Симон Ушаков Фото Художника

Симон Ушаков: биография и лучшие работы иконописца (фото)

Вместе с тем он не оставался чужд и иконографическим поискам, самым ярким примером которых стала уникальная программа иконы «Древо государства Московского» — своеобразной аллегории богоустроенного православного царства, прославленного многочисленными святыми и находящегося под непосредственным покровительством Христа и Богоматери. Точная дата рождения не известна, как и происхождение. Он ищет как можно более точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. Что такое живоподобие.

На окладе внизу имелась серебряная пластинка с надписью: Лета 7167 (1659) июня писал образ Государев иконописец Симон Федоров сын Ушаков. Даже Ушаков, воспитанный на древней иконописи, не устоял перед этим соблазном. Когда-то, в 1325 году, митрополит Петр предсказал Ивану Даниловичу, что нужно перенести кафедру, столицу из Владимира в Москву: «Сам прославишься и дети твои прославлены будут». 1668 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Владимирская икона изображена здесь как главная святыня всей Руси. Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он Писал образа для двора, церквей и частных лиц.

В Москве тоже новые храмы стали расписывать и украшать иконами в стиле «а ля Ушаков».

В историю искусства он так и вошел под названием «Васильевский чин». Произведения У. высоко ценились его покровителем царем Алексеем Михайловичем. Книга дополнена статьей В. Г.

В экспозиции собраны все лучшие работы Симона Ушакова. В некоторых случаях уточнить датировки и авторство. Диалог неба и земли. За стенами Московского Кремля изображен Успенский собор из которого произрастает древо. У. писал иконы и фрески для кремлевских соборов, Оружейной и Грановитой палат.

Здесь же представлена «Богоматерь Киккская» 1668 года из церкви святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Симон Ушаков «Спас Нерукотворный» (1658). Икона «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» («Насаждение древа государства Российского»). Становилась устойчивее экономика, расширялись зарубежные контакты.

Большинство работ отреставрировано к выставке, авторство некоторых пересмотрено. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Эту копию Ушаков сделал с Киккской (или Кипрской) иконы Богоматери, восходящей к чудотворному образу монастыря Хиландар на Афоне и чтимой на всем греческом Востоке в XVI-XVII вв. По рисункам Ушакова было выполнено множество гравюр. Выполнена она в зрелом возрасте – в 1671 году. Он был талантливым педагогом и умелым организатором. Свет в его иконах идет изнутри образа, а не извне.

Излюбленной темой становится Спас Нерукотворный (например иконы «Христос Эммануил», 1668, «Спас Нерукотворный», 1678). Иконописцы стали специалистами «широкого профиля», напишут все, что угодно и портрет и религиозную картину и мифологический сюжет и обнаженную натуру, могли написать и иконы (алтарь), но средствами светской живописи, не стесняясь каноном.

Симон Ушаков – крупнейший 
русский художник 
 века

Симон Ушаков – крупнейший русский художник века

На практике настоятель решает все, тут своя рука владыка. К 1660-м годам, когда Ушаков перешел в иконописную мастерскую Оружейной палаты, относятся работы, в которых стали широко применяться новые принципы письма: с помощью многослойных плавей, мелких мазков, дающих плавный переход одного тона в другой, мастер внедрял светотеневую моделировку в трактовке ликов. Ушакова прежде всего интересовали приемы написания ликов святых.

Соответственно, все правила и каноны брались у византийцев. Известны также его гравюры на меди – «Отечество», «Семь смертных грехов» гравюры к «Житию Варлаама и Иоасафа», к «Псалтыри Симеона Полоцкого». В центре иконы находится Лик Владимирской Божьей Матери с младенцем Иисусом на руках. В Москву стекались греческие иконы, свидетельствующие о продолжении традиции поствизантийского православного иконописания. XVII в. Ушаков С. Ф. остался как художник-реформатор.

Между тем, официальное придворное делопроизводство XVII столетия фиксировало каждый шаг «государевых людей», к числу которых принадлежал «государев иконописец» Симон Ушаков. Хранится икона с 1925 года в Русском музее, куда поступила из Гатчинского дворца. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Однако вскоре она превратилась в огромную художественную мастерскую. 2.

  • Симон Ушаков: государев иконописец
  • Симон Федорович Ушаков иконописец
  • Ушаков Симон Федорович (1626–1686) Насаждение древа Государства Московского
  • Третьяковская галерея открыла выставку Симона Ушакова, царского изографа
  • Придворныи изограф Симон Ушаков, реформатор и государственник

— С. Л. ) иконного писания», мастер говорит о превосходстве изобразительного искусства над прочими видами художеств, а также о личной ответственности художника за свои работы: «Многие из нас, владеющие искусством живописи, пишут то, что скорее достойно смеха, чем благоволения и умиления, этим они вызывают гнев Божий и осуждению иностранцев и великому посрамлению от честных людей». У Иисуса есть ресницы, глаза блестят, как будто от слезинки. Так как первый портрет Симона Ушакова, вернее его кисти или парсуна (произошло слово от латинского термина persona – личность) – тоже новое слово в искусстве.

