Страшный Суд Микеланджело Описание Картины
Подробно описание картины Микеланджело «Страшный суд» представить невозможно – это настолько хаотичное и многочисленное расположение множества обнажённых тел, что невозможно ни подсчитать его точное количество – примерное же составляет около 400 человек – ни передать всю гамму чувств на их лицах.
Страшный суд Микеланджело: описание картины, фото
Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. В грозных взглядах апостолов, тесной толпой подступающих к Христу с орудиями пыток в руках, тоже выражено лишь требование возмездия и наказания грешников. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.
Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду.
«Страшный суд» Микеланджело: описание картины, особенности и интересные факты
Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Папа же, прежде всего соблюдая интересы своей семьи, срочно примирился с испанцами и подошел к Флоренции, осада которой длилась 11 месяцев. были незнакомы с анатомическим атласом. Икона – на ум и интуицию. Когда его идея получила общественную поддержку, все большее людей, принадлежащих к художественному историческому сообществу, последовательно опровергало эту теорию. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
В толпе низвергаемых грешников оказался и папа Николай III — тот самый, что разрешил продажу церковных должностей. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой.
«Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма1. Длина изображения почти полтора метра. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Он хотел видеть вихри стихий — огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство.
Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Здесь он предстал в образе главного судьи в преисподней – Миноса. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы.
За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой. Центральная фигура картины – Христос. В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу.
Микеланджело «Страшный суд» – секреты знаменитой фрески
Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28.
Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5.
Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. Ему очень не понравился Страшный суд и он принялся яростно доказывать папе, что Микеланджело поступает неверно, что картина получается непристойная.
Микеланджело «Страшный суд»: что скрывает знаменитая фреска
Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. Священное писание много раз говорит об этом, но главным авторитетом является речь Христа ученикам, поведанная Матфеем: «Когда же придёт Сын Человеческий во славе своей и все святые ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы своей и соберутся перед ним все народы и отделить одних то других, как пастырь отделяет овец от козлов и поставит овец по правую свою сторону, а козлов – на левую». Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
Стоит обратить внимание, что каждая фигура изображена нагой. Картина отражает настроение икона – состояние личности. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу.
Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. По его мнению, максимум, куда удачно впишется работа «Страшный суд» Микеланджело – это таверна или баня. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять».
Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21».
Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. Чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть фатума. В руках у мучеников орудия для пыток, символы страданий, перенесенных ими за веру. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро».
Страшный суд — фреска Микеланджело
В католической контрреформации, Страшный суд был объектом тяжелого спора между критиками и теми, кто понял идею художника и его стиль, стиль маньериста живописи. По одной из версий исследователей, в ней Микеланджело изобразил самого себя. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. Открыта книга, в которой записаны все дела человеческие.
Не отказывается он от участия и в самой войне. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см).
Страшный суд глазами Микеланджело (Синкстинская капелла)
Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. Не отказывается он от участия и в самой войне. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз.
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Тем самым им была подведена черта в споре, кипевшем на протяжении многих веков. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Эти требования должны точно соблюдаться. Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события.
Далекий предмет не становится иллюзорно уменьшенным. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Это не хаотичная толпа, ритм их жестов и взглядов гармонизирует эту гигантскую воронку из человеческих тел, уходящую вдаль23.
Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. В напряжённых выражениях лиц ангелов с широко раскрытыми глазами предвосхищается мрачное видение конца времен: не духовное спокойствие и просветление спасённых, а тревога, трепет, подавленность, резко отличающие произведение Микеланджело от его предшественников, бравшихся за эту тему. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца.
Трубящие ангелы возвещают о начале Страшного суда. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. По-прежнему Микеланджело изображает мощные фигуры с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями.
В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её.
Их образы навевают страх на остальных героев картины. Грешники должны будут идти в «муку вечную». Не отказывается он от участия и в самой войне. Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой.
Именно в нем была выражена Иисусом тайна видимости невидимого. Остальные изображенные персонажи создают круговорот.
Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Обидеть художника: 7 тайн «Страшного суда» Микеланджело
Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9.
Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена. И снова Микеланджело постигло разочарование. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Чтобы дать простор новой фреске, пришлось уничтожить не только их, но и росписи Микеланджело в люнетах алтарной стены.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Но и это ещё не всё. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело.
Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Сцену Страшного суда художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Описание картины Микеланджело «Страшный суд»
Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. чтоб не было видно ничего профанского, вызывающего смущение, неблагопристойного чтоб видели, что святость стала домом Божьим. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой.
Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII.
Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15. Вокруг святые: апостолы, пророки. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях.
Описание картины Микеланджело Буонарроти «Страшный суд»
Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин». Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца.
И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. В их руках можно заметить орудия для пыток. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28.
Страшный суд микеланджело: описание картины, фото
Ему не удалось создать цельной сцены. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Недаром Мария не просит Христа о прощении, а пугливо к нему прижимается, обуреваемая страхом перед разбушевавшейся стихией.
Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Основу работы Микеланджело «Страшный суд» составляло Второе Пришествие Христа, что в целом является основополагающей идеей, на которой зиждется христианство.
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Однако, на и этом история работы Микеланджело «Страшный суд» не заканчивается.
Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Это подразумевает возвращение Иисуса с последующим наступлением Апокалипсиса. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Здесь должны были быть проведены похороны, а после был назначен сбор конклава. Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов.
Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15. Лица персонажей выражают различные оттенки тревоги, отчаяния, страха, все они принимают активное участие во вселенской катастрофе, призывая и зрителя сопереживать23.
Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Микеланджело лишь частично следует сложившейся иконографии — его Христос на фоне облаков, без алой мантии владыки мира показан в самый момент начала Суда. Это привело к тому, что им была организована целая кампания, придерживающаяся цензуры и требующая уничтожения фрески «Страшный суд», по их мнению, неприличной.
Потолок Сикстинской капеллы и Страшный суд Микеланджело
Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй.
Сам Христос является не милосердным искупителем, но карающим Владыкою. С левой стороны почти все персонажи — женщины: девственницы, сивиллы и героини Ветхого Завета. С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль».
Более того, это рецидив язычества, возникший в самом сердце католического мира. Она была заказана папой Павлом III и изображает сцену из Ветхого Завета. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Над своей грандиозной работой Микеланджело трудился более пяти лет.
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине». Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии.
Сочинение-описание картины Микеланджело «Страшный суд»
Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
«Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро. В процессе реставрации в прошлом веке было решено смыть все позднейшие зарисовки и оставить лишь записи XVI века, чтобы отразить дух и противоречивость эпохи.
Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Ему не удалось создать цельной сцены. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Решение темы «Страшного суда» у Микеланджело отличается от традиционного: выбран момент не свершения суда, а его начала. Искусствовед В. Н. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Благодаря мастерству художника, каждая фигура кажется трехмерной, словно она не написана, а изваяна. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески.
Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы.
Страшный суд, фреска алтарной стены Сикстинской капеллы, деталь: Христос с Марией
Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.
Недаром он изобразил себя в виде содранной со св. Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей и критику других.
Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой.
Описание картины «Страшный суд, фреска алтарной стены Сикстинской капеллы, деталь: Христос с Марией»
Не отказывается он от участия и в самой войне. Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Микеланджело обвинялся в том, что он нечувствительный к надлежащему этикету и щеголяет личным видением по уже существующим описаниям данного сюжета. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом».
В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.
Анализ художественного произведения искусства на примере картины Микеланджело Буонарроти Страшный суд
Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. И снова Микеланджело постигло разочарование. Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Когда Микеланджело узнал об этом, он сказал: Передайте папе, что это дело маленькое и уладить его легко. Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» — описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов.
Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Вопреки традиции изображены ангелы без крыльев apteri, которых Вазари назвал просто Ignudi, они представлены в самых сложных ракурсах и чётко выделяются на фоне ультрамаринового неба21. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
"Страшный суд" Микеланджело – одна из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи
Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185.
Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца.
Микеланджело «Страшный суд» : описание картины
Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Варфоломея кожи. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Иногда это принимается за аллегорию искупления греха.
Микеланджело «Страшный суд»: Генрих Уильям Пфайффер
Гениталии на фреске, которые вызывали возражения, были зарисованы, после того как Микеланджело умер (1564 год). При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. Единственным исключением стали изображения святого Бьяджо и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление.
Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. И, конечно же, на фреске есть семь ангелов, упомянутые в откровениях Иоанна Богослова.
Секреты фрески «Страшный суд» как ее достояние
Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком.
Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Целый мир разнообразных движений отображает движения внутренние.
В 1534 году гениальный творец получил заказ от папы Климента VII на роспись огромной стены Сикстинской капеллы, длина которой была 13, 7 м, а высота – 12 м. Он не приступал к работе, но когда Климент VII скончался, то его преемник Павел III вызвал в 1537 году Микеланджело в Рим. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Стоит ли говорить о том, что скандальная во многих смыслах работа Микеланджело «Страшный суд» стала причиной возникновения ожесточенных споров между критиками, представлявшими католическую реформацию и теми, кто считал художника гением. Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника.
