Троица Ветхозаветная Яков Казанец
Троица ветхозаветная: описание иконы
Левон Нерсесян: Скажем так, это не непосредственный образ Божий, а это символический образ Божий, такая осторожная формулировка, к которой мы прибегаем. И они ели (Быт 18:8).
Так, Э. С. Это значит, что Сын достиг славы Отца» (Дан. 7:9-13Откр. Возможно, только к этому и сводится показанное здесь взаимодействие первых двух Лиц.
Этот автор в иконе "Ветхозаветная троица" следует традиции Андрея Рублева, не изображая Авраама и Сару
Авраам любил принимать странников. Василия Великого, «Сын есть Образ Отца, а Дух -- образ Сына». 10. 15), видевший Меня, видел Отца (Ин. Он возвел очи свои и взглянул и вот, три мужа стоят против него. Она объединяет героев в одно композиционное целое, делает их единой неразрывной сущностью. Дуб шит сканым золотом с зеленым шелком.
Первое упоминание онем как иконописце относится к1659г., сэтого времени ивплоть до смерти мастера в1691г. В композиции «Отослание Христа на землю» старец благословляет средовека и так далее. В этом отношении весьма характерна "Троица" Симона Ушакова из Гатчинского дворца (1671), почти точно повторяющая рублевскую иконографию по форме и заметно отходящая от нее по существу. Вот таким образом в Белоруссии происходит «почти одновременное утверждение барокко, как и в Западной Европе».
Троица ветхозаветная (икона Андрея Рублева)
Характер композиции, красочная палитра, обработка лицевой и оборотной сторон доски абсолютно одинаковы у этих двух произведений. При постижении содержания «Троицы» важно понять его многогранность. и по 15 четв. Так как созерцаемое божество являло собой картину райского горнего мира, художник с помощью красок стремился передать возвышенную «небесную» красоту, открывшуюся земному взору. Обе иконы – монументальные, лишь незначительно отличающиеся друг от друга по размеру. Клеймо оттиснуто на доске горячим металлическим штампом. Все эти и другие соображения подобного типа, безусловно интересны, в них делается попытка понять жизнь Бога в Самом Себе, однако они не связаны непосредственно с вопросом, который здесь обсуждается: проблемой полноты передачи троичного догмата в иконах. Пахомий Логофет в «Сказании о преложении мощей преподобного Сергий» – составной части Жития преподобного – пишет: Присный ученик святого, Никон, в похвалу своему отцу церковь красну воздвиг и подписанием чудным и всяческими добротами украсив.
Подобная иконография пытается передать и неизобразимое — рождение Сына от Отца. Ангелы начинают более интенсивно взаимодействовать, мамврийский дуб изображается теперь условно, не столь "реалистично", как на равеннской мозаике и может быть истолкован какдрево жизни (хотя во многих случаях его вообще не изображают). Ведь Иисус Христос говорил: Я и Отец одно (Ин. Христос в обычных одеяниях с нимбом. В этой стране «усвоение западноевропейских стилей – романского, готического, Ренессанса, барокко, классицизма шло на базе традиций византийско-русского искусства XI – XIV веков» и не отставало от общеевропейского стилевого развития.
Например, композиция «Сопрестолие» содержит фронтальное изображение двух фигур, у старца в руке сфера, у средовека -- Книга или крест. Вершиной развития последнего типа стала знаменитая «Троица» Андрея Рублева, ставшая образцом для древнерусских иконописцев. Здесь вновь появляются какие-то кружечки, чаши, кувшины и аналогичные предметы. Предложенный вариант прочтения всего лишь одна версия из многих возможных.
Судьба иконы "Троица ветхозаветная"
6:16). Троицы идет совет об искуплении человечества. Св. Здесь ничего подобного нет. В эти же годы (1667) был принят на службу одаренный и плодовитый художник Иван Салтанов, армянин по происхождению. 18:1 – 6). Особенно изысканно по форме маленькое паникадило с блюдцами в виде раковин. Но Он сказал : нет, ты рассмеялась (Быт.
Она не повторяет и живопись Тихона Филатьева. Даже этот запас можно исчерпать. Сюжет «Ветхозаветной Троицы», основанный на тексте Первой книги Моисеевой (Быт. Давайте такой осторожный вариант тоже изберем в качестве варианта. В иконописи мы можем видеть его на иконах «Державная», «Порт-Артурская», «Курская-Коренная» и др. Симон Ушаков Троица, 1671 г. Гос.
Уже в ранних изображениях (например, в римских катакомбах: фреска конца IV в. в катакомбе на виа Латина, Рим) художник стремился подчеркнуть это: пришедшие к Аврааму путники одеты в одинаковые одежды, они очень похожи внешне – они изокефальны. Нельзя. Нет, отдай ему и верхнюю одежду.
Изображение Святой троицы в иконописи
Возвращаясь к обсуждаемой иконе, следует отметить ее повышенную повествовательность. Грабарь в первом издании «Истории русского искусства» крайне отрицательно высказался о деятельности всех царских иконописцев, с которыми «кончилась русская иконопись, но русская живопись, о которой иным из них как будто грезилось, с ними не началась». Я не понимаю, что происходит. 10. 15), «видевший Меня, видел Отца» (Ин. 10 : 16).
Это третье лицо св.
Фил. Понимаете, она как бы на месте. На среднике подвесной пелены к иконе на фоне зеленого атласа изображены три ангела, сидящие за полукруглым престолом с тремя высокими чашами на нем.
Ветхозаветная троица икона автор
Нельзя не отметить среди местных икон изображение Вседержителя на троне.
Но все-таки благословляющий «отеческий» жест среднего ангела заставляет нас думать, что акцент поставлен на образе Отца («Сын есть Образ Отца»). Линия его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего ангела. Наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы». Можно отметить лишь незначительные усиления. Необходимость проведения реформ основывалась на том убеждении, что «со времен крещения Руси Владимиром в греческом богослужении произошли многие изменения, а в русских книгах появилось много описок, ошибок, местных новаций и т. п» Так, «древнее двоеперстие (или пятиперстие, в понимании первых расколоучителей) заменили троеперстием, введенным в Византии еще в конце XII века. Что касается икон Отечество, то здесь можно видеть не только недостаточно полную передачу догматического учения, но даже искажение его.
Образ и эмоции всегда будут в этом смысле богаче и ярче слов. Еще одним шедевром иконописи XVII века можно назвать «Троицу», написанную Симоном Ушаковым в 1671 году. Не самого единосущного ипостасного Бога, конечно. Единосущность говорит не о полной тождественности Лиц, они не обезличены.
В равной степени каждый из ангелов нам может показаться той или иной ипостасью ибо, по словам св. Надо сказать, что на протяжении всей истории, с момента появления подобных «Новозаветной Троице» или «Отечеству» изображений, в Церкви раздавались голоса протестующие. В первом случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением С ХС (атрибуты Христа). Круговая композиция иконы, ставшая после «Троицы» Рублева идеалом для многих иконописцев, вданном случае заменяется полукруглой, вторящей сигмообразной форме стола, — характерная деталь иконографии XVIIвека. Увидеть Бога Отца невозможно, «так как человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.
- Православная иконография Троицы
- Русский иконописец в эпоху меняющейся культурной парадигмы в 1620-1690-х годах
- Иконография Ветхозаветной Троицы
- Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков, 1671
- Из истории иконографии Троицы Ветхозаветной
- Симон Ушаков Митрополит Филипп 1653 1658 Спас Великий Архиерей гим
- Вглядываясь в лики святых "Троица"
У него нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы в его иконе не вкушают, а беседуют. Ножны меча в руках у юноши в красных доспехах5. Их лики похожи -- будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Здесь опять рядом с иконой нужно ставить комментатора, поясняющего, что Святой Дух, тем не менее, единосущен Отцу и Сыну. На некоторых иконах Святая Троица изображена в виде трех ангелов. Может быть, посмотреть на это по-другому.
Здесь сказалось увлечение мастеров реалистическими деталями (белокаменный декор палат с слюдяными оконницами, убранство стола, уставленного золотыми рельефными сосудами). Похвала Владимирской иконе Богоматери («Насаждение древа государства Российского). Это понимали, вот таким образом уже в середине XVIII века. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 год) иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица».
- О разных иконах Пресвятой Троицы
- Икона Господа Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)
- Изображения иконы Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)
- «Имея талант иконописательства, врученный моему ничтожеству» О русском иконописце века Симоне Ушакове
- Храм Святой Троицы в Никитниках
В результате совокупности использованных Рублевым средств кажется, что три ангела сидят и беседуют уже бесконечно долго и столь же долго будут продолжать сидеть здесь. Абсолютно ясно прослеживаются (особенно в XVII веке) падение интереса к высокому догмату и усиление интереса к возможности реалистического изображения жизни людей. Символика «Троицы» соотнесена с ее живописно-стилистическими свойствами. Среди них важнейшее значение имеет цвет. Левон Нерсесян: Мне Ваша точка зрения, безусловно, больше нравится.
