Таможенник Руссо
Анри Жюльен Феликс Руссо (по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910) — французский живописец-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Творческие контакты Пикассо и Руссо далеко не исчерпывают тему живого воздействия искусства Таможенника на живопись XX столетия. Анри Жюльен Фелис Руссо (фр. Henri Julien Flix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910)— французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Анри Жюльен Феликс Руссо (фр. Henri Julien Flix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910)— французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма.
Джунгли Анри Руссо: как таможенник обогнал мировое искусство
Жена умерла в 1888 году. Он отталкивался от традиций древних и примитивных народов, которые изобрели маску. Теперь не следует иметь дело с особо искусно исполненными деталями. Совершенное приятие наследия Руссо сюрреалистами подводит итог тесных творческих контактов Руссо с «бандой» Пикассо.
Вся группа тожественно расположилась под деревьями, которые напоминают декорации фотоателье XIX века. Выразил это Руссо за несколько месяцев до своей смерти, когда он создал Сон. Об этом художник написал в статье «Искусство и народ» в 1946 году. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. Работая над «Свадьбой», художник, скорее всего, черпал вдохновение из какой-нибудь фотографии, но причины обращения к данной теме, как и личности прототипов персонажей, не известны.
Сон Ядвиги. – спросил он меня, а затем, рассматривая мой пейзаж, сказал: Почему твои домики не стоят. Это было время борьбы изобразительного искусства за независимость от потребительских вкусов заказчиков, за право не только исследовать природу и видеть ее непредвзято (что завоевали импрессионисты), но воссоздать на полотне собственную философскую доктрину вселенной. Причиной послужило публичное высказывание Вильгельма Уде, коллекционера, страстного почитателя Анри Руссо и наивной живописи. Он спросил у Сулье, нельзя ли приобрести портрет за пять франков, на что владелец магазина ответил: «Конечно. В руках художник держит кисть и палитру, где написаны два имени – Клеманс и Жозефина.
- Анри Руссо: 10 ярких фактов к юбилею «Таможенника»
- Таможенник Руссо или Расцвет современности 2016
- Анри Руссо: жизнь и творчество художника
- Соприкосновение «наивной» живописи Таможенника Руссо с профессиональным искусством его эпохи
- Словари и энциклопедии на Академике
Подобно Таможеннику, Пикассо пародирует их в лубке, снижает их строй. В нем не было ничего от театрального актера – это просто зрительный образ, фантом. Вот таким образом он и был принят как близкий и понятный художественный язык, хотя и не сразу.
А Гоген после знакомства с картинами Руссо в Салоне Независимых в конце 1880-х годов иронически заметил, что это «не более дико, чем у Бугро». Картину 1890 года «Я сам, портрет-пейзаж» (Национальная галерея, Прага) можно назвать программным произведением художника. Эта аляповатая, лубочная Венера напоминает персонажей Руссо с картины Счастливый квартет.
Природа растерзана. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. Презрительное: «он не может справиться даже с линейной перспективой», брюзжание по поводу угловатости рисунка уступали место признанию его оригинальности, высокого профессионализма, которого не наблюдалось у большинства «примитивистов», виртуозного владения цветом, колоритом искусства стилизации. Когда же Руссо спросили, почему же он изобразил её таким образом, он ответил, что «большому поэту нужна большая муза».
- Коллекция Художники Анри Руссо
- Мы в перечне библиотечных блогов
- Напишите отзыв о статье Руссо, Анри
- Отрывок, характеризующий Руссо, Анри
- Художник Анри Руссо – Таможенник
Прозвище Руссо – Таможенник – обязано своим происхождением его основной профессии. Сидящая спиной к зрителю причесывающаяся женщина появится в облике знаменитой Обнаженной на берегу, ставшей на какое-то время знаменем сюрреализма в живописи. Когда началась оценка его творчества сразу после смерти, в нем видели «блаженного», юродивого, но не мученика. Однажды он увидел полотна Матисса: А почему Матисс не заканчивает свои картины.
А какой прекрасный тон на полотне Руссо. Проводя на службе 60 часов в неделю, Руссо мог посвящать живописи только воскресные дни. Его искренность была неподдельной. В столь безграничном уважении ко всем видам художественной деятельности и кажущейся неразборчивости в выборе объектов для подражания – залог грядущего пересмотра художественного наследия, который Руссо оставил будущим поколениям живописцев, от метаморфоз Пикассо и Дали до концептуальных игр представителей поп-арта и фотореализма.
Творчество Руссо высмеивалось критиками вплоть до его смерти, но такие современники, как Пикассо, Матисс и Тулуз-Лотрек его высоко ценили. Архаическая невинность сфокусирована на выявлении корней наивного искусства Анри Руссо по прозвищу Таможенник (1844 – 1910) и его влиянии на искусство модернизма. Аполинер обиделся и не принял подарок. Таможенник Руссо выставляет «Сон» на 26-м аукционе Независимых в 1910 году.
Работа получает широкий резонанс, в частности, ее замечает писатель Атьфред Жари (1873 –), с чьей легкой руки художник Анри Руссо и получил прозвище «Таможенник» (Le Douanier). Кубистов покоряли чистота стиля Руссо, его способность к упорядоченности композиционного построения картины в соединении с четкостью деталей, ясно читаемым «вещизмом», к которому они стремились в своих портретах и натюрмортах.
Последний был тесно связан с семьей Вильгельма Уде, обожавшей Руссо. Цыганка одета в восточные одежды.
Таможенник Руссо часто использовал фотографии и почтовые открытки. Однако уже в следующем году он выставляет на Салоне Независимых свою картину «Война». Огромное впечатление на Леже произвела сама личность Руссо. Об отношении современников к творчеству Анри Руссо или Таможенника, как его все называли, красноречиво говорит широко известный эпизод: сатирик, драматург Жорж Куртелин поместил картину Руссо «Свобода, приглашающая художников участвовать в XXII Салоне независимых» в коллекцию своего Музея уродств.
Руссо стоял в стороне от художественной полемики. Разрубленные тела персонажей Герники напоминают дерево с «отрубленной рукой» и как бы «вспоротым животом» на картине Руссо. В 1908 году в своей мастерской в общежитии «Плавучая прачечная» Пикассо устроил банкет в честь художника: тот восседал на самодельном троне под плакатом «Честь и слава Руссо. ». Опередив время, своим «Сном» он осветил грядущему поколению дорогу в искусство сюрреализма. Руссо представил автопортрет на Салоне независимых в марте 1890 года. Эта работа явилась еще одной формой проявления фантазии художника.
Дети у Руссо являются символами космических стихий, аллегориями судьбы и рока, они чересчур многозначны. Так «странные» для современников полотна чудака Таможенника, созданные в последние двадцать лет его жизни, оказали существенное влияние на творчество двух крупнейших мастеров современного изобразительного искусства. И больше всего их, наверное, бесит один художник – Таможенник Руссо. Отчего все это.
В течение нескольких лет «Салон независимых», следуя обычаю представлять всех, кто желал выставить свои картины, выносил на суд публики полотна скромного, небольшого роста человека по имени Анри Руссо, ушедшего в отставку служащего налогового управления, которому Аполлинер впоследствии дал кличку «Таможенник». Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (Прогулка в лесу, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (Автопортрет с палитрой, 1889-1890, Национальная галерея, Прага Артиллеристы, 1895, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом. А еще он общался с призраками, видел вещие сны, его преследовали видения. Я не могу оставить тебя с ними».
После двухлетнего перерыва в 1901 году он выставил в Салоне Независимых картину "Неприятный сюрприз", вызвавшую восхищение Ренуара. " Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения". Он устремлен навстречу новому искусству.
Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Руссо не стал «заморачиваться» техникой и законами перспективы, а передавал ее с помощью оттенков интуитивно учитывая изменение цвета по мере удаления от объектов. Неожиданно появляется лев, обнюхивает её, однако не трогает девушку.
Это не единственная правка картины после 1890 года. Так ли уж необходимо понимать сюжет. За год до «Карнавального вечер» он выставил в свободном Художественном салоне на Елисейских полях свои копии картин старых мастеров, сделанные в Лувре. Действие происходит в иссушенной пустыне. Параллельно шел и другой, не менее интересный процесс.
«Сон», одно из последних полотен Руссо, считается завещанием художника. Руссо не обучался живописи, но уже в 1895 году познакомившийся с ним Жарри восхищенно отзывался о его работах и даже выпустил литографию большой картины Руссо под названием «Война». Рядом с изображением велосипедистки-чемпионки Большой Жюли (1945) на фоне неба летают огромные синие бабочки, а сама велосипедистка одета в костюм ярмарочной акробатки.
