Врубель Фото

А. Блок над могилой Врубеля сказал: "Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Реакция была самой разноречивой – от восторгов до негодования и страха.

Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897 все работы – в Третьяковской галерее). 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.

Демон низринут в ущелье среди скал. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. красиво. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.

В марте 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. В нем поднимался богоборческий бунт. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.

  1. Самые знаменитые картины Врубеля
  2. История гениального художника Михаила Врубеля
  3. Краткая биография Михаила Врубеля, картины
  4. Михаил Врубель: от иконы до демона история нового стиля
  5. Врубель Михаил АлександровичКартины и биография
  6. Тринадцать демонов Михаила Врубеля
  7. Михаил Врубель Биография Врубеля

Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. В мае 1903 года Врубели доехали до Киева и остановились в гостинице. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся.

(1884, ГРМ). Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.

  1. Михаил Врубель: рисунки и наброски
  2. Михаил Александрович Врубель ( )
  3. Михаил Александрович Врубель: картины и биография
  4. Врубель Михаил Александрович (1856-1910)
  5. Биография Врубеля Михаила Александровича
  6. Михаил Александрович Врубель биография
  7. Немного биографии иособенности творчества

Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Там произошло его последнее возвращение к жизни. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Он стал есть и спать, прояснились мысли, стал много, с прежней увлеченностью рисовать – и через несколько месяцев вышел из лечебницы здоровым человеком. Самыми замечательными среди рисунков, сделанных в больнице, являются несколько портретов – доктора Усольцева и членов его семьи.

Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Но мечтой М. Врубеля остаётся живопись, он посещает выставки изучает, участвует в спорах о назначении искусства, посещает вечерние классы Академии художеств. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно.

  • «Действительный студент» Михаил Врубель
  • «Дивная патетическая симфония» Врубеля
  • Декоративные панно и другие работы
  • Михаил Врубель: картины с названиями
  • Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный
  • Михаил Александрович Врубель: биография

От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет.

Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.

  • Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова
  • Портрет военного (Печорин на диване)
  • Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы)

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Учился в Академии Художеств. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.

Чистяков разглядел необыкновенную одаренность ученика и выделял его среди других. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Не имевший ранее опыта работы в монументальном жанре, художник за год создал для Кирилловской церкви композиции Сошествие Святого Духа на апостолов на хорах и Оплакивание в нише притвора изображения пророка Моисея и Ангелов с лабарумами (три ангела над телом Христа) иконостас (образы Христа, Богоматери с младенцем, святителей Кирилла и Афанасия Александрийских).

Врубель провел в Венеции около полугода. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.

Она подлинно монументальна. Этот дух не столько зол, сколько глубоко несчастен, он скорбит и страдает. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Нет, не стоит писать.

Тех миров, которые видели они, мы не видим. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение.

Самые знаменитые 
картины Врубеля

Врубель также выступил в роли архитектора в проекте фасада дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891). На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. В 1913 году рядом похоронили его жену, Н. И. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».

Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.

И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П. П. Кончаловского.

В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Но когда художник вернулся, дело росписи уже было передано в руки прославленного живописца Виктора Васнецова. Потом они стали появляться и на московских выставках. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса».

Может быть, в закладе. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.

Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Резковатый наклон головы изломанный разворот плеч, мрачный взгляд из-под широких бровей – мысли героя далеки от созерцательности.

Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. А глаза были материнские – карие. Работу над «Демоном поверженным» Врубель продолжал прямо на выставке.

Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Эта большая акварель поразительна. В 1905 году Врубеля избрали академиком живописи. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).

Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Больно, горько до слез. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин.

Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.

В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Если бы не литература и искусство – тянулись бы дни полковой жизни монотонно. Фон только на этой картине реалистичен. Единственным утешением оставалась музыка. Однако рождение и смерть сына Саввы сильно ударило по психике Врубеля. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887).

Забелу-Врубель. Это вот, эти копны сена. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки21.

Там Врубель начал писать портрет В. Брюсова (1906, ГРМ), но болезнь неотвратимо обострялась, в 1906 году художник ослеп, портрет остался незавершенным. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.

Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.

Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Это один из его несомненных шедевров. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.

Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Он участвовал в оформлении опер композитора Николая Римского-Корсакова Садко (1897), Царская невеста (1899), Сказка о царе Салтане (1900), поставленных в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Его художественные способности проявились очень рано. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи».

