Сотворение Евы Микеланджело
Во фреске Микеланджело «Сотворение Евы» перед стоящим Саваофом на земле лежит Адам. «сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) — четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II. «сотворение Евы» – одна из прекраснейших фресок Микеланджело, украшающих своды Сикстинской капеллы.
История одного шедевра: «Сотворение Адама» Микеланджело
Микеланджело не нравилось, что тесать камень он принялся не сразу (данное ремесло ему доверили спустя год). По первому варианту (Быт. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом.
Микеланджело рисовал по влажной штукатурке используя технику отмывки для покрытия широких областей цветом, затем, после высыхания поверхности, он повторно проходил эти области, добавляя оттенки и прорисовывая детали. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Ему приходилось исполнять различные заказы и на живопись и на скульптуру и на архитектуру, чем он занимался вплоть до своей кончины.
В итоге Микеланджело увидел, что нагромождение фигур усложняет восприятие, вот таким образом другие две триады существенно отличаются от первой по количеству людей и колориту. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. 2:7–25 3:1–24), Бог вылепил человека (ха-адам) из праха земли (ха-адама), вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в Сад Эдемский, чтобы он охранял этот сад.
По свидетельству Париса де Грассиса, между 14 и 15 августа 1511 года, в праздник Успения Девы Марии, которой посвящена часовня, папа пришёл в капеллу, посмотреть роспись свода26. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Джулиано въехал во Флоренцию на правах частного гражданина. Еще несколько дней назад он не сомневался, что на этот раз папой изберут кардинала Риарио. Вот сейчас Юлий хлопочет, собирая новую армию, чтобы выступить на север.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. На самом деле он крепко спит, прислонившись к скале. Он высекал «Моисея» — и подобно тому, как мраморная пыль клубами проникала в его ноздри, во все его существо, до самых глубин, входило чувство горделивого спокойствия: теперь он ощущал себя настоящим человеком ибо его плоть и сила сливались с трехмерным камнем. Говорили, что он безнадежен. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6.
Фреска микеланджело «сотворение евы» (описание)
Тогда Бог усыпил Адама, вынул одно из его ребер и превратил ребро в женщину (см. Положение это возникает из сочетания непростых обстоятельств. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Пророчица внезапно прислушивается, притом что голова ее поворачивается, а рука со свитком на мгновение взлетает вверх — таков ее мотив. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты.
Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10.
Улицы были освещены только факелами и свечами. Несмотря на то, что Микеланджело – один из титанов Высокого Возрождения (чинквеченто), всю свою жизнь он провёл не как придворный художник в роскоши и признании, а, скорее, как скиталец. Адам настолько устал, что может показаться, что он умер. Членов Совета Сорока Пяти назначил сам кардинал Джованни, был принят новый порядок правления. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.
В обратном случае – нельзя будет сказать подмастерьям, что от них требуется. «Сотворение Адама» – часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. По незаконченному «Матфею» видно, что в фигуре апостола Микеланджело стремился нарастить внутреннее и внешнее движение, так чего же следовало ждать, когда он воспроизводил образы провидцев. Единоборствовать с косной материей, создавать новые прекрасные тела из бесформенной неодухотворенной массы, лепить их из глины, высекать из камня – эта вдохновенная работа более всего увлекала мастера: недаром он сравнивал скульптуру с солнцем, а живопись – с луной. В те времена (как, впрочем и в любые другие) в общественных взглядах постоянно чередовались авторитарное пуританство и либеральная вседозволенность.
- Фреска Микеланджело «Сотворение Евы» (описание)
- Описание работы «Сотворение Евы»
- Варварская галерея / Микеланджело (1475-1564)
- Сотворение Евы (до реставрации) Микеланджело Буонарроти (1475-1564)
- Сотворение Адама, Микеланджело Буонарроти
- Запрещенные символы женской анатомии на фресках Микеланджело
- Во фресках Микеланджело нашли намек на женскую анатомию
- «Сотворение Адама» – история фрески – Микеланджело Буонарроти
Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным».
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. автора) хотели, чтобы он научился большему. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Против французов открыли военные действия швейцарцы: они захватили Ломбардию. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Адам неспешно протягивает руку к Богу.
- Сочинение-описание картины Микеланджело «Сотворение Евы»
- Сотворение Адама – 1510 Фрески свода Сикстинской капеллы Микеланджело
- Сотворение мира (Бытие, главы 1, 2)
- О городах и людях – интервью со Святославом Муруновым
- Альтернативное кредитование: что это и почему так необходимо миллионам
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». побоищ и крови, крови и побоищ.
Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.
- «Лоро» — секс, старость, Берлускони
- «Опера – не данность, возникшая без рефлексии, а проект конкретных людей»– критик Ая Макарова
- Купить картину Сотворение Евы, Микеланджело
- Описание картины Микеланджело «Сотворение Евы»
- Самое интересное в виде мозаики
- Анализи интерпретация Сотворения Адама
Его картины, в частности и те, что украшают Сикстинскую капеллу, тщательно оберегаются, для того, чтобы будущие поколения имели возможность их просмотреть и оценить талант Микеланджело. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Вот сейчас Юлий хлопочет, собирая новую армию, чтобы выступить на север. Жилые его покои были сразу же разграблены, вплоть до постельного белья римские дворяне подняли шум, грозясь «изгнать варвара из Рима» иерархи со всей Италии спешно съезжались в Рим и были готовы избрать нового папу. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
- «Из дома, где нет картин, хочется бежать»
- Елена Спиркина: «Искусство, даже мрачное, может быть благотворно»
По мнению художника, мужское тело являлось более совершенным по сравнению с женским. Ваяние скульптуры требовало большого физического труда и выдержки, но это только вдохновляло скульптора на работу.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». Весь ее облик символизирует чувственность женщины, ценящейся во все времена. В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Но тем не менее это случилось. Исполнитель работал без помощи: подбирал материалы, проектировал леса. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Джулиано въехал во Флоренцию на правах частного гражданина. Благодаря этому шагу Лоренцо пригласил юного скульптора в свой дворец. В своих скульптурах он подчёркивал материал из которого она сделана, оставляя некоторые фрагменты (например, постаменты) неоттёсанными. Новая программа росписи свода осуществила связь с фресками боковых стен капеллы— от истории Моисея к жизни Христа. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Там можно увидеть многофигурную композицию. На самом деле, род Буонаротти был знатным, хотя и небогатым.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Позади Микеланджело стояла сотня римских баронов — каждый со своим вооруженным эскортом — и швейцарские гвардейцы в пестрых бело-желто-зеленых мундирах. В окнах домов виднелись вывешенные по поводу торжества парчовые и атласные полотнища. IX, ст.
Армиями папы командовал неаполитанский испанец Кардона. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем.
Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок.
Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Фоном происходящего является слияние серо-голубой дали моря с такого же цвета небом. Нет прямых подтверждений божественному действию, но нет и опровержений. Ствол, направлен в сторону первой женщины, прекраснейшей Евы.
Впоследствии их место заняли пророки и сивиллы. автора) хотели, чтобы он научился большему. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия.
На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Несмотря на то, что Микеланджело – один из титанов Высокого Возрождения (чинквеченто), всю свою жизнь он провёл не как придворный художник в роскоши и признании, а, скорее, как скиталец. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
Микеланджело не нравилось, что тесать камень он принялся не сразу (данное ремесло ему доверили спустя год). Однако позднее Микеланджело выполнил основную часть работы единолично, доверив своей команде лишь подготовительные работы. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Но нет. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. В библейском повествовании существует двойственность в употреблении самого слова «адам»: не всегда ясно имеется ли в ввиду имя собственное «Адам» или имя нарицательное «человек, мужчина».
Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Папа был уже снова в Ватикане. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Флорентийцы высоко оценили это произведение искусства и установили его на площади перед Палаццо делла Синьория (ныне Палаццо Веккьо), где проходили религиозные и светские мероприятия, хотя первоначально предполагалось, что Давид украсит основной флорентийский собор – Санта-Мария дель Фьоре. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Замысел врагов был прост.
Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». В августе, когда Микеланджело начал писать «Сотворение Евы», Юлий поехал на охоту в Остию и возвратился оттуда больным: у него был тяжелый приступ малярии. Что ставит «Дельфийскую сивиллу» (рис. 38) выше всех фигур кватроченто. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). Библейская критика различает два рассказа о создании человека. Во французских войсках начались раздоры и вооруженные стычки.
9 нижней поверхности головного мозга. Весь ее облик символизирует чувственность женщины, ценящейся во все времена. Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию.
Рядом с папой, одетый как знаменосец острова Родоса, выступал кузен Джулио. На самом деле, род Буонаротти был знатным, хотя и небогатым. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Микеланджело сдерживал коня — по одну сторону от него гарцевал его родственник, Паоло Ручеллаи, по другую ехало семейство Строцци, купившее в свое время его «Геракла», — и неотступно следил за папой Львом: тот, сияя от радости, поднимал благословляющую руку в унизанной жемчугами перчатке придворные чины ехали позади него, горстями швыряя в толпу золотые монеты. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания. В христианской теологии Адам — символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал совершенной праведностью и личным бессмертием, но все это было утеряно им в грехопадении и свою греховность он передал всем своим потомкам — всему роду человеческому эта греховность искуплена «вторым Адамом» — Иисусом. Она прекрасна в своей скромности и женственности.
Благодаря этому шагу Лоренцо пригласил юного скульптора в свой дворец. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Прекрасная Ева только что была создана из ребра Адама. Под наслоениями, удалённым реставраторами, делавшими живопись почти монохромной, открылись истинные краски Микеланджело66. Его слуга-подмастерье, Сильвио Фалькони, оказался усердным работником.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Напросился в ученики еще один юноша, Сильвио Фалькони, — у него был дар рисовальщика и Микеланджело доверил ему исполнять декоративные элементы в угловых распалубках.
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Ему остро хотелось вдохнуть в себя тот же воздух, каким дышали эти мраморы. В течение лета он отвоевал Болонью. Микеланджело любил делать зарисовки с крестьян потому, что они обладали мускулистым и жилистым телом.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29.
Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Папы хотели, чтобы их имя стало бессмертным благодаря заказам произведений искусства. АДАМ (, буквально человек), первый человек и прародитель человеческого рода.
Не то чтобы отец был в восторге от этой идеи, однако рисование сына на школьных уроках привело к тому, что Микеланджело в 12 лет приходит в мастерскую Д. Гирландайо (известный флорентийский художник, писавший фрески). Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Более того, они изобразили Давида после битвы с Голиафом в отличие от Микеланджело изобразившего его перед битвой. Почти все изображенные типы слабо индивидуализированы. В молодости Микеланджело получал образование в Платоновской академии, созданной семьей Медичи во Флоренции. Микеланджело остановил свою лошадь у дома Лео Бальони, передав поводья груму. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть (Бытие, 2: 21-24).
Пальцы героев изображены на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга, что превосходно видно на нейтральном фоне. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Затем Бог представил женщину мужчине, которому она понравилась. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым.
Он не стал придерживаться каких бы то ни было предписаний относительно их отличительных признаков и даже типичные свитки рукописей в скором времени исчезают из их рук. За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как Оплакивание Христа и Давид. Не обходилось без стрессовых ситуаций.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Кстати говоря, флорентийцы считали, что Давид олицетворяет Флоренцию: небольшой город противостоит разным угрозам, сохраняя независимость. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти.
Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Если обратиться к роману «Муки и радости» о биографии Микеланджело, то можно увидеть следующую реакцию отца на действия сына: «Неужели ты думаешь, что я позволю тебе погубить свою жизнь и стать художником. Флорентийцы высоко оценили это произведение искусства и установили его на площади перед Палаццо делла Синьория (ныне Палаццо Веккьо), где проходили религиозные и светские мероприятия, хотя первоначально предполагалось, что Давид украсит основной флорентийский собор – Санта-Мария дель Фьоре.
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. Примерно так же, как русского крестьянина можно было бы фигурально назвать медведем. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33.
Основная повествовательная нагрузка возложена на центральную часть свода, где размещены девять сцен из Книги Бытия, — четыре больших фрагмента представляют эпизоды: Сотворение светил и планет, Сотворение Адама, Грехопадение и Изгнание из Рая, Потоп. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Всю жизнь он чувствовал себя больше скульптором, каменотёсом, нежели живописцем. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника.
Юлий Второй прожил после завершения росписи свода Систины всего лишь несколько месяцев. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. В повествовании Корана об Адаме вместо змея фигурирует Сатана. Микеланджело было бы достаточно родиться на сорок лет раньше – «тогда он мог бы учиться под руководством Гиберти – или тридцать, чтобы попасть в ученики к Донателло родись он на двенадцать, десять или пять лет раньше, его обучали бы работе по мрамору братья Поллайоло, Верроккио или Лука делла Роббиа». Все это – расплата за шедевр. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Моисей, прижимающий к себе запястьем руки каменные скрижали, достигнет в вышину около трех с половиной аршинов и будет внушать впечатление массивности вопреки сидячему положению.
Ведь если подумать, ничего иного, кроме побоищ и крови, Италия и не знала. Он начал работу с последней триады. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд».
Жизненный заряд Господь передает своей правой рукой. По уму, душевному складу и темпераменту он чем-то напоминал Великолепного. Оба они осознали свою наготу и спрятались от Бога. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Целые годы занимался он науками, стараясь, в подражание отцу, набраться знаний. После того как гонфалоньер Содерини и все члены Синьории были изгнаны из Флоренции, заказ на статую «Геракла» утратил всякую силу. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Выбор кардинала Джованни был гениален.
Почему. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
Толпы людей стояли вдоль улиц, усыпанных ветками мирта и самшита. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Он работал по четырнадцать часов в сутки, пока не чувствовал, что у него отнимаются ноги. От волнения Микеланджело не находил себе места.
Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Для того чтобы посмотреть интерьер Сикстинской капеллы совсем не обязательно ехать в Ватикан. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором. Лицо дано в наиболее простом ракурсе, абсолютно без наклона, в полный фас.
Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Большие паруса поддерживают свод. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Фрески поражали посетителей красотой ещё до завершения работ. Вечером он снова был уже в седле, чтобы следовать в свите папы к Ватикану.
Известная компания долго использовала компьютерное графическое изображение как рекламу. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Эдемский Сад, в котором все происходит, уныл и пуст. Если обратиться к роману «Муки и радости» о биографии Микеланджело, то можно увидеть следующую реакцию отца на действия сына: «Неужели ты думаешь, что я позволю тебе погубить свою жизнь и стать художником. Картина располагается в прямоугольнике размером примерно 3на 6метров. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. Только хитростью кардинал Джованни спас Джулио, а сам бежал в Рим.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Папа злоупотреблял доверием Буонаротти, несвоевременно оплачивал заказы, не всегда довольствовался полученным результатом, мастер был вынужден добавлять или переделывать, чтобы соответствовало запросам церкви. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Одним из таких примеров является Пьета (Оплакивание Христа), установленная в храме Святого Петра без торжественного открытия.
