Сожжение Аввакума
После этого послания Аввакума казнили через сожжение. Ретах» сказано только то, что Аввакум был заточён вместе с «анафеме преданными сообщниками, раскольниками, с Лазарем, распопом Романовым и с Федором изверженным диаконом, бывшим в московском Благовещенском соборе», в срубе сожжен»3. Картина «Сожжение протопопа Аввакума» 1897 года иллюстрирует казнь Аввакума. И «за великия на царский дом хулы» Аввакум был сожжен в срубе вместе с тремя другими узниками.
Постепенно между царем и патриархом назревало охлаждение. О причастности Аввакума к событиям 1681 года говорится только в «Объявлении» Синода.
Все они имели отношение к чисто обрядовой стороне и не касались существа православия. Рассердился на этот раз царь, тем более, что челобитную Аввакум, в то время больной, подавал через юродивого Феодора, который с нею «приступил к цареве корете со дерзновением». Онитакиеже, какземские ярышники, – чтоимвелят, тоониитворят.
Так, например, он отказывался благословлять прихожан, которые осмелились сбрить бороду. В сентябре 1653 года его бросили в подвал Андроникова монастыря, где он просидел три дня и три ночи «не евши и не пивши», а затем стали увещевать принять «новые книги», однако безуспешно. К нему приходили священники, монахи, уговаривая смириться, но все было бесполезно.
Морозовой, ее сестры княгини Е. П. Аввакум в ответ немедленно наложил на участников собора анафему. Постепенно между царем и патриархом назревало охлаждение. Зато его новому окружению удалось устроить возвращение в Москву протопопа Аввакума и других членов бывшего кружка «боголюбцев». Эта реплика дала повод новообрядческим полемистам повод говорить о «ереси» (тритеизм). Аввакум уже не мог вернуться в село и поселился в Москве.
Страсти вокруг реформы бушевали нешуточные. В. С. Румянцева сделала следующий вывод: «Таким образом, связь Аввакума с раскольниками в Москве, его активная роль в подготовке открытого выступления в январе 1681 года против феодальной церкви и самодержавия теперь получают документальное подтверждение исходящее из неофициальных источников»31. Наиболее распространены два объяснения. Помимо «Жития» Аввакум продолжал писать грамоты и послания, которые уходили из пустозерской тюрьмы и получали распространение в разных городах России. 3.
- Сожжение протопопа Аввакума, Мясоедов, 1897
- Протопоп Аввакум: смерть за веру
- Протопоп Аввакум: житие интересные факты
- ПРОТОПОП АВВАКУМ – ПОДВИЖНИК ИСТИННОЙ ВЕРЫ
- Описание картины Григория Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума»
- За что сожгли главного старовера Протопопа Аввакума
- Казнен протопоп Аввакум, крупнейший деятель раннего старообрядчества
Излюбленный господом вертоград цветной Не диво, что в одном Кеиве, в печерах, боле угодников, чем во всем московском государстве», — думалось ей. Главной проблемой для ревнителей древнего благочестия была порча веры. В Пустозерске мятежный протопоп написал свое знаменитое «Житие протопопа Аввакума». Но Аввакум сразу же начал находить неправильности в действиях Пашкова.
Там протопоп Аввакум изображен с поднятыми над головой двумя перстами – символом раскола. Однажды в Лопатицы пришли «плясовые медведи с бубнами и с домрами» — любимые увеселители древней Руси и аскет Аввакум, «по Христе ревнуя изгнал их и хари и бубны изломал един у многих и медведей двух великих отнял — одного ушиб, а другого отпустил в поле».
- Протопоп Аввакум: главный идеолог старообрядчества
- Аввакум Петрович (протопоп Аввакум) в живописи
- Выдающиеся личности старообрядчества
- Аввакум Петров (протопоп), священномученик и исповедник
- Сожжение священника Аввакума Петрова на Костре
Аввакуму казалось, что о нем попросту позабыли. Логическим концом стала мученическая смерть. Реформа вводит написание имени Христа с двумя «и» — Иисус, а Аввакум и его сторонники старообрядцы решительно против, они за имя Исус.
На русской земле авторитет этого человека в XVII веке был огромен. Пробыв в ссылке 10 лет и восемь месяцев, он получил разрешение вернуться в Москву. По весне Пашков выпустил многострадального протопопа на волю, но и на воле страшно приходилось в диких местах, где Аввакум наравне с остальным «полком» Пашкова пролагал пути: тонули сколоченные на живую нитку «досчаники», бури, в особенности на Байкале, грозили верною погибелью, много раз приходилось сталкиваться лицом к лицу с голодной смертью, для предотвращения которой надо было есть «озяблых волков и лисиц и что получать всякую скверну».
Однажды в Лопатицы пришли «плясовые с медведи с бубнами и с домрами» и аскет Аввакум, «по Христе ревнуя изгнал их и хари и бубны изломал един у многих и медведей двух великих отнял— одного ушиб, а другого отпустил в поле». «Они, — утверждал он, — не церковные чада, а диаволя».
- Церковная реформа и борьба с никонианством
- Чем отличался Мавзолей, когда там лежал Сталин
- Как советские летчики охотились за японским авианосцем «Ямато-мару»
- Чем прославился Георгий Жуков в Первую мировую войну
- Аввакум Петров – краткая биография
- Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Шацкий Евгений Олегович
- Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам, автор научной работы — Шацкий Евгений Олегович,
Возвращение через всю Сибирь затянулось до 1663 г. В Москве Аввакуму сулили должность справщика на Печатном дворе и деньги, но Аввакум не поступился своей верой ради «сладости века сего и телесныя радости». Первое восходит к антистарооб-рядческой литературе 18 века. Больше он не слушал ни насмешек, ни увещеваний.
Логично предположить, что «сея вся злодеяния быша в Москве от раскольников наущением того же расколоучителя и слепаго вождя своего Аввакума» — тенденциозное предположение автора объявления, не основанное на фактах. Происходивший там собор (который осудил лично Никона за потуги стать выше царя, но одобрил и окончательно утвердил его реформы) пытался склонить Аввакума к отказу от его русско-национальной оппозиции. Главные расколоучители Аввакум, Лазарь, Федор и Епифаний были сожжены на костре.
- Протопоп Аввакум Петров (25 ноября 1620 – 14 (24) апреля 1682)
- ВДИ"МЕНЮ ГРУППЫ"ЗА ЧТО СОЖГЛИ ПРОТОПОПА АВВАКУМА
- ПРАВОСЛАВНАЯ ИНКВИЗИЦИЯ В РОССИИ
- Словари и энциклопедии на Академике
- «Кружок ревнителей благочестия»
Четырнадцать лет томился он в земляной тюрьме в Пустозерске. В этом же послании Аввакум рассказывал об одном из таких массовых самосожжений: «Брате, брате, дорогое дело, что в огонь посадят: помнишь ли в Нижегородских пределах, где я родяся живал, тысячи з две и сами миленькие от лукавых тех духов забежали в огонь: разумно оне зделали, тепло себе обрели, сим искушением тамошняго искуса утекли». Церковные ризы и гробы царские раскольники марали дегтем и сальные свечи ставили. Но жизнь в Москве уже во многом изменилась.
Протопоп Аввакм (Аввакм Петрович — в старой традиции ударение приходилось на вторую «а»: Аввакум и эта традиция сохраняется у старообрядцев 25 ноября 1620 года, Григорово, Нижегородский уезд — 14 (24) апреля 1682 года, Пустозёрск) — протопоп города Юрьева-Повольского, противник церковной реформы Патриарха Никона XVII века, духовный писатель. В 1663 году Аввакум был возвращён в Москву. Пустозерске, помолюсь за тебя, так как протопопу Аввакуму молимся об изгнании нечистой силы помогает очень, факт проверенный. Мой тебе совет не трогай (хула)оно тебе неведомо, то есть в носе не кругло. Благодари батюшку Никона за то, что вбил мощный клин между нами русскими. До него практически семь столетий никто этого не мог сделать. Вот таким образом мы, так по разному понимаем эту церковную трагедию, историю русского народа, очень жаль братцы, не стоит переписывать или переделывать историю, например как страны запада итоги 2 мировой войны, свою и только в свою сторону. «Начальник», которого он уличал за то, что тот у вдовы дочь отнял, его сначала «до смерти задавил», так что он лежал «мертв полчаса и больше», затем «пришед в церковь бил и волочил за ноги по земле в ризах», палил «из пистола» и наконец «дом отнял и выбил, все ограбя».
До нас дошли очень скудные подробности этой казни. Шереметев призвал его к себе, попенял и хотел было уже отпустить, велев только на «прощание благословить сына своего Матвея, брадобрейца». Вместо образа «фанатичного обскуранта» Аввакум Петров предстаёт в своих книгах образованным по тому времени человеком отзывчивой души и чуткой совести. Поколебался было протопоп: «хотел на Пашкова кричать: прости. », но «сила Божия возбранила— велено терпеть».
К пересмотру книжных текстов в ущерб русских справщикам было привлечено множество выходцев из Малороссии, учеником Киево-Могилянской бурсы, которые считались тогда (но вряд ли справедливо) более образованными, чем местные, московские начётчики. И да и нет. Мышей много было: я их скуфьею бил— и батошка не дадут. Поскольку правительство наказало Аввакума за дерзкое письмо сразу после его написания, следовательно, казнь 1682 года была вызвана каким-то иным событием, последовавшим после 1677 года. В частности, вопрос о конкретном обвинении, по которому был казнен Аввакум. Аввакум Петров (Петрович) – протопоп города Юрьевца-Поволжского, один из первых и самых замечательных деятелей русского старообрядчества («раскола»).
Известно, что совершилась она при большом стечении народа. Изгнанники отправились искать справедливости в Москву. Хороши законоучители.
Версию можно было бы признать основательной, если бы не хронологическая несогласованность. Рим давно упал и лежит невосклонно и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам, а у вас православие пестро от насилия Турского Магмета немощни есте стали и впредь приезжайте к нам учиться», «побранил их сколько мог» и, наконец, «последнее слово рек: Чисть есмь аз и прах, прилепший от ног своих отрясаю пред вами, по писанному: лучше един, творяй волю Божию, нежели тьмы беззаконных». 1667 год, август — Аввакума вывезли в Пустозерск. Кончина этого человека окончательно расколола русскую православную церковь. А среди просмотренных нами печатных листовок, манифестов и объявлений того времени, адресованных к старообрядцам, нужного текста не обнаружено Итак, «Объявление» представляется крайне сомнительным источником, подлинная историческая основа которого требует дополнительных исследований.
Но приверженец старины, «видя блудоносный образ» молодого боярина, не убоялся гнева воеводы и наотрез отказался благословить боярича. Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником. Аввакум последовал совету, однако это продолжалось недолго. Там томились его семья, множество других старообрядцев.
Тогда попросила она его выстирать для нее сорочку – и он эту просьбу исполнил. В. А. Мякотин и А. К. Бороздин предполагали, что речь идёт о письме, в котором Аввакум написал царю Фёдору Алексеевичу о посмертной участи его отца Алексея Михайловича: «В муках он сидит, слышал я от Спаса то ему за свою правду»21. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667 год). Никон отказался от патриаршества и удалился в Воскресенский монастырь.
Аввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «Даурской земли», доходил до Нерчинска, Шилки и Амура, терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах». Предлогом казни было выставлено письмо Аввакума почитателю Никона царю Федору Алексеевичу, где автор вновь резко осуждал церковные «реформы» и утверждал, что умерший Алексей Михайлович сейчас мучается на том свете.
По всей Руси начались гонения на тех, кто выступал против реформы. Он написал автобиографическую книгу под названием "Житие протопопа Аввакума". Никаких упоминаний об осквернении царских гробов. И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе и во многих боярских домах и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. После смерти Алексея Михайловича в 1676 году сведения о казнях временно прекращаются. На одном костре с Аввакумом сожгли ещё нескольких старообрядцев, которые никак не могли отвечать за гипотетическую «хулу» Аввакума на «царский дом».
Он написал собственную автобиографию — «Житие протопопа Аввакума». История перстосложения). Про отношения с этим человеком Аввакум написал так: «То ли он меня мучил, то ли я ево, не знаю». Здесь он вошёл в «Кружок ревнителей благочестия» и был представлен царю Алексею Михайловичу.
Любил слушать у меня: чего соромишься, скажи хотя немножко. Бояре же поощряли сторонников старого обряда против требовательного Никона. В 1663 году Аввакуму было разрешено вернуться в Москву. Писано в ней правда о догматех церковных», – говорится в «Житии».
Сибирская ссылка длилась 10 лет. Еще же от меня и от братьи дьяконово снискание послано в Москву, правоверным гостинца, книга «Ответ православных» и обличение на отступническую блудню. Он спорил с царским духовником Лукьяном Кирилловым, видными царедворцами и архиереями – «о сложении перстов и о трегубой аллилуйи и о прочих догматах», стал духовным отцом боярыни Ф. П. Навстречу игрищу порскали от околиц ребятишки, кузнец отложил молот в кузне из-под руки глядели на скоморохов бабы с граблями, перестав сено ворошить на полях всем стало весело.
После прибытия в Тобольск мятежный протопоп был назначен священником Вознесенской церкви. — «Ну, старец, моего вяканья ведь много ты слышал. Проф. Возможно объяснение, не учтённое В. С. Румянцевой: составители «Объявления», составляя вымышленный рассказ об Аввакуме, скомпилировали несколько разновременных известий о старообрядцах.
Стало заметно, что люди патриарха сами не знают, какие тексты являются более достоверными. 335 лет назад, в 1682 году, в пятницу (по старому стилю), в Заполярье, в городе Пустозёрске, что в нижнем течении Печоры, ныне это территория Ненецкого автономного округа, сожжён протопоп Аввакум. У некоей вдовы «начальник отнял дочерь», протопоп заступился. Не оставлял он в покое высшее духовенство и местное начальство, порицая их за неправедные поступки. — друга своего попа Лазаря, дьякона Благовещенского собора Федора и духовника своего инока Епифания, того самого, которому он сейчас только писал в «Житии» своем, как «богородица беса в руках мяла и ему, Епифанию, отдала» и прочее.
6. Он старел, невмоготу становилось выдерживать тоску и одиночество в глуши. Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и др. Иногда даже практиковали самосожжение, чтобы не предать старую веру. На самом деле взгляды протопопа на святую Троицу не отличались от святоотеческих, что видно из предисловия к «Житию», явно содержащего Афанасьевский Символ веры исповедующий Единосущную Троицу. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы города Юрьевца-Поволожского в Москву.
Сказал ему в послании и богознамения некая, показанная мне в темницах. А. К. Бороздин, отметив временной разрыв между посланием и казнью, не считал связь между ними доказанной: «Это послание было последним обращением к власти и, может быть, за него (хотя и не вслед за ним) протопопа постигла вместе с его соузниками окончательная кара». Вошла версия и в справочные издания, например, в Новую британскую энциклопедию: «A council of1682 against the Old Believers condemned Avvakum to be burned at the stake, and the sentence was carried out»18 и в справочник «Сто великих пророков и учителей»: «Проведённый Иоакимом в 1681-1682 гг. Никониане сожгли Аввакума, а вместе с ним "сгорели и все мосты".
Блох да вшей было много». Теперь Аввакума, Федора, Лазаря и Епифания никто не уговаривал отречься. 14 апреля того же года состоялась вторая казнь пустозерских тюремных сидельцев (Лазарю, Федору Иванову и Епифанию вторично резали языки и рубили правые руки), Аввакума было указано вместо смертной казни держать в тюрьме на хлебе и воде.
Было решено использовать против него некоторых старообрядческих вождей. Вот таким образом Аввакум впал в гнев и предал анафеме высшее церковное руководство. Воевода совсем рассвирепел, велел притащить к себе протопопа, сначала сам избил его, а затем приказал дать ему 72 удара кнутом и потом бросить в Братский острог. Достаточно сказать, что царский духовник Стефан Вонифатьев тоже был протопопом.
Протопоп Аввакум выступал против жестокости и несправедливости действующей власти. Люди, которые не были согласны с начальством, подвергались в те времена жестоким гонениям. В 1666 году Аввакума привезли в Москву на суд. Что собачка в соломке лежу: коли накормят, коли нет. Алексей Михайлович жаловал Аввакума как человека много страдавшего, но вовсе не как ересиарха и когда он из челобитной увидел, что протопоп восстаёт не только против Никона, но против всей вообще существующей церкви, он на него «кручиновать стал».
Он также потребовал пересмотреть старые богослужебные тексты — служебники, уставы, псалтыри, евангелия, другие книги — и внести в них изменения, если они в чем-то расходились с греческими текстами. В. А. Мякотин считал, что казнь была вызвана как религиозными причинами, так и оскорбительным для покойного царя письмом: «Осужденный собором старик раскольник, выступавший с резким осуждением как церковной реформы, так и всякого общения с иноземцами, решавшийся поносить память покойного царя, не мог рассчитывать ни на помилование, ни на сожаление»22.
Строгий к самому себе до того, что раз, когда во время исповеди пришедшей к нему «девицы, блудному делу повинной», в нём загорелся «огонь блудный», он «зажег три свещи и прикрепил к налою и возложил руку правую на пламя и держал, дондеже угасло злое желание», Аввакум столь же строго относился и к своей пастве и ко всякому беззаконию, с которым ему приходилось встречаться. Еще загодя скоморохи напялили хари козлиные, загудели в сопелки, дурачась, забили в бубны, дабы народ сбегался на игры. Аввакум, неоднократно битый, обреченный на зимовку в «студеной башне», страдающий от ран, голода и холода, смиряться не желал и продолжал клеймить своего мучителя.
Здесь же им написано знаменитое «Житие». Было ясно, что сам Никон затеял реформы более всего в честолюбивых целях: этот грубый, малознающий, но энергичный, безжалостный и честолюбивый человек желал выставить себя творцом некоего великого духовного обновления (в котором русская церковь, собственно и не нуждалась), чтобы затем превзойти своим авторитетом самого царя Алексея Михайловича – тогда ещё неопытного юношу. Ему было невдомёк, что такая сильная личность, как протопоп Аввакум, никогда не пойдёт на компромиссы и будет требовать от людей благочестия не на словах, а на деле. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Следовательно, Аввакум был казнен за религиозное преступление.
Казнили вместе с ним и священника Лазаря и диакона Феодора и инока Епифания. Что собачка в соломке лежу: коли накормят, коли нет.
Протопоп не покорился и патриарх Никон велел расстричь его (лишить сана). Аввакум не вытерпел и написал Пашкову послание, полное укоризн. Текст «Объявления» объясняет происхождение загадочных слов А. А. Матвеева: «великие на царский дом хулы». Ему пожаловались на самоуправство Аввакума. Церковный раскол – это одно из ключевых событий в истории России.
И все равно зрелище было тягостным — загноенные глаза, обрубленные усохшие руки. Но Аввакум не был похож на обычного сельского попа. Велел царь сказать протопопу: «власти де на тебя жалуются, церкви де ты запустошил: поедь де в ссылку опять». Он связывает политические обвинения в адрес Аввакума с «хованщиной», восстанием стрельцов и части горожан в Москве весной 1682 года использования его участниками сочинений Аввакума как идейной основы. Для народа протопоп Аввакум стал героем, мучеником за веру. «Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. Протопоп Аввакум был привлечен к участию в исправлении богослужебных книг, предпринятом Патриархом Иосифом (в связи с расширившимся после 1564 г. книгопечатанием) и состоявшем в сличении их с более древними старопечатными славянскими оригиналами.
Однако ложность этих утверждений выяснилась очень скоро. Аввакум остался непреклонен и был переведен в тюрьму Пафнутиева Боровского монастыря. Казнь Аввакума — апрель 1682 года.
Текст объявления так и не был опубликован. Пятнадцать лет он провел в земляной тюрьме, но не оставил борьбу. А болши де того он, Афонка, про такое дело ни от кого не слыхал и не знает»30.
Царь Алексей Михайлович показывал расположение к нему, велел его «поставить на монастырском подворье в Кремле» и, «в походы мимо моего двора ходя», рассказывает Аввакум, «кланялся часто со мною, низенько таки, а сам говорит: благослови де меня и помолися о мне и шапку в иную пору мурманку снимаючи, с головы уронил, будучи верхом. Но под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, которые не желали смириться с ростом государственной и помещичьей эксплуатации, с возрастанием роли иностранцев, со всем тем, что казалось им несоответствующим традиционному идеалу «правды». Обо всем этом Аввакум хорошо знал и всячески побуждал старообрядцев к самосожжению. В 1666 г., во время суда над Никоном с участием подкупленных московским правительством восточных патриархов, Аввакум Петров был привезён в Москву.
В 1653 году Аввакума арестовали и посадили на цепь в подземелье Спасо-Андроникова монастыря, где ему не давали ни пищи, ни воды. Ему 61 год.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Обладая огромной энергией и фанатическим задором и будучи упорным приверженцем старины, Аввакум первый выступил против с огнеопальною ревностью («До нас положено, лежи оно так во веки веков. »), за что уже в сентябре 1653 г. был заключен в подвал Андроньевского монастыря, затем сослан с семьей в Тобольск, но так как и здесь не переставал «ревностно бранить ересь Никонову», то переведен был в Енисейск, а затем отдан под начало строгому воеводе Афанасию Пашкову имевшему поручение завоевать Даурию (Забайкальская обл. ). Он перекрестился, свернул тетрадь, взвесил ее на руке. «Не любо стало, — прибавляет Аввакум, — как опять стал я говорить любо им, как молчу, да мне так не сошлось».
Но Федор даже в мыслях не допускал, что его отец мог бы быть грешником. - и тряслась толстомясая боярская Русь. Два маленьких сына его «с прочими скитающеся по горам и острому камению, наги и босы, травою и кореньемъ перебивающеся» умерли «в нуждах тех». Узников вывели из-за тюремного тына к месту казни. Но Аввакум вместе с единомышленниками остался непреклонен в отвержении нового обряда.
При установившейся зависимости русской церкви от светской власти выход из создавшегося положения целиком зависел от воли царя, но Алексей Михайлович колебался и, не желая уступить притязаниям своего недавнего «собинного друга», в то же время долго не мог собраться с духом, чтобы нанести ему последний удар. Аввакум родился около 1620 г. в селе Григорове, Княгининского уезда, Нижегородской губернии, в семье священника. Для этой цели специально был созван церковный собор. Автор много рассказывает о своей семье, что не соответствует канонам жития.
В «Памяти сыскного приказа» от 30 июля 1681 года сообщается, что в праздник Богоявления, старообрядец Герасим Шапочник бросил с Ивановской колокольни «на смущение народа воровские письма»26. История «Соборного объявления» после 1724 года подтверждает его сомнительность. Он стал священником села Лопатицы Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Как они, так и протопоп Аввакум преданы огнесожжению только потому, что были непреклонными и стойкими защитниками старообрядчества и вот таким образом были неугодными и ненавистными для тогдашней церковной иерархии»48.
В Даурии он оказался в составе отряда воеводы Пашкова. И только из того же источника известно, что во время этих событий произошло осквернение царских гробов. Это выражение можно было понять так, что в святой Троице различаются три сущности или существа, на что Аввакум отвечал «не бойся, секи несекомое». Рассматривался вопрос о переводе узников в монастырские тюрьмы. Они уходили на Урал, за Урал и в другие далекие земли.
«Журят мне», — писал он, — «что патриарху не покорился, а я от писания его браню, да лаю, за волосы дерут и под бока толкают и за чепь торгают и в глаза плюют». Теперь этот недавний отщепенец был сделан одним из руководителей реформы с целью дать русской церкви «правильные» богослужебные тексты.
Подобное действие формально означало отлучение от церкви. «Почему греки древнее первохристианское единоперстие в крестном знамении заменили потом у себя (не позже начала IX века) двоеперстием – понятно. Перевели его затем в тёплую избу и Аввакум тут с «собаками жил скован всю зиму». По весне Пашков выпустил многострадального протопопа на волю, но и на воле страшно приходилось в диких местах, где Аввакум наравне с остальным отрядом Пашкова пролагал путь: тонули дощаники, бури, в особенности на Байкале, грозили гибелью, много раз приходилось сталкиваться лицом к лицу с голодной смертью, для предотвращения которой надо было есть «озяблых волков и лисиц и что получать всякую скверну». Ни слова о том, что к происшедшему имел какое-то отношение протопоп Аввакум. Аввакум был одним из величайших деятелей древнерусской литературы. Ничто не мешало москвичам, между которыми было много явных и тайных сторонников раскола, восторженно чествовать страдальца, по их просьбам возвращённого.
Он и здесь не переставал «ревностно бранить ересь Никонову», вследствие чего был переведен ещё дальше, в Енисейск, а затем отдан под начало грубому и жестокому воеводе Афанасию Пашкову имевшему поручение завоевать Даурию (Забайкальская область). Прибыв в Тобольск, он, покровительствуемый архиепископом, хорошо устроился. Помимо «Жития» Аввакум продолжал писать грамоты и послания, которые уходили из пустозерской тюрьмы и получали распространение в разных городах России. Аввакум не вытерпел и написал Пашкову послание, полное укоризн. Велел царь сказать протопопу: «власти де на тебя жалуются, церкви де ты запустошил: поедь де в ссылку опять».
На самом деле взгляды протопопа на святую Троицу не отличались от святоотеческих, что видно из предисловия к «Житию», а его неосторожные выражения не были приняты старообрядцами. благослови и молися о нас». Вместе с ним отбывали наказание другие видные деятели Раскола — Лазарь, Епифаний и Никифор. В 1642 году Аввакум был рукоположен в диаконы, а в 1644-м — поставлен в попы.
После этого ему вообще запретили совершать богослужения. Следует заметить, что отношения между Царем и Патриархом в 1658 г. разорвались происками бояр, которым мешала строгость Патриарха и которые потому писали на него обвинительные доносы в посягательстве на права и целостность царской власти. Такой поворот событий пришелся не по душе староверам и они бросились со всех сторон уговаривать протопопа не оставлять «отеческих преданий». Первоначально патриарх хотел взять древние «харатейные» книги, но потом довольствовался итальянскими перепечатками.
Все на брюхе лежал: спина гнила. «И я из Пустозерья послал к царю два послания: первое невелико, а другое больши. Ежегодно 6 января с участием царя и высшего духовенства совершался крестный ход из Кремля на Москву-реку. Обо всем этом Аввакум хорошо знал и всячески побуждал старообрядцев к самосожжению. Но, как уже говорилось именно это известие в «Объявлении» абсолютно неправдоподобно. Впервые документы об этом обнаружила Л. Г. Заничева, а опубликовал В. И. Малышев.
Лешукова. Служба из-за этого шла неправильно, а народ неправильно верил. В конце 1665 – начале 1666 г. в связи с подготовкой к церковному Собору по избранию нового Патриарха (начался в феврале 1666) были арестованы вожди старообрядческой оппозиции. – друга своего, попа Лазаря, дьякона Благовещенского собора Федора и духовника своего инока Епифания, того самого, которому он сейчас только писал в «житии» своем, как «Богородица беса в руках мяла и ему, Епифанию, отдала» и прочее.
Он посчитал письмо "великой хулой на царский дом". После этого события стали разворачиваться трагически. Напротив, он был убежден в незыблемости своего положения.
И буде не повинятся и велено зжечь»37. Пашков был «суров человек: беспрестанно людей жжет и мучит», а Аввакума ему прямо «приказано было мучить». Рим давно упал и лежит невосклонно и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам, а у вас православие пестро от насилия Турского Магмета немощни есте стали и впредь приезжайте к нам учиться», «побранил их сколько мог» и, наконец, «последнее слово рек: Чисть есмь аз и прах, прилепший от ног своих отрясаю пред вами, по писанному: лучше един, творяй волю Божию, нежели тьмы беззаконных».
Всякий другой при таких условиях старался бы уже если не угождать воеводе, то во всяком случае не задевать его первым. Протопоп Аввакум предлагал сделать образцом старорусские книги. Наконец царь Федор Алексеевич, сменивший на престоле Алексея Михайловича, разгневался на одно, особенно резкое послание Аввакума, в котором тот критиковал покойного государя. Были вызваны на Русь киевские и греческие справщики, к которым возникло недоверие из-за подозрений в зараженности латинской ересью (ужаснувшая Русь уния Константинополя с католиками в XV веке еще была жива в памяти).
Арестован один старообрядец, через которого вышли ещё на двух. Наконец царь Федор Алексеевич, сменивший на престоле Алексея Михайловича, разгневался на одно, особенно резкое послание Аввакума, в котором тот критиковал покойного государя. С другой стороны, сомнительно, что Синод рискнул бы после провала «Соборного деяния» и «Требника митрополита Феогноста» вынести на суд старообрядцев ещё один «спорный документ». Мышей много было: я их скуфьею бил — и батошка не дадут. В этом же послании Аввакум рассказывал об одном из таких массовых самосожжении: «Брате, брате, дорогое дело, что в огонь посадят: помнишь ли в Нижегородских пределах, где я родяся живал, тысячи з две и сами миленькие от лукавых тех духов забежали в огонь: разумно оне зделали, тепло себе обрели, сим искушением тамошняго искуса утекли». 2.
Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения. Важнейшие национальные соборы (как проходивший при Иване Грозном Стоглав) теперь приравнивались чуть ли не к еретическим сходкам. Аввакум очень гордился своим новым назначением, так как протопоп — это высший сан для «белого» попа. Новые редакции книг при Никоне выходили едва ли не ежегодно и каждое обновлённое издание меняло не только прежний русский текст, но очень часто и те «правки», которые делались в книгах сотрудниками патриарха незадолго до этого. Эта реплика дала новообрядческим полемистам повод говорить о «ереси» (тритеизм).
Это послужило формальным основанием для раскола. А из кареты высунется бывало ко мне», – писал священнослужитель. В Пустозерске мятежный протопоп написал свое знаменитое «Житие протопопа Аввакума». Основная тема — объяснение, почему Аввакум не заслужил почитания в качестве святого. Точек соприкосновения между старообрядцами и никонианами не осталось.
Так велики и страшны были эти «нужды», что мощный и телом и духом протопоп одно время «от немощи и от глада великого изнемог в правиле своем» и только бывшие ему знамения и видения удержали его от малодушия. Однако не все историки соглашались с таким объяснением причин казни. «Не любо стало, — прибавляет Аввакум, — как опять стал я говорить любо им, как молчу, да мне так не сошлось».
От имени господни повелеваю ти: напиши и ты рабу тому Христову, как богородица беса того в руках тех мяла и тебе отдала и как муравки-те тебя яли и как бес-от дрова-те сожег и как келья-то обгорела, а в ней цело все и как ты кричал на небо-то, да иное что вспомнишь во славу Христу и богородице. Как отмечает первый публикатор «Объявления» В. И. Малышев, «оно известно в рукописном варианте, забракованном Сенатом. Аввакум Петров положил начало жанру автобиографии. Лютер, пользовавшийся поддержкой некоторых немецких князей, мог позволить себе печатать направленные против папской власти филиппики. Реформа стала причиной церковного раскола, который до сих пор не преодолен.
Был не раз бит и изгнан вместе с женой и малолетним сыном. Там Аввакума поддержали приближенные к царю протопопы Стефан Вонифатьев и Иван Неронов. Он продолжал креститься 2-мя перстами, хотя все признали троеперстие.
Из кареты бывало высунется ко мне и все бояре после царя челом, да челом: протопоп. Обратный путь длился три года. Путь туда оказался очень тяжёлым и в дороге у Аввакума умерло двое маленьких сыновей.
И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе и во многих боярских домах и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы Марии было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. Это выражение можно было понять так, что в святой Троице различаются три сущности или существа, на что Аввакум отвечал «не бойся, секи несекомое». Это было нарушением всех церковных правил и действия непокорного протопопа были расценены как вызов властям, хотя сам священник говорил своим прихожанам: «Бывают времена, когда и конюшня иной церкви лучше». сал обо всех четырех казненных: «не переставали и оттуда поддерживать раскол своими письмами и дерзко оскорблять царское величество»20, но не приводил конкретных примеров оскорблений.
Н. И. Костомаров в «Русской истории» (1872) писал, что «в Пустозерске сожжены были в срубе, за хулы на церковь, протопоп Аввакум, бывший поп Лазарь, дьякон Феодор и инок Епифаний»13. Не тут-то было. В это время его соратников казнили. Наконец, посмотрим на казнь Аввакума в контексте эпохи. Два маленьких сына его «с прочими скитающеся по горам и острому камению, наги и босы, травою и кореньемъ перебивающес умерли в нуждах тех».
И он сделал шаг навстречу своей гибели. На этот раз его встретили как мученика, пострадавшего за свои убеждения. По всем перечисленным соображениям Аввакум был казнён за распространение старообрядчества, возглавив список русских писателей, погибших за свои убеждения. Аввакум последовал совету: «И я потешил его: царь то есть от Бога учинен и добренек до мене», однако это продолжалось недолго.
В ответ на активное сопротивление Аввакума и его соратников Собор 1656 г. предал анафеме и проклял всех неповинующихся Церкви последователей двуперстия (находя в этом связь с ересью несторианства), что усугубило конфликт. Перевели его затем в тёплую избу и Аввакум тут с «собаками жил скован всю зиму». Он погиб за право верить свободно в то, что человек считает правильным. Накануне майского восстания (согласно старообрядческому преданию 14 апреля) лидер старообрядцев протопоп Аввакум и его «соузники» были заживо сожжены в каторжном поселении и Пустозерске»11. Не имеем подробных известий об их трагической судьбе.
И шапку в ину пору мурманку, снимаючи с головы, уронил, едучи верхом. Однако в Москве по инициативе Никона, ставшего Патриархом, началась церковная реформа и Аввакум довольно быстро сделался лидером ревнителей старины. На этот раз царь рассердился, тем более, что челобитную Аввакум, в то время больной, подавал через юродивого Феодора, который с нею «приступил к цареве корете со дерзновением». В Пустозерске Аввакум просидел в земляной тюрьме на хлебе и воде 14 лет.
И так далее. е., не могут быть увенчаны венцами мучеников) «бывший протопоп Аввакум осуждён, наказан и казнён, аки злодей, суеверец, клеветник, ругатель и еретик непокаянный»2. Но власти считали по-другому. «Лжемученики, паче же и злодеи и казненные, уподобляются мученикам Христовым, бессовестно похищают себе имя святого» «церкви Христовой укорители государств христианских возмутители, властей от Бога учиненных ругатели, душепагубные суеверы, раздирающие ризу Христову, всееретичествующие тати, разбойники и все по вине своей страждущие не венчаются» (т. «Житие протопопа Аввакума им самим написанное» изобилует бытовыми подробностями, оно написано простым и понятным языком.
Но и оттуда он рассылает свои послания и его сжигают. В селе Григорово ему установлен памятник. Сожжение состоялось в Пустозерске 1 апреля 1681 года.
Их Аввакум называл «блудоносными». Аввакум последовал совету: «И я потешил его: царь то есть от Бога учинен и добренек до мене», однако это продолжалось недолго. Но ряд фанатичных и грубых выходок— «постегал ремнем» за один проступок дьяка Ивана Струну, тело боярского сына Бекетова, в церкви обругавшего его и архиепископа, велел «среди улицы собакам бросить», а также ревностно продолжал «бранить от писания и укорять ересь Никонову», — привели к тому, что его приказано было увезти за реку Лену. Протопоп «по всем городам и по селам, в церквах и на торгах кричал, проповедуя слово Божие и уча и обличая безбожную лесть», то есть реформы патриарха Никона, к тому времени бывшего в опале. Однако уже вскоре все убедились, что Аввакум не личный враг Никона, а принципиальный противник церковной реформы.
И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе и во многих боярских домах и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. В сентябре 1653 года его бросили в тюрьму и стали уговаривать принять «новые книги», однако безуспешно. Как видим, масштабы выступления значительно меньше, чем в Синодальном объявлении. Кое о чем говорил. Сибирь, Сибирь – край непочатый, пулями Ермака просвистанный, золотая страна и дивная.
Если и были какие-то карикатуры, то их авторство в Объявлении также могло быть только приписано Аввакуму. Греческий же обряд толковал иначе эти исконные русские православные традиции. По его мнению, главная ответственность за все решения Церкви лежит на самом Царе.
Боярыня Морозова, в качестве сподвижницы Аввакума, поплатилась за это своей жизнью. Такая непримиримость Аввакума мало кому нравилась. В. И. Малышев обоснованно полагал, что именно письмо 1676 года, написанное «в очень резком и неуважительном тоне» и «переполнившее чашу терпения», привело к «новому усилению режима»25. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия. Урусовой и многих других московских старолюбцев. Случайно – при езде в нартах – придавили ее.
В ту же эпоху подверглись казни и пустозерские узники. Одними из первых жертв этой политики явились пустозерцы»16. Староверы бунтовали нечасто, скорее, предпочитали уйти в те места, где их не могли найти. Других законов о сожжениях за нерелигиозные преступления, повторим, не было. Много перебывало актеров на этой обширной, почти неизмеримой сцене. В это время (1648 год) плыл Волгою мимо Лопатиц воевода Василий Петрович Шереметев.
Он же рече ей: Ни, госпоже, боюся. Алексей Михайлович жаловал Аввакума как человека много страдавшего, но вовсе не как ересиарха и когда он из челобитной увидел, что протопоп восстаёт не только против Никона, но против всей вообще существующей церкви, он на него «кручиновать стал». И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Раскол начался с того, что патриарх Никон во всех московских церквах запретил двоеперстие.
Новые справщики объявили прежних великих русских святых (Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и др. ) едва ли не еретиками, не знавшими истинной веры. Так, смущение вызывает фраза из письма, в которой Аввакум обещал последовавшему этому призыву, что он узрит «трёх царей». На аутодафе должно было быть прочитано объявление Синода старообрядцам.
Но скоро они стали врагами. Но Аввакум на первых же порах начал находить неправильности в действиях Пашкова. С особенной яркостью выступали перед нею ее странствия по Малороссии, по этой черкасской стороне, которая теперь из ее мрачной темницы представлялась ей какою-то волшебною, сказочною страною и, казалось, от самых воспоминаний о ней веяло теплом и светом «Уж и что это за сторонка. Шесть лет провел Аввакум Петров в Даурской земле, доходя до Нерчинска, Шилки и Амура.
Священнослужитель проводил обряды по изгнанию бесов и отличался крайней строгостью. Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, участвовал в проводимой при патриархе Иосифе «книжной справе». Слушай же, что говорю: не станешь писать, я осержусь. А впереди дудочников и раешников два медведя плясали (один в сарафане бабьем, другой – как есть, ничем не украшен).
Вначале Аввакум, как и другие члены «Кружка ревнителей благочестия», поддержал избрание Никона на патриарший престол. Аввакум был казнён за распространение старообрядчества, за свои убеждения. Однако окружавшие Алексея Михайловича бояре, оттеснив самого Никона, не желали отвергать его «реформ». Впоследствии эти взгляды Аввакума пытались оправдать на Иргизе, так что из таких апологетов выделился особый толк «онуфриевцев».
