Тетяна Яблонська

Мати Тетяни Яблонсько була викладачкою французько, батько – художником, графком викладачем словесност. Тетяна Нилвна Яблонська 1917—2005) — украинский живописец. Тетяна Яблонська займалася й мистецтвом гобелену. Указом Президента Украни Леонда Кучми 140/2001 вд 3 березня 2001 року за самовддане служння Укран на нив образотворчого мистецтва, визначн творч здобутки заслуги художниц Тетян Нилвн Яблонськй присвоно звання Герой Украни з врученням ордена Держави.

У 1999 роц Тетяна Яблонськаперенесла нсульт, який наклав свй вдбиток на фзичнийстан. Уроботах Тетяни Яблонсько багатосвтла, тепла та весняногонастрою. Тетяна Яблонська йде з життя 17 червня 2005 року, похована у Кив на Центральнй але Байкового кладовища.

Найбльше збрання творв Тетяни Яблонсько належить Нацональному художньому музею Украни. Тетяна Нилвна Яблонська народилася 24 лютого 1917 р. в Смоленьску, в родин викладачв гмназ. Цей творчий посил почули в усьому свт: у 1997 р. ЮНЕСКО назвало Тетяну Яблонську художником року. Тетяна Яблонська народилася 1917 року в Смоленську.

Яблонська Тетяна коротка бографя радянсько та укрансько живописниц, Народного художника СРСР викладена в цй статт. В 1951-58 роках Тетяна Яблонська була прийнята у лави депутатв Верховно Ради УРСР, а також входила до складу Правлння Сплки художникв Украни та СРСР.

Псля поздки до тал я твердо переконалася, що у свой творчост художник нколи не ма пклуватися про свою оригнальнсть, про самовираження т. д., чим наповнен були, в основному, устремлння «шукаючих» художникв 60-х рокв. Может быть, это слишком наивно и упрощенно. Следующую свою картину «Весна» Яблонская считала невинным сюжетом, не выходящим за рамки пассивного натурализма. Веселый, всегда с песнями, коллективный труд.

Что нужно еще, кроме правдивого изображения жизни. Але тут щось зрвалося – людина, яка обцяла посприяти, не прийшла. Проте курс на викорнення всх напрямв у мистецтв, окрм соцалстичного реалзму, змнив риторику радянських мистецтвознавцв. За радянських часв найбльш вдома завдяки монументальнй, вправно написанй картин Хлб (1949), що прославляла радянськ деали реал. «Рисовала я не отдельных людей, не детали пейзажей, а старалась запечатлеть целые группы вместе с машинами, мешками, постройками, в той живой неповторимой композиции, которую может дать только жизнь» 16. Ну как тут не забыть о «кольорах и валерах». Помогло Закарпатье, его необыкновенно интересная школа живописи. Это уже чистейший фотографизм, натурализм и полная пассивность.

Елевы (1897-1950) и А. М. Нагороджена орденом Трудового Червоного Прапора (1951), орденом Дружби народв (1977) орденом За заслуги II ступеня (05. 03. 1997, за вагомий особистий внесок в економчний, науково-технчний соцально-культурний розвиток Украни та з нагоди Мжнародного жночого дня 8 Березня), Почесною вдзнакою Президента Украни (орден За заслуги ступеня, 23. 08. 1994, за визначн творч здобутки в образотворчому мистецтв, багаторчну педагогчну громадську дяльнсть).

нститут закнчила за фахом «художник-художникь». Ведь правильно. » 14. Такою стала картина «Вечр. У парку (1950) Незабаром чотириметровий «Хлб» вже влаштувався в Третьяковц, його репродукц – в пдручниках, на плакатах, листвках календарях, а Тетяна Нилвна отримала ще одну держпремю за картину «Весна» стала майстром першо величини. Эта статья была принята как предательство. Иначе человек, по его словам, превратится в цивилизованного дикаря.

И поэзия и музыка и живопись. Только что ушла молодая искусствоведка — дипломница Киевского художественного института. На якийся час осли в Луганську. Неудержимость.

  • Тетяна Яблонська коротка бографя
  • Художник Татьяна Ниловна Яблонская
  • 24 лютого 1917 року народилась Тетяна Яблонська
  • День народження вдомо художниц Тетяни Яблонсько
  • 10 картин Тетяни Яблонсько, в яких живе весна
  • Венеця, мпресонзм звязок поколнь: 10 фактв про художницю Тетяну Яблонську

Так как в ней ничего не понимаю. З 1946 року — учасниця республканських, всесоюзних мжнародних виставок. Нагороджена двома медалями Академ мистецтв СРСР (1974 – за картину Вечр.

Она продолжает творить и в 1951 году получает вторую Сталинскую премию, теперь за картину «Весна». Лауреат Державно прем СРСР (1949 – за картину "Хлб", 1951 – за картину "Весна", 1979 – за картину "Льон"). Все живет, все хочет жить.

  1. Художник Яблонская Татьяна Ниловна
  2. Биография Яблонской Татьяны Ниловны
  3. Художниця з феноменальним талантом Тетяна Яблонська
  4. Татьяна Яблонская о своем творчестве
  5. «Утро» Татьяны Яблонской: Интересная история картины
  6. О жизни и творчестве выдающихся художников
  7. Персональн виставки Тетяни Яблонсько за перод з 1991 по 2004 рк
  8. Про цнност, як хочеться дати дтям

Представляете. "Автопортрет". Как так.

До войны, во время учебы в институте, я много и серьезно работала над живописью. Адже картина «Хлб» фактично стала свордним символом цього подльського села та вс подальш роки надихала селян на трудов звершення. Эта радость была жизненно необходима оживающей стране и потому Яблонскую вознаградили сполна: вручили две Государственные премии, разместили репродукции «Хлеба» и «Утра» в букварях, обязав каждого советского человека еще в детстве проникнуться этой радостью жизни и написать о ней сочинение. А я занималась «настоящим искусством». – О. П. ). Отрицается все. Хочется верить в то, что искусство нужно людям.

Я не осознавала, что все же в картине «Хлеб» живописная задача получилась — сочетание теплого зерна, синих юбок, белых платков и сорочек создавало живописную игру. Просит рассказать о том, о другом. Але смейн цнност, як-то повага, взаморозумння, пдтримка, для нас усх на першому мсц.

Член Сплки художникв УРСР з 1944 року. фзичн сили згасали, але картини ставали ще бльш просвтленими, радсними гармонйними. При чем здесь «кольоры и валеры». Схвалення критикв нагороди додавали художниц ври в себе. Я хочу привити дтям почуття поваги до людей, до х прац, повагу любов до себе. Творчсть Тетяни Яблонсько – життлюбна життствердна. Пшла у вчнсть художниця.

  • Яблонская Татьяна Ниловна, художник
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Краткое описание биография и творчество Яблонской
  • Яблонська Тетяна Нилвна нформацю Про
  • 24 лютого 2017 року – 100 рокв вд дня народження Тетяни Яблонсько – художниц, яку назавжди полонило Подлля
  • Биография история жизни Яблонской Татьяны Ниловны
  • Видео Яблонской Татьяны Ниловны

Член Сплки художникв Украни з 1944 року. И вот я стала прозревать. Но несмотря на все награды, ее отношения с властью были весьма сложными: то ее работы хвалили и признавали, вручали премии, а то обвиняли в «формализме» и утверждали, что «она позорит советскую действительность». Член Сплки художникв Украни з 1944 року.

Я поки не наголошую на свому бажанн, бо хто зна, як складеться х життя, що вони виберуть. В погоне за оригинальностью уже давно нет искусства. И — тоже премия. Але працювала натхненно багато – по два малюнки щодня. Лауреат Державно прем СРСР (1949 – за картину Хлб, 1951 – за картину Весна, 1979 – за картину Льон).

  • Татьяна Яблонская о своем творчестве: 3 комментария
  • Словари и энциклопедии на Академике

А статья моя была очень большая. И тени на земле. 1975. Иногда Татьяне все же удавалось писать.

Тетяна Яблонська 
коротка бографя

Досягнення летавчан були щедро вдзначен державою – 11 (. ) трудвникв колгоспу на чол з головою Д. Бойко отримали звання Героя Соцалстично прац, 19 були нагороджен орденом Ленна, 64 – орденом Трудового Червоного прапору, майже 150 – медалями СРСР. Вдомсть отримала псля представлення картини «Вдбудова домни» на першй пслявоннй виставц у Москв в 1945 роц. Главная тема полотна – ощущение войны. И, кажется, я даже слышу, как зреют они. Пишет о моем творчестве за последние десять лет.

Той весной и начался у меня новый творческий подъем. Набравшись впечатлений, в 1944 году Яблонская возвращается в Украину, где рисует свой первый шедевр – картину «Хлеб». По-моему, этюды нужны не только к картине, но и до (подчеркнуто Т. Яблонской. Етюд" (1977), "Льон" (1977), "Взимку на ферм" (1979), "Вечр на луз" (1979), "Червень" (1981), "Гаяне чека" (1982), "Портрет художника. Волобува" (1982), "Оснн тн" (1987), "Перлиновий ранок" (1988), "Тнистий сад" (1988), "Зелене вкно" (1989), "Осннй портрет.

Следующая за «Хлебом» большая работа Т. Яблонской странным образом соединила в себе эти две особенности. Абсурд. Не лучше ли им уехать в соседний, живописно расположенный на берегу реки колхоз» 9. Я помню, каким мне это тогда показалось смешным, наивным и провинциальным. Зараз кажуть, що виховувати дтей не потрбно, треба просто жити для себе.

Все-таки это первоисточник. Именно такую живопись Яблонская считала «настоящей». Здесь вспомнится и «ломоть ржаного хлеба, сладко пахнущего жизнью», который «осторожно засунул в карман бекеши» герой романа А. Толстого «Хлеб» 25 и почти визионерское астафьевское: «Я склоняюсь к древнему полю, вдыхающему пламя безмолвных зарниц. Написанные вскоре после завершения работы над «Хлебом», они вкупе с другими документами, в первую очередь с текстами самой Яблонской, помогают восстановить биографический и культурный контекст знаменитого произведения и дают возможность дополнить несколькими существенными штрихами «портрет художника на фоне времени». Я б хотла, щоб вони стали моми спадкомцями, хоч вони поки цього ще не розумють.

ЯБЛОНСКОЙ, ТАК И ДЛЯ ИСТОРИИ ВСЕГО СОВЕТСКОГО ПОСЛЕВОЕННОГО ИСКУССТВА. Он должен увлечься колхозным социализмом на селе (подчеркнуто Т. Яблонской. Она у меня родилась как синтез впечатлений от всей этой поездки. Старая Флоренция» – одна из первых поворотных работ этого времени. День этот стал поистине счастливым. Псля ззду картину «Життя трива» зняли з виставки «за деологчно неврний пдхд», а на саму художницю чекала жорстка розмова з тодшнм секретарем ЦК з пропаганди А. Д. Скабою. На перших курсах вчителями були А. Черкаський (з живопису) та К. лева (зунка).

Студентка Яблонская работала буквально за троих. Один з авторських варантв картини Тетяни Яблонсько Хлб (1949 р. ) десятки рокв збергався (можливо, збергаться й зараз) у Третьяковськй галере в Москв як взрцевий твр соцалстичного реалзму. «Я пережила важк роки евакуац в одному з сл на Поволж. Але ейфоря вд змни влади швидко минула.

Жнка року (Мжнародний бографчний центр, Кембридж, 2000). В 1999 году из-за инсульта Яблонская попадает в инвалидное кресло. – О. П. ). В 2001 году Яблонской дают орден и награждают званием Героя Украины. Нагороджена медаллю «За доблесну працю у Великй Втчизнянй вйн 1941—1945 рр». Яблонская выезжает туда вслед за студентами, получив от них письмо, что в Летаве «очень-де скучно, нет ничего красивого интересного, живописного, пейзаж однообразный, люди все время работают, позировать не хотят.

И, судя по ее вопросам, мало разбирается. У 1951–1958 роках— депутат Верховно Ради УРСР. Вчителем Тетяни Яблонсько був Федр Кричевський. Развенчали культ личности. Началось оживление в искусстве.

Проте поступово Т. Яблонська у картинах «Безменн висоти» (1969 р), «Вдпочинок», «Бля синього моря» вдйшла вд цього напряму «зовншньо декоративност». Ми вс прагнули допомагати летавчанам, чим могли. У 1940 роц вийшла замж. Кроме того, цвет отличался глубоким тоном, плотностью.

Работали много, очень активно. Батько Тетяни настльки розчарувався у радянськй влад, що твердо виршив залишити СРСР. Тетяна ЯБЛОНСЬКА (1917-2005) – укранська художниця, народний художник УРСР (з 1960), професор (1967), академк Академ мистецтв СРСР (1975), народний художник СРСР (1982), дйсний член (академк) Академ мистецтв Украни (1997—2005), лауреат Державних премй СРСР (1945, 1951, 1979) та Нацонально прем Украни м. Тараса Шевченка (1998), Герой Украни (2001).

Методология «синтетизма» в интерпретациях художницы акцентировалось основное внимание зрителя, на символико-образный природе цвет, что свойственно для практики отдельных представителей французского постимпрессионизма конца XIX в. Таким образом, практическое применение синтеза различных культурных традиций невольно направило вектор созидательного развития Яблонской к поиску символической выразительности цвета, показательного для методологии постимпрессионизма. Картина «Хлеб» стала гимном труду и достатку народа и принесла Яблонской всесоюзную славу и Сталинскую премию. – О. П. ) людей, а отсюда и эта красная рубаха. Почувствовала и я потребность в активном творчестве. Для того, чтобы найти типичное в жизни, нужно перекинуть массу "породы".

Именно над живописью. Дуже скоро в систему додан нов мови. Портрет дочки" (1998) пейзаж Седнева (1993-1998), серя "Обереги" (1991-1992) "Вкна" (1993-1996), "Спогади. можна уврувати, що таке щастя в принцип можливо, а значить, буде скоро так у нас.

Звернення до джерел народного мистецтва вдчутне у творах «На ярмарку в Солотвин» (1960 р), «Разом з батьком», (1962 р. ), «Веслля» (1963 р. ), «Травень» (1965 р. ), «Лто» (1967 р. ). Все остальное — антигуманно, антиморально, греховно. Что за наглость с ее стороны. По Укран" (1998-1999) тощо.

Тиша. Мне и сейчас стыдно за нее, но тогда я была совершенно убеждена в своей правоте. Манере «живописать» действительность девушка училась у своего руководителя Федора Кричевского. Мистецтво раннього талйського Вдродження вразило мене свою найвищою духовнстю щирстю. У 1965-1966 роках – головний спецалст сектору нтерра Кивського зонального науково-дослдного нституту експериментального проектування (КивЗНДЕП).

У 1941 р. закнчила Кивський художнй нститут (нин НАОМА), навчалась у видатного живописця Федора Кричевського. За радянських часв найбльш вдома завдяки монументальнй, вправно написанй картин "Хлб" (1949), що прославляла радянськ деали реал. Зараз ми цнумо тонкий та яскравий талант живописця, талановито нтерпретаторки пейзажу-настрою, психологчного портрета. Мистецький доробок художниц величезний. А ведь по замыслу неплохая. «Поздка до тал 1972 року знову перевернула мою свдомсть. А тут началась «оттепель». Лишь бы оригинально, лишь бы выделиться, доказать, что ты талантливее, находчивее других. Псля його лквдац, у 1935—1941 навчалася на факультет живопису Кивського державного художнього нституту (нин), в майстерн професора Федора Кричевського.

Остановились в селе Апша Солотвинского района. В Одессу, а потом в Каменец-Подольск, поближе к границе, перебрались из Смоленска в надежде эмигрировать. Название оживило все связанное с понятием «хлеб» в жизни, в литературе, в искусстве: хлеб – константа русской культуры хлеб – это один из важнейших жизненных ресурсов, формирующий нравственный кодекс человека. Поездка в Италию в 1972 году опять перевернула мое сознание. Слава офцйне визнання так не позначилися на творчй натур Т. Яблонсько. Враховуючи монументальнсть твору (3, 7 м завширшки), глядач мимовол потрапля в атмосферу зображеного.

Нагороджена орденом Трудового Червоного Прапора (1951), орденом Дружби народв (1977) орденом "За заслуги" II ступеня (05. 03. 1997, за вагомий особистий внесок в економчний, науково-технчний соцально-культурний розвиток Украни та з нагоди Мжнародного жночого дня 8 Березня), Почесною вдзнакою Президента Украни (орден "За заслуги" ступеня, 23. 08. 1994, за визначн творч здобутки в образотворчому мистецтв, багаторчну педагогчну громадську дяльнсть). Великий канал. Яблонской этого времени. Член Сплки художникв Украни з 1944 року. Для изучения жизни, которая нами еще совсем не изучена.

Художник року (ЮНЕСКО, 1997). Текст читали: Л. Заднiпровський, Н. КасторфОтримала освту у Кивському художньому нститут. Все должны быть проникнуты радостью жизни. Псля вдвертих погроз, Яблонську зняли з усх посад. Ромасу Яблонская пытается понять причину «неудач» Пластова и предлагает свой рецепт «помощи» : «Плохо, что колхоз, где он живет, плохой, не передовой, захудалый.

Как свежо воспринимались у нас работы Эрдели, Коцки, Манайло, Шолтеса, Глюка, Бокшая. в картине не найден общий композиционный принцип. И дожидалась. В Отделе рукописей ГТГ хранится несколько писем Т. Н. По-моему, в этом его беда. и жизнь» многие поняли не так, как надо.

Хочу, щоб вони були в мру розумними та в мру безшабашними. Розумла це й художниця – вона з вдячнстю листувалась з летавчанами, у 1970 р. органзувала персональну виставку у Камянц-Подльському, а у 1973 р. – спецально прижджала до Летави на зустрч з селянами. Силы Татьяны Ниловны угасают, ей приходится рисовать левой рукой (правая из-за болезни отказала), но в ее картинах все больше положительных эмоций, художница радуется каждому прожитому дню. Яблонська поднувала побутовий жанр з ндустральним пейзажем, малювала пейзаж, натюрморти, тематичн полотна («Вдбудова домни» — 1945, «У рдному гайочку» — 1964, «Серпень» — 1967, «Квтень» — 1970, «Лто» — 1971, «Хрещатик», «Вродили яблука», «Цвте мак», «Гуси»). Начинала по-настоящему понимать значение тона и цельность живой живописной поверхности, материальность цвета и передачу цвето-воздушной среды. Но очень скоро и по их головам прошлась дубинка ждановских постановлений.

