Ван Эйк Чета Арнольфини
Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. Картина Яна ван Эйка Портрет четы Арнольфини – одно из самых обсуждаемых полотен его творческого наследия.
» Портрет четы Арнольфини » показывает замечательное умение Яна ван Эйка прописывать детали и использовать светотень используя монохромный цвет. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет. » Портрет четы Арнольфини» является наиболее знаменитой картиной Яна Ван Эйка. Цель данной работы – провести сравнительный анализ «Портрета четы Арнольфини» фламандского живописца Ян Ван Эйка и «Молодой семьи» советского художника Дмитрия Дмитриевича Жилинского.
Если с мужчиной, которого изобразил ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), все ясно, то личность дамы находится под вопросом. Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» считается самым обсуждаемым полотном эпохи раннего Возрождения.
Портрет четы Арнольфини: Секреты и зашифрованные символы в картине Ван Эйка
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Однако, по мнению исследовательницы, маловероятно, что ван Варневейк и ван Мандер видели картину. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир.
Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Альбомы В. Лебедева «Дмитрий Жилинский» и В. С.
Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини: описание картины и интересные факты
Он клянется свое жене в супружеской верности. Это особенно заметно по одежде. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
На это указывает ряд следующих интереснейших деталей. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Тем не менее сторонники гипотезы Брокуэлла указывают на то, что на картине представлена не свадьба или обручение.
Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини
Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. По-французски они назывались «колдуньями»источник не указан 73 дня, поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины».
Cамая знаменитая работа ванЭйка – «Портрет четы Арнольфини», датированная 1434 годом (илл. 1). Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Это подпись художника. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. В конце работы художник выполнил также и надпись. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал.
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей». Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. Выше зеркала странная подпись: «Здесь был ванЭйк. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Восточный ковёр на полу, люстра, зеркало, остеклённая верхняя часть окна, на столе под окном дорогие апельсиныK 3 — вся обстановка комнаты свидетельствует о зажиточности её хозяина. Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры.
Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем).
Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Джованни ди Николао Арнольфини был итальянским купцом из Лукки, жившим в Брюгге с 1419 года. Ещё один момент: в изображениях свадебной церемонии той эпохи невесты показываются с распущенными волосами60K 7, у женщины же с портрета ван Эйка волосы спрятаны под головной убор, как это было принято у замужних. Содержание картины в целом не вызывает разночтений. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя.
История одного шедевра: «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка
На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. 1434». ). Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Жилинский» позволили исследовать различные композиционные и образные размышления художника. Тогда ясно, почему бракосочетание проходит в маленькой комнатке, никак не соответствующей высокому статусу Арнольфини. Но существует и другое мнение. Поскольку на языке многих народов Северной Европы апельсин буквально означает «яблоко из Китая» (напр. Выпуклые зеркала были более доступны.
По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини.
Хрустальные четки — излюбленный в те времена подарок жене, — символ благочестия, а так-же метелка — символ чистоты тела и духа — символизируют христианские добродетели — мир и труд. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия.
На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35.
Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь. нидерл.
На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Уже упомянутый БартоломеоФацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30.
Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. morgen – утро). Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге.
Чета Арнольфини, Ян ван Эйк, 1434
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности.
Портрет четы Арнольфини (картина, ван Эйк, 1434)
Однако, по мнению исследовательницы, маловероятно, что ван Варневейк и ван Мандер видели картину. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. И действительно, Маргарита ван Эйк 30 июня 1434 года родила сына, это тоже подтверждено документально. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. В архивах города не сохранилось никаких свидетельств того, что Джованни ди Арриджо пребывал там до 1435 года.
Картина «Портрет четы Арнольфини»
Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. На нем великолепная шуба и изысканный головной убор, только туфли сброшены им с ног при входе в дом. А женщина. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. На картине изображена супружеская чета — Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Лекции, читанные в Школе изящных искусств в Париже».
Ян ван Эйк картина «Портрет четы Арнольфини»
Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. Однако она по-городскому узка. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Арнольфини и его супруга изображены без обуви. И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь.
У нее одно лицо с Маргарэт ван Эйк, чей сохранившийся до настоящего времени портрет был написан Яном ван Эйком в 1439 году». А женщина. Любой в обещаниях может стать богатым). По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры.
Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини" СОЛО
Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге.
Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить. В конце работы художник выполнил также и надпись. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках.
ПОРТРЕТ ЧЕТЫ АРНОЛЬФИНИ Ян ван Эйк
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. В зеркале отражается художник и еще один свидетель.
Портрет четы Арнольфини — Ян ван Эйк
Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Живопись Италии и Нидерландов.
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Это особенно заметно по одежде. Наоборот. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы.
Ян ван Эйк — Портрет четы Арнольфини
По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. И дело тут вот в чем, если беременна, то тогда выходит, что свадьба то эта покрыта смрадным пятном порока и вообще ай-ай как плохо и не хорошо.
Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus.
Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать». Манина «Д. Д. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Любой в обещаниях может стать богатым).
«Портрет четы Арнольфини», Ян Ван Эйк
С тех пор среди ученых царит разброд. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем – важнейшее произведение ванЭйка. Нередко Ян ванЭйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения. Маленькая собачка – это верность, четки – знак благочестия, щетка – чистота. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене.
Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
«Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. «И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», – сказано в Ветхом Завете. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Однако она по-городскому узка.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. Это Ян ван Эйк. Действительно, ранние европейские портреты часто снабжались створками или крышками, подобно складным алтарным образам.
Описание картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»
А женщина. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Восточный ковёр на полу, люстра, зеркало, остеклённая верхняя часть окна, на столе под окном дорогие апельсины — вся обстановка комнаты свидетельствует о зажиточности её хозяина.
Существует много неясностей в творческой биографии Яна. Наоборот.
Одежда мужчины на картине ван Эйка
11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. Выпуклые зеркала были более доступны. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза.
Так кто же все-таки герой картины. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен.
Ян ван Эйк: «Портрет четы Арнольфини»
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Его деревянные патены лежат сбоку, а обувь супруги виднеется на заднем плане.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Что примечательно, данная картина выполняет не только эстетическую функцию – она является как бы брачным договором. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность. Апельсины демонстрируют не только благосостояние Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство.
Ян ванЭйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Из всего этого Костер делает вывод, что на двойном портрете изображены мужчина и женщина, уже вступившие в брак какое-то время назад, семейная пара6. Существует его портрет работы ван Эйка, позволяющий предположить, что он являлся другом художника. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини».
Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфини
Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов.
Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. начнем с того, что не туберкулезный. Мужчина одет в отороченную мехом накидку, на голове у него огромная черная шляпа с широкой тульей (непременный атрибут представителя бургундского высшего общества) на женщине белый головной убор, зеленое платье, под которым надето нечто синее. Женщина, одетая в зеленое платье имеет белый шелковый кружевной головной убор.
Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Это особенно заметно по одежде. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
- Как с первого раза подобрать и выгодно купить обувь в интернете: 7 советов бывалого шопоголика
- Самое интересное в виде мозаики
- Судьба портрета после наполеоновских войн
- Некоторые детали женского образа
- Словари и энциклопедии на Академике
Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. 1434». Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Между тем смысловой центр картины, на который направляют взгляд зрителя изображённые в перспективном сокращении окно и кровать — соединённые руки персонажей.
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Художник рисует потрясающие картины у воды, стоя на доске для серфинга
- Легенда рока: 25 редких фотографий Фредди Меркьюри
- Единственный сын Влада Листьева вырос копией отца и уже делает первые шаги на телевидении
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов.
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51.
Остается не проясненным вопрос, кого и что изображает картина. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Она должна была отказаться от всех прав на наследство для себя и своих будущих детей, а взамен получала определённую сумму после смерти мужа.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Он — в мантии, отороченной, может быть, даже подбитой, норкой или соболем, по бокам с разрезом, что позволяло ему свободно двигаться, действовать. Ц. Г. Это особенно заметно по одежде. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки».
Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73.
1434. ). Выпуклые зеркала были более доступны. Контрастность и цветовая схема довольно темны, но света, что выходит из окна, немного моделирует формы. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом.
Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета.
Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Семейный портрет воспринимался людьми как ценность еще в давние времена. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Нессельштраус, И. Тэна «Философия искусства. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. Семья Трента была связана с флорентийскими Медичи: мать Констанцы, Бартоломея, приходилась родной сестрой жене Лоренцо Медичи Старшего.
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. У окна лежат апельсины.
В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанных своим создателем. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. На этом изображении имеются тени, трехмерная перспектива и подпись.
Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. 1434». ).
Так же поступил и ванЭйк. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.
Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. До сих пор вопрос остается открытым.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе.
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). На женщине платье (т. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо.
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк». Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину. Цвета костюма женщины — синий и зелёный — в эпоху позднего средневековья символизировали молодость, красоту, верность и влюблённость62223. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев. О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. И интерьер и люди, несмотря на их праздничные одежды изображены ван Эйком без обычной для него внешней эффектности. Ибо вплоть до XV века живописцу не полагалось привлекать к себе столь серьезного внимания.
На женщине платье (т. По мнению М. Герасимова, сравнивавшего изображения женщин с двойного портрета и портрета жены художника, написанного ван Эйком в 1439 году их лица схожи. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.
А историю того портрета, который находится в Лондонской картинной галерее, мы вообще не знаем, да и изображены на нем совсем другие люди. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».
С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. И не мудрено – им служили моделями запертые в феодальных городах женщины, почти не видевшие солнца, лишенные достаточного количества витаминов в пище. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434». Ян развил эту манеру, создав на ее основе новый стиль, более реалистический и индивидуальный, возвещавший о решительном повороте в алтарной живописи Северной Европы. Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16.
Впервые запись о двойном портрете из инвентаря Маргариты Австрийской соотнесли с картиной из Лондонской галереи искусствоведы Кроу и Кавальказелле в 1857 году, они же установили, что в инвентаре упоминается именно Арнольфини. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Эта картина была не просто новой, она была революционной. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен и она умерла в результате родов. Брови тонкие, похожие по форме, крупный нос со своеобразным вырезом ноздрей, рот красивого рисунка с узкой верхней и широкой нижней губами, совпадает цвет глаз.
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Для проведения сравнительного анализа были взяты труды по истории искусства зарубежных стран: «История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение» под ред. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Его картины демонстрируют обстоятельное знакомство с миром растений и цветов. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала.
Выпуклые зеркала были более доступны. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. Еще одной любопытной деталью, объясняющей традиции того времени, является левая рука, которой Арнольфини придерживает жену. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ванМандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ванЭйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Края костюма декорировались фестонами— пристрастие к мелким деталям, создающим беспокойную линию, пришло из Германии. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий».
По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».
В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. В 1861 году историк искусства У. Вил предположил, что на портрете изображен Джованни ди Арриджо Арнольфини (ум. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может.
.