Эта возможность открывается только через Сына: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. "Новозаветная Троица".
Паисий, видимо, стремился к максимально точному следованию рублевскому живописному канону. духа. Перед иконой Рублева мы вскоре чувствуем, что все прекрасное испытанное нами в жизни, несется к нам назад каким-то цельным дуновением». Изображается Распятие, которое снизу (Голгофа, подножие Креста, ноги Распятого) полностью повторяет обычную сцену Распятия, но выше фигура Христа переходит в изображение одного из ангельских чинов— серафима. Поднятые ишироко распростертые крылья среднего ангела бережно отделяют трапезу сее участниками вотдельную композицию.
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Появление Святой Троицы в живописных сюжетах
- Окончательный вариант композиции
- Андрей Рублёв: Троица Ветхозаветная
- Христианская символика в иконе Рублёва
- Декоративность, заменившая символизм
- Варианты изображения Новозаветной Троицы
Икону Троицы Ветхозаветной, написанную Симоном Ушаковым в 1671 г. (ЕРМ), несомненно, можно назвать шедевром иконописи XVII в. Художник здесь не забывает о своем великом предшественнике: влияние преподобного Андрея в композиции очевидно. Не только многочисленные столовые приборы опускают высокую символику Рублева до уровня повседневности, но и древо жизни вновь становится дубом, под сенью которого сидит Троица.
Недаром появились такие понятия, как любовь с первого взгляда или вечная любовь. Подписи икона не имеет. Надо сказать, что мы с Вами совершенно согласны, никаких возражений. Палехский мастер, в отличие от Симона Ушакова, вводит в композицию всех упомянутых в Писании лиц: здесь, на первом плане и закалающий тельца отрок и благоговейно беседующий с Ангелом Авраам и Сарра, в смущении стоящая за спиной Ангела: И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась».
- Споры о возможности изображение Бога Отца
- Коллекция Государственного Русского музея
- Словари и энциклопедии на Академике
- Другие трактовки Троицы в иконописи
- Интересные факты о иконе Троица Андрея Рублева
- Вы вошли как: священник Константин Пархоменко
Спаситель молился накануне Своих страстей: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и я в Тебе, так и они, да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. Примеры всех этих вариантов можно видеть на фасадах Успенского собора Московского Кремля. Троицу в виде фигуры с тремя головами, как кощунственные. Дерево, краски и вся прочая материя, как выражались, между прочим, отцы церкви. К этому прибегал даже такой тонкий и глубокий богослов, как отец Сергий Булгаков. 3:16) и совершилась "великая благочестия тайна: Бог явился в плоти" (1 Тим.
Обычно вней видели прообраз новозаветного Агнца, символ искупления Христа. Это известно из письма толмача Димитрия Герасимова псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину: в 1518 г. или 1519 г. образ типа «Новозаветной Троицы» был представлен Максиму Греку и тот отверг его ибо ничего подобного «ни в коей земле» не видел и считает, что иконописцы этот образ «от себя составили». Вот несколько примеров икон Троицы Ветхозаветной, созданных в XV-XVII вв. Иконописец не в состоянии сделать то, что удалось Рублеву, — показать и то и другое одновременно. Взаимодействие Лиц изображено, как и у Рублева, но ослабленно — в виде беседы Отца и Сына, в которой Святой Дух (голубь), конечно же, участия принимать не может. Например, св.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре (Быт. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 год) иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица». Вверху Святой Дух в образе голубя. Из всего сказанного выше вовсе не следует призыв к новому иконоборчеству.
Подножия престолов, на которых покоятся ноги ангелов, обутые «в готовность благовествовать мир» (Еф. Я слышал это высказывание. Возможно, только к этому и сводится показанное здесь взаимодействие первых двух Лиц.
- Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
«Гостеприимство Авраамово», как назывался этот сюжет, согласно святоотеческим толкованиям, понималось как ветхозаветное откровение Святой Троицы (свт. Большое внимание здесь уделялось живописной выразительности иконы, а также эмоциональной характеристике образов, которые иногда даже приобретают портретные черты. Я там тогда в прямом эфире и сейчас снова повторю, так как это очень важная вещь. Если проанализировать весьма обширную литературу, посвященную "Троице Рублева, то становится очевидным, что основное внимание авторы уделяли художественным особенностям выдающегося творения человеческого гения.
Приобщение кней ангела, дотрагивающегося до ее края, напоминает оевангельской чаше благословения, которую «дал Отец» (Ин. Существует и другой сюжет «Новозаветной Троицы»: в верхней части композиции, в центре изображается Дух Святой в образе голубя, в средней части с правой стороны от зрителя — Саваоф, с левой — Христос, сидящие на облаках (реже — на престолах в виде парадных кресел есть случаи, когда кресло для Христа свободно, а Он приближается к нему в день Вознесения). Выше уже говорилось, что три Лица не просто сосуществуют, а находятся в тесном взаимодействии: Сын рождается, а Святой Дух исходит от Отца. 14. 6).
1681Среди сохранившихся произведений – иконы, гравюры и иллюстрации к книгам, а также «Слово к люботщательному иконного писания». Вообще, такой как-то образ христианства в голове тоже существует. Гора — древнейший символ всего возвышенного, образ «восхищения духа». Вот такие тоже были толкования. Такой выбор символа для изображения Святого Духа довольно естествен: если его изображать в виде языка пламени (как на иконах "Сошествие Святого Духа") или в виде облака (как на горе Фавор), то проблема композиции иконы стала бы практически неразрешимой.
Ангелы начинают более интенсивно взаимодействовать, мамврийский дуб изображается теперь условно, не столь реалистично, как на равеннской мозаике и может быть истолкован как древо жизни (хотя во многих случаях его вообще не изображают). Проблема заключается вот в чем. Кошмар.
В то же время «произошло очень активное усвоение новых технических приемов, новых эстетических норм в католических храмах и постепенное перетекание их в очищенном от католицизма виде в православную культуру». Раз уж хотят судиться злобные музейщики, хотят забрать рубашку, отдай ему верхнюю одежду и иди свободный и счастливый. Взаимодействие Лиц передано у Рублева в виде безмолвной беседы ангелов. Таким образом изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа). «Бога не видел никто никогда единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.
В сюжетном замысле этой иконы заметно преобладает светское начало над церковным (портреты царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны с малолетними сыновьями Алексеем Алексеевичем и Федором Алексеевичем). Старца) на иконах "Новозаветной Троицы" Ис.
его расписали иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный с помощниками. Дух Святой в Писании назван Утешителем (греч. Аналогично и образы: человек способен сразу представить себе красивый пейзаж. Поражает исключительно чистый, звонкий колорит иконы, созвучный красочному строю стенописи.
Три ангела, сидящие за столом, стали символом совершенства и гармонии. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю сие целым. Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре — 89 лет. Именно против этого предостерегает их Божественный Глагол. И может быть иконописный образ в данном случае больше говорит сердцу, чем слова («мысль изреченная есть ложь». Примером такой композиции может служить икона «Троица в Бытии» с хождением и историей жизни Моисея конца XVI в., написанная псковским мастером для Сольвычегодского Благовещенского собора (ныне в Сольвычегодском ГИХМ).
Последнее. Вероятно, одним из первых изображений такого рода могли быть не дошедшие до нас в первоначальном виде, но написанные по снятым с прежних фресок прорисям образ на наружной восточной стене Успенского собора Московского Кремля и части большой композиции Страшного суда в том же соборе (1513-1515 – 1642-1643 гг. ).
Обратившись ко всем доступным ему средствам (композиция, линия, цвет), он создает ощущение тишины, покоя и остановки времени. Здесь описано, как Господь ввиде трех мужей явился Аврааму удубравы Мамре. Имеет три дня.
Но я, опять же, тоже против конфронтации. Ниже будет показано, что у Рублева эта полнота выражения достигает максимума. На этих иконах видны только фигуры святой Троицы и больше никаких других. За его спиной возвышаются палаты -- это символическое изображение жилища Авраама, но также и в большей степени, это символ божественного домостроительства. Так как даже при несении на руках.
В этом смысле икона ветхозаветной "Троицы" отрицает эту традицию, там нет власти. Вот не может, мы Его каким-то фантастическим образом пытаемся ограничить. стлб. Чашу справедливо трактуют как символ евхаристии. Первый вариант надписи, помимо известной "Четырехчастной" иконы из Благовещенского собора Московского Кремля, дающей развернутую иллюстрацию тропаря, можно видеть на московской иконе "Триодь постная" (ГТГ инв. 24839), где образ Троицы Новозаветной включается в композицию Страшного суда. Композиция изображения достаточно сложна.
