Васильев Федор Александрович

Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом. Федор Александрович Васильев умер в 1873 году на заре своей славы.

Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. По воспоминаниям родственников, Васильев начал рисовать очень рано. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Какая богатейшая память у Васильева на все эти даже мельчайшие детали.

Лето оказалось плодотворным: рисунок стал уверенней, точней. Шишкина в 1868 году. Детство провел в Петербурге. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».

Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872г. г. Красовского), «Вид на Волге» (соб. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Письма Васильева к И. Н. Крамскому, напечатанный в «Вестнике Изящных Искусств» (1889—1890) освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Он накопил огромный запас впечатлений, знаний, образов, которые своеобразно использовал в дальнейшей творческой работе. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Картину купил для своей галереи П. М.

  • Фёдор Васильев: жизнь и творчество художника
  • Васильев Федор Александрович (1850 – 1873)
  • Художник Федор Васильев: биография, творчество и интересные факты
  • Васильев Федор АлександровичКартины и биография
  • Васильев Фёдор Александрович ( )

Он с ранних пор пристрастился к рисованию. Родился 10 февраля 1850 г., умер 8 сентября 1873 года. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Крамскому. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).

Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. «Если б вы знали, мой дорогой, как худо вашему другу», – жаловался Васильев в своем последнем письме к Крамскому 25 июля 1873 года. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником.

И. Крамской. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника.

В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. В ней есть что-то сказочное. г. Красовского), Вид на Волге (соб. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России.

  1. Васильев Федор Александрович — пейзажист от Бога
  2. Федор Васильев — художник трагической судьбы
  3. Значение ВАСИЛЬЕВ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
  4. Художник Васильев Федор Александрович
  5. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму.

У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Он создает картины «Заброшенная мельница», «Осень на болоте», много работает. Существует также версия, что Васильев был побочным сыном графа Павла Сергеевича Строгонова, но серьёзных подтверждений эта гипотеза не имеет.

Картина сразу стала событием русской художественной жизни. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872).

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы».

  1. Васильев Федор Александрович 1850-1873
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Репин прозревает, Васильев удивляет
  4. Семья, детство и ранняя зрелость Федора Васильева
  5. Скоротечная «Оттепель» – в живописи и в жизни
  6. Федор Васильев: «Тоскую по России и не верю Крыму»

Небо, занимающее больше половины изображения. Национальное своеобразие его картин волновало все последующие поколения россиян. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние.

Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя.

С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. ВАСИЛЬЕВ Фёдор Александрович, российский художник и график.

  • Напишите отзыв о статье Васильев, Фёдор Александрович
  • Отрывок, характеризующий Васильев, Фёдор Александрович
  • Роль графа Строганова в судьбе Федора Александровича Васильева
  • Картина, которая принесла знаменитость
  • Шедевры: картина Федора Васильева Мокрый луг
  • Коллекция Государственного Русского музея

Ряд вопросов освещен Крамским несколько субъективно и не вполне оправданно. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. В. умер от чахотки, признаки которой появились после простуды, схваченной им в конце зимы 1870—71 г. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Директор музея В. А.

Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Эта поездка закрепила и расширила полученные Васильевым знания. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Именно Иван Иванович Шишкин с Иваном Николаевичем Крамским и писателем Григоровичем после смерти Федора Васильева организовали его посмертную выставку.

Однако Васильев вскоре разглядел, насколько мало общего в их работах с истинной поэзией и искренним чувством и как много заученной манеры и внешних эффектов и пришел к выводу, что ни один из самых модных западных пейзажистов «перед натурой ни к черту не годится». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.

  • Известные произведения Васильева Фёдора Александровича
  • Васильев Федор Александрович (1850-1873)
  • Фёдор Александрович Васильев, русский художник
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Васильев Федор Александрович в книгах
  • Краткая биографическая энциклопедия

Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. Это увлечение в последствии определило его судьбу. Образы природы приобрели в живописи художника одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств.

В 1871 году Ф. Васильев пишет картину, привлекшую широкое внимание общественности, — «Оттепель», копию которой, несмотря на ее пессимистическую тональность, художнику заказали для императорской семьи. Академии художеств), «Зимний пейзаж» (соб. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Барки» и «Волжские лагуны»., М., 1977. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям.

Фёдор Васильев: 
жизнь и творчество 
художника

Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Как он чувствует пластику всякого листка, стебля. Из произведений Васильева самые замечательные следующие: Приближение грозы (соб.

Он с ранних пор пристрастился к рисованию и, возвращаясь домой из почтамта, занимался рисованием. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). О положении художника говорят его письма к И. Н. жалованья в месяц. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ).

Это потому, что их нет в картине совсем. Из произведений Васильева самые замечательные следующие: «Приближение грозы» (соб. (1868). В своих воспоминаниях он даже называл его учителем, которому стремились подражать все участники поездки. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты.

Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Наследие Васильева включает также много рисунков и акварелей. г. Солдатенкова), Пейзаж (соб. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.

Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Академии художеств), «Оттепель» (соб. Даже в самом первом рисунке Валаамского альбома «Пейзаж с монастырем», очень сложном, по разнообразному мотиву, видно большое умение и чувствуется более или менее оформившийся индивидуальный почерк художника. Вместе с тем, сколько в этой картине заключено глубины и силы возвышенных чувств, готовых раскрыться любому, кто в нее всмотрится. В этом пейзаже нет ничего эффектного и в то же время нельзя оторвать глаз от войлочных туч, нависших над вязкой дорогой, убогих лачужек и двух фигурок, тоскливо затерявшихся в бескрайней весенней распутице.

«Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Крымские пейзажи были впереди.

Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». В рисунке он показал себя талантливым мастером.

Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. В 1873 году получил звание почётного вольного общника петербургской Академии Художеств. Оформились его основные эстетические воззрения. Рисуя бок о бок с Шишкиным, Федор постигал много нового для себя. г. Третьякова), «Вид на Волге» (соб.

По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. В Крыму В. провел два года и, кроме множества рисунков, написал две картины: «Болото» и «Крымский вид», за которые ему была присуждена премия от Общества поощрения художеств в 1872 году.

Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Барки» (1870), «Волжские лагуны» (1870) и др. Был близок с И. Н. Крамским. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. И кай он это все запоминает. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя.

При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Государя Императора), «Взморье» (соб. Отметим лишь, что в «Оттепели» художник опоэтизировал простоту сельской природы.

Картина пронизана мыслью о единстве человека и природы, которая небезучастна к его горю. Академии художеств), Зимний пейзаж (соб. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера».

С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. В 1871 году Васильев создает знаменитую «Оттепель», которая стала своего рода рубежом перед завершающим периодом его творчества.

Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865 – 1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. И как он все это острым карандашом чеканит, чеканит, как гравер по медной доске. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К.

в Лондоне. Активность и хваткость, зоркий глаз все подмечавшего художника, точность штриха и линии, огромная работоспособность и неимоверное трудолюбие, удивительное видение момента и места – вот что поражало Репина в Васильеве. Но левый верхний угол слегка светлее. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»).

Барки» и «Волжские лагуны». Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна.

Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. На крыше еще лежит снег. Да еще примите во внимание, сколько мы с ним отмахали веслами сейчас.

Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны.

Большие кисти художник не признавал. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.

В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. П. М. Третьякова). Заболев туберкулёзом, переехал в Крым (летом 1871), где создал последние, наиболее зрелые произведения, отмеченные одновременно эпической трактовкой природы и тонкой печалью («Оттепель», 1871 «Мокрый луг», 1872 «Заброшенная мельница», 1871-73 «В Крымских горах», 1873 все – в ГТГ). Картина сразу стала событием русской художественной жизни. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. гр.

г. Третьякова), Вид на Волге (соб. Федору удивительно везло на хороших людей. Зимой 1870 г. В. сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. Еще большую трудность представляет собой его творческая биография.

Камни. В 1867г. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Зимой 1870 г. Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге и написал картины: «Оттепель», «Вид на Волге» и «Зимний пейзаж», доставившие ему известность. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами.

После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Чтобы как-то поддержать семью двенадцатилетний Фёдор пошёл работать на почтамт, а затем устроился помощником писца в Адмиралтейство. Его работы, выражавшие трепет юной души от соприкосновения с живущей природой, порождают и у современных зрителей, зачастую потерявших какой-либо контакт с ней (с природой), щемящее чувство близкого, родного, но уже навсегда утерянного.

У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. г. Солдатенкова), Мокрый луг (соб. «Безвременная смерть Васильева стала не только его личной трагедией и даже не только трагедией определенного художественного направления, но и невосполнимой потерей для всего русского искусства, отразившейся на ходе его развития в течение десятилетий. Все картины с этой выставки были раскуплены. — пейзажист. По какой причине, неизвестно.

По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком.

гр. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Животные идут в горы медленно, через силу, татарин слез с повозки, чтобы облегчить их учесть. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент).

В картине очевидны украинские черты. Это было в конце мая. г. Солдатенкова), «Мокрый луг» (соб. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Барки» и «Волжские лагуны». г. Звенигородского), «Болото» (соб. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Государя Императора), Взморье (соб.

У меня прямо глаза слипаются, я засыпаю. Напряженно звучит цвет его зелени. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель.

В конце своей жизни Федор Александрович вновь вернулся к темам среднерусского пейзажа. Барки» и «Волжские лагуны». В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.

Родился 10 февраля 1850г., умер 8 сентября 1873 года. почтамт, где получал 3 руб. Этому природному дарованию не требовалась, очевидно, шлифовка в Академии художеств.

Нынешние поколения — не исключение. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Барки» и «Волжские лагуны». Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.

Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. В. — один из самых талантливых русских пейзажистов картины его отличаются поэтичностью и абсолютной гармонией в красках. Третьяков. Васильев не получил высшего систематического художественного образования. Такой родной всем нам пейзаж.

в Лондоне. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Соколова. Но серьезного, систематического образования так и не получил.

Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых— «Вид на Волге. Несмотря на короткую жизнь, Васильев внёс большой вклад в развитие русского пейзажа. Шишкиным делают Федора Васильева известным художником уже в 1868 году: «Деревенская улица», «Возвращение стада», «После грозы». Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены.

В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Особенно сильно его увлекли последние, снискавшие известность в кругах «высокопоставленной» русской публики, как пейзажисты изощренного поэтического чувства. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы.

В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. «Замечаете ли Вы, что я ни слова не говорю о Ваших красках. Зимой 1870г.

Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Для Васильева это были дни упоительного единения с природой, дни самозабвенной работы, дни творческих поисков и замыслов. Она дала ему большой опыт в работе над натурой. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора.

По вечерам посещал Рисовальную школу. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Что-то художник успел написать («В Крымских горах», 1873). Строганова он провел лето 1871г.

Центральное произведение о крымской природе – большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Замечательный пейзажист.

жалованья в месяц. Наиболее удачным, по мнению Крамского, было решение всей верхней части картины, начиная с пригорка за дорогой налево. Изучение природы, творений русских и французских пейзажистов (барбизонской школы), советы и опека старших (И. Н. Барки». При этом столь родной для художника пейзаж среднерусской полосы выполнен по зарисовкам.

Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Васильев работал у реставратора Академии художеств П. К. Соколова и продолжал свои занятия искусством. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие.

Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Соколову. Родители художника жили в невенчанном браке. Академии художеств), «Перед грозой» (соб. Академии художеств), Перед грозой (соб. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались.

Одна из последних работ художника – большая картина «В Крымских горах». С двенадцати лет Федор Васильев был вынужден пойти на службу в почтовое ведомство, на Главпочтамт. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг.

Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Академии художеств), Оттепель (соб., М., 1937 Федоров-А. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).

Апраксина), «Полдень» (соб. Васильев много писал писем в Москву. Лит. : Ф. Васильев. Картина эта глубоко взволновала Крамского.

Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. По предложению гр. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Атмосфера, окружившая будущего художника, помогла ему прочувствовать и осознать перемены, происходившие тогда в и искусстве и вообще в жизни. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Письма Васильева к И. Н. Крамскому, напечатанный в Вестнике Изящных Искусств (1889—1890) освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство.

В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Шишкина. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения.

Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.

Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Итогом поездки на Волгу вместе с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и картины («Вид на Волге. Требовалось срочное лечение и смена климата. Крамского), совместная работа на природе с великим И. И. Государя Императора), Зима (соб.

У Федора рано проявилась способность рисовать. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети.

На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном.

Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).

Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению.

Апраксина), Полдень (соб. г. Звенигородского), Болото (соб.

Картина «Вид на Волге. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.

В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы».

В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. — пейзажист.

Поездка на Валаам под руководством Шишкина была необычайно плодотворной для молодого художника, она закрепила и расширила полученные Васильевым знания. В 1867 году Шишкин и Васильев выставили свои валаамские произведения в Обществе поощрения художников. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Даже ей стало скользко. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным, с которым впоследствии даже породнился— сестра Ф. А. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Шишкина в 1868 году. По предложению гр.

Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Прелестно у него выходили на этюде с натуры эти лопушки на песке в русле Воложки.

Заброшенность видна в окружающей обстановке. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. в имениях его в Харьковской и Воронежской губерниях, но здоровья своего не поправил. Весь свет носился с Фёдором Васильевым.

Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет.

П. М. Третьякова). Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. г. Солдатенкова), «Пейзаж» (соб. почтамт, где получал 3 руб.

Васильев был признан профессиональным художником. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В. сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. Он с ранних пор пристрастился к рисованию и, возвращаясь домой из почтамта, занимался рисованием. Другое замечательное полотно художника «Мокрый луг» написано в 1872 году в Крыму, куда художник вынужден был переехать из-за неизлечимой формы чахотки (по нынешнему — туберкулеза).

В 1870 году Васильев вместе с гг. Какое время года отражено в полотне. Государя Императора), «Зима» (соб. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах.

Васильева Евгения вышла замуж за И. И. В 1870 году Васильев вместе с гг. Крамского и И. И. Учился в Санкт-Петербурге – в Рисовальной школе ОПХ (1865-67), посещал рисовальные вечера Артели художников (был близок с И. Н. Крамским) пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67 вместе с ним совершил поездку на остров Валаам в 1867 году) и испытал его влияние был вольнослушателем Академии Художеств (1871). Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам.

Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. в Лондоне. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). Федор рисовал и писал без устали. Изучал природу.

А позже еще часть полотен приобрел у наследников. В ранних пейзажах Васильева (виды острова Валаам «Перед дождём», 1868-69, ГТГ «Парголово», 1868, Художественный музей, Саратов) ощутимо также влияние живописцев дюссельдорфской и барбизонской школы. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель».