Сватовство Майора История Создания
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». / По-старинному— в сизом платочке. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом.
У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность. В описании его коллекции изданном в 1853 году, полотно фигурировало под названием «Приезд жениха». Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. А росписи на потолке. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности.
На ее лице читаются властность ирасчетливость. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. В частности, Федотов много работал над образом купца, долго и тщательно подыскивая, как изобразить суетливый жест его рук в попытке справиться с непривычным сюртуком.
Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
В ней борются противоречивые чувства.
Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Однако на самом деле она жеманничает, ведь, судя по наряду, к приезду жениха она готовилась. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста».
Картина Сватовство майора: описание картины
С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. Справа, у дверного проёма, стоит майор, которого привела сваха, чтобы просить руки купеческой дочери.
/ Никогда с ними я не бывала». Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Рядом с купцом стоит сваха. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. / По-старинному— в сизом платочке.
По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как «средство поэтического претворения реальности». И здесь – важный момент. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.
Вот-вот состоится (или не состоится) свадебный сговор. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова), который согласился позировать в женском платье. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. чужой. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».
В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора», которая была окончена в том же году. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. / Ой, стыд какой.
О знаменитой картине Сватовство майора
Возможно, переживает, чтобы всё сладилось – подкручивает свои гусарские усы. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей». Матьсемейства расценивает замужество дочери скорее как удачную сделку, нежели каклюбовный порыв. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». Купец — дородный мужчина с окладистой бородой — находится в тени в углу комнаты.
ассигнациями в месяц». Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей. Вот, кстати и он – в смежной комнате.
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты». Подобных вопросов возникает множество. Откуда лента здесь взялась.
Описание картины «Сватовство майора»
В юности «забрили лоб». Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. В комнате переполох — последние приготовления к встрече.
В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». А там, если помните, никакого туалета.
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847). За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Служанки шушукаются.
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора» (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году. Для окончания работы над картиной по ходатайству Карла Брюллова Федотов получил от Императорской Академии художеств 700рублей ассигнациями1415, которые, в частности, можно было использовать на натурщиков, костюмы и прочие материалы16. Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона». Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».
Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Такой союз вполне мог рассматриваться как выгодный для обеих сторон: офицер в результате такого брака получал приданое, которое он мог использовать, чтобы поправить своё материальное положение, а купец таким образом получал возможность породниться с дворянином и тем самым возвыситься в глазах общества. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.
Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. А переливчатые ткани на платьях. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. В первом варианте художник изобразил её шаржированно— глупой, капризной и неуклюжей, вызывающей насмешку. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош.
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Имея изначальное намерение стать баталистом, вскоре он понял, что ему больше по душе бытовой жанр, в рамках которого в 1844—1846 годах им была создана серия многофигурных сепий.
Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»
Его отец, мелкий чиновник, человек строгий, подчёркнуто честный, начинал суворовским солдатом и с годами дослужился до поручика. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. / По-старинному — в сизом платочке. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Мы видим на картине Федотова высшую точку этой напряженной неопределённости и то, как каждый из акторов (действующих лиц) её переживает. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар.
Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. 5. Кроме одного. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ.
Всего на картине изображено восемь персонажей. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3.
Сватовство майора и шутовство художника
Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи.
Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.
Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. Стерпится – слюбится.
"Отец мой был воином екатерининских времен, который редко говорил о своих походах, но видел многое на своем веку. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза». Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки».
Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Подобные браки случались тогда повсеместно. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности.
«Особенности национальной женитьбы» в середине XIXвека. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Ж-4521). Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.
Описание картины Сватовство майора
По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности». Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором». Что можно сказать про этого персонажа. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему.
При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Видимо, в псалтырь.
Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей». Вариант-повторение картины, написанный около 1851 года, находился в Царскосельском Александровском дворце, откуда в 1897 году он был передан в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).
Публика в середине ХХ в. уже пресытилась воспеванием красоты и благородства, а ироничные картины, вызывающие смех, были на тот момент большой редкостью. Не аристократический (мира аристократов выросший в Замоскворечье художник изнутри знать не мог), а именно купеческий. Возможно, лента тут служит указанием на доблестное участие члена семейства – отца или деда ополченцем/партизаном в войне с Наполеоном (. ).
"Сватовство майора" и шутовство художника
Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. 58, 375, 4. Фигура купца, которая в первом варианте была расположена на фоне круглой печки, во второй версии находится на более светлом фоне прямоугольной печки и воспринимается чуть более приближенной к переднему плану. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. У него горделивая осанка, напыщенныйвид.
Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира.
Павел Андреевич Федотов Сватовство майора: Описание произведения
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Скорее всего, ее слово в семье и является главным в решении любого вопроса. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. — стыд какой. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
На полу— кошка, «намывающая» гостей. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора».
Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора. осталась незавершенной. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Естественно, что о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. Про нее писали вгазетах. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. стоили. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы.
Примечания для Сватовство майора
Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника».
В отличие от остальных персонажей, он практически не движется, не считая того, что одной рукой он подкручивает ус. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет.
- Самое интересное в виде мозаики
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Коллекция Государственного Русского музея
- Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
- Вариант-повторение из Русского музея
- Художник Павел Андреевич Федотов
Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором». На полу— кошка, «намывающая» гостей28. / Ой, стыд какой. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Майор был счастлив вбраке ииронии полотна непонял. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. И мундир надел с эполетами, а мог бы ведь по-простому, по-граждански – сюртук.
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». В центре полотна находятся главные персонажи картины — купчиха и купеческая дочь. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь». Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».
- Количество просмотров за прошлую неделю
- Житель Тагила проплыл два километра от берега, чтобы спасти тонущую семью
- Мы рыдаем из-за того, что ты уже уходишь
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Продолжатся (или не продолжатся) две династии – военная и купеческая. Для большего не хватало грамотности, связей. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво». Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Вечные брачные архетипы с поправкой на старомосковский колорит.
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Только наверняка он «происхождения тёмного». Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. По его мнению, в этой картине художнику удалось с большим мастерством организовать не только композицию, но и колорит. Возникнет (или не возникнет) новая семья. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
В центральной группе — купеческая дочь и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.
– В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. А дальше можно предполагать. Понятно, что девушку воспитывали, учили инаряжали таким образом, чтобы вступить в будущем в брак, который принесет выгодусемье. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название — «Приезд жениха (Сватовство майора)». получали то, что хотели, становились счастливыми. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Ведь они не виновны в падении нравов современности.
Это излюбленный приём Павла Федотова. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома — она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Кроме одного.
У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. И зачем.
Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж.
Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. По всему егооблику видно, что майор уже подсчитывает в уме все выгоды, которые он заполучит врезультате столь удачной женитьбы. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе.
Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Федотов вводит нас в купеческий дом. Кроме одного. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи». Именно благодаря этой произведению ему было назначено почетное звание академика. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». В ней борются противоречивые чувства.
Ж-4521)8910. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени».
Дом, несомненно, богатый – одна люстра чего стоит. А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Наиболее колоритна фигура матери — «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.
Но награждения лиц, не имевших чина и права получить армейскую награду, были очень редки. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат. Типичность персонажей иреалистичность обстановки заставляли публику хохотать доколик. А картины.
В ту пору, будучи офицером, Федотов получал жалование 300 руб. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность». Художником показаны многие характерные черты купеческого быта. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова.
По-видимому, офицер хочет этого брака главным образом из-за приданого, чтобы поправить своё материальное положение, а купец таким образом может породниться с дворянином. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. чужой. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом.
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Купчиха Рядом с девушкой стоит ее мать, которая, собственно и удерживает ее от псевдопобега. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка.
Имея изначальное намерение стать баталистом, вскоре он понял, что ему больше по душе бытовой жанр, в рамках которого в 1844—1846 годах им была создана серия многофигурных сепий. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
Кроме этого, во второй версии убраны фигурные кронштейны в месте соединения стены комнаты с потолком, а также затейливые росписи на потолке с изображением цветов. Сын был гордостью и надеждой семьи. В 1846 году Федотов написал свою первую картину — «Свежий кавалер», а в 1847 году — ещё одно полотно, «Разборчивая невеста».
Вот таким образом, наверняка не кончавшая даже гимназий богатая купеческая дочка была идеальной кандидаткой для майора, а он для неё был, ну, просто мерзким типом. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. С самим майором, по всей видимости, проблем было меньше, благодаря богатым жизненным наблюдениям Федотова времён его военной службы. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки».
Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.
Ярчайшим образцом творчества стала картина Федотова «Сватовство майора», созданная в 1848 году. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года», датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года). Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком, Он знакомей больше с армяком Как он бьётся, пыхтит, Застегнуться спешит Нараспашку принять — неучтиво».
«Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Нелепость ситуации подчёркивается тем, что наряд купеческой дочери предназначен для бала или другого вечернего мероприятия, а не для знакомства с женихом, происходящего днём в кругу семьи кроме этого, ей непривычно безмерное количество золотых украшений— кольца, колье, серьги, браслеты. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения». Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
Полотно Сватовство майора принесло отставному лейб-гвардии капитану Павлу Федотову (1815-1852), не имеющему официального художественного образования, звание академика живописи. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Мы ничего не знаем о предках федотовского майора.
— стыд какой. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае.
А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство. / Нет, в светлицу уйду. ». Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры.
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства.
Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Вопрос спорный. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.
Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Подобные браки случались тогда повсеместно. Сам купец скромно стоит в углу за ее спиной и впопыхах пытается застегнуть сюртук, приготовленный специально для торжественного случая.
Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств и за него Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Еще не вошёл в залу.
В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника». Все не столь однозначно с Купцом. Единственной безучастной и равнодушной ко всему происходящему оказывается кошка на переднем плане. Честностью он обладал безмерною но она, как у многих честных стариков, перенесших немало в жизни, облечена была в формы суровые, жестокие и угловатые"2.
Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Подобные браки случались тогда повсеместно. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. На картине изображён интерьер богатого купеческого дома.
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.
Браки по расчёту вообще самые крепкие. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга — «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке.
/ Нет, в светлицу уйду. »46. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. / Никогда с ними я не бывала». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».
В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств. Более светлое, чем у её матери, платье невесты помогает выделить её из центральной группы в качестве наиболее важного персонажа.