Незаконна копия доллара под таким-то номером или рубля, вот это незаконно. Об этом же чуть ранее говорил и Иосиф Владимиров: если икона написано хорошо, тех мастеров «святительскою благословенною печатью и лета назнаменати», а если «плохо», «безчинно», тех мастеров предают анафеме. Все это говорит об упадке в XVII веке церковного сознания, однако, это уже другая тема. А можно ли перед иконой встать на колени. Не фантазируй насчет Его строения (. ) Не замыкай Бога в свои телесные представления, не ограничивай Его мерой ума своего».
Эта техника была занесена к нам из Украины. И это также свидетельство о тайне Св. Троицы. 14. 26 16. 7).
В этом отношении весьма характерна Троица Симона Ушакова из Гатчинского дворца (1671), почти точно повторяющая рублевскую иконографию по форме и заметно отходящая от нее по существу. Архангел Михаил, попирающий дьявола. Вариантов «Новозаветной Троицы» в русской иконографии несколько, в зависимости от расположения двух главных фигур (старца и средовека), эти иконографические варианты имеют и соответствующие толкования и наименования. Все, что говорилось выше о Троице Симона Ушакова, видно и здесь: и богато сервированный стол под сенью раскидистого дуба и архитектура причудливых палат на втором плане, но есть и новое: обращение к теме гостеприимства Авраама, т. е.
и Св. Христос -- краеугольный камень (Пс. Показать, что три Лица составляют одного Бога, можно только при изображении их на одной иконе (вот таким образом здесь немыслимо то, что нередко делается в иконах Благовещения, где богоматерь и архангел Гавриил — например, на царских вратах — изображаются на отдельных иконах, составляющих в свою очередь единую композицию). В композиции иконы чувствуется влияние Рублёвской троицы. Всё. Иоанн Дамаскин говорил: не поклоняюсь материи, поклоняюсь творцу материи.
Понятно, что этот человек эмоциональный. Его икона — «богословие в красках», раскрывающее смысл православного учения о Троице. Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие», которое ошибочно трактуется как светотеневая моделировка ликов, приближенная к реалистической манере. В каком смысле. Для музея вообще никогда ничего не создавалось. Есть ли что трудное для Господа.
Это было бы невежество, так как Божество не в пространстве, а все исполняет. стало достаточно типичным. Сошествие св. Это свойственно не только данной иконе, но и вообще иконописи XVI-ХVII веков. Они находятся вне суетящегося и спешащего мира людей — они в вечности. Непревзойденным шедевром древнерусской иконописи стала икона «Троица» Андрея Рублева, которая послужила образцом для нескольких поколений иконописцев.
Это затрудняет решение вопроса об источниках ее иконографии. Так происходило возвышение Москвы, превращение ее в первопрестольный град. Рублев очень тонко и удачно использует такую возможность. До образов ли было.
Находящееся в вечности действительно становится присносущным, существующим всегда. Конечно иконописный язык условен и содержание образа нельзя передать на словах. Недаром появились такие понятия, как "любовь с первого взгляда" или "вечная любовь". Черным шелком шиты листва дуба и проемы окон, красным – обувь Сарры. Этому способствует и то, что ангелы ведут безмолвную беседу. Его жена Сарра – находилась рядом или выглядывала из-за занавески своей комнаты.
Сарра, стоявшая сзади них, у входа в шатер, не поверила и рассмеялась про себя. Дьяк вопросил о том митрополита Макария, того самого, что председательствовал на Стоглавом Соборе, а также автора знаменитых «Четий Миней». На одной из них, «Четырех-частной» и усмотрел дьяк Висковатый смутившие его сюжеты. Благочестивыми работниками хозяина виноградника, то есть Христа, являются митрополит Петр (1308–1326) и Иван Калита (1325–1340), с именами которых традиционно связывается возвышение Москвы.
Поклонившись им до земли, он позвал их к себе — отдохнуть и подкрепиться пищей. Всеми этими особенностями обладает икона из собрания В. А. Бондаренко. Привезли несколько икон также и из Пскова.
Можно ли поцеловать икону. Образ и эмоции всегда будут в этом смысле богаче и ярче слов. В центре, среди его ветвей и цветов, – медальон с образом Владимирской иконы Богоматери. Он подчеркивает, что три ангела, явившихся Аврааму, являются образом единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы. Соприсносущность является качеством, связанным со временем, с вечностью.
духа — единственная подписная икона Владимирова. Все чаще на стенах храмов встречаются «грандиозные эпопеи церковной и светской истории, в которых, наряду с деятелями церкви, участвуют благообразные цари, смелые воины и нарядно одетые женщины».
Троицы -- Святой Дух. Они находили также, что взаимодействие изображенных ангелов (через их позы и жесты) говорит о любви, связывающей Лиц в Единство. Иконы этого иконостаса интересны своей палитрой, где преобладают яркие киновари, близкие к тем, которые встречаются в стенописи (иконы Саваоф, Богоматерь с младенцем, Анна пророчица). То есть как бы это некая максима.
Духа в виде голубя. Иконографический вариант с изображением склоненных друг к другу фигур получил название «Предвечный совет». При всей убедительности приводимых доводов нельзя считать, что они бесспорны.
Но он был бы рад этому. (всего 40), т. е. значительно больше назначенного тогда же жалования Симону Ушакову (10 руб. ржи и овса).
Левон Нерсесян: Отец Яков, понимаете ли, в чем дело. По сравнению с иконой Андрея Рублева повествование здесь более красноречиво и многословно. По мнению И. Л. Бусевой-Давыдовой икона Гурия Никитина повторяла не дошедший до нас древний образ «Троицы», написанный впоследней четверти XIVвека преподобным Пахомием Нерехтским для основанного им Троицкого Сыпанова монастыря (западная граница Костромской области). Вторым качеством, которое следует обсудить, является единоосущность.
Да, та самая. Второй вариант наименования представляется более редким.
Просто наступил предел ее использования использовать ее больше нельзя. 4:12). Наружная поверхность тябел с накладным деревянным орнаментом позолочена. Конечно, смысл иконы Рублева не сводится только к тому, чтобы найти достойные изобразительные средства для этой цели.
Таким образом, здесь можно сказать, мы на Отца смотрим через Сына. В принципе среди многочисленных откликов на то, что Вы сделали, вынесли на широкую публику, там все время сквозит такое обвинение в Ваш адрес, что Вы очень «эмоционально вздернуты», слишком эмоционально отреагировали, что вызывает у меня, надо сказать, такое недоумение. 18:1, 6). Возможно, это изображение заказчика иконы. Чудотворная.
По воле Бога, он станет родоначальником избранного народа, от него произойдет «народ великий и сильный», в котором «благословятся все народы земли». Уничтожать, сжигать было как-то, просто хранить где-то, свалить лицом вниз тоже нельзя. Аз же то само их любоприятие за достойное трудов моих изждивения восприиму воздаяние тако бо благое преблагому Богу, мне врученна таланта принесу приштодование и небеснаго не лишен буду возмездия к нему же надеждою простираяся моею, вся вы их же ради положих труды сия, прилежно молю о теплую молитву ко Господу о еже оставитися согрешением моим и во еже бы ми образы Его Самого и Божественных слуг Его на земли писавшу, само лище Его Божественное и всех Его угодников зрети во царствии небесном идеже честь Его и слава воспевается от всех сил небесных ныне и в бесконечныя веки веком.
Его жест означает приятие той чаши, которую благословляет Отец, это жест полного послушания воле Отца («быв послушен, даже до смерти и смерти крестной». Здесь возможны только косвенные методы. Таким образом, мы имеем здесь изображение Христа, Второго Лица св. Понимаете.
Как это ни удивительно, главные и повсеместные "улучшения" рублевской иконографии, прежде всего, касались "сервировки" стола. Однако иконография пелены лишь в общих типовых чертах соответствует древней иконе (наличие Авраама и Сарры, поднятые крылья среднего ангела). Специфичность Лиц выражена очень сильно — все они имеют абсолютно различный облик. Вся икона становится изображением некой бытовой сцены, но никак не символом горнего мира. Раушенбаха, это прежде всего элементы «сервировки стола» – какие-то кружечки, чаши, кувшины и аналогичные предметы.
Очевидно, что в процессе совместной работы «крупные влияния западноевропейских достижений» в немалой степени «шли через представителей белорусской культуры». Образ называется «Гостеприимство Авраама». Фигуры приземисты и большеголовы.
Седьмой Вселенский Собор счел возможным разрешить изображение Сына Божьего именно потому, что Он, "приняв образ раба, сделался подобным человекам и по виду стал как человек" (Фил. Живописный стиль иконы типичен для московской иконописи XVI века. Но простота такого приема позволяет одновременно достигнуть того, что специфичность у Рублева не бросается в глаза. Ее авторами предположительно являются Яков Казанец и Гаврила Кондратьев (середина XVII века).
Да и хотел ли сам Рублев показать это соответствие. Собор также увидел в словах Висковатого соблазн и недозволенную дерзость. Одежды, архитектура, горки, престол и прочее шиты прядеными серебряными и золотными нитями разнообразными швами ("черенок", "городок", "ягодка", "ягодка в четыре клетки", комбинации "ягодки тройной" и "разводной клетки"). Рублеву удается сделать так, что созерцающий икону видит полный троичный догмат. До сих пор споры продолжаются, но практика говорит совсем о другом. Вот, пожалуйста. Источником нестеровской образности и в церковных работах остается живая жизнь.
Аллегорическая композиция «Распятие в лоне Отчем» может входить в состав более сложных композиций («Почи Бог в День Седьмый») и существовать в виде самостоятельных икон. Симон Ушаков – блестящий художник отдавая дань времени в тщательной проработке деталей, в равной степени владея различными жанрами живописи (здесь он представляет и архитектуру и пейзаж и натюрморт и, конечно, портрет), он не забывает о той главной задаче, которую призван решить иконописец: посредством образа открыть созерцающему возможность общения с первообразом.
Абсолютно естественно задать вопрос: кто есть кто на этой иконе. отказ от изображения мира горнего (где Авраам и Сарра неуместны) и возвращение к передаче на иконе мира дольнего. Возможно, он никогда не будет найден. Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий, слева – преподобные (Андроник Московский, Сергий и Никон Радонежские, Пафнутий Боровский), а также московские юродивые – Василий Блаженный, Максим Блаженный и Иоанн Большой Колпак. 120. 1), о которой Давид в Псалмах восклицает: «возведи меня на гору, для меня недосягаемую» (Пс. 35 : 8), воскуряли фимиам иприносили жертвы (Ос. «В 1642 году в штате художников Оружейной палаты впервые упоминается имя голландца живописца Ганса Детерса.
Трактованные обобщенно и почти плоскостно, они четко выделяются на светло-охряном фоне, контрастируя своими застывшими позами с увлекательной повествовательностью стенописи (иконы Иоанн Предтеча, Пророк Захария-Серповидец). Из дошедших до нас более поздних изображений следует, прежде всего, упомянуть мозаики V века (Санта Мария Маджоре, Рим) и VI века (Сан Витале, Равенна). Итак, антропоморфный образ Бога Отца св. Ф. И. Тютчев). В иконах этого типа Отец как бы держит на коленях (или в своем лоне. ) Сына, который представлен теперь как Христос-отрок (Спас Еманнуил).
По мысли авторов это изображение должно символизировать три ипостаси св. Новые оценки иконопись мастера Оружейной палаты получила лишь в последнее время. Вот таким образом не случайна основа композиции – круг, в который вписаны фигуры Ангелов.
Духа в виде голубя. » Все эти аргументы касаются не только композиции «Новозаветная Троица», но и всех остальных случаев, когда в тех или иных сюжетах («Символ веры», «Страшный Суд», «Шестоднев» и проч. ) изображают Саваофа в виде старца и подразумевают под этим изображением Первое Лицо Троицы -- Бога Отца. 17. 21). К северному приделу, освященному во имя Святителя Николая Чудотворца, примыкают трапезная и галерея. Это слишком хорошо, чтобы мы могли вот так рассуждать. Все это говорит об упадке в XVII веке церковного сознания, однако, это уже другая тема.
В Библии «гора» – это образ «восхищения духа», на ней происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской. Рублев очень тонко и удачно использует такую возможность. Ведь эмоции способны возникать мгновенно и продолжаться сколь угодно долго. У Рублева для придания этому качеству наглядности была использована объединяющая символика евхаристии, здесь же ничто (кроме, конечно, условного комментатора) не мешает Лицам разойтись в разные стороны, каждому по своим делам.
Ангелы у Рублева, по выражению о. Павла Флоренского, различаемы, но не различны. Оно станет ясным при последующем обращении к более древним иконам. Скажите, эти списки сильно утрачивают ценности. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг. Желание же заглянуть за завесу привело к появлению другого рода изображений, которые можно объединить под общим названием «Троица Новозаветная».
Некогда существовала точка зрения, что это – автопортрет художника. Однако такой анализ, полезный при изучении какой-либо отдельно взятой иконы, мало что дает при обращении к большому массиву икон.
Передача на иконе соприсносущности представляет очень трудную задачу. Всего через два года после Стоглава возникло дело, вошедшее в историю как «Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 1553». Рублеву удается сделать так, что созерцающий икону видит полный троичный догмат.
Владыка. У Раушенбаха приводится анализ того, как и какими средствами воплощает в своей иконе преподобный Андрей догмат о Святой Троице. Умолени быша от него чуднии добродетельные старцы и художники Данил и Андрей. Согласно авторской подписи на ней, памятник был обетным, созданным «по обещанию» подъячего Иоанна Никитина, возможно, для той же обители. Они были не православные.
Что же значит «достиг Ветхого денми». Авраам радушно принял гостей. В иконах этого типа Отец как бы держит на коленях (или в своем лоне. ) Сына, который представлен теперь как Христос-отрок (Спас Еманнуил).
Поэтичная дума о догмате разлита в иконе повсюду. Меня в этой связи очень удивило, я скажу прямо и мне кажется, это касается нерва проблемы, в выступлении главного хранителя Третьяковской галереи Екатерины Селезневой, она предложила рассмотреть, цитирую, такой вариант действий: «Организовать транспортировку аналогичной по ценности и состоянию иконы из Третьяковской галереи в Лавру, зафиксировать на видеопленку все этапы этого мероприятия, оценить условия выставления иконы в соборе Лавры, качество специальной стеклянной капсулы и т. д. После этого можно будет решать вопрос с Троицей». Знаете, когда я этот аргумент услышал вчера в прямом эфире, я, честно говоря, немножко даже внутренне похлопал в ладоши, настолько это было неправильно и настолько это было легко опровергнуть.
Но Собор пришелся на страшное время, когда Церковь в России сотрясали страсти раскола. Она мне представляется более разумной. 60. 3).
Подобная иконография пытается передать и неизобразимое — рождение Сына от Отца. Другим крупным произведением Ушакова, написанным для церкви Троицы, является икона Богоматерь Владимирская или Насаждение древа Государства Российского. В 1904 году в подклетке храма был освящен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Показав Отца старым, а Сына более молодым человеком икона дает право предполагать, что было время, когда Отец уже существовал, а Сын еще нет, что противоречит Символу веры.
Точная атрибуция «Троицы» делает ее своего рода эталонным произведением иконописца, позволяющим уточнить круг приписываемых ему работ. Левон Нерсесян: Мне почему-то тоже, как ни странно. Вспомним Книгу «Бытие». Существует множество работ, подробно исследующих как художественные достоинства, так и высокое богословие рублевской «Троицы». 53:12), Христос «предал душу Свою на смерть» и изображается практически распятие души). Отличительной особенностью иконостаса является необычный состав праздничных икон изображающих события Цветной триоди, то есть праздников, отмечаемых церковью за период от Пасхи до Духова дня (иконы Исцеление расслабленного, Преполовение, Беседа с самарянкой и др. ). Очевидно, это одна из первых пагрональных икон исполненная еще при жизни Никитникова и его сына (до 1648 г. ).
Ветхозаветный текст дает основание для подобного толкования, но тогда изображенное — уже не Троица (хотя соответствующая надпись и утверждает это), поскольку здесь явно нарушается, быть может, основное в догматическом учении о Троице — единосущность. Она передана у Рублева предельно просто: три изображенных ангела абсолютно однотипны.
Амвросий Медиоланский, блаженный Августин) или как явление Господа с двумя ангелами (свт. В полном согласии с этим текстом Лица Троицы изображаются в виде мужей, а не ангелов. Слушатель: Мир всем, уважаемые. Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18), вот таким образом каноническими признаны лишь изображения в символическом виде— главным образом, Троица Ветхозаветная.
Однако вданном случае их образы не несут никаких отличительных черт — средний ангел не выделен крещатым нимбом илишь левый наделен красным гиматием и«золотым» цветом крыльев, подчеркивающих его особое достоинство. На ней происходят все важнейшие события Ветхого иНового Завета. Ввыделенной размером чаше, благословляемой средним ангелом, нет головы жертвенного тельца. Именно здесь он пишет свою первую икону Нерукотворного Спаса (1658).
духа изображения богоматери. Отступая от традиционной иконописной схемы, Средник иконы обрамлен двенадцатью клеймами акафиста (восхваления), которые иллюстрируют таинственный смысл, заложенный в каждой песне, прославляющей богоматерь. Посвящение южного придела святому великомученику Никите объясняется тем, что на месте Троицкой церкви стоял одноименный деревянный храм, сгоревший во время большого пожара 1626 года. 3:16).
Лица Святой Троицы, восседающим рядом с Богом Отцом, т. н. Андрея Рублева. Она была написана для иконостаса церкви Троицы в Никитниках – храма, рядом с которым художник жил и прихожанином которого, во всей видимости, являлся. «Многие из нас, владеющие искусством живописи, пишут то, что скорее достойно смеха, чем благоволения и умиления, этим они вызывают гнев Божий и осуждению иностранцев и великому посрамлению от честных людей».
И это предостережение особенно важно для иконографии. Не удалось ему до конца преодолеть и каноническую плоскостность и найти правильную перспективу в изображении пола, расчерченного четкими ромбами. 109. 1) или: «вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мк. Есть примеры, когда композиция вытянута по диагонали и теряет свою устойчивость.
1671 г. Государственный Русский музей«Ветхозаветная Троица» Симона Ушакова (1671 г., Государственный Русский музей) – один из лучших образов, созданных иконописцем. отцами всегда отвергался и изображать подобные образы они почитали за невежество. Из троичного догмата здесь можно видеть лишь ослабленную передачу святости (только нимбы), триединости и единосущности. Владимирскую икону Божией Матери Насаждение древа Государства Российского написал изограф Симон Ушаков в честь и прославление Царицы Небесной – великой Заступницы и Покровительницы земли Русской.
Позднее появляется и неизокефальный тип изображения, обычно у одного из Ангелов появляется крестчатый нимб иногда сам Ангел подписывается сокращением С ХС (атрибуты Христа). Центральная глава укреплена на световом барабане. Верхняя часть тяблового иконостаса XVII века, нижняя часть — XVIII века. У Авраама борода и волосы – темно-песочные. На иконе сизображением трех ангелов можно увидеть Авраама иСарру.
Она визуально делится на две части. И они ели (Быт. Тело Распятого прикрыто крыльями, лицо— юношеское (безбородое). И, наконец, значительно возросло количество «живописцев, далеко не все из которых имели возможность получить высокопрофессиональную выучку — без прорисей и иконографических указаний они просто не могли работать». Троицы. Он созидает свою Церковь, которая есть Его Тело (Еф.
Она действительно там находилась в советские времена. Дух в виде голубя и того ради на том месте и следует изображать Св. Здесь такой комментатор впервые оказался излишним.
18:13 – 15). Святой Дух уже не витает вверху, а виден на большом медальоне, который держит в руках Сын и, конечно же, опять в виде голубя. Из троичного догмата здесь можно видеть лишь ослабленную передачу святости (только нимбы), триединости и единосущности. Святость Лиц выражена через нимбы, живоначальность — никак не выявлена. Во всех иконах подобного типа в глаза бросается отход от догматического учения о единосущности Лиц (или, по крайней мере, его недопустимое ослабление). Все изображение подчинено прямой перспективе.
При безмолвной же беседе происходит обмен образами и эмоциями, а не словами. Подобная иконография пытается передать и неизобразимое — рождение Сына от Отца. Абсолютно условные палаты, символизировавшие у Рублева домостроительство Святой Троицы, превращаются у Ушакова в пространственный и замысловатый архитектурный ансамбль итальянского типа.
Но в вечности время не течет, оно все целиком — в ней. Это та самая Федоровская. Внизу представлена кремлевская стена, за ней — Успенский собор.
Я защищу Екатерину Леонидовну, я скажу так: это вопль отчаяния. Собор, также ссылаясь на св. Позы и лики ангелов отражают совершенную любовь, связывающую лица Святой Троицы.
У большинства народов такие понятия (и изображения), как древо, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг имели символическое значение. Епархиальное древлехранилище.
Иногда нимб этого ангела делается крещатым, т. е. Эти сюжеты обычно расположены в клеймах. Она явлена, все в порядке, отец Спиридон, можете не волноваться.
Дерево, краски и все остальное – это только проводник. Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, свышний мир горнего мира. отказ от изображения мира горнего (где Авраам и Сарра неуместны) и возвращение к передаче на иконе мира дольнего.
Мнения высказываются самые разные. 18:5-8). Предположим, вышел такой указ все вернуть.
Первые изображения Ветхозаветной Троицы появились еще в римских катакомбах. Прежде всего следует отметить состав икон праздничного ряда. «Древняя». Русский музейДальнейшее развитие иконографии Троицы, в которой иконописцы пытались улучшить достигнутое Рублевым, лишь подтвердило очевидное: если в каком-то деле достигнут максимум, то любое отклонение от него, в какую бы сторону его ни делали, будет означать ухудшение. Более светлые линии идут под глазами и от глаз к вискам.
В целом она следует композиционно-иконографическому решению «Троицы» Андрея Рублева. Духа. Говорить об этом словами почти невозможно, они сразу выводят тайну из сферы непосредственного созерцания. Прислуживающие ангелам Авраам иСарра, «с усердием ирадением» подносят кстолу свежеиспеченные хлеба.
Он велел Сарре сделать пресные хлебы иотдал отроку приказание заколоть «нежного ихорошего» теленка. «Новозаветная Троица»— изображение Троицы в постбытийной икономии. Неплохо богословски образованный для своего времени, Висковатый, будучи к тому же ума пытливого и характера дотошного, позволил себе усомниться в православности некоторых сюжетов в иконах, появившихся в то время в Москве. Поражает исключительно чистый, звонкий колорит иконы, созвучный красочному строю стенописи. Очевидно, авторами ее были Я ков Казанец и Гаврила Кондратьев.
Такой выбор символа для изображения Святого Духа довольно естествен: если его изображать в виде языка пламени (как на иконах Сошествие Святого Духа) или в виде облака (как на горе Фавор), то проблема композиции иконы стала бы практически неразрешимой. Выделяют два основных типа иконографии: «Сопрестолие»— изображение Бога-Отца в виде седовласого старца (Ветхого Деньми), Сына в виде мужа, восседающего на троне по правую руку от Него Святого Духа в виде голубя над троном и «Отечество», отличающееся тем, что Бог-Сын изображён в виде отрока на коленях Отца. 1:18 1 Ин. Для икон Ветхозаветной Троицы подобного комментария не требуется — ангелы всегда изображаются как бы "одного возраста". Специфичность Лиц выражена очень сильно — все они имеют абсолютно различный облик. Предположим, это было даже не совсем идеально с православной точки зрения. Все произведения, которые находятся в музеях, они создавались для чего-нибудь. Их родство в том, что все они – святые Русской земли.
В то время, как Макарий смог противопоставить Висковатому только практику Церкви и церковную дисциплину: «не ведено нам о Божестве и Божиих делах испытывати, но токмо веровати и со страхом святым иконам поклоняться», на этом Макарий считал дискуссию завершенной. Вторым качеством, которое следует обсудить, является единосущность. Они находятся вне суетящегося и спешащего мира людей — они в вечности. Это прообраз христианской Троицы. Тоже недовольна, тоже бурчит, но, видимо, тоже идет на уступки.
Более того иконы Новозаветной Троицы дают основание отрицать ее. Символика и многозначность образов «Троицы» восходят к древнейшим временам. Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви и утешает обреченного на жертву. Слева от ангелов – Авраам с чашей на стояне справа – Сарра с глубоким блюдом.
Аминь. 21. 42). 2:7) и, благодаря этому, стал доступен чувственному созерцанию.
164 156 г. ). Основные росписи он выполнил опираясь на конкретные зрительные впечатления.
Они сказали: сделай так, как говоришь. Голова окружена восьмиконечным нимбом, вписанным в круг. Рублев создал в похвалу св.
То есть это очень дорогостоящее мероприятие, помимо всего прочего. Подкладка из холста. Он возвел очи свои и взглянул и вот, три мужа стоят против него" (Быт.
Наиболее полное и критическое рассмотрение этой проблемы можно найти в книге Л. Мюллера. Поздние иконы Троицы Ветхозаветной помимо сюжета «Гостеприимства Авраамова» содержат эпизоды из жизни Авраама и «Хождения Святой Троицы», в частности: Авраам встречает Ангелов, омывает им ноги, служанка месит тесто, слуга закалывает тельца, Авраам провожает Ангелов, Ангел выводит Лота с дочерьми из Содома, жена Лота обращается в столп, Лот с дочерьми.
И они ели (Быт. В многочисленных натурных эскизах он прорабатывает детали композиции, человеческую фигуру, лицо.
Икона эта сейчас находится в Третьяковской галерее. Ее авторами предположительно являются Яков Казанец и Гаврила Кондратьев (середина XVII века). Общая композиция произведения, как это отмечалось многими исследователями, восходит к сербским изображениям «Родословной Неманичей», которая в свою очередь опирается на иконографию «Древа Иессеева».
Связанные с этим вопросы подробно рассмотрены в монографии Л. А. Успенского. Напротив второго ангела сидит третий, который облачен в одежды синего и зеленого цвета. Непосредственное изображение Святой Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18), вот таким образом каноническими являются лишь изображения Святой Троицы в символическом виде. 2. 8). С этим ничего не поделаешь, такова реальность.
А например в иконе работы Гурия Никитина или в аналогичных "Троицах" двух других иконописцев, а все перечисленные в вопросе авторы писали свои "Троицы", кроме этих трех выписанных канонически фигур, есть еще две фигуры – Сары и Авраама. Она то самое мутное стекло, сквозь которое мы созерцаем реальность (1 Кор. Яков Кротов: Я напомню, что у иконы преподобного Андрея довольно печальная судьба. Без иконы Ветхозаветной троицы невозможно представить себе ни один православный храм.
Слушатель: К гостю и Вам непосредственно такой прямой, конкретный вопрос. Это сочинение было написано Ушаковым в ответ на первый русский теоретический трактат об искусстве Иосифа Владимирова. Многое из того, что использовал Рублев, восходит к более ранним иконописным традициям, но при анализе его Троицы упоминаться не будет. Вперед.
Троицы, к тайне их единосущности. Из дошедших до нас более поздних изображений следует, прежде всего, упомянуть мозаики V века (Санта Мария Маджоре, Рим) и VI века (Сан Витале, Равенна).
Он возвел очи свои и взглянул и вот, три мужа стоят против него (Быт. Во всех иконах подобного типа в глаза бросается отход от догматического учения о единосущности Лиц (или, по крайней мере, его недопустимое ослабление). В ушаковской «Троице» нет барочного изобилия, пышности или дробности, как, например, в иконе на тот же сюжет, написанной другим иконописцем Оружейной палаты Яковом Казанцом (1659 г. из церкви Троицы в Никитниках). 1. 18). 4 : 13). По сторонам от них – здравствующая царская семья: государь Алексей Михайлович, его супруга Мария Ильинична, сыновья Алексей и Федор.
5:11). Ну и что. На православном Востоке встречаются иконы "Ветхозаветной Троицы, «где изображено явление Бога Аврааму в виде трех странников. И нам уже на самом изображении пришлось снимать олифу. Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы.
Возможно, только к этому и сводится показанное здесь взаимодействие первых двух Лиц. Не за горами было упразднение патриаршества и окончательное пленение Церкви государством. Не успею помыслить об Едином, как озаряюсь Тремя. Можно отметить лишь незначительные усиления.
Некоторые из этих икон имеют диагональную композицию. Были существенно сокращены и во многом изменены основные богослужебные чины и в наибольшей мере литургия, скорректированы 2-й и 8-й члены Символа веры, во многих псалмах и молитвах изменены отдельные термины и обороты речи изменили характер богослужения и количество поклонов в процессе службе и т. п». Это не музей, это место для богослужения.
Помещение все-таки на всякий случай в климатическую капсулу. Аналогично и образы: человек способен сразу представить себе красивый пейзаж. Левон Нерсесян: Мы поняли суть Вашего вопроса. Вот как об этом пишет св. Яков Кротов: Я не думаю, что непрофессионализм.
Композиция центральной части – «Гостеприимство Авраамово» – диагонального извода. В 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых к неприличных видениях ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении. Один из странников сказал Аврааму, что через год уних сСаррой будет сын. Нет, мы для себя легитимизируем этот процесс. В индивидуальной портретной характеристике художник сумел передать различный темперамент авторов учительной литературы. 6:1-2 Дан. Подобный прием крепления икон с наклоном часто встречается в иконостасах северных каменных и деревянных церквей (например, в иконостасе Покровской церкви в Кижах, в церкви Епифания 1545 года и в церкви Преображения 1585 года Кирилло-Белозерского монастыря пророческий ряд икон трехъярусного иконостаса укреплен с большим наклоном).
18, 1-2). Второе Лицо Троицы изображается так, как это принято на всех иконах Спасителя, третье Лицо — в виде голубя (что, строго говоря, уместно только на иконах "Крещения"). Это было исключение в общем атеистическом потоке того времени. Она проникла в Православную Церковь от латинян». Основной смысл образа прозрачен -- в недрах св.
В полном согласии с этим текстом Лица Троицы изображаются в виде мужей, а не ангелов. она стягивает движения рук". Уравнивая все три фигуры вразмерах ипридавая им схожий облик (порой одинаковые позы), акцентировали внимание на их «равноначалии», единосущности. Взаимодействие Лиц передано у Рублева в виде безмолвной беседы ангелов. Кирилл Александрийский так пишет об этом: «Что значит «достиг Ветхого денми» -- пространственно ли.
Этому способствует и то, что ангелы ведут безмолвную беседу. Или церковь или музеи. Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676 г., Государственная Третьяковская галерея) – еще одно выдающееся произведение кисти Ушакова. Взаимодействие Лиц изображено, как и у Рублева, но ослабленно — в виде беседы Отца и Сына, в которой Святой Дух (голубь), конечно же, участия принимать не может.
Симон Ушаков. Композиционный замысел, очевидно, принадлежит Казанцу, которому как известный знаменщик (рисовальщик) мог помогать и Ушаков. Согласно надписи на клейме иконы. Более того иконы Новозаветной Троицы дают основание отрицать ее. Тогда, в ту эпоху, были злоупотребления, доходившие до того, что скоблили краску с иконы и добавляли в чашу с Евхаристией, чтобы она стала как бы более «настоящей».
Наиболее часто используется сюжет так называемого «Гостеприимства Авраама» из восемнадцатой главы Книги Бытия. Под его руководством или при непосредственном участии были расписаны соборы ицарские хоромы Московского Кремля, Троицкий собор Данилова монастыря вПереславле-Залесском (1662–1668), церковь Ильи Пророка вЯрославле (1681), собор Троицы вИпатьевском монастыре (1685), Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря вСуздале (1689) идр. Я надеюсь, Вы об этом в своих лекциях не говорите. Его чрезвычайно интересует написание ликов именно вот таким образом в его наследии более десяти икон «Спаса Нерукотворного».
Духа, а образ троичности Божества и троичности бытия. В поисках объемнопластической трактовки человеческого лица пишет Ушаков для иконостаса церкви Троицы икону Великий архиерей (1656 — 1657).
Христос также говорит: «Я и Отец одно» (Ин.
Вообще нельзя до нее дотрагиваться, у нее доски расходятся. Первые изображения Ветхозаветной Троицы появились еще в римских катакомбах. 1. 23). Мнения высказываются самые разные.
Не менее интересна последняя икона местного ряда — Сошествие св. Дуб находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Это понималось многими и постановлениями Большого Московского собора (1553-1554) иконы подобного типа были фактически запрещены.
Дух вторит Отцу ибо Он от Отца исходит, согласно Никео-Цареградскому символу веры. Правильно сказали. Композиционные особенности икон «Ветхозаветной Троицы» сводились кдвум основным иконографическим вариантам. 13. 12). Ничто не отвлекало стоящих у иконы великого иконописца от сокровенной молитвы.
Основание для этого, по-видимому имеется в Писании. Коллекционирование икон с давних времен было увлекательным делом любителей религиозного искусства. Это свойственно не только данной иконе, но и вообще иконописи XVI-ХVII веков. Каким деталям уделяют внимание иконописцы в сюжете «Аврамова гостеприимства». Если существует как бы такое желание, мы, так и или иначе, пытаемся идти ему навстречу.
7. 13). Таким образом, «сквозь тусклое стекло» (1 Кор. (Сын есть Образ Отца).
В храмовых росписях этот образ встречается достаточно часто, отдельно или в составе композиций «Отечество», «Новозаветная Троица» и др. Один из сотрудников Государственной Третьяковской галереи Левон Вазгенович Нерсесян сегодня у нас в гостях. 117. 22 Мф. Крест покоится на двух херувимах, сзади крест поддерживает Бог Отец (. ) в митре и архиерейском облачении «по чину Мельхиседека, царя правды, царя мира» (Евр. Это вопль боли и вопль в этом смысле нерациональный.
Отмеченная эволюция оказывается, таким образом, не случайным явлением, а вполне закономерным следствием происходящей секуляризации всей жизни в стране. Иконы самого верхнего яруса иконостаса выполнены в сухой иконописной манере. Только в этом случае «неописуемое Божество описуется по человечеству».
17. 6), молится Христос Отцу в Своей последней земной молитве. Новозаветная Троица, Икона первой половины XVI в. Сергиево-Посадский ист. -худ. В то же время «намечается тенденция к разрушению канонического сознания». Первым качеством в этом ряду была названа триединость.
При митрополите Алексии князем Димитрием были построены стены Кремля, а при митрополите Киприане в Успенский собор из Владимира была перенесена икона Богоматери (в 1395 г. ), ставшая его главной святыней. Григорий Богослов: «Оно (исповедание Троицы – И. Я. ) есть Трех Бесконечных бесконечная соестественность, где и каждый умосозерцаемый сам по себе есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святой, с сохранением в каждом личного свойства и Три, умоопределяемые вместе, -- также Бог первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия. Находящееся в вечности действительно становитсяприсносущным, существующим всегда. Она передана у Рублева предельно просто: три изображенных ангела абсолютно однотипны. На специальном заседании собора в январе 1554 г., посвященном «богохульным строкам» Висковатого, мнение Ивана Михайловича было признано еретическим, а его писания «развратными и хульными», а сам он силой склонен от него отречься, смирившись перед авторитетом Церкви. Отцы Собора ссылались на св.