Вороны с белыми клювами выклевывают алые нитки внутренностей. " – писал художник. Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал. В небе летит воздушный шар. Наконец, в творческом наследии Пикассо есть работы, которые указывают на самое тщательное исследование художником метода Руссо, стремление подражать его «наивности», которую Пикассо, видимо, принимал за сознательный прием. Несчастный Таможенник свободно изъяснялся на «арго», каждодневно слыша его в своем парижском квартале, на улице Перрель. Хотя «Нападение в джунглях» принесло известность Анри Руссо и он продолжал ежегодно выставляться на Салоне независимых, к теме джунглей он вернулся лишь спустя несколько лет.
Всё утопает в лунном свете, царит поэтичная атмосфера. Сохранившиеся ранние работы демонстрируют сложившуюся стилистику, которая мало изменялась впоследствии. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют.
А, может, Таможенник просто следовал правилам игры. Их также окружают немногочисленные, но чрезвычайно активные, как бы «ожившие» вещи.
Это она держит весь центр картины. Но ту же борьбу человека с вещами, явление человека как символа и части окружающей среды мы встречаем на полотнах Руссо. Зрителям они казались пришедшими из тропических лесов. В сознании Пикассо и его друзей запечатлелись не одни только «проникновенные» женские портреты и Спящая цыганка.
Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства. Руссо приписал его в год свадьбы. Не дышим. ». Дега, судя по воспоминаниям Воллара, возмутился, увидав у него в галерее привезенные для продажи пейзажи Руссо: «Неужели теперь и это считают искусством. » – раздраженно воскликнул он, считая, что современное молодое поколение превращает выстраданное им самим, Э. Мане и Сезанном творчество в забаву. Особенно часто в этих полотнах с женскими персонажами, возлежащими на фоне окна с урбанистическим пейзажем за ним и подозрительно активными комнатными цветами, вспоминается «тип Ядвиги» с ее застывшими округлыми чертами лица и характерной, переброшенной на одну сторону прядью распущенных длинных волос. Мотивы находятся повсюду все дело в выборе».
Однако это случилось. «Осенний салон» 1905 года принял три картины «Таможенника», в том числе крупное полотно изображающее джунгли. Уже в «Карнавальном вечере» присутствуют будущие черты его индивидуального стиля, развитые в поздних работах: чередование планов, размещение фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка всех элементов композиции. Сам же Руссо объяснял, что его дар отвергли, так как он изобразил «неправильные цветы», вместо гвоздик нарисовал левкои.
Как и у героев Руссо, у него удивительно живой, гипнотизирующий взгляд на застывшем лице. «Рай» Руссо – чистый плод поэтического воображения, результат одухотворения художником будничной, замкнутой среды обитания и в этом он больше отвечает настроениям людей грядущего XX века.
Например, выразительно использован черный цвет. У Леже в процессе работы над Механиком был еще один источник вдохновения – фильм с участием Чаплина, знаменитая «Чаплиниада». Ни о его подлинных творческих исканиях, ни о его реальной жизни. В общем, каждый изгалялся над бедным Таможенником как мог.
На полотне Адам и Ева, созданном в конце тридцатых годов, на правой руке Адама, как татуировка, «приклеен» лист с яблоком в форме сердечка, пронзенного стрелой. Если можно найти параллель визионерским мифологемам Гогена таитянского периода в современной ему не только французской, но и всей европейской живописи, то это не что иное, как «экзотические» пейзажи Руссо 1890-х годов с яростными битвами диких зверей, вызывающие в памяти, как это ни парадоксально, фантастический рай с алтарных створок Босха, где также изображены пожирающие друг друга животные. Это одна из ранних картин Руссо, хотя он написал её в 42-летнем возрасте. Из-за покрытых пылью полотен была видна лишь голова. Анри Руссо до сорока лет работал таможенником и начал писать, лишь когда вышел в отставку.
Эта история вызвала шум среди парижских авангардистов вособенности негодовал Андре Бретон. Мы их уже видели, эти элементы нового искусства у Пикассо, у Брака, у Гриса. На выставках возле расположенных в дальнем закутке картин Руссо собирались зрители и громко потешались над простодушным неучем, затевая нечто вроде игры: «кто откроет глубину» Руссо. Пышность и красочность растительности всегда зависят от цвета.
И только мужчина, стоящий справа от невесты, отдаленно напоминает самого Руссо. Еще раз возникнет и персонаж Игроков в мяч Руссо – игрок, сбрасывающий мяч. Эти маститые салонные художники (к ним еще можно прибавить имена Кабанеля и Бонна, на которых Руссо ссылается в письмах) просто не принимали всерьез его усилий, видя в них лишь забавные ухищрения дилетанта, однако как мыслящий художник Руссо платил им тем же. «Материал окружает художника повсюду и его нужно брать, не задумываясь.
Он очень часто бродил по Лувру, но ему хотелось сделать нечто абсолютно иное». Возможно, полосатые костюмы играющих на пляже в мяч женщин напомнили Пикассо полюбившуюся многим молодым художникам картину Таможенника с застывшими в нелепых позах «полосатыми» футболистами, как бы захваченными врасплох художником за неким ритуальным действом. Достаточно вспомнить такие полотна, как Три женщины или Мать и дитя, механистичные персонажи которых решены схематично, «по-руссоистски». Правда, Руссо относился к этой травле наименее болезненно. Высказывание Пикассо симптоматично: он поражен непосредственностью персонажей на портретах Руссо их кажущейся «застылостью», знаковостью, сближающей образы Руссо с доренессансным искусством.
Какой это был замечательный парень. Так Руссо вступил в последний период своей жизни, апогеем которого стала картина Сон. Специфические черты этого нового «уличного» стиля были подхвачены Леже уже в двадцатых годах. В 1886 году он впервые представил публике оригинальную работу «Карнавальный вечер» на Салоне независимых.
Истоки новаторства Пикассо лежали в искусстве музеев, а Руссо никому не наследовал. Отметим, сколь симптоматичен выбор этой картины будущим создателем эмблемы мира. Говорил же Руссо о своем методе работы над картиной: «Я всегда вижу свою картину внутри себя, прежде чем ее начать Только в процессе работы я нахожу мотивы, которые останавливают мое внимание и доставляют мне массу удовольствия». Страшный образ войны явился Руссо во время его снов наяву, о которых он часто рассказывал современникам: «Я всегда вижу картину внутри себя, прежде чем ее начать».
Пьесы, которые писал Руссо, позднее были признаны первыми опытами театра абсурда («Месть русской сироты», 1898 «Посещение выставки 1889 года», 1899). Ощутимо воздействие и натюрмортов Руссо, в особенности его корзин с цветами, которые и сорванные продолжают жить, хищно тянуться в разные стороны. Определить границы плоскости, передать трехмерное пространство, придать композиции глубину, – все это для него было непостижимым. Со временем Руссо добавлял к автопортрету всё больше седины.
Вот как описывал эту картину в начале века восхищенный Альфред Жарри: «Лошадь несет на противоестественно вытянутой шее свою голову танцовщицы, дрожат черные листья, бегут облака, щебень катится, как сосновые шишки, между трупами с полупрозрачным телом, а на них восседают вороны с белыми клювами». На что Руссо отвечает: «Все должно оставаться так, как есть». Он выбросил индивидуальность с экрана Чарли подобен механизму, вещи». Казалось, он не замечал издевательств и грубых шуток, принимал всё за чистую монету.
В 1871 году Руссо поступил на службу в городскую таможню. Руссо такой же учитель и невольный соперник, как древние черные скульпторы. Вряд ли прославленные академики могли предположить в те годы, что сегодня об их аллегориях и пейзажах будут вспоминать в связи с использованием их в работах «простодушного таможенника». Общество перестало безразлично относиться к живописи оно почувствовало себя задетым, втянутым в дискуссию о границах поэтического вымысла или, если воспользоваться определением Бодлера, «дерзновенного воображения».
И оказалось, что даже близкие друзья практически ничего о нем не знают. Он даже разработал собственный метод изображения хлещущих струй дождя тонкими «нитками» серебряной краски, наносимой по диагонали полотна. Вместе с тем в эти годы в кафе Вольпини выставлялись его «экзотические Евы», в которых откровенно народная лубочность сочеталась с тоской по иным берегам и «земле обетованной», где зачарованный путник прислушивался к таинственным и прекрасным звукам первых дней творения, к устрашающим шорохам земли, заселенной демонами, преследующими человечество после Грехопадения. Два года спустя Пикассо обнаружил в магазине Пера Сулье огромный портрет женщины. «Александр Иванович, Александр Иванович. Впоследствии он вспоминал: «Какой это был необычный человек.
Надо быть недобросовестным, чтобы утверждать, что человек, способный внушить нам подобные мысли, не художник". Эту композицию молодые друзья Руссо могли видеть у него в мастерской на улице Перрель. Но никакого Александра Ивановича не было».
К этому восхищению молодежи работами Таможенника примешивалась и некоторая подозрительность, что дало повод ряду исследователей предположить, что банкет, организованный в ателье Пикассо в честь Руссо, до некоторой степени был актом «экзорцизма». За всеми этими достижениями стояла напряженная учеба – у импрессионистов, прежде всего. В процессе создания своего новаторского монументального панно Пикассо опирался не только на традиции античного и средневекового искусства.
Нам вспоминаются такие картины Руссо, как Спящая цыганка и Сон Ядвиги. И он добавил: «Ты воображаешь, что папаша Руссо никогда не видел классиков. Его коллеги и друзья единогласно утверждают, что картина достойна наилучших отзывов. – заревело несколько голосов.
Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул: "А, это вы, господин Руссо. Как у Набокова в «Защите Лужина»: «Дверь выбили. Но представленный рядом Портрет человека в красном головном уборе (1490 – 1493) Витторе Карпаччо из музея Коррер в Венеции должен подсказать зрителю, куда на самом деле уходят корни этой традиции. Обобщая эти настроения, Аполлинер, сам не упускавший случая подшутить над простаком, в поэме «Воспоминание о Таможеннике» писал: «Два вестника из рая// Птенец и херувим// Склоняются над ним// Хвалу провозглашая». Оказавшись в период становления своего искусства вне специальной художественной среды, будучи художником по призванию, но не по профессии, Руссо не получил заданных эстетических установок, для него не существовало признанных авторитетов в живописи, что давало ему абсолютную свободу в выборе собственных «кумиров» по личному вкусу.
Руссо явился своеобразным связующим звеном между рождающейся живописью XX века и старым «неиспорченным» французским искусством. Бретона завораживали картины Руссо, особенно его «экзотические» пейзажи. К Руссо неоднократно обращался теоретик сюрреализма Андре Бретон: «Когда имеют в виду высшее наслаждение, то ничто не может вызвать во мне такой трепет, какой я испытываю при встрече с творчеством Руссо».
Имя Руссо в связи с сюрреализмом всплывало неоднократно. Леже познакомился с Руссо в 1909 году благодаря инициативе Робера Делоне. Странствующая цыганка исполнительница песен под мандолину спит глубоким сном, сломленная усталостью, рядом с ней изображён лежащий кувшин (внутри него питьевая вода). И в лубке и в повествовательной живописи академиков он находил нечто занимательное, жизненно правдивое. На этой распродаже фигурировали картины Руссо, в частности его знаменитая Спящая цыганка, вокруг истории создания которой «бандой» Пикассо распространялись самые разные слухи. Изобразительная система Руссо не затронута опытом французского импрессионизма.
Выставка в музее Орсе Таможенник Руссо. В 1905-м году Руссо признали «фовисты», а его «Сон» и другие сказочно-фантастические полотна уже предвещали сюрреализм. Переливающиеся оттенки зелени создают ощущение глубины. На это обстоятельство впоследствии намекал Жан Кокто, напечатавший в 1926 году «Предисловие к каталогу распродажи коллекции Джона Квинна». Жюри официального Салона никогда бы не приняло его работы, зато Независимый с радостью «отхватил» работы странного самоучки.
Аполлинер, впоследствии издавший письма и стихотворения Руссо и воспевший его на страницах «Суаре де Пари», сначала не принял его искусства, заявив, что Руссо «типичный ремесленник» и потом всячески старался забыть об этом своем высказывании. В своем, если воспользоваться термином Голдуотера, «романтическом примитивизме» Гоген, находясь в те годы под сильным воздействием литературного символизма и клуазонистской стилизации, не смог понять близости собственных поисков с кажущейся лубочностью Руссо. Все мертвы или умирают. Ну разве не здорово сказано.
Для Руссо Пикассо был не дикарем и варваром, а испанцем, погрузившимся в наследие прошлого, «дальше» Древнего Египта и открывшим там для себя кумиров. На разных этапах этой борьбы, отделенных друг от друга не столько во времени, сколько по смыслу разнонаправленных идейных установок, при всем их отличии друг от друга, выносился приговор развлекательному, услаждающему обывателя и «просвещающему» его искусству. И они правы».
Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Его полотна завораживают Пикассо смесью дотошного реализма с народной поэзией. Даже обнаженные трупы как бы светятся изнутри вопреки всем признакам плоти. Причина коренится в особенностях произведений самого Руссо, таких как Спящая цыганка, Война, Заклинательница змей, Мечта. Пикассо, купивший по случаю на каком-то развале картину Руссо за пять франков, устроил в честь ее автора шумный банкет в своей мастерской, воздав Руссо с лихвой всевозможные шутовские почести.
Кроме того, он сочинял музыку и в 1885 году был удостоен диплома Литературной и музыкальной Академии Франции за сочиненный им вальс «Клеманс». Это полотно Пикассо купил в галерее Воллара уже после смерти Руссо. Об этом свидетельствует, например, Мой портрет-пейзаж (1889 – 1890) из Национальной галереи в Праге – автопортрет художника с Сеной на заднем плане. И совершалось чудо. Имени Жозефины на картине не было во время первого показа.
А сколько писем я получил со всего мира из Бельгии, Германии, России, отовсюду. – попался на удочку. Позднее Руссо утверждал, что тигр на картине готовился напасть на группу исследователей. Как это напоминает приемы автора Счастливого квартета.
В отличие от воинственно настроенных Гогена и Сезанна он считал себя служителем муз в одном строю с увенчанными лаврами академиками, великими мастерами прошлого, картины которых (вопреки заявлениям критиков) видел в Лувре и простодушными малярами-вывесочниками изготовлявшими на заказ «живописные карточки» – портреты. Меняющиеся оттенки причудливых растений создавали ощущение зрительной удаленности. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием.
Под копытами лошади на картине Руссо раскинулся обнаженный до пояса мертвец с лицом самого Руссо (этот прием у Руссо повторяется в Портрете ребенка с Полишинелем, где он придает деревянной кукле портретные черты)– он удивительно похож на распростертого, запрокинутого в том же ракурсе всадника из Герники. Эта деталь вызывает особый интерес, так как обычно символизирует собой смерть. Гийом Аполлинер рассказывал о том, как художника работал над его портретом (1909, «Муза, вдохновляющая поэта (Портрет Аполлинера и Мари Лорансен)») : «прежде всего С 1905 года Руссо выставлялся в Осеннем салоне.
Жером, к которому, если верить Руссо, он ходил в молодости брать уроки живописи и Бугро, рекомендовавший его в Салон отверженных в 1885 году, а несколько ранее давший ему разрешение на право копирования в Лувре, без сомнения, делали это из жалости к «несчастному таможеннику» ибо надо поощрять стремление простых людей заниматься искусством: оно облагораживает душу. Соперничать с этими живописными образами, видимо, мог только кинематограф в его редких, подлинно художественных проявлениях. Они как неприятные иероглифы, начертанные ангелом в конце пиршества, как знаки судьбы, возникшие подобно насмешке на пути незадачливого героя: они говорят о фатальности времени. И тот и другой мастер передают образ одухотворенного мира, но если Гоген конструирует свой собственный мир, то Руссо предлагает зрителю «зашифрованную реальность», непосредственно обращаясь к подсознанию, как в Сне Ядвиги или Заклинательнице змей. По открытости, простодушию Руссо, кажется, походил на гоголевского Башмачкина или на князя Мышкина. Это просто невероятно.
Клеманс Бутар была первой женой Руссо. С помощью Руссо и кинематографа Леже смог создать свой неповторимый «арго», уничтожающий пропасть между утонченным профессиональным искусством, предназначенным для редких ценителей и современным ремеслом, творимым ежедневно, в мастерских, на заводах и фабриках разрушить стену между музеем и улицей. Большинство произведений Руссо, созданных до 1900 года, утрачено.
Современная улица со всем своим заполнением представляет для меня первосортный материал. Условный коричнево-серый колорит Герники, фигуры людей и животных, как бы вырезанные из газеты, бесплотные, как в теневом театре, сложный кубистический композиционный ритм снимают физиологическое ощущение катастрофы, превращая этот гигантский «театральный занавес» в эмблему конца мира. Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. В 1884 году он получил разрешение копировать картины в Лувре, Люксембургском музее и Версале, что и стало его единственной художественной школой (если не считать советов Жан-Леона Жерома).
Руссо сказал как-то В. Уде, что «это не он сам пишет свои картины, только его рука». Но он никогда не говорил насмешникам: «Зачем вы мучаете меня. », никогда на глазах у публики не впадал в отчаяние от черствости окружающего мира, не плакал детскими слезами.
«Художником, который более всего продемонстрировал полное неведение искусства старых мастеров и самое ремесленное и наивное копирование вещей, был А. Руссо известный по предыдущим выставкам своими портретами с плоскими лицами, остекленевшими глазами и короткими руками своими пейзажами, построенными из немыслимого нагромождения топографических планов, подобно тому, как это делают дети». Это делало его счастливым художником.
Когда американский художник Макс Вебер (1881 – 1961), навещая Руссо в его мастерской, рассматривает эту, еще не завершенную картину, он обращает внимание автора на диспропорцию между собаками и остальными изображенными предметами и персонажами. Механик Леже бесспорно разговаривает на «арго», сплевывает на пол и хвастается наколкой, но картина поражает не вульгарностью, а монументальной силой воплощения образа. Позади него мост и дома со множеством печных труб. Руссо уверял, что сам придумал этот оригинальный жанр.
Если вы помните, там напротив охотника обнаженная женщина. Пикассо несчастный Таможенник представлялся опасным соперником, творившим новое искусство без предшественников и как бы вне культурного наследия – искусство «балаганное», грубое, являющее собой антипод интеллектуальным экспериментам кубизма. А. С. Пушкина. Однако его новаторство осталось непонятым крупнейшими мастерами постимпрессионизма.
И вот настало время жить. Благодаря этому Анри Руссо вскоре приобрёл популярность. Отныне Леже захотел воспеть новый поэтический язык – «арго» и создать нечто адекватное «арго» в монументальной живописи, предназначенной для украшения улиц, заводов и фабричных предместий. Жертва тигра находится за пределами картины и автор даёт зрителю возможность самому решать исход охоты, однако название «Сюрприз. » позволяет предположить, что охота была удачной для тигра. Видишь, как разодета здешняя публика.
Но Руссо вдруг спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. Художник фиксировал на «Портрете-пейзаже» изменения, которые происходили с ним с годами. В руках Ядвига держит ветвь. Принятие Руссо происходило по мере более тесных, личных контактов с ним, когда Аполлинер, Делоне, Пикассо и Брак стали посещать его своеобразные вечера на улице Перрель.
Анри Руссо, художник, улица Верцингеториг, 15, Париж. Однако отношение Пикассо к Руссо вовсе не было простым. Но, скажите, разве нельзя наслаждаться только сочетаниями цветов на холсте.
Леже сознательно пришел к тому, что в «наивном» сознании Руссо рождалось спонтанно. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться. Рай Гогена «открыт» в результате путешествия в дальние страны, создан на основе географической реальности. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые.
А до них об этом знал кое-что Бодлер, отчасти проникший в тайну вывески. Открытие и последующее знакомство Пикассо с Руссо знаменовало для «банды» художников с Монмартра новый этап их поисков. Кажется, что Руссо изображает подлинный сюрреалистический кошмар. Пейзаж Руссо, как и пейзаж Гогена, обладает рядом особых признаков: это мифологическая природа, рай, в котором пребывает «туземная Ева» и где растут странные деревья-цветы, «которых не открыл бы никакой Кювье и ни один ботаник».
Так, композиция картины Жерома Невинность стала предметом обыгрывания, пародирования источником метаморфозы в полотне Счастливый квартет, а отдельные детали его же экзотического пейзажа с путником на привале стали предметом самой смелой трансформации в одной из знаменитейших картин Руссо – Спящая цыганка. Столь же «иконописна» и трактовка пейзажа-земли с «лещадками» и зияющей чернотой пещеры.