Триптихи Босха
Эта работаИеронима Босха, а особенно фрагменты центральной части триптиха, часто приводится в качестве иллюстраций, ведь именно она является квинтэссенцией удивительного творческого воображение художника. Предположительно на создание триптиха Босха вдохновила «Книга высшей правды» нидерландского мистика Яна ван Рёйсбрука, в котором отшельники Антоний, Иероним и Эгидий воплощают три степени восхождения к высшей правде. На триптихе «Святые отшельники», который Босх написал в середине своего творческого пути изображены три вариации этой темы. Босха известного своими фантастическими, часто чудовищными погибридам триптихами исуществами на них, возможно, в каком-то смысле можно рассматривать как предвестника популярности сюрреализма.
Кстати, оценить реальные размеры триптиха Босха «Сад земных наслаждений» можно на фотографии, сделанной в музее Прадо в Испании, где он в настоящее время висит на стене. Триптих считается программным для Босха не только из-за смысловой нагрузки, но и за счет многообразия и изощренности персонажей. Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена».
Сад земных наслаждений (триптих Босха)
Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Тем не менее, картина имеет ярко выраженный трагический и грехоподобный характер. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. По бокам находятся другие сюжеты. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.
15 малоизвестных фактов о самом загадочном триптихе Иеронима Босха
Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например, остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто).
А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Но в отличие от своих современников Босх использует символ иначе. Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. До последнего не верить в кошмар. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. 16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр.
Их последовательность, по мысли Гибсон и определяет структуру «Сада». Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Сколько людей – столько и мнений.
У каждого человека ад – это только то, что он может себе представить, Босх же был более изобретательным, чем большинство. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Это особенно видно по изображению преисподней. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны.
Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»
Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. К чему чудовищные кентавры.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).
«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха
На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Люди еще находятся в догреховном состоянии: они невинны и чисты и потому между Адамом и Евой нет никакой телесной связи. Нуиопять: тут впервые выставлен отличной сохранности большой рисунок Босха изчастного собрания— «Адский ландшафт» (повторяющий мотивы самой знаменитой вмире сцены ваду из«Сада земных наслаждений»), недавно атрибутированный. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей.
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. – спрашивает он. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. На нем нет ни людей, ни животных. И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. Все же это были люди другой психологии. Левая же створка – изображение Ада – символизирует негативное влияние планет (разврат, обжорство). Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
Иероним Босх триптих Сад земных наслаждений
Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой.
Это будет один из переходов от Рая к греху. Левая часть – история Адама и Евы в Раю. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги.
Иесли художественный музей Нельсона-Аткинса изКанзас-Сити просто счастлив, что его фрагмент «Искушение святого Антония», проходивший как «работа неизвестного последователя Босха», оказался самим Босхом имузей Грунинге вБрюгге рад, что подтвержден статус их«Страшного суда», томузей Прадо был глубоко оскорблен понижением трех его картин— «Извлечение камня глупости», «Искушение святого Антония» (еще одно) и«Семь смертных грехов» —достатуса «мастерской». Едва ли житель Западной Европы могувидеть слона или жирафа вживую. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. 13:2 – 24.
«Сад земных наслаждений»: триптих Иеронима Босха в интерактивной интерпретации
Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде).
Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Две крайние его части являются створками, которые закрываются. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Впрочем, не все с этим согласны.
Удивительный мир символов на триптихах Иеронима Босха
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Левая створка триптиха Рай. Это было последнее произведение Босха. В трактатах по дистилляции регулярно встречается изображение возлюбленных в округлом стеклянном сосуде.
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Иконографическим новшеством является то, что Босх связал грехопадение прародителей, Адама и Евы, с низвержением восставших ангелов. Музей Прадо, Мадрид. Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет.
Сад земных наслаждений (триптих)
Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Все смотрят только на верхушку воза, но никто не видит, что вместо лошадей в повозку запряжены черти. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное.
Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. В центре находится гротескная фигура монстра. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды.
Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Она смотрит прямо на зрителя. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти.
Образ мира в живописных триптихах Босха
Воз с сеном следует без остановок до станции «Ад». Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок.
Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Второй этап – медленное нагревание и превращение ингредиентов в единую массу – уподоблялся прыжкам, кувыркам и забавам детей, родившихся в алхимическом браке. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток.
Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте.
Они катят ее в Ад. Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Ведь циркови зоопарков в средние века не было.
Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. На первой части триптиха изображён рай.
Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей.
К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом. Легко понять трудности, с которыми сталкивается каждая попытка интерпретации.
Такими они считаются и сегодня. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Часть из них стала демонами. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.
Сад земных наслаждений (триптих открыт)
Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Этот процесс и образует природу, а человек и природа не разграничиваются ничем, кроме свободной воли человека. Инаэту выставку— «Босх. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.
Это вообще был тренд в то время. Таким образом, мы подходим к проблеме своеобразного художественного языка великого художника и, следовательно, к дешифровке сложного содержания его произведений. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ».
Это было последнее произведение Босха. Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов.
Сотворение мира (триптих закрыт)
На правой створке изображён ад. Иероним Босх. Сколько людей – столько и мнений. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу. Это было для меня самым тяжким страданием, какое я когда-либо испытывал в этом мире. 1460 -1516). Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация).
В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. И снова выбор, последствия которого – изгнание первых людей из Эдема. По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Все они слепы. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. — Боковые панели триптиха, где расположены изображениярая и ада, могут складываться, закрывая центральную панель. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.
- Триптих «Сад земных наслаждений»
- Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом
- Популярные трактовки некоторых образов
- Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра
- История одного шедевра: «Сад земных наслаждений» Босха
- : «Сад земных наслаждений», Иероним Босх
- «Сад земных наслаждений» Иероним Босх
Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных.
И так далее. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). 2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Вэтом году исполняется 500 лет содня смерти Босха (день игод его рождения точно неизвестны). Но что.
«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. К югу от него находились богатейшие города Фландрии и Брабанта – Гент, Брюгге, Брюссель, Лувен, где сложились художественные школы «золотого века» нидерландской живописи. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира».
Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. Существует множество попыток интерпретировать сюжет триптиха. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Получается, что их особо не мучают, а дают им выпивку, прогуливаются с ними или дают погрустить в одиночестве.
- Сад земных наслаждений, Иероним Босх
- Художественная студия НАТХНЕННЯ
- 10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»
- Появилась интерактивная экскурсия по «Саду земных наслаждений» Иеронима Босха
Мастер стоит на пороге рождения новых художественных систем и философского мировоззрения. В книге «Ранняя Нидерландская живопись» представлено много иконографических исследований. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Как правило, сюжеты на наружных створках изображались в их приземленном аспекте.
Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема.
Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. Это вообще был тренд в то время. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.
Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений».
В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.
- Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
- Жизненный путь, алтарь Воз сена
- Земной Рай, композиция Видения загробного мира
- композиция Видения загробного мира
- Аллегория чревоугодия и любострастия
- Самое интересное в виде мозаики
К чему тут грязные обезьяны. Но что же мы видим у Босха. Инебудут следующие минимум сто лет, атоивообще больше никогда невстретятся. Иероним Босх.
И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. К чему полулюди. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Мы видим, как все стремятся к тому, чтобы забраться на этот воз.
Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок.
- Человек-дерево с крысино-рыбьим хвостом
- Странные прозрачные и непрозрачные сосуды
- Картина «Сад земных наслаждений» Иероним Босх
- Курсы для взрослых и детей, уроки рисования и живописи, мастер-классы, лекции по истории искусств
- Правая створка («Музыкальный Ад»)
- Триптих Босха сад земных наслаждений и некоторые религиозные аспекты картины
- 15 необычайно забавных совпадений, снятых на камеру, которые спасут вас от тоски
Иероним Босх. Музей Прадо, Мадрид. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Но не все души принимают муки. Время Босха характеризовалось гибелью старого мировоззрения, то есть разрушением средневековой системы философии и мироустройства и рождением новой эпохи – эпохи Возрождения. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком.
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Здесь, глядишь, у четвероногого – тело змеи, там у рыбы – голова четвероногого. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
- Виктор Шаубергер: разгадавший тайну воды
- 10 фото, которые доказывают, что известные люди могут быть бессмертны
- «Лалай-Балалай»: головокружительная алкокомедия о России наконец-то в сети
- Алина Пязок —девушка из Челябинска, под клипы которой сегодня танцует весь мир
- Трудоголизм, паника, выгорание: как разные люди справляются с неприятными состояниями
- Фантастическая тварь: лучшие луки Эзры Миллера с премьер «Преступлений Грин-де-Вальда»
Когда ходишь потемным залам сидеально подсвеченными живописными работами (тут действительно современная подсветка иочень современные, почти небликующие стекла), вкакой-то момент начинаешь чувствовать, как количество босховских монстров переходит вкачество зрительских эмоций. Вкаждом зале на стены проецируется ролик, в котором нетолько увеличиваются детали картин до максимального разрешения, ноипоказывается, как накладываются сохранившиеся рисунки инаброски Босха нафигуры игруппы сживописных досок, как записанные фигуры (иувиденные наспециальной аппаратуре при исследовании) повторяются внабросках ит. Более того иногда один символ имеет много значений иногда противоречащих друг другу.
Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны. При этом Босх был прекрасно образованным и ученым человеком, он был хорошо осведомлен в самых различных отраслях научных знаний эпохи (это видно из тем, которые он поднимал в своих картинах, а также из образов, значение которых можно объяснить только с позиций науки его времени) помимо этого, он был хорошо знаком с народной культурой: в его произведениях отражены народные сказки, легенды и пословицы, что мы, в частности, увидим на примере картины «Воз сена». Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. Легенда о мессе Св. Это очень тонкая аллегория.
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. 1.
- О-бенто или японский способ показать, как сильно любишь своих детей, через еду
- «Холодная война» Павла Павликовского: новый черно-белый хит режиссера «Иды»
- Пионеры, вампиры и Форрест Гамп: что читает Алексей Иванов
- Москва, которую мы не замечаем: красивые зарисовки районов и их жителей
Средняя работа, как правило, наибольшая, а по бокам располагаются две меньшие относящиеся к ней работы. На других – красные ягоды, символ похоти и распутства. Мы видим, как все стремятся к тому, чтобы забраться на этот воз. За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Ишанс увидеть ихвоссоединение совершенно уникален. Такими они считаются и сегодня. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Оно символизирует одну из фаз алхимического процесса, когда при повышенной температуре происходит соединение элементов с противоположными свойствами.
- «Арзамас» показал всю историю русской культуры за 25 минут
- Мистический художник Иероним Босх
- Центральная часть— «Страшный Суд»
Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Вот, собственно и всё. 2.
Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Все это в полной мере отразилось в творчестве Босха. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Таким образом, объединяются христианская мысль и зрительное восприятие. Возможно, они означают характер и сущность женщины. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа.
Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Он кишит всевозможными монстрами.
Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил).
Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Иэта буквальная реализация известного штампа о«силе воображения художника»— совершенно особыйи, возможно, самый поразительный опыт, который дает эта удивительная вовсех отношениях выставка. Жизнь коротка и все они туда приходят. По сравнению с искусством первой половины 15 века во Фландрии, это направление характеризуется большей архаичностью и тесной связью со средневековыми и народными традициями. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.
Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Ималенький бонус вследующем зале— гравюра Дюрера «Святой Иероним впустыне». Птицеголовый монстрПо общепринятому мнению, птицеголовый монстр – это Дьявол, пожирающий души грешников. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
Сад земных наслаждений. Как он не попал на костер инквизиции, которая в его время набрала полную силу, особенно в Испании. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. И, конечно, Венская академия недала другой знаменитый босховский триптих— «Страшный суд», главную иединственную жемчужину своей коллекции. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви».
Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство.
При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Их выбор – выбирать более близкое и понятное, не замечать сути.
В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. А птица вот-вот проглотит лягушку.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку.
Период, когда он был написан, отличался снижением уровня религиозности населения Европы и, в частности, Нидерландов, первым расцветом капитализма после отмены гильдий. Антония». Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее.
Откуда Босх мог видеть экзотических животных. Сад земных наслаждений. Возможно, картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает, сколько сможет». 1505-1510 гг. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация).
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. На левой створке триптиха Босх изобразил рай. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). «Извлечение камня глупости»). Помимо общего восторга иэнтузиазма, тыпонимаешь, что его странная, необъяснимая, непонятно откуда взявшаяся фантазия (наэтот счет даже поитогам всей колоссальной работы, тут проделанной, уученых так инет ответа) создает своего рода кокон вокруг— примерно как тапрозрачная сфера или тараковина мидии, вкоторой оказываются персонажи в«Саде земных наслаждений».
Это – третий день творения. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XVв. 13.
«Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Но почему они принесли именно такие подарки. Каждый день я молил Господа Иисуса Христа, чтобы Он извел меня из этой грязи».
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Большинство средневековых алтарей имели форму триптиха.
На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Конечно, Прадо недал «Сад земных наслаждений»— нонаэто никто инерассчитывал: оннепокидал территорию Испании с1568 года инепокидал стен Прадо никогда. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб.
Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. 1460 -1516). Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле – много голов.
Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Почему. Правая створка триптиха Ад.
Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. А кошмар совсем близко. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.
Именно с этим связаны многочисленные проблемы в анализе творчества Босха современными исследователями. Земля уже есть и она нарисована в виде сферы. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние». Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
О принципах этого течения необходимо рассказать подробнее, поскольку символы, зашифрованные в картинах мастера, подтверждают версию Линды Харрис. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Почему в Раю есть сцены насилия и смерти. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство.
По праздникам и во время торжественных богослужений они открывались и на внутренних створках сюжеты имели более возвышенную, «небесную», праздничную форму содержания. Одна из первых монографий XX века – это фундаментальное исследование Шарля де Тольная. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом.
А такая символика выглядела не слишком благочестиво. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. «Триптих»» (от греч.
Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. На створках закрытого триптиха показан третий день Творения. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33.
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Ведь удод имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе.
Итак, в этой книге мы видим первый вариант рассмотрения темы мира Босха истоков появления всех символов, образов на картинах художника. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Идет своим чередом. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие.
Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. 6.
В конечном счете, всё обернется hooi – так звучал припев песни того времени. Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри.
В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений».
Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь). Он повелел и все создано». Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Обратимся к истории родного города Босха – Хертогенбосу.
Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Только вот никуда не деться от созерцания мучений других. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами.
В центре мы видим некое причудливое сооружение. 3. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»).
Так, в 1992 году Грегори Мартин публикует свою монографию, где утверждает, что в 1504 году (время написания триптиха «Сад земных наслаждений») Солнце и Луна сошлись в одном зодиакальном доме и правая створка триптиха изображает мистический брак Солнца и Луны, а из-за благотворного влияния планет люди предались любви) что изображено в центральной части. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование.
Сад земных наслаждений. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. 12. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий.
Босх смог разглядеть их, а именно понять суть самого мира, что и выразилось в пейзажном фоне триптиха «Воз сена». И все же лучше судить о Босхе по его работам. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Но изображённое в метафорическом ключе. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Босх вышел из этой ситуации специфически. Возьмем один случай.
Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. Сегодня дАнкона считается отцом современной археологии. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа.
Неслучайно искусствовед Эрвин Панофский, который в 1953 году выпустил масштабное исследование по истории нидерландской живописи XIV – XV веков, признавался, что не готов посвятить Босху отдельную главу. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины. Рассказы о шедеврах Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria. Босх говорит символами, преимущественно многозначными, – это очевидно. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее.
Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). И снова выбор, последствия которого – изгнание первых людей из Эдема. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит».
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур придаются странным играм и любовным утехам. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство. Как иеще множество других досок совсего света— «Поклонение волхвов» из Метрополитен-музея, «Смерть искупец» изВашингтонской национальной галереи, «Святой Иоанн наПатмосе» изБерлина, «Святой Иоанн Креститель» измадридского музея Ласаро Гальдиано и«Святой Христофор» изРоттердама.
Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Босх вышел из этой ситуации специфически. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Все они попадаются на простую уловку. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Они считали все материальное проявлением зла. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица.
Они считали все материальное проявлением зла. В центре находится гротескная фигура монстра. В полотнах представителей этого направления (Ян Ван Эйк, мастер из Флемаля) находит воплощение новое представление о мире. Вот таким образом не удивительно, что он его здесь изобразил.
Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. На ней уже есть вода из которой выступает суша.
Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12.
Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Сюжет не нуждается в пояснениях. Она хорошо спрятана, вот таким образом найти её очень непросто. Вокруг центра происходит экзекуция падших людей: кого-то распяли, кого-то прибили гвоздями, кого-то пожирают адские твари.
Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.
Именно такими и считались работы Босха при его жизни. 6. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Некоторые исследователи предполагают, что здесь изображена другая почитаемая святая – дочь короля Португалии Либерата, распятая по приказанию отца-язычника за то, что стала невестой Христовой. Босх – воистину великий комбинатор.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее читать картину. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
Вокруг центра происходит экзекуция падших людей: кого-то распяли, кого-то прибили гвоздями, кого-то пожирают адские твари. Следует также заметить, что триптих сам по себе несет повествовательное начало. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе.
Так, например, Тольнай интерпретирует триптих «Воз сена» как иллюстрацию к пословице того времени: «Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько может», сравнивает триптих с другими подобными произведениями того времени, ориентируясь на принятую иконографию Страшного Суда. Некоторые исследователи связывали неповторимые образы Босха с астрологией. Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины.
