеркивал свое расположение к ним. Восторженный прием публики вызывали и оперные арии и камерные произведения и романсы. Повторяю, — сила изображения действия разительная». Пел Шаляпин с детства — красивым дискантом. Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем.
В этом небольшом рисунке он выразил свое преклонение перед «духовным гигантом». В них Дон-Базилио представлен до пояса в фас, в профиль и отдельно крупно дано его лицо. Федор Иванович не раз рисовал на него карикатуры».
Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
Хвалебные отзывы слышны крайне редко. Абсолютно подавленный я ушел из галереи. Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Шаляпин «гримировал» и аксессуары. Его лицо выражает душевную гармонию и спокойствие.
В 1935 уехал с отцом в США и поселился в Нью-Йорке. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Позже он вспоминал, что подолгу изучал в Третьяковской галерее картину Шварца «Иван Грозный у тела сына», полотно Репина «Иван Грозный и сын его Иван», статую Антокольского «Иван Грозный» искал нужные ему картины в частных собраниях, где и познакомился с портретным этюдом Васнецова «Грозный». Судьба детей из первой семьи Ф. И. Шаляпина сложилась следующим образом: Лидия, после завершения актерской карьеры в Европе, поселилась в Нью-Йорке и открыла певческую студию Татьяна, проведя все военные годы в Европе (ее муж-еврей был убит нацистами), работала многие годы на Голосе Америки, затем вместе с третьим мужем владела магазином европейской еды в Нью-Йорке, а после переехала в Италию Федор-младший, киноактер, гастролировал между Лос-Анджелесом и Римом, снимался в Голливуде, в основном в эпизодических ролях в 1940-х г., однако позже имел успех в кинематографической карьере в Италии и, в конце концов, в Голливуде, принимая участие в фильмах The Name of the Rose (1986) и Moonstruck (1987). Между артистами установились приятельские отношения.
Шарж Гранди не отличается оригинальностью. Перед Вами два портрета Шаляпина: один написан самим артистом, другой -- художником Дени. Петербург. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Постоянной мишенью шаляпинского юмора были «господа чиновники» императорских театров.
Сложно коротко рассказать о всех известных и малоизвестных портретах Ф. И. Шаляпина. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Уверенностью, величием и даже торжественностью веет от всей его фигуры.
Я ведь себя-то наизусть знаю, пожалуй и с закрытыми глазами нарисую». Самый «музыкальный» из рисунков Шаляпина -- автопортрет в роли Досифея. Художники мамонтовского оперного театра составляли ядро кружка, который вошел в историю русской культуры под названием «Абрамцевского». К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом.
Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Художники любили изображать Шаляпина задрапированным в свободный плащ или одетым в летнюю рубашку с открытыми руками и шеей и даже обнажённым, чтобы показать удивительную пластичность его фигуры. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. В 1975 его выставка прошла в Музее Ф. И. Шаляпина, в 1983 – в посольстве США в Москве.
Глаза прикрыты, а брови горестно сведены к переносице. Описывая игру артиста в «Псковитянке», Нестеров отмечал: «Грим его напоминает грозного царя, каким его представил себе Виктор Васнецов, в том великолепном этюде, что послужил ему потом для картины. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма.
Приехав в Париж, он сразу отправляется в Лувр. Еще более разительно влияние Шаляпина сказалось на эскизах Бенуа 1915 г. для постановки «Моцарта и Сальери». Композитор посвятил Федору Шаляпину романсы «Ты знал его» на стихи Федора Тютчева и «Судьба» по стихотворению Алексея Апухтина. Когда по ходу действия в «Дон-Кихоте» потребовалось вывести на сцену лошадь, то, по указанию Шаляпина, ее «загримировали».
Они всегда принимали непосредственное и самое горячее участие в подготовке, обсуждениях, репетициях опер, часто они оказывали решающее влияние на трактовку всего произведения, подсказывали новые, смелые приемы воплощения сценических образов. История создания автопортрета может быть восстановлена довольно точно. как Вам угодно». В 1942–1970 рисовал портреты для обложек журнала «Time» выполнил более 550 обложек из которых 414 были опубликованы.
