Три Медведя Шишкин
Знаменитую картину Шишкина в народе называют по-разному: Утро в сосновом лесу, Сосновый бор и даже Три медведя (несмотря на то что медведей на картине четыре). Вместе с тем, картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» многие называют «Три медведя». Во многом виной тому сладости: новую жизнь произведению Шишкина подарили конфеты Мишка косолапый и шоколад Три медведя. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин. Савицкий написал медведей1, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.
"утров сосновом лесу" Ивана Шишкина и его соавтора Константина Савицкого, действительно, многие называют "Три медведя" (хотя на картине их четыре).
«Утро в сосновом лесу» или как мишки стали знаменитыми
Также Юлиус Гейс решил выпустить серию «Русские художники и их картины» и договорился с Третьяковым, получив разрешение размещать на обёртках репродукции картин из его галереи. В 1873 году петербургская Академия художеств возвела его в звание профессора. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. На самом деле художники дружили, а медведи появились уже после того, когда последний сказал, что полотно нединамично. На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя».
И бесконечность леса изображена гениально. Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти. Эту же картину также знают под другими названиями — «Утро в сосновом бору» и «Мишки в лесу». Софья Карловна и здесь помогла мужу – в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии. Савицкий стал соавтором картины «Три медведя». Получалось и вкусно и познавательно.
«Три медведя» – картина, воспевающая красоту русской природы
И природа еще не совсем проснулась и веет утренней прохладой. Правда называлась она иначе — «Медвежье семейство в лесу». А вот во времена Леонардо да Винчи художники сами себе готовили красящие пигменты, что было крайне трудоёмким процессом. Выбирать пришлось из трех фактурных представителей фауны: медведя, кабана и лося.
Савицкий пришел в мастерскую. Что интересно, все полотна художника частично эпичны, но монументальны – всегда. Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. В общем, надпись была стерта и «Утро в сосновом лесу» стало считаться одной из ключевых картин в творчестве одного из самых выдающихся российских пейзажистов.
Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. Раньше считалось, что Шишкин, несмотря на его довольно весомые успехи в анималистической живописи, был не в состоянии изобразить медведей, так что просто эксплуатировал беднягу Савицкого и даже не разрешил тому подписаться на картине. На фантике было всего три медведя.
Трудно назвать более известную работу Шишкина. Он не написан, но его присутствие чувствуется. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. В том же году он познакомился с молодой художницей Ольгой Лагодой.
Три медведя в сосновом бору: как картина Ивана Шишкина стала конфетой
На заднем плане ярко мерцают в высоких кронах золотые лучи. Наиболее известной картиной Ивана Шишкина является «Утро в сосновом лесу». Один из них – Юлиус Гейс, один из основателей и руководителей «Товарищества «Эйнемъ» (впоследствии кондитерская фабрика «Красный Октябрь»). Дело в том, что в советские времена продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией на фантике картины Шишкина – Савицкого. Первоначально на картине «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал именно пробуждающийся от ночного сна дремучий бор (так картину часто и величают ошибочно – «Утро в сосновом бору») и все – никаких косолапых животных. Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево.
По легенде, на фантике смогли поместиться лишь три медведя. Продукция получала призы и награды на выставках. Выписывает стоящий между вековыми стволами туман.
Также фабрика выпускала шоколад «Три медведя» с картиной «Утро в сосновом лесу», при том что мишек на картине и обёртке было четыре. К. А. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения.
«Утро в сосновом лесу» картина Шишкина
И всем этим, то есть особенным вниманием к работе Шишкина, как оказалось, мы обязаны скандалу и сладостям. На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. Пейзаж был увиден и записан Иваном Шишкиным на острове Городомля (остров на озере Селигер).
К. А. Савицкий быстро приобрел популярность у широкой публики. Он закончил Академию в Петербурге и продолжил совершенствовать свое мастерство в Париже. В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Итак, начнем.
«Утро в сосновом лесу»: Как картина русского пейзажиста превратилась в конфетную обертку
А потом над ними пронеслись другие трагедии. Производство быстро набирало обороты. И туман, по краям еще синий, в центре уже освещенный солнцем.
Но вот делёжка-то эта приключилась с какими-то курьёзными запинками. Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу.