Описание картины Микеланджело Страшный суд
Постановление Совета в части гласит: Каждое суеверие должно быть удалено. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное Пусть он тем временем наведет порядок в мире, а навести порядок в живописи можно быстро» Тем не менее Тридентский собор постановил прикрыть наготу фигур драпировками. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу.
Фреска поражает монументальностью и размахом. Несмотря на это, Микеланджело имел весьма высокий авторитет. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Сидящая рядом с Христом Богоматерь отвернулась от происходящего.
Фото картины Микеланджело Страшный суд
Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником.
На росписи размером около 200 кв. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Необычно и включение в сцену Страшного суда напоминания о страстях Христа. И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5.
Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы.
Другие картины Микеланджело Буонарроти
Фреска Микеланджело «Страшный суд» поддавалась с его стороны жесточайшей критике, в которой он акцентировал внимание на том, что в священном месте попросту недопустимо столь позорное зрелище. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Он больше похож на Геракла или Аполлона. Здесь же можно увидеть Иоанна Крестителя в меховой шкуре, его Даниэле да Вольтерра также прикрыл одеждами. Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение.
Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Говорят, что когда Чезена пожаловался Папе, понтифик пошутил, что его юрисдикция не распространяется на ад, вот таким образом портрет останется. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Остальные изображенные персонажи создают круговорот.
«Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Работа Микеланджело «Страшный суд», ныне будучи шедевром, подверглась прежде крайне жесткой оценке и критике. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.
Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. В тематике картины Страшный Суд воплощены языческие и иудейские традиции. Говоря об уместности в часовне обнаженных тел изображенных в работе «Страшный суд», папа указал на то, что сама по себе Сикстинская капелла – это святилище человеческого тела, созданного Богом, это свидетельство его красоты. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны».
Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. 1514—1519)3. Харон перевозит души умерших через воды Стикса. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой.
м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах.
Микеланджело Страшный суд: описание картины
На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.
К тому же, у художника были серьёзные проблемы со здоровьем: он страдал от артрита, мигрени, невралгии, у него болели зубы. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине». Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы.
Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. насыщенную эмоциями и страстями картину, перенести небесное на земной план, но достигают обратного – не возрожденную материальность переносят в сферу неба земным и чувственным вытесняют духовное и вечное (вернее, там нет места для неба, там все заняла и поглотила земля), своего сердца чуть склоненная фигура покорность воле Божией и т. д. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу. Необычен облик безбородого Христа (восходящий к раннехристианскому типу Христа Эммануила) и обнаженных бескрылых ангелов. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Страшный суд Микеланджело – одна из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи
Искусствовед В. Н. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Работа Микеланджело «Страшный суд», лишенная наслоений пыли и копоти и заметно обновленная, представлена была Иоанном Павлом II в рамках проведения торжественной мессы, пришедшейся на 8 апреля 1994 года.
Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. 1514—1519).
Если же обратить внимание на правый нижний угол, то в работе Микеланджело «Страшный суд» можно заметить церемониймейстера при Павле III, Бьяджо да Чезена. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её.
Микеланджело Буонарроти "Страшный суд", Фреска алтарной стены 1535-1541
Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Рассказывали, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на чёрта и Чезена должен сам договориться с Микеланджело14.
Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Микеланджело потребовалось 4 года, чтобы создать свою фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21.
- Микеланджело Страшный Суд Описание Картины
- Краткая история создания алтарного образа
- Кто изображен на фреске Микеланджело
- Секреты фрески, ставшие достоянием
- Фреска Микеланджело: кто на ней изображен
В это время он был уже немолод, ему было 62 года. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины.
Совет Трент выпустил декреты, которые запрещали такие представления в священном искусстве и всё нежелательное искусство должно было быть изменено или разрушено. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Когда же Флоренция пала, папа Климент VII объявил, что забудет об участии мастера в обороне города в том случае, если Микеланджело немедленно возобновить работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан-Лоренцо. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
- Роспись Сикстинской капеллы Микеланджело
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. «Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй.
Когда же Флоренция пала, папа Климент VII объявил, что забудет об участии скульптора в обороне города в том случае, если Микеланджело немедленно возобновит работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан-Лоренцо. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.