Врата Ада Роден Где Находятся
Словари и энциклопедии на Академике
Сильное впечатление производит «Мученица», лежащая, судорожно корчась, на земле. По мнению специалистов, его подделки порой лучше оригиналов, однако Ги Эн явно направил свой талант не в то русло и в итоге оказался в тюрьме. Но старость для Родена – лишь звено жизненного пути. Повторения, варианты произведений Родена, античные, восточные скульптуры, фрагменты архитектуры придают медонскому собранию пестрый, эклектичный характер.
Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами26. Скульптор был подавлен, однако от экспериментов в творчестве не отказался. Скульптору было выдано, помимо аванса, 35 тысяч франков на отливку статуй в бронзе. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён37.
- Вечный идол: 15 шедевров Огюста Родена
- Скульптуры Родена: фото с описанием
- Скульптуры Огюста Родена – главные шедевры
- Огюст Роден: скульптуры их фото и описание
- Огюст Роден – гений с каменным сердцем
Центральным образом «Врат Ада» Огюст Роден видел сидящего на глыбе человека, мыслителя, философа, в мрачном раздумье рассматривающего шествующую мимо него процессию. Он не тронул шляпу Не послужило ли это приговором его творению. Об этом сам скульптор заявил с присущей ему искренностью: «Я стал делать лучше с тех пор». Позже скульптура «Побежденный» превратилась в «Бронзовый век» и символизировала пробуждение с одновременным предчувствием страдания. «Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви23. Он писал впоследствии: «В поисках заработка мне пришлось изучить все нюансы моего ремесла. Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол»3113. Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога43.
Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. А вот «Та, что когда-то была прекрасной Ольмиер» — полуобнаженная, постаревшая ее дряхлое тело символизирует трагедию жизни каждой женщины. Добровольцы в исподнем белье, босыми, с повязанными вокруг шеи верёвками, согласно обычаям того времени, должны были вынести ему ключи от Кале. И вот – заказ на оформление входа в парижский Музей декоративных искусств. Отчаявшись, Эдуард прервал атаки в феврале 1347 г. и перешел к осаде.
- «Мыслитель»: малоизвестные факты создания знаменитой скульптуры Огюста Родена
- Огюст Роден: жизнь и творчество художника
- Огюст Роден: биография и лучшие работы
- Памятник Бальзаку (1890-е годы)
- Часы работы и правила посещения
- Скульптурные шедевры Огюста Родена
Не отвечавший требованиям и канонам академической красоты подход шокировал публику. Скульптор хотел заполнить их фигурами, символизирующими все человеческие страсти и пороки. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Рудьер помечал копии своим клеймом.
Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. Время и революция оставили следы на облике усадьбы: здание требовало реконструкции, а сад — ухода. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать.
- Другие скульптуры Огюста Родена
- Как с первого раза подобрать и выгодно купить обувь в интернете: 7 советов бывалого шопоголика
- Самое интересное в виде мозаики
- Галерея работ Огюста Родена в связи с его ДР
- Биография великого французского скульптора Огюст Родена
- Основные работы французского скульптора Огюста Родена
- Интересные факты из жизни художника
По решению городских властей монумент был установлен перед Пантеоном. Чтобы защитить его, Габриель Мурей организовал общественную подписку, чтобы собрать средства на приобретение монумента для Парижа.
ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. Копий «Мыслителя» известно сейчас более 50 и одна из бронзовых копий хранится в Музее изобразительных искусств им. Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. Еще три скульптуры купил музей дОрсе.
Наиболее известна среди них работа «Поцелуй», созданная автором в 1886 году. Особенно величаво, как бы завершая всю гамму психологических характеристик, решен образ Жана дЭр. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом.
Интенсивные личные и творческие отношения продолжались до 1898 года. Как и многие произведения мастера, критики отвергли эту работу, которая изначально носила название «Франческа да Римини» и была задумана как часть скульптурной группы «Врата Ада». Путь не был лёгким с самого начала.
Каждый из персонажей переживал собственную драму. Оценка Родена менялась с течением времени. Святотатство. Его примеру последовали и другие.
По окончании франко-прусской войны Каррье-Беллёз вернулся во Францию и его незаконченную работу по контракту принял скульптор Антуан-Жозеф ван Расбург, который снова нанял Родена. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Работы Шумова хранятся в Музее Родена76 и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»)7778. Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи1.
Изначально произведение называлось «Побежденный» или «Раненый воин» и представляло собой фигуру обнаженного юноши с копьем. Жюри парижской выставки «Салон» обвиняет Родена в том, что «Побеждённый» – это не более чем слепок с живого натурщика. В качестве ассистентки и модели она помогала Родену в создании многих шедевров. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий)44.
В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. Размер скульптуры «Врата ада» 7 м, они вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры.
Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. Скульптор похоронен в саду и над его прахом торжественно и печально возвышается фигура Мыслителя (1880). Многие фигуры, выполненные для «Врат. » известны ныне как самостоятельные работы. В результате он сделал две скульптуры: Шагающий (эскиз без головы, 1877) и Иоанн Креститель (1878).
Целью Родена было знакомство с искусством Возрождения, в особенности с великими скульпторами прошлого Микеланджело и Донателло13. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз14. Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи. Скорее, считается, на Родена повлияли Шарль Бодлер и символисты в его работе над «Вратами ада». Роден заранее прибыл в Брюссель для подготовки выставки и встречался с потенциальными клиентами.
В этой работе Роден хотел изобразить движение таким образом, чтобы обе ноги героя твёрдо стояли на земле и вес был чётко распределён между ними. Однако памятник получил символическое звучание. Обнаженный титан сидит, подперев подбородок рукой.
Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя»63. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, Франческа и младший брат её мужа (на скульптуре можно видеть, как он держит в руке книгу), были убиты ревнивым супругом. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли.
Роден то и дело возвращается к работе над «Вратами ада», этой великой мечте, превратившейся в кошмар. Роден коллекционировал предметы искусства. Скульптор решил использовать случайную составляющую и несмотря ни на что выставить работу, однако салон дважды отверг её.
Не случайно именно в его сильных руках ключ от города. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения65.
В 1893 году на Всемирной выставке скульптуру «Поцелуй» посчитали слишком откровенной для широкой публики и выставили в небольшой комнате, куда можно было попасть исключительно по заявлению. Родену даже пришлось вернуть аванс за нее, так как заказчики не пожелали забирать работу.
Все это заключено в творении Родена, – писал о произведении Райнер Мария Рильке. В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. Некоторые из работ того периода, подписанных ван Расбургом, с большей или меньшей вероятностью принадлежат Родену, однако достоверные доказательства авторства, как правило, отсутствуют11.
Роден не сказал ни слова. Иное дело памятник Бальзаку (1897). Два скульптора сняли мастерскую в Икселе и договорились совместно продавать свои работы, при этом скульптуры, продаваемые в Бельгии, подписывал своим именем ван Расбург, а во Франции скульптуры шли под именем Родена. «Мыслитель царил на площади, — писал Леон Доде, — казалось, что он был специально сделан для нее» Сам того не желая, Роден создал свой самый лучший общественный памятник.
Третья копия находится в Копенгагене. Король обещал пощадить жителей, если шесть самых знатных граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Англичане целый год осаждали крепость, доведя ее защитников до жестокого голода.
Это требование было исполнено. Роден еще никогда в своем искусстве не заходил столь далеко в ирреальность, заявляя, что «копирует натуру». Автор неизвестен.
В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств25. И, наконец, «Скорчившаяся женщина», чье загадочное лицо касается одновременно и плеча и колена в одной из тех необычных поз, которые только в творениях Родена не были непристойными или нелепыми. Роден мучительно бился над Вратами и будь он жив, он наверняка продолжал бы работу. По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры30.
За высокой стеной – густой, разросшийся сад. Когда комиссия изящных искусств Стокгольма не поддержала его решение о приобретении скульптуры Родена «Внутренний голос», шведские художники организовали акцию протеста, а король наградил скульптора Королевским орденом. Сначала скульптура являлась частью рельефной группы больших бронзовых скульптурных ворот «Врата Ада» и носила название «Франческа да Римини» в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII в. из «Божественная комедии» Данте. В 1881 году Роден посетил жившего в Лондоне художника Альфонса Легро, с которым он дружил и у которого учился искусству офорта.
Роден видел будущий памятник массивной стоящей фигурой с крупной головой и телом, скрытым драпировками39. Родену это удалось. Наиболее известный и талантливый производитель подделок — Ги Эн по прозвищу «Бургундский герцог», на складе которого было обнаружено около двадцати тонн подделок роденовских работ. Они не оставляют равнодушных.
Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». Роден и Клодель познакомились в 1883 году, когда он преподавал скульптуру ей и её друзьям. Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. А воздействие «Скорби» усугубляется сочетанием страдания и природной красоты.
Лишь через много лет после смерти Родена скульптура Бальзака была установлена в Париже. Вероятно, они только выиграли, став самостоятельными скульптурами.
Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную»22. Под влиянием бессмертной «Божественной комедии» Данте Алигьери мастер выбирает свою тему: Врата Ада, бездонная пропасть, в которой исчезает бесчисленное множество душ, олицетворяющих человеческие грехи. Его раздумья невеселы, они согнули мощную спину, сделали печальным лицо. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году.
Здесь же мастер сотворил бюст «Человек со сломанным носом», натурой для которого послужил местный житель, лицо которого поразило скульптора своей живостью и экспрессивной выразительностью. Однажды в мастерскую Родена пришел его ученик и друг Антуан Бурдель. Такая композиция открывала новые, дополнительные возможности.
Когда война закончилась Каррье-Беллёз оставил работу над заказом и вернулся на родину. Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки.
В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят12. В этом ему помог в очередной раз скандал: Королевская академия выступила против экспозиции одной из скульптур Родена, которую «целомудренный Альбион» мог счесть непристойной. У него пропало желание продолжать работу.
Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам»18. Но не могло быть и речи о том, что Роден завершит его. В частности, он участвовал в разработке архитектоники фасада «Театра Елисейских Полей», создаваемого по проекту Огюста Перре. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Тут, как в огромном игорном доме, выигрывается и проигрывается состояние – имя ему сила. В Реймсе (Франция) скульптор впервые увидел один из самых известных готических соборов, который потряс скульптора – отсюда его любовь к готической архитектуре, сохранившаяся на всю жизнь. Его поступок глубоко осознан, продуман. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). Так, в 2009 году статуэтка «Мыслитель» размером 72 сантиметра была продана аукционным домом Drouot за 4, 2 миллиона долларов, что стало аукционным рекордом.
Они изначально договорились продавать совместные работы каждый под своим именем. По приказу короля шестеро добровольцев, первым из которых вызвался богатый человек Эсташ де Сен-Пьер, в рубахах и с веревками на шее отправились за ворота, чтобы сложить свои головы за жизни других людей. К сожалению, проработав над «Вратами Ада» 27 лет, скульптор так и не закончил свою работу. Роден был близок со многими французскими импрессионистами, а одним из повлиявших на него скульпторов был его современник Медардо Россо, стремившийся перенести открытия импрессионистов в скульптуру70.
Министерство изящных искусств было вполне удовлетворено. Роден называл ее своим Ноевым ковчегом. Сколько статуй, групп, статуэток, набросков посвящено теме любви.
1 августа город зажег сигнальные огни, уведомив англичан, что жители готовы сдаться. Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери5. В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза19. Это требование было исполнено. «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне34.
Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже7475. Вокруг одной из них и вовсе разразился настоящий скандал. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. В самом деле, когда подходишь к героям Родена, как-то невольно берешь с них мерку, сопоставляешь себя с ними не только физически (по росту), но и морально, нравственно. Корни его творчества лежали в реализме и романтизме153.
Скульптура обрела такую популярность, что до сих пор процветает бизнес по поддельным «Мыслителям». А рядом совсем иной человек. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». От бюста осталась только маска, которую Огюст дерзнул отправить в Парижский Салон. Это статуя Оноре де Бальзака, которая была заказана скульптору Обществом литераторов. Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения.
Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан16. В залах отеля Бирон собраны этюды к нему Бальзак обнаженный, голова Бальзака. Французское правительство предоставило Родену целый павильон на Всемирной выставке 1900 года, проводившейся в Париже.
60 скульптур Родена окружали его бюст, выполненный его талантливой ученицей и помощницей Камиллой Клодель. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора)51. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера14. Но споры вокруг «Мыслителя» продолжались.
«Мыслитель», выставленный в Салоне, стал объектом насмешек со стороны враждебной Родену критики. И вдруг среди страстных прекрасных фигур появляется старуха – Та, которая была прекрасной Ольмиер (80-е годы). Попытки французов прорвать блокаду провалились.
Реймский соборВ 1895 г. Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. В 1880 году Роден выставил Иоанна Крестителя в Салоне и получил за него третью премию. Ему удалось это сделать главным образом благодаря поддержке Уильяма Хенли, директора «Журнала искусств», а также писателя Роберта Льюиса Стивенсона. «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. В 1879 году Каррье-Беллёз, с 1875 года бывший директором Севрской мануфактуры, пригласил Родена работать у него.
Трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но безуспешно. Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет»52. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок и к 1885 г. Музей так и не был создан. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77, бронза). Плавность контура сменилась дробностью, округлость форм -угловатостью.
К сожалению, проработав над «Вратами Ада» 27 лет, скульптор так и не закончил свою работу. Скульптор встречался с писателем и лепил его портрет с натуры. Для выставки было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». В зрелом возрасте Роден был блестящим рисовальщиком и графиком. В 1897-1899 гг. Результат – статуя «Побеждённый», всколыхнувшая всю культурную Францию. Тем временем вновь зазвучало мнение о необходимости сноса и перепродажи строения. Министерство потребовало представить законченное произведение.
Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. В музее посетитель встречается не только с пластикой, но и с рисунками. Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов24. Чувства и мысли Родена – это чувства и мысли с большой буквы. Но самый благожелательный прием Роден встретил в Англии.
Разорвал шаблоны Роден и в другой работе, созданной по заказу мэра города Кале. В результате «Мыслитель» был отлит в бронзе, что придало ему еще больше силы и выразительности и передан мэрии Парижа. Стивенсон воспользовался этим, чтобы отправить в газету «Таймс» громкий протест. Но вернемся в отель Бирон.
Шесть почетных жителей города Кале идут на смерть ради спасения сограждан. «Слишком реалистично», ведь на коне в Франции, да и во всей Европе, академизм – красивый, торжественный, выверенный и холодный. В 1887 году критики переименовали скульптуру. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. К эпизодам из Божественной комедии прибавлялись образы, созданные собственной фантазией.
И такой является она в творении Родена. Но лучшие работы говорят о полнокровном реализме творчества мастера. Представление о Родене еще больше расширяется после поездки в Медон. Вход в музей с улицы Варенн. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне2829.
Почти всегда это рисунки обнаженной натуры. В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. В 1880 году отлитая в бронзе скульптура была выставлена в Салоне ещё раз. Очень жаль.
Эти тени покинули землю и их молчаливое отчаяние еще более страшно, чем все крики ужаса и стенания. Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена.
И все же память о Родене живет и в Медоне, тем более что здесь находится его могила. Роден осознал, что в своей экзальтации он избрал ложный путь.
По замыслу скульптора группа должна была стоять на одном уровне с прохожими, без всякого постамента. Такая ассоциация поддержана богатой традицией в культуре и отправной точкой для фантазии автора послужила монументальная «Божественная комедия» Данте Алигьери. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни»54. Таким образом изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора.
О том, как дорога была для скульптора эта статуя, говорит тот факт, что именно «Мыслителя» он завещал поставить на своей могиле. Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. То же самое делал и его сын Эжен после смерти отца, сохранив прежнее клеймо. Роден в старости стал падок на женскую красоту. Это настоящий герой, самоотверженный, решительный и в то же время исполненный горечи и негодования.
Экспозиция не так уютна, не так насыщена, как в отеле Бирон. Портал состоит из двух створок. Не раз высказывалось мнение, что при работе над «Вратами ада» Родена вдохновляли скульптурные сцены Страшного суда на западных фронтонах средневековых соборов. Иногда проявляются элементы сентиментальности, салонной слащавости, эротики. При этом никаких смиренных или героических поз и взглядов.
Они организовали очень представительную выставку Родена в Доме искусств в Брюсселе. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. Это и «Похититель» и «Убегающая любовь» и «Поцелуй».
В них воспета любовь одухотворенная и поэтичная. Тяжесть рока сокрушила эту троицу, чья физическая сила стала теперь иллюзорной. Она буквально раздавлена камнем, но всё еще держит его и изнемогая, пытается поднять. Справа от отеля Бирон, в тенистой глуши парка, перед посетителем встает еще один образ.
Вот второй-старик, опустивший голову, с трудом передвигает ноги. Пройдя тенистую аллею, подходишь к двухэтажному дому с остроконечной крышей. Первая работа Родена «Человек со сломанным носом» (1864)– отвергнута. В отчаянии он заламывает руку.
Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). А. С. Пушкина в Москве. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина50.
Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу»40. Первое признание пришло к мастеру лишь в возрасте сорока лет, когда его скульптуру «Иоанн Креститель» купил министр изящных искусств А. Пруст. Трижды юный Огюст пытался поступить в высшее художественное учебное заведение Франции, Школу изящных искусств и трижды был отвергнут. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. В 1924 г. скульптуру разместили на земле, как хотел автор. Тон комментариев в прессе привлек многочисленную толпу посетителей.
Порою скульптор кажется грубым, позы его героев слишком смелыми, а ракурсы рискованными. Обвинения сняты и «Побеждённый» вновь восстановлен в «Салоне». Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде6. В то же время подлинные скульптуры Родена стоят огромных денег. Победы чередовались неудачами известность сопровождалась скандалами, но каждый удар принимался Роденом с неизменным мужеством и верой в себя и высокое предназначение Искусства. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Форма его черепа, наклон великолепного лба, поседевшие волосы, подстриженные бобриком, говорили о твердости и упрямстве. Любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон.
Также, большое влияние на создание шедевра «Врата ада» имела «Божественная комедия» Данте Алигьери, которой был потрясен Роден. Было неясно, что он думал на самом деле. «Врата ада» остались незавершёнными и были отлиты в бронзе уже после смерти мастера. «Мыслитель» первоначально создавался как портрет Данте.
Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города Юсташ де Сен-Пьер, его примеру последовали и другие. Одной из наиболее известных скульптур Огюста Родена является «Бронзовый век». Однако Роден не собирался следовать общепринятым правилам и создал очередной шедевр.
Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году41. Также ему выделили новую мастерскую. Один из смертников не в силах освободиться от мучающего его вопроса: нужна ли жертва. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль38.
Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела»13. Но сама статуя находится не в музее, а на углу бульваров Распай и Монпарнас. Очевидный эротизм этой работы вызвал множество дискуссий. Вы — великий добряк с ужасной бородой, — писал ему мой отец». Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале с середины XIX века.
Вторую купил коллекционер из Англии, но она не оправдала его ожиданий и долгое время находилась позади конюшни. Ноги мужчин сгибаются под непоправимой тяжестью судьбы. В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию. Многие фигуры, выполненные для «Врат» известны ныне как самостоятельные работы.
Роден, очарованный танцорами, посетил оба выступления и оставил серию набросков, которые относят к его лучшим рисункам4647. Его торжественное открытие состоялось в 1906 году. Но самой знаменитой работой скульптора стал всё-таки «Мыслитель», которого Роден вылепил ещё в 1880 году, в самом начале работы и увеличил в 1904.
Это В. Гюго, над проектом памятника которому Роден работал начиная с 1897 года. Ольмиер -трагическая поэма старости, увядания, бессилия. На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. Число этюдов непрерывно росло: сотни рисунков и глиняных фигурок, отдельные фрагменты.
Войдя в мастерскую, Бурдель повесил свою шляпу на один из выступов барельефа «Врат ада». Но мы не находим никакого сходства. Но затем он создает ряд образов, далеких от поэтики Данте. К этому времени Роден уже был известным, хотя и не слишком, по современным меркам, «успешным» скульптором.
Это было. Но в последние годы жизни к нему пришёл оглушительный успех, Роден был повсеместно признан величайшим мастером со времён Микеланджело1364. Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель. Эта работа полностью захватила скульптора. В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график. Непросто определить вклад Камиллы Клодель в творчество своего наставника и любовника. Но Роден продолжал работать над скульптурой.
Уистлер, добряк по натуре, постарался ввести Родена в лондонскую артистическую среду. Например, «Кариатида, упавшая под тяжестью камня» — это несчастная молодая девушка, для которой ее ноша оказалась непосильной. Условие было выполнено, но советники и супруга убедили короля, чтобы он пощадил их. Это не просто портрет, а сконцентрированное, пластическое выражение творчества писателя, всех тех десятков томов, тысяч и тысяч строчек, которые вышли из-под его пера, всей могучей жизненной правды его искусства.