Какой это сердечный весельчак и как значительно-остроумно каждое его замечание. Шаляпину понравилась эта мысль. Детство провел в Москве. По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина. Шарж Шаляпина отмечен уверенностью и лаконизмом. Брал большую кисть и мазал, набирая много краски».
Он был первым подлинным художником-гримером в полном смысле этого слова. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1. Валентин Серов казался суровым, угрюмым и молчаливым. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка.
В них Шаляпин-художник с карандашом в руках внимательно, придирчиво, черта за чертой разбирал структуру лица и тела Шаляпина-артиста, не уставая рассматривать себя в различных ракурсах, стараясь подметить новые выразительные возможности той или иной линии исчерпывающе прочувствовать каждое свое движение.
Увидеть этот портрет можно в альбоме «Валентин Серов» (М., 2008). Об этих шаржах упоминалось в одной из петербургских газет: «Кто не знает Исайку Дворищина. Это образ высокой трагедии -- образ умирающего Дон-Кихота.
Он гримировал для каждой роли не только лицо и шею, но руки и, если было необходимо, тело. Самая знаменитая среди них – шаляпинская серия балетных портретов, сделанная в течение 1940–41 гг., когда в Нью-Йорке выступали Ballet Russe de Monte Carlo и Colonel de Basils Ballet Russe, в тот короткий период, когда обе труппы представлял один импресарио – Сол Юрок. Впрочем, в то время самому артисту больше нравились картины тщательно и гладко выписанные изображавшие «натурально и аппетитно» предметы и пейзажи, чем полотна Врубеля, необычные по композиции и непривычные по живописи. Осмысление декоративных панно Врубеля стало поворотным моментом в развитии эстетических взглядов артиста. Пастернак в картине «Вечер у Коровина». Этот театр возник в 1885 г. Его основал С. И. Мамонтов, крупный промышленник, разнообразно одаренный человек — режиссер, музыкант, писатель, скульптор.
Бродский, анализируя путь своего художественного развития, отмечал: «Очень много для понимания искусства дало мне пение Шаляпина, которого я часто слушал». Третий из шести детей и старший сын Ф. И. Шаляпина и его второй жены — балерины И. И. Шаляпиной-Торнаги брат актера Ф. Ф. Шаляпина. На портрете надпись: «Ф. В первую очередь, оно определяется местом, которое гениальный артист занял в русской культуре конца XIX — начала XX в. Стасов писал в 1902 г. Л. Н. Здесь уловлен переход от выражения смирения к откровенной жестокости. Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Еще более ярко это воздействие раскрыто в черновом письме художника к артисту, относящемся к 1935 г. : «Дорогой и любимый Федор Иванович. Где бы ни пел Федор Иванович, вокруг собирались толпы поклонников и слушателей.
Остаток своей творческой жизни Борис Федорович провел в Нью-Йорке и в штате Коннектикут. Отсюда большое число автопортретов. У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.
Будь добр, окажи мне услугу: я играю в феврале месяце Дон-Кихота. Перестал показываться на людях.
Серов изобразил открытое лицо певца. Второй портрет исполнен карандашом. Многие художники и скульпторы запечатлели его в своих произведениях. Толстому о Ф. И. Шаляпине: «. Выполнил обширную галерею живописных, графических, скульптурных портретов отца в сценических образах Владимира Галицкого, Бориса Годунова, Мельника, дона Базилио, Сальери.
Впервые это проявилось в 1896 г., когда Шаляпин готовил партию Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова. И в доме Шаляпина художники были самыми частыми гостями. В отличие от оперных «императорских» театров — Мариинского в Петербурге и Большого в Москве, преимущественно с итальянским репертуаром, театр Мамонтова обратился к произведениям русских композиторов и начал их активную пропаганду.
В 2008–2009 в Русском музее, Третьяковской галерее, в Художественном музее Фреда-Джонса-младшего (Оклахома) и Художественном музее Сан-Диего (Калифорния) прошла выставка «Американские художники из Российской империи», где среди прочих были представлены работы художника.
