Веласкес Менины

Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в Менинах. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. Мишель Фуко в самом начале «Слов и вещей» разбирает классический пример геральдической конструкции – «Менины» Веласкеса (около 1656 – 1657, Прадо, Мадрид) с их непростым зеркальным построением.

«менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах». Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало. Будничную обстановку вместо парадного зала изобразил Веласкес («Менины»).

Веласкес был придворным художником короля. Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах». «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса.

Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.

Они нищие. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес.

  1. «Менины», Диего Веласкес — описание картины
  2. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  3. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  4. Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)

И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Просто традиция европейского искусства складывалась во многом как традиция театральная, как традиция театрального действа, с кулисами и актерами. Тема Мениппа и Эзопа для Веласкеса имеет абсолютно особое значение.

О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. И в картине «Менины» Веласкес создал свою ненаписанную автобиографию. По словам Лопес-Рэя, ни в одной другой работе художник не расширял композицию так далеко за пределы взгляда зрителя— картина, над которой он работает и король с королевой могут быть лишь представлены в воображении29.

  1. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  2. Менины (картина, Веласкес, 1656)
  3. Загадки картины Веласкеса Менины 1656
  4. Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
  5. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  6. «Менины» Веласкеса: картина о картине
  7. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса "Менины"

Особенно это интересно в картине Хосе де Риберы «Хромоножка». В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Верхняя свободна, более воздушна и легка.

Так вот, мы стоим между девочкой, ее свитой, художником Веласкесом и теми, кого он пишет. Картина написана в южной испанской караваджистской манере, севильской манере.

  1. Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  2. Невообразимый эксперимент Веласкеса
  3. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  4. Как с первого раза подобрать и выгодно купить обувь в интернете: 7 советов бывалого шопоголика
  5. Самое интересное в виде мозаики
  6. Словари и энциклопедии на Академике
  7. «Мы не зрители, мы участники действия»

Другое дело – юг Испании, где очень сильны были арабские влияния. А Веласкес написал себя так, как он видел себя, а он видел себя только художником. Её рождение поначалу было встречено при дворе без особой радости.

Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». И тогда абсолютно другое место занимают сам Филипп IV и его супруга. И он подсказал Веласкесу кое-какие вещи по части живописной техники.

  • Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
  • Загадка самой известной картины Кустодиева
  • 9 пронзительных картин, написанных узниками концлагерей
  • Правда и вымысел о Пабло Пикассо
  • Концертный зал в капелле века во Франции
  • Замысловатые миры австралийского художника Чарльза Блэкмена
  • Антропологический музей в Сан-Диего (США)Открытие Пана

В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44.

На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Влияют ли они на нас. У Тициана это просто другой ракурс его дочери Лавинии.

  1. ИНФАНТА (Менины Веласкеса и Пикассо)

Итальянский плащ длинный, а испанский короткий – до локтя. Это тема духовной свободы, совершенной свободы. Например, человек, который был очень связан с Веласкесом и во многом очень помог ему в живописи, это бельгийский художник Питер Пауль Рубенс. С легкой руки первых биографов Веласкеса долгое время считалось, что художник пишет парный портрет короля и королевы, которые позируют, стоя за пределами картины, перед ней.

Говорили, что он писал кляксами, как венецианцы. То есть это был первый в европейской истории ритуальный социальный костюм, который подчеркивал надменность, отстраненность, высокомерие и одиночество. Он рассказал нам все о себе. До испанской моды носили штаны типа лосин, как у итальянцев. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».

Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Любопытно еще и то, что эти три имени (между прочим, можно назвать здесь и Лопе де Вега и еще очень большое количество людей) особенные. Все почему-то думают, что Веласкес читал Сервантеса. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Действительно, зрители, смотрящие на картину, становятся ее непосредственными участниками, ведь они располагаются рядом либо позади королевской четы. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.

«Менины», Диего 
Веласкес — описание 
картины

Более того, сам гений, может быть, знает, а может и не знает, что он гениален. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Почему они боялись выпускать их за границу – до сих пор не ясно. Так что тема философа, тема свободы и тема дороги между собой связаны. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44.