Так что в церквях глухих деревень давно уже ничего нет. И этот настойчивый поиск, конечно, опровергает все традиционные предубеждения о секуляризации русской культуры в XVII столетии. Причем он указал в прошении, что еще до этого времени уже работал «безпрестанно у царского дела», видимо, привлекаясь к каким-то отдельным художественным проектам. Именно в связи с сугубой увлеченностью Ушакова техникой и приемами личного письма им было создано более двенадцати образов «Спаса Нерукотворного». Они и между собой не похожи, а к Ушакову вообще ни с какого боку. Существует только год появления на свет – 1626 и предположение, что родом Симон Ушаков из посадских людей, то есть он был выходцем из средневекового сословия формально свободных людей. Деталь иконы «Насаждение древа государства Российского»От древа, произросшего в центре Московского государства идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов.

  • Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671
  • Произведение – историческая эпопея
  • Значение творчества Симона Ушакова
  • Художник Симон Фёдорович Ушаков
  • Ушаков Симон Фёдорович, русский художник

Д. А. Ровинский в своём «Подробном словаре русских граверов» указывает на два офорта исполненных им самим. Или всхлип. Царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеем и Федором. и работал в Москве. Елена, должен быть.

На выставке кроме икон самого Симона Ушакова экспонируются наиболее известные работы его прямых учеников (среди которых были такие мастера как Георгий Зиновьев, Михаил Милютин и, возможно, Феодот Ухтомский). Названия эти поздние и более или менее условные, поскольку оригинального ее названия мы не знаем, а в описях XIX века она называлась «Образ Владимирской с московскими чудотворцами». В тридцать лет ему поручили поновлять росписи в кремлевском дворце. Владимир часто подвергался набегам и, конечно, многие от этого страдали.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. «Писал Симон Ушаков, государев иконописец»
  3. Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»
  4. ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
  5. Словари и энциклопедии на Академике
  6. национальный проект сбережениярусской литературы
  7. Выставка работ Симона Ушакова в Третьяковке готовилась 30 лет

Изображение фона и одежд он часто поручал писать своим ученикам. Пятикупольная церковь, например. В то время, когда в Византии расцветал «палеологовский ренессанс» (14 – п. п. Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, причём приобрёл вскоре известность лучшего на Москве иконописца. С 1648 находился в качестве художника на царской службе.

Ушаков С. Ф. Главным художественным открытием мастера было так называемое «живоподобие» — система живописных приемов, которые помогали художнику передать объем, фактуру и цвет ликов. Москва находилась в более отдаленном и более выгодном месте.

В иконе «Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства)», написанной в 1668, он изображал царя Алексея Михайловича, пытаясь передать его портретные черты. Богродица, увидев свое изображение на иконах, вспомнила прежнее пророчество: «Отныне ублажат Мя все роды» и добавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет. » Вскоре от этих икон начало происходить множество чудес. Благодаря этому его еще при жизни называли «российским Рафаэлем». При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 году), ставшая его главной святыней.

Так что Алексей Михайлович, действительно, мог оказаться реформатором поневоле. Для россиян христианство — вера иностранная, заимствованная. С точки зрения, например, Рублёва, ушаковские иконы — вовсе не иконы. зарубежная), фильмы, альбомы.

Его работоспособность и энергия поразительны. Исключением можно считать одну из самых известных икон Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» (1668, Государственная Третьяковская галерея, она же носит название «Насаждение древа государства Российского»), блестящий иконографический замысел которой можно приписать гению художника. 4. В Оружейной палате впервые писались портреты (парсуны, еще имевшие много черт иконописи) царя, патриарха и бояр.

И не напрасно. Расширенные подписи часто делались на лицевой стороне полотна. «Нарышкинское бароккко» — последний её всплеск. Он занимался подновлением, то есть реставрацией картин. На сегодняшний день известны 50 икон, которые подписал сам Симон Ушаков.

Но, как поясняет в каталожной статье Ирина Бусина-Давыдова, таковы были потребности русского общества, новое понимание отношений человека с Богом. Ещё как умели. всего, к реалистической передаче человеческого лица. Сложные чувства вызывает у меня творчество Симона Ушакова.

Симон Ушаков: государев 
иконописец

И именно благодаря тому, что постройки когда-то принадлежали столь выдающемуся деятелю искусства, они уцелели во время революционных событий и в советскую эпоху, скорую на разнообразные «расчеты с прошлым». Иконы Ушакова остаются истинными православными образами. Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие»: несмотря на большую анатомическую точность и наметившийся физический объем иконы, созданные им, обладают отстраненностью, эмалевой гладкостью и светоносной силой, характерных для «горнего мира». Ушаков был разносторонней личностью, он руководил огромной мастерской, при этом и сам много работал. Его нельзя было произносить всуе. Московский Кремль символизирует устроенный Господом вертоград. Симона Ушакова она интересовала всегда. Он уподоблял живопись зеркалу, отражающему жизнь и все предметы.

chikvala Валентина, Cпасибо за информацию. Не буду с Вами спорить, но согласитесь, насколько Иоанн условен. Плоскостное изображение, условный объём, фон (везде и нигде). Я копировала этот "портрет", когда училась в Палехе. А Ушаков пытался передать объём путём множественного наложения от самого тёмного к последней выпуклой светлой точке на лике. Яичная темпера, которой с тех пор пишут иконы позволяет настолько плавно передавать переход от тёмного к светлому, что, порой и не скажешь сколько слоёв цвета положил мастер. Все иконописные Московско-Владимирско-Суздальские школы изначально выработали и иконографию и приёмы иконописания. Конечно отличия были, но до Ушакова каноны очень сильно сдерживали. Лично я считаю Его новатором на то время. Не был отпущен из Москвы патриархом Никоном, как это следует из отписки на царскую грамоту: А иконника Симона Федорова оставил в Москве великий государь, святейший Никон, патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя России, для своих государевых святительских дел. Вне своих служебных обязанностей в 1657-1659 гг. В области православной иконографии Ушаков не был новатором, за исключением иконы «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» или, как её ещё называют, «Насаждение древа государства Российского». Так, в архитектурном пейзаже иконы «Троица» (1671) он повторил изображение с гравюры исполненной по картине итальянского живописца XVI в. Паоло Веронезе «Пир у Симона-фарисея».

И нарушать его было нельзя. Эта традиция имела огромное значение и для Ушакова. Все это символизирует процесс венчания на царство земного владыки небесным царем. Это не означает, что монахи в Византии не умели толком рисовать. Брюсовой "Симон Ушаков и его время".

Д. Ровинский в своём «Подробном словаре русских граверов» указывает на два офорта исполненных им самим. Симон Ушаков был одним из любимых мастеров царя. В России был свой путь, талантливых художников «приписывали» к оружейной палате, обеспечивали всем необходимым, платили мало, это извечное русское отношение к людям творческих профессий.

Этот соблазн «похожести» многих увлек не в ту сторону. Его живописный метод опирался не на западноевропейский опыт, а на изучение традиции. Другое, «зовомое», каждодневное, предназначалось для жизни. Вслед за учителем они пытаются найти новые формы для создания иконописного образа. Главным Художником Ушаков называет Творца, создавшего и благоукрасившего мир.

Двенадцать ликов Христа складываются в художественныи манифест. В житии Иллариона, между прочим, сообщается о следующем случае.

Митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп и Фотий. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Наэтой иконе впервые вотечественном искусстве представлены раздумья орусской истории иовеличайшей русской святыне– «Богоматери Владимирской».

предисловие). Значительную роль мастер сыграл в становлении в России нового вида изобразительного искусства — гравюры по металлу. Персонажи икон XVII века деиствительно обрели приятную округлость по сравнению с бесплотными древними образами, причем «толстота» эта явно была не просто данью моде, но в некотором роде государственнои программои на обмирщение культуры. В нем появляются реалистичные черты, он тщательно и объемно выписан. Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град.

Симон Ушаков. Тайная вечеря – это последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью ближайшими учениками (апостолами), во время которой Он установил таинство евхаристии, преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской церкви и всего мира. Они отличаются смелостью в передаче пространства, построенного несколькими планами.

Не все современники Ушакова были в восторге от нового стиля. Которым, возможно, захочется прочесть более понятные экспликации к иконам и тексты, объясняющие, в чем же заключается «живоподобность» икон Ушакова.

Это все хорошо, высокохудожественно, но не молитвенно. Его (искусство) и так кренило к западу, а после Ушакова понесло на всех парусах. Стоят на своем месте они и теперь – островок древней старины среди обезличенных бетонных «коробок».

Таким образом, новая концепция «живоподобия» рождалась из стремления не нарушить традицию, а следовать ей возможно более точно. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для гравёров.