На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические. Забелы и др. Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске.

Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову.

В колорите картины – контрасты. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Так началась его душевная болезнь. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Она поражает разнообразием этнического состава.

Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).

Прошение было удовлетворено157. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Мамонтова, Н. И. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.

В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. В сентябре 1901 года у Михаила и Надежды родился маленький Савва, но эта радость была омрачена врожденным пороком мальчика – заячьей губой. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.

Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Эскизы Врубеля для Владимирского собора (вариации сюжетов Надгробный плач и Воскресение) не были воплощены. Его отец, Александр Михайлович, в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, был военным юристом, семья часто переезжала из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где прошли детские годы Врубеля.

Тех миров, которые видели они, мы не видим". То есть вполне в духе времени старался быть личностью универсальной и это у него во многом получалось. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.

Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Через несколько дней он полностью ослеп155.

Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Но летом 1884 года художник остался в чужом городе без всяких средств. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. В Академии он работал по двенадцать часов в день.

В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Уже с 5 лет он увлеченно занимался в рисовальной школе. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. В 1870 году семья Врубеля переехала в Одессу, там Михаил в 1874 году окончил с золотой медалью знаменитую Ришельевскую гимназию, где серьезно изучал литературу историю, французский, немецкий, латинский языки, посещал рисовальную школу Общества изящных искусств.

Блестяще образованный, всегда со вкусом одетый, Врубель был принят везде. мне было все это видеть. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. М. А. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. В 1887 году Врубель вернулся в Киев и, остыв от обиды и возмущения исполнил несколько эскизов к отдельным композициям («Надгробный плач», «Воскресение»).

В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Рассказывают, что однажды летним днем 1884 года, зайдя в киевский ресторанчик, Врубель не смог расплатиться за обед, заявив официанту: "Денег у меня нет, а вот извольте предложить хозяину эту акварель". В 1880 – 1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник.

Это произошло накануне пятидесятилетия со дня гибели Лермонтова. Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал".

Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.

«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Эта картина была задумана ещё в Киеве. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.

Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Художник целиком уходит в работу над «Демоном», душевная тревога и эмоциональное напряжение достигают крайнего предела и провоцируют сильнейший приступ психического расстройства.

Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В 1896-м году состоялась первая персональная выставка художника.

Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).

Его отвезли сначала в Ригу, потом перевели в клинику Сербского в Москву. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Особенно примечательна акварель Голова Демона.

Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Он не смог оставаться в Киеве и уехал в Одессу. Он критически относился к современному искусству. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление.

Он сблизился с "мирискусниками" (хотя А. Бенуа всегда критически относился к его живописным новациям), много выставлялся – на выставках "Мира искусства", венского Сецессиона и пр. Вы художник. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.

Из-за службы отца семья часто переезжала. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби.

Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Искусствовед Н. М. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук).

Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». А. М. сказок и опер Н. А.

продолжение. "Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца, – вспоминал И. Е. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.

Потерявший рассудок Врубель вновь попадает в клинику. портреты С. И. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен.

Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. «. В клинике Сербского наметилось улучшение, хотя свидания с ним были запрещены, но он начал писать жене, в основном, в самоуничижительном тоне. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.

Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Первое впечатление: сумасшедший. В 1890 году, через год после приезда Врубеля в Москву, будет написан "Демон Сидящий".

Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). В 1884 году Врубель уходит из Академии. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать.

Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.

Его супругой стала оперная певица Надежда Забела. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Одновременно с картинами Врубель работал над рисунками к сочинениям Лермонтова, в том числе и к поэме Демон. Савву похоронили на Байковой горе. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды.

Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Хозяин, даже не взглянув на рисунок, поднял скандал. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Вот таким образом, когда к Чистякову обратился его старый друг профессор А. В.

В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Брюсова. У его апостолов были живые прототипы. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». И впервые стал выставляться Врубель.

В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Данный сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.

Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.

Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Прахов с просьбой рекомендовать кого-либо из способных студентов для реставрации древних фресок в храме Кирилловского монастыря (XII в) под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Врубеля со словами: "Лучшего, более талантливого для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать". Афанасий» и «Христос Спаситель».

Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. В 1906 художник ослеп.