Иногда рисунки создавались Шаляпиным в своеобразных турнирах с художниками. Точностью передачи натуры отмечен и портретный набросок Римского-Корсакова. Терещенко, чем огорчил Шаляпина.
«Отравленные» театром, мы увлечены были не самой заутреней, а странным ея «мизансценом». Перед нами Шаляпин зрелой творческой поры. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью. Позднее Федор Шаляпин уже исполнял партии, выступая на сцене Московской частной русской оперы, кроме того, он пел в Большом и Мариинском театре. Вершина шаляпинских автопортретов -- рисунок, подаренный художнику Остроухову в 1921 г. «Милому моему Ильюше, -- гласит подпись, -- от любящего плохого художника».
Также работал в мастерских К. А. Коровина и Д. К. Степанова. Посещая мастерскую художника, он часами старательно писал масляными красками чертей, «как-то особенно заворачивая у них хвосты». Там Шаляпин познакомился и с Мамонтовым, который заинтересовался им и посвятил немало часов беседам с «Феденькой», поразившим Савву Ивановича неиссякаемой любознательностью, восприимчивостью и художественной одаренностью. Но «скоро я заметил, — писал Шаляпин, — что картины, признанные жюри, надоели мне, а исключенный Врубель нравится все больше». Перед репетицией он набрасывал углем замышляемый образ в разных позах».
Под впечатлением их рассказа Шаляпин и набросал портрет Репина. Писал музыку и рвал, неудовлетворенный. Творчеству и биографии художника посвящен настоящий богато иллюстрированный альбом. Шаляпин общался с Н. Римским-Корсаковым, Ц. Кюи, А. Гречаниновым. В конце вечера, как дорогому гостю, художники подарили артисту пейзаж И. Е. Крачковского «Ницца». Л. А. Ефремова (М., 2005), «Портрет в России.
Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. Один из них – «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, находящийся в Третьяковской галерее. М. И. Глинки. Недаром Федор Шаляпин говорил:. Может быть, это впечатление усиливается потому, что он был сделан гримировальными красками в артистической уборной Мариинского театра в настоящее время он является единственным сохранившимся многоцветным рисунком певца.
Стены в свободных от картин местах были испещрены замечательными рисунками углем. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Концерт. Каждая встреча с новым художником не проходила бесследно для Шаляпина. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи».
В столовой за обедом иногда чертил обгоревшей спичкой прямо на скатерти». образ сольется с духовным образом. Среди композиторов самым большим его другом был С. Рахманинов.
Но для этого у Шаляпина не хватало еще необходимых знаний. На левой стороне груди прикреплен крест и написано «немецкий орден», а на правой -- орден в виде кукиша с надписью «русский орден». Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.
Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. «Чем полнее внешний. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Свое видение образа Шаляпин немедленно доверял бумаге.
Рассказывая художнику Остроухову о том, как написал его портрет Яковлев, Федор Иванович тут же несколькими свободными штрихами набросал свою фигуру и основные детали композиции. Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. а какие-то странные люди с бородами и без бород, в вицмундирах с золотыми пуговицами и с синими бархатными воротниками.
Рутинная обстановка, царившая в императорском Мариинском театре, угнетала Шаляпина. Это были те мастера, которых Шаляпин справедливо называл наставниками в искусстве, считая, что у них ему «выпало счастье многому научиться». Потомки поставили их имена рядом: «В русском искусстве Шаляпин -- эпоха, как Пушкин», -- писал Горький. В 1927, во время гастролей Ф. И. Шаляпина в лондонском Ковент-Гарден открыл в фойе театре первую персональную выставку (из 10 работ). «Ни на что на земле непохожий.
Вслед за датой -- «С. Множество театральных портретов Бориса Шаляпина были вдохновлены оперными образами его отца среди наиболее знаменитых набросков – Федор Иванович в роли Бориса Годунова (1930, 1931, 1932, 1950), Дон Кихота (1932), а также Мельника из Русалки (1931, 1932), князя Галицкого из Князя Игоря (1930) и Дон Базилио из Севильского цирюльника (1933). В рисунке нет ничего недосказанного.