Действительно, многочисленные «столовые приборы» опускают высокую символику Рублева до уровня повседневности, но ведь Книга книг – Библия не чурается этой повседневности. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли и сказал: Владыка. Это только аппаратура, мы не считаем, сколько стоит, соответственно, обеспечение ее поездки, охрана, дорогие и все прочее. отцов, подчеркивал, что имя «Саваоф», что значит «Бог сил» или «Бог воинств», относится ко всей Троице, а не к одному какому-то лицу (ипостаси).
При безмолвной же беседе происходит обмен образами и эмоциями, а не словами. Не случайно образ св. Но до однозначного ответа на этот вопрос еще далеко.
Исследователи творчества преподобного Андрея абсолютно справедливо указывали, например, на то, что жертвенная чаша на престоле символизирует добровольную жертву Сына и толковали жесты ангелов соответствующим образом. Такова икона начала XVII в. из Сольвычегодского историко-художественного музея. Это, по-моему, просто блистательный пример иллюстрирующий ровно то, что Вы сказали. Не менее интересна последняя икона местного ряда — Сошествие св. Многих частностей нет в иконе Рублёва.
«Это Троица Ветхозаветная, то есть изображение трех ангелов в шатре Авраама. Ведь эмоции способны возникать мгновенно и продолжаться сколь угодно долго. Здесь ничего подобного нет. Вряд ли, ведь возможностями показать «кто есть кто» он не воспользовался. Неудивительно, что сразу после появления "Троицы" рублевская иконография — с теми или иными вариантами — стала быстро распространяться в России. Мы знаем про возможность такого поклонения иконе и мы знаем, чем она обусловлена. Еще одна интересная икона из того же музея – «Святая Троица в бытии», написанная в 1580-е гг. имеет те же особенности.
Как считается, наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы». Левон Нерсесян: Так стало именно так. Фронтиспис книги «История о Варлааме и Иоасафе» Симеона Полоцкого.
В святоотеческих толкованиях Иоанна Златоуста, Евсевия Кесарийского, Иоанна Дамаскина говорится о том, что гостем праведного Авраама был Спаситель и сопровождавшие Его Ангелы. Чтобы завершить тему музея, я скажу последнее. Этим еще более усиливается нежелательная видимость разницы их возрастов, о которой говорилось выше. «Я открыл имя Твое человекам» (Ин.
Правильно. Передача на иконе соприсносущности представляет очень трудную задачу. его имя постоянно встречается вофициальных документах эпохи. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась.
Святость Лиц выражена через нимбы, живоначальность — никак не выявлена. Передачу важнейшего положения троичного догмата — единосущности — осуществить оказывается невозможно, о чем уже говорилось несколько выше. Троицы преподобный Сергий созерцал всю жизнь и этот образ дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения, уча: «воззрением на святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». 1668 г. Государственная Третьяковская гаОдной из самых известных икон Симона Ушакова является «Насаждение древа государства Российского» (другое название – «Похвала Владимирской иконе Божией Матери», 1668 г., Государственная Третьяковская галерея). Художник осознает, что стоит не только пред Божиими очами, но и перед судом общества.
Вся икона становится изображением некой бытовой сцены, но никак несимволомгорнего мира. И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог. Наиболее полное и критическое рассмотрение этой проблемы можно найти в книге Л. Мюллера.
При этом «мелочность письма» Гурия Никитина никогда не приводила кдробности сцены, аего любовно проработанные, тщательно отделанные детали снискали ему славу «чуда мастера». Московский Собор 1667 г. осудил какие-либо изображения Бога-Отца. Все нормально. И это откровение как бы, собственно и фиксирует икона.
Наряду с иконографической композицией Андрея Рублёва, создавшего отличный от традиционной иконографии «Гостеприимства Авраама» образ «Живоначальной Троицы», существует и т. н. 14. 9). Кроме того, в нем говорится о превосходстве иконописания (изобразительного искусства) над прочими видами художеств, а также о личной ответственности художника за свои работы. В состав иконостаса вошла как высокочтимый храмовый образ икона «Троица», помещенная по традиции в нижнем (местном) ряду с правой стороны от Царских врат.
Очевидно, белокаменные пресголы в XVII веке имелись во всех приделах церкви Троицы. Знаете, какое ключевое слово было. Можно предположить, что образцом для нее послужила промежуточная (до 1700 г. ) запись.
Вы знаете, у меня слов нет. Средний ангел (Сын) изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Но в вечности время не течет, оно все целиком — в ней. В руке— меч.
18, 1-2). Рбсбклзфпт) и он приходит и свидетельствует о Нем (Ин. Под кистью иконописцев евангельские и библейские сюжеты все чаще превращаются «в фантастические, увлекательные сказки». Изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя определением Большого Московского Собора 1667г., осудившего патриарха Никона иконы Господа Саваофа, а также «Отечество» были запрещены.
Одесную Бога Отца сидит Сын. И. Э.
Слушатель: Добрый вечер. сообщает ангелу признаки Иисуса Христа. Первым качеством в этом ряду была названатриединость. Духа изображения Богоматери.
Гурий Никитин (Кинешемцев) был уроженцем города Костромы — крупнейшего центра иконописания вXVIIв. икак многие поволжские мастера, происходил из торгово-посадской среды. 18 : 11) икоторая «есть приобщение Крови Христовой» (1 Кор. В церкви мы сможем вернуть только одну пятую иконного собрания, которое у нас есть. Этим еще более усиливается нежелательная видимость разницы их "возрастов", о которой говорилось выше. Варианты именования подобной композиции— «Христос Распятый Серафим» или «Душа Христа» (по ветхозаветному пророчеству (Ис. Дьяк не был услышан в свое время, хотя все свои аргументы против двусмысленных образов он черпал из богословских позиций иконопочитателей, в частности св.
Смирнова считает, что «произведения Симона Ушакова и его учеников не являются свидетельством какого-либо серьезного шага к новой художественной культуре и оставались в пределах художественных традиций православного Средневековья». Да, чудотворная. Чашу справедливо трактуют как символ евхаристии. Компромисс этот существует, если кто не понял.
духа на апостолов, принадлежащая кисти Иосифа Владимирова. Появление клейма с именем автора иконы (Владимирова) служит этому убедительным подтверждением. Независимо от выделения того или иного лица Троицы, ангелы чаще всего располагались впорядке чтения Символа Веры, слева направо: «Верую вБога Отца, Сына иДуха Святаго». Примеры могут быть более многочисленными, если привлечь памятники XVII в. Второй вариант надписи видим на иконе "Страшный суд" из села Лядины (ГЭ инв. ЭРИ-230).
Ушаковым написаны только лица. из центральных и провинциальных музеев. Здесь вновь появляются какие-то кружечки, чаши, кувшины и аналогичные предметы. В 1980 году к Олимпиаде добавили празднование юбилея Куликовской битвы. После чего икона была забрана в музей и была оставлена копия. Они находили также, что взаимодействие изображенных ангелов (через их позы и жесты) говорит о любви, связывающей Лиц в Единство.
С другой стороны собор делал исключение для изображений Апокалипсиса, где полагает допустимым «ради тамошних видений»1 изображать Бога Отца в образе Старца, Ветхого днями. Работая над другими образами, он чаще всего поручал «доличное» (фон, одежды и прочее) своим ученикам, а сам писал только лики. Когда я произнес слово «древняя», он сказал: «Нет, древняя, она сейчас не здесь». Это сразу снижало возникающий образ, приближало его к повседневному земному быту — он представлял уже не горний мир, но мир дольний, который, правда, посетил Бог. Почему XIX век, например, разрушается быстрее, чем иконопись.
Как мы с Вами, отец Яков, как историки, понимаем. Но, как и всякий художник, он внес в образ что-то свое: это и упомянутая «сервировка стола» и сложное архитектурное сооружение с колоннами и арками в левой части иконы (сравним с упоминаемым в книге Бытия шатром – Быт. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. В 1425-1427 гг.
Это вызвано низким сводом в этом месте. Преемник преподобного Сергия игумен Никон обратился именно к ним не случайно выбор пал на них не только потому, что имели они художественный талант, большой опыт, но и испытали несомненное духовное влияние преподобного. Те или иные краски неба они используют как средство эмоционального воздействия.
Это было единство русской империи.
Троица Ветхозаветная. Существует свидетельство одного из источников XVII века о том, как игумен монастыря Никон поручил Андрею Рублеву «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». В частности, было там и изображение Бога Отца в виде старца именуемого Саваоф. 7: 2) (ещё одно из названий композиции— Ты еси Иерей во век). Вданном случае чаша лишь подцвечена красной краской.
На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Это все понимали, что можно.
С 1657 по 1668 год для церкви Троицы Ушаковым создан целый ряд замечательных икон. Сарра месит тесто, приготовляя угощение. Здесь изображалась не только Троица, но и Авраам с Саррой, угощающие дорогих гостей иногда и заклание тельца отроком. В алтаре южного придела сохранились остатки белокаменного древнего престола. Для этого надо описать четырехтысячелетнюю историю.