Наего родине, вХертогенбосе, где онипрожил все примерно 65лет своей жизни, расставили фигурки его монстров, устроили масштабную анимацию «Лодочная прогулка нанебеса ивад» вместной системе каналов, сделали проекцию его картин нацентральной рыночной площади, создали 3D-модели его персонажей ипосвятили Босху здешний знаменитый карнавал. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». В его картине «Мадонна в нише», Мадонна изображена в нише, что символизирует ее принадлежность к церкви, то есть ниша, как реальный архитектурный объект, выполняет так же и иносказательную роль. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа.
Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад».
И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. То, как онвидел ад, — это было чем-то совершенно экстраординарным.
Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Все они слепы.
2. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Он повелел и все создано». Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»).
Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. Так почему же именно на рубеже XV-XVI веков творит такой художник как Иероним Босх.
Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. 1505-1510 гг. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть абсолютное совершенство.
Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Путь к спасению – бескорыстная помощь ближнему.
В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Музей Прадо, Мадрид. Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Эти стремления есть у любого художника эпохи Возрождения.
Эпоха Ренессанса принесла с собой новое представление о природе, о человеке и его месте в природе мира. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.
Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. К чему дикие львы. Так, на картине жарится чей-то обед, женщина обмывает ребенка, две женщины застыли в молчании, прислушиваясь к зарождению жизни в одной из них (иконологически этот сюжет похож на сюжет встречи Марии с Елизаветой). Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.
Алтарь «Искушение святого Антония» – одна из лучших работ зрелого Босха, не случайно существует множество ее повторений XVI века, а сам образ святого не раз встречается в творчестве художника (левая створка «Святых отшельников», некоторые рисунки из Лувра). Центральная часть триптиха. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. На подъёмном мосту, ведущем в башню, десяток бесов истязают несчастного грешника, посаженного верхом на корову. Часть из них стала демонами.
Никто из них не может посмотреть выше, чтобы увидеть над всем этим миром Спасителя. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым.
На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Левая часть – история Адама и Евы в Раю.
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. И все же лучше судить о Босхе по его работам. На правой створке – конечный пункт назначения. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников. На нем нет ни людей, ни животных. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Грехи Средневековья Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Все же это были люди другой психологии. Возьмем один случай. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица.
Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Однако они имеют место быть в раю Босха. То, что директору маленького провинциального музея Северного Брабанта Шарлю деМоою удалось получить эти 20работ измировых мегамузеев, стало возможно благодаря «Проекту поисследованию исохранению работ Босха», который девять лет изучал практически все сохранившиеся картины Босха (кроме двух досок изПрадо иодной изВенской академии), атакже наденьги фонда Гетти проводил реставрацию иконсервацию досок, — только потому многие изних истало возможно перемещать. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. Меня зовут Лубберт Дас».
Она смотрит прямо на зрителя. Вверху можно прочитать фразу на латыни из псалма 33, которая в переводе означает: «Он сказал и было сделано. И, по идее, должна не ведать стыда.
В центральной части мы видим воз сена. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. По некоторым версиям это видение того, как могли бы наслаждаться житием в райском саду люди, если бы не произошло грехопадение Адама и Евы. Другое общее исследование по нидерландской живописи принадлежит Эрвину Панофски.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. В 1523 году триптих был приобретен португальским гуманистом Дамьяо де Гоиш. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. История движется дальше. Он – отражение человеческого счастья идеал, предел мечтаний.
Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений».
Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Антония». Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). 14. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой. Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но, по всей видимости и все произведения Босха – тема греха.
Эти три фигуры напоминают Бытие 18. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. На правой створке изображён ад. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику.
Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. Лицо дерева-выпивохи, в самом деле, выписано с особым тщанием, как будто Босх старался сделать его похожим на кого-то конкретного.
Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Это, пожалуй, одна из самых интересных аллегорий жизни человека. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается». 1505-1510 гг.
Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс— пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока»— неиудеи— признали в младенце истинного Мессию. Ее поворот основывает все движения центра – слева направо, то есть от рая к аду. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Во времена Босха очень редко, но все же встречались путешественники, которые и привозили рисунки неведомых зверей из далеких стран. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Так изображение рыбы, в зависимости от контекста, могло означать Христа, Луну, месяц февраль, воду, флегматический темперамент, мог быть атрибутом любострастия, а также намекать на некоторые голландские пословицы («Большая рыба поедает маленькую», «Каждая селедка на своем хвосте висит» и т. п. ).
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Но в любом случае изображения на внешних створках явно выполнены кистью кого-то из подмастерьев или учеников Босха. Мы этого точно не знаем.