Венеция Врубель
Этот пейзаж Михаила Врубеля можно назвать одним из самых поэтичных образов Венеции, при чем не только в русском, но и в мировом искусстве. Словно во избежание смущавшей Врубеля патетики его венецианская поездка началась прямо-таки анекдотом. Для написания заказанных иконостасных образов — Христа, Богоматери и святых Кирилла и Афанасия — Врубель отправился в Венецию, где пробыл полгода. Если первая встреча с византийско-русской древностью в Киеве обогатила понимание Врубелем пластической формы, то Венеция обогатила палитру, пробудила колористический дар».
Солнечная картина, легкая, Венеция Врубеля вся прозрачная в золотисто-солнечном свете. Однажды случился праздник — встреча, личное знакомство с заехавшим в Венецию, заочно Михаилу Врубелю давно известным Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Приезжавший весной на пару недель в Венецию, гостивший у Врубеля Николай Иванович Мурашко сразу ее узнал. В Венецию Врубель поехал не один.
Там Михаил Врубель изучает фрески в венецианских соборах, дворцах, храмах Равенны, словно ищет в них то, что даст ему силу и вдохновение обрести самого себя.
Не уцелело ничего: ни его исповедей, ни ее ответов. «Избирательное сродство» росло день ото дня. Род. Воздействие сильнейшее. Большие перспективы открывал для храмовой православной живописи (которую как раз в те времена из падчериц российской Академии художеств перевели в главный жанр государственной идеологии) написанный Врубелем в Венеции иконостас.
Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Выдвинутая Праховым идея отправить вместе с ним выпускника Киевской рисовальной школы пришлась по душе как Мурашко, организатору школьной учебы, так и его земляку (оба из Глухова) Ивану Николаевичу Терещенко, который, будучи миллионером, школу субсидировал, а в качестве молодого, университетски образованного знатока искусства всяко способствовал развитию учеников. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Как было его сохранить. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.
- Глава седьмая ВЕНЕЦИАНСКИЙ АЛЬБОМ
- Описание картины Михаила Врубеля «Венеция»
- Михаил Врубель в Киеве и Венеции
- Врубель, Михаил Александрович: биография
- Врубель Михаил Александрович («Венеция»)
И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Там произошло его последнее возвращение к жизни. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Бесподобное равновесие между условным знаком и теплой человечностью. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. У Гёте это узнающее собственный внутренний код и потому необоримое притяжение обозначено заглавием «Избирательное сродство» и, между прочим именно при чтении этого романа юный Врубель проникся к Гёте «самым глубоким восторгом». Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.
- Венеция цвела сиреневым, что Врубель
- Врубель Венеция живопись чистая 1959
- Коллекция Государственного Русского музея
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Жизнеподобие (лидирующий элемент античной классики) сокращено почти до схемы, зато на первый план выведен скрытно организующий любую форму ритм. На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой санаторий. Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса».
Он стал есть и спать, прояснились мысли, стал много, с прежней увлеченностью рисовать – и через несколько месяцев вышел из лечебницы здоровым человеком. Но и не только это. Кроме того, шутил Прахов, Гайдук будет полезен, «чтобы Врубель не заскучал в Венеции от одиночества».
Внимание Врубеля ретроспективно развернуто в предысторию – туда, где сквозь колористические феерии Тициана, Тинторетто, Веронезе маячит, «брезжит» свет византийских мозаичных позолот со стен соборов Сан Марко и Торчелло. И это свойство быть воплощенным духом превращений есть собственно то, за что мы любим эти «вещи», что составляет их неувядаемую прелесть. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Но, поскольку это именно итоговые выводы, отложим их до весны, приведем под конец главы. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог.
- «Действительный студент» Михаил Врубель
- «Дивная патетическая симфония» Врубеля
- Сочинение по картине Врубеля «Венеция»
- Основные даты жизни и творчества Врубеля
Фактически Врубель отправлялся в Европу, чтобы получить вдохновение. В колорите картины – контрасты. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ).
Масса фигур, застывших, плоских и разного размера в разных группах. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Кроме того, шутил Прахов, Гайдук будет полезен, «чтобы Врубель не заскучал в Венеции от одиночества». Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Весной 1905 года Врубель снова ощутил знакомые симптомы приближения недуга.
Но даже тут свет глаз осиливает, побеждает физическую грубоватость черт. Как и все искусство художника, его портретная живопись остро психологична. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Все здесь подвержено метаморфозам.
Она, бесспорно, дала ему мастер-класс по части независимости без натуги. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Еще в 1885 году, сразу после возвращения из Венеции, Врубель так описывал своего «Демона» отцу «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный и величавый».
А от подготовительных портретов впечатление, что трогал-то и вдохновлял мастера именно контраст наружного несовершенства с победительной внутренней озаренностью. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Мамонтова. Зрелище было более чем необыкновенное: на фоне примитивных холмов Кирилловского за моей спиной стоял белокурый, почти белый блондин, молодой, с очень характерной головой, маленькие усики тоже почти белые. Оторопь берет.
Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. И Врубель уже понимал, за счет чего. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. У его апостолов были живые прототипы.
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Конечно, у Врубеля было преимущество. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Угол Дворца дожей, мост Вздохов, виднеющаяся перспектива улицы достоверны до подробностей и даже написаны с использованием фотографий (Врубель вообще охотно прибегал к помощи фотографий местностей, считая, что глупо было бы не утилизировать такой превосходный подсобный материал). Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.
Это один из его несомненных шедевров. Родился в Омске. Благородный образ Воскресения, лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба Ангел с кадилом и свечой и, наконец, Надгробный плач, потрясающий силой трагического чувства.
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Небезынтересный штрих — сверстники, соученики, давние знакомцы Врубель и Савинский обращались друг к другу по имени-отчеству («дорогой Михаил Александрович», «милый, милый Василий Евменьевич»). В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей.
В Венецию Врубель поехал не один. У его апостолов были живые прототипы. Неординарная дама. Брюсова.
Вспомнить хотя бы петербургские вариации его «Гамлета». ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые.
Он противостоял современному «оптическому натурализму» и тяготел к противоположной системе светоцвета имевшей прецедент в средневековых монументальных техниках – мозаике и витраже. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Но когда происходит изображенный карнавал — в эпоху ли Возрождения или сейчас.
Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). В процессе работы над этой картиной художнику помогали фотографии. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
продолжение. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Названная «невыразимо печальной», она уходит от земли, как бы истаивая и прощаясь с миром тяжелой, четко обрисованной слезой. В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу. Известны некоторые из рисунков Врубеля того периода это «Врубель со своим университетским товарищем Валуевым» (1877), «Маргарита» (1877) – иллюстрация к гётевскому «Фаусту».
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Будь этот «Гамлет» написан после приобщения к системе храмовых росписей, мы бы уверенно сказали, откуда в трактовке героя, шекспировского мученика рефлексии, крупный статично-фронтальный план и взгляд в упор, — ясно же, от иконы. Она подлинно монументальна. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).
Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
Участники интригуют друг друга — переглядываются, делают тайные знаки. Будучи в академии, Врубель много и упорно работает самостоятельно. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. И Врубели и Капустины и профессор химии Дмитрий Иванович Менделеев в Петербурге. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Всё дело в перемене мест известных, непременных изобразительных слагаемых.
Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. «Конечная цель действования именуемого произведение искусства, – вызвать в ком-либо бесконечные превращения» (Поль Валери). Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. 1870-е годы. Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью.
Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио. Дальше было еще смешнее. Врубель провел в Венеции около полугода. Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление.
Даже важнейший в политическом отделении от Византии подвиг — «возвращение» небесного покровителя венецианцев святого Марка, чьи мощи удалось похитить из Александрии, — был совершен хваткими купцами-мореходами Торчелло. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». В центре полотна художник изобразил двух молодых и красивых девушек, они очень нарядные и весёлые, находятся в предвкушении праздника. От пола до потолка, в пять ярусов узловые звенья темы (воскресение мертвых, отделение праведных от грешных, образы ада, рая и т. д. ). Тут затоскуешь. Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности.
Удивительное лицо глядит с этих рисунков: скорее некрасивое, чем красивое, бесконечно трогательное лицо странницы – плат до бровей, как бы припухший рот, расширенные круглые светлые глаза как будто созерцают что-то, другим неведомое. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Из жизни своей Врубель сам творил легенду. У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.
В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный» (1902). Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.
У Праховой это получалось куда легче, совсем естественно. С нынешней техникой дело нехитрое. В Академии художеств Врубель пробыл четыре года, в течение которых его работы были отмечены несколькими медалями. Увезено было все что возможно, включая тесаный камень разобранных городских строений. (1906), необычайно выразительный. Да ведь до них несколько верст.
Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Назад, в раннее утро венецианского искусства тянуло Михаила Врубеля. Столовался Врубель в скромной соседней траттории. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Круг жизни замыкался. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века.
«Эврика. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». На том работа оборвалась, так как зрение стало отказывать художнику – он плохо видел, что делает его рука, путал цвета, брал не те карандаши, какие хотел.
Гимн духовного догмата умягчился нежной итальянской напевностью. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. Напротив: экспрессии хоть отбавляй.
Это один из самых старых праздников в мире. Как относимся, так и знаем. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.
Кирилле», «Св. У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки. Ни мемуаров, ни письменных доказательств завидного женского триумфа.
Зримый триумф духа над плотью. Но удивительное дело: у мемуаристов нет упреков. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.
«Избирательное сродство» росло день ото дня. Врубелевский ангел – если и вестник, то, как говорил Блок о самом художнике, «весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера». Свойство для Врубеля ценнейшее.
Рождается ощущение первозданности. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Если честно, не очень. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. В эти годы он вновь писал демонов. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию.
И Врубель уже понимал, за счет чего. Брюсов был в восторге от портрета, но художник не считал его законченным и продолжал сеансы. На этой картине зрителю представлен венецианский фестиваль.
Не всегда ловко умел проявить излишне напрягался, рисовался. Волнами энергичных ритмов напряжены пульсация пауз и силуэтов, перезвон чеканных линий, перекличка симметричных аккордов. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.
Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Я в спокойствии созерцания изображал, как умел, свой 30-верстный пейзаж, но тихие шаги, а потом устремленный взгляд заставил меня повернуться. Не уцелело ничего: ни его исповедей, ни ее ответов. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Поразительна пластическая лепка лица и рук.
Напротив «Страшного суда», в контраст с его кишащей многолюдностью, одиноко возносится над алтарем Санта-Мария-Ассунта. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, – а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, – Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Эскизы Врубеля не были исполнены на стенах собора.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. С посланиями Михаила Врубеля Эмилия Прахова поступила решительно. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. То есть наверняка был диалог, писала из Киева и Эмилия Львовна. Испытывал, что называется, насущный интерес. «Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану».
Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Предельная одухотворенность, запредельное одиночество. Зримый триумф духа над плотью. Это вот, эти копны сена.
Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Ещё фотографии помогают вспомнить то, что художник плохо запомнил. После бешеных трудовых темпов в Киеве целыми днями праздное, от шедевра к шедевру, блуждание по соборам и галереям.
Ни мемуаров, ни письменных доказательств завидного женского триумфа. Как пропала кипа писем о его тогдашних переживаниях, мы знаем. Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви.
Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». Всё дело в перемене мест известных, непременных изобразительных слагаемых. Бесподобное равновесие между условным знаком и теплой человечностью. Да здравствует дружба чистяковцев. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год.
Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Это всех, знавших хмурый нрав Гайдука, немало веселило. На улице очень много людей, а на заднем плане расположен мост Вздохов и угол дворца дожей. И Врубели и Капустины и профессор химии Дмитрий Иванович Менделеев в Петербурге. Любатович поспешила мне представить «Наш художник Михаил Александрович Врубель» и в сторону мне сказала «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Он тосковал.
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Потребовалось новое, принципиально новое искусство. К началу следующего года он почти умирал.
На уровне. То есть наверняка был диалог, писала из Киева и Эмилия Львовна. Поездка в Венецию была предпринята для написания заказанных иконостасных образов – Христа, богоматери и святых – Кирилла и Афанасия. Гавань превратилась в зловонное болото, жители сбежали от повально косившей малярии. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Фактически Врубель отправлялся в Европу, чтобы получить вдохновение.
Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Такую смелость он сам в себе ощущал, с юности культивировал. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Ну что.
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Он-то после киевских реставраций-реконструкций разглядывал тот же «Страшный суд» храма в Торчелло отчасти уже как сотоварищ константинопольских художников.
И не забудем, что включал этот иконостас четыре живописные композиции. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Но как педагог он сыграл огромную роль.
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886).
Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно – «Пан» (1899). Это находит отражение и в станковом характере рисунков.
Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. Мурашко насмешничал — Врубель восторженно любовался. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Пустынный заброшенный остров идеальный для дум о бренности.
У Гёте это узнающее собственный внутренний код и потому необоримое притяжение обозначено заглавием «Избирательное сродство» и, между прочим именно при чтении этого романа юный Врубель проникся к Гёте «самым глубоким восторгом». Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Больно, горько до слез. Вся меблировка два простых табурета и кровать.
Хотя три мужских лика выразительностью уступают «Богоматери», смотрятся наподобие ее небесных стражей, но и «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий», а в особенности торжественно сумрачный «Христос Спаситель», образы отнюдь не пустые. Достойное решение. В 1896 году на одной из репетиций оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» в Панаевском театре в Петербурге Врубель впервые услышал ее пение.
Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Он воплощение мрачной покорности судьбе в чудесном врубелевском рисунке тушью и акварелью и кажется, «Гайдук накуксился» не столько из-за спитого чая, как поясняет подпись, сколько от путешествия с непредсказуемым опекуном. Исполнены же они так, как никто кроме Врубеля просто не додумался бы. В нем поднимался богоборческий бунт.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся.
Масса фигур, застывших, плоских и разного размера в разных группах. Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь. Все содержавшиеся там наброски, зарисовки, тщательно вырезав, наклеила в альбом — не лишила нас, зрителей изобразительной хроники венецианских трудов и дней художника. Произведение удалось.
Если честно, не очень. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Как пропала кипа писем о его тогдашних переживаниях, мы знаем.
Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Ан нет. Академик Императорской Академии художеств (с 1905).
Исчезли ее письма (может, позже она попросила их вернуть, может, он сам в тяжелую минуту их уничтожил). Врубель предваряет новое требование к прочтению источника, выдвинутое позже художниками Мира искусства и сформулированное Дягилевым. Что они задумали, о чем шепчутся — тайна может быть, недобрая, может быть, с отблеском крови — этот отблеск есть и в. колорите картины. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.
Картину «Венеция» Михаил Врубель написал как раз после возвращения из этого прекрасного и загадочного итальянского города. Афанасий» и «Христос Спаситель». Напротив: экспрессии хоть отбавляй. Исследуются точный состав и взаимодействие красок, грунтовок, лаков, растворителей и т. п.
Будь этот «Гамлет» написан после приобщения к системе храмовых росписей, мы бы уверенно сказали, откуда в трактовке героя, шекспировского мученика рефлексии, крупный статично-фронтальный план и взгляд в упор, — ясно же, от иконы. Ничто, кажется, не мешало. После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова.
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Врубель писал картины на темы pyc.
Он-то после киевских реставраций-реконструкций разглядывал тот же «Страшный суд» храма в Торчелло отчасти уже как сотоварищ константинопольских художников. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Нет, родиться в России с умом и талантом бывает все-таки не худо. Умел Врубель разговаривать с традицией. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Тех миров, которые видели они, мы не видим.
Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». В контакте с Византией прояснялось что-то, к чему он пытался пробиться самостоятельно. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. Может быть, в закладе. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости.
Небезынтересный штрих — сверстники, соученики, давние знакомцы Врубель и Савинский обращались друг к другу по имени-отчеству («дорогой Михаил Александрович», «милый, милый Василий Евменьевич»). Особенно примечательна акварель Голова Демона. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Вдали от богини Врубель переживал счастливейший период своей любви. Потом, впрочем, он склеил разорванный лист, который доныне составляет гордость Киевского музея русского искусства.
В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Перепад был слишком резким. Высота помыслов, а в сущности уныло, однообразно до оскомины. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела.
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Настроение загадочности усилено композицией. Хотя, хотя Врубель ведь, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, той зимой на вечерах у Симоновичей «чертил византийские лики», примериваясь к стилю, в котором предстояло поработать. Но косвенным родством перепутья Михаила Врубеля и Менделеева не ограничились. Увезено было все что возможно, включая тесаный камень разобранных городских строений. Кто бы удержался от использования (в чисто научных целях, разумеется) столь бесценных «биографических источников».
Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).
музей русского искусства, Киев). Демон поверженный был скорбной вехой в биографии Врубеля.
Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.
Как относимся, так и знаем. Но, поскольку это именно итоговые выводы, отложим их до весны, приведем под конец главы. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Сгубил город избыток илистых наносов. Назад, в раннее утро венецианского искусства тянуло Михаила Врубеля. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник.
Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». сказок и опер Н. А. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло. Большие перспективы открывал для храмовой православной живописи (которую как раз в те времена из падчериц российской Академии художеств перевели в главный жанр государственной идеологии) написанный Врубелем в Венеции иконостас. Бессознательно, быть может иконное влияние уже сказалось. Неординарная дама.
Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Часть их приемов он успел опробовать, другие сейчас обнаруживал, впечатывал в память ума и сердца. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Больно, горько до слез. И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца – Демона. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». Демон низринут в ущелье среди скал. Он стремится заглянуть в самую глубину души, постичь сокровенные мысли и чувства.
Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.
В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Читали бы, публиковали, вовсю цитировали Умница Эмилия Львовна. Не позволила посторонним глазам жадно шарить по сокровенным строчкам.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Художнику не удалось осуществить свои замыслы в стенных росписях – его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдается с увлечением, проявляя неистощимое богатство фантазии. Было за что ее боготворить. Врубель писал картины на темы pyc.
В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть. Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. Купить картину или постер Венеция, художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед.
Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Потратьте полчаса, соберите на своем компьютерном экране лучшие, на ваш взгляд, классические версии «Мадонн с младенцами» и поместите среди них «Богоматерь с младенцем» киевского кирилловского иконостаса.
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Он написал акварелью «Ангела с кадилом и свечой», четыре варианта «Надгробного плача», два варианта «Воскресения». Эпизод с беспощадным сожжением чрезвычайно лестной корреспонденции как-то вдруг проясняет, за что же, кроме синих глаз, Врубель так полюбил Эмилию Прахову. Теперь он воспринимал их на редкость сознательно.
«Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Искусствовед Н. М. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). Чистякова (курс не окончил). Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером.
У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Что б вот ей хоть на краю жизни не погордиться, не явить себя миру музой, кумиром, богиней молодого Михаила Врубеля, слава которого к тому времени уже воссияла полным светом. Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу из-за чего получил низшую ученую степень — действительный студент.
Впрочем, Врубеля и не пришлось уговаривать, так как Брюсов ему очень понравился. Некогда Александр Иванов изобразил «Сошествие во ад» как изведение из гробов, воскрешение и ликование праведных. Да ведь до них несколько верст. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.
Любопытно, что Менделеева и Врубеля соединяло сразу несколько жизненных нитей. Исчезли ее письма (может, позже она попросила их вернуть, может, он сам в тяжелую минуту их уничтожил). Рождается ощущение первозданности.
Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Его тянуло на Украину. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Может быть, в закладе. На руках Пресвятой Девы младенец, но рядом с ней никого и ничего, лишь обширная пустота загадочного золотистого сияния.
Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. «. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в Москву. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.
Но Врубель не считал его безнадежным. Это один из его несомненных шедевров. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
Эта большая акварель поразительна. Не поверить, что когда-то это был главный в лагуне, процветающий торговый город. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). В этом гимне что-то торжественное, возвышающее. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Поздние рисунки относятся к разным жанрам.
Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля – образуют здесь феерическое зрелище. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил».
Демон низринут в ущелье среди скал. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь.
мне было все это видеть. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Это черта исконно присущая романтической личности. Даже важнейший в политическом отделении от Византии подвиг — «возвращение» небесного покровителя венецианцев святого Марка, чьи мощи удалось похитить из Александрии, — был совершен хваткими купцами-мореходами Торчелло. Результаты докладываются на специальных чтениях в Академии художеств, публикуются затем в «Вестнике изящных искусств». Художник получает ряд заказов на декоративные панно.
И не забудем, что включал этот иконостас четыре живописные композиции. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов. Финал истории благополучный: Венеция невелика, всем ее извилистым закоулкам приезжие предпочитают простор центральной площади перед собором Сан-Марко, там и закончилась разлука.
Пространство как бы спрессовано. Примерно так и с академией — закиснешь, переучившись в ней. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.
В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Различно направленные волны движений сталкиваются и застывают в причудливом клубке. Нет, родиться в России с умом и талантом бывает все-таки не худо.
Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Безумно жаль утраты. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Врубелевский герой – бездеятельный, пребывающий в самоуглубленном одиночестве ангел безмолвия – то ли из дословесного состояния космических сфер, то ли изгнанный из царства Слова-Логоса в «ночь мира». Воображение Врубеля совершенно определенно было занято поисками парадоксального эффекта «темного сияния». Итак, отсюда ведет свое происхождение врубелевский колорит.
Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.
Изысканный прием, который дает ощущение драгоценной старинности, а навеян, несомненно, белильными штрихами («светами», «оживками») древней иконописи. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Он воплощение мрачной покорности судьбе в чудесном врубелевском рисунке тушью и акварелью и кажется, «Гайдук накуксился» не столько из-за спитого чая, как поясняет подпись, сколько от путешествия с непредсказуемым опекуном.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. В процессе работы над этой картиной художнику помогали фотографии. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году «юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. И все же он нетерпеливо ждал возвращения.
Они олицетворяют чудо, а именно – парадокс конечной бесконечности. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Художник уж конечно видел, что молчаливым терпением Эмилия Львовна не отличалась.