В 1664 – 1686 он работал жалованным изографом Оружейной палаты. Симон Ушаков – талантливый художник и график, очевидно с малых лет обучался мастерству художника, так как редко кого до него и после принимали в Серебренную палату на официальную должность знаменщика в столь молодом возрасте – в 22 года. Годом рождения мастера традиционно принято считать либо 1625 (после сентября), либо 1626 (до сентября), основываясь на надписи на иконе, некогда находившейся в церкви Троицы в Никитниках и позднее пропавшей, которую упоминает Тромонин (Тромонин 1845:88): Лета 7166 году написал государев иконник Симон Федоров сын Ушаков 32 лета возраста своего. Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град.

Третий образ – знаменитая икона «Похвала иконе Богоматери Владимирской» или «Древо Государства Московского» 1663 года. Дата указана и от Адама и от Рождества Христова.

А после выхода в свет книги Вл. Человеку свойственно ценить прекрасное. Симон Ушаков пишет древо – виноградную лозу, которая является символом жизни. Свои взгляды на искусство, на ответственность авторов за свои работы, на реальность изображаемого предмета просветитель отобразил в своей книге «Слово к люботщательному иконного писания», увидевшей свет в 1666 году, написанную, возможно, в ссылке.

Прежде всего, это не натурализм в европейском смысле этого слова, не работа с натурой. Однако русского иконописца нельзя упрекнуть в чрезмерном заимствовании — он не подражал западным мастерам буквально их стилистика портрета казалась ему слишком избыточной. Знаменитый "Звенигородский чин" Андрея Рублева (см.

Написан для Троице-Сергиевой лаврыЕго ученики тиражировали образы «Нерукотворного Спаса» в манере мастера, но никому из них не удалось добиться присущей его кисти изобразительности и виртуозности. Его искусство было новаторским в части техники письма, в поиске новых изобразительных средств и нового взгляда на иконопись, вот таким образом его искусство навсегда останется актуальным для тех живописцев, кто постоянно находится в поисках нового художественного языка, кто не ограничивается шаблонным копированием древних образов, а ищет новые творческие пути. Представляется, что целью художника было не подражание европейской живописи, как иногда об этом писали исследователи, а попытка обновить русское церковное искусство, которое не могло оставаться неизменным ввиду новых исторических условий. Иконостасы 15 – 16 веков распиливали и отправляли в бедные храмы. Как известно по документам, он стремился открыть собственную иконописную школу, для которой планировал написать «Азбуку художеств», своего рода книгу образцов, анатомический атлас. Вверху иконы изображен Христос в облаках, который передает ангелам венец и ризу. был государевым иконописцем.

Ушаков происходил, вероятно из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Так что кичиться нечем. Среди этих «райских кущ» плоды древа государства Московского– медальоны собликами владык духовных исветских, своими неустанными трудами иподвигами способствовавшими росту ипроцветанию этого древа. И конечно, есть еще одно важное обстоятельство, которое делает для нас образ Ушакова более определенным, чем образы его великих предшественников, – подписи и даты на исполненных им иконах: «Писал Симон Ушаков, государев иконописец, в таком-то году». У подножия Успенского собора изображены насаждающий древо князь Иван Калита и поливающий корни растения из кувшина митрополит Петр. Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного Спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Св.

Все они трудились над строительством и росписью кремлевских палат. «Троица» достойна отдельного описания. Справа – патриархи Иов и Филарет. «Он не был в сущности ни иконописцем, ни живописцем, – писал Грабарь, – отстав от первых, он не пристал ко вторым». Симон Ушаков написал несколько икон по заказу купцов Никитниковых для церкви Грузинской Богоматери (Троицы в Никитниках), в приходе которой он проживал: Спас Великий Архиерей, Спас Нерукотворный, а также написанная совместно с Яковом Казанцем и Гаврилой Кондратьевым икона Благовещение, с клеймами Акафиста.

Иконы Ушакова приблизились к портрету. В 1659 г. Симон Ушаков выполнил список с древней иконы Успенского собора Спас царя Мануила, которая находилась в Благовещенском соборе г. Киржача. Общая композиция произведения восходит к сербским изображениям родословной правителей Неманичей, которая, в свою очередь, опирается на иконографию родословной Христа, называемую «Древо Иессеево».

Среди них – повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской (оба 1668) и др. Часть ранних икон, относящихся к 1650-м — началу 1660-х годов, выполнена в традиционной манере, однако среди них есть и первые образцы «живоподобного» стиля, созданные для московской церкви Троицы в Никитниках. Все святые держат свитки, обращенные в центр, к Богоматери. Любая работа была ему по плечу.

Они существенно преобразили русскую иконографию. Отсюда ее особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам. Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука. В годы перестройки (после 1000-летия крещения Руси) положение начало стремительно меняться, появилась литература (в т. ч. Также Оружейная палата служила чем-то вроде высшей художественной школы, куда художники приходили для усовершенствования своего мастерства.

Послание не имеет точной даты. В их числе самая ранняя икона Спаса Нерукотворного (ГТГ) — это любимая тема, к которой художник обращался много раз на протяжении всей своей жизни. Знаменитый русский иконописец. иконописец и график.

Бесполезно искать в Петербурге иконостас или росписи в иконописном стиле. «Не сам ли Господь учит нас искусству иконописания. » — вопрошает он.

На ней была медная дощечка с надписью: 7180 (1671/72) года писал сей образ на Москве государев иконописец Пимин Федоров по прозванию Симон Ушаков в великий Нижний Новгород по обещанию в соборную церковь Боголепнаго Преображения Господня при первоначальнике великом господине преосвященнейшем Филарете, митрополите Нижегородском и Алаторском, а отпущен сей образ с ним великим господином, егда первее иде прияти свой святительский престол. Духа (там же) икона-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Произведения Ушакова свидетельствуют о том, что он был талантливым художником, прекрасно владел средствами техники того времени. Иногда в качестве образцов Ушаков использовал гравюры европейских изданий— Евангелия Наталиса, Библии Борхта, Мериана и Сюхта. Когда атеистический угар прошел, экспедиции музеев начали собирать уцелевшие иконы. Около венца надпись: «Буди мне верен до смерти и дам ти венец живота».

Ушаков Симон Фёдорович (Пимен) (1626-1686), русский художник. Душа человека нуждается в красоте. Уникальность иконы «Насаждение древа государства Российского» состоит в том, что она отображает единую историю Руси и Русской Православной Церкви. Ушакова прежде всего интересовали приемы написания ликов святых. Доличное, то есть изображение фона и одежд, он часто поручал писать своим ученикам.

Иллюстрация к книге «История о Варлааме и Иоасафе» Симеона Полоцкого. Он не просто выбирает древний чудотворный образ, он воспроизводит его «мерою и подобием». Самые чтимые монастыри и соборы (из сохранившихся) украшены живописью 18 – начала 20 веков. Именно тогда Ушаков написал прошение о своем производстве в государевы иконописцы.

Как и патриарх Никон, он основывал свои нововведения на изучении греческих образцов. Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для гравёров.

Он жил в каменных палатах в Ипатьевском переулке, напротив церкви Живоначальной Троицы. Протопоп Аввакум разразился гневным опусом на «толстоту плотскую». В своих произведениях он стремился, пр.

А Симон Ушаков его, выходит, нарушил. Но если в этих двух схемах дерево с многочисленными ветвями было прежде всего древом генеалогическим, то в иконе Симона Ушакова оно символизирует духовные подвиги изображенных. Этот сюжет волновал многих художников: от Леонардо да Винчи до Сальвадора Дали.

искусства", М., 1874). Ушаков, судя по всему, был незаменим при дворе.

Ее мастера подновляли и расписывали дворцовые палаты и церкви, писали иконы и миниатюры. Правда, была ещё великая русская литература XIX века. УШАКОВ Симон (Пимен) Федорович (1626—86), рус. К образу Спаса художник обращался впоследствии неоднократно. 11 июля 1656 г. Ушаков вместе с иконописцами Федором Козловым, Иваном Матвеевым и Иваном Владимировым (Большим) вновь вызывался к царю, находившемуся тогда в Полоцке. Из сохранившихся документов известно, что с 1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в Серебряной палате, а с 1664 по 1686 г. – жалованным изографом Оружейной палаты. Он был также талантливым писателем – создал трактат об искусстве живописи «Слово к люботщательному (любителю) иконного писания», в котором говорит о том, что Главный Художник – это сам Творец, создавший и благоукрасивший мир: «Не сам ли Господь учит нас искусству иконописания. ». Столь безжалостныи приговор надолго обесценил искусство Ушакова.

Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам» и в новом так называемом «фряжском» стиле изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение. Большои авторитет отечественного искусствознания Игорь Грабарь назвал Симона Ушакова «злым гением русскои иконописи». На ветвях дерева Симон Ушаков расположил медальоны, в которых находились портреты людей – царей (Федор Иванович, Михаил Федорович, царевич Дмитрий) и святых с молельными свитками в руках, сделавших все для укрепления Московского государства и его столицы Москвы – политического и духовного центра.

Деревянные храмы большей частью сгорели, а в каменных остались голые стены и земляной пол. Но был канон исходящий из понимания иконы как носителя некоей духовности.

Культуру этого периода иногда называют «переходной» от Средневековья к Новому времени и сравнивают то с западноевропейским Ренессансом, то с эпохой барокко. Действительно, она была довольно пёстрой: создавались великолепные постройки, фрески, но одновременно шли споры о стиле и качестве православных икон. Слева – Сергий и Никон Радонежские и другие столпы православия. писал иконы, парсуны, миниатюры, руководил работами по обновлению икон и наружных фресок Успенского собора (1660) в Московском Кремле и др. храмов. Ему также принадлежат многочисл. Церковные писатели и художники ориентировались, прежде всего, на традицию. Однако уже в трудах ученых XIX — начала XX веков наметились две противоположные оценки его творчества: одни считали его выдающимся художником, создателем нового стиля, реформатором, боровшимся с низким качеством ремесленного производства икон, другие — чуть ли не главным виновником гибели «священных традиций», проводником европейских влияний, в конечном счете уничтоживших эстетическое и духовное своеобразие русской иконописи.

Но это — нечто исключительное. Иметь два имени было в те времена традицией – одно «потаенное», полученное при крещении, посвящалось богу. Его работы стали своего рода мостом между иконописью и живописью, мост к живописи перекинули и с другой стороны подняли – иконопись в 18 век не пустили, она отошла на провинциальную периферию. Алфавиту мы обязаны, например, болгарам. Мне встречались иллюстрированные византийские рукописи. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Художник имел большое число учеников, образовавших "ушаковскую" школу иконописи.

Обратился к этой теме и Ушаков. Среди наиболее известных работ Ушакова С. Ф. : иконы «Великий Архиерей» (16561657), «Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства – Похвала Богоматери Владимирской)» (1668), «Троица» (1671), «Спас Нерукотворный» (1678), «Насаждение древа государства Российского» и др. Их родство состоит в том, что все они — святые Русской земли. Ушаков очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как в 22 года был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. На него была повальная мода, все «прогрессивные» архиереи и протоиреи хотели иметь у себя иконы и росписи в этом модном стиле. Род.

Этими светскими подробностями некоторые иконы больше напоминают живопись. Виноградная лоза покрывает всю икону и прорастает сквозь Успенский собор. Древнерусское искусство — понятие своеобразное.

В 1672 г. Симоном Ушаковым была написана икона Богоматерь Иверская, которой был благословлен митрополит Филарет при отшествии его из Москвы в новоучрежденную Нижегородскую епархию. Собственно, большинство его работ подписано. Они стали вносить человеческие черты в изображаемые ими лики святых, чего не было в старой русской иконописи.

Симон Ушаков возглавил мастеров палаты и все живописные работы. Солоухина "Черные доски" по деревням прокатились "экспедиции" спекулянтов иконами. В истории русской живописи второй пол.

картины религиозного содержания, которые россияне в простоте душевной считали шедеврами, поскольку святые и прочие персонажи были «как живые». парсуны, миниатюры, художественно выполненные карты и планы. Блестящими образцами зрелой «живоподобной» манеры мастера являются две местные иконы из иконостаса церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке — «Христос Вседержитель» (ГИМ) и «Богоматерь Киккская» (ГТГ), созданные в 1668 году, а также небольшой образ Спаса Нерукотворного 1673 года (ГТГ), находившийся в ризнице Троице-Сергиевой лавры, — он тоже был расчищен к выставке от слоя потемневшей олифы.

В облаках ангелы принимают из рук Спаса атрибуты власти для Алексея Михайловича. Смотреть, например, на «Богоматерь Киккскую», написанную в 1668 г., большое удовольствие.

Григория Неокесарийского на Большой Полянке (1668)., составленного иконописцем Иосифом Владимировым, где живоподобный стиль получил свое теоретическое обоснование. Неизвестно, где и у кого Симон учился искусству иконописания. Выставка «Симон Ушаков – царский изограф» способна произвести впечатление и на зрителей в иконописи не искушенных. Причём сделал это явно с соизволения Никона и царя.

Симон Ушаков. Он рисовал надгробный портрет Скопина-Шуйского, ряд других парсун московской знати. Мы привыкли считать художника новатором, революционером в древнерусском иконописании, но нужно понимать, что в русской культуре XVII столетия отсутствовало само понятие «новаторства».

Так это принципиальная разница — икона в древнерусском стиле и в стиле Ушакова. Полотно подписано, как и остальные работы Симона Ушакова. Церковь путем напряженной многовековой работы формировала иконописный канон, новый язык, на котором можно было бы показать то, что не описать словами иную реальность иное духовное бытие – отблеск Царства Божьего не земле. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам» и в новом так называемом «фряжском» стиле изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение.

