Суриков Боярыня Морозова Описание Картины
Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова ("Боярыня Морозова"). Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова).
Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
Поскольку старообрядчество – означает верность обряду., они уже видят эту большую картину. Морозову окружает атмосфера народной любви. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.
Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. По ним можно прочитать целую жизнь каждого из них, видны и их чувства и отношение к наказанию их предводителя. Их лица и фигуры реалистично и аккуратно выписаны. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.
Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Она призывает народ к борьбе и подвигу. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Оказывала помощь и принимала в доме нищих, юродивых, странников, а также терпящих притеснения от власти староверов.
Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Людей очень много, но при этом их трудно назвать толпой. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Это был раскол из-за убеждений и веры. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века.
Она почти не смотрит на боярыню. Это математика. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Портретный этюд был написан всего за два часа. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».
«Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.
Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Ее увозили в ссылку. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Но боярыня отказалась. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники).
По морозной московской улице, заснеженной, запушенной снегом, снег голубоватый, едут сани, розвальни. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Портретный этюд был написан всего за два часа. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.
«Боярыня Морозова» описание картины
В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. (8) Церковь. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке.
Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Центральной фигурой картины Сурикова есть сама боярыня.
Там, в Преображенском, все меня знали. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». В отличие от других живописцев, обращавшихся к этому кругу тем, Суриков не коснулся в своей картине церковно-догматической стороны раскола, не показал основных деятелей движения и их словопрений с никонианами, как это сделали Перов и Милорадович.
Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. То, с какой точностью пишет художник картину, показывает его уважение к моменту, что играет большую роль в истории России. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Посредством живописи художник смог показать, какой мужественной и самоотверженной может быть русская душа.
В ту пору в русской церкви произошел раскол. Морозову подвергли пытке. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.
Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Его лица не видно. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.
Описание картины «Боярыня Морозова
В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом.
До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Все на картине будто напряглось.
Описание картины «Боярыня Морозова»
(1) Феодосия Морозова. Это сама героиня и юродивый. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно.
Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Что я и наблюдаю на картине. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали.
В толпе терялось. На шапку накинут платок. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.
Люди потянулись к ней взорами. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость.
Нравилось им, что я казак и не курю. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.
Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Суриков ставит ту же тему на историческом материале.
Это Феодосия Морозова. Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. (8) Церковь. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Женщины сочувствуют.
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест).
Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории
(16) Икона «Богоматерь Умиление». (1) Феодосия Морозова. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру.
В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Каменный храм построили в 1703 году.
Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
На ее лице глубокая скорбь. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.
16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Естественно, я говорю о староверах православных. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. «Персты твои тонкостны. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать.
Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.
Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. В движении есть живые точки, а есть мертвые. И нет никакого сомнения, что на прощание толпе боярыня выкрикивает слова, в которых заложена вся суть этих убеждений – за них она готова идти до конца.
Важно найти замок, чтобы все части соединить. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.
После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Так родилась идея образа боярыни Морозовой, чей эскиз был нарисован с женщины-старообрядки. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Но нет.
Боярыня Морозова картина Сурикова
(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. По центру полотна изображена боярыня Морозова., они уже видят эту большую картину. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Суриков неоднократно удлинял холст. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой.
Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. «Не идет у меня лошадь, да и только. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы).
Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Создавая этот образ, художник, быть может, вспоминал свои отроческие впечатления, когда сам он был свидетелем наказаний и казней на площади Красноярска. Называли себя староверами. Она отстаивала старую веру и пошла против патриарха Никона и самого царя, отрекшись от всех привилегий, от всех богатств и роскоши, которые имела.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Она возвышается над всеми людьми. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
Оно вошло в обиход уже в 18 веке. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». На переднем плане картины в санях изображена женщина.
В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Ноги у нее скованы цепью. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.
Образ женщины на картине, представляющей староверов
Я с нее написал этюд в садике в два часа. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Все лицо мелко было. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Приглядел для работы соседний переулок.
Ее глаза полны слез. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Женщина выкрикивает окружающей ее толпе прощальные слова со своими убеждениями, что она будет идти до конца. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Впереди на коленях старая нищенка. Художник сумел показать фанатичную преданность идее, безусловную веру в собственные идеалы. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни.
С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. С любой стороны взоры собравшихся обращены к ней. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание».
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». И как вставил ее в картину- она всех победила.
Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много, - рассказывал он. - Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – "Боярыня Морозова".
Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Очень трудно ее лицо было найти. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой.
А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Это и отразил художник на картине. Молодая женщина в ярко-желтом платке кланяется, словно отдавая дань уважения силе этой харизматичной личности. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной.
Описание картины Боярыня Морозова
Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Каждый персонаж, присутствующий на ней, достоин отдельного внимания, так как работа над каждым из них была очень кропотливой и ответственной. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение.
Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Но благодаря безошибочному композиционному расчету Суриков, выделяя Морозову, сумел не противопоставить ее толпе, а сблизить с ней. Рукой она изображает два перста. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль.
Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.
Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Она не хотела изменять старой вере. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица.
Фигура Морозовой — черный треугольник — не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих — справа и равнодушных и глумящихся — слева. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».
Работа над картиной: центральный образ
Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье.
На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи.
Другие картины Василия Ивановича Сурикова
Вот пять женщин в правой части картины. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Каменный храм построили в 1703 году. Это сама героиня и юродивый.
Так и моя бабушка говорила. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Но враги и насмешники одиноки в толпе. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали».
Образы его одновременно статичны и находятся в движении. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.
События происходят в 17 веке. Но смеялись немногие. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Это настоящая математика. Картина потрясающая.
Василий Суриков изобразил на картине не персонаж— боярыню Морозову, а историю церковного раскола на Руси в ХVIIвеке. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица.
Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Именно такими работами, как картина Боярыня Морозова, Суриков смог передать своим потомкам образец истинного, неподражаемого произведения, который еще многие годы будет радовать и восхищать многие поколения. Картина ожила. Ведь сколько времени я его искал.
По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».
Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением.
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Действие происходит на одной из московских улиц.
Сочинение-описание картины Боярыня Морозова
Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Не смею, - отвечал стрелец. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Она сидит в розвальнях, на соломе. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди.