Шардена
В 70е годы, перейдя к технике пастели, Шарден сосредотачивает внимание на самом облике портретируемого. 2 ноября 1699 года в парижском квартале Сен-Жермен родился Жан-Батист Шарден. Реализм Шардена был одним из первых проявлений демократичной мысли века.
В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников. Шарден утверждал в своих картинах ценность и значение материального мира и окружающей реальной жизни. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
Шарден обогатил эту традицию он внес в свои жанровые сцены оттенок изящества и естественности. Жан-батист Шарден по-особому видел и воспринимал цвет. Шарден считался из авторитетнейших знатаков красочных составов.
В 1743 году Шардена избирают советником Королевской академии, а в 1755 году он стал ее казначеем. Под влиянием этих эстетических идей развивается искусство французского художника Жана Батиста Симеона Шардена. Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам — мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779)— французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. Шарден тяготел не к большим многословным композициям фламанцев, а более сосредоточенным голандским «завтракам». Эти достоинства живописи Шардена сразу же оценил Дидро, считавший его «первым колористом Салона и, может быть, одним из первых колористов в живописи».
Шарден также был искуснейшим колористом. Биография Жана-Батиста Шардена очень насыщена и одновременно трагична. По-новому Шарден относится и к портрету.
В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Запечатлеть реальный момент из жизни – эту задачу Шарден старался исполнить в своем творчестве. Ещё в годы юнности проявилось влечение Шардена к жанру натюрморта. Шарден был крупнейшим художником реалистом своего времени. Рену в некрологе писал: «Невольно кажется, что он имел глаза, устроенные наподобие призмы, чтобы различать различные цвета предметов, неуловимые переходы от света к тени. В целом можно сказать, что Шардена открыл бытовой жанр, прославляющий скромный быт простого человека, выявляющий его лучшие черты – трудолюбие, чистоплотность, умение находить радость в простых вещах.
По существу, Шарден создал новую живописную систему. С восторгом и любовью Шарден изображает каждый предмет, как будто это одушевленный образ. Творчество Шардена оказало большое влияние на расцвет реализма 18 века. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768).
Современники Шардена говорили о нем как о продолжателе традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра 17 в. и он, должно быть, хорошо знал творчество этих художников. Впоследствии живописец настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Жанбатист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 года в Париже, в семье мастера резчика по дереву, выполнявшего сложные художественные работы. Начинал Шарден с изображения овощей, фруктов, плодов и разнообразных предметов быта.
Говорят, что Шарден никогда не покидал Парижа. Шарден становится членом Академии по классу «животных, фруктов и цветов» – самому низшему в иерархии жанров той эпохи. Жан Батист Симеон Шарден – великий французский художник XVIII века.
Шарден создает поэтический образ быта, где важны не сами по себе, в отдельности, женщины, хлебы, бутыли, а их взаимосвязь. Лучший портрет Шардена. Позднее именно по его рекомендации Шарден тоже стал членом Академии. В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры.
Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера. Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников, натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной. Куапеля, Ж. Б. Куапеля, Ж. Б. Жанровые мотивы теперь исключаются художником.
Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Современники очень скоро забыли Шардена. В 1730-е — 1740-е гг.
- Жан-Батист Шарден: биография, произведения
- Жан Батист Симеон Шарден картины
- Шарден Жан Батист Симеон (1699 – 1779)
- Шарден Жан БатистКартины и биография
- Жан Батист Симеон Шарден: жизнь и творчество художника
- Жан Батист Симеон Шарден – биография и картины
- Картины — Шарден, Жан-Батист Симеон
С благоговением и подлинным лиризмом изображает художник женщину наставницу, воспитывающую у своих питомцев добрые чувства. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Работа с натуры была основой его творчества. Мастер пишет в технике пастели два замечательных портрета – «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены» (оба – 1775 г. ). Мастерство Шардена он называл колдовством.
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном «Автопортрете» 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699--1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Умение краской передать материальность каждой вещи вызывало восхищение Дидро, мастерство Шардена он называл колдовством.
Ему удалось вывести на первое место в своеобразном живописном табеле о рангах натюрморт и жанровую картину, ранее не пользовавшиеся большой популярностью. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»).
- Жан-Батист-Симеон Шарден (1679-1779)
- Жан-Батист Симеон Шарден (1699 — 1779)
- Творчество Жан-Батиста Симеона Шардена
- Биография Шардена Жана Батиста Симеона
- Творчество Жана Батиста Симеона Шардена
- Техника живописи и новые сюжеты
- Жан Батист Симеон Шарден краткая биография
Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы— кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Натюрморт был излюбленным жанром Шардена. Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. Умение краской передать материальность каждой вещи вызывало восхищение Дидро.
Достоинство этих картин -- не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра.
- Жан Батист Симеон Шарден картины с названиями
- Биография Жана Батиста Симеона Шардена
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Словари и энциклопедии на Академике
- Напишите отзыв о статье Шарден, Жан-Батист
Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Открытый ящик с табаком, к которому прислонена трубка, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах. Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре).
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
Дидро восторженно пишет о нем: «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо. «Автопортрет» -- шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины -- Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки.
- Отрывок, характеризующий Шарден, Жан-Батист
- Шарден Жан-Батист Симеон 1699-1779
В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Вновь он женится только в 1744 году. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. А. С. Шапиро.
Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — «Скат» и «Буфет» (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон.
В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже. Лувр, Париж. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Они просты по композиции, сдержанны по колориту.
Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Отец художника был мастером-столяром и Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной среде. Домашняя лирика и непосредственность, воспетые Шарденом, находили отклик в сердцах публики. Наиболее известные между ними – "Карточный замок", "Молитва перед обедом", "Трудолюбивая мать", "Битый заяц и охотничьи принадлежности", "Плоды на мраморном столе" и "Атрибуты искусства" (все – в Луврской галерее), "Три мальчика, пускающие мыльные пузыри" (в гаврском музее), "Кухонный стол с провизией и посудой" (в руанском музее), портрет г-жи Жофрен (в музее Монпелье), "Девушка, читающая письмо", "Возвращение с рынка", "Кухарка, чистящая репу" и повторения "Молитвы перед обедом" (в королевском дворце в Берлине), повторение "Карточного замка" и "Молитвы перед обедом" и "Прачки" (в Эрмитаже), "Молодая женщина, вышивающая ковер", "Служанка, наливающая воду в кувшин", "Битый заяц и медный котел" и повторения "Прачки" и "Молитвы перед обедом" (в стокгольмском музее) и "Мать и дитя" (в галерее князя Лихтенштейна). Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст».
Основой шарденовской палитры является серебристо серый тон. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки».
Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Тонко ощущая поэзию домашнего очага с его тихими радостями, наивной непосредственностью, повседневными заботами и мирным трудом, художник впервые в искусстве 18 столетия воссоздал строй жизни третьего сословия. Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. Искусство Шардена вызывает восхищение художественной достоверностью, образной и колористической цельностью, правдивостью деталей, оно лишено как сухости реализма, так и сентиментальности, наставнической претенциозности. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон.
присущей аналогичным картинам большинства его современников. С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). В 1765 году художника избирают также членом другой академии – Руанской. Ученик П. -Ж. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая.
1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства «Мальчик с волчком» (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. Этим настроением проникнута почти каждая его работа. Утверждение ценности человеческой личности, столь характерное для века Просвещения, лежит в основе этих внешне непритязательных работ художника. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры.
В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Шарден – блестящий мастер натюрморта. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
В 1770-х годах Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия. Реалистическое направление, развивавшееся параллельно с искусством рококо, в основном выражало идеалы третьего сословия и было различным в своих проявлениях. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
Дидро восторженно пишет о нем: "Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына.
В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin), французский художник. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Тень от зеленого козырька усиливает сосредоточенность проницательного и решительного взгляда, обращенного к зрителю.
Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). И это обращение к разуму ребенка, забота о его нравственном воспитании, о соблюдении им норм поведения характерны и типичны для времени распространения просветительных идей (Молитва перед обедом, Гувернантка)», – пишет Ю. Г.
Чаще всего художник изображал женщин и детей. Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете.
Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»). Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака.
Холст, масло, 114146 см. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768). В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте).
Но в своих натюрмортах французские мастера обычно отталкивались не от реалистических основ голландского искусства, . Солнечный блик играет на мыльном пузыре и видны переливы разных оттенков на пене.
Натюрморт со скатом, 1727–1728. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Шарден стремился раскрыть сущность искусства. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б.
Для денег. Шарден не получил академического образования. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств».
Первые настоящие уроки он получил в мастерской Ноэля Никола Куапеля. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано.
Здесь царят здоровые нравственные устои. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Холст, масло, 112140, 5 см.
Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах («Карточный домик», 1741, «Юная учительница», ок. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына (1774). Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Этот период и связанное с ним мощное движение мысли получили название Просвещения.
Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»).
Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). В 1728 году Шарден обратил на себя внимание двумя натюрмортами («Скат» и «Буфет», Париж, Лувр), выставленными на площади Дофина под открытым небом, где раз в году молодые художники могли показывать свои картины. Колорит в его картинах несколько приглушенный, свет мягкий и рассеянный, фактура предметов передана очень тонко и виртуозно. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика.
Каза, Н. Н. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии.
Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Эта особенность художника позволяла ему создавать необычайно реалистичные и глубокие полотна.
Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Жанры Шардена отличают простота содержания, сила и гармоничность красок, мягкость и сочность кисти. Дочь Шардена умерла в младенчестве практически одновременно с ней умерла и Маргарита. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Каза, Н. Н. Мастер вынужден был продать свой дом.
Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко. Непритязательные, лишенные нарочитой эффектности картины живописца показывали красоту простых вещей, наделенных собственной жизнью и как бы ведущих неторопливый разговор со зрителем («Медный бак», 1734).
Лирическая проникновенность («Пользуются красками, но пишут чувством», — говорил Шарден) сочетается в них с артистизмом исполнения и тем изяществом стиля, который характерен для всего искусства того времени. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) и «Портрет жены» (1776, Чикаго, Институт искусств). Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы.
Французский художник, мастер бытового жанра. Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. В композициях Шардена самые обычные предметы быта – старые кастрюли, кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи.
Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Наиболее известные между ними — Карточный замок, Молитва перед обедом, Трудолюбивая мать, Битый заяц и охотничьи принадлежности, Плоды на мраморном столе и Атрибуты искусства (все — в Луврской галерее), Три мальчика, пускающие мыльные пузыри (в гаврском музее), Кухонный стол с провизией и посудой (в руанском музее), портрет г-жи Жофрен (в музее Монпелье), Девушка, читающая письмо, Возвращение с рынка, Кухарка, чистящая репу и повторения Молитвы перед обедом (в королевском дворце в Берлине), повторение Карточного замка и Молитвы перед обедом и Прачки (в Эрмитаже), Молодая женщина, вышивающая ковер, Служанка, наливающая воду в кувшин, Битый заяц и медный котел и повторения Прачки и Молитвы перед обедом (в стокгольмском музее) и Мать и дитя (в галерее князя Лихтенштейна). Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году.
Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. 6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. У них родились дочь и сын (тоже ставший художником).
И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Скрытые портреты, повседневная домашняя жизнь простых людей из третьего сословия, передана спокойно, задушевно, правдиво и естественно. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая.
Он ограничивается небольшим числом любовно отобранных предметов, очень скромных и не бросающихся в глаза. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.
После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: «Возвращение с рынка» (1739, Париж, Лувр), «Гувернантка» (1738, Оттава, Национальная галерея), «Кухарка (Женщина, чистящая овощи)» (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом» (оба — 1740, Париж, Лувр). Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника.
Лувр, Париж. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.
Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине «Мальчик с волчком» и десятилетний Шарль («Портрет Шарля Годфруа», 1738, Париж, Лувр). Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека.
Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи.
Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака. Колористом отнюдь не является тот, кто кладет на холст много красок, а лишь тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти сероватые оттенки. Одним из его учителей стал художник Ж. Б. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. 1740-е годы -- время расцвета жанровой живописи Шардена. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом.
Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая. Этому декоративному натюрморту Шарден противопоставил свои простые, непритязательные, лишенные каких бы то ни было эффектов картины. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Шапиро.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. В 1765 году художника избирают также членом Руанской академии. а от его декоративных элементов. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета.
Она ничего не дала ему. Атрибуты искусств, 1765. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены.
В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. В Салоне 1738 года Шарден показал картины «Мальчик половой» и «Мойщица посуды» (обе – 1738), а также два портрета – «Мальчик с юлой» и «Юноша со скрипкой» (обе – 1738). 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Успех, выпавший па его долю, позволив ему представить свои работы в Академию. Жанровые мотивы теперь исключаются художником.
С годами популярность художника растет. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Вновь он женится только в 1744 году.
Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника. Основой шарденовской палитры является серебристосерый тон. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им.
Мастер вынужден был продать свой дом. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Как одни предметы отражаются в других. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. К числу лучших портретов Шардена принадлежат его автопортреты и портретжены, выполненные пастелью (1770-е гг., Париж, Лувр).
И если все-таки говорить об ученичестве Шардена, то учился он у старых фламандских и голландских мастеров, любовно внимательных к повседневности, рисующих пристально и добродушно подсмотренные мгновения жизни. Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа. Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом.
Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа, а повествование о человеке своей среды.
Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Среди современников Шардена не было такой женщины, которая бы не узнала на его полотнах себя, свой быт, своих детей. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. Родители сочувственно относились к его первым успехам в рисовании, а затем отдали сына для обучения живописи в мастерскую Пьера Жака Каза. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744).
Шапиро. В 1743 году Шардена избирают советником Королевской академии, а в 1755 году он стал ее казначеем. Одним из его учителей стал художник Ж. Б. Родился в семье ремесленника в Париже, с этим городом связана вся его жизнь. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве.
Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. Наконец, воздух, с его голубоватосерым тоном, окутывает все предметы. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты».
Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. Пушкина. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Наконец, воздух, с его голубовато серым тоном, окутывает все предметы. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
Ради эксперимента. Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. Так, на картине «Прачка» изображена женщина, стирающая белье и сидящий рядом с ней мальчик, пускающий через соломинку мыльные пузыри. Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Ему поручается организация ежегодных выставок.