Выступал за осьмиконечный крест и хождение посолонь. Восстание же последовало после смерти этого царя. Вместе с тем он не отрицал и версии о религиозных причинах казни: «Патриарх Иоаким, по предположению П. И. Мельникова, стал настоятельно требовать казни расколоучителей из дальнего Пустоозёрска поддерживавших и распространявших раскол повсюду»23. Аввакум и его товарищи мужественно приняли своё мученичество.
Чтобы исправить священные книги надо было найти образец. Поколебался было протопоп: «хотел на Пашкова кричать: прости. », но «сила Божия возбранила — велено терпеть». Никон, мало вникавший в существо закулисных интриг, не мог даже помыслить о перемене отношения к себе царя. Впоследствии эти взгляды Аввакума пытались оправдать на Иргизе, так что из таких апологетов выделился особый толк «онуфриевцев». Пускай раб Христов веселится, чтучи.
За обличения действий воеводы он неоднократно подвергался жестоким лишениям и истязаниям. Духовное чадо протопопа Аввакума боярыню Морозову арестовали и подвергли жестоким пыткам, чтобы умертвить в земляной яме.
И именно после его ухода начались самые жестокие преследования старообрядцев (в чем также несправедливо обвиняют Никона). и доктор русской истории Московского университета П. В. Знаменский в «Руководстве к русской церковной истории» (пять изданий с 1870 по 1888 г. ) первым связал казнь с предшествовавшим ей Собором 1681 года: «Распространение раскола усиливало против него строгие меры. Тогда его предали анафеме и сослали в Пустозерский острог.
В Пустозерске Аввакум просидел в земляной тюрьме на хлебе и воде 14 лет. Кроме этого из Киева он пригласил ученых монахов для «исправления» церковных книг. «Ах времени тому. », — с ужасом восклицал Аввакум, — «не знаю, как ум от него отступился». Все на брюхе лежал: спина гнила. Узник, которому, казалось, лет под восемьдесят, ступив на землю, поднял голову и несколько минут стоял так, глядя на небо, на беловатые облачка, кучившиеся к полудню, на свою землянку, на темную зелень далекого бора, как бы стараясь что-то припомнить и убедиться, так ли все еще сине и глубоко небо, каким оно было четырнадцать лет назад, так ли светит в этой голубой выси солнце, так ли, как прежде, плавают по небу облака, зеленеет лес, порхают в воздухе ласточки, стрижи.
Блох да вшей было много». Пашков был «суров человек: беспрестанно людей жжет и мучит», а Аввакума ему прямо «приказано было мучить». Члены кружка считали, что дело было в порче священных книг. Московский собор 1681 г. положил усилить средства к отысканию раскольников»14.
В 1664 году его сослали на север Архангельской губернии в город Мезень, а в 1666 году привезли в Москву, где шёл церковный суд над патриархом Никоном. Ухудшение положения пустозерских узников произошло по причине распространения их писаний. Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума.
В пустозерский период Аввакум полностью разработал свое расколоучение. Наконец Аввакуму разрешили вернуться в Москву. После долгих увещеваний и препирательств Собор постановил лишить его сана и «опроклинать». Для тех, кто любит осовремененные сравнения, это был старообрядческий Самиздат.
Словосочетание «царский дом» хорошо согласуется с текстом синодального Объявления. Так велики и страшны были эти «нужды», что мощный и телом и духом протопоп одно время «от немощи и от глада великого изнемог в правиле своем» и только бывшие ему «знамения и видения удержали его от малодушия».
Первоначально патриарх хотел взять древние «харатейные» книги, но потом довольствовался итальянскими перепечатками. Четырнадцать лет томился он в земляной тюрьме в Пустозерске. Ему приписывается более 37 сочинений, в основном богословско-полемического содержания, в том числе и потрясающая по слогу и описанию пережитых мук автобиография («житие»). Церковная «реформа» шла в русле интересов московских властей, но им требовалось окончательно устранить с патриаршего трона чересчур зарвавшегося в личных претензиях Никона. Судьба сложилась так, что патриархом России был избран земляк Аввакума Никита Минин, принявший духовное имя Никон. Наша общая историческая судьба, к сожалению изобилует многими бедами, но даже на их фоне Раскол выглядит одной из самых зловещих бед ибо он стал предтечей Гражданской войны.
«Ах времени тому. », — с ужасом восклицал Аввакум, — «не знаю, как ум от него отступился». Аввакум провёл в заключении несколько месяцев. Протопоп Аввакум (1620-1682) является выдающейся исторической личностью. В эти годы от голода и нужды у Аввакума умерло двое сыновей. Протопоп Аввакум Петров (1620-1682) стал одним из самых ярких противников церковной реформы патриарха Никона и царя Алексей Михайловича.
Решение Собора — ноябрь 1681 года. Но царь Алексей Михайлович заступился и Аввакум Петрович был сослан в Тобольск. При этом всячески досаждал светскому и духовному руководству поучениями. Дерзкое поведение священника, в конце концов, рассердило государя.
Наоборот, он был уверен в незыблемости своего положения. выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги. Дело было не только в религиозном протесте. По их мнению вера была испорчена не только среди мирян, но и среди священнослужителей.
Последнее по времени объяснение, что могло подразумеваться под «великими на царский дом» хулами, предложил А. Робинсон. Считался он праведным гонимым мучеником и одним из основных оппонентов патриарха Никона. В 1675 году Алексей Михайлович разослал в разные города указы о казнях старообрядцев.
Часть писаний Аввакума сейчас утрачена. Среди нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным Собором 1654 года, были замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «алилуйя» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него. Но под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, не желавшие смириться с ростом государственной и помещичьей эксплуатации, с возрастанием роли иностранцев, со всем тем, что казалось им не соответствующим традиционному идеалу «правды». В марте на Мезени были повешены ученики Аввакума Федор Юродивый и Лука Лаврентьевич.