Ворота Тамерлана Верещагин
А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы». В основе сюжета – события XIV века, связанные с Тамерланом. И тут же — «десятки пуль влепились в стену над этим местом, аж пыль пошла». В конце 1868 года художник приехал в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. Василий Верещагин, неоднократно участвовавший в кампаниях русской армии, привозил с поля боя честный репортаж: умирающие люди, причем не только в схватке с врагом, но и из-за глупых ошибок руководства бессмысленная жестокость и варварство тяжелые полевые условия.
С ружьем на руках, он был примером всем. Только его деяния носили еще более суровый характер. Вспоминая свои чувства в тот момент, Верещагин писал: «Война. «Неужели и его расстреляют. » — спросил художник у «генерала Г» и добавил: «Я знаю этого человека за храброго и порядочного».
- Двери Тимура закрывают вход для непосвященных
- Василий Верещагин «Двери Тимура Тамерлана»
- "Двери Тимура (Тамерлана)" Верещагин
- У дверей мечети, Верещагин, 1873
Однако «нелегкая его дернула», признается Верещагин, прежде чем обратиться к генерал-губернатору, заявить коменданту крепости майору Штемпелю, что с этим пленным надо бы поступить иначе и даже высказать собственное мнение: «Он, помните, держал себя порядочно». И кто-то на улице уже прошипел вслед призыв к мести: «Газават». Ассафетида идет сплошными непрерывающимися зарослями верст на 65 в ширину. Но у него к наградам отношение было иное: не в них же счастье, не за это бились. Командующий, предоставив возможность перед своим вступлением в Самарканд уйти из него женщинам и детям, отдал приказ «примерно наказать город, не щадить никого и ничего». Но недолго Голодная степь будет такою оживленною, населенною и сытою. Но вскоре он заметил: что-то менялось в настроении жителей.
Те, кто еще вчера относился к их небольшому отряду если не дружественно, то вполне терпимо, сегодня бросали на них откровенно враждебные взгляды. Они словно возвращают нас в древнюю цивилизацию. По требованию Верещагина беглянку отпустили. Он знал полностью весь Коран, всегда уважал старцев и считался с их мнением, умел говорить на разных языках.
Хотя растение это не дерево, но издали оно кажется небольшим хорошеньким деревцом в аршин и в полтора высоты, с искусно обстриженною кроной. В нем сообщалось, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским «священную войну». Делать нечего, в отчаянии позвал подмогу: «Братцы, выручай. » На его счастье, свои были рядом.
- Описание картины «Двери Тимура (Тамерлана)»
- Василий Верещагин – Двери хана Тамерлана (Тимура), 1875
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- История одного шедевра: «Апофеоз войны» Верещагина
- Название картины: Двери Тимура (Тамерлана)
- Василий Васильевич Верещагин (1842-1904)
- Двери Тамерлана – Дневник Николая Пегасова
- Восток на картинах художника Василия Верещагина
В крепостной стене нет амбразур, ничего не видно. «Апофеоз войны» – единственная картина, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. Завтра я буду у вас».
Но где именно. По фронту ездили конные начальники, рассылались гонцы». Мы можем видеть, как сотни лет назад была выполнена архитектура. Осталось выпрямиться и посмотреть вокруг.
- Верещагин: Двери Тимура (Тамерлана)
- Подпишитесь на новостную рассылку музея
- Верещагин Василий Васильевич: 1 комментарий
- Добавить комментарий Отменить ответ
Узнав о штурме, Назаров тут же решил, что он должен быть вместе с ее защитниками, явился на самое опасное место и постарался успокоить растерянных солдат, бежавших к нему со словами: «Врываются, ваше высокоблагородие, врываются. » Назаров спокойно ответил: «Не бойтесь, братцы, я с вами». В разговорах кое-кто из офицеров уже прикидывал список достойных наград. Интенсивный обстрел со стороны противника уже привел к первым потерям. У него накопилось много работы: надо было писать старую мечеть «с остатками чудесных изразцов, когда-то ее покрывавших», да еще этюд весьма живописного афганца. С этой минуты, вспоминал художник, они с Назаровым были неразлучны все дни штурма.
Летом 1867 года двадцатипятилетний Василий Верещагин вернулся в Петербург из Парижа. «Мне бросилась в глаза, — писал он, — серьезность настроения духа солдат во время дела». «Жители города, — писал Верещагин, — видя, как их единоверцы бежали что есть мочи, поспешили запереть перед их носом ворота, так как боялись своих солдат более, нежели христианского войска Они послали к победителю депутацию из главных граждан, между которыми были мулла и аксакалы и на другой день сражения один отряд русской армии вступил в Самарканд с генералом Кауфманом». В итоге война была выиграна.
Но спокойно поработать художнику не удалось. Вся Голодная степь, сколько мы ни ехали ею, была покрыта этими ползучими тварями. На пути к селению Ура-Тюбе спутники предупредили начальника отряда, что здесь, в ущелье, где течет река Як-Су («Белая вода»), места опасные и часто бродят карака, то есть разбойники.
Геройское поведение художника отметил (пожалуй, в прессе это была первая публикация о действиях Верещагина в Самарканде) в статье, опубликованной в «Военном сборнике» в 1870 году, участник обороны города штабс-капитан Черкасов. Юноша, страдавший от болезни четыре месяца, уже на следующий день после принятия порошка почувствовал себя намного лучше. Воспоминаниями о том, что довелось тогда пережить, художник поделился лишь 20 лет спустя, в очерке «Самарканд в 1868 году», опубликованном в журнале «Русская старина». Впрочем, крепостная стена в нескольких местах разрушилась и в ней виднелись проломы. Верещагин достает из кармана револьвер и говорит проводнику: «Успокойся, друг мой.
И Верещагин, по собственным его словам, «отступился: одним больше, одним меньше». Теперь им воля, при русском владычестве. В конце концов, русские взяли город. Генерал ответил: «Скажите Константину Петровичу, для вас его отпустят». Вероятно, теперь был сезон их любви. ». Верещагин всё острее ощущал жажду перемен.
Не прошло и дня, как подтвердились слухи о подходе к городу большого отряда войск эмира. Он обескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение на своем пути. Полотно не имело аналогов в русском искусстве, представляя новый тип исторической картины. Не слишком ли засиделся он в городе.
Мы видим изысканно украшенные старинные тяжелые двери. Я хорошо помню и искренно говорю, что ни разу мысль о какой бы то ни было награде не приходила мне в голову». Пришлось вновь изображать лекаря, действуя по принципу «не навреди». С ним согласился и Кауфман — до него дошли слухи о поднятом в Самарканде восстании. Под нижние рожки седла засовываются продольные палки и уже сверху в их навешиваются тюки.
Художник Василий Верещагин был мастером своего дела. Тамерлан был очень умен.
Падение же крепости не только означало бы неизбежную смерть всех ее защитников, но и, уверен Верещагин, «было бы бесспорным сигналом для общего восстания Средней Азии».
И тут его преподаватель и друг А. Е. Эти арбы очень напоминают китайские. А над дверью посередине был изображен лев солнца, а по краям точно такие же изображения.
Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х годов. Как же были удивлены ее посетители, увидев картины, столь далекие от обычных батальных полотен, прославлявших русское оружие. Верблюдов здесь видимо-невидимо. Вот художник, раздосадованный тем, что умелый вражеский стрелок поражает вокруг него одного солдата за другим, позволяет себе крепкое словцо в адрес противника и тотчас же солдаты останавливают его: «Нехорошо теперь браниться, не такое время».
Вскоре Верещагин уехал в Петербург. «Я всю жизнь горячо любил солнце.
Нагляделся-таки я досыта, до отвращения, можно сказать, на этих черепах. Это знаменитая Голодная степь. После окончания выставки Верещагин снова отправился в Туркестан, на этот раз через Сибирь.
Но это заступничество за парламентера было коменданту очень неприятно и он холодно ответил: «Напротив, он был дерзок, позвольте уж мне лучше знать». Его сравнивают с Чингисханом. Столицей он сделал город Самарканд. Куда только ни посмотришь: впереди, назади, направо, налево – сплошные леса какого-то могучего и своеобразного растения. Верещагин был точен в каждой детали.
Селение Пскент Приближаясь к Ходженту. И тогда, вспомнив, что был когда-то неплохим гимнастом, художник полез на стену сам, невзирая на крики Назарова: «Василий Васильевич, не делайте этого. » Но вот он уже наверху, согнулся под гребнем стены. По преданиям и записям в древних книгах, Тимур Тамерлан наложил проклятие на всех, кто осмелится нарушить его покой. мирных жителей.
Киргизы попадаются все чаще и чаще. Тот растерянно бормотал: «Вот так штука, вот так штука. » На вопрос художника: «Неужели так плохо. » — Серов ответил: «Пока еще ничего, но у нас 500 человек гарнизона, а у них, по моим сведениям, двадцать тысяч». Начало штурма застало Верещагина у Бухарских ворот крепости.
Надо хоть на мгновение подняться над стеной, посмотреть «Офицеры, — писал Верещагин, — посылали нескольких солдат, но те отнекивались смерть почти верная». Станция Мурза-Рабат Ходжент. И так близко от меня. Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким.
В одной из таких вылазок Верещагину, опередившему товарищей в азарте преследования, довелось сойтись врукопашную во дворе сакли с двумя узбеками-сартами. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада.
человек. Наступила весна, расцвела природа. Он участвовал в обороне осаждённого Самарканда, был ранен и получил Орден Святого Георгия 4-го класса «В воздаяние за отличие, оказанное во время обороны цитадели г. Самарканда, с 2 по 8 Июня 1868 года».
Нигде я не видал такого изумительного обилия черепах, как в Голодной степи. В самой Центральной Азии. Напротив того, мы опять среди тука и обилия. Множество скота бродит по этим лугам, множество народа встречается на каждом шагу и везде кругом виднеются становища кибиток, кишлаки, потонувшие в садах, длинные ряды тополей. По созданным эскизам художник работал два года в Мюнхене.
Киргизы тут ямщики, киргизы тут и лаучи, то есть верблюдовожатые. Вскоре участь пленного была решена: «Расстрелять». Стало быть, это не только верблюжье, но и еще хлопковое царство. О том, почему генерал Кауфман решил идти на Самарканд при угрозе газавата со стороны бухарского эмира, написал участник этого похода и впоследствии видный военный деятель России А. Н. Куропаткин в книге «Завоевание Туркмении»: «При таком положении дела неизбежность вооруженной борьбы с Бухарою стала очевидною.
В это время было принято решение запечатать гробницу. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант. К тому же он стал сомневаться в том, что скоро сможет наблюдать битву: «Так надоели песок, пыль и пыль, которую я видел везде вместо настоящих сражений». В 1869 году он при содействии Кауфмана организовал в столице «туркестанскую выставку». Меня взять не так просто и вот этим я перебью пять-шесть ваших карака».
Сам же художник хотел сказать абсолютное иное. Пребывание в большом селении Бука поначалу складывалось вполне спокойно. Через двор от этих строений находился великолепнейший самаркандский дворец. Необходимо распределить очень равномерно тяжесть этих тюков на обе стороны седла. Немудрено, что эти необъятные одуряющие заросли изгнали из себя всякую жизнь. На подступах к Самарканду шли бои русских отрядов с воинами эмира.
И на седьмой день осады, вспоминал Верещагин, усталый и грязный «молодой джигит», счастливый тем, что он остался жив и с честью выполнил опасное поручение, принес осажденным радостную весть, встреченную дружным «ура. ». Над этими садами и холмами возвышались громадные древние мечети. Вспомнив о просьбе Н. А. Северцова, Верещагин начал собирать для него коллекцию скорпионов. Тимур Тамерлан, чьи двери охраняют стражники – это великий завоеватель.
Голодная она потому, что в ней абсолютно нет воды. Но куда бросать через стену гранаты, чтобы поразить неприятеля наверняка.
Тамерлану снова вернули покой. И вот уже видны следы недавнего боя — трупы бухарских солдат, мертвые лошади. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А товар здесь все один – хлопок.
Это был герб сеньора самаркантского». В августе 1867 года Верещагин отправился в Ташкент и Самарканд.
Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. За две версты до станции Акчеты (Агашты) ландшафт Голодной степи еще раз резко изменяется.
Любуясь экзотичностью костюмов, роскошной резьбой двери, колористической гармонией, безошибочно чувствуешь дыхание кровавой эпохи. Композиция картины «Двери Тимура (Тамерлана)», как и ее сюжет, необычны. Тяжелые двери, роскошные и изысканные одежды, лук и стрелы. Тем самым он расположил к себе влившегося в ряды защитников крепости Верещагина. Их ждет война, которая будет кровопролитна.
Генерал Гейнс, по характеристике Верещагина, «очень умный и талантливый человек», убеждал, что надо брать Бухару: сопротивления, мол, не будет. Мы, поистине, попали в верблюжье царство. Желание увидеть войну заставило художника несколько скорректировать свой маршрут.
Он убедился, как чрезвычайно трудно в случае массовых «примерных наказаний» отделить действительно виновных от людей, повинных лишь в принадлежности к стану противника. А завоевания были огромных размеров.
А между тем мы въехали не в какие-нибудь бесплодные пески или солончаки. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга». Одного пуля сразила прямо в лоб, другому попала близ сердца. И весь вид киргиза какой-то дикий, полузвериный.
«Я никогда не видел поле боя, — вспоминал эту мрачную картину художник, — и сердце мое облилось кровью». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Опять вся почва покрыта ползущими черепахами. Это бескровное взятие столицы произошло 2 мая 1868 года. Жизнь, движение кругом разноцветные птицы, удоды, сойки, сивоворонки унизывают как яркие каменья бесконечную проволоку телеграфа, стрекочут и перегоняются взапуски друг с другом. Никто ему не мешал.
При таких настроениях важен был пример отваги, бесстрашия. О, Господи, наказал за грехи. После блестящей победы был созван военный совет.
Солдаты и офицеры по окончании боя добродушно подшучивали над художником, вспоминая его отчаянную борьбу и крики о помощи, будто бы просил он: «Спасите. » Но и этот боевой эпизод и другие отважные действия Василия Васильевича — именно так, с легкой руки полковника Назарова, все в крепости стали почтительно называть примкнувшего к ее защитникам художника — свидетельствовали о его геройстве и презрении к смерти. Она бежала из дома.
Мне захотелось поближе посмотреть тревогу сражений и я немедленно покинул деревню, где рассчитывал пожить гораздо дольше». И если не имеет, то выяснить личным наблюдением, от чего это происходит». Он воочию увидел, как глубоко коренится в человеческой натуре закон мести, заставляющий даже «добрейших» начальников, подобных К. П. Кауфману, беспощадно карать тех, кого они считали повинными в смерти своих солдат и офицеров.
Малейший перевес на одну сторону уничтожает силы верблюда и потирает ему бока. Недалеко от Самарканда Верещагин присоединился к русскому отряду, в котором был купец Хлудов со своим караваном.