Судейкин Балетная Пастораль Описание Картины
Разгадывание картины Моя жизнь – приют комедиантов и многоугольники Серебряного века
Был сценографом кабаре "Летучая мышь" Н. Ф. Балиева в Париже. Его натюрморты — «Саксонские фигурки» (1911), «Цветы и фарфор» (начало 1910-х) и др. При этом иллюзорность доведена до крайней степени, — изображение спорит с реальными предметами, например, с висящей на шнуре рядом с панно электрической лампочкой.
В свою очередь, нетрудно объяснить, почему Судейкина могла интересовать работа в кино. Гофмана. Как и многочисленные кабачки-кабаре, существовавшие тогда в Мюнхене, Лондоне, «Бродячая собака» была порождением на буржуазной почве романтических антибуржуазных настроений. Первым привлек его к оформлению оперных спектаклей в московском театре "Эрмитаж" С. И. Судейкина. По-своему воплотилось смешение яви и фантазии игра живого и неживого в эскизах масок солдат и генералов императорской стражи (частное собрание, Нью-Йорк), в которых художник обращается к издавна любимому замороженному гротеску.
Плодотворная конфликтность между этими спорящими качествами еще имела место, но уже была близка к исчерпанию.
Таким бывал он в работе, когда одевал свой синий рабочий халат и с необыкновенной порывистостью и напряженностью, как бы шутя, бросал на полотно свои пышные, фантастические и в то же время изысканно-гармоничные краски. Глюка, Гензель и Гретель Э. Гумпердинка, Виндзорские кумушки О. Николаи. Бобрищева-Пушкина состоялась 11 октября 1914 года.
Описание картины Константина Сомова «Пастораль»
В «Весеннем безумии» Судейкин был действительно единомышленником Дымова. Кажется, что с усилением романтических порывов за пределы замкнутого круга художник пытается и остановиться или задержать слишком стремительный круговорот. Гофмана, она модернизирует и вульгаризирует их черты. В 1905 году Судейкин, возможно также при содействии С. И. Мамонтова, привлекается к работе в Театре-студии на Поварской, вновь организовавшейся при Московском Художественном театре.
Поэзия и ирония в нем не очень высокого полета, точнее — ощущается жажда полета и невозможность осуществить это желание, преодолеть скованность, творческую узость. С первого взгляда эскизы оформления, особенно изображающий сцену бегства (Гос. Окуневых в Ленинграде. В 1920 году переехал из Батума в Марсель. Вот – упившийся сладострастием и ленью Восток – Грузия, Персия, Армения.
И одновременно добивается обостренной характерности лиц, фигур, жестов. Участвовал в выставке «Малый круг» в Тифлисе (1919). Тема театра не раз возникала в его живописи. Один из них, Влюбленные при луне (Гос. Самое главное целиком посвящено той идее, которая еще на протяжении 1910-х годов в России властно владела Н. Н. Чайковского и «Фею кукол» И. Байера.
- Сергей Судейкин: жизнь и творчество художника
- Картины — Судейкин, Сергей Юрьевич
- Художник Сергей Судейкин (1882-1946)
- Судейкин Сергей Юрьевич (18821946)Юность 1930-е начало 1940-х гг
Дебюсси, М. Равеля, Ц. Франка, А. Шенберга, Р. Штрауса, М. Регера, И. Ф. В эскизе Гарем (Гос. При их большей иллюзорности они глубже и всестороннее пронизаны стихией мистификации.
Особый ряд среди этих претенциозных многозначительных произведений составляют картины Судейкина исполненные с натуры во время его поездок по стране, например, групповой портрет Американская панорама (середина 1930-х годов, частное собрание, США). С 1920 – за границей. Он оформляет в театре Ароllо Коробочку И. Ф. Но, по-видимому, результаты работы Судейкина все же не были совсем отрицательными. Саца, Жизель А. Ш. Живописные полотна «Пастораль» (1905), «Балетная пастораль» (1906), «Гулянье» (1906), «Сад Арлекина» (1907), «Венеция» (1907), «Северный поэт» (1909), «Карусель» (1910), «Восточная сказка» (начало 1910-х), «Саксонские фигурки» (1911), «Цветы и фарфор» (начало 1910-х), «Петрушка» (1915) и др. С 1902 по 1905 годы Мейерхольд осуществил постановку 170 спектаклей.
Но художник здесь подходит к подобного рода решениям или нащупывает пути к ним. Персонажи как будто не замечают друг друга, фигуры существуют независимо друг от друга. Балиевым в его возрожденном на французской земле кабаре «Летучая мышь», с «Русской оперой» М. Н. Изначально Арлекин возник как одна из главных четырех масок комедии дель арте. Насмешка над тайнами живописного творчества, над понятием магии живописи.
Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника. Однако с закрытием в 1905 году Студии идеи символистского театра еще не исчерпали себя. В 1911 г. он стал членом объединения "Мир искусства". Следует отдать должное Судейкину — не только оформлением вечеров, но всем своим существованием Летучая мышь была обязана в первую очередь ему. Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника. Стравинскому и к Петрушке.
Деву. Так считал и В. Э. Особенности композиции акцентируют внимание на определенных предметах. В 1913 г. Судейкин участвовал в «Русских сезонах» в Париже, выполнив декорации и костюмы к балетам «Красная маска» Н. Н.
Одним из основных произведений в послереволюционном станковом творчестве следует считать картину Моя жизнь (1940-е годы, частное собрание, Нью-Йорк). Об этом может дать представление рисунок Крепостные балерины (Гос. В своей рецензии на постановку В. Э. При прихотливости группировки подчеркнуто искусственны, нарочито построены. В исканиях театрального искусства того времени Шоу принадлежало особое место. Фокиным на основе легенды о Паганини, «продавшем свою душу нечистой силе за совершенство в искусстве, а также за женщину».
- Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря
- 9-2 Какими средствами воздействуеи искусство
- Творчество художника Сергея Юрьевича Судейкина, живопись
- Судейкин Сергей Юрьевич (18821946)
Кульбина, Судейкина—Судейкину принадлежала ведущая роль. Следует назвать здесь и Н. Н. В акварели Масленичное гулянье (частное собрание, Ленинград) художник развертывает живую и пеструю картину ярмарки, ведет рассказ со многими интересными подробностями.
Красота «японских», по выражению Ауслендера, яблонь в нем ослабляется тяготеющей к документализму сухостью рисунка идилличность силуэта девушки в окне и деревенского сердцееда с балалайкой под окном высмеивается какой-то нарочитостью этой идилличности. Карусель была как бы олицетворением его внутреннего лейтмотива, его импульсов.
По воспоминанию П. В. Да простит тебя Бог. Римского-Корсакова (1929), "Летучий голландец" Р. Вагнера (1930) и др.
В декорации первого действия (Гос. Композиция распадается на ряд эпизодов-фрагментов. Судейкин (не без влияния своего друга К. А. Сомова) исповедовал некий «иронический символизм», превращая свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора либо «прекрасной старины». А. А. В центре полотна —сам мастер перед мольбертом.
В лубках и Петрушке возникают новые возможности самостоятельности и свободы от официальных шовинистических догм. Толстого Любовь — книга золотая (постановка Ж. Копо) в его декорациях. Урванцевым, относился к предреформенной эпохе, к кануну отмены крепостного права в России. Они имели основание в общем характере сценического решения постановки, не лишенном нарочитости, в значительной мере «стилизаторском» и в самой драме. Летом 1917 уехал с женой в Крым, жил в Алуште, Ялте, Мисхоре.
Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд. Черепнина и "Трагедия Саломеи" Ф. Шмидта.
- Георгий Судейкин — Эраст Фандорин их сын и «Голубая роза»
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Картина Балет – Сергей Судейкин
- Художник Сергей Юрьевич Судейкин
Театр привлекал их как возможность воплощения идеи синтеза искусств. В 1912–1913 работал по эскизам Л. С. Бакста и Н. К. Рериха для «Русских сезонов» в Париже и оформил одноактный балет «Трагедия Саломеи» Ф. Шмитта. Новую базу для своего развития и осуществления они получили в Театре В. Ф.
В 1905 г. Судейкин совместно с Н. Н. Таким метерлинковским театром и стал для него в ту пору Театр-студия на Поварской. Мейерхольда. Ради этого и вместе с этим естественно рождается потребность в костюмировании. И это с еще большей отчетливостью, чем в прежних произведениях, демонстрирует картина «Кукольный театр». Судя по рецензиям, дающим представление об оформлении, тяжеловесная роскошь декорационного образа мало соответствовала духу воскрешаемой эпохи и была начисто лишена необходимых по пьесе легкой ироничности и двусмысленности. Однако связи здесь не только в интимности.
Павловой оформил «Спящую красавицу» П. И. По-видимому инициаторы вдохновлялись некогда бытовавшими на Руси вертепами, которые разыгрывались бродячими кукольными театрами и соединяли библейские и евангельские мотивы с народными, фольклорными.
Скрябина, М. Ф. Сотрудничал также с труппами Дж. Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника. С 1912 в антрепризе С. Дягилева.
По свидетельству А. А. К подобному направлению творческих поисков располагало либретто балета, созданного С. В.
Картина Масленичное гулянье свидетельствовала об угрозе приобщения к нему. Следуя либретто, художник сочетает и противопоставляет друг другу в эскизах (Гос. По-видимому, его успех в широких художественных кругах был связан и с его традиционализмом и, с другой стороны, способностью его таланта к своего рода мимикрии, которая создавала видимость его принадлежности к новым течениям, новаторства, но в доступной, понятной и доходчивой форме. «Весна» — первый концерт в цикле концертов «Времена года» Антонио Вивальди (1678–1741) — наиболее популярном сочинении итальянского композитора в стиле барокко.
На подмостках этого театра-клуба, соединившего черты кабаре, театра миниатюр и Дома интермедий, художник смог дать первый выход своим творческим стремлениям. Не буду уделять много внимания их роману, публичному, с поцелуями, страстями ревности, скажу только, что в один прекрасный момент Судейкин пропал, а потом Кузмину пришло письмецо с сообщением, что Сергей женится. Оформил балеты: «Лунная соната» на музыку Л. Бетховена (1944 American Ballet Theatre балетм. Но внешнее сходство обнажает отличие.
Яркий факт, отметивший первые годы его жизни в Новом Свете, — организация им, совместно с его другом композитором Сандра Корона, «Подвала падших ангелов». А. Н. В марте был призван на фронт, но вскоре демобилизовался по болезни. Художник сотрудничал с Н. Ф.
Ауслендером, — все это в своем звучании двузначно и двусмысленно. Декорация к Лебединому озеру (частное собрание, Москва), воспроизводя все элементы классического балета, в то же время откровенная пародия на постановку вызывает ассоциации с рыночными коврами.
Головин, Л. С. Не следует искать здесь документально верного изображения персонажей какого-нибудь из видов венецианского театра. Их объединяет общий ритм.
Его оформление отвечало во многом присущей постановке почти вызывающей театральности. – при всей их близости к натюрмортам А. Я.
Урванцева Беглая для Палас-театра. Кардовского и что он близко соприкоснулся в Привале комедиантов с А. Е. Вместе с этой труппой прибыл на гастроли в США (1922) и обосновался в Нью-Йорке.
Тема театра не раз возникала в его живописи. Но в другом сказочная непосредственность, естественность, простота уже совсем исчезают. — при всей их близости к натюрмортамА. Не случайно, заметим, — оно не могло обходиться вместе с тем без мистификации.
Театр привлекал их как возможность воплощения идеи синтеза искусств. Мамонтов. Гнесина.
В 1911 г. он стал членом объединения «Мир искусства». Попутно заметим: к этому же времени относится сотрудничество Судейкина в «Сатириконе», его приятельство с А. А. В это время у художника завязались творческие отношения с А. Н. Закономерен при подобной позиции преимущественный интерес художника, определившийся в начале 1910-х годов, к праздничной стороне жизни народа, к мотивам народных гуляний и ярмарок, театральных представлений, балаганов — ко всем тем проявлениям народной жизни, которые сами по себе являются уже воплощением красоты и праздничности и, следовательно, ближе стоят к эстетическому идеалу. Он упивается цветом, самой материей краски.
Зыбкое сновидение, мираж. Стравинского (1929), Садко Н. А. Бенуа, а через него и с другими «мирискусниками».
В это время у художника завязались творческие отношения с А. Н. Густые и вязкие, яркие, порой кричащие, они теперь окончательно раскрывают не только свою искусность, но и искусственность, обманчивость, склонность к лживости. Оформлял помещения литературно-артистических кафе «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», был автором эскизов декораций и костюмов к постановкам названных кабаре. Это панно-картину связывают с «Бродячей собакой».
Декоративный образ отмечен ложным пафосом, в котором отчетливо дают себя знать ущербные черты немецкого модерна. Он много работал для нью-йоркской "Метрополитен-опера", где оформил балеты И. Ф.
Якулова, кстати, учившегося у Судейкина. Ратнера, Ленинград) и декорации (собрание А. В.
Писал стилизованные картины, пасторали и «галантные сцены», народные гулянья, пышные натюрморты с цветами и фарфоровыми статуэтками: «В парке», «Русская Венера» (1907), «Северный поэт» (1909), «Карусель» (1910), «Петрушка», «Арлекиниада» (1915), акварельный цикл «Масленичные герои» (1910-е) и др. Начало 1910-х годов. Видимо и сходство восточных интермедий (вставных номеров третьего акта) с современным кабаре, отмеченное одним из корреспондентов, обусловливалось не только исполнителями ролей, но и оформлением. Доведенная до кульминации идея мистификации, соединение двух противоположностей — «преображения» и быта в их предельном, но сюжетном выражении, — превращающихся друг в друга, меняющихся местами, — образная система, обладающая парадоксальной крайностью и в то же время примитивностью.
Судейкин уподобляет композицию групповому парадному портрету. Музыка точно следует за образами стихов. В полотне Кукольный театр (1915, Гос. Муж художницы О. Глебовой.
Но картины, подобные этой, для самого художника были проходными, побочными. Таиров, Н. Н. По определению одного из рецензентов, Изнанка жизни – грубоватый сколок итальянской импровизированной комедии, сдобренной мотивами из Бомарше «нравоучительный фарс».
Судейкин был не единственным, кто обращался к этому образу. Обе тенденции развивались одновременно и в единстве. Характер этот ярко выразился в программах вечеров. Все эти черты приближают здесь Судейкина к его старшим соратникам по «Миру искусства», таким декораторам, как А. Я.
Кузмина «Забава дев», поставленной там же в 1912 г. вместе с А. Я. Художник, график и театральный художник.
Еще в «Бродячей собаке» ее посетителям не могла не импонировать склонность к дурашливости, к забавным пародиям и куплетам, своего рода культ нелепого. Прозрачные одежды едва прикрывают тонкие, гибкие тела. Фокиным в театре Ковент-Гарден в Лондоне в 1939/40 году, в котором Судейкин откровенно и последовательно стремится приобщиться к экспрессионизму, весьма односторонне им понимаемому. Наиболее удачным опытом применения принципов кубизма, точнее — кубистической стилизации, представляется композиция Рабочая песнь (собрание Г. Рябова, США), созданная, видимо, как эскиз оформления какого-то музыкального номера в конце 1920-х годов, когда эти принципы изобразительности обладали в глазах Судейкина наибольшей актуальностью и интенсивно им осваивались. Забава дев — музыкальная комедия.
Принимая постепенно более четкие формы, все это будет звать Судейкина к другим исканиям. Рядом с Судейкиным и за его спиной — «персонажи» его жизни и творчества. Прочную приверженность Судейкина к такого рода утопии подтвердили его тесные отношения с кабаре «Бродячая собака», возникшим на почве закрывшегося Дома интермедий в 1911 году. Художник изображает молодую изящную женщину с пальмовой ветвью в руках.
Стравинского "Петрушка" (1924), "Соловей" (1925), "Свадебка" (1929) оперы "Садко" Н. А. Его многочисленные наброски (Гос. Эстетически содержательна и обновляюща была уже его марионеточность, обладавшая крайней парадоксальностью по отношению к канонизированному в однозначной серьезности образу, достаточно стертому в сознании человека XX века.
В оформлении «Свадебки» И. Ф. Стравинского (эскиз в собрании Н. Д. Это отражают два рисунка, как нам кажется, непосредственно связанные с работой Судейкина над оформлением «Весеннего безумия».
И теперь настало время этим сферам определиться, приобрести уже ясную для художника форму. Якуловым, Н. И. Сапунова, оказалась в тени при возобновлении пантомимы. Судейкин оформлял вечер Тамары Карсавиной, сочинял для нее костюмы. И, как в станковых картинах, краски мало того что обретают свой самостоятельный голос.
В конце 1890-х годов Сергей Судейкин знакомится с С. И. Комиссаржевскую — исполнительницу главной роли.
театральный музей им. Но в этом смысле образы в ней, кажется, пребывают на пределе. Тяжеловесность и статичность, которые открываются в этих легкокрылых образах, могли звучать предзнаменованием драматической судьбы чистой театральности и игры. Однако в поведении красок — словно компенсация за все эти потери.
Фигура тапера, такая значительная и такая ответственная в трактовке Н. Н. Это прежде всего — «легковесность», отсутствие собранности, сконцентрированности, своего рода демонументализация. Судейкин — гурман, для которого упоение праздничным зрелищем, красотой превыше всего. Ей служит и форма мелодрамы.
Нельзя сказать, что она оказалась вполне успешной. Весь комплекс причин, о которых шла речь в связи с Забавой дев, предопределял и эту любовь.
В целом творчество Сергея Юрьевича Судейкина можно определить как близкое символизму. Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет. В 1911 г. он стал членом объединения Мир искусства. Потемкина, музыка Ж. Бизе из его Арлезианки), Козлоногие И. А. Может быть, Судейкин сам не осознавал, как ему была необходима тогда такая постановка. Но целостного единства компоненты картины не составляют. Сомовым.
Балан-чина и М. М. Фокина, выполнил декорации к кинофильму «Воскресение» (по роману Л. Н. Толстого) для Голливуда (1934-35). Неожиданное искреннее чувство порождает в нем желание открыть ей обман. Этот контраст усиливается и цветовым решением— приглушенные теплые охристо-серые, черные, коричневые краски (первый акт) сменяются пронзительно яркими, дребезжащими сочетаниями, олицетворяющими холодную искусственность, бездушие во втором акте. Алегри).
Альтманом и А. А. А. А. Глазунова, Трепак Н. Н. Бахрушина), где представлена сценка театра марионеток со зрителями и музыкантами. В августе 1922, расставшись с женой, приехал с театром Н. Ф. Балиева в США и поселился в Нью-Йорке. Судейкин – одно из страстных увлечений поэта Михаила Кузмина. В большой мере все это относится к Судейкину.
Непосредственной же даныо Судейкина военным событиям явилось оформление так называемых патриотических постановок, осуществленных с большой «помпой» на сцене Мариинского театра. В 1897 – 1899 посещал в Париже школу-студию Ф. Коларосси в этот.
Как не возродила художника экспрессионистская многосложность, так и не подняли его прежде близкие ему традиции мещанского примитива, в стиле которого решен двойной семейный портрет изображающий его самого с женой (конец 1920-х годов, частное собрание, Ныо-Йорк), в котором он всерьез старается стать примитивистом. Гротесковый образ здесь почти утрачивает человеческие черты и превращается в какой-то зловещий (но и с иронией) знак и вместе с тем благодаря крайней иллюзорности обнаруживает свою предметность (маска). Судейкин изображал балет и кукольный театр итальянскую комедию и русское масленичное гулянье («Балетная пастораль», «Гулянье», обе 1906 «Карусель», 1910 «Петрушка», 1915 серия лубков «Масленичные герои», середина 1910-х и др. ).
Ясные и в то же время тягуче-нежные линии создают ощущение зачарованности.
театральный музей им. Он много работал для нью-йоркской Метрополитен-опера, где оформил балеты И. Ф. Стравинского Петрушка (1924), Соловей (1925), Свадебка (1929) оперы Садко Н. А. Римского-Корсакова (1929), Летучий голландец Р. Вагнера (1930) и др. Добавим —тоску по цельному взгляду на мир, которая влекла Судейкина к примитиву, к самобытным формам народного творчества искрящийся в итальянской комедии народный юмор, неразрывное сплетение поэзии и иронии, умноженное и прихотливо обыгрываемое и видоизменяемое театральными подмостками, масками, костюмами.
Отъезд на учебу в Московский университет не прерывает его отношений с Пензой. Это особенно очевидно в оформлении балета «Паганини» С. В. И не преуменьшала ли возможности для иронии и иносказания эта красота.
Переезд в США в 1923 г. не изменил направленности интересов Судейкина. По свидетельству того же Евреинова, облик Голубка (,, Беглой), одетой в ярко-голубой сарафан, весьма соответствовал ее музыкальной теме, особенно дуэту О небо, небо голубое, голубые васильки и, видимо, повторяя черты национального идеала, воплощенного несколько лет назад в акварели Русская Венера, тяготел к Венецианову. «Здесь легкий жанр с претензией на многозначительное «придуривание» и стилизация и облегченный гротеск и острота сдвигов и смещений и путаница театра и жизни, правды и лжи и соединение приземленности и возвышенности». 17 апреля 1896 года он венчается в с О. М. Мунт в пензенском Кафедральном соборе.
А. А. Бесцельность. Не случайно вместе с ним к работе в Театре-студии на Поварской были привлечены Н. Н.
Мейерхольда. В 1913г. Тесная дружба связывала его с К. А. Сомовым. Романова. Нечего говорить, что значение Судейкина в «Бродячей собаке» было особо отмечено ее приверженцами в кабаретной форме: ему был присужден одноименный орден, кавалером которого он стал и он явился одним из главных героев гимна, сочиненного в честь «Собаки» М. А.
Пастораль (1905), Сад Арлекина, Венеция (обе 1907), Северный поэт (1909), Восточная сказка (начало 1910-х) – характерны уже сами названия картин Судейкина. Так же, как разоблачен «механизм» ангельских крыльев, с беспощадным объективизмом изображена паутина ниточек, которыми управляются марионетки. В 1915 году кабаре закрылось и не только в связи с войной. В центре под аркой ветвей стоит Венера. Первая часть концерта «Весна грядет. » открывается необычайно радостным мотивом иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, — играет весь оркестр (tutti).
Никто не хочет слушать, никто не хочет знать. Обращая воображение к героям писателя-романтика Э. -Т. -А.
Да простит тебя Бог. Вся пластическая и образная система произведения вызывает ассоциации с принципами иной формы изображения и выражения, нового, бурно развивающегося в то время вида искусства — кино.
В 1922 году его привлекает А. Антуан к совместной работе над постановкой Юдифи Д. Бернстайна в театре,, Gymnase. Художник сотрудничал с Н. Ф. Осенью 1906 года Судейкин сам представился поэту. Здесь же похожие на игрушки арапчата и путти, прислонившиеся к ногам одной из жен. Тривиальна любовь Наты к заезжему трагику.
В 1919 перебрался в Тифлис. Его поэзия была поэзией на час. Свою кровную связь с «Бродячей собакой» Судейкин продемонстрировал, приняв самое деятельное участие в оформлении помещения кабаре. Постоянно показывал на выставках и новые станковые вещи". В решении занавеса Судейкин воплощает образ разгульной, хмельной Руси.
Герои пьесы: Параклет, что значит советник, помощник, утешитель, выступающий здесь в нескольких личинах (гадалки, д-ра Фреголи, Шмита, Монаха, Арлекина), актеры провинциального театра. Свою способность к ярким и острым характеристикам Судейкин проявил в эскизах костюмов. Однако работа в театрах на время принесла Судейкину известность и признание.
Его знали как весьма активного участника художественной жизни, прямо или косвенно причастного к острой художественной борьбе или полемике, развернувшейся в эти годы и воплотившейся в деятельности выставок и группировок Мира искусства, Союза русских художников, Голубой розы, Бубнового валета, Ослиного хвоста, Союза молодежи и других.
Драматизм любовного свидания окончательно развенчивается в игрушечных фигурах влюбленных. В 1909 г. Судейкин поступил в Петербургскую АХ. Таировым — над пьесой «Изнанка жизни» X. Бенавенте в петербургском Русском драматическом театре. Дягилев, Н. Ф. Толстого) для Голливуда (1934-35). Белкина, Н. И.
Намерения нового театра сочетать пристрастие к новой литературе, преимущественно символистского толка, с поисками новых форм сценической выразительности, которые предполагали использование живописно-пластических опытов молодых художников, во многом совпадали с интересами Судейкина и были ориентированы на него и его товарищей по Училищу и творческих единомышленников в тот период. Странная прихотливость искусства обретать характер, тон, можно сказать, противоположные, противопоказанные окружающей действительности имеет в этих условиях особый смысл. 2).
Архитектурные сооружения уподобляются пилонам каких-то неведомых зданий, быть может —древнеегипетских храмов и в то же время они оказываются «зрячими», готовыми как бы обернуться в живые существа. Этот факт для биографии Судейкина не был случайным. Он исполнен в жанре облегченного гротеска. Первым привлек его к оформлению оперных спектаклей в московском театре «Эрмитаж» С. И.
Судейкин тянется теперь от XVIII века к натуральной школе. Гордона, Москва), а также из отзывов рецензентов, здесь были и загробные пределы — мировое пространство и черное мистическое небо с крупными звездами и огромные ангелы с лазоревыми крыльями, фланкирующие сцену и сама Саломея—блуждающая комета в необычайной длины мантии — космическом одеянии и голова Икоаноана, напоминающая античную трагическую маску с пустыми провалами глазниц, на постаменте-колонне и какое-то архитектурное сооружение, напоминающее крепость. Кузминым. Поперек.
Стравинского (1934/35, Оперная ассоциация, Филадельфия), опера Порги и Бесс Г. Гершвина (1935/36, Гилд-театр), Воспоминания (хореография Д. Баланчина, 1935/36, Американский балет), ряд балетов в хореографии М. М. В 1909 г. Судейкин поступил в Петербургскую АХ. Никогда еще Судейкин не был так непререкаемо тяжеловесен и выспренен, так однозначен. Евреинов. Но, думается, что и Судейкин внес свой вклад в это впечатление.
Только интимность, достигнутая в кружке почти семейными отношениями между его членами, здесь сменялась массовостью, вернее — интимность как бы выводилась вовне, внедрялась в широкую жизнь как ее важное начало и при этом проникала в то, что ей противоположно, а само действие становилось более прихотливым. В этом смысле Судейкин условнее в своем творчестве. Адана, эскизы которого принадлежат к числу лучших полотен художника. Судейкина выгодно отличает здесь от Яковлева яд иронии.
Сапунов, Н. П. Эскизы и программки, оформленные им, пользовались популярностью среди русской эмиграции в основном благодаря «русскому национальному стилю». В спектакле оно получило новую жизнь. Фигуры как будто двигаются с бесшумной легкостью. Театр станет для него своеобразным аккумулятором его разноречивых и контрастных импульсов.
Характерно при этом, что художник игнорирует пространство и культивирует плоскость. В 1905 расписал фойе Театра-студии на Поварской (при МХТ) и исполнил декорации к драме «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка в постановке В. Э. Мейерхольда. Напрасно, напрасно. Это был, по характеристике Б. К. Сохраняя еще в течение 1930-х годов репутацию даровитого театрального художника, Судейкин оформляет ряд спектаклей русского и зарубежного репертуара, участвует в сценическом воплощении новых произведений, сотрудничая с талантливыми постановщиками (преимущественно со своими соотечественниками). При всей яркости и плотскости, при всей рассчитанности и упорядоченности говор цветов и форм в Забаве дев подобен полушепоту таинственных сказочных видений, каждую минуту готовых исчезнуть.
В 1923 году Судейкин переезжает в Соединенные Штаты Америки. Эти листы напоминают иллюстрации Агина. Но, видимо именно этими своими чертами пьеса отвечала А. Я. Но бесплотность их в большой мере претенциозна. Цыбульским.
Этот же иронический аспект, по свидетельству Н. Н. «Растворяющейся» импрессионистической форме театрального костюма предшественников он противопоставляет обостренно-угловатую замкнутую форму, в то же время тяготеющую к сложным диссонансным связям с целым. Комиссаржевской в его же помещении.
Пронина и Доктора Дапертутто — В. Э. Вместе с художниками Д. Какабадзе и Л. Гудиашвили декорировал литературное кафе «Химериони», вместе с С. А. Сориным – кафе «Ладья аргонавтов».
Судейкин оказывается в ней ординарным подражателем он поет здесь с чужого голоса. Он тоже ни к чему не мог относиться вполне серьезно, не был ни в чем уверен до конца. Теперь все реже и реже в произведениях Судейкина наблюдается многозначность. С 1908 года Мейерхольд ведет театрально-педагогическую работу в своей студии. Драматургический материал в данном случае приходил на помощь подмосткам. Там он становится сценографом: сотрудничает с театрами "Летучая мышь" и "Балаганчик". Композитор и постановщик «Беглой», Н. Н.
Однако, будучи лишь стилизацией итальянской комедии, произведением драматурга XIX века, она и «корректировала» эти возможности. Мейерхольд. Это сочетание романтической яркости и насмешки в значительной степени выразилось и в работе художника. Старая балаганная история о легкомысленной Коломбине и о ее двух любовниках.
Но результатом оказывается опустошающая одноплановость, противопоказанная синтезу. С другой стороны, отдельные Элементы архитектуры—чрезмерно приземистые, массивные колонны дома, пристройка с куполом, в своей нелепости и грубости явно нарушающие чистоту стиля ампирного дома, — отвечают сатирическим чертам развертывающихся событий и характеров. Переходный характер и трудности отметили и работу художника. Стравинского по эскизам Н. К. На знаменитой картине Сандро Боттичелли (1445—1510) «Весна» справа, легко скользя по цветущему лугу в прозрачных, легких одеждах, рассыпает цветы сама Весна.
и К. Б. В Москве и Петербурге в предвоенные годы почти каждый месяц открывались новые театры, студии или кабаре, некоторые из них, такие как Кривое зеркало, Бродячая собака, Привал комедиантов, были связаны с деятельностью С. Ю. театральный музей им. Радаковым в оформлении вечера Собачья карусель. Увлечение художника символистским театром этими спектаклями, видимо, еще не исчерпалось. Все это чрезвычайно таинственно, страшно и. тривиально.
Словно грузность и вязкость воображения художника, сковывая его силы, не позволяли ему в полной мере развернуться и воспарить над «реальной земной» прозой. Быть может, есть нечто общее с музыкой Стравинского в сухости и печати некоего иррационального холода, ощущаемых в этом эскизе. Один из эскизов оформления (частное собрание, Нью-Йорк) представляет всю экспозицию балета в основных эпизодах.
Его натюрморты – Саксонские фигурки (1911), Цветы и фарфор (начало 1910-х) и др. (При этом, конечно, приземленность иллюзорность, приобретая демонстративный характер, эстетизируются. ) Нельзя не вспомнить здесь оформления второй картины Весеннего безумия, разворачивавшегося также за кулисами театра, со всем его пафосом развенчания театрального лицедейства.
Происходило завершение тенденций, наметившихся еще в ранний период творчества художника. В этом смысле чрезвычайно поучительна картина Русская идиллия (частное собрание, США). Пристрастие «Привала комедиантов» к творчеству Козьмы Пруткова не трудно понять. Печать этой судьбы лежит и на посвященных театральности произведениях художника. «Бродячая собака» с ее кабаретной формой призвана была осуществить сложный союз жрецов искусства и действительности на этапе, когда их расхождение стало особенно резким и глубоким.
Евреинова, был присущ еще в большей степени оформлению балета «Привал кавалерии», поставленного тогда же, который воспринимался как откровенная пародия на постановку Мариинского театра. В связи с постановками «Весеннего безумия», да и «Цезаря и Клеопатры» нам важно здесь отметить некоторое особое соответствие между их драматургией и ее пластической интерпретацией Судейкиным. В их прихотливый союз вторгаются еще инородные переливы горячего желто – оранжевого цвета.
Но, как всякое утопическое образование, она была обречена. Исполнил ряд портретов, в том числе портрет О. А. Глебовой в водевильной роли Путаницы (1909). Каменский, И. Северянин, А. А. Таково оформление постановки пьесы Н. Н. Среди них: опера Мавра И. Ф. Присущие изображению стереоскопическая четкость, демонстративная картинная красивость уподобляют образ зримого реального мира миражу и придают ему почти сюрреалистический характер.
В эскизах костюмов Судейкин создает яркие, отточенные гротесковые характеристики действующих лиц. Он много работал для нью-йоркской «Метрополитен-опера», где оформил балеты И. Ф. Эспозито, Орфей К. В.
Музыка точно следует за образами стихов. картинная галерея Армении, Ереван). Судейкин, Сергей Юрьевич (1884-1946) пользовался широкой известностью как представитель «дерзкого»поколения живописцев, пришедшего на смену Коровину, Врубелю, Серову, Борисову-Мусатову. Слева тянется за апельсином Меркурий. В комической опере на темы Гофмана гофманский гротеск упростился, стал невиннее и добрее, ослабло и лирико-поэтическое начало. театральный музей им.
В 1909 году Ф. Ф. Яковлевым и Б. Д. Особенно ярко проявил себя Судейкин, состязаясь с Г. Б.
По существу, декорационное оформление своей картинной застылостью нейтрализовало игру, ради которой Судейкин мог испытывать желание оформлять Женитьбу Фигаро. Стравинского, сотрудничает в театре М. Кузнецовой, создает декорации для вновь организуемого парижского театра «Балаганчик». Стравинского «Петрушка» (1924), «Соловей» (1925), «Свадебка» (1929) оперы «Садко» Н. А.
Головина Головин Александр Яковлевич Русский художник. В этом смысле театральный костюм отразил понимание художником пластической формы вообще. Этот жанр малой музыкальной «полусерьезной» формы давал художнику особые возможности потому, что его зрелищности и красоте органически соответствовала мистификация, тяготение к «обратимости» и была противопоказана однозначная завершенность и определенность. При этом пьеса сосредоточивала внимание на «несерьезной» стороне частной жизни.
А. А. Этот безмерный разгул фантазии, который привел, по всеобщему мнению, к крайней изобразительной перегруженности постановки, это бесконечное число занавесов, один другого красивее, но бесполезных, эти павильоны, не оправданные действием, это пиршество красок, в котором терялись актеры, тонуло и «глохло» действие. Ее жест указывает на трех граций, причудливо сплетающих в хороводе руки. Он имел в виду В. Ф. "Пастораль" (1905), "Сад Арлекина", "Венеция" (обе 1907), "Северный поэт" (1909), "Восточная сказка" (начало 1910-х) – характерны уже сами названия картин Судейкина. «Пастораль» (1905), «Сад Арлекина», «Венеция» (обе 1907), «Северный поэт» (1909), «Восточная сказка» (начало 1910-х) — характерны уже сами названия картин Судейкина. Это влияние несомненно и в гамме сине-лиловых тонов и во всей демонической символике. Сюжет либретто Беглой, сочиненного Л. Н.
В оформлении «Беглой» это сказалось уже в эскизе занавеса, уподобленного платку. Уже «Карусель» давала почувствовать, что приверженность к ним — одна из самых органичных проявлений души художника. Примером может служить продавец в валенках и тулупе.
Художник, сценограф. Лишневской, художником А. А. Он мгновенье последнее тратит, Чтобы славить тебя. Сотрудничал также с труппами Дж. Но в пронизанной ощущением волшебства, таинственной и «легкокрылой» романтике сказочных сновидений этой декорации было нечто противопоказанное народной площадной комедии.
В течение нескольких лет Судейкин оформил в Метрополитен-опера ряд постановок: Петрушка (1924/25), Соловей (1925/26) И. Ф. также напоминают театральное действо, сценическую площадку. В картине создан образ, который представляет собой воплощение развоплощаемого волшебства. И это движение тут наступило, этот выход обозначился.
Евреиновым, а через него и Судейкиным, — идее театрализации жизни. Радаков и он сам. Мало того, он испытывает теперь неутолимую потребность разоблачать их и сомневаться в них. Бенуа, образам Судейкина присуща более острая гротесковая выразительность.
Денисов. Во всем этом звучат ноты тревожной сумрачности. На всех лицах лежит тень невысказанной грусти. Репина.
В отличие от большинства других "голуборозовцев", Сергей Судейкин (не без влияния своего друга К. А. Сомова) исповедовал некий "иронический символизм", превращая свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора либо "прекрасной старины" ("Гулянье", 1906, Третьяковская галерея "В парке", 1907 "Балет", 1910 обе работы – в Русском музее серия собственно лубков "Масленичные герои", середина 1910-х годов). Нижинской. Баланчина и М. М.
Комиссаржевской. Стравинского, А. Н. Автором масштабных декораций и не менее эффектных костюмов был С. Ю.
Римского-Корсакова (1929), «Летучий голландец» Р. Вагнера (1930) и др. Рериха (совместно с М. Яковлевым и О. К. Рахманиновым и М. М. Радаковым, композитором Н. К.
В эскизе декорации первого действия (Гос. И росписи Судейкина — навеянная мотивами поэмы Ш. Бодлера Цветы зла живопись стен и потолка, фантастические птицы на ставнях. Он – на твой порог. Преследуемая Зефиром Флора словно ищет у нее защиты. Бродячая собака знала истинное непринужденное веселье, знала атмосферу подлинного артистизма и несомненно несла в себе частицы закваски животворного карнавального мироощущения.
Ауслендер. Черепнина и «Трагедия Саломеи» Ф. Шмидта. Не лишено было оформление и экспрессии, ярко сказавшейся в решении костюмов.
Потемкина изысканную и шутливую. Моцарта (1926/27), Миньон А. Тома (1926/27), Свадебка И. Ф. С первых шагов вступления в художественную жизнь Судейкин обращает на себя внимание С. И. Мало того, как бы в компенсацию простоты они обещали обратимость иносказание, мистификацию игру, в чем скрывается особенное, быть может, главное обаяние традиций итальянской импровизированной комедии в условиях русской действительности начала 10-х годов XX века.
Среди всего этого – картины Сергея Судейкина и других художников». Во всем этом холодный объективизм равен по степени экспрессионистской напряженности, так же как будничная приземленность — аллегорической иносказательности.
В этом смысле Соловей — сказка сказок. Стихия декоративности никогда не выступала в произведениях Судейкина в такой чистоте. Судейкин участвовал в "Русских сезонах" в Париже, выполнив декорации и костюмы к балетам "Красная маска" Н. Н. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения.
Но творческий результат этой привязанности менее плодотворен, чем прежние. Два ангела, низвергнутые на землю, с статными мускулистыми телами в пышно расцвеченных трико, с крыльями, трактованными как сработанная несложная конструкция — летательная аппаратура, которую они тут же налаживают, представлены как цирковые гимнасты. Его натюрморты – "Саксонские фигурки" (1911), "Цветы и фарфор" (начало 1910-х) и др. Комиссаржевской. Фокина, выполнил декорации к кинофильму "Воскресение" (по роману Л. Н.
Судейкина. Они заново переосмыслили реальность, увидели ее как эфемерную субстанцию. Тема театра не раз возникала в его живописи. Участвовал в Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне (1906), выставках «Стефанос» (М., 1907/1908), МТХ и СРХ (1905–1910), «Мир искусства» (СПб., 1906, 1911–1917 член-учредитель общества). Доказательство тому и их приверженность «Бродячей собаке». По-видимому, умилительная детская наивность выступала здесь не в чистом виде.
Знаменательно, что «Бродячая собака» возникла при Обществе интимного театра. Но эти качества цветового строя отнюдь не всегда служат только условности. И, наконец, картина-панно, посвященная венецианскому театру (собрание 3. С. Рахманинова, поставленного М. М. Балан-чина и М. М. Фокина, выполнил декорации к кинофильму Воскресение (по роману Л. Н. Толстого) для Голливуда (1934-35).
Художник подчеркивает их значимость в сюжете картины. Сапунова.
Какая-то сила влекла Судейкина к форме, где растворение образа в потоке времени, краткосрочность и фиктивность его существования были едва ли не основным из всех его жизненных проявлений, где живопись уже совсем отрывалась от стен, утрачивая пространственные опоры, сохраняла себя—только себя теряя, материализовалась более, чем когда бы то ни было, перевоплощаясь в материи костюмов, ширм, занавесов, но становясь в этой материальности фиктивной, как никогда. Зато больший вес приобретает гротесковое начало. музыкального произведения с тем же названием.
Вот – ярмарки, балаганы, Петрушка, катанье под Новинским, где все пьяным-пьяно, где на тройке пролетают румяные купчихи, а курносый чиновник, томясь от вожделения, глядит им вслед. Так же вне истории, вне стиля решались, по его определению, декорации и костюмы. Кузнецовой, с театром «Аполло» для балетной труппы А. П. Если вспомнить опыт Подвала падших ангелов, если ощутить тревогу в образах картины Депрессия и отметить новую тягу художника к примитиву в Портрете с женой, то подобное влечение к неоклассицизму объяснимо.
Росписи стен и потолка были сделаны главным образом им. Наконец он мог отвести душу. В эскизах костюмов к постановке (собрание Н. Д. «Проказы вертопрашки» относились ко времени правления Елизаветы Петровны, к милому сердцу Судейкина русскому XVIII веку, знатоком и страстным поклонником которого он был.
В эскизе декорации к Лебединому озеру (Гос. Его образы здесь одинаково причастны к двум крайностям: приземленной будничности, случайному, бытовому — и значительному, вечному, к печальному — и смешному, но ни к тому, ни к другому не «пристают». Лобанова, Нью-Йорк), осуществленной на сцене театра Метрополитен-опера в 1929 году, Судейкин снова обращается к кубизму, на этот раз видя пластическую аналогию музыке Стравинского в соединении кубистических форм с формами русской иконописи и лубка, с «русской иконописью камаринскими красками», как он выражался. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Картина представляет своего рода русские вариации на темы Марка Шагала.
Вместе с тем в обоих эскизах декораций проявилась особенная, по-новому преображающая сила судейкинской кисти, одушевленной возвратом «всерьез» к классике и романтике старинного балета: в сочетаниях красок, по-судейкински нарядных, сочных исчезает дерзость, в нежную улыбчивую мягкость этих сочетаний, в цветовой и пластический ритм вносится строгость, композиция, подчеркнутая дугой радуги, приобретает упорядоченность, в корне противоположную прежде любимой художником прихотливости и, наконец, цветовые сочетания и прикосновения кисти исполнены теперь как бы удовлетворения и ответственности, противостоящей прежней безответственности. И все же связь с традициями народного творчества, с народными канонами красоты становится более внешней не только в акварели «Масленичное гулянье», но и в «Петрушке» и в лубках. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940) – из семьи пензенских купцов Мейергольдов. Работал по учету ценностей в национализированном Воронцовском дворце, участвовал в выставке «Искусство в Крыму» (Ялта, октябрь 1918).
Такого рода мироощущение, несомненно, носит романтический характер. Впрочем, мирискусническая направленность характерна для всего оформления. Комиссаржевская, В. Э. Как в росписи, так и в вечере, состоявшемся 13 декабря в залах на Малой Конюшенной, который, по сообщениям печати и по программе «Бродячей собаки», назывался Парижский игорный дом на улице Луны, знаменательная историческая дата отмечалась в шуточно-гротесковой кабаретной форме.
Судейкин изображал балет и кукольный театр итальянскую комедию и русское масленичное гулянье (Балетная пастораль, Гулянье, обе 1906 Карусель, 1910 Петрушка, 1915 серия лубков Масленичные герои, середина 1910-х и др. ). Григорьевым. По сравнению с решением оформления «Петрушки» А. Н. Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника.
Черепнина в 1940 году — один из балетов, поставленных Б. Ф. Мусоргского (1930/31). К концу первого десятилетия в искусстве Судейкина происходят изменения. В самой этой идее, как в капле воды, отразилась специфика мышления художника.
В 1913г. Написал панно по мотивам балета «Весна Священная» И. Ф. Стравинского, картины «Американская панорама», «Русская идиллия», «Двойной семейный портрет», «Моя жизнь». В этом смысле Судейкину с его творческими влечениями были ближе акмеисты. Исполнил декорации к кинофильму «Воскресение» по Л. Н. Толстому (1934–1935) в Голливуде. Декорации не только не создавали целостного пластического образа. Преображенность выносится на поверхность, прокламируется и обнажается. Потемкина (середина 1910-х годов, Гос.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881-1890) у,,, в Академии Ф. Коларосси (Париж) у Ж. -Э. кроются в глубине души. Бахрушина), хотя, по-видимому, он непосредственно с постановкой и не связан. Речь идет о Привале комедиантов, возникшем в доме 1 на углу Марсова поля и Мойки после закрытия в 1915 году «Бродячей собаки», по инициативетого же Б. К.
Творчество Сергея Юрьевича Судейкина (1897-1909) можно определить как близкое символизму. Бакст. Беглая должна была стать первой русской оригинальной опереттой. Небо, ад, балаган уподоблены друг другу.
Здесь и занавес с изображением Мельпомены, величественно раскинувшейся на ложе и повернутой дебелым жирным задом к зрителю и живые статуи — оштукатуренные девки и много других весьма красноречивых деталей. Однако вторая сторона оказывается ведущей. Сапуновым оформил «Смерть Тентажиля» в постановке В. Э. Баланчина и т. д. ), плодотворно развивая традиции "живописного театра" модерна.
Могла вызвать чувство протеста у консерваторов не только дворянская фуражка, в которую был одет Поросятин, но весь дерзкий, насмешливый характер изобразительного решения. Из троих художников, расписавших подвал, — В. П. Головин и Л. С.
Принимал участие в выставках «Союза русских художников», «Алая роза», «Голубая роза», «Золотое руно». Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет. Акимов, а одним из истоков — живопись Г. Б. Мейерхольд, А. Я.
Вспомним чувства, которые внушала Карусель. Балиевым и его активное сотрудничество в Летучей мыши. Эти же черты присущи решению костюма мудрого правителя Зароастро, в котором Судейкин добивается эпической величественности и аллегорической многозначительности звучания пластических форм. Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет. Русский музей) сами мотивы — хижина Жизели с черепичной крышей, охотничий домик, сельский пейзаж (долина с мягко уходящими вдаль холмами), облик Жизели и охотников—традиционны.
Это не помешало ему при оформлении инсценировки по рассказу Мопассана Мадемуазель Фи-фи в Малом театре создать реалистическую обстановочную декорацию, достоверный жизненно конкретный облик интерьера, роскошного, но «преображенного» военными разрушениями. Даже персонажи картин Поэт и В бурю пребывают в каких-то танцевальных позах. Мордкина для постановок его балетной труппы — Жизель А. -Ш. В конце 1930-х годов таких счастливых удач становится все меньше.
Охлаждаясь и нагреваясь, эти цвета, меняя оттенки, мирятся и спорят между собой. «Весна» — первый концерт в цикле концертов «Времена года» Антонио Вивальди (1678–1741) — наиболее популярном сочинении итальянского композитора в стиле барокко. Едва он поступил в театр, как Судейкин получил от него предложение оформить готовящуюся постановку Сестра Беатриса М. Метерлинка.
Позднее оформлял спектакли для многих театров Москвы и С. -Петербурга: «Сестра Беатриса» М. Метерлинка для театра В. Ф. Комиссаржевской (1906), «Весеннее безумие» О. Дымова для Нового драматического театра (1910), одноактные балеты «Лебединое озеро», «Привал кавалерии», «Тщетная предосторожность» и комическую оперу М. А. Кузмина «Забава дев» для Малого театра (1911), комедию «Женитьба Фигаро» П. Бомарше для Камерного театра (1915). В этом же году в театре Vieux colombier идет пьеса А. Н. Театр в театре, как бы удвоенная театрализация—сущность картины Арлекинада (Гос. Эти черты были присущи и оформлению Судейкина.
Он – на твой порог. Судейкин изображал балет и кукольный театр итальянскую комедию и русское масленичное гулянье («Балетная пастораль», «Гулянье», обе 1906 «Карусель», 1910 «Петрушка», 1915 серия лубков «Масленичные герои», середина 1910-х и др. ).
Картина Петрушка, возможно, связана с родившейся в 1914 году, не без влияния военных событий идеей возобновления на Марсовом поле в Петербурге масленичных гуляний (неосуществившихся по тем же причинам). В гротесковом варианте сказочного образа русского Иванушки-дурачка выступает барабанщик.
Русский музей), является, по-видимому, эскизом к оформлению третьей и четвертой картин. Такого рода черты не новы в творчестве Судейкина (достаточно напомнить Карусель), только теперь маски, куклы гораздо более предметны иллюзорны и вот таким образом игра реальных лиц и масок, живых людей и кукол лишена той взаимо-проникновенности и единства, какое было раньше.
В результате весь образ напоминает «душеспасительные мещанские картинки» или «жестокие романсы» с тем характером драматизма, который присущ именно этим явлениям. Павловой оформил Спящую красавицу Чайковского и Фею кукол И. Байера. Эта постановка увела Судейкина от идей условного театра, связанного с символизмом.
Поперек. В 1905 г. Судейкин совместно с Н. Н. Эта многогранность, стойкая изменчивость смысловых значений событий и характеров, предопределяющие необходимость соединения поэзии и иронии, эпического пафоса и мелодрамы, вся специфика драматургического материала требовали особых форм сценической выразительности, что и обусловило направление работы режиссера-постановщика и художника. Постановки «Проказы вертопрашки» и Женитьба Фигаро были осуществлены в разгар империалистической войны.
Тесная дружба связывала его с К. А. Сомовым. Речь идет о его влечении к работе в театре, которое в конце первого десятилетия становится прочным, постоянным и осознанным. Породившие кабаре романтические настроения, причастные к поэтичности и иронии, к надежде и скепсису, сквозили уже в его обстановке. В этом смысле особенно важны не стертые, а, напротив, выявленные границы между вымышленным, мнимым и реальным.
Озаровского Проказы вертопрашки или Наказанный педант с для постановки Московского драматического театра, осуществленной в 1915 году, должна была увлечь художника и прийтись ему особенно по душе. В картине Депрессия (1930, частное собрание, Нью-Йорк) жажда добиться актуальности своего творчества заставляет даже обратиться Судейкина к социальной теме, по существу своему глубоко ему чуждой и определяет принцип решения, который с известной долей условности можно назвать аллегорическим экспрессионизмом. Яркий изысканный наряд дамы состоит из стилизованного под средневековую моду платья, украшенного красной лентой, а также яркой синей накидки, затканной золотыми бурбонскими лилиями. В комбинации ломающихся геометрических объемов, на пересеченных, сломанных плоскостях которых изображены фрагментарные иконописные лики, есть что-то наивное и прямолинейное.
Кузнецовой, с театром Аполло для балетной труппы А. П. Судейкин.
Этот мотив является своего рода рефреном, что придает музыке форму, похожую на рондо. "Голубая роза" была цветком любви и высшей чистой страсти.
Головина также напоминают театральное действо, сценическую площадку. Это произведение подчеркивает уже наблюдаемую нами особую близость Судейкина к тем театральным исканиям, которые осуществлял в эти годы режиссер Н. Н. Широкая гранитная лестница, увенчанная обелиском (по ней в балете опускалась и поднималась нечистая сила), разворачивающаяся дугами по ее сторонам каменная стена и мрачные объемы какой-то часовни с тускло светящимся небольшим зарешеченным окном — все это пышно, барочно и выспренно в своей мрачности и мистицизме и в итоге — банально. В их расставленности, симметрии господствует статика.
Судейкин, которого издавна волновало сохранение национальных и народных художественных традиций, с радостью готовился возглавить художественную часть этого мероприятия. Но не виден ли за ними предел. Импонировала «Изнанка жизни» и Судейкину.