Они могут только так стоять. Ей всего пять лет. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Они не знают этой темы.

У Веласкеса, наоборот, рама служит всего лишь случайным пролетом, по сторонам от которого и перед которым находится реальность. Свобода несовместима с понятием имущества. Но у нас такое впечатление, что он пишет именно их и они отражены в зеркале.

Несмотря на инквизицию, там существовало наследие гуманизма, существовала венецианская живопись, в которую был влюблен Веласкес, которой он бредил, у которой он учился. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом. Это очень интересно. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Но не в этом дело. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56.

Зазеркалье кинематографическое. Нельзя сказать, что инквизиция особо свирепствовала при Филиппе IV. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. То есть король вступил в инцестуозные отношения.

А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. Это привело к инцесту внутри семьи. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Согласно первой, Веласкес изобразил момент работы над портретом испанского короля и королевы, когда в мастерскую вошла их дочь – инфанта Маргарита. Дон Кихот – тоже свободный герой в дороге, рыцарь печального образа. Нет, автопортрет – это всегда то, что думает художник о том, кто он.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10.

Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Испанцы изобрели корсет.

Он же стоит вместе с ними. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. И вот вырвалась наружу.

Россия не переносит ритуала и придерживаться его не может, ей это надоедает через месяц. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Он обречен на себя. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии.

Есть простой ответ на вопрос, что есть актуальность. Носили корсеты мужчины и женщины их туго затягивали. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Может, если бы они на нас влияли, мы были бы несколько иными. Они не имели права взять в руки деньги. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Помимо инфанты и двух менин, мы можем видеть придворных, наблюдающих за церемонией и двух карликов – любимцев инфанты. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.

А кого же пишет Веласкес. Филипп IV представляет собою пятое поколение Габсбургов на испанском престоле и всегда они женились или выходили замуж за кого-нибудь из своей династии. Он перечисляет античных авторов. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Они были очень несвободны.

Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. И они впервые ввели чулки. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. И еще белый плоеный воротник.

Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. У них перестук каблуков и веер в руках – это было то же самое, что азбука Морзе.

И всегда именно эти люди показывают нам, какие существуют вершины в области возможностей, человеческих свершений. Веласкес словно был прикован к его ноге на короткой цепи. Зачем итальянцам говорить о свободе, когда она у них и так есть. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание».

Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Что это – модернизм. И изобразил его Рибера на холме, а под ним лежит целая страна. Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

На Мениппе плащ путника и шляпа путника. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта».

Он не желал выпускать его за границу. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. И денег он получал меньше личного парикмахера. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.

Но что он рисует. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Говорят, это первая испанская картина, которую Екатерина Медичи купила для Лувра. Но и это еще не все: имужчины и женщины на голове носили очень маленькие шапочки с пером. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Если только есть такие танцовщицы, с таким изгибом бедра и с такой поющей линией тела. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе.

Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Известны биографии всех, кроме самого Веласкеса. Испанцы всегда рассказывают истории. Другая теория утверждает, что королевская чета не находится в поле зрения Веласкеса, вот таким образом он не мог целенаправленно рисовать их, а на самом деле принцесса и художник смотрят в большое зеркало, отражение в котором и позволило запечатлеть Маргариту в один из повседневных моментов.

То есть это тема точки пересечения судеб на путях и дорогах свободного передвижения. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. И особенные они по одной таинственнейшей причине: они все анонимны. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.

А по-своему одновременно и унижали их бесконечно. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции.

Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Очень интересна его гениальная картина, единственная в испанской живописи вообще обнаженная натура – «Венера с зеркалом», которая так странно перекликается с итальянской линией обнаженных женщин. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Мы никогда не ответим на вопрос о природе гениальности. Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами – мифологическое и жизненное слились. Сверхновые ритмы.

Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. И вот эта картина в зеркале написана абсолютно иначе. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.

Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию и двинемся дальше. Неизвестный в дверях. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Строго говоря, «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Русский двор знал самодурство, но ритуала в России не было. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно.

Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. И это потому, что художник пишет кого-то, кто стоит за вашей спиной. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным.

Она сидит в профиль, а другой стороной она отражается в этом зеркале. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Он вынужден следовать своей природе, он в рабстве у своего гения. Вам хочется обернуться. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Чаще всего философы изображаются в дороге или в пути.

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Инфанта примет напиток из рук фрейлины, гофмаршал, который замер, обернувшись, в проходе исчезнет, а вслед за ним немедленно выйдут и король с королевой Художник позволил нам, зрителям, поймать этот момент, уловить движение времени. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя.

Почему так происходит. Не случайно мы сравниваем Николая I и Пушкина с Филиппом IV и Веласкесом. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор.

У него есть изумительный портрет его дочери. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Не стал исключением и Диего Веласкес.

С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Именно тихо. Изобразил так, как будто он – Оливарес на коне на фоне такого же пейзажа на вершине. Это очень интересная игра: идраматургическая и игра характеров. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.

Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. Очень интересно, что художник Веласкес пишет тех, кого он не писал никогда. Когда Веласкес писал Иннокентия X, тот ему деньги дать не мог за свой портрет, так как это было неприлично: идальго деньги в руки не берут, за ними носят их кошелек. А с другой стороны, это все-таки были более вегетарианские времена.

А как писал эту картину Веласкес на самом деле. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Достаточно невзрачная история. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Они изображены на двух высоких вертикальных досках.

Дорога – это свободные люди, которые свободно ходят по дорогам. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. Веласкес хотел получить подтверждение того, что он испанский дворянин. Для Испании в XVI–XVII веках тема внутренней свободы была очень важна. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54.

Мы видим его и мы видим эту группу людей, но он-то их не видит для того, чтобы писать. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Актеры о культуре рассказывают нам много больше, чем знаем мы из оставшихся раритетов или, как сейчас принято говорить, артефактов. Это особая тема для Испании.

А у мужчин это было движение плащом, шпагой и шляпа. Это анонимность гениев.

Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Так он мыслил себе и он поделился этим с нами. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. Так это их изображает Веласкес. То есть было и то и другое.

Но не это главное в полотне. В Лувре она висит отдельно, как одно из первых приобретений. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году.

А с другой – сам бросает вызов богам. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Но Веласкес был смел в своих экспериментах, он умел соединить разнородные мотивы так, что вместе они выглядели естественно. Вот таким образом он не может их писать. Итак, время действия – 1656 год. Это был язык свободы, внутренний язык.

В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. И творчество побеждает. Это ребёнок, лишённый детства.

Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Всё правильно. Находится в музее Прадо в Мадриде. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.

Безусловно, это не единственная трактовка. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. Имя его всегда окружено тайной.

Но это спокойствие весьма обманчиво. В ней Веласкес обращается к нам. То есть это человек, который чувствовал неограниченность своей власти. Вероятно, в стену было вмонтировано очень большое зеркало.

Благодаря этим актерам мы знаем историю больше, чем мы знаем ее из исторических книг. Надо сказать о том, что автопортрет – замечательный жанр живописи. Хотя не следует забывать, что в 1600 году был сожжен на костре Джордано Бруно. Это еще раз подтверждает, что он был человеком очень житейски зависимым. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Таким образом, они были абсолютно заточены в свой костюм. Намечалось обручение испанской принцессы с австрийским императором Леопольдом I. По обычаю, принятому у европейских королевских домов, заинтересованные стороны обменивались специальными торжественными портретами. Может быть, здесь важно развитие драматургии, появление испанской литературы. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.

Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. В случае с картиной «Менины» очень важно, где находится наблюдатель, тот человек, который смотрит на картину.

Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Он просит подаяние, но улыбается озорно, дерзко, весело. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Это его единственный автопортрет.

На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Или это вопросы, на которые мы должны ответить, но еще не ответили. Вот эти яйца, сковородки – все так замечательно написано. А вы незримо присутствуете здесь, внутри картины.

Мы видим, что он пишет короля и королеву. В 1651 году у Филиппа IV и Марианны Австрийской родилась девочка – инфанта Маргарита. И вместе с тем о них никто ничего не знает. И никогда Веласкес не писал Филиппа IV рядом с его второй женой.

Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Это изображение двух философов. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. А Эзоп одет тоже в рубище, подпоясан какой-то тряпкой и перед ним чашка, книги лежат.

Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. И они должны были балансировать головой, чтобы эта шапочка у них не упала. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины».

Ритуально движение, ритуальна одежда, ритуальна система отношений. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Подарки – другое дело. Камзол обязательно был застегнут глухо до подбородка и у мужчин и у женщин. Им давали специальные жетоны.

Куда больше распространены две другие точки зрения. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.

Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Он всегда оставлял в заложниках его семью. В «Венере с зеркалом» (ок. Филипп возглавлял эту империю и был, по всей вероятности, человеком слабым. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8.

Это было прекрасное, широкое и свободное образование. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. А почему в мастерской находится инфанта. Таким образом, нам становится понятным всё, что изображено на этой картине: королевская чета позирует для парадного портрета, а их маленькая дочь прибежала сюда, сопровождаемая менинами, карликами, придворными, чтобы посмотреть на работу художника. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее.

И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Это автопортрет художника Веласкеса. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Филипп – король испанский, принадлежавший к династии Габсбургов. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов.

Получалось, что они не могут согнуть спины. Может быть, он пишет вот эту группу, так как холст очень большой. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. На этом следует остановиться особо.

Здесь этот оксюморон вполне уместен. До сих пор под маской скрыт Шекспир. Мы не знаем, как он ее писал, хотя есть несколько вариантов ответа на этот вопрос.

И Филипп IV никак не хотел выпускать Веласкеса за границу. Это абсолютно иная оценка тех людей, которых он разворачивает перед нами, очевидцами, находящимися внутри картины «Менины». «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Он был волшебником. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. И девочка пришла к тому, кто стоит за вашей спиной. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Кстати и должность он имел примерно такую, как Пушкин. Есть и философские интерпретации. А вот в Испании было ритуально все.

Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Загадка заключается в другом. Не все известно о жизни Сервантеса. Мы не можем оглянуться и посмотреть на тех, кого он пишет, но мы догадываемся, кто это.

В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Это сцены из жизни простых людей. А тема пути – это тема внутреннего духовного поиска. Вот таким образом мы знаем, какие книги он читал.

Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Соль добывали в тяжелых условиях, она была дефицитна и очень дорога. За пределами холста или внутри него.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Подлинный гений, как известно, всегда анонимен. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Он был властителем Испании испанских колоний в Европе, а самое главное, что он был властелином испанских колоний в Южной Америке.

Разумеется, нет. Что это значит. О них знают все, это самые знаменитые имена культуры конца XVI – начала XVII века.

Но что он рисует. По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Собственно говоря, где та точка, с которой он пишет. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Главная тема Испании XVI и XVII веков, главная тема Сервантеса и художников испанского реализма испанского «бодегонес» (таких как Сурбаран и Рибера)– это свобода.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Вспомним, что мы стоим внутри комнаты, между ним и королем с королевой. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину.

Имеет ли право такая трактовка на существование. Мальчик с хромой ногой, с вывернутой рукой, с рано постаревшим лицом, гнилыми зубами. Вряд ли воспитание художника Веласкеса проходило за чтением «Дон Кихота». Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36.

Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Можно выразиться именно так – «играют роль», так как его живопись сродни драматургии.

Но смотрит и художник. Ограничиваясь только самим процессом писания картины, Веласкес, в сущности, не показывает ни оригинала, ни изображения. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». И испанские короли очень любили театр.

На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Сверхновые течения. Ему 57 лет.

В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. А в XVII веке к этому прибавилось еще одна деталь – вердугадо. Вы представьте себе, что он был властителем половины мира. Он был великим маэстро.

Но о том, что он читал, мы знаем точно, на какой литературе он воспитывался, мы знаем точно, так как это известно из того, что пишет Сервантес в своем вступлении к «Дон Кихоту». Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

У него есть замечательная картина «Христос в доме Марфы и Марии». Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Вот в чем вопрос: аписал ли он их.

Инфанта, напротив, ярко освещена. На это указывает отражение в зеркале. Менипп смеялся в аду.

Дважды бывал Веласкес в Италии, где ему очень хотелось бывать. Но рассказывает-то он ее нам.