«Закарпатського циклу». Все тлен, все разложение. При работе над картиной «Хлеб» я больше всего старалась передать восторг от самой жизни, передать правду жизни. В 1950-1960 г. г.

Все мои былые ощущения наглухо затянулись. Недавно видела какой-то косогор. У 1928 р. батьки виршили рятуватися вд бльшовицько влади тамно вихати до Польщ.

Но я была еще не до конца напугана. Мо дти схож на мене, в наполегливост так точно. А небо, тревожась и мучаясь, бредит миром и хлебом» 26 и воспоминания участников проекта Л. Улицкой «Детство 45-53: а завтра будет счастье» 27. Он настоящий.

Колгосп м. Ленна (а нин – сльгоспкооператив «Летава») завжди був серед передових, як при Радянському союз, так в незалежнй Укран. Меня это, конечно, крайне возмущало. Я даже абсолютно искренне написала соответствующую статью в московскую газету «Советская культура». Сначала был разговор о «завзятости» главной героини, о том, что я сама по своему духу очень на нее похожа и пр., а потом стали говорить «о кольорах и валерах».

И вот мне захотелось выложить свои мысли. Ми сам знамо, що можна, а чого — не можна. Герасимова, В. К. И птицы чирикают.

СРЕДИ 35 КАРТИН ПРОСЛАВЛЕННОЙ УКРАИНСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ ТАТЬЯНЫ НИЛОВНЫ ЯБЛОНСКОЙ (1917-2005)1, ХРАНЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ, ЕСТЬ ОДНА, КОТОРАЯ С МОМЕНТА ЕЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В МУЗЕЙ НЕИЗМЕННО ВКЛЮЧАЕТСЯ В ПОСТОЯННУЮ ЭКСПОЗИЦИЮ И ПО ПРАВУ СЧИТАЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ВИЗИТНЫХ КАРТОЧЕК ГАЛЕРЕИ, – ЭТО «ХЛЕБ» (1949). На всем – золото, золото» 40. Народилася 24 лютого 1917 року у мст Смоленськ (СРСР) у родин викладачв. Послевоенный подъем духа, молодость, уверенность в себе, масса замыслов.

Стара Флоренця", 1987 – за серю портретв). Сльська тема в творчост Тетяни Нилвни – найглибша. Другой состоял из множества слагаемых воедино деталей» 29. я дослухаюсь, адже це погляд мого майбутнього споживача. В 1944 р. вона стала членом Сплки художникв Украни. Но сейчас не об этом. Псля ззду картину «Життя трива» зняли з виставки «за деологчно неврний пдхд», а на саму художницю чекала жорстка розмова з тодшнм секретарем ЦК з пропаганди А. Д. Скабою.

Активность жизни. приваблювали теми активного руху, прац, спорту. А я-то что делаю. Картиной, в которой это восстановление удалось наилучшим образом, Яблонская считает полотно «На старте» (1947 г). «Весна» — уже падение во всем. батько дуже любив живопис прищепив цю любов дочки.

А в основном, все эти мысли рассеялись и улетели. Она «срисовывала» с фотографии погибших на фронте мужей и сыновей. Три роки важко напвголодного життя призвели до того, що вдразу псля вйни Тетяна, повернувшись на Украну, написала сво дебютне полотно, миттво зробила з звичайно молодо художниц лауреатом Державно прем, – знамениту картину «Хлб». Только в правом верхнем углу оставлен просвет для движения грузовиков. З початком «хрущовсько вдлиги» пожвавленням у мистецтв вона знову почала експериментувати. Почесний громадянин Кива (24. 05. 2001).

Почувствовала и я тупик в своих картинках «на детскую тематику». Картину пддали нищвнй критиц та довго нде не експонували як таку, що «не вдповда радянськй дйсност». Пограничная зона. 1917), советский художник.

Старая Флоренция (1973 обе – в ГТГ), Лён (1977, Министерство культуры СССР Государственная премия СССР, 1979). У 1928 родина Яблонських перехала в Одесу (Украна), у 1930 роц— у Камянець-Подльський, де в 1933 закнчила см класв неповно середньо школи 5. А ми, в свою чергу, розповдамо про шлях полями льону, мпресонзму та укранського народного мистецтва. Пластова, Ф. С. Но по живописи она абсолютный ноль. Вот таким образом, окончив в 1933 году семилетку в Каменец-Подольске на Украине, сестры-погодки Яблонские – Татьяна (старшая) и Елена (младшая) – поступили на второй курс Киевского художественного техникума, который через два месяца после начала занятий закрылся в связи с начавшейся на Украине реформой художественного образования, проводившейся в рамках широкой кампании по борьбе с формализмом6. Но с картиной «Весна» (1950, ГРМ), о которой шла речь в письме Ромасу и за которую Яблонской в 1950 году была присуждена вторая Сталинская премия, ее постигла неудача.

И сердце горячее людей он знает (но не тех немного). Член Сплки художникв Украни з 1944 року. На протяжении 1950-х годов ни одна попытка Яблонской повторить успех «Хлеба» не удалась. Я увлеклась и много ей всякого наговорила.

Ввечер не стало. Почесний громадянин Кива (24. 05. 2001). В это время рождаются такие картины, как «Враг приближается» и «Разрушенный Киев», воплощающие ужасы увиденного во время войны. У 1951-1958 роках – депутат Верховно Ради УРСР. Оля объясняла, ругала. Отсюда и его ошибки.

У 1928 роц родина Яблонських перехала в Одесу (Украна), у 1930 роц— у Камянець-Подльський, потм у Луганськ, де у 1933 роц Тетяна Яблонська закнчила см класв неповно середньо школи вступила до Кивського художнього технкуму. Впевнена, що власний приклад батькв вдгра дуже велику роль. У меня все получалось очень ловко, быстро и пусто. Врменя" (1961), "Разом з батьком" (1962), "Молода мати" (1964), "Нов вкна" (1964), "Веслля" (1964), "Життя" (1966), "Паперов квти" (1967), "Лто" (1967), "Колиска" (1968), "Юнсть" (1969), "Безменн висоти" (1969), "Життя продовжуться" (1971), "Вдови" (1971), "Вечр. Высыпали.

Иначе в нем бессмысленно работать. Воронина с похвал вскружилась голова. Да, проще — «любви, добра и красоты», как сказал Лермонтов. В картине нет ни одного портрета, как, впрочем и вообще мало лиц (критик 1950-х годов сетовал, что слишком много фигур написано со спины)20. И перекидывать с кистью и карандашом в руке.

Влтку 1948 р. Тетяна Яблонська, як викладач нституту, повезла на творчу практику свох студентв у село Летаву Чемеровецького району Камянець-Подльсько (нин – Хмельницько) област. Народилася 24 лютого 1917 року в мст Смоленськ (Росйська мперя) в родин викладачв. В 1935 году техникум ликвидируют и ей снова приходится менять место учебы. Тетяна Нилвна Яблонська Тетяна Нилвна Яблонська народилася (11) 24 лютого 1917 року в Смоленську. Лауреат Державно прем Украни мен Т. Г. Останнй малюнок мисткиня створила вранц 17 червня 2005 року. Але саме завдяки «Хлбу» мя Т. Яблонсько стало вдоме на всю крану, а творчсть отримала свтове визнання.

(В год «Великого Голода», в 1947 году, в поселке Ирпень под Киевом умирает больной и опальный учитель Ф. Г. Чтоб человек был и оставался человеком. Один стиль требовал формулы, когда деталь переставала значить что-либо. Этих дат было на самом деле две, но работали они на одну цель: ограничить пространство и расширить восприятие.

Все это вдохновило на огромный переворот. Нацональний художнй музей Украни. И радость жизни. Многие из этих полотен зрители смогли увидеть лишь через 15 лет после их написания («На окне», «Летом», «Киевские этюды», «На улицу хочется», «Зимнее окно»). Зачем. «Знаете, а ведь мою заметку в «Культ.

Да у него в Прислонихе его и не почувствуешь. О ней говорит каждая деталь: колонна беженцев, лица, суровое небо с сизыми облаками. Вдохновил меня на нее Е. Волобуев. Еще не остыли и похвалы моим декоративным работам со стороны «передовых художников». Нагороджена золотою медаллю Академ мистецтв Украни (2004 – за значн творч досягнення).

В 1928 году Яблонские переезжают в Украину и поселяются в приморском городе Одесса. Он должен родиться из жизни именно из глубокого и всестороннего ее изучения. Псля його лквдац, з 1935 по 1941 рк навчалася на факультет живопису Кивського державного художнього нституту (майстерня професора Федора Кричевського), який закнчила за фахом художник-художникь. Как это не парадоксально, отец Татьяны Яблонской не принимал революцию и всячески отвергал идеи коммунизма, но его дочь жила при коммунистической власти, была признана ЦК и в 1982 году получила звание Народного художника СССР. В ней с большим живописным мастерством написаны лица матерей, нянь, .

Творча карра Тетяни Нилвни розвивалася досить успшно. В пейзажах и тематических картинах Яблонской раскрываются жизнеутверждающие поэтические образы современников и родной природы, тема свободного, социалистического труда (Хлеб, 1949, ГТГ Государственная премия СССР, 1950) им свойственны правдивость образов, эмоциональная взволнованность и лиричность (Весна, 1950, ГРМ Государственная премия СССР, 1951). Тетяна Нилвна Яблонська народилася 24 лютого 1917 р. в Смоленьску, в родин викладачв гмназ. Тут появились всякие коллективные творения во главе с Ефановым и Иогансоном, налбандяновские опусы. Бубнова, С. В. Татьяна Яблонская с двумя друзьями-художниками едет в Закарпатье искать «старовинне».

Правда, через клька мсяцв «за розрив з творчою нтелгенцю» зняли самого Скабу, а Т. Яблонську вдновили в колишньому статус3. Яблонская – настоящий советский художник еще и в траектории творческих поисков. Румынские села. Завдяки кольору, свтлу, ншим живописним засобам увагу насамперед привертають група людей на першому план та «розсипане» по всй ширин полотна золоте зерно. Тогда же Яблонская начинает преподавать. У 1938 р. пд час сво першо подорож до Москви Т. Яблонська ознайомилась з роботами французьких мпресонств.

После обучения на первых двух курсах у К. Н. Успех за успехом. Решение образа центральной героини, который она представляла себе как «обобщенный образ современной украинской колхозницы» 23, было найдено в собственном плакате, сделанном по заказу одного издательства. Она что-то там записала. Все необычайно выразительное.

И сразу вслед за этим: «Мольберт так и стоит около окна – это потому, что ведь за ним осень. Помню, в то время ко мне пришла группа львовских художников во главе с Григорийчуком. У 1965–1966 роках— головний спецалст сектору нтерру Кивського зонального науково-дослдного нституту експериментального проектування (КивЗНДЕП). До малювання заохочував дтей. Но с эмиграцией не сложилось – уехали в Луганск.

Киев. 1991. Но колхозного в нем мало. Ти живеш, дти поряд з тобою, поважай х особисте життя, навть у найменшого воно.

Найденное слово, простое, но безмерно емкое, преобразило полотно Яблонской. "Художник року" (ЮНЕСКО, 1997). В уже упоминавшемся выставочном обзоре работы Яблонской и Пластова были представлены как антиподы: Яблонской, разумеется, со знаком «плюс», Пластова – со знаком «минус». Интересно, что он ответит. А на нем в разные стороны лезут какие-то кустики. Вот таким образом у советской художницы Татьяны Яблонской не найти творческой плавности и спокойного обретения собственного художественного виденья – каждый период жизни начинается с конкретного, поворотного события. Кроме того, я совсем незадолго до «Хлеба» писала картину «Перед стартом», одновременно писала «В парке» и еще не совсем окончательно забыла живописные открытия отвергаемых мной импрессионистов.

После «Хлеба» я уже начисто забыла все живописные задачи. Народный художник СССР (1982), действительный член АХ СССР (1975). Яблонскую выручала природная восторженность и любовь к жизни. Вдкритий, яскравий тональний живопис, стрмксть мазка, продумансть теми. "Жнка року" (Мжнародний бографчний центр, Кембридж, 2000).

В любом городе и в любое время года дома было чертовски интересно: здесь издавали семейный журнал «Сверчок», в котором каждый автор писал и иллюстрировал свою часть номера, каждый день дети рисовали: натюрморты и друг друга – с натуры, здания и пейзажи, которые видели во время прогулок, – по памяти. Такая жажда жизни. У 1965-1966 роках – головний спецалст сектору нтерра Кивського зонального науково-дослдного нституту експериментального проектування (КивЗНДЕП).

