Веласкес Старая Кухарка
Описание картины «Старая кухарка»
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В другой религиозной картине, написанной во время второго пребывания в Риме и, возможно, последней в этом жанре – в «Короновании Марии» (около 1641) заметно усиление лиловых тонов. И как будто все это есть в «Старой кухарке». Интересны и легенды создания этой картины.
И почти невероятным. Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619). По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ".
Интересно, что Снейдерс не любил изображать на картинах людей. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Новизна художественного мышления проявляется у Веласкеса в разных жанрах. Его наблюдения над феноменами освещения и колорита, совершенно новаторские для его времени, были «востребованы» только в XIX веке импрессионистами и в первую очередь Мане. В картине «Менины» («Фрейлины», 1656, Прадо, Мадрид) показан момент, когда художник пишет портрет королевской четы (с 1623 г. Веласкес был придворным живописцем).
анализ картины Старая кухарка Диего Веласкес очень надо
Еще современниками художника она воспринималась как шедевр. Рваное — это другое дело, да и то это более от доспехов, нежели от времени».
В сущности, очень многое неясно. Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др. ). По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Оно проявляется во многих его работах. Профиль ее похож на тот, который обычно чеканят на медалях. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша.
Так проводится параллель между библейским приготовлением пищи, оставленным ради слов Учителя и современной Веласкесу бытовой сценой, так же приостановленной старой женщиной напоминанием о вечном. На первом плане он изобразил ткачих королевской мануфактуры.
В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Картина необыкновенно характерна для виртуозной манеры Веласкеса – особенно это проявляется в том, как он создает ослепительную гамму красных тонов. Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627). Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Молодая кухарка что-то толчет в ступке.
Диего Веласкес "Старая кухарка", 1618
Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619). По словам историка Хулиана Гальего (исп. ) русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Вся картина пропитана однообразием дней, которые проводит здесь эта пожилая женщина. Все предметы похожи на отлитые из металла.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Они поглощены работой позы и движения их естественны и красивы. Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627).
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Другим крупным мастером первой половины XVII в. был живший в г. Севилье Сурбаран (1598 —1664). И многое другое неясно.
Именно это – основной атрибут царственного начала. («Портрет инфанты Марии Терезии», Портрет инфанты Маргариты», «Портрет шута Калабасильяса», «Портрет мальчика из Вальекаса»). Они даруют людям нечто первостепенно важное, символически бесценное. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Картина впервые упоминается среди прочих бодегонов Веласкеса в 1698г.
Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Недолго думая, Лиотар изобразил девушку в костюме официантки. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.
Описание картины Диего Веласкеса «Старая кухарка»
Абсолютно иная жизненная аллегория представлена в работе Продавец воды из Севильи (1622 год, Собрание Уоллеса, Лондон). Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина. Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»).
Быт как таковой пребывает там, где можно видеть извечные обыденные предметы, дела, заботы. И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
- Взгляд художника: женщина на кухне
- 10 шедевров барокко, которые нужно знать (10 ФОТО)
- Читать онлайн «Диего Родригес де Сильва Веласкес»
- Жизнь и творчество Диего Веласкеса
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Экскурсии по Эдинбургу и окрестностям
- Шедевры импрессионизма, которые нужно знать (10 ФОТО)
Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. «Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
В плутовском романе Матео Алемана, где устами проходимца глаголет если не истина, то по крайней мере житейская мудрость, сказано: «так уж устроено на свете, что дающий возвышает себя, а принимающий делается ниже его». Но с какой это стати и зачем они такие, на кухне, среди горшков и припасов. Замешивает тесто или взбивает масло.
- Кандинский в Мюнхене: Ленбаххаус — дом «Синего Всадника»
- Лувр 2018 — самостоятельно и с гидом
- Шедевры галереи Уффици (10 ФОТО)
- Шедевры музея Орсе, которые нужно знать (10 ФОТО)
- Отправить запрос на изготовление копии
- Основные вехи жизни и творчества Диего Веласкеса
- Картины Диего Веласкеса в музеях Европы
- Другие материалы из рубрики «Культура»
Благословляющий жест Божьего Сына распространяется не только на них, но и на всю скудную трапезу изображенную в сюжете основной картины. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц.
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. На заднем плане темнота максимально сгущена. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Так и на картине «Кухарка» героиня будто отвлечена кем-то от своего кулинарного занятия. Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию. Сестры Мария и Марфа слушают речь Христа, пришедшего в их дом, оставив свои домашние дела. продана лондонским «Кристис» и с тех пор не покидала Великобритании.
- Код географического местонахождения картин
- код для вставки на сайт или в блог
В «Пряхах» (1657, Прадо, Мадрид) Веласкес воспевает красоту и благородство простой женщины-труженицы. Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Таков смысл испанской пословицы «Еl hidalgo, roto у no remendado», то есть «Идальго в дырах, но не в заплатах». Полотна этой серии характеризуются темным, чаще всего условным фоном. В 1629 году Веласкес отправился в Италию и оставался там до 1631 года. В домашнем хозяйстве XVII века существовало различие в прислуге.
Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Художники знают об этом уже тысячи лет, со времен фараонов. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. в описи имущества фламандского купца Николаса де Омазура, друга Мурильо3. Узнаваемость и открытость смысла не касаются здесь самых главных вещей. Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму — 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства».
Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. И бытовые сцены подходили для такой практики как нельзя лучше. На картине Яна Вермеера фигура женщины с кувшином молока изображена на фоне пустой белой стены — именно эта композиционная простота придает картине выразительность и выделяет ее среди других полотен золотого века голландской живописи. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Где происходит дело. Как правило, хозяева дома относились к молочнице с большим уважением. Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения. В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625). Быт абсолютно не похож на быт. Полотно «Менины» (Придворные дамы) считается лучшим из всего, что создано Веласкесом.
Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Веласкес изобразил кухарку по-настоящему торжественной.
«Старая кухарка» — одна из ранних работ знаменитого испанского художника Диего Веласкеса. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Во время реставрации 1957 года в правом нижнем углу обнаружена дата написания, позволившая связать «Старуху, » с «Христом в доме Марфы и Марии» и отождествить модель на обеих картинах4. Художник отказался от распространенной в живописи XVII в. парадно-аллегорической трактовки исторических событий.
Другие искали таинства и философию в евангельских сюжетах, в античных мифах. Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др. ). Но уверенность в своей чести наполняет этого плебея. Беднота величава.
У каждого народа есть свои почитаемые «податели благ», герои истории, легенды, мифа. Картина Старая кухарка (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) является ярким примером этого жанра. Происходит какое-то значительное, во многом таинственное действо (а оно и должно быть таинственным). В домашнем хозяйстве XVII века существовало различие в прислуге. 1657).
«Шоколадница» — одна из наиболее известных картин Жана Этьена Лиотара. Пока что, в Севилье, его главный герой — человек демократический.
Наиболее известно его произведение «Погребение графа Оргаса». По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Все предметы похожи на отлитые из металла. Историческая тема по-новому интерпретируется в картине «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид).
Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). Академическая идеальность отсутствует. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625). К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Особенно удачно исполнены кастрюля с яйцами и руки персонажей.
Мурильо написал также большое количество картин бытового содержания. Их позы, движения и жесты сдержанны и величавы. В эдинбургский музей поступила в 1955 году. Эта картина Яна Вермеера известна также под названиями «Девушка/женщина/служанка с кувшином молока» и «Кухарка». Чаще всего его героями становились женщины и дети. Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти. С неё было сразу же сделано несколько копий. Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. Почему он такой.
Непонятно, что же именно связывает старуху и мальчика, кем они приходятся друг другу. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. То не мелочь — или, может быть, такая «мелочь», которая подводит к самому главному.
Прекрасно передан солнечный свет, струящийся из окон, чудесны переливы красок. Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию. Чьей именно кисти принадлежит данное изображение, остается загадкой. И бытовые сцены подходили для такой практики как нельзя лучше. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Вскоре после возвращения из Ируна в Мадрид Веласкес скончался.
Почти царственной. Летом 1623 Веласкес предпринял вторую поездку в Мадрид. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.
Они видны и в характере передачи атмосферы и пейзажа в полотне «Святой Антоний Аббат посещает Павла-Отшельника» (до 1640). Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Плебей с королевской осанкой. Его занятие, конечно, плебейское, но он совсем не слуга.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму — 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства». В 1813г. Кажется, что художник о чем-то таинственно умалчивает. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Но для этих достаточно трудоемких процессов женщина сидит слишком вальяжно. Быт как таковой пребывает там, где можно видеть извечные обыденные предметы, дела, заботы.
В «Триумфе Вакха» художник соединил античный миф с изображением обыкновенных веселящихся пьяниц. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.
И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Кстати, что именно она делает — не очень понятно. Может- слуги одного дома или вообще не знакомые друг другу люди. Было бы странно и даже дико заниматься таким выяснением. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день.
По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. На заднем плане полотна, крепкий юноша, с наслаждением допивает свой бокал. «Бодегон» — это картина изображающая типично испанский стол и типично испанских едоков, собравшихся где-нибудь в типичной испанской «бодеге».
Получается, что пожилой мужчина, как бы небрежно предлагает ничего не подозревающему мальчику испробовать чашу любви. Здесь юноши, сидящие за небогатым столом, весело выказывают свое хорошее настроение. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу.
Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Художники знают об этом уже тысячи лет, со времен фараонов.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ) русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Не «продавец», а дарователь драгоценной, чистой субстанции — вот кто он такой. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Сковорода из глины и ступка невероятно объемны.
Жизненно верно показаны переживания действующих лиц, характеры. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. Использованная мастером светотень крайне интенсивна, так что стена на заднем плане не видна, в отличие от висящей на ней корзины. Такое затемнение в глубине обычно придает картинам оттенок таинственного умолчания. «Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Прадо) и «Пряхи» (ок. Практически все картины, созданные после Италии, можно отнести к числу шедевров. «Слишком правдиво. » — воскликнул, по свидетельству современника, папа, увидев этот портрет.
Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»). Усталая пожилая женщина готовит завтрак из яиц в темной кухне. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Для подобных полотен характерен темный, чаще всего условный фон трапеза простолюдинов изображалась расставленными кувшинами, тарелками, стаканами и скудной провизией, разложенной на белой скатерти или прямо на досках стола.
Этот жанр получил название бодегонес (слово bodegon по-испански означает трактир, харчевня). Здесь у него иные заботы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, чей-то подмастерье или прислуга самой героини. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать.
Какой странный быт, совсем не похожий на быт. Разговоры о быте решительно «не идут» бытовым картинам Веласкеса. Сквозь окна и двери светит солнце и пылинки дрожат в его луче. Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»). Но именно как будто. Спокойная композиция полотна усиливает впечатление примирения.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина. Свойственный художнику артистизм исполнения ярко проявился в этих двух полотнах. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.
В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. «Прачка», «Кухарка, моющая посуду», «Три мальчика, пускающие мыльные пузыри», «Молодая женщина, вышивающая ковер» — на всех этих картинах люди изображены такими, какие они есть на самом деле. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Там он встретил Гверчино и Хусепе Риберу изучал картины Тициана и Тинторетто. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». При этом натура не исправляется.
Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Святой Варфоломей Риберы далек от бесплотных святых Греко.
Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. А таинственность есть один из атрибутов величественного и царственного. Князь был покорен ее красотой и, несмотря на протесты своей семьи, взял девушку в жены. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна.
Победителя художник представил как милостивого человека с рыцарским христианским характером. Веласкес сделал свою кухарку величественной, незыблемой, торжественной.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». После возвращения из Италии в своих работах он стремится наполнить жизнью схемы парадных изображений. Таких веселых едоков охотно изображали в то время художники Италии, Голландии, Фландрии.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). К примеру, в отличие от скотницы, работающей в хлеве, обязанности молочницы были ограничены сферой внутри дома. Мальчишка — слуга или подручный — является перед ней с дыней и графином вина в руках. В1634-1635 Веласкес написал свое первое большое полотно «Сдача Бреды».
В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Знакомство с искусством Италии сделало стиль художника более свободным и блестящим.
Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Несомненно, «Водонос» Веласкеса принадлежит к этой породе «подателей благ». Начав свой творческий путь с написания небольших натюрмортов, составленных из нескольких предметов, Снейдерс впоследствии стал создавать монументальные картины большого формата. Мастер находит неожиданный прием.
Профиль ее похож на тот, который обычно чеканят на медалях. Если в ранних севильских картинах Веласкеса была еще некоторая жесткость, резкость переходов от света к тени, то «Сдача Бреды» чудесно передает воздушную даль, пространство, а мастерски написанные голландские и испанские солдаты и центральные фигуры Нассау и Спинолы свидетельствуют о большом портретном искусстве художника. Творчество Шардена ознаменовало собой рассвет реализма XVIII века. По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо. Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»).
Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). Пластическая выразительность формы передается тончайшими переливами красок. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. В сущности, очень многое неясно.
Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Веласкес сочетает мрачную темноту с высококонтрастным светом используя тонкие оттенки и палитру с преобладанием охровой и коричневой краски. В «Пряхах», крупнейшем произведении позднего периода, художник связал мифологический эпизод и изображением повседневного ремесленного труда. Они, может быть, родственники, а может и нет.
Ему удалось установить прочные контакты при дворе Филиппа IV. Сюжет картины прост: служанка в накрахмаленном белом переднике несет на подносе стеклянный стакан с водой и фарфоровую чашку с горячим шоколадом. Простолюдин стал памятником самому себе.
Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. Где происходит дело. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Чаще всего его героями становились женщины и дети.