Работы А. Головина, посвященные Ф. И. Шаляпину, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-квартире И. Бродского (Санкт-Петербург), Театральном музее. Об этом единодушно говорили известные мастера и скромные труженики искусства. Вся фигура Грозного производит впечатление старческой немощи голова глубоко ушла в плечи, кольчуга повисла на исхудалой, некогда богатырской груди, ноги закрыты теплым покрывалом.
Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. Летние месяцы 1923 провел в Париже. Главная ценность картины – ее живописность.
На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. К счастью, Рахманинов силой воли скоро преодолел юношеский кризис из «гамлетовскаго» периода вышел окрепшим для новой работы, написал много симфонических поэм, романсов, фортепианных вещей и проч. Но до конца жизни так и не принял иностранное гражданство. Однако автопортреты Шаляпина в жизни и ролях не исчерпывают его художественного наследия. Первый из них – в роли Мефистофеля в опере Гуно (1905 г. ). Одну из таких встреч запечатлел в 1912 г. Л. О.
И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Стоит, как вылитый, по несколько часов».
Он является автором обширной «Шаляпинианы», разнообразной по содержанию и глубоко эмоциональной, в которую входят рисунки, скульптурные произведения и портреты изображающие Ф. И. Шаляпина в жизни и на сцене.
Извини за беспокойство. Его основным талантом художника (и одной из главных причин, почему он был так успешен в Time) была способность изображать духовный мир или идеи героя. «Вива, Энрико. » -- подписал он под изображением коренастого плотного человека с широким энергичным лицом, короткими усиками и быстрыми черными глазами.
Об этих веселых картинах напоминает рисунок «Черт». Среди изображений Дон-Кихота выделяется одно опубликованное в 1910 г. в журнале «Рампа и жизнь». Коровин ценился далеко не всегда. Отдельная, ученически простая часть натюрморта слева, состоящая из трех предметов, своим силуэтом образуют треугольник с основанием внизу.
Создание убедительной «оболочки образа», с первого взгляда заставляющей зрителя поверить в его достоверность, занимало в творчестве Шаляпина исключительно важное место. С Рахманиновым за дирижерским пультом, певец может быть абсолютно спокоен. Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, 29, с. 574).
Альбом «Александр Головин», авт. -сост. В 1946 подарил Музею музыкальной культуры им. Коровин, говоря о любви артиста к живописи, вспоминал: «Когда приходил ко мне в декоративную мастерскую, то просил меня: «Дай мне хоть собаку пописать». Е. А. Панкратова (Л., 1973), «Русский портрет конца XIX-начала XX века», авт. Шаляпин из рассказа Мамонтова узнал, что их отвергли члены академического жюри.
В более крупном наброске Рангони представлен в фас. В 1925 году он окончил ВХУТЕМАС, затем жил и работал за границей, сначала в Париже, потом в Нью-Йорке. Но неукротим дух Грозного. О рисунках к опере Бойто «Мефистофель» мы можем судить только по одному листу. В 1916 г. Шаляпин решил испробовать свои силы как художник-портретист. «Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», – говорил художник.
И здесь Шаляпин-художник всегда помогал Шаляпину -- драматическому артисту и певцу.
Посещал мастерскую С. Т. Конёнкова. Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи». Столь же радушно он звал неизвестного начинающего скульптора провести летние каникулы у него на даче, а пейзажиста Рылова — прийти к нему на дружеский обед — «абсолютно запросто, будут все свои народы: друзья-художники». Таков в его изображении Федор Шаляпин. Широта общения Шаляпина с различными художественными кругами поистине удивительна. Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею.
Шаляпин-художник прежде всего оставался артистом. Особенно понравилась ему статуя Хефрена из зеленого диорита. Скульптор Гинцбург посоветовал ему заняться лепкой и сделать скульптурный автопортрет. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен.
Одет он был в утреннюю одежду. Одним из первых, кто увидел новое произведение, оказался Гиляровский. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек).
Какая силища, какая мощь. Шаляпин совершил путешествие в Гизе, где дважды (днем и ночью) осматривал пирамиду Хеопса и гигантского Сфинкса. М. В. Это человек-монолит, словно высеченный из тысячелетнего уральского гранита, готовый в огонь за свою веру. Созданный им «стильный грим» (шаляпинский термин) обладал всегда характерными чертами времени и страны.
У него аскетическое лицо. Но посмотрели бы вы этого удивительнаго «сухого» человека, когда он с Константином Коровиным и со мною в деревне направляется на рыбную ловлю. Венцом летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина стал портрет, написанный Б. М. Кустодиевым. Успех настолько грандиозный, что современники шутили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас — Федор Шаляпин». Это портреты артиста в жизни.
Так, он исполнил рисунки, запечатлевшие почти всех действующих лиц «Бориса Годунова». В Абрамцеве были задуманы и выполнены многие замечательные произведения. Возможность посетить Москву впервые ему предоставилась в 1960 году, когда он участвовал в советско-американском культурном обмене. «Грим -- очень важная вещь, -- говорил Шаляпин, -- но я всегда помнил мудрое правило, что лишних деталей надо избегать в гриме так же, как и в самой игре. Любой из шаляпинских портретных набросков -- маленькое психологическое исследование.
Изменяя грим на протяжении спектакля, он подчеркивал внутреннее развитие образа.
Созданы основные оперные партии, прожита большая жизнь. Шаляпин никогда не забывал свою малую родину, предков и своих корней. Сквозь распахнувшийся халат была видна длинная до пят рубаха с великолепно расшитым, в манере Рериха, подолом. Действительно, Федор Иванович Шаляпин и в халате производил величественное впечатление. Неоднократно бывал Шаляпин на «пятницах» Общества им. Художники создавали удивительные декорации, которые подчеркивали яркие сценические образы.
В то же время певец сблизился с Сергеем Рахманиновым. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог. В интервью о премьере «Дон-Кихота» в Монте-Карло Шаляпин рассказал: «При первом моем выезде на лошади, публика, пораженная моим гримом, вся встала и устроила мне овацию.
Запомнился мне, между прочим, курьезный случай. Яковлев» и приобщил рисунок к своей коллекции. Этот глубокий человек с напряженной духовной жизнью переживал какой то духовный кризис. Среди них — обложки с портретами Джаварахлала Неру (24 августа 1942), Андрея Жданова (9 декабря 1946), принцессы Маргарет (13 июня 1949), Гарри Трумэна (23 апреля 1951), Марлона Брандо в роли Наполеона (11 октября 1954), Николая Булганина (25 июля 1955), Мерилин Монро (14 мая), Ричарда Никсона (5 ноября 1956), Мартина Лютера Кинга (18 февраля 1957), Александра Несмеянова (12 июня 1958), римского папы Иоанна XXIII (10 ноября 1958), Бориса Пастернака (15 декабря 1958), Никиты Хрущёва (28 сентября 1959), Юрия Гагарина (21 апреля 1961), Телониуса Монка (29 февраля 1964), Ареты Франклин (28 июня 1968), Голды Меир (1969) и многих других. Сразу же после выступления на листах блокнота Шаляпин набросал два автопортрета.
Чертам своего лица Шаляпин придал необычайную напыщенность и важность, якобы вызванную «высочайшей наградой». Другой написан в 1911 году на французском курорте Виши и хранится в Русском музее. 1918 г. Ф. Шаляпин.
Учился в мастерской В. И. Шухаева в Петрограде (1919), затем в Москве: в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских (1920–1923) у Д. Н. Кардовского, А. Е. Архипова, Ф. И. Захарова на скульптурном отделении Вхутемаса (1923–1925). Шаляпин открыл новый этап в искусстве грима. Во втором наброске голова Рангони дана в небольшом повороте.