Это стало причиной появления плана сноса и застраивания участка другими сооружениями. И он приостановил работу над этим уникальным творением. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры15. Работам Огюста Родена посвящены три музея. Английская королева исполнилась жалостью и вымолила у супруга прощение для них.
Музей ещё не был построен (он вообще никогда не будет построен), но Роден сразу же с воодушевлением приступил к работе, которой посвятил всю свою оставшуюся жизнь. Откровенное неприятие обществом постигло многие неординарные работы Родена. К каждой своей скульптуре Бурдель подходил как конструктор. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон.
Альбом разошёлся мгновенно45. И воодушевленный мастер берется за работу. Герои его произведений охвачены сильными эмоциями – любовью, болью, отчаянием. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов2113. И она тоже по-своему развивалась.
Тут была жизнь, была тысячекратно в любую минуту, была в томлении и в муке, в безумии и в страхе, в утрате и в обретении. Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног»67. Кроме того, Роден много работал с фотографиями. На самом верху три более отчетливые фигуры ослабевают в борьбе со смертью.
Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины»30. Это и «Похититель» и «Убегающая любовь» и «Поцелуй» Но самой знаменитой работой скульптора стал всё-таки «Мыслитель», которого Роден вылепил ещё в 1880 году, в самом начале работы и увеличил в 1904. Скульптурная группа буквально заполнена драматизмом момента, который передан через напряженные позы, жесты, контрасты динамичных и статичных фигур. По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций64. Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Скульптор убрал копьё и дал своему творению новое название – Бронзовый век. Это художественное определение места писателя в истории французской литературы. Он производил впечатление осторожного, медлительного и очень застенчивого человека.
В период отношений с Камиллой Роден создал большое количество скульптур, главной темой которых была чувственная любовь. А. С. Пушкина в Москве. Великолепно сконструированная группа «Три тени» венчает, словно торжественный гимн скорби, «Врата ада», населенные скопищем человеческих тел, несущих груз страстей и пороков.
О том, как дорога была для скульптора эта статуя, говорит тот факт, что именно «Мыслителя» он завещал поставить на своей могиле. В то же время тело обессиленного атлета выполнено с поразительной анатомической точностью, намного большей, чем в «Бронзовом веке». В итоге его четырехлетний труд был встречен практически единодушным восхищением. Друг за другом проходят перед глазами пленительные образы женщин. Но сколько критики в этом жесте. В 1880 году Родену заказали создание барельефа для входных ворот нового Музея декоративных искусств, строительство которого уже шло в Париже.
В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). Сюжеты – из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. В 1875 Роден уезжает в Италию, где знакомится со скульптурами Микеланджело.
Несмотря на то что композиция не была закончена, она дала начало другим известным роденовским образам («Ева», «Давид», «Поцелуй»). Ее присутствие придавало величие площади Пантеона, она резко отличалась от обычных парижских статуй. Но впоследствии критики переименовали скульптуру и дали ей более отвлечённое название – «Поцелуй». Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы и только затем – в мраморе. Он создал целый монумент, в который вложил историю своей жизни и всего человечества. Слева от главной дорожки скульптурная композиция Врата ада (1880-1917), навеянная Божественной комедией Данте. Ван Расбург – в Бельгии, а Роден – во Франции.
Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. Неподалеку от Врат ада на песчаной площадке стоят Граждане Кале (1884-1886) – одно из лучших произведений Родена. Копий «Мыслителя» известно сейчас более 50 и одна из бронзовых копий хранится в Музее изобразительных искусств им.
За ним музей-ателье. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре.
Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент23. Одну из ранних работ скульптора «Человек со сломанным носом» (авторское название «Портрет Биби») современники вообще не желали замечать, так как она противоречила существующей направленности изображать красивые лица с утонченными чертами. Кале (Франция)Первым согласился отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей – Эсташ де Сен-Пьер.
Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. Все скульпторы, долго работавшие с ним и считающиеся его учениками, принадлежали к классической традиции. В 1916 г. Роден подписал завещание, согласно которому все его работы и рукописи переходили государству. Роден умер от скоротечного воспаления лёгких 17 ноября 1917 г. Вдохновение великий мастер черпал в любви и литературе. О. Роден «Граждане Кале» (1884-1888). Они тоже участвуют в спектакле безграничного отчаяния, разворачивающемся под ними. Роден решил создать образ, который будет напоминать обо всех человеческих грехах, описанных Данте в «Божественной комедии».