Сватовство Майора Википедия
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Служанки шушукаются.
Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. И зачем. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери.
С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы».
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
А дальше можно предполагать. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Кроме одного. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня.
В ней борются противоречивые чувства. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. А там, если помните, никакого туалета.
— стыд какой. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Помимо натурщиков, Федотов также использовал приобретённый ранее манекен с подвижными суставами, облачая его в одежды различных персонажей и придавая ему требуемые позы35. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём.
По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора» (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. / Никогда с ними я не бывала». Семейные хлопоты вокруг стола создают естественную обстановку для общения и знакомства.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. 5. — стыд какой. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром.
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Художник ставит ряд очень актуальных для того периода вопросов, связанных с предполагаемым мезальянсом— женитьбой немолодого разорившегося майора на купеческой дочери. Подобных вопросов возникает множество. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар.
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Сын был гордостью и надеждой семьи. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента.
А седобородый батюшка-купец. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво».
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Более светлое, чем у её матери, платье невесты помогает выделить её из центральной группы в качестве наиболее важного персонажа. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным.
Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности.
И здесь – важный момент. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.
Картина Сватовство майора: описание картины
Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847). Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой.
Сватовство майора и шутовство художника
Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.
Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Имея изначальное намерение стать баталистом, вскоре он понял, что ему больше по душе бытовой жанр, в рамках которого в 1844—1846 годах им была создана серия многофигурных сепий. При этом стол застелили красивой цветной скатертью – хотя такие для столов в кабинетах, а в столовых полагались белые.
А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки.
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза». Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Сваха одета в нарядную парчовую кацавейку и тёмную юбку, на голове у неё повязан тёмный платок в мелкий цветочек.
По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.
Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Постепенно сюжет сложился.
Описание картины «Сватовство майора»
По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира.
Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня».
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Потолок, с которого свисает огромная люстра, разрисован цветочными гирляндами, нимфами и амурами. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника». Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. 58, 375, 4.
Кроме этого, во второй версии убраны фигурные кронштейны в месте соединения стены комнаты с потолком, а также затейливые росписи на потолке с изображением цветов. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. «Кого. » – «Брюллова». / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
О знаменитой картине Сватовство майора
Художника Павла Федотова настолько занимала судьба майора, что он, сидя как-то у знакомых, набросал продолжение картины — визит новобрачных к старикам-родителям, заключающим в свои объятия зятя-майора и его жену. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club".
Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.
На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.
Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.
Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.
Ж-4521). За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Ах, уж эта кулебяка. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака. Для большего не хватало грамотности, связей.
Описание картины Сватовство майора
Студент. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Браки по расчёту вообще самые крепкие. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.
/ Нет, в светлицу уйду. ». чужой. В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь». Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.
"Сватовство майора" и шутовство художника
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова), который согласился позировать в женском платье. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.
Он любил их Казнил он этих любимцев деликатно. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. В юности «забрили лоб». Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность.
Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Художник. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили.
Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Постепенно сюжет сложился. Видимо, в псалтырь. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. А седобородый батюшка-купец.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.
- Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Вариант-повторение из Русского музея
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.
Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Жених уже стоит в дверях при полном параде.
Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Великому князю, видимо, хотелось иметь в гвардии своего живописца и он обещал помочь. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Стремясь к гармоничному сочетанию всех элементов картины, Федотов тщательно строит композицию используя классические принципы симметрии и равновесия26.
- Самое интересное в виде мозаики
- Мы рыдаем из-за того, что ты уже уходишь
- Коллекция Государственного Русского музея
- Художник Павел Андреевич Федотов
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты». С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность». Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность.
По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности». Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. В ней борются противоречивые чувства. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.
Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника». Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как никак его создания, его дети и он любил их, как любят детей. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
На полу— кошка, «намывающая» гостей. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств. Это излюбленный приём Павла Федотова.
А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. / Ой, стыд какой. Долгое время Сватовство майора считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.
Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.
Происходит взаимное знакомство семей и будущих родственников. Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь.
/ По-старинному— в сизом платочке. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи». По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.
В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». чужой. / Нет, в светлицу уйду. »46. Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью.
/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения». Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие и ожидает приглашения войти. Ж-4521)8910. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности.
/ По-старинному— в сизом платочке. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39.
Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. На атмосферу действия также влияет господствующий в картине цвет, который состоит из разнообразных оттенков тёплого коричневого. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором». Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». И зачем. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года», датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года). «Учителя», – ответил художник. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие. Не затягивайте визит. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».
Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона». / Ой, стыд какой. Откуда лента здесь взялась. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
Он вызвал Федотова и поинтересовался, что ему нужно для занятий живописью. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Ах, уж эта кулебяка. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.
Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Стерпится – слюбится.
Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать. Ах, уж эта кулебяка. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.
Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Все не столь однозначно с Купцом. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club".
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей».
А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Им предстоит родиться благородными они избегут рекрутской повинности, никто не забреет им лоб. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».
Подобные браки случались тогда повсеместно. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Только наверняка он «происхождения тёмного».
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. / Никогда с ними я не бывала». А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош.
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение50.
У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм.