Статуя Вольтера
В годы николаевского царствования был наложен негласный запрет и на упоминания о Библиотеке Вольтера в печати, хотя статьи о фернейском мыслителе иногда появлялись в русских периодических изданиях. И хотя скульптор подошел к исполнению статуи весьма серьезно, его и статую осыпали градом насмешек, сам Вольтер аттестовал это изображение коротко: «Обезьяна». По заказу Екатерины II Гудон исполнил повторение своей знаменитой статуи «Вольтер, сидящий в кресле» (1778, «Комеди Франсез» 1781, Эрмитаж обе — мрамор). Вольтера отправили «в ссылку»: в 1851 году статую передали в гофинтендантскую контору, так как ей «нет места в новом Эрмитаже и ее там негде хранить». Статуя сидящего Вольтера доставлена в Россию лишь в 1784 году.
Создал галерею психологических многогранных, жизненно ярких портретов представителей эпохи Просвещения, деятелей Французской революции конца XVIII в. (бюсты Ж. Ж. Руссо, 1778, О. Г. Мирабо, 1791 статуя Вольтера, 1781). Всю статую Вольтера Пигаль лепил уже в Париже. Лучшие стороны таланта и мастерства ваятеля раскрылись во всем богатстве в статуесидящего Вольтера.
Описание скульптуры жана гудона «вольтер»
Им пользовались в течение всего средневековья.
Ее спас А. В. Шувалов, один из самых культурных людей в среде русского дворянства. Гудон утверждал, что стремится передать лишь портретное сходство. Размеры статуи значительны. Жан Антуан Гудон (1741-1828) — знаменитый французский скульптор. Гудона. В конце жизни он говорит о нем как об одном из лучших своих произведений. Дыханием великой эпохи овеян поэтически-приподнятый образ композитора Глюка (1775, Веймар, Библиотека).
Веяние мысли, вдохновляющей эти дряхлые формы, придает им красу». Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником. Корф получил письменное уведомление министра Императорского двора, где говорилось: «Государь Император имея в виду необходимость в абсолютно новом размещении в Императорском Эрмитаже редких и драгоценных художественных и других предметов для достижения сего Высочайше соизволил предназначить: из находящихся в Эрмитаже библиотек, с Вольтеровскою включительно, оставить в оном лишь те издания, кои относятся до изящных искусств их истории и археологические, равно Библиотеку Русскую, для служителей учрежденную и затем все прочее из тех Библиотек, равномерно и все хранящиеся в Эрмитаже манускрипты, не исключая и украшенных миниатюрною живописью, передать в Императорскую Публичную библиотеку». К счастью, это не было насилием над характером дарования скульптора.
В конце жизни он говорит о нем как об одном из лучших своих произведений. Он снова переживал свой триумф в «Комеди Франсез». Очнувшись, старик с горечью воскликнул: «Что вы делаете, молодой человек.
Фонтан Треви иначе называется фонтан «девственной воды», благодаря особенной чистоте доставляемой сюда влаги. 1787 г., Париж, Лувр), редкий пример пластически законченной трактовки смеха. В 1726 выслан в Англию. е. католическую церковь) — девиз Вольтера этих лет. Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. Тот факт, что литейщик сам же и был скульптором, давал ему еще одно преимущество. Голова немного повернута вправо и туда же направлен взгляд.
Гудон Жан Антуан (статуя Вольтера)
Разумеется, собраны сочинения знаменитых мыслителей XVII – XVIII вв. Гюбер не копировал внешность Вольтера, а останавливал внимание лишь на самом характерном. Выступ снизу ограничен полукружием радужной оболочки. Схоластики (переделанная в Философию) бюсты принца Генриха Прусского, Бюффона, Франклина и многих других.
Первым значительным произведением Гудона, по возвращении во Францию, был портретный бюст Дидро. Он привлек к художнику заказы со стороны герцога Саксен-Готского и императрицы Екатерины. Для первого, Гудон исполнил несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы — ее бюст (1773 г. ). Картина старости дана с беспощадной правдой. Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела. С другой стороны— статуя «Изобилия» (так же, как предшествующая, работы Филиппа делла Балле), а над нею— рельеф, Агриппа, утверждающий план своего водопровода (работа Гросси), Аттика украшена пластическими символами четырех времен года в виде женских фигур.
Жан Антуан (1741—1828) французский скульптор, статуя Вольтера
Но ей не суждено было попасть в частную коллекцию. Французский писатель, философ историк. Голова немного повернута вправо и туда же направлен взгляд.
Честолюбию ЕкатериныII льстит надежда добиться славы гуманной властительницы. Вольтер улыбается самому себе.
Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником. Глубокие морщины бороздят старческие щеки, лохматые брови нависают над глазами, ввалился беззубый рот, сморщенная кожа висит большими складками на тонкой ссохшейся шее. Оттуда она по трем направлениям распределялась в соседние части города.
При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника. Захватив русский трон в результате интриги, придя к власти через убийство своего мужа ПетраIII, Екатерина вынуждена была усиленно заботиться о престиже своего царствования. 30 мая 1778 года, через два месяца после триумфального чествования в театре «Комеди франсез», Вольтер скончался.
Глубокие морщины бороздят старческие щеки, лохматые брови нависают над глазами, ввалился беззубый рот, сморщенная кожа висит большими складками на тонкой ссохшейся шее. Сначала Екатерина II приказала поместить ее в зале Антиков в Царском Селе. Это давало ему необходимую основу, хотя потом он лепил, не связывая себя этой промежуточной стадией. Отталкиваясь от посмертной маски Руссо, он создал бронзовую статую мыслителя (находится в Лувре). Менялись глаза.
По возвращении в Париж, вступил в брак с Сесилью Ланглуа. Однажды библиотеку посетил Николай I, для которого слово «вольтерьянец» звучало бранью. По бокам изваяния Океана стоят в нишах— с одной стороны изображение «Здоровья», а над ним расположен на гладком пространстве барельеф (работы Бергонди) изображающий деву-нимфу, приводящую к источнику истомленного воина. Его работы давно проникли в Россию. Первый подписанный и датированный бюст был выставлен в Салоне в 1778 году. В ЕвропеXVIII века чрезвычайно популярной была идея просвещенного монарха.
Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве. Она углублена и темная тень впадины усиливает по контрасту свечение блика.
- Скульптор Жан-Антуан Гудон – великий мастер гипсового и каменного портрета
- Культурология / Первобытная культура / Скульптура / Скульптура-Вольтер
- Презентация " век – век Вольтера"
- Скульптурные шедевры классицизма
Дыханием великой эпохи овеян поэтически-приподнятый образ композитора Глюка (1775, Веймар, Библиотека). Он вылеплял очередную фигуру в глине, а потом делал для нее гипсовую форму. Однако она попалась на глаза императору Николаю I и ее чуть не уничтожили. Пик литейного дела Гудона приходится на 1780-1790-е годы. Это черта, общая всем лицам XVIII века.
Но убедительность образа— в его одухотворенности. Многогранность характеристик, психологизм, суровая правда и вера в человека отличают созданные им скульптурные портреты выдающихся людей времени, «составляющих славу или счастье своего отечества»: философов, ученых, критиков, борцов революции, политических деятелей. При жизни она славилась острым умом и ослепительной красотой, добротой и женским обаянием. Речные божества, маски, морские чудовища украшают их. На памятнике вырезаны ещё надписи, свидетельствующие, что папа КлиментXIII украсил, а папа БенедиктXIV довершил роскошное сооружение.
- Памятник Вольтеру в парижском Пантеоне / Р
- Изготовление скульптур и бюстов
- Исаак и Авраам: две интерпретации
- Скульптурные портреты Растрелли
Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли. Все остальные расположены вокруг зрачка их глубина различна. Уже в первых работах Гудон заявляет о себе как мастер, причем мастер монументальных форм.
Обычно, работая над портретом, Гудон обязательно снимал маску с лица оригинала. Следующая точка зрения — самая выигрышная в постижении смысловой насыщенности образа. Один из современников справедливо писал:«Вся группа олицетворяет любовь, трудно найти другое, более тонкое её выражение в других произведениях западноевропейского искусства». Ее спас А. В. Шувалов, один из самых культурных людей в среде русского дворянства.