Следующим этапом путешествия художника стал Дюссельдорф. Три месяца Шишкин жил в шалаше, добиваясь единения с природой. Две подписи возмутили Третьякова (картина заказывалась Шишкину и покупалась как авторская) и он требует зарисовать вторую подпись. Однако на этот раз его ожидало разочарование. Его талант пейзажиста вполне определился к этому времени.
Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины» На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью. Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги. Савицкий был восхищен. Вот проснулись медвежата и медведица, развив свою бурную деятельность. Иван Шишкин – всемирно признанный, непревзойдённый художник-пейзажист. На фабрике «Эйнем» среди всех прочих конфет и шоколада выпускались и тематические наборы сладостей – например, «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара». В этой ситуации группа молодых перспективных историков (в моем лице) взялась таки осуществить эту попытку.
Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. К. А. Это стало поводом для рождения ещё одного названия картины, которое бытовало и до сих пор бытует в народе — «Три медведя». Максимум – корову, а она здесь абсолютно неуместна. Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову.
Однако, до сих пор никто не брал на себя ответственность и нелегкий труд по систематизации всех знаменательных явлений имеющих непосредственную привязку к истории Вятки. Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте. Автору особенно нравится его холст «С нечистым знается», который сейчас можно увидеть в ГТГ. Еще в обиходе принято именовать картину «Утро в сосновом бору», хотя это тавтология: слово «бор» означает «сосновый лес». Вот таким образом остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж.
Все брянские медведи показались живописцу худосочными и малосимпатичными. В 1863 году он приехал в Цюрих, где писал животных с натуры. Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж. Невероятно красивая картина оказывает на зрителя необыкновенное воздействие.
Утро в сосновом лесу, Шишкин, 1889
Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор. И тут Савицкий попросил: Позвольте. Савицкий пришел в мастерскую. Своим родным Савицкий сообщил: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю». О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». Гениальное произведение, шедевр. Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево. Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача в 1844 году.
Савицкий стал соавтором картины «Три медведя». Но самой известной стала картина «Три медведя», написанная в 1889 году. Ее обломок с засохшей кроной падает в овраг справа.
История одного шедевра: «Утро в сосновом лесу» Шишкина и Савицкого
Только в Третьяковской галерее содержится ряд картин, написанных Шишкиным. Свои знания он с увлечением передавал сыну. Савицкий воспротивился, но Шишкин был непреклонен. Вот тут и появляются вопросы. В народе полотно негласно получило название «Три медведя» (что, впрочем, не совсем верно, ведь медведей на ней четыре).
Но, видимо, сказалось созвучие с народной сказкой «Маша и медведи», где мишек было действительно трое. Не умею, не могу, не буду.
Шишкин Иван, Утро в сосновом лесу
И. И. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось Разбрасываться никак нельзя». Оба похоронили своих жен. На картине «Утро в сосновом лесу» раскрывается мастерство реалистичного изображения и его качество, причем во многом опережающее современную цифровую технику. Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя». Хотя подобные "исторические" детали только повышают ценность картины.
«Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», – вспоминал Шишкин. Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний. Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику). Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача в 1844 году. Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей.
История создания картины «Утро в сосновом лесу»
Именно вот таким образом в первоначальном варианте медведи в лесу отсутствовали. Кабан отпал сразу – Софья Карловна не любила свинину. Большой талант он ценил и у своего друга. Но самой известной стала картина «Три медведя», написанная в 1889 году.
А в то время, пока Шишкин учился в Академии, при дворе в Петербурге блистали немцы Франц Крюгер и Петер фон Гесс, Иоганн Швабе и Рудольф Френц, которые специализировались на изображении великосветских забав – прежде всего балов и охоты. Хотя своей популярностью картина Савицкого и Шишкина «Утро в сосновом лесу» во многом обязана Третьякову, немалый вклад в ее известность внес немецкий кондитер Фердинанд фон Эйнем, который поместил сюжет с этого полотна на обертку своих шоколадных конфет «Мишка косолапый». Рецепту то уж точно. Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу. А только ли Шишкина. Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами». Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала.
Но эта история имеет «сладкое» продолжение. Он закончил Академию в Петербурге и продолжил совершенствовать свое мастерство в Париже. В 1861 году Иван Шишкин отправился в Мюнхен, где посещал мастерские известных художников. Именно так как пейзажист. Но все забывалось летом на пленэрах.