Мастерство, трудолюбие, удивительная работоспособность обратили на себя внимание начальства и в 1664 году его переводят в Оружейную палату, где определяют на хорошо оплачиваемую должность «жалованный изограф». Симон Ушаков. В русской живописи третьей четверти XVII в. Ушаков выступил как художник-реформатор: используя традиционные иконографические схемы, он одновременно стремился к светотеневой моделировке формы, к объёмности изображаемых ликов, добиваясь впечатления их реальности (Троица, 1671, ГРМ Благовещение, 1673, ГТГ), Проблему жизненного правдоподобия произведений иконописи Ушаков рассмотрел в трактате Слово к люботщательному иконного писания (около 1666 см. Так знаменитый иконостас Андрея Рублева и Даниила Черного, написанный для Успенского собора во Владимире (высота деисисных икон 3, 15 метра), был распилен и перенесен в некое село Васильево, где и был обнаружен археологической экспедицией. Грабарь критиковал Ушакова за компромиссность – желание соединить древнерусскую традицию и реализм, «тлетворное» влияние которого проникло за стены Оружеинои палаты благодаря европеиским мастерам.

Улучшение качества и приемов иконного письма, стремление к «живоподобной» передаче ликов и фигур святых в глазах мастеров этого времени не были новшеством, а воспринимались как возвращение к идеалу, освященному преданием и канонами Церкви. До последнего времени икона Спаса из церкви Троицы в Никитниках находилась под частичной записью XVIII–XIX веков, однако к выставке она была раскрыта, причем в процессе раскрытия удалось обнаружить фрагменты оригинальной авторской надписи с датой: 1661 год (а не 1658-й, который читался в надписи XIX века). Писал иконы, парсуны, миниатюры, руководил росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой палате (1668) в Московском Кремле, чертил географические карты, создавал рисунки для гравёров и сам занимался офортом (Семь смертных грехов, 1665). Перед картинами невозможно молиться, невольно начинаешь их разглядывать и оценивать, приходится закрывать глаза и молиться не с ПОМОЩЬЮ иконы, а ВОПРЕКИ ее «слишком художественному» РАССЕИВАЮЩЕМУ воздействию. В книге он воспевает «принцип зеркала», говорящий о стремлении к точности изображения. Сведения о «роде иконописца Симона Федорова сына Ушакова» содержатся в рукописном синодике московской церкви Грузинской Богоматери. Спас Нерукотворный. 1670 г. Ушаков Симон. Происходит из московского Новодевичьего монастыря. Ушаков Симон (Пимен) Феодорович (1626-1686) – знаменитый русский иконописец и график.

Именно здесь заметен переход мастера от традиционной манеры к первым образцам «живоподобного» стиля. Он часто писал изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя своё умение мягко моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка, припухлость губ. Все эти приемы Ушаков оттачивал на своих любимых образах – Спаса и Богородицы. И, несмотря на это, церковь приняла икону. Начинаются они со слова «радуйся».

Митрополит и князь. Ушаков (Симон или Пимен) Федорович (1626-1686) предположительно происходил из посадских людей. Благочестивыми работниками Христа как хозяина виноградника являются митрополит Петр (1308-1326) и Иван Калита (1325-1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы. Это происходит из-за перенасыщения полотна тщательно выписанными предметами быта. Дальше Пётр I уже безжалостно внедрил европейское искусство, при коем мы и сегодня пребываем. Икона Божией Матери «Кикская» из церкви свт.

Имя Симона Ушакова привлекало внимание многих поколений исследователей. Положим, Никон был известным реформатором имевшим огромное влияние на царя. в "Вестнике общества древнерус. В этой связи художником была разработана новая методика письма – мелкие, едва различимые мазки, делающие цветовой переход незаметным, они назывались «плави» и были многослойными. В последние годы начали создаваться специальные комиссии при епархиальных архиереях, которые рассматривают проекты иконостасов и росписей для того, чтобы не пропустить явную халтуру и неканонические изображения.

е. получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. И в XVII же веке русское искусство и закончилось. С другой стороны именно в творчестве Ушакова, благодаря его индивидуальным художественным поискам, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров. При этом для своих работ Ушаков чаще всего выбирал простой фон, например, светло-голубой: иконы «Богоматерь Киккская», «Преподобный Сергий Радонежский», «Архангел Михаил, попирающий дьявола». Им было создано более 12 образов «Спаса Нерукотворного». Собственно, «Троица» является ступенью перехода от иконописи к изобразительному искусству в чистом виде. Беседа Варлаама с царевичем Иоасафом. Гравюра Афанасия Трухменского (1681)Тайная вечеря является сюжетом множества икон и картин из которых самое известное произведение – это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

«Насаждение древа государства Российского» — уникальная икона, отображавшая единую историю Руси и Русской Православной Церкви и имевшая государственную и политическую актуальность. А Симон Ушаков как «официальныи художник», служащии при дворе, последовательно выполнял госзаказ, что, впрочем, не отменяет его заслуг в становлении реалистическои живописи. Представители школы Ушакова, по его собственному выражению, старались «писать яко живо», то есть приближаясь в своем творчестве к реальности, за что подвергались жесткой критике со стороны старообрядцев (Аввакум вообще сказал, что Ушаков, рисуя Христа, богохульствует).

В феврале 1661 г. Ушаков вместе с оружейного дела мастерами Григорием Вяткиным и Василием Титовым был командирован из Оружейного приказа в Казенный к боярину Илие Даниловичу Милославскому для заводу монетнаго дела (возможно, Ушаков изготовлял рисунки для монет). Свиток Алексея Михайловича, обращенный к Спасу, гласит: «Спаси Господи люди своя и благослови достояние свое». К сожалению, оба замысла остались нереализованными, однако вступление к предполагавшейся «Азбуке» все-таки было создано, являя нам великолепный трактат об искусстве живописи. Реставрационные исследования позволили уточнить датировку еще одной иконы из церкви Троицы в Никитниках — знаменитого «Древа государства Московского» (ГТГ), которое, как оказалось, было создано не в 1668-м, а в 1663 году.

Это скорей греческое искусство, византийское. Ушаков был, подчеркивают исследователи, очень образованным человеком, но времен тишайшего и набожного царя Алексея Михайловича и религиозных реформ. Но в том-то и дело, что он такой задачи не ставил. И вот таким образом образ Нерукотворного Спаса для Симона Ушакова – вечный вызов и вечный поиск.

К тому же поверх высветлений Ушаков кладет чуть более темный полупрозрачный слой. К портретным работам можно отнести и его самую знаменитую икону, которую считают самым великим произведением XVII века, художественной и политической программой эпохи – «Древо государства Московского» известную еще и под названием «Восхваление Богоматери Владимирской» или просто ««Богоматерь Владимирская», существуют и другие названия. Сейчас он хранится в Оружейной палате. При этом для своих работ Ушаков чаще всего выбирал простой фон, например светло-голубой, как в иконах «Богоматерь Киккская», «Преподобный Сергий Радонежский», «Архангел Михаил, попирающий дьявола».

А несколько выставленных на одной стене «Спасов Нерукотворных» (любимый сюжет Ушакова) можно рассматривать как образец возможных вольностей в строгих рамках канона. В сочинении, названном «Слово к люботщательному (то есть к любителю. Уже в возрасте 22-х лет был принят в царские «жалованные» (т.

Хотя одна из подписанных им самим икон (как отмечалось выше, он первым стал обозначать свои работы) противоречит этому – иконописец называет там себя «московским дворянином». Среди них – повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской (оба 1668) и др. Рисунок Симона Ушакова. Их родство состоит в том, что все они – святые Русской земли. В центре, среди его ветвей и цветов, — медальон с образом Владимирской иконы Богоматери.

Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий. Симон Ушаков – адресат Послания некоего изуграфа. Даже если там есть подпись, мои сомнения не рассеются.

Лучше других сохранились иконы Благовещения (церковь Грузинской Божьей Матери в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), св. Часто культуру этого периода называют «переходной» от средневековья к Новому времени и сравнивают то с западноевропейским Ренессансом, то с эпохой барокко. Талант оттачивается, слава ширится и вот уже во главе всех иконописцев Москвы становится Симон Ушаков. Благочестивыми работниками Христа как хозяина виноградника являются митрополит Петр (1308-1326) и Иван Калита (1325-1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы.

Из обширного художественного наследия Ушакова до нас дошло около полусотни подписных икон (бльшая часть которых представлена на выставке), что достаточно много даже по меркам XVII столетия, не говоря уже о более ранних временах. Во дворе располагалась его иконописная мастерская, в которой занимались его ученики. Самая идеологически значимая работа на выставке – «Древо государства Московского», где в высях Царь Небесный, внизу царь Алексей Михайлович с супругой, посредине Богородица, а вокруг нее московские святые. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе).

Абсолютно современный рисунок, созданный словно вчера. Кроме того, в 1660-х — начале 1670-х годов мастер стал использовать в интерьерах и пейзажах элементы линейной перспективы, что хорошо заметно на иконе «Святая Троица» 1671 года (ГРМ), созданной по заказу греческого купца Николая Николеты. Однако, это в светской живописи, а в церковной всё по-другому. О Симоне Ушакове все слышали, но мало кто видел в таком обьеме.

Но, вглядевшись, понимаешь, насколько икона противоречива. Вскоре известность лучшего на Москве иконописца. В данном случае — у Византии. Государственная Третьяковская галерея (Москва). При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 году), ставшая его главной святыней. В качестве образца для фонов икон художник порой пользовался западноевропейской гравюрой.

Ушаков работал в XVII веке, который считается осенью русского Средневековья, периодом перехода к Новому времени, когда уже сложившаяся рафинированная традиция иконописи со следованием византийским образцам встретилась с западноевропейским влиянием, барочными этюдами и цветущей сложностью композиций.

Для него идеалом стало не каноническое изображение, а зеркальное отражение (см.