1944. Вглядываясь в автопортрет 1995 года, наверное, вздыхала: «Вот такою я стала теперь бабусею» 39. В вихре сменяющихся «измов» мимолетно блеснуть своим «я». Це захоплення, як пзнше напишуть радянськ бографи мисткин, «значно ускладнило творчий розвиток». Более чем трехлетний перерыв в работе резко отбросил назад. Словно продолжая письмо Марине Николаевне Гриценко из далекого теперь 1955 года: «Когда приходит весна, я никак не могу ее не писать» 42, полвека спустя она писала: «Есть что-то магическое в этом зеленом цвете, который каждый год, как растает снег, возникает из сырой помертвелой земли» 43 и с волнением наблюдала, как «в дымке апрельского дождика, который висит над Кожемяками, вызревает великое диво весеннего пробуждения» 44.

А пока что, в том же 1944 году художница становится членом Союза художников и одним из преподавателей Киевского художественного института. О таком же «веселом, радостном труде» пели «веселые подруги» из довоенного фильма И. Пырьева «Богатая невеста» (1937), мечтавшие о том, чтобы их имена «звонкой песнею» прославились среди героев. Кричевский. ) Она много и упорно трудится, на ежегодных республиканских и всесоюзных выставках появляются новые работы, самой заметной из которых стала «Перед стартом» (1947, Национальный художественный музей Украины, Киев). Жизнь, жизнь, жизнь. В редакции ее сильно сократили. Вместо председателя колхоза Давида Васильевича Бойко, во всех отношениях достойного быть изображенным, слева на весах висит его сумка с вложенной в нее газетой.

Весна, сквер, сверкающее солнце и масса разных детишек. Дочка Гаяне" (1989), "Пд липами" (1992), "Золото осен" (1994), "Свже повтря" (1995), "У сяйв осен. Все это, конечно, действовало. «Вечер. В 1968 роц на ззд художникв Украни вона виступила з рзкою критикою «опки» мистецтва з боку партйних органв. Шевченка (1998 – за роботи останнх рокв). «Автопортрет в укранському костюм». На даний момент ми служимо тльки англйською, турецькою, росйською, укранською, казахською та блоруською мовами.

Горизонт и небо вопреки обычаю заполнять фон изображениями колхозных угодий закрыты огромной, плохо прописанной скирдой, больше похожей на лохматый занавес. В письмах Яблонской из архива ГТГ есть еще одна тема – Аркадий Александрович Пластов (1893-1972), достойная отдельной статьи. Шурпина. Неужели искусство действительно не нужно.

Так примно згадати завзяту Тоню Миколину, тямущу Настю Шутяк, розумну й умлу Ганну Горячок А як добре вони робили, як умло «заправляли» складним артльним господарством. Но через несколько лет Яблонской станет скучно махать одним и тем же отбойным молотком. Була депутатом Верховно Ради УРСР (1951-58 рр. ), входила до складу Правлння Сплки художникв Украни та СХ СРСР. У мене в паспорт було записано: колгоспниця.

Правдой жизни художница считает и следующую свою работу – «Хлеб» (1950). Народилася 24 лютого 1917 року у мст Смоленськ (Рося) у родин викладачв. Яблонская Татьяна Ниловна (р. Возятся в песке. В письме к Я. Д. Вносить свою, хоть крохотную лепту в это, самое важное для человечества, дело.

Как-никак сталинская эпоха. Своми вдалими картинами, в основу яких покладено почуття та емоц, майстриня вважала полотна «Вдови» (1971 р), «Вконце», «Чайна». У 1951—1958 роках — депутат Верховно Ради УРСР. Три года она пасла скот, молотила пшеницу и клала стога. У 1951-1958 роках – депутат Верховно Ради УРСР. Слава офцйне визнання так не позначилися на творчй натур Т. Яблонсько.

Старая Флоренция», «Жизнь продолжается», «Жизнь (Родоначальница)», «Юность». Две недели Татьяна Яблонская прожила еще при царе. Это ощущение возникало далеко не каждый раз, но все чаще и чаще. Об этом надо ему говорить. И пришло в голову — не записать ли лучше мне самой все то, о чем я ей рассказывала. А ми, в свою чергу, розповдамо про шлях полями льону, мпресонзму та укранського народного мистецтва. 24 лютого мина 100 рокв вд дня народження укрансько художниц Тетяни Яблонсько. Нечитайло, А. А.

Досягнення летавчан були щедро вдзначен державою. Пустота и даже что-то — по ту сторону пустоты. Стара Флоренця, 1987 – за серю портретв). Грудные, побольше, разные и удивительно симпатичные. «На воза завантажили реч, посадили нас, дтей, та вдправились на захд. Село Апша, Закарпатье. В общем, начинала овладевать богатым арсеналом живописного языка.

И хотя эта картина была отмечена госпремией и принесла художнице славу мастера первой величины, Яблонскую уже манили другие дали. И в каждой новой обретенной художественной истине Яблонская остается предельно искренней: воодушевленная послевоенным возрождением страны, пишет жизнеутверждающие огромные полотна в рамках соцреализма, в поисках новой изобразительной правды увлекается декоративностью народных украинских мотивов, побывав в Италии, уравновешивает колористические и образные решения под впечатлением от раннего Возрождения, обретает особое зрение и учится находить все главные смыслы мира, глядя на мир из одного и того же окна. Известные картины Татьяны Яблонской: «Хлеб», «Утро», «Вечер. Чудовий там народ. Училась в Киевском художественном институте (1935-41) преподавала там же (1944-52 и 1966-73).

Как трава весной из каждой щелки лезет. Но, наверное, это главное. Нажаль, з геров «Хлбу» вже нкого нема в живих. Чтобы стать мастером, тонкость восприятия живописных ощущений нужно было закреплять долгой практикой, но этому помешала война.

В замечательном созерцательном фильме Станислава Сукненко о Татьяне Яблонской «Вдохновение одиночества» есть редкие кадры работы художницы над одним из таких рисунков. Флоренция. Татьяна Яблонская — советский художник, лауреат Государственной премии СССР и двух Сталинских премий второй степени. Весна 1961.

Вн мряв здобути вищу мистецьку освту, стати професйним художником. Я сейчас в это верю. Начались мучения, слезы, неверие в свои силы.

Сошлемся на авторитетное суждение: «В системе "советского искусства" (второе название социалистического реализма) была создана система двух стилей: один, важнейший, выводивший на "знаковый уровень" и другой – показывающий современный быт. и особенно детей. Однако. Как-то иллюзорно-декоративно. Тут уж не до учебы.

Шокировать, эпатировать. Батьки можуть виховувати дитину рокв, мабуть, до пяти, а дал вона вихову себе сама, ти тльки направляш, надаш можливост, пдлаштовушся пд спльний ритм. Цвет у нее был всегда крайне материальным, в то же время оставаясь цветом, краской.

Вполне в духе принятой в послевоенное время установки на увековечивание подвигов героев войны и труда Яблонская писала: «Яхотела, чтобы моя картина звучала, как хорошая народная песня о труде, смотрелась бы, как памятник этим людям» 18. нститут закнчила за фахом «художник-художникь». А сила у него колоссальная. Невинные сюжеты вроде «Весны» (кстати, критик Портнов, недавно уехавший на старости лет в Америку, настойчиво советовал мне назвать ее «Мы требуем мира. » иначе, мол, не прозвучит). Цього ж дня розпочинаться виставка робт в Нацональному художньому музе. Хочу згадати вибране, улюблене.

Черкасского (1886-1967) Татьяна Яблонская с 3-го курса начала заниматься в мастерской признанного мастера Федора Григорьевича Кричевского (1879-1947). Ну как не поверить, когда тебя так хвалят. Я в х вц теж поняття про таке не мала, хотла зовсм ншого.

Правда, через клька мсяцв «за розрив з творчою нтелгенцю» зняли самого Скабу, а Т. Яблонську вдновили в колишньому статус. Вище: що ви шукали. Широко обобщенные образы, проникнутые глубоким раздумьем о жизни, созданы в картинах Безымянные высоты (1969), Вечер. Хлб (1949) «Хлб» в стор радянського живопису вдгра ту ж роль, що фльм «Кубанськ козаки» вана Пирва. Стара Флоренця" (1973), "Тиша" (1975), "Зима в старому Кив" (1976), "Стара тепла пч" (1976), "Венеця. Поверхность холста была наполнена напряженной вибрацией.

1946. 24 лютого мина 100 рокв вд дня народження укрансько художниц Тетяни Яблонсько. А похвалы всегда приятны, даже если ты и сам в этих работах разочаровываешься, — слаб человек. Для нее начинается возвращение в профессию, трудное, полное сомнений, с попытками наверстать упущенное (по предложению Государственного комитета по делам искусств она пытается восстановить дипломную работу взамен незавершенной и утраченной во время оккупации), с поисками своей темы в искусстве в непростых политических и социальных условиях. Только для этого и должно существовать искусство. Похавши на етюди до с. Апш (у Солотвинському район), Яблонська побачила там виразну архтектуру та барвисту народну етнку. Свою творчу дяльнсть починала як послдовниця соцалстичного реалзму, переважно в сюжетних композицях. Первой послевоенной работой, которая стала отражением личных военных впечатлений, была картина «Враг приближается».

В то время много было написано всевозможных детских сюсюкающих картинок. – О. П. ) картины, но для картины в будущем, для рождения картины. По-моему, она не будет смотреться лишь мелкой бытовой сценкой.

Ми просто живемо разом, але кожен ма право на сво життя робить важлив для себе реч. А может быть, они чем-то и интересны и нужны кому-то. Створен там етюди – «Колгоспний польовий стан на берез Десни», «Доярка» («Жнка з коромислом») – виконано в цлком реалстичнй манер, що дина мала право на життя у тогочасному радянському мистецтв. Марно було би вважати лише представницею соцреалзму.

Невдала емграця – це була перша доленосна подя, що сталася з Тетяною Яблонською на Подлл. Ей «хотелось передать дружную энергию работы, пафос коллективного труда. Они адресованы художнику Якову Дорофеевичу Ромасу (три письма, написанных в марте 1950 года)2 Марине Николаевне Гриценко, оргсекретарю СХ СССР (три письма, датированных началом 1950 года и одно – мартом 1955-го)3 третьим адресатом является Анна Сергеевна Галушкина, возглавлявшая в Третьяковской галерее Отдел советской живописи и графики (два письма 1963 года)4. Батько мати просто почорнли вд страху. Укрепиться в этом помешала война. Етюд" (1977), "Гондоли.

Мне чудится, что я слышу, как шепчутся с землею колосья. Стара Флоренця» (1973 р), показана на ювлейнй виставц, присвяченй 250-рччю Академ мистецтв СРСР. Отдавать ее в художественную школу я не хотела — решила учить сама. После поездки в Италию я пришла к твердому убеждению, что в своем творчестве художник никогда не должен заботиться о своей оригинальности, о самовыражении и т. д., чем наполнены были, в основном, устремления «ищущих» художников 60-х годов. Этот период завершился наконец первой и на многие годы оставшейся единственной большой творческой удачей молодой художницы – картиной «Хлеб».

Персональн виставки за перод з 1991 по 2004 рк: 1992 рк – виставка живопису в Кивському музе росйського мистецтва 1993 рк – виставка живопису "З глибин душ" в Нацональному художньому музе Украни, Кив 1996 рк – виставка живопису "Вкна" в Кивському музе росйського мистецтва 1996 рк – виставка живопису в галере "27" на Корк-стрт у Лондон 1997 рк – ретроспективна виставка живопису до 80-рччя вд дня народження в Нацональному художньому музе Украни, Кив 1999 рк – виставка графки (рисунок, акварель) в Укранськй Академ мистецтв 1999 рк – виставка темперних робт "Спогади" в Нацональному художньому музе Украни, Кив 2002 рк – виставка живопису "Пори року" в Нацональному художньому музе Украни, Кив 2004 рк – виставка робт з сер "Пори року" в Укранському культурному центр у Москв 2004 рк – виставка пастел в Кивському музе росйського мистецтва. А через 5 лет за эту же картину Яблонскую наградят Сталинской премией. Противная, антиживописная картина «Утро». Грабаря, «Обнаженная натурщица» (1937) стала первым экспонатом институтского методического кабинета, этюд «Женщина с коромыслом» (1938) экспонировался на Всесоюзной выставке молодых художников «ХХ лет ВЛКСМ» в 1939 году7 и, наконец, в начале 1941 года в институте была организована «Выставка работ студентки Татьяны Яблонской». Выставка Манайло в Киеве и ее шумный успех глубоко, глубоко запали в душу. На выставке 1949 года экспонировалась большая работа Пластова «Колхозный ток» (1949, Киевский музей русского искусства).

В этом же году была написана картина «Перед стартом», выдвинутая на Государственную премию. В апреле 1944 она возвращается в освобожденный Киев. Уже в начале 70-х годов надо было учить Гаюшу для поступления в художественный институт. Много-много.

Пошли картина за картиной. Получается, что в глазах большинства я — «один из талантливейших живописцев», а по мнению собственной дочери — «ничего в живописи не смыслю». Картину «Хлеб» я писала с полнейшей отдачей, с сердцем, полным любви к этим женщинам, к зерну, к солнцу. Вона стала продовжувачем його традицй. Яблонской пришлось сменить мольберт на сельскохозяйственные и полевые работы. Все лезут, все растут, все хотят жить.

Оля говорила, что я не имею права учить ее живописи. Живучесть. ДАТА ЕЕ СОЗДАНИЯ – 1949 ГОД – ВО МНОГОМ СИМВОЛИЧНА КАК ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА САМОЙ Т. Н. Псля його лквдац, з 1935 по 1941 рк навчалася на факультет живопису Кивського державного художнього нституту, нин Нацональна академя образотворчого мистецтва архтектури, (майстерня професора Федора Кричевського), який закнчила за фахом «художник-художникь». Твори: "Автопортрет" (1945), "Ворог наближаться" (1945), "Перед стартом" (1947), "Вдбудова Хрещатика" (1945), "Вечр на Днпр" (1947), "У парку" (1949), "Хлб" (1949), "Весна" (1950), "Застудилися" (1953), "На вкн весна" (1954), "Над Днпром" (1954), "Ранок" (1954), "Близнюки" (1958), "Святковий вечр" (1960), "У старому Аштараку.

Я написала ему длинное-предлинное письмо. Это похоже на чудо. Первый биограф Яблонской, автор вышедшей в 1959 году монографии Валентина Васильевна Курильцева отмечала: «картину можно долго и с интересом рассматривать. Так почалося захоплення нацональною формою, пдсумком якого стало створення у 1965-1966 рр. И все казалось хорошо, «художественно».

Псля вдвертих погроз, Яблонську зняли з усх посад. Тетяна Яблонська. Я – людина вперта, враховуючи доньчин зауваги, роблю так, як сама вважаю за правильне. Удивительная архитектура, красочные народные костюмы. Татьяна Ниловна Яблонская (24 февраля 1917, Смоленск – 17 июня 2005, Киев) – советская и украинская художница, собрала все самые высокие государственные награды и занимала завидные должности, преподавала в Киевской художественной академии. В 1947 году родилась вторая дочь, Ольга. Ограниченная после инфаркта (1989) в движениях, она полюбила свой малый мир, с нетерпением ждала солнечного вечера, чтобы «успеть залить полотно вечерним золотом» 41.

Оля, наоборот, работала над каждым этюдом с очень большим напряжением. Шевченка (1998 – за роботи останнх рокв). На восстановление «чувства живописности» ушло много времени. У 1965—1966 роках — головний спецалст сектору нтерру Кивського зонального науково-дослдного нституту експериментального проектування (КивЗНДЕП). У них Т. Яблонська наблизилася до «бойчукств», як поднували вковчн традиц з модернстськими художнми течями. В 2005 году Депутаты Киевского совета приняли решение о создании музея Героя Украины Татьяны Яблонской и присвоении её имени одной из столичных улиц. Батько, Нил Олександрович Яблонський, мав неабиякий художнй хист, викладав малювання в середнй школ. Ни о какой самодовлеющей «живописности» я не думала.

Спроби втеч – через Одесу, а згодом через Камянець-Подльський – не вдалися. 1972. Веслля (1963) В останн роки життя Тетяна Нилвна писала в основному натюрморти пейзаж за вкном квартири: псля перенесених нфаркту та нсульту вона перестала виходити на вулицю, перестала писати маслом, зате пастель навчилася тримати в лвй руц замсть паралзовано право. Я б не сказала, що ми х виховумо навмисне, в наставницькому сенс цього слова.

У 1928 роц родина Яблонських перехала в Одесу (Украна), у 1930 роц — у Камянець-Подльський, потм у Луганськ, де в 1933 роц Тетяна Яблонська закнчила см класв неповно середньо школи вступила до Кивського художнього технкуму. Лауреат Державно прем Украни мен Т. Г. Нагороджена золотою медаллю Академ мистецтв Украни (2004 – за значн творч досягнення). Все тонкости чисто живописных ощущений были потеряны.

Но премию тогда Татьяна Яблонская не получила, так как картина была обвинена в «формализме». Мне эта тема представляется очень значительной, жизнеутверждающей и нужной. Вот именно так. Пошуки власного «я» у мистецтв тривали усе творче життя.

Часто на мох очах, просто в пол вручали комусь «похоронку» тому перше, що вразило мене в Летав, це весел, життрадсн, бадьор двчата, ланков-герон, в яких я просто закохалася. Я его ждала, добивалась. Одним з перших пслявонних творв Т. Яблонсько картина «Перед стартом» (1947 р), яка одразу дстала схвальн вдгуки критикв була висунута на присудження Сталнсько прем. Працювала в галуз станкового малярства та плакату. Меня выручала любовь к жизни и восторженность. Нагороджена двома медалями Академ мистецтв СРСР (1974 – за картину "Вечр.

Сочли меня за карьеристку, посчитали это приспособленчеством, «сдачей позиций» и т. д. Мне это очень тяжело. Окончательно я убедилась в ошибочности импрессионистического метода следующим образом». Я не приехала в колхоз с готовой композицией. ви можете запитати все в систем з коробкою.

В 1968 роц на ззд художникв Украни вона виступила з рзкою критикою «опки» мистецтва з боку партйних органв. Цього ж дня розпочинаться виставка робт в Нацональному художньому музе. Нашей замечательной советской действительностью. стремилась его передать» 17.

Со всех сторон я слышу абсолютно противоположное. Хотела лишь правдиво изобразить жизнь и передать людям свой восторг от самой жизни. Мне кажется, вся его беда в том. Неужели это так.

Скандалы и ссоры. Все — бессмыслица.