В семидесятых годах девятнадцатого века предприимчивые немцы Эйнем и Гейс построили в Москве кондитерскую фабрику, которая выпускала очень качественные конфеты, печенье и прочую подобную продукцию. Павел Михайлович был, мягко говоря, удивлен: покупал-то он картину у Шишкина. В России исторически сложилось так, что картину в народе называют «Три медведя», несмотря на то что художник изобразил четырех медведей. Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь».
Тримедведя всосновом бору: каккартина Ивана Шишкина стала конфетой
Утро». Багеты будут на любой вкус и широкий аристократичный как у царей. Дело в том, что художник творил исключительно пейзажи, а на просьбы рисовать животных – шутил, что согласен только на корову, но она неуместна. Написано полотно было в 1889 году под впечатлением путешествия по вологодским лесам. Ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Оба похоронили своих жен. Символизм иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство. Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат.
Вот тут и появляются вопросы. Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин.
В 1866 году он вернулся в столицу, получив ценный опыт. Но не все знают любопытные факты об этой картине. Вот таким образом неудивительно, что К. А. Шишкин написал лес, а Савицкий написал медведей, он же задумал концепцию картины. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера.
Затеял я как-то картину с медведями в лесу, приохотился к ней. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись. На картине он создал необыкновенный по красоте и реализму сосновый лес или сосновый бор. На горе обоим мальчик умер в три года. От тоски он даже однажды влип в весьма неприятную историю. Но на самих этикетках серии «Русские художники» находим дату: 1896 год. «Три медведя» – картина Шишкина изображающая глушь бора.
Картина стала известна ещё и благодаря тому, что долгое время сюжет с мишками украшал фантики известных конфет «Мишка косолапый» от кондитерской фабрики «Красный октябрь». Прорисовывает корни поваленной сосны. А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. Их дорисовал приятель Шишкина, художник Константин Савицкий.
Лисички, зайчики и прочая живность – увольте. А мишек-то нарисовал другой художник – Савицкий Константин Аполлонович (1844 – 1905), жанровый художник, академик, друг Шишкина. Настроение просыпающейся природы передано зелеными, голубыми и солнечно-желтыми красками.
Константин Савицкий написал медведей. Сын купца, Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии. Теперь неизвестно, когда было получено разрешение П. Третьякова наносить репродукции картин из его коллекции на конфеты, но на одном из фантиков, где изображена картина «Три медведя» Шишкина, стоит год – 1896 г. 31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем.
В 1892 году Шишкин был приглашен руководить учебной пейзажной мастерской академии. Для своих детей это был самый нежный любящий отец, особенно пока дети были маленькие. Авторство полотна принадлежит не только Ивану Шишкину, но и Константину Савицкому. Вот таким образом неудивительно, что К. А. Кои и планирую я время от времени размещать на этом ресурсе.
Три медведя в сосновом бору: как картина стала конфетой
Шишкин, покоряясь воле Создателя, считал, что беды открывают в нем художественный дар. Либо простой коричневый пластик под дерево 3 см, который хорошо дополнят эту картину. Хотя на самом деле на фантике изображены четыре медведя. Затем он закончил не только училище живописи в Москве, но и академию в Петербурге. Как пояснил Третьяков, все в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах.
Ночь отступает. Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Этот "дефект" можно увидеть на картине в музее даже сейчас.
Сидел он как-то в Мюнхенской пивной, выпив около литра мозельского вина. Хотя животных прекрасно умел писать и сам Иван Иванович. На горе обоим мальчик умер в три года. Таким образом убили мы медведя и шкуру поделили. Иногда полотно также называют «Утро в сосновом бору», но это ошибочное название.
Большой талант он ценил и у своего друга. Картина невероятно популярна, можно утверждать, что, говоря современным языком, это самая раскрученная картина. Но эта история имеет «сладкое» продолжение. А медвежонок, нарисованный справа, кажется, залюбовался прекрасным утром. Причём, судя по картинкам, русские дворяне охотились вовсе не в северных лесах, а где-то в альпийских долинах. Это «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Рубка леса», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу».
Так и было сделано. Этот поступок он объяснил так: «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Шишкин и Савицкий подружились так крепко, что Иван Иванович попросил стать своего друга крестным отцом своего сына., – и вскоре на местечке, указанном Шишкиным, разместилось медвежье семейство. Но нет на территории СНГ человека, который не знал бы это произведение и именно под названием «Три медведя». Искусствоведы пишут, что медведи Шишкину не удавались, а Савицкому – наоборот. Причём не каких-нибудь там коров, котиков или собачек, а свирепых «хозяев леса», которых – это вам любой охотник подтвердит – весьма затруднительно изобразить с натуры, так как медведица в клочья порвёт любого, кто рискнет приблизиться к её медвежатам. И вот теперь выясняется, что медведицу с медвежатами написал не сам Шишкин, а «какой-то там» Савицкий, который, как считал сам Третьяков, абсолютно не умел работать с цветом – все его полотна получались то нарочито яркими, то какими-то землисто-серыми. Прохладный утренний воздух сине-зеленого цвета, слегка замутненный и туманный.
В 12 лет он стал учеником 1-й казанской гимназии, а после 5-го класса поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Правда, он и был певцом природы родного края и до «Медведей». Обычно мы отталкиваемся либо от интерьера, где картина будет висеть, либо от бюджета. В нижнем левом углу картины (под подписью Шишкина). В 1859 году Шишкин получил малую золотую медаль, а в 1860-м — большую золотую медаль. «Утро в сосновом лесу» — картина великого русского художника Ивана Шишкина (1832-1898) в соавторстве с великим русским художником Константином Савицким (1844-1905).
Ш-н и взял на себя исполнение пейзажа. Но главное даже не в этом. К. А. Савицкий быстро приобрел популярность у широкой публики. После этого он еще неоднократно совершал поездки по России. Затем он закончил не только училище живописи в Москве, но и академию в Петербурге.
На Вятку, в Омутнинский уезд и подался Шишкин в поисках идеального животного. Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте. «Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет. », – писал из шалаша Шишкин жене. История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых.
Описание картины «Утро в сосновом лесу»
Впрочем это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый»89, созданной художником Мануилом Андреевым. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. Первоначально планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского леса.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Шишкин, покоряясь воле Создателя, считал, что беды открывают в нем художественный дар. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем и его стиль был бесспорен. Но вот сам факт присутствия рядом с великим Шишкиным фамилии «посредственного» Савицкого автоматически снижал рыночную стоимость картины и снижал порядочно.
Но Шишкина оправдали: художник всё-таки, посчитали судьи, ранимая душа. Его талант пейзажиста вполне определился к этому времени. Благодаря чему картина хорошо известна в народе, нередко — под названием «Три медведя» (хотя мишек на картине— четверо)10. Так и было сделано. Видов багета у нас более 5000, вот таким образом подобрать нужный не составит труда.
Шишкин продолжил поиски в других губерниях. Из Цюриха Шишкин ездил на экскурсию в Женеву, чтобы ознакомиться с работами Диде и Калама. А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит. Во всей работе чувствуется рука И. Шишкина.
Брезжит рассвет. Шишкину замысел картины подсказал Савицкий. Медведей написал Савицкий в самой картине. И его подпись была на картине, которую покупал Павел Третьяков (основатель Третьяковской галереи). А какое богатство красок использовал пейзажист.
Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Дерево с золотом 30 см. Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. А потом над ними пронеслись другие трагедии.
Иван Шишкин считается одним из самых даровитых русских художников. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. В итоге художник попал в полицию и дело могло бы принять самый серьёзный оборот.
«Три медведя» : описание картины
Автору особенно нравится его холст «С нечистым знается», который сейчас можно увидеть в ГТГ. О Савицком забыли, так как коллекционер Павел Третьяков стер его подпись. Отбор произвели методом отсечения. Для начала: Как известно, многие эпохальные события в мировой истории неразрвыно связаны с городом Вятка (в некоторых версиях – Киров (который Сергей Мироныч). «Утро в сосновом лесу» – это еще одно подтверждение осязательности полотен Шишкина, ведь прохладный воздух можно даже почувствовать. Искусствоведы честно признаются, что они не знают историю создания картины. Или, например, набор печенья «Москва будущего»: в каждой коробке можно было найти почтовую открытку с футуристическими рисунками о Москве XXIII века.
Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем и его стиль был бесспорен. Свои знания он с увлечением передавал сыну. И вскоре ни один праздник не обходился без знаменитых шоколадных конфет с вафлей внутри. Хотя животных прекрасно умел писать и сам Иван Иванович. Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Картины Шишкина выставлялись у передвижников. Может быть, ему и не надо было динамики.