В 1907 стал одним из организаторов московской выставки «Голубая роза». Все дано в познавательном, этнографическом аспекте.
Мейерхольда для Театра-студии на Поварской в 1906 г. — драму М. Метерлинка «Сестра Беатриса» в Театре В. Ф. Гляди:Не в проклятых Мазурских болотах, Не на синих Карпатских высотах. Сотрудничал также с труппами Дж. В картине Моя жизнь очевидно стремление Судейкина преодолеть ущербные черты своего творчества и выйти победителем в борьбе за качество, создав синтетический и приподнятый пластический эквивалент своей биографии. За теплой домашней и камерной обстановкой гостиной третьего акта следует фантасмагорический пейзаж четвертого действия, своего рода видение Венеции XVII века в причудливом итальянско-мавританском стиле, с гротесковыми куклами – артистами на заднем плане и не менее гротесковыми живыми (но точно ли живыми. ) персонажами на авансцене. Таировым в 1912 году. Пронина, вечер веселый и мракобесный. По сути дела, образный строй картин «Кукольный театр», «Арлекинада» и отношение к театру и жизни в них противоположны тому отношению, которое вызывало у Судейкина влечение к кукольному театру в юные годы.
Художественная деятельность мастера подходила к закату. Но ее любовь к нему не гаснет. Он все время подчеркивал: Я – художник в театре, – прежде всего художник, а потом, если нужно уже декоратор. Первые торжества, связанные с открытием «Бродячей собаки», стали своеобразным откликом на знаменательную дату, под знаком которой проходил 1912 год, — столетие победы русских над французами.
Во многом от сомовских «маркиз» отталкивался Судейкин в своих работах, также воспроизводивших пасторальные сцены галантной эпохи. Мамонтов. Панно Судейкина заставляет вспомнить предреволюционные картины К. П. Сопоставим особенности композиции этого живописного полотна с особенностями построения (формой) музыкального произведения с тем же названием.
Зимина. Адана, Дионис А. К. Бакст. Судя по рецензиям, художник ничего подобного не делает.
Мамонтовым, который ввел Судейкина в художественную жизнь. В этих эскизах ощущается родственность театрального творчества Судейкина и определенного направления в развитии советской театрально-декорационной живописи, ярким представителем которой был Н. П. Таков же образ, воссозданный в рисунке (собрание Г. М. Гофман не случайно принадлежал к числу самых любимых писателей Судейкина и его друзей.
В 1909 г. Судейкин поступил в Петербургскую АХ. Л. Ф. Мясин), «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля, «Золотая рыбка» Н. Н. Черепнина и «Жизель» А. Адана (1937–1938 нью-йоркская труппа М. Мордкина), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1939 Original Ballet Russe, Covent Garden, Лондон балетм. В 1911 г. он стал членом объединения "Мир искусства". И кто-то беспощадно казнит этих юных, прекрасных людей.
Украшенная золотом и фарфором крышка шкатулки (в стиле китайщины с характерным сочетанием натурализма и барочной пышности), заполняющая все пространство сцены, захватывает необузданной фантастикой образа, щедрой и запутанной орнаментикой. В 1909 г. Судейкин поступил в Петербургскую АХ. В феврале 1917 приветствовал революцию и откликнулся на нее плакатом-карикатурой на Николая II «Слетайтесь, вольные птахи / На красные рубахи / Долго ты нас мучило / Огородно чучело» (июль 1917 издательство «Парус»).
Писал сцены из грузинской жизни, гротескно-символические картины: «Химера», «Дон Жуан» и др. По направлению к небу в композиции усиливается фантастика и иносказательность. Но ничто не отвечало этому характеру так непосредственно, как образ карусели.
Разница, граница между ними отчетливо видна, сюжетно оправдана и мотивирована. С некоторыми из них, в первую очередь с А. А. (Сколько гибелей шло к поэту, Глупый мальчик: он выбрал эту, – Первых он не стерпел обид, Он не знал, на каком пороге Он стоит и какой дороги Перед ним откроется вид. ) Это я – твоя старая совесть Разыскала сожженную повесть И на край подоконника В доме покойника Положила – и на цыпочках ушла.
Обостренная характерность сменяет гротесковую театральность, фантасмагоричность. Бакста и к Весне священной И. Ф. Римского-Корсакова (1929/30), Летучий голландец Р. Вагнера (1930/31), Сорочин-ская ярмарка М. П. Неизвестность. Мешал оттенок манерности.
Созданные Судейкиным эскизы костюмов к этой постановке (собрание Е. А. Шедевром этого периода стала постановка Маскарада М. Ю. Лермонтова. Он снова продемонстрировал свою причастность к поискам стильности, воочию свидетельствующей о его прямом отношении к стилю «модерн». И в то же время, кажется, он намеренно отравляет и это праздничное зрелище и эту красоту. Кардовского в Академии художеств А. Е.
А. А. Судейкин извлекает из мотива возможность многократной игры. — при всей их близости к натюрмортам А. Я. При этом большую роль во всем существе содержания играет и скепсис.
Пожалуй, точнее всего ущербность картины «Депрессия» определит слово противоестественность ибо слагающие образ элементы лишены в ней тех необходимых внутренних связей, которые в свое время обеспечивали органичность созданий художника при зачастую фантастичности их мотивов и являлись условием их художественной качественности. В 1912 году С. П. И это наслаивание двух аспектов создает прихотливую игру граней. Как явствует из эскизов занавеса (собрание Е. Р.
Объяснима и особенная популярность этих традиций в широких кругах интеллигенции. театральный музей им. Нельзя не вспомнить о том, что Судейкин прошел через мастерскую Д. Н. Показательно, в «Бродячей собаке», этой колыбели и лаборатории синтеза, объединения искусств, всего и вся, по инициативе Судейкина проводились опыты слияния, установления единства живописи и музыки, с одной стороны и живописи и слова — с другой. Фотография, запечатлевшая богоматерь с младенцем — куклой, сделанной О. А.
Переезд в США в 1923 г. не изменил направленности интересов Судейкина. Чайковского и "Фею кукол" И. Байера. Облик кабачка (первый акт) остро контрастирует с характером круглого фантастического зала (второй акт) — у Олимпии, в центре которого девушка-кукла играет на арфе, а сверху из-под галереи, обнимающей зал кольцом, на потолке являются таинственные гротесковые персонажи. После этих балетов оформление «Трагедии Саломеи» на музыку Флорана Шмидта, созданное совместно с балетмейстером Б. Г. Жизнь в театре).
Как верно отметил С. К. Адана, Классический балет и хореографические фантазии под названием Русские пляски. Нет детской непосредственности, простодушия и веры в магию подмостков. Нависшая над пространством сцены дуга, определяющая композицию, с бесспорностью свидетельствует о связи произведения с «Привалом комедиантов». Я. Головинатакже напоминают театральное действо, сценическую площадку.
Переезд в США в 1923 г. не изменил направленности интересов Судейкина. Тесная дружба связывала его с К. А. Э. -Т. -А. Безысходность. Потемкин, вне времени и пространства.
Судейкин изображал балет и кукольный театр итальянскую комедию и русское масленичное гулянье ("Балетная пастораль", "Гулянье", обе 1906 "Карусель", 1910 "Петрушка", 1915 серия лубков "Масленичные герои", середина 1910-х и др. ). Евреинов в Старинном театре. При крещении по лютеранскому обычаю получил три имени – Карл Теодор Казимир. Яковлеву. Это заставляет предполагать эскиз оформления неизвестной театральной постановки, принадлежащий Музею русского искусства в Киеве.
Котляровой, Ленинград). Но если это и не так, если полотно и не висело на стенах кабаре, оно несет на себе печать его биографии. Он работает с Анной Павловой, оформляя балеты Фея кукол и Спящая красавица. По своим качествам произведение стоит за гранью искусства. Недостатки декораций отчасти компенсировались костюмами.
Художник сотрудничал с Н. Ф. Следует обратить внимание на содержание драмы. Устремления художника и его возможности как колориста со склонностью к разомкнутым и неразрешенным цветовым гармониям, к прихотливым и игровым пластическим характеристикам весьма соответствовали этой форме и даже нуждались в ней. В интерпретации произведения, принадлежащего перу писателя, для которого противопоставление иронии поэзии, лирике являлось едва ли не главным внутренним смыслом творчества, обнажилась недостаточность и иронии и лирики Судейкина.
Романовым для дягилевского сезона 1913 года, не представляется неожиданным. В 1913г. Мы уже отмечали в искусстве художника нарастающую к этому времени тягу к гротеску и стремление к его облегчению и как бы притуплению, лиризм, поэтическую приподнятость и препятствующий взлету, приземляющий прозаизм, власть утопической мечты о замкнутой жизни в искусстве и потребность «разбазарить» свои творческие страсти, унизить свой идеал. Так, красноречива в этом отношении фантастическая декорация третьего действия, сцены ночного празднества (Сад Сирены»), где хореографии принадлежало особенно важное место. Гляди:Не в проклятых Мазурских болотах, Не на синих Карпатских высотах.
Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет. Они заново переосмыслили реальность, увидели ее как эфемерную субстанцию. Сапуновым оформил "Смерть Тентажиля" в постановке В. Э.
Они воплощают такого рода контрастность в самой высокой степени. Он мгновенье последнее тратит, Чтобы славить тебя.
Однако национальным образам и в этом суждено претерпеть существенные изменения. Судейкин в этом был повинен не меньше автора либретто и постановщика. По вечерам молодые таланты гуляли по набережной, снимали матросов, предпочитая «попроще». В его творчестве уже навсегда, бесповоротно воцаряется однозначная серьезность.
(Сколько гибелей шло к поэту, Глупый мальчик: он выбрал эту, – Первых он не стерпел обид, Он не знал, на каком пороге Он стоит и какой дороги Перед ним откроется вид. ) Это я – твоя старая совесть Разыскала сожженную повесть И на край подоконника В доме покойника Положила – и на цыпочках ушла. Мнимый герцог, бывший беглый каторжник Леандр, влюбляется в дочь богатого купца Сильвию, которая отвечает ему взаимностью. Также, как они, «количественное» нарастание гротескового начала совпадало с притуплением его характера, с его угасанием. В обстановке интерьера здесь сочетаются атрибуты черной магии и театра итальянской комедии масок с деталями мещанского повседневного быта и на ее фоне выступают рядом арлекин и другие персонажи комедии дель арте, артисты в костюмах из разыгрываемой во втором акте античной трагедии и «комедианты жизни»— обитатели убогих меблированных комнат.
Заметим попутно, не случайно «Бродячая собака» всегда производила противоречивые впечатления на посетителей. Но едва ли он был до конца прав. Среди них возвышаются балетная танцовщица и кавалер, застыли восточные «болванчики», с боков замыкают сцену сидящие в иератических позах турок и турчанка, курящие кальян. В существе «Бродячей собаки» скрестились скептицизм и вера в идеальный идеал. Судейкин остается в их решениях верен себе. Развертываясь на фоне масленичных гуляний, «вертопрашество», как тогда говорили, очаровательной госпожи Доримены давало повод для вариаций на темы русской культуры, быта, литературы, театра.
В этом смысле оформление «Волшебной флейты» подчеркнуло ущербные черты искусства Судейкина 1920-х годов. Художник представляет пространство за сценой, подчеркивая его прозаичность и обыденность. Евреинова и Л. Н. Художник снова использует свой любимый прием: он театрализует композицию — фон (сарай), что придает обстановке видимость театральных подмостков, он обыгрывает мотив, внося в построение парадность, подчеркивая в позах изображенных иератическую неподвижность. В 1907 году под таким названием в особняке фабриканта Кузнецова в Москве прошел вернисаж.
С 1911 член «Мира искусства». Русский музей), в которых многозначность поддерживается с помощью гротеска. Они будут усиливать эту зыбкость или даже вносить ее.
Такова же декорация второго акта (собрание Д. Л. Сигалова, Киев и Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник), где изображен зачарованный герцог Альберт, застывший у надгробия в глубокой грусти, старая ветла с печально свисающими плакучими ветвями и хрупкий силуэт парящей над ветвями усопшей Жизели и где художник, казалось бы, готов вернуть нас к старинным постановкам этого балета, к их классико-романтическому строю. Во всех них сказывается эстетическое наслаждение мастера приметами русской жизни, ее колоритом в костюмах, предметах быта, обычаях, олицетворяющих собой национальные и народные каноны красоты, но сказывается как бы двузначно — в поэтическом утверждении содержится оттенок иронии и своего рода поправка сентиментализма примитивом, составляя зерно образного содержания произведений, несет в себе эту двузначность. Эти черты угадываются и в лицах девушек, подобно зеркальным отражениям (или эху) возникающих и исчезающих в световых потоках. Судейкин предстает здесь отнюдь не ироническим разрушителем классических традиций.
Комиссаржевский привлекает Судейкина вместе с Сапуновым и Араповым к оформлению пьесы «Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу в Новом драматическом театре, возникшем после закрытия Театра В. Ф. Тема театра не раз возникала в его живописи. Бенуа, а через него и с другими "мирискусниками".
Мы узнаем в замысле полотна любимую идею художника — уподобление жизни человека, его судьбы в мире некоему спектаклю на «подмостках» земли, мироздания. Кузнецовой, с театром "Аполло" для балетной труппы А. П. И в своем оформлении спектакля он идет навстречу этим надеждам. Об этом вечере дает представление рисунок «Русские в Париже», хранящийся в собрании Н. Н.
А. А. Павловой оформил "Спящую красавицу" П. И.
Всем своим существованием деятельность этих театров была обязана Судейкину. Воплощая беспросветную унылость, безысходность «космического» масштаба, художник в то же время сбивает это впечатление конкретными прозаическими деталями пейзажа, обнаруживая кудрявящиеся, как на ситце, узоры в небывалом, фантастической дикости ночном небе. Достаточно вспомнить Н. Н.
Ульянов, А. Шервашидзе, В. И.
В 1910-х годах Сергей Юрьевич Судейкин (1882-1946) наиболее ярко раскрывается как станковый и театральный художник, он становится участником выставок объединения Мир искусства, лидеры которого возглавляли процесс сближения живописи и театра. И о снижении качества искусства Судейкина нельзя не думать, сталкиваясь с произведениями конца 1920—1930-х годов, особенно станковыми. Утверждение драматурга, что важнейшие события человеческой жизни разражаются без всякого шума, эффектов. М. М. Фокин). Окрыленности Бродячей собаке хватило ненадолго. Прототип одного из персонажей повести М. Кузмина «Картонный домик». Конечно, Судейкин и здесь остается самим собой.
В 1925 сотрудничал в русско-американском издании «Альманах пилигримов» (в частности исполнил обложку к вып. Прониным и его женой В. А.
В 1920 г. Сергей и Вера Судейкины с помощью Зиновия Пешкова эмигрируют в Париж. Уже в занавесе, напоминающем иранскую миниатюру и звучащем как вкрадчивое вступление к восточной сказке, проявляется «игривый» мистифицированный характер декоративного образа, созданного художником. Во всяком случае, в свете этих тенденций его творчества этот факт его работы в кино становится не совсем случайным. театральный музей им. Оформил для Метрополитен-Опера балет «Петрушка» (1925, труппа Анны Павловой) и «Свадебка» (1929) И. Ф. Стравинского, оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1926), «Соловей» И. Ф. Стравинского (1926), «Миньон» А. Тома (1927), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1930), «Летучий Голландец» Р. Вагнера (1930), «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (1930). Здесь в полной мере Судейкин проявляет свой колористический дар.
Причем художник, стилизуя, минует иронию интерпретирует его всерьез. Очевидно, что пафосный характер спектакля требовал от художника более традиционного изобразительного языка. Можно ли сомневаться одна из которых козлоногая (с рожками сатира), всем своим обликом напоминающие женщин — посетительниц «Бродячей собаки» и персонажей панно Привала комедиантов. Ахматовой, Судейкина связывали в те годы самые дружеские отношения. Красноречиво было оформление сцены боя — декорация, писанная ярко-алыми с золотом красками (олицетворение крови и огня), которая аккомпанировала двусмысленному, отмеченному буффонадными чертами сражению.
В конце 1890-х вместе с Н. Н. Сапуновым оформлял спектакли для оперной антрепризы С. И. Мамонтова в театре «Эрмитаж». В основе вечера, по характеристике В. В. Каменского, лежала идея раскрашенного слова. В ней уживались противоположные, взаимоисключающие качества.
Однако нельзя не отметить здесь, что природа этой яркой выразительности образов «Беглой» несла в себе элемент, противопоказанный театру. Эти качества закономерно сочетаются с воцарившейся иллюзорностью. Стравинского, Волшебная флейта В. -А. Он подчеркивает акцентно-колкий характер звучностей, сухой колорит.
Как скептически охарактеризовал идею пьесы Н. Г. В 1904 с соучениками по МУЖВЗ устроил в Саратове выставку «Алая роза». Бурлюк, В. В. Мамонтовым и при его поддержке приобщается к широкой художественной деятельности.
Радаковым. Особенно прочно и органично имя Судейкина связывалось с Голубой розой и Миром искусства. По определению В. Э. Но в итоге балет и его оформление имели ярко выраженный стиль. "Пастораль" (1905), "Сад Арлекина", "Венеция" (обе 1907), "Северный поэт" (1909), "Восточная сказка" (начало 1910-х) – характерны уже сами названия картин Судейкина.
Комиссаржевской в Петербурге.