Для развития портретных исканий в творчестве Ушакова большой интерес представляют девять круглых медальонов, размещающихся в нижнем ряду иконостаса над местными иконами, где изображены (оплечно) учители церкви. 14. 9).
Если проанализировать весьма обширную литературу, посвященную Троице Рублева, то становится очевидным, что основное внимание авторы уделяли художественным особенностям выдающегося творения человеческого гения. 14. 62) или: «Христос умер и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.
Второе Лицо Троицы изображается так, как это принято на всех иконах Спасителя, третье Лицо — в виде голубя (что, строго говоря, уместно только на иконах Крещения). В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году и у Сарры сын. Художники, несомненно, внимательно наблюдали окружающую их природу. Правой рукой Он обычно благословляет Христа. 33. 20).
Оно станет ясным при последующем обращении к более древним иконам. И тем не менее «еретик» Висковатый оказывается более православным, чем все его оппоненты, утверждая, что «не подобает почитать образ выше истины». А на ином месте имея разум, не изображать Св. Рассмотрим другой пример.
Фамильный характер южного придела сказывается в наличии патрональных икон.
В иконах этого типа Отец как бы держит наколенях (или в своем лоне. ) Сына, который представлен теперь как Христос-отрок (Спас Еманнуил). Св. Василий Великий учил: «Бог не имеет очертаний, Он прост. Написанная в память и похвалу преподобного Сергия икона Святой Троицы уже первым поколением духовных наследников великого Игумена земли Русской воспринималась как его благословение, помогающее побеждать «страх ненавистной розни мира сего».
По замечанию Б. В. Образ св. Троицы есть прежде всего образ единства -- образ, данный для нас, чтобы нас исцелять («исцелять» -- от слова «цельный»). Очевидно, в это время Рудаков превосходил Ушакова своим искусством (см. Это, прежде всего протестанты. При рассмотрении вопроса об эволюции полноты выражения троичного догмата в иконах, казалось бы, естественно начать с древнейших примеров и закончить современными. Ибо она испугалась.
Она близка к иконе Алексея Митрополита (ГТГ). Возвращаясь к обсуждаемой иконе, следует отметить ее повышенную повествовательность. Списки, они же совершенно законные вещи и копии икон законные вещи. Сочинение Ушакова по замыслу автора должно было стать введением к «Азбуке художеств», своего рода книге образцов, анатомическом атласе для изографов, которая по неизвестным причинам осталась ненаписанной.
Новшества в этой иконе гармонически сочетаются с традиционными иконописными приемами. Возможно, он никогда не будет найден. «Дерзкий» дьяк, не удовлетворившись, подал прошение на собор, который в это время заседал в Москве, расследуя ересь Матфея Башкина. Рисунок складок одежд Ангелов на иконах совпадает.
Один из странников сказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. Ведь в православной Церкви икона является не просто иллюстрацией, поясняющей Священное писание (что вполне допустимо для католиков), но органически входит в литургическую жизнь. То есть на «Федоровская», на «та самая» и на «чудотворная» он реагировал однозначно: «Да это она, чего же тебе еще надо. ».
Изображение бытовых сценок становится возможным благодаря иллюстрации житийной литературы. Обратившись ко всем доступным ему средствам (композиция, линия, цвет), он создает ощущение тишины, покоя и остановки времени. Во всех остальных случаях художники поступают по «самомышлению». То есть, не нужен антагонизм здесь, здесь нужен разумный компромисс.
Иконографический тип «Троица Ветхозаветная», как он стал называться позже по аналогии с «Новозаветной», является наиболее целомудренным образом св. Об этом в Библии говорится неоднократно: например, «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. Оба подвесных медных, посеребренных паникадила, увенчанных орлами с распростертыми крыльями (XVII в. ), по преданию, были царским вкладом. Вся икона становится изображением некой бытовой сцены, но никак несимволом горнего мира. В этом отношении весьма характерна "Троица" Симона Ушакова из Гатчинского дворца (1671), почти точно повторяющая рублевскую иконографию по форме и заметно отходящая от нее по существу. Они не создавались для того, чтобы потом попасть в музей. Именно этому учит любая икона, а тем более рублевская Троица.
Связанные с этим вопросы подробно рассмотрены в монографии Л. А. Успенского. Абсолютно ясно прослеживаются (особенно в XVII веке) падение интереса к высокому догмату и усиление интереса к возможности реалистического изображения жизни людей. Троицы: седобородый старец («Ветхий денми») -- Бога Отца, средовек -- Бога Сына, Христа и голубь -- Св. Это понималось многими и постановлениями Большого Московского собора (1553-1554) иконы подобного типа были фактически запрещены.
К числу частных собирателей икон присоединяются все новые и новые ценители старины. 18:1-8). То есть первоначально, в первой версии, как я это слышал, речь шла о том, что они возьмут какую-то доску и с нею будут экспериментировать. Помимо того, будучи включенным в композицию иллюстрирующую Символ веры изображение восседающих на сопрестолии Иисуса Христа и Господа Саваофа относится к словам: "и восшедшего на небеса и седяща одесную Отца".
Но мы как-то, скрепя сердцем, думаем, что это минимальный риск и идем на уступки. В иконе Святая Троица всё внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов. Так как четыре пятых – это Остроухов, Рябушинский, Морозов и так далее.
духа на апостолов, принадлежащая кисти Иосифа Владимирова. Обращает на себя внимание миниатюрный пятиярусный иконостас южного придела, в котором сохранилась древняя тябловая конструкция (то есть поперечные позолоченные брусья, между которыми вставлены иконы). Однако, что касается трактовки сюжета, то он далек от строгих догматов предыдущего периода, здесь более отчетливо проявляются европейские традиции и более реалистическая манера письма.
Личное шито тонким крученым шелком серовато-песочного цвета "атласным" швом по форме. Специфичность Лиц является своего рода оппозицией к единосущности.
"Отцы Лавры, мы Вам делаем вместо этого копию, а эта забираем в музей". Показать, что три Лица составляют одного Бога, можно только при изображении их на одной иконе (вот таким образом здесь немыслимо то, что нередко делается в иконах "Благовещения", где богоматерь и архангел Гавриил — например, на царских вратах — изображаются на отдельных иконах, составляющих в свою очередь единую композицию). У Рублева для придания этому качеству наглядности была использована объединяющая символика евхаристии, здесь же ничто (кроме, конечно, условного комментатора) не мешает Лицам "разойтись" в разные стороны, каждому по своим делам. Соприсносущиость является качеством, связанным со временем, с вечностью. Такая же надпись была на упоминаемой В. П. Никольским соловецкой иконе Новозаветной Троицы (XVI-XVII вв. ).
Иоанн Златоуст). Он, собственно и вынес проблему на публичное обсуждение. Может быть, «Спаса» мы повезем или что еще мы можем повезти ради того, чтобы Екатерина Леонидовна настояла на своем. Левон Нерсесян: И являйте новые.
И если когда-то икона, ее ясные лики и прозрачное богословие были свидетельством торжества Православия, то теперь она стала свидетельством упадка веры -- «ортодоксии без ортопраксии». Иоанна Дамаскина. Здесь вновь появляются какие-то кружечки, чаши, кувшины и аналогичные предметы. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше -- голова тельца, знак жертвы. Рублев отчасти устранил, отчасти сократил до малых размеров всю земную обстановку события и сосредоточил внимание зрителя на трех спокойно-прекрасных крылатых существах, сблизив их пространством, типом и тремя венцами, которые мыслятся как единый венец божества линия, проводимая глазом по их верхам, деликатна, проста, но абсолютно необычна такой арки не дает архитектура. Этот святой образ – один из самых почитаемых верующими. Может быть не в такой антагонизм впадать – либо в музей, либо в церковь.
Но даже этот самый запас прочности больше, чем у произведений, скажем, живописи. Общее число медальонов – 20, по 10 с каждой стороны.
Их изображение мельче, чем ангелов. Из всего пышного убранства стола и описания даров Аврамовых, здесь только евхаристическая чаша, как символ жертвенности. Все это говорит об упадке в XVII веке церковного сознания, однако, это уже другая тема. Богомазы и священники в большинстве на копии говорят «списки», если Вы знаете.
Наклоны голов и выражения ликов невыразимо просто объясняют отношение трех лиц Троицы. Здесь возможны только косвенные методы. Необходимость в издании Подлинника В. В. Бычков связывает с тем, что «традиционные композиции усложняются и развиваются, появляется масса новых иногда очень сложных по своему догматическому содержанию и иконографическому изводу сцен». Клейма иконы содержат сюжеты из книги Бытия, начиная с Сотворения мира.
Православный у нас только отец Владимир Вигилянский. Но до однозначного ответа на этот вопрос еще далеко. Здесь такой комментатор впервые оказался излишним.