В 1903 году, как только состояние здоровья Врубеля стабилизировалось, он вместе с семьей переезжает в Украину. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Интерес к личности поэта не оставлял Врубеля всю жизнь. Отношения с мачехой у Михаила сложились неплохие – она оказалась доброй и любящей, детство мальчика было счастливым.

Неожиданно заболел ребёнок – маленький Саввочка, только начинавший говорить. К началу 1904 года он почти умирал. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы (в феврале 1903 года) и поехал на отдых в Крым. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Но Москва его затянула и навсегда оторвала от Киева. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».

Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Работа не привела к улучшению. Причем "все, что ни сделал Врубель, было классически хорошо", – писал художник А. Головин. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.

«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб часы досуга проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Какое-то время Михаил Александрович страдал бредом, слуховыми галлюцинациями.

Лермонтовского Демона он воспринимал как духа, соединяющего мужские и женские облики. Сон как будто бы стал продолжительнее. Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как Царевна-Лебедь, К ночи, Пан. Врубель учился легко и шёл в классе первым, преуспевая в литературе и языках, увлекался историей, любил читать сестре на каникулах римских классиков на языке оригинала со своим переводом. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».

Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Ладно идите. Но с какой радостью ему вернули акварель, когда он принес долг.

В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Тем не менее, он властен и величав. Тот обед 28-летнего Врубеля стоил всего два рубля. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Колорит картины – это контраст цветов: преобладающий лиловый цвет борется с эпизодическим оранжево-золотистым. Суровым февралём 1910 года он намеренно простаивал под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление лёгких, перешедшее в скоротечную чахотку.

Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Итог его неустроенной киевской жизни подвел отец, навестивший сына в 1886 году. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Врубель писал картины на темы pyc.

Жизнь и творчество Михаила Врубеля стали легендой еще при жизни. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты).

В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Сквозь безумие проглянул гений». Удивительна наследственность Врубеля.

Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. Он перекликается с опустошённостью души.

– Но. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Нестабильности его материального положения способствовал и его характер.

Обстановка в клинике Усольцева вообще не должна была напоминать пациентам об их недугах их не подвергали стеснительному режиму и жили они в одном доме с семьёй своего врача. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. В знаменитой картине "Демон сидящий" (1890, ГТГ) Врубель пишет "молодую, уныло-задумчивую фигуру" среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов.

Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Это было последнее воспринятое его рассудком событие. Участие художника в росписи Владимирского собора ограничилось написанием орнаментов (в боковых нефах), которые уже тогда приводили в изумление свободой творческой фантазии.

В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Вернувшись в апреле в Одессу, художник вновь оказался в ситуации хронического безденежья и семейных размолвок. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.

Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Невзирая на десятилетнюю разницу в возрасте их связывало многое, в том числе на самом глубинном уровне25.

В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Кирилле», «Св. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).

Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. По настоянию отца он должен был стать юристом, однако позже оставил это поприще, чтобы поступить в Академию художеств. В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку166167.

Вдохновенную речь на похоронах произнес А. Блок, назвав художника "вестником иных миров". В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Общее руководство работами принадлежало Прахову.

В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Церемонию прощания открыл поэт Александр Блок. Он чувствовал в себе какое-то болезненное влечение к личности Лермонтова и его гениальным созданиям, особенно поэме «Демон», героя которой Врубель изобразил несколько раз.

Переселение было внезапным, почти случайным. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Им были созданы эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской – Египтянка, Мизгирь, Купава (18991900).

На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». В Киеве русский художник провёл шесть лет изучая под руководством Прахова византийскую иконопись, трудится также во Владимирском соборе. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.

Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».

В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог.

К этому же времени относятся интересные автопортреты. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. На шум вышла его дочь, взяла в руки "странную" картинку. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Пришлось даже пойти в гувернеры. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».

Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Через два дня его не стало. Вскоре у художника снова начались приступы болезни. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. В его даровании раскрылись универсальные возможности.

Как было его сохранить. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Последними его словами были: "Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию. Вессель. В эти годы Врубель создал почти все свои знаменитые картины.

Представители рода Врубелей (от польск. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.

Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Это традиционный реалистический портрет, герой которого не позирует, а наоборот, находится в состоянии задумчивости, в удобной позе, в комфортной и привычной для него обстановке. Сразу выражение его лица изменилось. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.