- Вольтер в кресле : Мир искусства
- Описание скульптуры Жана Гудона «Вольтер»
- Дизайн интерьера зала в современном викторианском стиле
- Гипсовый бюст Сократ (Стилизованный)
- 0 комментариев для Гипсовый бюст ВольтерДобавить комментарий
- Это место относится к категории
- Отзывы и лента путешественников
Сам бюст Гудон изготовил двумя годами ранее. Этот Рим умел сделать игру вод лучшим своим украшением. Сын нотариуса окончил иезуитский коллеж. В то время как на портретах искусных художников Вольтер представлен в классическом стиле (в нарядном костюме, длинном парике, смотрящим на зрителя), Гудон помещает философа в свободную обстановку.
Бросьте его в мою открытую могилу», — и, простившись со скульптором, покинул мастерскую. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа. А на следующий день Гудон отправился в дом Вольтера и сделал слепки с лица и рук умершего. Полон непосредственности и женского обаяния образ жены художника (ок. Сеансы проходят вяло.
Сеансы приближались к концу, а результат их не радовал Гудона. Нет ни одного палаццо, молчаливый двор которого не был бы оживлен мерным плеском падающей воды. 24 февраля 1832 г. поэт просил у шефа жандармов Бенкендорфа разрешения «рассмотреть находящуюся в Ермитаже библиотеку Вольтера, пользовавшегося разными редкими книгами и рукописями, доставленными ему Шуваловым для составления его Истории Петра Великого».
Это позволяло ему тиражировать свои работы, отливая их в самых разных материалах. Улыбка Вольтера, наверное, не менее знаменита, чем улыбка Моны Лизы. Нет такого бедного и жалкого угла, в котором не было бы своего источника. В вольтеровской библиотеке преобладают книги по истории, прежде всего по истории Франции (около четверти общего числа) примерно столько же – книги по литературе и искусству (довольно полно представлена художественная литература и французская драматургия XVII – XVIII веков). Вслед за тем появилось сразу несколько портретов Вольтера.
- Жан Антуан Гудон – Скульптура Вольтера (1781)
- Общееколичествопросмотровстраницы
Ферне стал местом паломничества. О фонтанах Рима можно было бы написать целую книгу. Вольтер и вольтерьянство оказались в опале. Честолюбию Екатерины II льстит надежда добиться славы гуманной властительницы. Строганов.
Эннери и барельеф для церкви св. В 1745 В. был приближен ко двору Людовика XV, в 1750-1753 — прусского короля Фридриха II. Проведя детство в художественной школе, где его отец был привратником, еще 10-12-летним он начал упражняться в лепке. В опалу попадает и статуя Гудона. Гудоновские портреты королевского семейства, надгробный памятник гр.
Прибывшая в Россию скульптура Вольтера переживёт минуты славы и опалы, когда в николаевскую эпоху слово «вольтерьянство» будет приравнено к революции. Увидев статую Вольтера, царь злобно распорядился: «Уберите отсюда эту обезьяну». Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи.
Екатерина II, состоявшая в пере писке с философом, заказала Гудону статую Вольтера. Уже при первой встрече с Вольтером скульптора поразила его худоба. Он своими средствами лепил образ, казалось, ни мало не заботясь о сходстве. Заказ на создание мраморной скульптуры был сделан великой императрицей Екатериной II. Эта перемена совпала с его возвращением из Америки. и А. Д. Лучшие стороны таланта Гудона раскрылись во всем богатстве в этой статуе сидящего Вольтера.
Гудон. Статуя в точности передает все особенности внешности и характера великого философа. Один из них был передан мадам Дени, которая преподнесла его не Академии, а театру «Комеди Франсез».
Они спокойно падают отвесными водяными плоскостями, как Аква Паола на Яникуле. Средняя часть представляет собой три ниши.
Средствами одной лишь пластики он достигает редкого светотеневого эффекта. Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Хмурый, с лихорадочным испытующим взглядом предстает Руссо (1778, Орлеан, Городской музей) точно прислушивается, готовый вступить в беседу Дидро (1771, Париж, Лувр) трибун 1789 г. Мирабо (1790-е гг., Версаль), с надменным взглядом, словно парит над толпой, обращаясь к ней с речью мужественный борец за независимость североамериканских колоний Англии Джордж Вашингтон в статуе в рост (США, Ричмонд, Виргиния, 1787—1792) — весь воплощение гражданственности, самодисциплины и самоотречения. «Экорше»— гордость ваятеля. При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника.
Но Гюбер, осведомленный о столь смелом замысле, предугадывая результат и сославшись на занятость (он срочно отправился на охоту), счел за благо не приезжать в эти дни в Ферне. Одной из самых гениальных работ автора считается скульптура сидящего Вольтера. Точно воспроизводя внешний облик модели, общественное положение, улавливая изменчивость настроений, мгновенность выражений, улыбку, быстрый, живой взгляд, скульптор не забывал о сохранении устойчивой целостности образа. Упорный труд по овладению приемами мастерства дал свои плоды. Не зная, кого представляет фигура, можно было бы принять ее за идеализацию старости. Разрешение Николая I было получено.
Страх перед идеями революции был так силен, что статуя легко могла быть уничтожена. Плечи его распрямились, лицо ожило, загорелись торжеством и гордостью глаза, на тонких губах появилась улыбка.
Вслед за тем появилось сразу несколько портретов Вольтера. «Я непременно устрою Фернейский замок в Царскосельском парке. Возвращение в Париж в феврале 1778 превратилось в триумф писателя.
Первый подписанный и датированный бюст был выставлен в Салоне в 1778 году. Почерневшие мраморные тритоны трубят, надув щеки, в раковины, морские кони выгибают каменные спины, поросшие зеленым мхом, бронзовые юноши вытягивают руки в античной игре с бронзовыми черепахами и дельфинами. Голицыных. Средствами одной лишь пластики он достигает редкого светотеневого эффекта. Бронзовая же копия с мраморного оригинала – работа второй половины XIX века. Только А. С. А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего.
На самом же деле Гудон и здесь виртуозно владеет техникой обработки материала. Скульптор Пигаль лепил тогда голову Вольтера с натуры. Очнувшись, старик с горечью воскликнул: «Что вы делаете, молодой человек.
Особенно выразительны глаза – они кажутся прозрачными, блестящими. А на следующий день Гудон отправился в дом Вольтера и сделал слепки с лица и рук умершего. Следующая точка зрения— самая выигрышная в постижении смысловой насыщенности образа. Герои Гудона действенны, целеустремленны, живут напряженной жизнью. Кажется, что движение не прервано.
Фернейский патриарх согласился на это с большой неохотой. Но это длилось лишь несколько мгновений. Он выступал в защиту жертв религиозного фанатизма (дело Каласа, 1762). Но убедительность образа — в его одухотворенности.
Увлечение пластической анатомией привело к тому, что в процессе изготовления скульптур мастер делал точнейшие измерения, чтобы достичь полного сходства с натурой. Итогом и вершиной этих поисков явилась одна из лучших работ мастера «Вольтер, сидящий в кресле» (зал 287). Новую скульптуру установили в фойе, где она и сейчас находится.
Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа. Вольтер (Voltaire) псевдоним настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet) родился в Париже 21. 11. 1694, умер 30. 5. 1778, там же. Мирабо. Гудон перешагнул через границу технических трудностей.
Член французской академии (1746). Но это длилось лишь несколько мгновений. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа. Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины».
Лично участвуя в отливке, он сам дорабатывал каждую модель. Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи.
Каждый заказчик мог выбрать портрет по своему вкусу. Статуя выполнена с расчетом на круговой осмотр. Наконец, свет мерцает и тонет в живых глазах философа— удивительных по своей моделировке.
Кажется, мысль его охватила всю бренность и тщетность человеческих страданий и усилий, но что можно назвать более оптимистической повестью, как не вольтеровского «Кандида». В 60-е гг. В результате светотень приобретает большую подвижность.
Бросьте его в мою открытую могилу», — и, простившись со скульптором, покинул мастерскую. Каждый заказчик мог выбрать портрет по своему вкусу. Другие бьют тонкой хрустальной струёй и стекают вниз медленно, роняя блестящие капли.
Приказ Николая он выполнил по-своему, спрятав статую. Она-то и послужила моделью для большой мраморной статуи, которую мадам Дени решила преподнести Французской Академии. Картина старости дана с беспощадной правдой.
Новую скульптуру установили в фойе, где она и сейчас находится. Казалось, они видят то, что скрыто от других. Теперь лицо Вольтера обращено прямо к зрителю, но глаза смотрят мимо него— в пространство. Заказы были многочисленны и, не желая повторяться, Гудон делает три варианта бюста. Здесь по инициативе папы НиколаяV и по плану знаменитого архитектора Л. Б. Альберти (1453), устроен был новый «эмиссар» для протекавшей «девственной воды» с тремя стоками для нее в обширный водоем. Однажды библиотеку посетил НиколайI, для которого слово «вольтерьянец» звучало бранью.
Он снова переживал свой триумф в «Комеди Франсез». Его племяннице, мадам Дени, понадобился едва ли не месяц, чтобы уломать упрямого старца. Как писал Рудольф Минцлов в книге «Прогулка по С. -Петербургской императорской публичной библиотеке», «при Императоре Николае I этот друг Екатерины не принадлежал уже к числу особенно любимых обитателей зимнего дворца. Ж. Ж.
Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб. Полон непосредственности и женского обаяния образ жены художника (ок. Скульптуру спас граф Шувалов. Страх перед идеями революции был так силен, что статуя легко могла быть уничтожена.
Легенда гласит, что однажды знаменитая улыбка Вольтера вывела Николая I из себя и он приказал «убрать обезьяну». Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли.
Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники. Долгие годы статуя не привлекала к себе внимания. Переписка с Вольтером началась в 1763 году и окончилась лишь с его смертью. Они словно пронзали окружающее.
Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед. Позже этот бюст заказал русский коллекционер граф П. С. В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. Гудон первым добивается этого эффекта, высверлив углубления зрачков (куда падает тень) и оставив нависающий кусочек белого мрамора, создающий иллюзию светового блика. Пушкин смог получить личное разрешение царя для работы с книгами философа. В течение 10 лет Вольтер жил в доме маркизы дю Шатле.
Но вскоре в связи с французской революцией статую отправляют в Эрмитаж. Гудон снял слепки с лица и рук писателя и продолжил работу. В своеобразную колесницу впряжены морские кони, управляемые тритонами. Более трети книг имеют на себе читательские пометы Вольтера, так называемые маргиналии.
Наконец, свет мерцает и тонет в живых глазах философа — удивительных по своей моделировке. Шедевр Гудона — мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Приказ Николая он выполнил по-своему, спрятав статую. Гудон передал состояние «рассеянной задумчивости», внутренняя колкость, саркастическая усмешка старца смягчены какой-то печальной тихостью (вскоре после сеансов позирования Вольтер умер). Библиотека Вольтера насчитывает 6814 томов, включая рукописи. 1787 г., Париж, Лувр), редкий пример пластически законченной трактовки смеха. Переписка с Вольтером началась в 1763 году и окончилась лишь с его смертью. Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники. Здесь скульптор имеет широкую клиентуру среди просвещенной части русской аристократии.
Его творчество подчинено борьбе с религиозной нетерпимостью и мракобесием. Третий вариант бюста, не показанный в Салоне изображал Вольтера в парике и современном костюме. Фигура дряхлого старца дышит жизнию и спокойствием исполненным достоинства. В 1781 году работа была закончена. Одновременно Гудон настойчиво совершенствует технику ваяния, которой он уделял много внимания ещё в юности и которую позднее доведет до виртуозности.
Непосредственно с революционной эпохой связано публицистическое творчество Жана-Антуана Гудона (1741—1828), создателя французского гражданственного портрета. Полнота впечатления возникает не сразу, а постепенно, по мере обхода статуи. Каждая вещь, вышедшая из его рук, заставляет забывать о ремесленной стороне искусства. Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела.
Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца. Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. На самом же деле Гудон и здесь виртуозно владеет техникой обработки материала.
В книгах встречаются загнутые верхние и нижние углы иногда страницы сложены вдвое. Не менее удался ему и портрет Вольтера. наряду с идеалом просвещённой монархии Вольтер выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства («Республиканские идеи», 1762). Здесь скульптор был лишен этой возможности — нельзя наводить Вольтера на мысль о надвигающемся конце.
Одна из самых знаменитых его работ — сидящая фигура насмешливого Вольтера, созданная в мраморе для Екатерины Второй (выставлена в Эрмитаже) её бронзовые копии были изготовлены для Комеди-Франсез и для публичной библиотеки Санкт-Петербурга. Руссо, Дидро, Гельвеция, Монтескье, Гольбаха, Мабли, Монтеня, Бейля, Паскаля, Декарта, Мальбранша, Локка, Юма, Толанда, Лейбница и др. «Вы вернули его вашим друзьям и вы дарите его потомству. Есть закладки без текста (из подручного материала – игральных карт, записок, счетов, черновиков Вольтера и его секретарей, обрывков писем, газет, журналов, книг).
