Врубель Картинки
3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря161 в Санкт-Петербурге. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ).
Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Его супругой стала оперная певица Надежда Забела. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста.
Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. У его апостолов были живые прототипы. Врубель провел в Венеции около полугода.
- Самые знаменитые картины Врубеля
- Михаил Врубель: рисунки и наброски
- Врубель Михаил АлександровичКартины и биография
- Михаил Врубель: от иконы до демона история нового стиля
Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана.
В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной».
Да ведь до них несколько верст. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. продолжение.
- Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
- Краткая биография Михаила Врубеля, картины
- Картины — Врубель, Михаил Александрович
- Михаил Александрович Врубель ( )
- Михаил Александрович Врубель: картины и биография
- История создания картины Врубеля Пан
Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Вессель. В 1884 году Врубель уходит из Академии. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Обсуждали они проблемы сохранения живописи в условиях повышенной влажности и дискутировали о преимуществе письма маслом по цинку, а не по холсту. Данный образ был задуман русским художником во время работы в Киеве, он навеян поэмой Лермонтова и созвучен с эпохой символизма. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.
- Немного биографии иособенности творчества
- «Действительный студент» Михаил Врубель
- «Дивная патетическая симфония» Врубеля
- Все Картины Михаила Врубеля по алфавиту
- Врубель — у истоков русского символизма и модерна
- Врубель как универсальный мастер
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
- Декоративные панно и другие работы
- Михаил Врубель: картины с названиями
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем»
- Описание картины Михаила Врубеля «Демон сидящий»
- Описание картины Михаила Врубеля «Пан»
Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
Рождается ощущение первозданности. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый».
Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Кирилле», «Св.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством.
- Описание картины Михаила Врубеля «Снегурочка»
- Описание картины Михаила Врубеля «Царевна Лебедь»
- Михаил Александрович Врубель: биография
Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Лермонтовского Демона он воспринимал как духа, соединяющего мужские и женские облики. Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
Вскоре после ее окончания художник обрел семейное счастье. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма.
Это традиционный реалистический портрет, герой которого не позирует, а наоборот, находится в состоянии задумчивости, в удобной позе, в комфортной и привычной для него обстановке. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются.
Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Род.
Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Прошение было удовлетворено157. Вся меблировка два простых табурета и кровать. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила.
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. (1906), необычайно выразительный. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Выбор тематики Врубель сделал еще в юношеские годы.
В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.
Керамика позволяла Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии78.
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Так, в невменяемом состоянии и в полном мраке прошли последние годы жизни художника. Это вот, эти копны сена. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. В эти годы он вновь писал демонов. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. В 1896-м году состоялась первая персональная выставка художника. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.
У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Тем не менее, он властен и величав. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. К десятилетнему возрасту у Михаила проявлялись артистические способности, в том числе к рисованию, но театр и музыка занимали в его жизни не меньше места.
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Если бы не литература и искусство – тянулись бы дни полковой жизни монотонно. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным.
Занимается Михаил у П. П. Чистякова, который оказал большое влияние на становление русского живописца. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Фон только на этой картине реалистичен.
Но и не только это. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи. Он чувствовал в себе какое-то болезненное влечение к личности Лермонтова и его гениальным созданиям, особенно поэме «Демон», героя которой Врубель изобразил несколько раз. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Царевна-Лебедь – один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных художником. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Больно, горько до слез. Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии.
Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Она подлинно монументальна.
Как было его сохранить. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.
В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Это один из его несомненных шедевров. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Афанасий» и «Христос Спаситель».
В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Он перекликается с опустошённостью души. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Сон как будто бы стал продолжительнее. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники.
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим.
Это побудило его обратиться к театральной живописи и дизайну костюмов по воспоминаниям современников, он стал собственноручно одевать жену перед спектаклями, переделал костюм для роли онегинской Татьяны112. Учениками П. П. Чистякова были очень разные художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и В. А. Серов. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Брюсова. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Тогда он переехал в Москву. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Тем не менее уже 28 июля состоялось венчание— в Швейцарии— в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Искусствоведы, критики и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Однако рождение и смерть сына Саввы сильно ударило по психике Врубеля.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Через несколько дней он полностью ослеп155. К концу работы демон настолько вырос, что художнику пришлось надстраивать холст, в конечном варианте Демон изображён со срезанной головой. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно. А. М. Интерес к личности поэта не оставлял Врубеля всю жизнь.
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий».
Как передать графически этот простой мотив, казалось бы, небогатый оттенками. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. «Демона сидящего» московская публика увидела в 1890-м году. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Этот дух не столько зол, сколько глубоко несчастен, он скорбит и страдает.
Интересно, что «Богоматерь с Младенцем» он писал с жены своего работодателя, профессора Прахова, будучи влюблённым в неё. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Эта большая акварель поразительна. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием "Демон". В этот же период к Врубелю пришло осознание того, что годы, которые в искусстве чрезвычайно важны, он тратит на чуждую ему дисциплину. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве).
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой.
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Это произошло накануне пятидесятилетия со дня гибели Лермонтова.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.
сказок и опер Н. А. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. В нем поднимался богоборческий бунт. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Привыкнув к интенсивной работе в мастерской Чистякова и в Киеве, Врубель исполнил все четыре больших иконы за полтора месяца и ощущал жажду деятельности и недостаток общения. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Свадебное торжество проходило в Женеве. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву.
Врубель писал картины на темы pyc. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. дают Богатые градации темного и светлого, очень точно найденные соотношения между ними. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Удивительна наследственность Врубеля.
Сильное, грозное произведение. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Воспитанием детей занимался также дядя— профессиональный педагог Николай Христианович Вессель, увлечённый внедрением развивающих игр, домашних представлений.
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Искусствовед Н. М. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.
Произведение удалось. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Одной из его последних работ стал портрет мэтра русского символизма – Валерия Брюсова. Кушает хорошо— и в своё время. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.
Из-за службы отца семья часто переезжала. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации из тридцати – половина относилась к Демону. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. В 1906 художник ослеп. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.
В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки21.
Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». мне было все это видеть. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.
Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. музей русского искусства, Киев).
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. В колорите картины – контрасты. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Эдуардс вместе с К. Костанди пытался в тот период реформировать Одесскую художественную школу и решил привлечь к своим целям и Врубеля. Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Работа не привела к улучшению. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете.
Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
Грандиозность и поистине титаническое величие Врубеля проявилось в поразительной полифонии творчества, универсализме мастерства и оригинальности мышления. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Он критически относился к современному искусству. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Нет, не стоит писать.
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
Общее руководство работами принадлежало Прахову. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
Реакция была самой разноречивой – от восторгов до негодования и страха. Картина, в последствии, стала символом наступающей эпохи – эпохи символизма, религиозного реформаторства, которым искусилась тогдашняя светская культура. Может быть, в закладе.
В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. Прогрессирующая душевная болезнь помешала завершить труд. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело.
Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
«. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Выходом стала командировка художника в Италию— в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. Как мы видим, старец не совсем обычный. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Она поражает разнообразием этнического состава.
Но вот глаз привыкает и начинает различать внутренность шатра персидского принца, устилающие его ковры, самого принца и его одалисок. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте.
В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Однако скорее всего художник создал собирательный образ, в котором преломились черты Э. Л. Праховой— былого объекта поклонения и Н. И. Забелы, а может быть и ещё чьи-то123. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Демон низринут в ущелье среди скал. А глаза были материнские – карие.
Учился в Академии Художеств. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. После окончания академии Михаилу повезло. Работу над «Демоном поверженным» Врубель продолжал прямо на выставке.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Врубель жениться на Е. Х. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Представители рода Врубелей (от польск. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Эта картина была задумана ещё в Киеве. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Экспрессия была свойственна его дарованию изначально, но в ранних вещах он сбивался на утрировку и романтические штампы. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. В. Прахова.
Савву похоронили на Байковой горе. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
Картину не удалось завершить: в самом начале 1906 года стало катастрофически падать зрение, подтвердив диагноз прогрессивного паралича проявилась атрофия зрительного нерва149. Так началась его душевная болезнь. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. А в образе Младенца есть сходство с их дочкой. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В. фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. В клинике Сербского наметилось улучшение, хотя свидания с ним были запрещены, но он начал писать жене, в основном, в самоуничижительном тоне. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.
И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место.