К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Она была пианисткой, так будущий художник близко познакомился с классической музыкой.

Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Похороны художника состоялись 3 апреля на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. В 1891 году семейство Мамонтовых отправилось в Италию, причём маршруты строились с учётом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.

Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Они были отклонены строительным советом собора. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника.

В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Свадебное торжество проходило в Женеве.

Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Художника помещают в клинику. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.

Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. В эти годы он вновь писал демонов.

Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Тогда он переехал в Москву. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.

Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Прогрессирующая душевная болезнь помешала завершить труд. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.

(1906), необычайно выразительный. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке.

В течение полугода его состояние было настолько тяжёлым, что к нему никого не допускали, даже сестру и жену. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Девяти лет от роду он по памяти копировал Микеланджело. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне. Род. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).

Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.

Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет.

В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации.

Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Круг жизни замыкался. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.

Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.

В этот период Врубелем были созданы панно Венеция (1893), станковые произведения Испания (около 1894) и Гадалка (1895). Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Кушает хорошо— и в своё время. Или это было самоубийство. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».

Они не были приняты, так как расходились с концепцией и традицией изображений в православной церкви. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.

Так и было поначалу. Произведение удалось. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Театр в это время стал вторым домом для художника. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».

Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.

Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Вскоре после ее окончания художник обрел семейное счастье. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Спокойный, но легко увлекающийся, Врубель беспечно относился к деньгам, никогда не торговался с заказчиками и покупателями, отдавая свои шедевры за бесценок, часто уничтожал и переписывал завершенные вещи. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.

Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.

– Ничего нельзя понять, – пожала плечами она. Спустя 4 года его отец вновь женился – на Е. X. Рождается ощущение первозданности. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Так, в невменяемом состоянии и в полном мраке прошли последние годы жизни художника. Врубель жениться на Е. Х. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.

Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. "Врубель, – пишет Головин, – идеально выражал свою мысль. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.

Трагически переживает Врубель страшный удар, в тяжелой больничной обстановке мечтает о синеве неба, о красках весны. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Журнал "Мир искусства" стал помещать репродукции его произведений.

Выбор тематики Врубель сделал еще в юношеские годы. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете.

В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.

Он умер в Петербурге 1 (14) апреля 1910 года в больнице для душевнобольных доктора Бари, умер от воспаления легких. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. В конце июня 1885 года Врубель уехал в Одессу, где возобновил знакомство с Б. Эдуардсом, с которым когда-то посещал рисовальную школу.

Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Усольцева в окрестностях Москвы. Прежде чем написать свои ощущения, я познакомилась с жизнью автора и историей персонажа. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.

На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.

Вессель. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.

Врубеля тут. Меня сильно поразила картина "Пан". Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.

Было решено отправить его в Петербургский университет, расходы на проживание и пропитание брал на себя Н. Х. Вессель, на квартире которого Михаилу предстояло жить14. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».

В Надгробном плаче, который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека двадцатого столетия. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. На следующее утро Усольцев увез Врубеля в Москву, в свой "санаторий". Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».

До тех пор его работы приобретались частными лицами, а в выставочных залах не появлялись. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. "Хоронили Врубеля на Новодевичьем кладбище. Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что писал и Христа и Демона.

Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Одной из его последних работ стал портрет мэтра русского символизма – Валерия Брюсова. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Весной 1905 года Врубель снова ощутил симптомы приближения недуга.

«Демона сидящего» московская публика увидела в 1890-м году. Но и не только это. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. "Демон поверженный" был скорбной вехой в биографии Врубеля.

Те, кто видел историю его болезни, свидетельствуют: все было очень страшно. Да ведь до них несколько верст. Но кризис прошел, его поместили в частную лечебницу доктора Ф. А. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.

Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь.

В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.

По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы— птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения. Нижегородский скандал неожиданно принес художнику известность, а наличие на выставке кроме панно портретов, скульптур и театральных эскизов мастера осветило разные грани его таланта.

Репин, – и какие есть перлы его гениального таланта". Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.

Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.

Для написания иконостаса Врубель совершил путешествие в Венецию (1884-1885). Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.

В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. музей русского искусства, Киев).

У будущего художника не было родного гнезда и связанных с ним воспоминаний.