Женевьевы относятся к этой эпохе. Увидев статую Вольтера, царь злобно распорядился: «Уберите отсюда эту обезьяну». Во взгляде много тонкой проницательности. После торжеств в театр.
Вольтера являлся наиболее ярким выразителем прогрессивного общественного мнения Европы. В 1717 заточён в Бастилию за эпиграммы против регента. Перед центральной, образующей высокую трибуну с кассетированным полу куполом, красуется гигантская статуя «Океана», несущегося вперед на колоссальной раковине, высеченная из белого мрамора скульптором Пьетро Браччи. Четыре фонтана на людном перекрестке дали свое имя одной из главных улиц папского Рима.
Вольтер весь преобразился.
30 мая 1778 года Вольтера не стало. Вольтер весь преобразился. Таким образом, Гудону удавалось передавать ощущение свежести в исполнении, которое соответствует его желанию передать характерную позу и эффект «живого намерения».
В опалу попадает и статуя Гудона. Наполеон, покровительствовавший Гудону, заказал ему свою статую, которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением Гудона был бюст императора Александра I, явившийся в парижском салоне 1814 г. До 1823 г. Гудон оставался в должности профессора королевской академии. Заказы были многочисленны и, не желая повторяться, Гудон делает три варианта бюста. Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб.
При обходе выясняется и авторская логика, по которой создана внутренняя динамика образа. Хмурый, с лихорадочным испытующим взглядом предстает Руссо (1778, Орлеан, Городской музей) точно прислушивается, готовый вступить в беседу Дидро (1771, Париж, Лувр) трибун 1789 года Мирабо (1790-е годы, Версаль), с надменным взглядом, словно парит над толпой, обращаясь к ней с речью мужественный борец за независимость североамериканских колоний Англии Джордж Вашингтон в статуе в рост (США, Ричмонд, Виргиния, 1787—1792) — весь воплощение гражданственности, самодисциплины и самоотречения. Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца. Слова «раздавите гадину» (т. Вольтер, даже мертвый, даже мраморный, был ненавистен. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа.
Другим примером подписанных работ мастера является бюст российской императрицы Екатерины II, который изготавливался с особой тщательностью. Кажется, что движение не прервано.
30 мая 1778 года его не стало. Вольтер восседал в окружении античных философов. Смотрите, вот Руссо против Вольтера. Усталый и больной старик тяготится ими. Кажется, что движение не прервано. Лишь в 1887 году она вновь вернулась в музей и обрела почетное место среди шедевров Эрмитажа.
30 мая 1778 года его не стало. Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – "Вольтер в кресле" Жана Антуана Гудона. Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. Но убедительность образа — в его одухотворенности.
Выручает находчивость одного из друзей Вольтера— маркиза Вилливье, бывшего свидетелем работы Гудона. Водоемы умножились в нем, распространились повсюду. В Европе XVIII века чрезвычайно популярной была идея просвещенного монарха. До сих пор по остаткам можно проследить его древнее направление.
Она и послужила моделью для большой мраморной статуи, которая будет преподнесена мадам Дени в 1781 г. театру «Комеди Франсез». Именно эта коротенькая надпись определяла ту огромную сумму, за которую оригинальная работа французского мастера могла быть продана на аукционе. Один из них был передан мадам Дени, которая преподнесла его не Академии, а театру «Комеди Франсез». Однако в 1887 г. статуя была возвращена в Эрмитаж. Картина старости дана с беспощадной правдой. Усталый и больной старик тяготится ими. Все сооружение было готово в 1762 году.
— была установлена на сцене «Комеди Франсез» во время триумфа, устроенного Вольтеру общественностью: бюст был увенчан лавровым венком. Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. «Комеди Франсез», уступая просьбе своей племянницы и домоправительницы мадам Дени, Вольтер соглашается позировать знаменитому скульптору Гудону для портрета. «Экорше» — гордость ваятеля.
Этот жест возвращает «античную богиню» к реальной жизни, делая её вполне земной женщиной. Английские впечатления Вольтера отражены в «Философских письмах» (1733), в которых он показал, что общественный строй Англии превосходит французский, где господствует абсолютизм это сочинение было осуждено французским парламентом на сожжение (1734). При обходе выясняется и авторская логика, по которой создана внутренняя динамика образа. Здесь Вольтер словно уходил в себя, как улитка в свою раковину.