Безукоризненное структурное единство достигнуто благодаря иллюзионистской архитектуре, чётко выверенным, с подчёркнутым ритмом, положением в пространстве персонажей, прежде всего тех, что не вовлечены в повествовательные сцены: Ignudi и пророков и сивилл39. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Выбор кардинала Джованни был гениален.
Все, что он видел за свою жизнь, укладывалось в эти слова: кровь и побоища. В течение лета он отвоевал Болонью. Ева). От волнения Микеланджело не находил себе места.
С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как дуб из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама. Высота капеллы— 20 метров. Она прекрасна в своей скромности и женственности.
Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Впредь подобные фигуры повторялись в неисчислимых декоративных работах, в станковой живописи, фреске или даже скульптуре»62. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Одиноко держался в этой процессии бледный и печальный герцог Урбинский, племянник Юлия.
Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Пропорции тела, эмоции, техника живописи имеют своё лучшее проявление. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку.
Потолок площадью около шестисот квадратных метров. И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Хотя Юлий безвыездно жил в Риме, военные действия на севере начались.
Известная легенда о нём гласит, что его тело было брошено в море. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Фигура Евы изображена в соответствии с красотой того времени, когда была написана фреска. Настоящие колористическое решение фресок утеряно. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1.
Республике пришел конец. Во фресках свода Сикстинской капеллы Микеланджело представил два пути— христианский и гуманистический, которые не противоречат друг другу.
Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. А теперь вот и его, Микеланджело, пригласили принять участие в этой зловещей игре.
Виа Папале была уставлена бюстами императоров, статуями апостолов и святых изображениями богородицы — и рядом с этими скульптурами, плечо к плечу, белели языческие изваяния древних греков. На самом деле он крепко спит, прислонившись к скале. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. IV).
Единственным кандидатом, у которого не оказалось врагов, был Джованни де Медичи. В декоре свода повторяется изображение жёлудя— символ семьи делла Ровере, к которой принадлежали Сикст IV и Юлий II36. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере).
Придет ли наконец черед кардинала Риарио и станет ли Лео Бальони доверенным лицом папы. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Это единственная скульптура, на которой есть подпись мастера «Микеланджело Буонаротти, флорентиец, создал это», по легенде поставленная после подслушанного разговора между двумя ломбардцами и их мыслей о том, что это ваял Гоббо из Милана.
Копоть, грязь, несовершенные попытки реставрации — основа для утраты части работыМикеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Его слуга-подмастерье, Сильвио Фалькони, оказался усердным работником. Он высекал «Моисея» — и подобно тому, как мраморная пыль клубами проникала в его ноздри, во все его существо, до самых глубин, входило чувство горделивого спокойствия: теперь он ощущал себя настоящим человеком ибо его плоть и сила сливались с трехмерным камнем. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Обратим особое внимание на святого Варфоломея. Город гудел от слухов. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Микеланджело представляет ее очень робкой и беспомощной. Потолок площадью около шестисот квадратных метров. Если папа Юлий умрет, кто будет платить за работу над второй половиной свода Систины.
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) с детства мечтал стать скульптором, а свой творческий путь начал в раннем подростковом возрасте во Флоренции.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Когда-то дом снимали два разных жильца и в нем были сделаны две парадные двери — обе они выходили на Мачелло деи Корви.
Мальчиком на ступенях Собора он был не в состоянии доказать, что искусство скульптуры выше искусства живописи здесь, в своей мастерской, проворно и ловко шагая от «Моисея» к «Умирающему Рабу», а потом к «Рабу Восставшему», он мог бы продемонстрировать эту истину с кристально ясной неопровержимостью. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Через плечо Бога смотрит ангел изумленный красотой человека.
Прекрасная Ева только что была создана из ребра Адама. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Однако счастье скоро изменило французам: их победоносный главнокомандующий был убит. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Гонфалоньера Содерини вынудили покинуть пост и он бежал вместе с семьей из города.
Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Мост Святого Ангела был устлан коврами самых светлых тонов. Эти слова не выходили у него из головы.
Отправляясь от Библейского текста художник дает ему совершенно новое претворение. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей в болезни будешь рождать детей и к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою (Бытие, 3: 16). По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Юлий Второй прожил после завершения росписи свода Систины всего лишь несколько месяцев. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
В Болонью кардинал Джованни так никогда и не вступил. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей.
Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Одной из первых скульптурных работ был Фавн, скопированный с одной из античных скульптур. Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»).
В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие, 2:17). Он питал уважение к искусству и науке, горячо любил Флоренцию, ее людей, ее традиции. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере).
И теперь Бог спокойно и твердо говорит с ней. Микеланджело ранее не делал фресок, работать с Юлием он начал по заказу гробницы. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. В обратном случае – нельзя будет сказать подмастерьям, что от них требуется.
Откуда Микеланджело знал, что причина заболевания связана именно с водой — трудно сказать. Микеланджело было бы достаточно родиться на сорок лет раньше – «тогда он мог бы учиться под руководством Гиберти – или тридцать, чтобы попасть в ученики к Донателло родись он на двенадцать, десять или пять лет раньше, его обучали бы работе по мрамору братья Поллайоло, Верроккио или Лука делла Роббиа». Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Но нет.
Где находится «Сотворение Адама»в изображениях ещё. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Согласно второму варианту (Быт. Его руки беспомощно положены на растущий рядом пень. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду.
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45.
По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. Фиг.
В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. После того как гонфалоньер Содерини и все члены Синьории были изгнаны из Флоренции, заказ на статую «Геракла» утратил всякую силу. Каббала утверждает, что сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека Адам Кадмон (первоначальный человек). По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Один из величайших мастеров эпохи Возрождения.
И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Бытие, 3: 1-7). Это единственная скульптура, на которой есть подпись мастера «Микеланджело Буонаротти, флорентиец, создал это», по легенде поставленная после подслушанного разговора между двумя ломбардцами и их мыслей о том, что это ваял Гоббо из Милана. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят ибо прах ты и в прах возвратишься (Бытие, 3: 17-19). Микеланджело сдерживал коня — по одну сторону от него гарцевал его родственник, Паоло Ручеллаи, по другую ехало семейство Строцци, купившее в свое время его «Геракла», — и неотступно следил за папой Львом: тот, сияя от радости, поднимал благословляющую руку в унизанной жемчугами перчатке придворные чины ехали позади него, горстями швыряя в толпу золотые монеты.
Ему остро хотелось вдохнуть в себя тот же воздух, каким дышали эти мраморы. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Мики расписывал кое-какие детали тронов и карнизов. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей.
Наступила осень, а он все работал, упорно, ежедневно, работал, не отрываясь ни в воскресенья, ни в праздники. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Гонфалоньера Содерини вынудили покинуть пост и он бежал вместе с семьей из города. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Никаких других персонажей на картине нет. Сюжет заметен в массовой культуре. Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Почему.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Тяжёлый труд не останавливал его от работы даже на закате дней. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении.
Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. В своих скульптурах он подчёркивал материал из которого она сделана, оставляя некоторые фрагменты (например, постаменты) неоттёсанными.
Три белые колонны обступали его в мастерской подобно заснеженным горным пикам. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника.
Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Ствол, направлен в сторону первой женщины, прекраснейшей Евы. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских – он выполнял заказы для девяти из них. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года.
В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Когда процессия достигла Кампо деи Фиори, стало совсем темно. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Французы были изгнаны из всей Тосканы. Костюмы вообще идеальны.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Придет ли наконец черед кардинала Риарио и станет ли Лео Бальони доверенным лицом папы. Снизу их не видно из-за выступов карниза.
Он находится как бы в предвкушении того, когда люди станут возделывать его. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Но, к сожалению, не сохранилось ни одного портрета или автопортрета молодого Микеланджело. Синьория была распущена.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16.